Особенности реализации социальной диагностики жестокости по отношению к детям
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 08.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной диагностики жестокости по отношению к детям 6
1.1 Подходы к пониманию жестокости по отношению к детям и ее виды 6
1.2 Сущность и особенности социальной профилактики жестокости по отношению к детям 11
Глава 2. Эмпирическая реализация социальной диагностики жестокости по отношению к детям 17
2.1 Организация исследования 17
2.2 Результаты исследования 19
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31
Оба родителя работают (мать на дому), материальных трудностей не выявлено.Социально-бытовые условия жизниУдовлетворительныеУдовлетворительныеНеудовлетворительные (в доме грязь, отсутствие готовой еды для ребенка, наличие большого количества мусора, в том числе бутылок).Первичное представление о проблемах семьиНе выявлено, требует уточненияАвторитарный стиль воспитания со стороны отца.Ненадлежащее исполненные родительских правТаким образом, по результатам первичного обследования в первой семье, не было выявлено факторов риска жестокого обращения, помимо слов соседей.При беседе с родителями все отрицали наличие случаев жестокого обращения, помимо отца во второй семье, обосновывая это трудным характером и непослушание ребенка.Отметим, что при анализе документации в других учреждениях, было выявлено, что ребенок второй семьи иногда приходил со следами побоев, однако отрицал, что это было сделано в семье.При беседе с детьми, в целом, все дети, отрицали наличие побоев или иных физических наказаний, при этом, в первой и второй семье, дети сообщали, что их родители их часто ругают (за плохое поведение, оценки, невыполнение домашних обязательств, долгое время прогулок, отсутствие увлечений и прочее).По результатам комплексного анализа, взаимодействия с другими органами, беседы и наблюдения, в таблице 2 оформлены результаты изучения поведения и проблем детей исследуемых семей.Таблица 2 – Общая характеристика обследуемых детейПараметрРебенок 1Ребенок 2Ребенок 3УспеваемостьНизкая, выявлены трудности в адаптации к школьному обучениюНизкая, выявлены частые прогулы по неуважительным причинам, редкая подготовка домашних заданийСредняя, в целом все предметы усвоены на базовом уровнеСфера общенияМолчалив, не смотрит в глаза. По результатам общения с психологом выявлены: тревожность, замкнутость, низкая мотивация ученияАктивен в общении, при этом позволяет нецензурную лексику, хамство в отношении взрослых, в том числе педагогов. По результатам общения с психологом выявлены: агрессивность, повышенная конфликтность, негативизмСпокоен, отвечает только на поставленные вопросы, в остальном молчалив. По результатам общения с психологом выявлены: тревожность, заторможенностьХарактеристика поведенияРезкие перепады деятельности (импульсивность-застенчивость), не смотрит в глава, предпочитает постоянно находится с мамой.Гиперактивность, неусидчивость, наличие вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя), а также разрушающих форм поведения (драки, порча имущества и т.д.)Уравновешенное поведение, при этом выявлено дистанцирование от взрослых и других детей.Таким образом, в поведении и сфере общения каждого ребенка были выявлено определенные нарушения. При уточнении данных о первой семье, было выявлено, что постоянные крики и плач, связаны с нежеланием ребенка учить уроки и ходить в школу, реакцией на что, является крик родителей. При этом родители вместе с ребенком посещают школьного психолога, с целью разрешения данной проблемы.Старший брат, проживающий в данной семье, также подтвердил, что данные ребенок очень болезненно относится к школьному обучению, чем вызваны конфликты в семье.Далее было проведено анкетирование родителей, результаты которого представлены в таблице 3. В данной таблице представлены результаты двух опросников:1. Анкеты-опросника по выявлению различных форм насилия и агрессии у родителей детей школьного возраста, в котором оценка проводилась по нескольким параметрам:- физическая агрессия-вербальная агрессия- психологическая агрессия- раздражение- чувство вины.2. Опросник Басса-Дарки, в котором оцениваются:- индекс враждебности;- индекс агрессивности.Таблица 3 – Результаты анкетирования родителейАнкетаСемья 1Семья 2Семья 3Анкета-опросник по выявлению различных форм насилия и агрессии у родителей детей школьного возрастаМать и отец – наличие чувства виныМать – вербальная агрессияОтец – раздражение, физическая агрессияМать – психологическая агрессияОтец – разрежение, вербальная агрессияОпросник Басса-ДаркиУровень враждебности и агрессивности в норме у обоих родителейМать – высокий уровень агрессивности, нормальный уровень враждебностиОтец – высокий уровень агрессивности и враждебностиМать и отец – высокий уровень враждебностиПо результатам анкетирования родителей, общие тенденции других методов социальной диагностики были сохранены.По результатам проведения всех диагностических процедур был выявлен уровень риска жестокого обращения с детьми и даны краткие рекомендации (таблица 4).Таблица 3 – Результаты и рекомендации по исследованиюСемья 1Семья 2Семья 3УровеньНизкийВысокийСреднийРекомендацииПродолжение работы с психологом для снижения количества конфликтов по причине проблем с обучением у ребенка.Проживание ребенка в семье возможно.Разработка и проведение программы социальной коррекции жестокости по отношению к ребенку, повышение педагогической грамотности родителей.На данный момент возможно продолжение проживания ребенка в семье.Лечение алкогольной зависимости родителей, налаживание детско-родительских отношений. На момент лечения родителей – помещение ребенка в приют, без лишения их родительских прав.Таким образом, выдвинутая нами гипотеза доказана, так как данные условия реализации социальной диагностики позволяют определить реальную ситуацию в семьи, выявить ложные обращения и наметить дальнейшую работу с семьей.ЗаключениеПо результатам проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:1. По результатам теоретического анализа, мы придерживаемся мнения о том Л. М. Беркович, который считает, что под жестоким обращением сдетьми понимают нанесение физического или психологического вреда врезультате намеренных действий или халатного обращения. Жестокоеобращение с ребенком может привести к его смерти, травме и обязательнонанесет колоссальный вред его психическому здоровью.На сегодняшний день дискуссионным остается вопрос о выделение форм и видов жестокости по отношению к детям. Наиболее обобщенной классификацией является деление нафизическое, сексуальное, психическоенасилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.2. Одной из основных технологий социальной работы при выявлении жестокости по отношению к детям, является социальная диагностика. Социальная диагностика представляет собой комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Социальная диагностика является важной составляющей в работе с семьей, которая направлена на повышение уровня социальной защищенности детей от жестокого обращения в неблагополучных семьях.3. В практической части работы, было проведено исследования по реализации технологии социальной диагностики. В рамках выдвинутой гипотезы, для реализации первого условия, были исключены любые групповые формы работы с несколькими семьями, все мероприятия на базе исследуемого учреждения, по месту жительства и т.д. проводились строго индивидуально с каждой семье.Для реализации второго условия, диагностическая работа велась с родителями, ребенком, ближайшим окружениям. Также для реализации принципа комплексности, сбор информации осуществлялся в учреждениях образования, здравоохранения, ПДН, КДНиЗП.Социальная диагностика осуществлялась поэтапно:1) На первом этапе по поступившему запросу осуществлялся выезд по месту жительства, где проводилось обследование жилищных условий, наблюдение за поведением ребенка и родителей. Также на данном этапе проводилась детальная беседа с различными специалистами, которые работают с данной семьей и самим ребенком.2) На втором этапе более подробно проводилось изучение документации в учреждениях образования, здравоохранения и других, для выявления ранее случавшихся фактор жестокого обращения с детьми в данных семьях. Также проводилось анкетирование родителей, с применением элементов психологической диагностики. 3) На третьем этапе по результатам всех проведенных диагностических процедур, делались выводы о фактическом наличии жестокости по отношению к детям и давались рекомендации по дальнейшей работе с семьями.По результатам проведенного исследования было выявлено, что выдвинутая нами гипотеза доказана, так как данные условия реализации социальной диагностики позволяют определить реальную ситуацию в семьи, выявить ложные обращения и наметить дальнейшую работу с семьей.В целом, по результатам проведенного исследования, цель курсовой работы достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.Список литературыАлексеева Л. С. Насилие и дети // Социологические исследования. 2013. N 4. С. 17-33.Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми и его возможные последствия // Психологический журнал. 2016; №14. 110-118.Беркович Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.,2011. 124 с.Беседина О. А. О понятийном аппарате исследования проблемы жестокого обращения с детьми в семьях. // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 13 (304). С. 134 – 139.Богомягкова Оксана Николаевна Жестокое обращение с детьми в образовательной и семейной системе // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. №1. С. 2-6.Волохова Е. С. Основные этапы научного исследования // Молодой ученый, 2016. №6. С. 755-757. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, как субъекты психологической безопасности [Электронный ресурс] / А.И.Донцов и др. - Режим доступа: http://novamfo.ru/archive/7/deti-zhestokoe-obrashchenie (дата обращения 01.04.2019). Дубошеева И. М. Социальная работа по предотвращению насилия в семье. Отечественный журнал социальной работы. 2012. №1. С. 49-52.Иванова Т.Н. Социальная диагностика социально-трудового потенциала молодежи: социологический анализ моделирования // КНЖ. 2016. №4. С 13-17.Курбатов В.И. Социальная работа : учеб.пособие /В.И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2007. 480 с. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004, 208 сОсновы психодиагностики / под ред. А. Г. Шмелева. – Ростов-н /Д.: Феникс, 2006. 544 с.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (в ред. 26.12.2017 г.) // Консультан ПлюсСафронова М.В.Технологии социальной работы: методика оценки риска семейного неблагополучия [Текст] : учебно-методическое пособие / М. В. Сафронова, Л. А. Осьмук ; М., 2011. 94.Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2007. 424 с.Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. М.: Союз, 2017. 358 с.Статистические данные МВД РФ [Электронный ресурс]. URL: https/мвд.рф/(дата обращения 07.04.2019).Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. — М., 2011. 145 с.Таскаракова В. В. Феномен жестокого обращения с детьми // Молодой ученый. 2014, №10. С. 492 – 494.Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей : Учеб.пособие для студ. вузов / Т. И. Шульга. - М. : Дрофа, 2015.254 с.Приложение
1. Алексеева Л. С. Насилие и дети // Социологические исследования. 2013. N 4. С. 17-33.
2. Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми и его возможные последствия // Психологический журнал. 2016; №14. 110-118.
3. Беркович Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.,2011. 124 с.
4. Беседина О. А. О понятийном аппарате исследования проблемы жестокого обращения с детьми в семьях. // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 13 (304). С. 134 – 139.
5. Богомягкова Оксана Николаевна Жестокое обращение с детьми в образовательной и семейной системе // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. №1. С. 2-6.
6. Волохова Е. С. Основные этапы научного исследования // Молодой ученый, 2016. №6. С. 755-757.
7. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, как субъекты психологической безопасности [Электронный ресурс] / А.И.Донцов и др. - Режим доступа: http://novamfo.ru/archive/7/deti-zhestokoe-obrashchenie (дата обращения 01.04.2019).
8. Дубошеева И. М. Социальная работа по предотвращению насилия в семье. Отечественный журнал социальной работы. 2012. №1. С. 49-52.
9. Иванова Т.Н. Социальная диагностика социально-трудового потенциала молодежи: социологический анализ моделирования // КНЖ. 2016. №4. С 13-17.
10. Курбатов В.И. Социальная работа : учеб. пособие /В.И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2007. 480 с.
11. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004, 208 с
12. Основы психодиагностики / под ред. А. Г. Шмелева. – Ростов-н /Д.: Феникс, 2006. 544 с.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (в ред. 26.12.2017 г.) // Консультан Плюс
14. Сафронова М.В.Технологии социальной работы: методика оценки риска семейного неблагополучия [Текст] : учебно-методическое пособие / М. В. Сафронова, Л. А. Осьмук ; М., 2011. 94.
15. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2007. 424 с.
16. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. М.: Союз, 2017. 358 с.
17. Статистические данные МВД РФ [Электронный ресурс]. URL: https/мвд.рф/(дата обращения 07.04.2019).
18. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. — М., 2011. 145 с.
19. Таскаракова В. В. Феномен жестокого обращения с детьми // Молодой ученый. 2014, №10. С. 492 – 494.
20. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей : Учеб. пособие для студ. вузов / Т. И. Шульга. - М. : Дрофа, 2015.254 с.
Вопрос-ответ:
Что такое социальная диагностика жестокости по отношению к детям?
Социальная диагностика жестокости по отношению к детям - это процесс определения и изучения случаев жестокого обращения с детьми в обществе.
Какие подходы существуют к пониманию жестокости по отношению к детям?
Существуют различные подходы к пониманию жестокости по отношению к детям, включая физическую, психологическую и сексуальную жестокость.
В чем заключаются особенности социальной профилактики жестокости по отношению к детям?
Особенности социальной профилактики жестокости по отношению к детям заключаются в предотвращении и предупреждении случаев жестокого обращения с детьми, а также в осведомлении общественности о проблеме и ее последствиях.
Какой метод использовался при проведении исследования социальной диагностики жестокости по отношению к детям?
При проведении исследования социальной диагностики жестокости по отношению к детям был использован организационно-педагогический метод.
Какие были результаты исследования социальной диагностики жестокости по отношению к детям?
Результаты исследования социальной диагностики жестокости по отношению к детям показали высокую распространенность случаев жестокого обращения с детьми в обществе и необходимость принятия соответствующих мер для их предотвращения.
Что такое социальная диагностика жестокости по отношению к детям?
Социальная диагностика жестокости по отношению к детям - это процесс определения и изучения случаев жестокого обращения с детьми в обществе. Она помогает идентифицировать жертв и определить основные причины и формы жестокого обращения с детьми.
Какие подходы применяются для понимания и классификации жестокости по отношению к детям?
Для понимания и классификации жестокости по отношению к детям используются различные подходы. Некоторые исследователи делают акцент на физической жестокости, другие - на эмоциональной, психологической или сексуальной. Есть также подходы, основанные на анализе социальных факторов и контекста, в котором происходит жестокость.
Какие особенности социальной профилактики жестокости по отношению к детям?
Социальная профилактика жестокости по отношению к детям включает в себя несколько особенностей. Она направлена на предупреждение случаев жестокого обращения с детьми, создание безопасной среды для них и предоставление психологической поддержки жертвам. Профилактика должна быть комплексной и включать различные виды деятельности, такие как образование, информационные кампании, работа с семьями и общественные организации.
Что показали результаты исследования социальной диагностики жестокости по отношению к детям?
Результаты исследования социальной диагностики жестокости по отношению к детям показали, что случаев жестокого обращения с детьми довольно много и они имеют разнообразные формы и причины. Большинство случаев жестокости происходят в семьях, но также могут иметь место в школах, детских домах и других учреждениях. Исследование выявило необходимость проведения социальной профилактики и разработки мер для защиты детей от жестокого обращения.