использование игровых упражнений как условие формирования субъективного отношения к природным объектам у младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 60 60 страниц
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 08.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования субъективного отношения к природным объектам у младших школьников 8
1.1.Проблема формирования субъективного отношения к природным объектам у младших школьников в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Особенности формирования субъектного отношения к природным объектам у младших школьников 17
1.3. Роль игровых упражнений в формировании субъективного отношения к природным объектам у младших школьников 23
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования игровых упражнений в формировании субъективного отношения к природным объектам у младших школьников 30
2.1 Исследование уровня субъективного отношения к природным объектам у младших школьников 30
2.2 Работа по использованию игровых упражнений в формировании субъективного отношения к природным объектам у младших школьников 41
2.3 Анализ результатов по формированию субъективного отношения к природным объектам у младших школьников 46
Заключение 53
Список литературы 55

Фрагмент для ознакомления

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Например, игра «Экосистема водоем» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д. Добавлены и использовались такие дидактические игры как: «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое – неживое»; «Птицы – рыбы – звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в условиях окружающего мира) и др.Второе условие гипотезы: организация педагогической работы с детьми с использованием различных форм и методов. Работа с младшими школьниками проводилась в форме занятий, экскурсий, практической деятельности в природных объектах, экологического праздника, выставок работ с использованием различных методов экологического образования – словесных, наглядных и практических. В структуру занятий были включены такие образовательные области, как коммуникативно-личностное (игры), познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие, что позволяло реализовать принцип интеграции. Для того чтобы сделать наш мир лучше, рациональнее использовать ресурсы, предоставляемые нам природой, крайне необходимо вкладывать основы экологического образования в умы подрастающего поколения. Это нужно делать с самого раннего возраста, потому что тогда дети очень восприимчивы к любой информации, и она откладывается в их память на всю жизнь, если правильно ее преподнести.Как вы знаете, лучшая форма, в которой дети запоминают любую информацию - это игра. Разработано много дидактических игр экологического содержания, от самых простых - для малышей, до более сложных, требующих правильного ответа, которые рассчитаны на старшую аудиторию.Экологическое воспитание через дидактические игры пробуждает в детях любовь к окружающимприродным объектам, начиная с самого маленького цветка. Чтобы привить бережное отношение ко всему, что нас окружает, нужно учить детей элементарному, любить все это.Ниже мы приведем список некоторых игр, использованных нами в процессе формирования субъективного отношения к природным объектам:Найти правильное решение:На столе размещены картинки и педагог предлагает выбрать те из них, которые относятся к названному знаку. Например "желтый" - это солнце, курица, банан и т.д. Или "мокрый" - дождь, туман, лужа.Игры об экологии и жизненных циклахИгра в воробья. Разделите детей на семена, Воробьев, ястребов и охотников, в зависимости от количества участников. Воробьи (размахивая “короткими” руками) гонятся за семенами, которые тоже превратятся в Воробьев, если их поймают. Ястребы-воробьи (с «длинными» руками) преследуют воробьев, которые превратятся в ястребов-Воробьев. Охотник стреляет воробьиных ястребов, тыча в них пальцем – тогда они становятся семенами (держа руки близко к телу и прыгая на одном месте). Игра может быть изменена в зависимости от темы. Если вы работаете с водой, жизненный цикл может состоять из зеленых водорослей, плотва, щука и скопы. Как можно изменить игру, чтобы достичь баланса? В Швеции ястребов не убивают охотники, но они, вероятно, умирают естественной смертью, такой как старение. Может быть, охотника можно проиллюстрировать самой смертью.ЛосиПоловина класса - лоси, другая половина - лес (среда обитания). Учащиеся, живущие в лесу, выбирают еду, кров или воду. Лоси показывают, чего они хотят, кладут руки на живот, если хотят есть, кладут большой палец в рот, когда им нужна вода, и кладут руки, как крыша над головой, если они хотят укрыться. В лесу есть еда, вода и кров, чтобы предложить лосям то же самое.Лоси должны стоять с одной стороны поля, а лес должен стоять с другой стороны, спиной друг к другу. Лоси решают, что им нужно (еда и т.д.) и показывают со знаком. Лес выбирает еду, воду или кров, а также показывает знак. По сигналу лоси поворачиваются и бегут к ребенку с правильным для них знаком, т. е. лес остается неподвижным. Лоси, которые не смогут удовлетворить свои потребности, должны оставаться на лесной стороне, в то время как лоси, найдя свой запас, вернут его на свою сторону и, таким образом, увеличат популяцию лося. Игроки леса, которые не забираются лосями, должен оставаться лесом до тех пор, пока их не заберёт лось.Обсудите, как три экологических фактора могут регулировать популяцию лосей.Игра также может быть разбавлена, например, охотником, который пытается поймать лосей, пока они ищут свои "потребности". Охотник бежит со стороны, и когда лосей ловят, они тоже становятся охотниками. Волк может прийти с другой стороны и преследовать лосей. Охотнику не разрешается стрелять в волка, так как он защищен, но если это все равно произойдет, охотник окажется в тюрьме, т. е. должен покинуть поле.ЭкспедицияКомпас экспедиции показывает неверные направления, поэтому специалисты были направлены в совершенно неизвестное место. В ожидании спасения вполне естественно, что они исследуют это место. Разделите детей на небольшие группы (около 3 на группу) и предоставьте им исходные факты и экспертную роль, например:ГеографОни являются экспертами в том, как страна развивалась, и они знают характеристики, происхождение и возраст пород. Например, они могут объяснить, почему эта территория выглядит именно так.АрхеологиОни являются экспертами по человеческим реликвиям и следам бывших культур. Они могут, например, описать, как долго страна была населена людьми.БотаникиОни являются экспертами по растениям и тому, как они адаптировались к различным местам. Например, они могут описать, как первые растения колонизировали поля в этом районе.ЗоологиОни являются экспертами по животным в различных областях и тому, как они адаптировались к местным условиям. Например, они могут описать, как распознать следы некоторых животных.ХудожникиОни являются экспертами, по каким правилам, регулирующим формирование природных объектов для привлечения эстетического смысла. Например, они могут объяснить, почему образовались различные цвета и формы.Шеф-повараОни эксперты по выживанию. Например, они могут рассказать, как найти еду и напитки для участников экспедиции.У групп должно быть время, чтобы другие члены экспедиции смогли посетить их с ознакомительным визитом. Группа показывает место, которое они выбрали, и рассказывает о своих теориях. Необходимо определить серьезность упражнения, т.е. презентация должна быть основана на фактах или фантазиях.Реализация третьего условия – организация взаимодействия с родителями по вопросам экологического образования детей младшего школьного возраста, - происходила следующим образом. В Приложении представлен перспективный план взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста, который разработан в помощь классным руководителям. В него мы внесли такие традиционные формы, как собрание, оформление стендов, газет, и такие нетрадиционные формы работы, как семинар-практикум, педагогическая гостиная, экологическая игра.В плане представлены такие формы работы, как родительское собрание, семинар-практикум, педагогическая гостиная, природоохранные акции. Данные формы взаимодействия с родителями способствуют не только формированию экологических представлений, но выработке практических умений по проведению природоохранной работы вне школы.В младшей школе на уроках естествознания изучаются основы экологии, но в более сложной форме, чем игра. Есть элементы географии и биологии. Дети совершенствуют полученные ранее знания, а также выполняют различные практические тематические работы по экологии. В теплое время года они проводятся после похода в парк или другую живописную местность, после чего им помогают в занятиях за письменным столом.2.3 Анализ результатов по формированию субъективного отношения к природным объектам у младших школьниковКонстатирующий этап экспериментальной работы показал низкий уровень экологических представлений и субъективного отношения к природным объектам. Вследствие этого экспериментальная работа была направлена на реализацию педагогических условий. Контрольный этап экспериментальной работы был направлен на уточнение и конкретизацию основных положений гипотезы, обобщение и оформление результатов педагогического исследования. Определение уровня экологических представлений на контрольном этапе осуществлялось на основе того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе. Результаты диагностики представлены в таблице 4.Таблица №4 – Результаты диагностики экологических представлений старших младших школьников (в баллах)ИмяДиагностическое задание (экспериментальная группа)ИтогоУровень123456Анна К. 2 2 2 2 2 2 12 Высокий Андрей В. 2 2 2 2 2 2 12 Высокий Алена Д. 2 2 2 2 2 2 12 Высокий Артем Х. 2 2 2 2 2 2 12 Высокий Вадим У. 2 2 2 1 1 1 9 Средний Валерия М. 1 2 2 2 1 1 9 Средний Данил С. 2 2 2 2 2 2 12 Высокий Дима Р. 1 2 2 2 1 1 9 Средний Галя О. 2 2 2 2 1 2 11 Высокий Лена У. 2 2 2 2 2 2 12 Высокий Лиля С. 2 2 2 2 2 2 12 Высокий Максим О. 2 1 2 2 1 1 9 Средний Милена Н. 1 1 1 1 1 1 6 Средний Миша Н. 1 1 1 1 1 1 6 Средний Марина А. 2 2 1 2 1 2 10 Высокий Никита Т. 2 2 2 1 1 1 9 Средний Руслан Т. 1 1 1 2 2 2 9 Средний Женя Р. 2 2 2 2 2 2 12 Высокий Алина К.2 2 2 2 2 2 12 Высокий Леша О.1 1 1 1 1 1 6 Средний Кирилл Г.2 2 1 2 1 2 10 Высокий Лида Р.2 2 2 2 2 2 12 Высокий Элина П.2 2 1 2 2 2 11 Высокий Миша У.2 2 1 1 1 1 8 Средний Рома Т2 2 1 2 2 2 11 Высокий ИмяДиагностическое задание (контрольная группа)ИтогоУровень123456Алиса Е. 2 2 2 2 1 1 10 Высокий Алина Ш. 2 2 1 2 1 1 9 Высокий Арина В. 2 2 2 2 1 1 10 Высокий Артем Ш. 1 1 1 1 1 2 7 Средний Дима М. 1 1 1 1 1 2 7 Средний Игорь О. 1 1 1 1 1 1 5 Средний Карина Ш. 2 2 2 2 2 2 12 Высокий Лидия К. 2 2 2 2 1 2 11 Высокий Лиза А. 2 2 1 2 2 2 11 Высокий Мурат Л. 1 1 2 1 1 1 7 Средний Максим С. 1 1 1 0 0 0 3 Низкий Настя А. 2 2 1 2 2 2 11 Высокий Олег К. 2 1 1 1 1 1 7 Средний Оля К. 2 2 2 2 2 2 12 Высокий Оксана Я. 1 2 1 1 1 2 8 Средний Рита Б. 2 2 2 2 2 2 12 Высокий Света О. 1 1 1 1 0 0 4 Низкий Яна К. 1 2 1 1 1 2 8 Средний Паша С.1 1 0 0 1 1 4 Низкий Марго З.1 1 11 21 7 Средний Алеся Н.2 2 1 2 1 2 10 Высокий Иван Е.1 1 0 10 14Низкий Женя В.1 1 1 1 1 1 6 Средний Вика П.1 1 2 1 1 1 7 Средний Дима У.2 2 2 2 2 2 12 Высокий Обобщенные результаты исследования представлены в таблице 5. Таблица №5 – Уровни экологических представлений старших младших школьников, в %ГруппаУровниВысокийСреднийНизкийКонтрольная 44,4 45,511,1 Экспериментальная 61,138,9 Рисунок 3 – Уровни сформированности экологических представлений детей старшего младшего школьного возраста на контрольном этапе эксперимента, в %Динамика развития экологических представлений и субъективного отношения к природным объектам представлена на рисунках 3 и 4. В контрольной группе значимых изменений не произошло. В экспериментальной группе наблюдаются изменения: отсутствуют дети с низким уровнем, в то время как в контрольной группе низкий уровень имеют 11,1% младших школьников остаются на этом уровне. Прирост детей, достигших высокого уровня, в ЭГ составил ,7 %, а в КГ только 5,6%.Рисунок 3. Динамика развития экологических представлений старших младших школьников КГРисунок 3. Динамика развития экологических представлений старших младших школьников ЭГРезультаты исследования субъективного отношения к природным объектам представлены в таблице 6.Таблица №6 – Преобладающий тип субъективного отношения к природным объектам у младших школьников, в %ГруппаТип отношения (установки) к природным объектамэстетическое когнитивное этическое прагматическое Контрольная 38,9 16,7 16,7 27,8 Экспериментальная 38,9 33,322,211,1Рисунок 5 – Преобладающий тип субъективного отношения к природным объектам у младших школьниковВ контрольной группе изменений не наблюдается, а в экспериментальной группе субъективное отношение к природным объектам стало ближе к эстетическому.В ЭГ преобладающим является эстетический и когнитивный тип отношения к природным объектам, т.е. младшие школьники воспринимают объекты природы с точки зрения красоты и познания (38,9% и 33,3% детей соответственно). В ЭГ снизилось количество детей с прагматическим отношением к природным объектам – с 27,8% до 11,1%. В контрольной группе изменения незначительные. Таким образом, результаты исследования показывают, что экспериментальная работа проведена эффективности, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.Выводы по главе 2Результаты показали, что на констатирующем этапе исследования значительная часть детей имеет недостаточный уровень сформированности субъективного отношения к природным объектам. Эти дети имеют разрозненные, бессистемные представления о природных объектах как единой взаимосвязанной системе живых и неживых объектов; не понимают существование различного рода связей и зависимостей в природных объектах; не осознают зависимость жизнедеятельности человека от природных условий; не осуществляют заботу об объектах природы ближайшего окружения. С учетом полученных результатов была проведена работа по реализации педагогических условий воспитания субъективного отношения к природным объектам на основе игр.На основании сравнительного анализа, констатирующего и контрольного этапов исследования по каждому критерию можно сделать вывод о положительных результатах и эффективности проводимого нами исследования.ЗАКЛЮЧЕНИЕПолученные результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены. Формирование субъективного отношения к природным объектам необходимо начинать в младшем школьном возрасте. Способность младшего школьника к восприятию и пониманию объектов и явлений природы в значительной степени строится на эмоциональной, а не на рациональной основе. Формируя у младших школьников субъективное отношение к природным объектам, необходимо обратить особое внимание не только на усвоение необходимой системы знаний о данных объектах или явлениях, но и на умение правильно выразить собственное отношение через конкретные высказывания, суждения и действия, сочетая единство чувств, знаний и деятельности. Процесс формирования субъективного отношения к природным объектам у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия: использование комплекса игр для формирования субъективного отношения к природным объектам и формирования экологических знаний; организация педагогической работы с детьми с использованием различных форм и методов; организация взаимодействия с родителями по вопросам экологического образования детей младшего школьного возраста. Внедрение результатов проведенного исследования осуществлялось на базе МОУ СОШ №64 г. Москва.Результаты показали, что на констатирующем этапе исследования значительная часть детей имеет недостаточный уровень сформированности субъективного отношения к природным объектам. Эти дети имеют разрозненные, бессистемные представления о природных объектах как единой взаимосвязанной системе живых и неживых объектов; не понимают существование различного рода связей и зависимостей в природных объектах; не осознают зависимость жизнедеятельности человека от природных условий; не осуществляют заботу об объектах природы ближайшего окружения. Проведена работа по повышению компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей младшего школьного возраста. В него мы внесли такие традиционные формы, как собрание, оформление стендов, газет, и такие нетрадиционные формы работы, как семинар-практикум, педагогическая гостиная, экологическая игра. На основании сравнительного анализа, констатирующего и контрольного этапов исследования по каждому критерию можно сделать вывод о положительных результатах и эффективности проводимого нами исследования. Проведенная нами экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫРоссийская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон Рос. Федерации № 273-ФЗ: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 29 дек. 2012 г]. – М.: Эксмо, 2014. – 787 с. Абросимова, О. А. Определение уровня субъективного отношения студентов к природным объектам [Текст] / О. А. Абросимова // Вестник Международной академии наук. – 2010. – № 1. – С. 196-197. Азарова Л. Н. экологическое образование [Текст] / Л. Н. Азарова Начальная школа. – 2013. – 210с.Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [Текст] / Б. Г. Ананьев. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2018. – 134 с. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Электронный ресурс] URL: http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_ananiev-man-reflection.pdf Бутенко, Н. В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей [Текст] / Н. В. Бутенко, О. В. Джалмагамбетова // Актуальные проблемы дошкольного образования процесса в ДОУ: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 2011 г. / Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2011. – С. 45-49. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2017. – 1008 с. Грецова, В. Г. Влияние знаний детей о природным объектам на воспитание положительного отношения к ней [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Г. Грецова. – М., 1969. – 20 с. Гринева, Е. А. Экологическое образование через сердце [Текст]: настол. кн. для педагога : учеб.-метод. пособие / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина ; Ульянов. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2014. – 105 с. Демидова Т. Е. Подготовка студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18371.php/,Дерябо, С. Д. Феномен субъективного восприятия природных объектов [Текст] / С. Д. Дерябо // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 45-59. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 480 с. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников [Текст] / Л. Н. Ердаков .// Начальная школа. - № 11 - 12. – 2003. – с.19 - 22.Ердаков Л. Н. Экология для начального обучения [Текст] / Л. Н. Ердаков. – Новосибирск: Книжица, 2004. – 128с.Захлебный, А. Н. На тропе [Текст] : (опыт экол. воспитания) / А. Н. Захлебный. – М.: Знание, 2016. – 178 с. Зверев, И. Д. Компоненты экологического образования [Текст] / И. Д. Зверев, Л. Т. Салеева. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 256 с. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкол. учреждений / А. И. Иванова. – М.: Сфера, 2013. – 56 с. Игнатов, С. Б. Экологическая культура: системно-синергетический подход к описанию феномена [Электронный ресурс] / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова // Социально-экологические технологии. – 2011. – № 1. – С. 19-26. – URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/ekologicheskaya-kultura-sistemno-sinergeticheskiy-podhod-k-opisaniyu-fenomena Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / под ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с. Картаполова, О. В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьей [Текст] / О. В. Картаполова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 7. – С. 58-60. Козина Е. Ф. Теорния и методика экологического воспитания младших школьников: учебник для СПО [Текст] / Е. Ф. Козина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 454с.Комарова, И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природным объектам у детей среднего дошкольного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Комарова. – М., 1991. – 26 с. Кондратьева, Н. Н. Мы: программа экологического образования детей [Текст] / Н. Н. Кондратьева, Т. А. Маркова, Т. А. Шиленок. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 240 с. Коросов, А. В. Оценка субъективного отношения подростков к природным объектам и определяющие его факторы [Текст] / А. В. Коросов, Т. Б. Баскова // Школа будущего. – 2011. – № 5. – С. 89-101. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев – М., 2002 – 584с.Линенко, О. А. Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природным объектам [Текст] / О. А. Линенко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. – 2006. – № 16. – С. 38-41. Лук А.Н. Задержка экологического развития [Текст] / А. Н. Лук. М.: Наука, 2012. – 125с. Максимова, Л. И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. И. Максимова. – Якутск, 2003. – 177 c. Максимова, М. Ю. Возможности использования психологических механизмов формирования субъективного отношения к природным объектам в образовательном процессе ДОУ [Текст] / М. Ю. Максимова // Пермский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 77-80. Максимова, М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природным объектам / М. Ю. Максимова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 2. – С. 79-83. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] / Л. В. Моисеева ; Урал. гос. пед. ун-т.. – Екатеринбург : [б. и.], 2014. – 168 с. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст]: избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев ; Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. А. А. Бодалева. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЕК, 2018. – 363 с. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2015. – 310 с. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 2013. – 944 с. Пермякова, Н. Е. Теоретико-методологические основания осуществления экологического образования дошкольников [Текст] / Н. Е. Пермякова // Вестник ЧГПУ. – 2011. – № 9. – С. 139-150. Плохий, З. П. Формирование бережного и заботливого отношения к природным объектам у детей 5-6 года жизни [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / З. П. Плохий. – М., 1983. – 24 с. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддьяков. – М.: Просвещение, 2016. – 272 с. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский [и др.]. – М.: Скрипторий, 2013. - 211 с. Потапова, Т. А. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников [Текст] / А. Т. Потапова // В мире науки. – 2007. – № 1. – С. 88-89. Россихина, Л. А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования [Текст] / Л. А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. – № 2. – С. 26-29. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа [Текст]: программа экол. воспитания дошкольников / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 26-34. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2014. – 174 с. Семейный и родительский клубы в детском саду [Текст]: метод. рекомендации / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : Сфера, 2012. – 127 с. Столярова, Т. Ф. Экологическое мировоззрение на грани веков [Текст] / Т. Ф. Столярова // История и современность. – 2005. – № 2. – C. 131–143. Сухорукова, О. Э. Формирование экологического мировоззрения школьников [Электронный ресурс] / О. Э. Сухорукова // Студенческий научный форум 2013: V Междунар. студен. электрон. науч. конф. – 2013. – URL: http://www.scienceforum.ru/2013/116/6124Титаренко, Л. Г. Экологические ценности населения Республики Беларусь: теоретические и эмпирические уровни [Текст] / Л. Г. Титаренко // Социологический альманах. – 2013. – № 4. – C. 352-363. Точило, И. Э. Структура субъективного отношения к природным объектам: по результатам эмпирического исследования в образовательной среде [Текст] / И. Э. Точило // Вестник Московского государственного областного университета. – 2007. – № 1. – С. 98-103. Хорошилова, Н. А. Педагогические условия формирования заботливого отношения к природным объектам у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. А. Хорошилова // Концепт. – 2014. – № 12. – С. 781-785. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=21486664 Цокало, Е. В. Субъективное отношение школьников к природным объектам в условиях социальной депривации [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07./ Е. В. Цокало. – М., 1998. – 167 c. Чудинов, Р. А. Субъективное отношение к природным объектам как характеристика самоактуализирующейся личности [Текст] / Р. А. Чудинов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – № 15. – С. 99-105. Шевченко, О. В. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / О. В. Шевченко, И. А. Рунева // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 54-57. Ясвин, В. А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природным объектам [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / В. А. Ясвин. – М., 1998. – 44 с.Association for Experiential Education. (n.d.). What is experiential education? Retrieved November 14, 2005, from http:// www.aee.org/customer/pages.php?pageid=47Baker, M. (2005). Landfullness in adventure-based programming: Promoting reconnection to the land. Journal of Experiential Education, 27(3), 267–276.Heimlich, J. E. (2003). Environmental educators on the Web: Results of a national study of users and nonusers. The Journal of Environmental Education, 34(3), 4–11.Orr, D. (2005). Foreword. In M. Stone & Z. Barlow (Eds.), Ecological literacy: Educating our children for a sustainable world (pp. ix–xiii). San Francisco: Sierra Club Books. Outward Bound USA. (n.d.). About Outward Bound USA. Retrieved October 21, 2005, from http://www.outwardbound .com/about.htmlSimmons, D. A. (2005). Developing guidelines for environmental education in the United States: The National Project for Excellence in Environmental Education. In E. Johnson & M. Mappin (Eds.), Environmental education and advocacy: Changing perspectives of ecology and education (pp. 161–183). Cambridge, MA: Cambridge University Press.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон Рос. Федерации № 273-ФЗ: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 29 дек. 2012 г]. – М.: Эксмо, 2014. – 787 с.
2. Абросимова, О. А. Определение уровня субъективного отношения студентов к природным объектам [Текст] / О. А. Абросимова // Вестник Международной академии наук. – 2010. – № 1. – С. 196-197.
3. Азарова Л. Н. экологическое образование [Текст] / Л. Н. Азарова Начальная школа. – 2013. – 210с.
4. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [Текст] / Б. Г. Ананьев. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2018. – 134 с.
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Электронный ресурс] URL: http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_ananiev-man-reflection.pdf
6. Бутенко, Н. В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей [Текст] / Н. В. Бутенко, О. В. Джалмагамбетова // Актуальные проблемы дошкольного образования процесса в ДОУ: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 2011 г. / Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2011. – С. 45-49.
7. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2017. – 1008 с.
8. Грецова, В. Г. Влияние знаний детей о природным объектам на воспитание положительного отношения к ней [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Г. Грецова. – М., 1969. – 20 с.
9. Гринева, Е. А. Экологическое образование через сердце [Текст]: настол. кн. для педагога : учеб.-метод. пособие / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина ; Ульянов. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2014. – 105 с.
10. Демидова Т. Е. Подготовка студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18371.php/,
11. Дерябо, С. Д. Феномен субъективного восприятия природных объектов [Текст] / С. Д. Дерябо // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 45-59.
12. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 480 с.
13. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников [Текст] / Л. Н. Ердаков .// Начальная школа. - № 11 - 12. – 2003. – с.19 - 22.
14. Ердаков Л. Н. Экология для начального обучения [Текст] / Л. Н. Ердаков. – Новосибирск: Книжица, 2004. – 128с.
15. Захлебный, А. Н. На тропе [Текст] : (опыт экол. воспитания) / А. Н. Захлебный. – М.: Знание, 2016. – 178 с.
16. Зверев, И. Д. Компоненты экологического образования [Текст] / И. Д. Зверев, Л. Т. Салеева. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 256 с.
17. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкол. учреждений / А. И. Иванова. – М.: Сфера, 2013. – 56 с.
18. Игнатов, С. Б. Экологическая культура: системно-синергетический подход к описанию феномена [Электронный ресурс] / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова // Социально-экологические технологии. – 2011. – № 1. – С. 19-26. – URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/ekologicheskaya-kultura-sistemno-sinergeticheskiy-podhod-k-opisaniyu-fenomena
19. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / под ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
20. Картаполова, О. В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьей [Текст] / О. В. Картаполова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 7. – С. 58-60.
21. Козина Е. Ф. Теорния и методика экологического воспитания младших школьников: учебник для СПО [Текст] / Е. Ф. Козина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 454с.
22. Комарова, И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природным объектам у детей среднего дошкольного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Комарова. – М., 1991. – 26 с.
23. Кондратьева, Н. Н. Мы: программа экологического образования детей [Текст] / Н. Н. Кондратьева, Т. А. Маркова, Т. А. Шиленок. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 240 с.
24. Коросов, А. В. Оценка субъективного отношения подростков к природным объектам и определяющие его факторы [Текст] / А. В. Коросов, Т. Б. Баскова // Школа будущего. – 2011. – № 5. – С. 89-101.
25. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев – М., 2002 – 584с.
26. Линенко, О. А. Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природным объектам [Текст] / О. А. Линенко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. – 2006. – № 16. – С. 38-41.
27. Лук А.Н. Задержка экологического развития [Текст] / А. Н. Лук. М.: Наука, 2012. – 125с.
28. Максимова, Л. И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. И. Максимова. – Якутск, 2003. – 177 c.
29. Максимова, М. Ю. Возможности использования психологических механизмов формирования субъективного отношения к природным объектам в образовательном процессе ДОУ [Текст] / М. Ю. Максимова // Пермский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 77-80.
30. Максимова, М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природным объектам / М. Ю. Максимова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 2. – С. 79-83.
31. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] / Л. В. Моисеева ; Урал. гос. пед. ун-т.. – Екатеринбург : [б. и.], 2014. – 168 с.
32. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст]: избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев ; Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. А. А. Бодалева. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЕК, 2018. – 363 с.
33. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2015. – 310 с.
34. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 2013. – 944 с.
35. Пермякова, Н. Е. Теоретико-методологические основания осуществления экологического образования дошкольников [Текст] / Н. Е. Пермякова // Вестник ЧГПУ. – 2011. – № 9. – С. 139-150.
36. Плохий, З. П. Формирование бережного и заботливого отношения к природным объектам у детей 5-6 года жизни [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / З. П. Плохий. – М., 1983. – 24 с.
37. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддьяков. – М.: Просвещение, 2016. – 272 с.
38. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский [и др.]. – М.: Скрипторий, 2013. - 211 с.
39. Потапова, Т. А. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников [Текст] / А. Т. Потапова // В мире науки. – 2007. – № 1. – С. 88-89.
40. Россихина, Л. А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования [Текст] / Л. А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. – № 2. – С. 26-29.
41. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа [Текст]: программа экол. воспитания дошкольников / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 26-34.
42. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2014. – 174 с.
43. Семейный и родительский клубы в детском саду [Текст]: метод. рекомендации / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : Сфера, 2012. – 127 с.
44. Столярова, Т. Ф. Экологическое мировоззрение на грани веков [Текст] / Т. Ф. Столярова // История и современность. – 2005. – № 2. – C. 131–143.
45. Сухорукова, О. Э. Формирование экологического мировоззрения школьников [Электронный ресурс] / О. Э. Сухорукова // Студенческий научный форум 2013: V Междунар. студен. электрон. науч. конф. – 2013. – URL: http://www.scienceforum.ru/2013/116/6124
46. Титаренко, Л. Г. Экологические ценности населения Республики Беларусь: теоретические и эмпирические уровни [Текст] / Л. Г. Титаренко // Социологический альманах. – 2013. – № 4. – C. 352-363.
47. Точило, И. Э. Структура субъективного отношения к природным объектам: по результатам эмпирического исследования в образовательной среде [Текст] / И. Э. Точило // Вестник Московского государственного областного университета. – 2007. – № 1. – С. 98-103.
48. Хорошилова, Н. А. Педагогические условия формирования заботливого отношения к природным объектам у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. А. Хорошилова // Концепт. – 2014. – № 12. – С. 781-785. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=21486664
49. Цокало, Е. В. Субъективное отношение школьников к природным объектам в условиях социальной депривации [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07./ Е. В. Цокало. – М., 1998. – 167 c.
50. Чудинов, Р. А. Субъективное отношение к природным объектам как характеристика самоактуализирующейся личности [Текст] / Р. А. Чудинов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – № 15. – С. 99-105.
51. Шевченко, О. В. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / О. В. Шевченко, И. А. Рунева // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 54-57.
52. Ясвин, В. А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природным объектам [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / В. А. Ясвин. – М., 1998. – 44 с.
53. Association for Experiential Education. (n.d.). What is experiential education? Retrieved November 14, 2005, from http:// www.aee.org/customer/pages.php?pageid=47
54. Baker, M. (2005). Landfullness in adventure-based programming: Promoting reconnection to the land. Journal of Experiential Education, 27(3), 267–276.
55. Heimlich, J. E. (2003). Environmental educators on the Web: Results of a national study of users and nonusers. The Journal of Environmental Education, 34(3), 4–11.
56. Orr, D. (2005). Foreword. In M. Stone & Z. Barlow (Eds.), Ecological literacy: Educating our children for a sustainable world (pp. ix–xiii). San Francisco: Sierra Club Books.
57. Outward Bound USA. (n.d.). About Outward Bound USA. Retrieved October 21, 2005, from http://www.outwardbound .com/about.html
58. Simmons, D. A. (2005). Developing guidelines for environmental education in the United States: The National Project for Excellence in Environmental Education. In E. Johnson & M. Mappin (Eds.), Environmental education and advocacy: Changing perspectives of ecology and education (pp. 161–183). Cambridge, MA: Cambridge University Press.