Религиозный фундаментализм как реакция на модернизацию и глобальные проблемы современного мира

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 26 26 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 09.05.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Теоретическая основа исследования: исламская политико-правовая модель, ваххабизм и иные радикальные течения 4
Глава 2.Глобализация как фактор роста исламского фундаментализма 19
Заключение 25
Список литературы 26
Фрагмент для ознакомления

Вместе с тем, именно благодаря глобализации становится возможным тесный культурный диалог между представителями совершенно различных культур мира. Процесс глобализации отличается сложностью и противоречивостью. Главной целью мирового сообщества является преодоление негативных последствий глобализации. Также крайне важно сделать так, чтобы все люди имели возможность воспользоваться положительными результатами глобализации.Конечно же, у глобализации имеются как негативные, так и положительные аспекты влияния на процесс развития мирового сообщества. Среди положительных аспектов можно выделить тот факт, что экономика перестала абсолютно подчиняться политическому началу, была выбрана в качестве основы соревновательная (рыночная) модель экономики, признана капиталистическая модель как наиболее «оптимальный» социально-экономический строй. Таким образом, экономические и социальные процессы во всем мире стали носить более однородный характер. Это позволяло надеяться на положительные результаты в сфере борьбы с бедностью и нищетой, противоречиями экономического неравенства. Сторонники глобализации отмечают, что современные технологии позволяют безгранично накапливать богатства и удовлетворять постоянно растущие человеческие потребности. Все страны, осуществляющие экономическую модернизацию на основе либеральных ценностей, будут все более походить друг на друга, сближаться при помощи мирового рынка и распространения универсальной потребительской культуры.Однако часто можно услышать мнение о том, что неолиберализм будет только лишь способствовать росту поляризации бедности и богатства, экологической деградации, к тому, что преимущественно у богатых стран будет возможность контроля над всеми мировыми ресурсами.Если говорить о социальной сфере, то глобализация направлена на формирование общества, которое должно быть основано на уважении прав и фундаментальных свобод человека, на принципе социальной справедливости. Однако Более 1,2 млрд человек в развивающихся странах не располагают элементарными условиями, которые позволили бы им жить более 40 лет. Развивающиеся страны, страны с переходной экономикой (к ним относится и Россия) неспособны в короткие сроки стать столь же материально благополучными, как развитые страны. На основании этого специалисты делают вывод о неспособности неолиберально модели развития удовлетворить даже базовые потребности огромных масс населения всего мира. Между верхними и нижними слоями мирового сообщества растет не только социально-экономический, но и культурный разрыв. В целом, глобализация также привела к тому, что социальные права, доступные ранее населению только развитых государств, постепенно перенимаются для своих граждан и развивающимися странами. Во все большем числе стран возникают гражданские общества, средний класс, в некоторой степени унифицируются социальные нормы качества жизни. Это можно считать положительным следствием глобализации социальных процессов.Также нельзя не сказать о таком значимом явлении, как глобализация культуры, которая осуществляется на базе колоссального роста культурного обмена между странами, развития индустрии массовой культуры, нивелировки вкусов и пристрастий публики. Этот процесс способствует стиранию национальных особенностей искусства, элементы национальных культур интегрируются в ту общечеловеческую культурную сферу, которая продолжает формироваться. Быт космополитизируется, осуществляется языковая ассимиляция, английский язык стал глобальным средством общения. Вместе с тем, глобализация вызвала обострение и формирование новых глобальных проблем человечества, носящих социальный характер. А именно:- проблемы «социального характера - демографический императив с его многочисленными составляющими, проблемы межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, образования, здравоохранения, организованной преступности;- социально-биологические - проблемы возникновения новых болезней, генетической безопасности, наркомании;- социально-политические - проблемы войны и мира, разоружения, распространения оружия массового поражения, информационной безопасности, терроризма;- экономического характера - проблемы устойчивости мировой экономики, истощения невозобновляемых ресурсов, энергетики, бедности, занятости, нехватки продовольствия;- духовно-нравственной сферы - проблемы падения общего уровня культуры населения, распространения культа насилия и порнографии, невостребованности высоких образцов искусства, отсутствие гармонии в отношениях между поколениями и многие другие».Вне всякого сомнения, эти явления вызывают казалось бы несовместимые с глобализацией явления – рост национализма и фундаментализма. Эти явления нарастают, на наш взгляд, как раз по причине негативной трансформации сущности глобализации, образования резкого разрыва между разными странами. Рассмотрим и сопоставим некоторые точки зрения на данную проблему. В первую очередь заметим, что проблема влияния глобализации на рост национализма и фундаментализма рассматривалась многими учеными. В частности, можно выделить труды Л.Е. Гринина, А.В. Коротаева, А.С. Малкова, Д.А. Халтурина, В.С. Панькова (глобализация в контексте исторического процесса и развития мировой политической и экономической системы), А.Н. Масловой (глобализация с социологической позиции) и многих других. Такие специалисты, как К. Омаэ и М. Алброу, (в отечественной науке к данной группе можно отнести таких ученых, как Егор Гайдар), полагают, что глобализация представляет собой основу развития современного мира. Но глобализация одновременно становится причиной вытеснения традиционных национальных государств с мирового экономического пространства. Происходит их денационализация, они начинают выполнять функции обслуживания мирового капитала. Глобализация существенно ослабила традиционные национальные системы государственного регулирования экономики, однако не способствовала созданию таких международных, а тем более наднациональных механизмов регулирования, которые смогли бы сгладить возникшие противоречия и взять на себя выполнение недостающих функций. Таким образом, эти явления, конечно же, не могут не приводить к росту национализма и фундаментализма. Здесь же следует заметить, что глобализация является причиной появления новых форм социальной организации, которые способствуют вытеснению национальных государств. В сочетании с культурной глобализацией данный фактор также не может не вызывать усиление национализма и фундаментализма.Таким образом, глобализация выступает в качестве естественного и закономерного этапа в развитии человечества, однако вместе с тем, она представляет собой первопричину разделения мира на слабых и сильных, богатых и бедных. Подобный контраст вызывает негативные социальные реакции во всем мире.Такие специалисты, как П. Херст и Дж. Томпсон (в отечественной мысли здесь можно упомянуть А. Панарина, А.Уткина и др.), утверждают, что глобализация вызывает рост национализма и фундаментализма, так как реализует по существу ортодоксальные неолиберальные стратегии. Но роль глобализации в росте национализма и фундаментализма является сильно преувеличенной, поскольку национальные государства по-прежнему сохраняют свое влияние на мировой арене. Кроме того, эти специалисты отмечают, что рост национализма и фундаментализма на самом деле вызван агрессивной политикой США, западным империализмом. За счет этого, мир разделяется по этнического, религиозному, цивилизационному и иному признаку. Эти специалисты ссылаются на концепции СамуэляХантингтона, ЭлвинаТоффлера, ИммануилаВаллерстайна.Эта точка зрения, конечно же, заслуживает внимания. Особенно правильным нам кажется аспект, связанный с усилением агрессии Запада в мировой политике. Эта агрессия и способствует во многом нарастанию негативных последствий глобализации, к числу которых относятся национализм и фундаментализм. А вот Дж. Розенау и Э. Гиденс призывают не делать каких-то скоропалительных выводов относительно глобализации и ее негативных последствий. Ими глобализация рассматривается как сложный противоречивый процесс трансформации, который сочетает в себе черты интеграции и фрагментации. Эта противоречивость и вызывает многие негативные явления. На основании рассмотренных выше точек зрения разных специалистов в области политологии и геополитики, мы можем сделать вывод о том, что глобализация действительно вызывает рост агрессивного национализма и фундаментализма. Отрицать эти процессы было бы неправильно и бессмысленно. Это происходит по причине того, что глобализация существенно ограничивает национальный суверенитет, способствует снижению роли национальных государств и их экономических систем на мировом пространстве. Культурная глобализация, по сути, сегодня является вестернизацией мировой культуры. За счет вестернизации и откровенного «навязывания» западных духовных ценностей (в том числе и религиозного характера) активизируются процессы усиления национализма и фундаментализма в тех странах, которые считают себя ущемленными, обделенными, как в экономическом, так и в культурно-духовном плане. Усиление агрессивного национализма и фундаментализма также вызывают попытки США к гегемонии в однополярном мире, тогда как тенденция развития мирового сообщества тяготеет сейчас к многополярности. ЗаключениеТаким образом, существует достаточно много точек зрения относительно влияния глобализации на рост национализма и фундаментализма. Мы полагаем, что все эти мнения являются правильными и отражающими реалии глобализации, ее негативных последствий для мирового сообщества. Единственное, что вышепредставленные концепции во многом ограничены и узко отражают проблему влияния глобализации на рост национализма и фундаментализма. В анализе данной проблемы необходим комплексный подход. Глобализация вызывает рост национализма и исламского фундаментализма в силу многих причин, среди которых самыми существенными нам кажутся следующие:Усиление разрыва между бедными и богатыми странами, снижение роли национальных экономических систем, нарастание негативных экономических кризисных процессов, отрицательно влияющих на социальную сферу жизни общества. Рост национализма и фундаментализма в своей основе вызван как раз противоречиями и проблемами социально-экономического характера.Вестернизация культуры как побочный продукт культурной глобализации. Это явление приводит к утрачиванию своеобразия национальных культур, обострению национального чувства.Агрессивная политика западных стран, в частности, США, которая противоречит самой сути глобализации, ее стремлению к построению многополярного мира.Список литературыВасильев А. М. История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец ХХ в. М., 2001. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. М.: КомКнига, 2007.Долгов Б.В. Политический ислам в современном мусульманском мире. (http://www.perspektivy.info/oykumena/vostok/politicheskiiy_islam_v_sovremenn om_musulmanskom_mire_2007 - 9 - 4 - 40 - 54.htmКеримов Г.М. Учение ислама о государстве и политике. М., 1986. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). М., 1987. Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. Изд.2. М.: КомКнига, 2007.Кулагин В.М, Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. Глобализация и развитие человека // Глобализация: человеческое измерение. М., 2003. 112 с.Маслова А.Н. Процессы глобализации с социологической точки зрения: определения и концепции // Актуальные проблемы экономической социологии: Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей / [Под общ.ред. Н.Р. Исправниковой, М.С. Халикова]. – М.: Университетская книга, 2008. – Вып.№ 9. Мусхаджиев С. Политико-правовая доктрина Ислама. https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovaya-doktrina-islama-teoreticheskiy-aspektНехай В.Н. Глобализация: социокультурное измерение.// http://psibook.com/sociology/globalizatsiya-sotsiokulturnoe-izmerenie.htmlНовак С.Е. Идейно-политические основы современного терроризма: автореф. дисс. канд. полит.наук. – М., 2006.Ольшанский Д.В. Психология террора/Д.В. Ольшанский - М.: Академический проект, 2002. Салман Ф. О различиях между ваххабизмом и традиционным Исламом. Режим доступа: http://www.rodon.org/relig-111116114646Сюкияйнен Л.Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики: сб. ст. М., 1985. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002. 254 с.Цуркан А.А. Классификация политических моделей исламских стран с учетом фактора исламского радикализма. http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-politicheskih-modeley-islamskih-stran-s-uchetom-faktora-islamskogo-radikalizma

1. Васильев А. М. История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец ХХ в. М., 2001.
2. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. М.: КомКнига, 2007.
3. Долгов Б.В. Политический ислам в современном мусульманском мире. (http://www.perspektivy.info/oykumena/vostok/politicheskiiy_islam_v_sovremenn om_musulmanskom_mire_2007 - 9 - 4 - 40 - 54.htm
4. Керимов Г.М. Учение ислама о государстве и политике. М., 1986.
5. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). М., 1987.
6. Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. Изд.2. М.: КомКнига, 2007.
7. Кулагин В.М, Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. Глобализация и развитие человека // Глобализация: человеческое измерение. М., 2003. 112 с.
8. Маслова А.Н. Процессы глобализации с социологической точки зрения: определения и концепции // Актуальные проблемы экономической социологии: Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей / [Под общ. ред. Н.Р. Исправниковой, М.С. Халикова]. – М.: Университетская книга, 2008. – Вып.№ 9.
9. Мусхаджиев С. Политико-правовая доктрина Ислама. https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovaya-doktrina-islama-teoreticheskiy-aspekt
10. Нехай В.Н. Глобализация: социокультурное измерение.// http://psibook.com/sociology/globalizatsiya-sotsiokulturnoe-izmerenie.html
11. Новак С.Е. Идейно-политические основы современного терроризма: автореф. дисс. канд. полит. наук. – М., 2006.
12. Ольшанский Д.В. Психология террора/Д.В. Ольшанский - М.: Академический проект, 2002.
13. Салман Ф. О различиях между ваххабизмом и традиционным Исламом. Режим доступа: http://www.rodon.org/relig-111116114646
14. Сюкияйнен Л.Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики: сб. ст. М., 1985.
15. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002. 254 с.
16. Цуркан А.А. Классификация политических моделей исламских стран с учетом фактора исламского радикализма. http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-politicheskih-modeley-islamskih-stran-s-uchetom-faktora-islamskogo-radikalizma

Вопрос-ответ:

Какие проблемы современного мира влияют на появление религиозного фундаментализма?

Современный мир сталкивается с такими проблемами, как социальное неравенство, политические конфликты, экономический кризис и культурная асимметрия. В условиях модернизации и глобализации, религиозный фундаментализм становится реакцией на эти проблемы и предлагает свою идеологию и мировоззрение в качестве решения.

Что представляет собой исламская политико-правовая модель ваххабизма?

Исламская политико-правовая модель ваххабизма представляет собой консервативную и исламоцентристскую идеологию, которая основана на строгом толковании Корана и сунны. Ваххабизм призывает к установлению исламского шариата и отвергает все немусульманские элементы и влияния, считая их несовместимыми с исламом.

Как глобализация влияет на рост исламского фундаментализма?

Глобализация создает условия для тесного культурного диалога между представителями различных культур мира. Однако, в то же время, глобализация может вызывать культурную асимметрию и усилить чувство угрозы и потери идентичности у некоторых групп населения. Исламский фундаментализм, в свою очередь, выступает в качестве реакции на эти процессы, предлагая жесткую идеологию и замыкаясь на себя как способ защиты от постепенного искажения ислама при воздействии "внешних" факторов.

В чем особенности глобализации, способствующие развитию религиозного фундаментализма?

Особенности глобализации, способствующие развитию религиозного фундаментализма, включают экономическую нестабильность, нарушение традиционных общностей и ценностей, и распространение массовых коммуникаций и интернета, которые позволяют быстро и легко распространять идеи и идеологии религиозного фундаментализма.

Что такое религиозный фундаментализм?

Религиозный фундаментализм - это идеология и практика, основанная на строгом толковании религиозных текстов и проповедующая непреклонность в отношении светских общественных норм и ценностей.

Каковы причины возникновения религиозного фундаментализма?

Религиозный фундаментализм часто возникает как реакция на модернизацию и глобализацию. Некоторые люди чувствуют потерю традиционных ценностей и идентичности в результате влияния современного мира, и обращаются к религии, чтобы найти утешение и ответы на сложные вопросы.

Как глобализация способствует росту исламского фундаментализма?

Глобализация создает условия для тесного культурного диалога между различными культурами мира, включая ислам. Некоторые исламские группы используют этот диалог для распространения своих идей и привлечения новых сторонников. Кроме того, глобализация может привести к экономическому и социальному неравенству, что создает почву для возникновения недовольства ирадикальными исламскими группами.

Что такое исламская политико-правовая модель ваххабизма?

Ваххабизм - одно из догматических течений ислама, которое пропагандирует строгое и буквальное толкование Корана и Сунны Пророка Мухаммеда. Исламская политико-правовая модель ваххабизма отличается консервативизмом, приверженностью идеи шариата и ограничении светских законов и норм в общественной жизни.

Какие глобальные проблемы современного мира влияют на рост исламского фундаментализма?

Существует несколько глобальных проблем, которые способствуют росту исламского фундаментализма. Это, в том числе, экономическое и социальное неравенство, политическая нестабильность, конфликты между различными культурами и религиями, и террористические угрозы. Все эти факторы создают у людей чувство неопределенности и небезопасности, и некоторые обращаются к религии как к источнику стабильности и защиты.