Молитва как средоточие христианской жизни. Молитва Иисусова и практика исихазма.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Богословие
  • 20 20 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 09.05.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ 4
ГЛАВА 2.ИСИХАЗМ И ИИСУСОВА МОЛИТВА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, истинному монашествующему должно проверить себя, готов ли он оставить все земное, претерпевать все тяготы и служить Ему. Через святость человек получает Плоды Духа. В Священном Писании и творениях Святых Отцов постоянно есть упоминания о том, что бывают такие совершенно особые по своей силе и характеру состояния радости, блаженства или, выражаясь обыденным человеческим языком, счастья, которые невозможно сопоставить с переживаниями обычными. Христианину такие состояния открывают постепенно, как истинные дары, если им ведется правильная духовная жизнь. Состояния эти являются настолько сильными, что нет понятий словесных, чтобы выразить их. Исаак Сирин весьма точно охарактеризовал данное состояние, являющееся плодом подлинной духовной жизни: «Что такое сердце милующее?» — Исаак Сирин ответил: это «возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари…». Речь идет о постоянном обновлении духовного человека, причем, обновлению подвергается не только ум, но также и тело, воля, сердце. Данное состояние Святые Отцы определяли как «обо́жение». Данный термин является наиболее точным выражением всего существа святости. Святость является теснейшим единением с Богом, стяжанием Духа Святого, о котором говорил преподобный Серафим. Она — «Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1) в верующих.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, можно сделать вывод о том, что учение о молитве является весьма значимым в христианстве. Молитва – это способ Богообщения, это есть разговор с Богом. Святые Отцы советовали верующих постоянно пребывать в молитве, поскольку молитва очищает помыслы, обращая их к Богу. Повседневные дела не являются препятствием для совершения молитвы, соответственно, святые отцы советовали молиться непрестанно. Подвижники и монахи пребывали в молитве денно и нощно.Исполнение аскетического подвига немыслимо без тщательного изучения Евангелия, выстраивания своей жизни согласно заповедям, постоянной молитвы, стяжании великого смирения, отказа от всего материального и плотского. Для истинного монаха важно отказаться не только внешне, но и внутренне от мирского. Поскольку если монах только внешне исполняет монашество, то такое служение не может быть настоящим, спасительным. Инок постепенно приходит к тому, что вся его жизнь становится наполненной молитвами, бдением, духовным и нравственным трудом, постом и т.д.Посредством такой жизни аскет добивается отречения даже от ощущений собственного тела, его душа обретает успокоение, он получает возможность глубже познать Бога, обрести жизнь вечную. Как уже отмечалось ранее, подвиг аскетизма свободен от эгоистических побуждений и помыслов. Аскет пребывает в постоянной молитве о грешном земном мире и спасении всего человечества, его благе. Аскет предстоит перед Богом за этот земной мир – это важнейшая составляющая подвига монашества. Таким образом, инок непрестанно предается молитве, пребывает в священном безмолвии, изучает Священное Писание, совершенствует собственные помыслы, себя, занимается укрощением всех своих греховных проявлений. Аскет полностью сосредоточен на процессе духовного и нравственного совершенствования, аскетического делания. Посредством аскетизма монах и добивается самоотречения и совершенствования духа, соединения с Христом. Благодаря аскетизму достигается подавление плоти и инстинктов, победа над страстями. Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное – никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.Эта молитва – обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва – это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется “умное делание”, “умно-сердечное делание” или “тайная молитва”, “трезвение ума” и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося – только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен “восходить” христианинюОн разделял молитву на четыре ступени.Устную – когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.Вторая ступень – умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.Третья ступень – творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.Четвертая ступень – высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАвва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и наставления. https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dushepoleznye-pouchenija-i-poslanija/Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству, т. V. - М.: Правило веры, 1993. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2_33Иоанн Лествичник, прп. Лествица. http://e-libra.ru/read/168771-lestvica.htmlИсаак Сирин, прп. Слова подвижнические. https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/Мильков В. В., Петров А. Е. Исихазм // Религии народов современной России: Словарь / отв. ред. М. П. Мчедлов. — М.: Республика, 2002. — С. 117—120.О вере и нравственности. – М.: Московская Патриархия, 1991.Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. http://www.golden-ship.ru/_ld/18/1872_1500.htm#q4Осипов А. Святость человека в православной аскетической традиции. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/_ld/20/2083_1718.htm#n_229Православие и мир.// https://www.pravmir.ru/molitva-iisusova/

1. Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и наставления. https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dushepoleznye-pouchenija-i-poslanija/
2. Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству, т. V. - М.: Правило веры, 1993. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2_33
3. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. http://e-libra.ru/read/168771-lestvica.html
4. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/
5. Мильков В. В., Петров А. Е. Исихазм // Религии народов современной России: Словарь / отв. ред. М. П. Мчедлов. — М.: Республика, 2002. — С. 117—120.
6. О вере и нравственности. – М.: Московская Патриархия, 1991.
7. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. http://www.golden-ship.ru/_ld/18/1872_1500.htm#q4
8. Осипов А. Святость человека в православной аскетической традиции. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/_ld/20/2083_1718.htm#n_229
9. Православие и мир.// https://www.pravmir.ru/molitva-iisusova/

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет молитва в христианской жизни?

Молитва является средоточием христианской жизни и имеет огромное значение. Она позволяет верующему установить связь с Богом, выразить свои чувства, потребности и благодарность. Молитва помогает развивать духовную жизнь и приближаться к Богу.

Что такое Иисусова молитва и практика исихазма?

Иисусова молитва или "молитва сердцем" – это особая форма молитвы, которая основана на повторении простой фразы "Господи Иисусе Христе, помилуй меня" или других подобных слов. Исихазм – это практика, связанная с молитвенной практикой и постом, которая целью имеет достижение единения с Богом и духовное просветление.

Какое учение христианства существует о молитве?

Христианское учение о молитве утверждает, что молитва – это общение с Богом, через которое верующий может обрести духовную силу, руководство и благословения. Молитва также призывает к покаянию, благодарности и просьбе о прощении.

Какие Плоды Духа может получить человек через святость и молитву?

Человек, стремящийся к святости и постоянной молитве, может получить Плоды Духа, такие как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость и воздержание. Эти Плоды Духа помогают человеку развивать духовные качества и преображаться подобно Христу.

Есть ли упоминания о молитве и практике исихазма в Священном Писании и творениях Святых Отцов?

Да, в Священном Писании и творениях Святых Отцов есть множество упоминаний о молитве и практике исихазма. Они подчеркивают важность и силу молитвы, а также описывают способы ее практики и духовного развития через исихазм.

Для чего нужна молитва в христианской жизни?

Молитва является средоточием христианской жизни. Она помогает укрепить связь с Богом, получить руководство и поддержку, а также раскрыть духовные потенциалы.

Что такое Иисусова молитва и исихазм?

Иисусова молитва - это короткое повторение имени Иисуса Христа, которое практикуется в православной традиции. Исихазм - это практика молитвенного погружения внутрь себя с помощью Иисусовой молитвы и сосредоточения на Божественной светочувствительности.

Каково христианское учение о молитве?

Христианское учение о молитве основывается на убеждении, что молитва - это духовная коммуникация с Богом. Она должна происходить из глубины сердца, быть основанной на вере и искренности, а также на творческом сострадании и любви.

Какие плоды духа можно получить через святость?

Через святость человек получает плоды Духа, такие как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость и воздержание. Эти качества помогают развивать гармоничные отношения с Богом и людьми.

Какие духовные традиции упоминаются в Священном Писании и творениях Святых Отцов?

В Священном Писании и творениях Святых Отцов упоминаются различные духовные традиции, такие как молитва, пост, покаяние, медитация, чтение Святого Писания и духовное наставничество. Все они направлены на укрепление веры, духовное совершенствование и приближение к Богу.

Какую роль играет молитва в христианской жизни?

Молитва играет центральную роль в христианской жизни. Она является способом общения с Богом, выражением веры, благодарности, исповедью и просьбой. Молитва помогает верующему ближе познать Бога, получить обновление духа и направление в жизни.