Воспитание у детей дошкольного возраста с нарушениями речи умения сопереживать окружающим людям.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 27.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I. Теоретические основы воспитания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи умения сопереживать окружающим людям 7
1.1. Сущность и особенности понятия «сопереживани окружающим людя»... 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 11
1.3. Методы и формы и средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи умения сопереживать окружающим людям 13
II. Экспериментальное исследование воспитания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи умения сопереживать окружающим людям 17
2.1. Организация эксперимента по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи умения сопереживать окружающим людям 17
2.2.Программа воспитания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи умения сопереживать окружающим людям 18
2.3.Обобщение результатов исследвания по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи умения сопереживать окружающим людям 22 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 37
В настоящее время арсенал методов для развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста достаточно широк. Значительным преимуществом по сравнению с другими обладают методы развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, ориентированные на использование ведущего вида деятельности этого возраста – игры.
На констатирующем этапе исследования эмоциональные реакции дошкольников были неадекватны. Нравственные ориентиры у детей существуют, но соответствовать им дети не стремятся или считают это недостижимой мечтой. Адекватно оценивают поступки, однако отношение к эмоциональным нормам неустойчивое, пассивное, их эмоциональные реакции неадекватны. После проведенной программы, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости дети стали правильно раскладывать картинки, они обосновывают свои действия, эмоциональные реакции адекватны. Кроме этого у дошкольников эмоциональные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое. Таким образом, в процессе применения игровой терапии педагогом-психологом дошкольного учреждения необходимо включать в занятия упражнения, предполагающие совместную рефлексию эмоций, игры и упражнения на создание благоприятной атмосферы в коллективе, чтобы ребенок, следуя примеру товарищей, мог нивелировать возникающие у него негативные эмоции.
Список использованной литературы
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева //Новополоцк: Изд-во ПГУ, 2011. 388 с.
Алферов А.Д. Психология развития школьников А.Д. Алферова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. С. 130
Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки / Т.А. Барышева // Вз-е искусств в пед. процессе: Межвуз. Сб. науч. тр. - Л: ЛГПИ, 1989. - 156 с.
Бражникова А.Н., Зюзя А.А. Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала / А.Н. Бражникова, А.А. Зюзя // Ученые записки университета Лесгафта. - 2011. - №6. - С.12-16
Вербовская В. С. Результаты исследования развития эмоциональной отзывчивости дошкольников / В.С. Вербовская // МНИЖ. - 2013. - №9-3 (16) . - С.11-13
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. С. 77
Клишкова Е.А. Особенности эмоционального интеллекта у мальчиков и девочек дошкольного возраста / Е.А. Клишкова // Науч. интернет-журн. «Apriori». - 2015.- № 6. - С. 1-9.
Комкова Е.И., Недвецкая Т.М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников / Е.И. Комкова, Т.М. Недвецкая // Инновационные образовательные технологии. -2012. - № 1. - С. 53-58.
Курносова С.А. Технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников С.А. Курносова // МНКО. - 2012. - №1. - С.193-196.
Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте / М.А. Нгуен // Культурно-историческая психология. -2007. - № 3. - С. 46-51.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. 2-е изд. М.: Академия, 2009. С. 62
Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста / О.А. Прусакова, Е.А. Сергиенко // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 24-35.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2010. С. 265
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. С. 76
Сидячева, Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе / Сидячева Н. В. – М.: Детство-пресс, 2006. – 27 с.
Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа, 2006. – 270 с.
Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2006. — 366 с.
Смирнова, Е.О. Формирование воли и произвольности поведения у детей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева // Детская психология. Электрон.тестовые дан. – Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10340.php, свободный.
Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Авт.-сост. С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2012. - 64 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2012.-368 с.
Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в семье /А.В.Суровцева // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 3. – С. 8-13.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возрас та : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [С. О. Филиппова, О. А. Каминский, Г. Г. Лукина и др.];под ред. С. О. Филипповой. - 5-е изд., стер. -- М.: Издательский центр «Академия», 2013. -- 304 с.
Тыхтылова, Е. А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. – 2014. – № 9. – С. 34-43.
Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение: Владос, 2005. – 420 с.
Физическое развитие детей 5-7 лет: планирование, занятия с элементами игры в волейбол, подвижные игры, физкультурные досуги / авт.-сост. Т. Г. Анисимова, Е. Б. Савинова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 144 с.
Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 192 с.
Чумаков, М. В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С. 169-178.
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2005. - 176 с.
Шевцов, А.А. Регуляторный опыт и волевое поведение /А.А.Шевцов // Психология и школа – 2006. – № 4. – С. 118-124.
Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин; – 4-е издание. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах / Гл. ред. Б.В.Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 3. - 1984.
Этчегоен, Г. Эмпатия / Г. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2013. - №1. – С. 61-64.
Юркшат, К. Ф. Статусно - ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / К.Ф. Юркшат // Известия Юго - Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2013. – № 2. – С. 163 - 168.
Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты) :дис. … д-ра психол. наук : 19.00.01 / ЮсуповИльдарМасгудович. – Санкт-Петербург, 2001. – 252 с.
Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.
Приложение 1
Программа занятий с применением игротерапии для дошкольников
№ занятия Содержание 1 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Давай-ка обнимемся, друг!»
3. Игра «Я в мире эмоций»
4. Релаксирующее упражнение «Я на море»
5. Прощание 2 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Я подарю тебе улыбку»
3. Игра с мячом «Подари мне настроение»
4. Релаксирующее упражнение «В мире птиц»
5. Прощание 3 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Лишний стульчик»
3. Игра «Пантомима»
4. Релаксирующее упражнение «Я хожу по песку»
5. Прощание 4 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Комплимент»
3. Игра «А у нас в семье…»
4. Релаксирующее упражнение «Слушай тишину»
5. Прощание 5 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Глухой телефон»
3. Игра «Противоположные эмоции»
4. Релаксирующее упражнение «Кошечки»
5. Прощание 6 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Я дарю тебе…»
3. Игра «Если вдруг меня обидели…»
4. Релаксирующее упражнение «Нежность»
5. Прощание 7 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Веселый танец»
3. Игра «Построим лица»
4. Релаксирующее упражнение «Муравьишки»
5. Прощание 8 1. Приветствие
2. Игра с мячом, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Антонимы»
3. Игра «Что я чувствую?»
4. Релаксирующее упражнение «Воздушные пузыри»
5. Прощание 9 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Кошки-мышки»
3. Игра «Угадай эмоцию»
4. Релаксирующее упражнение «Мы в Китае»
5. Прощание 10 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Похвали друга»
3. Игра «Почему надо быть добрым?»
4. Релаксирующее упражнение «В лесу»
5. Прощание 11 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Лепим счастье»
3. Игра «Театр»
4. Релаксирующее упражнение «На море»
5. Прощание 12 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Хорошо-плохо»
3. Игра «Домик, в котором живут эмоции»
4. Релаксирующее упражнение «Песок»
5. Прощание 13 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Передай другому»
3. Игра «Как бороться негативными эмоциями»
4. Релаксирующее упражнение «Водопады мира»
5. Прощание 14 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Ты похож на героя из сказки…»
3. Игра «Поменяемся местами»
4. Релаксирующее упражнение «Выплесни эмоции»
5. Прощание 15 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Сделай доброе дело»
3. Игра «Что мне мешает?»
4. Релаксирующее упражнение «Свобода»
5. Прощание 16 1. Приветствие
2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Как хорошо, что мы вместе»
3. Игра «Повелитель эмоций»
4. Релаксирующее упражнение «Я тебя благодарю…»
5. Подведение итогов программы, прощание.
Упражнения на развитие умений различать и понимать внутреннее содержание эмоций («Фотография», «Встреча эмоций»)
«Веера» с пиктограммами (с использованием опыта работы О.С. Лиференко).
«Кубик эмоций» - для различения и осознания возможной смены настроения и умения передавать эмоциональное состояние в речи.
Игра «Притворщик» - для реализации возможности детей самостоятельно придумывать и составлять портреты людей с разным настроением, а также актуализации в речи личного опыта пережитых эмоций.
«Добрый злой клоун» и «Кубик жестов» - направлены на различение эмоций и на умение соотносить эмоции, выраженные мимикой, с эмоциями, передаваемыми движением тела. Развитие пантомимике у детей способствовало придумыванию загадок об эмоциональных состояниях, выраженных позой, мимикой («Отгадай, что я делаю», «Что мы делаем, не скажем» и др.)
Настольные игры: «Зоопарк настроения», «Встреча эмоций», «Театр настроения», «Сказочное лото». Игры помогали детям дифференцировать эмоциональные состояния сказочных героев, расширять диапазон понимаемых и переживаемых эмоциональных состояний в речи.
Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию эмоциональной отзывчивости
Проблема Механизм решения Специалисты Ожидаемые результаты I.Диагностический этап Детский возраст, нежелание детей участвовать в исследовании 1. Выявить адекватность самооценки ребенка.2. Выявить уровень развития эмпатийных способностей и умения их проявлять.3. Выявить уровень развития адаптивных возможностей и наличие агрессивных тенденций в поведении.4. Определить направленность ребенка и самоощущение его в группе сверстников воспитатель детей дошкольного возраста Будет проведена оценка развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников II.Аналитический этап Наличие необработанных результатов диагностики Анализ
Синтез
Обобщение результатов воспитатель детей дошкольного возраста Оценка полученных результатов III. Коррекционно-развивающий этап Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости в старшем дошкольном возрасте Самосознание. Самоконтроль.
Эмпатия.
Навыки отношений. Мотивация (самомотивация). воспитатель способность понимать, распознавать эмоции и выражать их.
способность регулировать собственные эмоции и эмоциональные состояния других. Для ее возникновения необходимо наличие предшествующих трех.
Психологические условия развития эмоциональной отзывчивостив старшем дошкольном возрасте Предлагаемые темы занятий с детьми соответствуют возрастным и индивидуальным психологическим особенностям.Реализация программы происходит по четырем блокам.1 блок: «Самосознание»Задачи: Выявить адекватность самооценки ребенка.2 блок: «Социальное осознание»Задачи: Выявить уровень развития эмпатийных способностей и умения их проявлять.3 блок: «Самоуправление».Задачи: Выявить уровень развития адаптивных возможностей и наличие агрессивных тенденций в поведении.4 блок: «Социальные навыки».Задачи: Определить направленность ребенка и самоощущение его в группе сверстников. психолог Проведение занятий IV. Заключительный этап Получение оценки качества работы Повторное проведение диагностики.
Мониторинг результатов. воспитатель детей дошкольного возраста Оценка эффективности работы
2
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников А.Д. Алферова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - С. 130
3. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки / Т.А. Барышева // Вз-е искусств в пед. процессе: Межвуз. Сб. науч. тр. - Л: ЛГПИ, 1989. - 156 с.
4. Бражникова А.Н., Зюзя А.А. Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала / А.Н. Бражникова, А.А. Зюзя // Ученые записки университета Лесгафта. - 2011. - №6. - С.12-16
5. Вербовская В. С. Результаты исследования развития эмоциональной отзывчивости дошкольников / В.С. Вербовская // МНИЖ. - 2013. - №9-3 (16) . - С.11-13
6. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - С. 77
7. Клишкова Е.А. Особенности эмоционального интеллекта у мальчиков и девочек дошкольного возраста / Е.А. Клишкова // Науч. интернет-журн. «Apriori». - 2015.- № 6. - С. 1-9.
8. Комкова Е.И., Недвецкая Т.М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников / Е.И. Комкова, Т.М. Недвецкая // Инновационные образовательные технологии. -2012. - № 1. - С. 53-58.
9. Курносова С.А. Технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников С.А. Курносова // МНКО. - 2012. - №1. - С.193-196.
10. Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте / М.А. Нгуен // Культурно-историческая психология. -2007. - № 3. - С. 46-51.
11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2009. - С. 62
12. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста / О.А. Прусакова, Е.А. Сергиенко // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 24-35.
13. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - С. 265
14. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - С. 76
15. Сидячева, Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе / Сидячева Н. В. – М.: Детство-пресс, 2006. – 27 с.
16. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа, 2006. – 270 с.
17. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2006. — 366 с.
18. Смирнова, Е.О. Формирование воли и произвольности поведения у детей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева // Детская психология. Электрон.тестовые дан. – Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10340.php, свободный.
19. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Авт.-сост. С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2012. - 64 с.
20. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2012.-368 с.
21. Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в семье /А.В.Суровцева // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 3. – С. 8-13.
22. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возрас та : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [С. О. Филиппова, О. А. Каминский, Г. Г. Лукина и др.];под ред. С. О. Филипповой. - 5-е изд., стер. -- М.: Издательский центр «Академия», 2013. -- 304 с.
23. Тыхтылова, Е. А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. – 2014. – № 9. – С. 34-43.
24. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение: Владос, 2005. – 420 с.
25. Физическое развитие детей 5-7 лет: планирование, занятия с элементами игры в волейбол, подвижные игры, физкультурные досуги / авт.-сост. Т. Г. Анисимова, Е. Б. Савинова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 144 с.
26. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 192 с.
27. Чумаков, М. В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С. 169-178.
28. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2005. - 176 с.
29. Шевцов, А.А. Регуляторный опыт и волевое поведение /А.А.Шевцов // Психология и школа – 2006. – № 4. – С. 118-124.
30. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин; – 4-е издание. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
31. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах / Гл. ред. Б.В.Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 3. - 1984.
32. Этчегоен, Г. Эмпатия / Г. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2013. - №1. – С. 61-64.
33. Юркшат, К. Ф. Статусно - ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / К.Ф. Юркшат // Известия Юго - Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2013. – № 2. – С. 163 - 168.
34. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты) :дис. … д-ра психол. наук : 19.00.01 / ЮсуповИльдарМасгудович. – Санкт-Петербург, 2001. – 252 с.
35. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.
Вопрос-ответ:
Какова сущность понятия сопереживание окружающим людям?
Сопереживание окружающим людям - это способность чувствовать и переживать эмоции других людей, выражать понимание и сострадание к их состоянию и нуждам.
Какие особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи?
Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи имеют трудности в выражении своих мыслей и эмоций, они могут испытывать затруднения в общении с другими, а также восприятии и понимании чужих эмоций.
Какие методы и формы воспитания используются для развития умения сопереживать окружающим людям у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи?
Для развития умения сопереживать окружающим людям у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи используются различные методы и формы, такие как игры-ролевые модели, беседы о чувствах и эмоциях, чтение книг, в которых рассказывается о сопереживании и эмпатии, проведение совместных проектов и мероприятий, направленных на помощь другим людям.
Какую психолого-педагогическую характеристику можно дать детям старшего дошкольного возраста с нарушениями речи?
Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи могут быть скрытными, застенчивыми, часто испытывать чувство неполноценности, иметь низкую самооценку и проблемы в общении. Однако, они также обладают некоторыми особенностями, такими как творческий потенциал, способность к восприятию и выражению эмоций и любопытство к миру.
Какие особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи?
У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи проявляются следующие особенности: затруднения в артикуляции и произношении звуков, медленная речь, ограниченный словарный запас, нарушения связной речи, сложности в понимании и использовании грамматических правил, неразвитая речевая активность и слабое владение коммуникативными навыками.
Что подразумевается под понятием сопереживание окружающим людям?
Сопереживание окружающим людям - это эмоциональная отзывчивость и способность детей понимать и разделять эмоции, чувства и потребности других людей. Это также включает умение проявлять заботу и поддержку, выражать сочувствие и солидарность в отношении других людей.
Какие методы и формы воспитания используются у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи для развития сопереживания?
Для развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи умения сопереживать окружающим людям, воспитатели и педагоги могут использовать различные методы и формы, такие как: рассказы о чувствах и эмоциях, игры-ролевые ситуации, детская литература с моральными сюжетами, обсуждение конфликтных ситуаций и их решения, моделирование социальных навыков и поведения, а также практика взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Какой психолого-педагогический подход эффективен при воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, чтобы развить у них сопереживание?
Психолого-педагогический подход, основанный на психологии развития и инклюзивном образовании, является эффективным для воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и развития у них умения сопереживать окружающим людям. Такой подход предполагает индивидуальную работу с каждым ребенком, учет его особенностей и потребностей, создание безопасной и поддерживающей среды, и использование разнообразных методов и форм, способствующих развитию эмпатии и социальных навыков.