Организация и осуществление надзора
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 23.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1 Организационно-правовые основы государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 7
1.1 Нормативно-правовое регулирование государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 7
1.2 Организация государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 10
1.3 Права, обязанности и ответственность должностных лиц надзорных органов МЧС России по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 14
1.4. Учет, анализ, планирование и отчетность по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 19
Вывод по главе 30
Глава 2. Организация, планирование и осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Калужской области 32
2.1. Порядок осуществления палнирования объектов надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Калужской области 32
2.2. Права и обязанности органов федерального государственного надзора в Калужской области 38
2.3 Порядок проведения проверок в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Калужской области 42
Выводы по главе 55
Глава 3 Риск ориентированный подход по организации и осуществелению надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Калужской области 57
3.1 Рекомендации федеральному государственному пожарному надзору по осуществлению планирования объектов защиты путем риск ориентированного подхода в Калужской области 57
3.2 Мероприятия по реализации риска-ориентированнного надзора путем планирования объектов надзора в Калужской области 60
Выводы по главе 69
Заключение 70
Список использованных источников 72
Копия приказа об осуществлении проверки, заверенная печатью, совместно с предъявлением служебного удостоверения должностного лица надзорного органа вручается под роспись руководителю, уполномоченному представителю надзорного субъекта или другому должностному лицу.
Лишь те должностные лица, которые указаны в распоряжении о проведении проверки, могут осуществлять проверку надзорного субъекта. В случае непредвиденного отсутствия или болезни должностного лица надзорного органа, который указан в соответствующем распоряжении, отсутствия его на рабочем месте по уважительной причине, заместитель руководителя или руководитель надзорного органа издает новый приказ об осуществлении проверки.
Если в результате отсутствия уполномоченного представителя надзорного субъекта, руководителя или другого должностного лица невозможно провести внеплановую или плановую проверку, или ее невозможно провести в результате отсутствия деятельности надзорного субъекта, по иным причинам, то надзорный орган (должностное лицо) составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки. В этом акте указываются причины, которые повлекли невозможность осуществления проверки.
Надзорный орган в таком случае в течение 3-х месяцев со дня составления соответствующего акта может принять решение об осуществлении внеплановой или плановой проверки в отношении таких надзорных субъектов без внесения плановой проверки в ежегодный План проверок и без предварительного уведомления надзорного субъекта.
В день окончания внеплановой (плановой) проверки, который определен в соответствующем распоряжении об осуществлении проверки, оформляется акт о невозможности осуществления соответствующей проверки, при условии посещения надзорным органом (должностным лицом) надзорного субъекта не менее 2-х раз в период осуществления проверки.
К названному акту прилагаются документы, которые подтверждают невозможность осуществления проверки. Руководитель, уполномоченный представитель надзорного субъекта или другое должностное лицо несут ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица надзорного органа.
Если проведение плановой проверки невозможно по основаниям, которые предусмотрены российскими нормативно-правовыми актами, то должностным лицом надзорного органа составляется должностная записка с приложением подтверждающих сведений (документов), которая предоставляется заместителю руководителя или руководителю надзорного органа. На ее основании издается приказ заместителя руководителя или руководителя надзорного органа об исключении надзорного субъекта из Плана. Этот приказ направляется в течение 3-х рабочих дней со дня его регистрации в соответствующий орган прокуратуры в форме электронного документа, заверенного электронной подписью, или на бумажном носителе почтовым заказным отправлением с уведомлением о вручении.
В результате осуществления административной процедуры по проверке надзорного субъекта устанавливаются или не устанавливаются факты нарушения обязательных требований.
Оформление акта проверки является способом фиксирования результата данной административной процедуры.
Выводы по главе
Таким образом, в Калужской области выделяют следующие основания для планирования проверок: на основе сроков исполнения ранее выданных надзорным субъектам предписаний об устранения установленных нарушений; анализа произошедших чрезвычайных ситуаций; прогнозирования чрезвычайной обстановки на территории Калужской области.
Субъектами государственного надзора в сфере защиты территорий и населения от ЧС техногенного и природного характера в Калужской области являются: граждане; индивидуальные предприниматели, юридические лица, их уполномоченные представители, участвующие в ликвидации и предупреждении ЧС; иные организации; должностные лица органов МСУ и органы МСУ.
В отношении указанных организаций плановые проверки проводятся на базе ежегодного плана осуществления проверок на календарный текущий год.
В административном регламенте исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в сфере защиты территорий и населения от ЧС техногенного и природного характера, утвержденном Правительством Калужской области, определены основные права и обязанности органов федерального государственного надзора.
Надзорными органами осуществляются внеплановые и плановые проверки в форме выездных или (и) документарных проверок.
Проверки надзорными органами осуществляются должностными лицами на базе приказа заместителя руководителя или руководителя надзорного органа.
Приказ о проведении проверки должен быть заверен печатью надзорного органа, он в течение трех рабочих дней регистрируется в журнале по учету проверок со дня его подписания. Номер приказа об осуществлении проверки обязан соответствовать порядковому номеру записи в журнале.
Итогом административной процедуры осуществления проверки надзорного субъекта считается не выявление или выявление фактов нарушений в обязательных требованиях. Результат административной процедуры фиксируется с помощью оформления акта проверки.
Глава 3 Риск ориентированный подход по организации и осуществелению надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Калужской области
3.1 Рекомендации федеральному государственному пожарному надзору по осуществлению планирования объектов защиты путем риск ориентированного подхода в Калужской области
В качестве рекомендаций федеральному государственному пожарному надзору по осуществлению планирования объектов защиты путем риск ориентированного подхода в Калужской области рекомендуется следующее.
При отнесении объектов к категориям риска применяются:
- классификация особо опасных, уникальных и технически сложных объектов в согласовании со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ [2];
- классификация производственных опасных объектов в согласовании с ФЗ «О промышленной безопасности производственных опасных объектов» [7];
- классификация сооружений и зданий по функциональной пожарной опасности, взрывопожарной опасности и пожарной опасности, а еще наружных установк по пожарной опасности в согласовании с ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [10].
В согласовании с критериями тяжести негативных потенциальных последствий возможного несоблюдения на объекте, объекты относятся к следующим категориям риска.
1. Категория высокого риска:
- объекты, на которых осуществляется предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание медицинской стационарной помощи;
- объекты, где осуществляется деятельность детских лагерей во время каникул;
- объекты основного среднего (полного) и общего образования;
- объекты начального и дошкльного общего образования.
2. Категория значительного риска:
- объекты, которые по функциональной пожарной безопасности относятся к классу Ф 4.3, высотой от 28 и более метров;
- объекты, которые по пожарной функциональной безопасности относятся к классам Ф3.6, Ф3.5, Ф3.4, Ф3.3, Ф3.2, Ф3.1 с вероятным пребыванием на них одновременно более 200 человек;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф5.2 и считаются складскими зданиями материального государственного резерва, знаниями архивов и книгохранилищ федерального значения, а также зданиями терминалов таможенного регулирования;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф5.1 и в которых расположены производственные опасные объекты, 3-его, 2-го и 1-го классов опасности;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классам Ф4.1, Ф2.2, Ф2.1, Ф1.2 (кроме объектов высокого риска), к классам Ф4.2 и Ф1.1 (кроме объектов высокого риска);
- объекты, которые включены в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности и иных важных пожароопасных объектов, культурного насления и пр.;
- объекты, которые относятся к уникальным, технически сложным и особо опасным объектам в согласовании со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ [2].
3. Категория среднего риска:
- дачные, огороднические и садовые некоммерческие объединения граждан, которые с лесными участками имеют общую границу;
- наружные установки, которые относятся к категориям БН и АБ по пожарной и взрывопожарной опасности;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классам Ф5.2 и Ф5.1 (кроме категорий значительного риска) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям В, Б, А;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф4.3, высота которых 15-28 метров;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классам Ф3.6, Ф3.5, Ф3.4, Ф3.3, Ф3.2, Ф3.1, с возможным пребыванием на них 50-200 человек;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф1.3, высота которых от 28 метров.
4. Категория умеренного риска:
- дачные, огороднические и садовые некоммерческие объединения граждан (кроме категорий среднего риска);
- наружные установки категорий ДН, ГН, ВН по пожарной и взрывопожарной опасности;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф5.3 и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям Д и Г;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф5.2 (кроме плоскостных стоянок для автомобилей и категорий значительного риска) и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям Д и Г;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф5.1 (кроме категорий значительного риска) и по пожарной и взрывопожарной опасности – Д и Г;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф4.4, Ф2.4, Ф2.3;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф1.3, высота которых до 28 метров;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф4.3, высота которых до 15 метров;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф3.6, Ф3.5, Ф3.4, Ф3.3, Ф3.2, Ф3.1 с возможным пребыванием на них одновременно менее 50 человек.
5. Категория низкого риска:
- временные постройки, навесы, киоски и иные аналогичные постройки;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф5.2 и считающиеся плоскостными стоянками для автомобилей;
- объекты, которые по пожарной функциональной опасности относятся к классу Ф1.4;
- прочие объекты.
В Калужской области проведение плановых проверок в отношении объектов в зависимости от категории риска, присвоенной им, осуществляется со следующей периодичностью:
- не чаще, чем 1 раз в 10 лет для категории умеренного риска;
- не чаще, чем 1 раз в 7 лет для категории среднего риска;
- 1 раз в 4 года для категории значительного риска;
- 1 раз в 3 года для категории высокого риска.
В отношении объектов категории низкого риска не проводятся плановые проверки.
3.2 Мероприятия по реализации риска-ориентированнного надзора путем планирования объектов надзора в Калужской области
Еще в 2015 г. МЧС вошло в число пилотных ведомств, которые реализуют риск ориентированный контроль.
В ведомстве МЧС система оценки рисков строится на одновременном учете видов экономической деятельности, а также классов опасности, которые закреплены российским законодательством, разделяющиеся для социальных и производственных учреждений, сооружений, зданий.
На первом этапе реформирования контрольно-надзорной деятельности был осуществлен переход от проверки деятельности юридических лиц к проверке объектов.
На рисунке 3.1 представим основные этапы внедрения риск ориентированного подхода в МЧС России.
Рис. 3.1. Основные этапы внедрения риск ориентированного подхода в МЧС России [23]
Далее (на втором этапе) проводилась работа по формированию реестров объектов, находящихся под надзором, а также были внесены изменения в отнесении определенных объектов к определенному классу опасности.
В результате проведенной работы был опубликован закрытый реестр нормативных документов, которые устанавливают требования пожарной безопасности. На сегодняшний день база нормативно-правового регулирования все еще совершенствуется.
В процессе улучшения системы контроля были определены пять категорий отнесения объектов к определенному уровню риска (5 – низкая степень риска, 1 – высокая степень риска).
Также сегодня осуществляется переход на контроль эффективности не определенных проверок, а достижения экономического и социального эффекта от деятельности МЧС. Главными целевыми ориентирами в настоящее время являются: снижение числа погибших на пожарах и сокращение количества пожаров с одновременным повышением эффективности расходов бюджета.
Сегодня происходит внедрение механизмов государственной оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности для сокращения затрат МЧС на проведение проверок.
На рисунке 3.2 представлены динамические показатели отнесения объекта к определенной категории риска.
Рис. 3.2. Динамические показатели отнесения объекта к определенной категории риска [23]
В ведомстве МЧС России проводится активная работа по стимулированию соответствия обязательным требованиям, а также идет разработка механизмов сокращения проверок для таких объектов.
Отдельно ведется работа по мероприятиям, которые связаны с профилактикой пожара. Выделим в таблице 3.1 основные профилактические мероприятия МЧС России в рамках риск ориентированного подхода.
Таблица 3.1
Основные профилактические мероприятия МЧС России в рамках риск ориентированного подхода [23]
Наименование Значение Проведение массовых мероприятий, ед. 2201510 - сходы населения, кол-во ед. 214825 - охвачено человек 6109595 - встречи с население, кол-во ед. 1986685 - охвачено населения 10124603 Электронные СМИ 485441 - на радио 356639 - на телевидении 128802 Выпуск наглядно-избирательной пропаганды Тираж выпущенных листовок, шт 27499909 Кол-во выпущенных тематических листовок, шт 29626 Печатные СМИ Собственное периодическое издание, шт 2777 Публиковано статей, шт 145678
Далее проведем анализ мероприятий по реализации риска-ориентированнного надзора в Калужской области.
На территории Калужской области за 2018 год произошло 925 пожаров, при которых погибло 63 человека, в том числе 2 детей. При этом, при пожарах получили травмы 44 человека.
На жилой сектор приходится 76 % количества пожаров (705 случаев) и при них 93 % погибших (59 человек).
В зданиях социального обслуживания населения и здравоохранения не зарегистрировано пожаров, а также не было зарегистрировано пожаров в зданиях для религиозных обрядов и для культурно-досуговой деятельности. На рисунке 3.3 представлено схематически распределение пожаров в Калужской области.
Рис. 3.3. Распределение пожаров в Калужской области за 2018 год, % [22]
Согласно рисунку можно заключить, что самое большое число пожаров зарегистрировано на объектах, где государственный пожарный надзор не осуществляется сотрудникам надзорного органа.
Работа МЧС за 2018 г. проходила в согласовании с паспортом проекта «Совершенствование государственного надзора МЧС России в рамках «Реформы надзорной и контрольной деятельности»» (далее Проект). Деятельность ведомства МЧС Калужской области в согласовании с Проектом осуществляется в рамках риск ориентированного подхода.
С помощью внедрения риск ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности были устранены сплошные проверки субъектов, находящихся под контролем, а также из области надзора было выведено более 4 000 объектов с низкой степенью риска. В отношении всех субъектов МСБ также исключены контрольные мероприятия. На критически важных объектах, объектах жизнеобеспечения, производственных опасных объектах, детских оздоровительных лагерях, а также объектах здравоохранения, образования и социальной сферы осуществляется преобладающая часть проверок.
В Калужской области ежегодным планом осуществления плановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в 2018 г. в отношении субъектов предпринимательства предусмотрено осуществление около 468 плановых проверок, что ниже аналогичного показателя 2017 г. на 12 %.
Более 13,86 тыс. объектов защиты находится на контроле УНД Главного управления, среди них: 360 дачных, огороднических и садоводческих некоммерческих гражданских объединений.
На рис. 3.4 представлен число плановых проверок объектов защиты, при которых установлено и выявлено нарушений требований пожарной безопасности.
Рис. 3.4. Число плановых проверок объектов защиты, при которых установлено и выявлено нарушений требований пожарной безопасности [22]
Исследование результатов свидетельствует, что число проведенных плановых проверок составио 457 ед, что ниже аналогичных показателей прошлого года на 14,2 %, при которых установлено 1329 нарушений требований пожарной безопасности, из которых устранено 1249 нарушений.
На рисунке 3.5 представлено число проведенных внеплановых проверок объектов защиты по контролю ранее выданного предписания, при которых устранены/выявлены правонарушения, которые связаны с неисполнением предписаний.
Рис. 3.5. Число проведенных внеплановых проверок объектов защиты по контролю ранее выданного предписания, при которых устранены/выявлены правонарушения, которые связаны с неисполнением предписаний [22]
Анализ результатов внеплановых проведенных проверок объектов защиты по контролю выданного ранее предписания свидетельствует о том, что число проверок в 2018 г. составило 231 проверок, что выше показателей прошлого года на 40,8 %. Из которых было установлено 129 правонарушения, которые связаны с неисполнением предписаний, из них устранено 121 правинарушение.
Таким образом, предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности исполняются в Калужской области на 94 %.
Далее проведем анализ реализации надзорных мероприятий в области гражданской обороны в Калужской области в рамках риск ориентированного подхода.
В 2018 г. план плановых проверок объектов защиты в Калужской области был сформирован с учетом критериев отнесения объектов надзора к определенной категории риска.
Ежегодным планом осуществления плановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в 2018 г. в отношении субъектов предпринимательства предусмотрено проведение в области гражданской обороны 17 плановых проверок, что выше аналогичного показателя 2017 г. на 31 %.
Планируемые проверки были проведены в полном объеме. УДН Главного управления Калужской области за 2018 г. провел 29 проверок, что больше аналогичного показателя 2017 г. на 31 %. Из них внеплановых проверок было 12, что ниже показателя 2017 года на 14 %.
Все внеплановые проверки были проведены по следующему основанию – проверка исполнения предписаний, выданных ранее.
Для исполнения законодательных требований ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [9] в Планы проверок планового характера не были включены субъекты МСБ.
Таким образом, в области гражданской обороны количество плановых проведенных проверок составило 100 % от плана.
На наш взгляд, можно предложить следующие рекомендации по соблюдению требований в области гражданской обороны для подконтрольных субъектов:
- руководствоваться требованиями Положения о ведении гражданской обороны в РФ, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 [11];
- особое внимание обратить на принимаемые законодательные акты, которые актуализируют обязательные мероприятия и требования в области гражданской обороны;
- обеспечить исполнение нормативных требований по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность.
Далее проведем анализ реализации надзорных мероприятий в области защиты территорий и населения от ЧС техногенного и природного характера в Калужской области в рамках риск ориентированного подхода.
В 2018 г. план плановых проверок объектов защиты в Калужской области был сформирован с учетом критериев отнесения объектов надзора к определенной категории риска.
Ежегодным планом осуществления плановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в 2018 г. в отношении субъектов предпринимательства предусмотрено проведение в области защиты территорий и населения от ЧС техногенного и природного характера 5 плановых проверок, что выше аналогичного показателя 2017 г. на 25 %.
Планируемые проверки были проведены в полном объеме. УНД Главного управления Калужской области в 2018 году провел 7 проверок, из которых 2 внеплановые проверки, снижение в сравнении с 2017 г. на 71 %, и 5 плановых проверок, рост на 25 %.
Все внеплановые проверки были проведены по следующему основанию – проверка исполнения предписаний, выданных ранее.
На наш взгляд, можно предложить следующие рекомендации по соблюдению требований в области защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера для подконтрольных субъектов:
- особое внимание уделить нормативным актам, которые актуализируют требования в области защиты территорий и населения от ЧС техногенного и природного характера;
- поддерживать в постоянной готовности средства и силы единой государственной системы по ликвидации и предупреждению ЧС техногенного и природного характера;
- обеспечить полновесное и всестороннее функционирование всех звеньев, территориальных и функциональных подсистем и органов управления государственной единой системы по ликвидации и предупреждению ЧС.
Выводы по главе
На наш взгляд, можно предложить следующие рекомендации по соблюдению требований для подконтрольных субъектов:
1. В области гражданской обороны:
- руководствоваться требованиями Положения о ведении гражданской обороны в РФ, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305;
- особое внимание обратить на принимаемые законодательные акты, которые актуализируют обязательные мероприятия и требования в области гражданской обороны;
- обеспечить исполнение нормативных требований по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность.
2. В области защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера для подконтрольных субъектов:
- особое внимание уделить нормативным актам, которые актуализируют требования в области защиты территорий и населения от ЧС техногенного и природного характера;
- поддерживать в постоянной готовности средства и силы единой государственной системы по ликвидации и предупреждению ЧС техногенного и природного характера;
- обеспечить полновесное и всестороннее функционирование всех звеньев, территориальных и функциональных подсистем и органов управления государственной единой системы по ликвидации и предупреждению ЧС.
Заключение
В Калужской области выделяют следующие основания для планирования проверок: на основе сроков исполнения ранее выданных надзорным субъектам предписаний об устранения установленных нарушений; анализа произошедших чрезвычайных ситуаций; прогнозирования чрезвычайной обстановки на территории Калужской области.
Субъектами государственного надзора в сфере защиты территорий и населения от ЧС техногенного и природного характера в Калужской области являются: граждане; индивидуальные предприниматели, юридические лица, их уполномоченные представители, участвующие в ликвидации и предупреждении ЧС; иные организации; должностные лица органов МСУ и органы МСУ.
В отношении указанных организаций плановые проверки проводятся на базе ежегодного плана осуществления проверок на календарный текущий год.
В административном регламенте исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в сфере защиты территорий и населения от ЧС техногенного и природного характера, утвержденном Правительством Калужской области, определены основные права и обязанности органов федерального государственного надзора.
Надзорными органами осуществляются внеплановые и плановые проверки в форме выездных или (и) документарных проверок.
Проверки надзорными органами осуществляются должностными лицами на базе приказа заместителя руководителя или руководителя надзорного органа.
Приказ о проведении проверки должен быть заверен печатью надзорного органа, он в течение трех рабочих дней регистрируется в журнале по учету проверок со дня его подписания. Номер приказа об осуществлении проверки обязан соответствовать порядковому номеру записи в журнале.
Итогом административной процедуры осуществления проверки надзорного субъекта считается не выявление или выявление фактов нарушений в обязательных требованиях. Результат административной процедуры фиксируется с помощью оформления акта проверки.
На наш взгляд, можно предложить следующие рекомендации по соблюдению требований для подконтрольных субъектов:
1. В области гражданской обороны:
- руководствоваться требованиями Положения о ведении гражданской обороны в РФ, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305;
- особое внимание обратить на принимаемые законодательные акты, которые актуализируют обязательные мероприятия и требования в области гражданской обороны;
- обеспечить исполнение нормативных требований по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность.
2. В области защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера для подконтрольных субъектов:
- особое внимание уделить нормативным актам, которые актуализируют требования в области защиты территорий и населения от ЧС техногенного и природного характера;
- поддерживать в постоянной готовности средства и силы единой государственной системы по ликвидации и предупреждению ЧС техногенного и природного характера;
- обеспечить полновесное и всестороннее функционирование всех звеньев, территориальных и функциональных подсистем и органов управления государственной единой системы по ликвидации и предупреждению ЧС.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Градостроительный кодекс РФ от 22.12.2004 г. (в ред. от 3.08.2018 г.) // Собрание законодательства РФ, 2005. № 1 (часть 1), ст. 16.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648.
5. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3649.
6. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 3.12.2018) «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 23 ст. 2750.
7. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3588.
8. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О гражданской обороне» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 799.
9. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249.
10. Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в ред. 2.07.2013 г.) // Собрание законодательства РФ, 2010. № 1. ст. 5.
11. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 22 ст. 2641.
12. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. № 1 (часть II) ст. 232.
13. Постановление Правительства Калужской области от 29.07.2016 г. № 417 «Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера» (с изм. от 29.01.2019 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: http://docs.cntd.ru/document/427004273 Дата обращения: 20.02.2019. Доступ свободный.
14. Приказ Генерального прокурора РФ от 21.04.2014 г. № 222 «О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления» // Законность, № 7, 2014.
15. Приказ Министерства экономического развития от 30 апреля 2009 года № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» // Российская газета, № 85, 14.05.2009.
16. Приказ МЧС России от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (ред. от 12.04.2003). [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/12130310/#ixzz4QGBUbcOM Дата обращения: 20.02.2019. Доступ свободный.
17. Приказ МЧС РФ от 26 июня 2012 г. № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.07.2012, регистрационный номер № 24877) // Российская газета от 17 августа 2012 г. № 189.
18. Приказ МЧС России от 26 декабря 2014 г. № 732 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2015 г., регистрационный № 35696) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1 июня 2015 г. № 22.
19. Приказ МЧС России от 5 октября 2015 г. № 538 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты МЧС России» (с изменениями и дополнениями) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 октября 2015 г., регистрационный N 39545) // Официальный интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru Дата обращения: 3.02.2019. Доступ свободный.
20. Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 г. № 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемой и получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация» (с изм. от 19.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 мая 2016 г. № 18 ст. 2647.
21. Доклад об осуществлении Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и об эффективности этих надзоров. – М., 2016. [Электронный ресурс]: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/hNXuzXsRUB.pdf Дата обращения: 30.01.2019. Доступ свободный.
22. Доклад по правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора) Главного управления МЧС России по Калужской области за 12 месяцев 2018 года [Электронный ресурс]: http://admoblkaluga.ru/upload/gumchs/Nadzor/2018/doklad_pravoprimenenie_2018.pdf Дата обращения: 20.03.2019. Доступ свободный.
23. Аналитическая записка. Обмен лучшими практиками применения риск-ориентированного подхода и оценки эффективности в контрольно-надзорной деятельности. [Электронный ресурс]: http://ac.gov.ru/files/content/8052/obobschayuschaya-zapiska-obmen-praktikami-knd-17-03-16-pdf.pdf Дата обращения: 20.03.2019. Доступ свободный.
24. Вострокнутов А.Л. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии. Учебник / А.Л. Вострокнутов, В.Н. Супрун, Г.В. Шевченко. - М.: Юрайт, 2015. - 400 c.
25. Государственный надзор в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: моногр. . - М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. - 484 c.
26. Государственный надзор в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. - 484 c.
27. Дорожко С.В. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. В 3 частях. Часть 1. Чрезвычайные ситуации и их предупреждение / С.В. Дорожко, И.В. Ролевич, В.Т. Пустовит. - М.: Дикта, 2015. - 292 c.
28. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля: моногр. . - М.: ДЕАН, 2010. - 711 c.
29. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий http://www.mchs.gov.ru/. Дата обращения: 20.03.2019. Доступ свободный.
30. Шатов С.А. Административная юрисдикция. На примере деятельности органов государственного пожарного надзора / С.А. Шатов. - М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2008. - 272 c.
2
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Градостроительный кодекс РФ от 22.12.2004 г. (в ред. от 3.08.2018 г.) // Собрание законодательства РФ, 2005. № 1 (часть 1), ст. 16.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648.
5. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3649.
6. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 3.12.2018) «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 23 ст. 2750.
7. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3588.
8. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О гражданской обороне» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 799.
9. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249.
10. Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в ред. 2.07.2013 г.) // Собрание законодательства РФ, 2010. № 1. ст. 5.
11. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 22 ст. 2641.
12. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. № 1 (часть II) ст. 232.
13. Постановление Правительства Калужской области от 29.07.2016 г. № 417 «Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера» (с изм. от 29.01.2019 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: http://docs.cntd.ru/document/427004273 Дата обращения: 20.02.2019. Доступ свободный.
14. Приказ Генерального прокурора РФ от 21.04.2014 г. № 222 «О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления» // Законность, № 7, 2014.
15. Приказ Министерства экономического развития от 30 апреля 2009 года № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» // Российская газета, № 85, 14.05.2009.
16. Приказ МЧС России от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (ред. от 12.04.2003). [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/12130310/#ixzz4QGBUbcOM Дата обращения: 20.02.2019. Доступ свободный.
17. Приказ МЧС РФ от 26 июня 2012 г. № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.07.2012, регистрационный номер № 24877) // Российская газета от 17 августа 2012 г. № 189.
18. Приказ МЧС России от 26 декабря 2014 г. № 732 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2015 г., регистрационный № 35696) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1 июня 2015 г. № 22.
19. Приказ МЧС России от 5 октября 2015 г. № 538 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты МЧС России» (с изменениями и дополнениями) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 октября 2015 г., регистрационный N 39545) // Официальный интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru Дата обращения: 3.02.2019. Доступ свободный.
20. Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 г. № 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемой и получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация» (с изм. от 19.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 мая 2016 г. № 18 ст. 2647.
21. Доклад об осуществлении Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и об эффективности этих надзоров. – М., 2016. [Электронный ресурс]: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/hNXuzXsRUB.pdf Дата обращения: 30.01.2019. Доступ свободный.
22. Доклад по правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора) Главного управления МЧС России по Калужской области за 12 месяцев 2018 года [Электронный ресурс]: http://admoblkaluga.ru/upload/gumchs/Nadzor/2018/doklad_pravoprimenenie_2018.pdf Дата обращения: 20.03.2019. Доступ свободный.
23. Аналитическая записка. Обмен лучшими практиками применения риск-ориентированного подхода и оценки эффективности в контрольно-надзорной деятельности. [Электронный ресурс]: http://ac.gov.ru/files/content/8052/obobschayuschaya-zapiska-obmen-praktikami-knd-17-03-16-pdf.pdf Дата обращения: 20.03.2019. Доступ свободный.
24. Вострокнутов А.Л. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии. Учебник / А.Л. Вострокнутов, В.Н. Супрун, Г.В. Шевченко. - М.: Юрайт, 2015. - 400 c.
25. Государственный надзор в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: моногр. . - М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. - 484 c.
26. Государственный надзор в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. - 484 c.
27. Дорожко С.В. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. В 3 частях. Часть 1. Чрезвычайные ситуации и их предупреждение / С.В. Дорожко, И.В. Ролевич, В.Т. Пустовит. - М.: Дикта, 2015. - 292 c.
28. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля: моногр. . - М.: ДЕАН, 2010. - 711 c.
29. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий http://www.mchs.gov.ru/. Дата обращения: 20.03.2019. Доступ свободный.
30. Шатов С.А. Административная юрисдикция. На примере деятельности органов государственного пожарного надзора / С.А. Шатов. - М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2008. - 272 c.
Вопрос-ответ:
Что такое государственный надзор в области гражданской обороны?
Государственный надзор в области гражданской обороны это система контроля и наблюдения, осуществляемая государством, с целью обеспечения безопасности населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций. Он включает в себя различные меры и действия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Какие акты регулируют государственный надзор в области гражданской обороны?
Государственный надзор в области гражданской обороны регулируется нормативно-правовыми актами, среди которых основной является Закон Российской Федерации "О гражданской обороне". В этом законе устанавливаются основные принципы и правила организации и осуществления государственного надзора.
Как организуется государственный надзор в области гражданской обороны?
Организация государственного надзора в области гражданской обороны осуществляется через создание специальных органов и структур, ответственных за контроль и наблюдение. В их числе могут быть Министерство по чрезвычайным ситуациям, Ростехнадзор, Министерство внутренних дел и др., которые выполняют определенные функции связанные с государственным надзором.
Какие права и обязанности возлагаются на органы государственного надзора?
Органы государственного надзора в области гражданской обороны имеют право проводить проверки и контрольные мероприятия, требовать представления документов и информации от субъектов надзора, а также принимать меры по обеспечению безопасности населения и территорий в случае выявления чрезвычайных ситуаций. Кроме того, они обязаны информировать органы государственной власти и население о возможных опасностях и мерах по их предотвращению.
Какие основные нормативно-правовые акты регулируют государственный надзор в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие государственный надзор в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включают Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О гражданской обороне", Регламент государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 июля 1994 года № 727, и другие правовые акты, принятые на основании указанного Федерального закона.
Как организован государственный надзор в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?
Государственный надзор в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организован на всех уровнях государственного управления. Он осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ, его территориальными органами, а также другими государственными органами и организациями, осуществляющими государственный надзор в соответствии с законодательством РФ. Государственный надзор включает в себя контроль и наблюдение за состоянием гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проверку соблюдения требований законодательства в этой области, а также принятие мер по устранению выявленных нарушений и предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций.