Лишение свободы как вид уголовного наказания : юридическая природа , эффективность , особенности отбывания
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 16.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Лишение свободы и система учреждений, исполняющих этот вид наказания 6
1.1.История развития наказания в виде лишения свободы в России 6
1.2.Лишение свободы по уголовному праву России, и система учреждений, исполняющих этот вид наказания 13
Глава 2. Назначение наказания в виде лишения свободы и распределение осужденных по видам исправительных учреждений 20
2.1.Понятие и общие начала назначения наказания в виде лишения свободы 20
2.2.Проблемы назначения отбывания лишения свободы в исправительном учреждении 25
2.3.Направление уголовно-исполнительной политики в области назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Кроме вышеперечисленных категорий осужденных, в колониях-поселениях также отбывают наказание осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов в соответствии с положениями ст. 74 УИК. Уголовный закон устанавливает, что мужчины, осужденные за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие наказания в виде лишения свободы, а также осужденные к лишению свободы женщины должны отбывать такое наказание в колониях общего режима (п.«б» ч. 1 ст. 58 УК РФ). Здесь стоить обратить внимание, что в п. «б» ч. 1 данной статьи не решается вопрос, где должно отбывать наказание лицо (мужчина) совершившее аналогичное преступление и ранее отбывавшее наказание в виде лишения свободы за совершение преступления по неосторожности. Учеными, исследовавшими проблемы рецидива, отмечалось, что положение о неучете судимости за умышленные преступления небольшой тяжести (п. «а» ч. 4 ст. 18 УК РФ) при признании рецидива не отвечает принципу справедливости. Также статья 58 УК РФ также не разъясняет, где должны отбывать наказание осужденные к лишению свободы мужчины, которые ранее уже отбывали наказание, и снова ими было совершено преступление при опасном рецидиве. На наш взгляд этот вопрос является не маловажным и должен решаться однозначно. Ответ на него должен быть четко сформулирован в законе, в противном случае на практике зачастую могут возникать ситуации, когда лица, впервые совершившие преступления и преступники рецидивисты будут содержаться в одном исправительном учреждении, риск того что последние будут негативно влиять на других осужденных крайне велик. А это значит, что под угрозу ставится и достижение таких важных целей уголовного наказания, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Не второстепенную роль в данном случае играет тот факт, что в уголовном законе нет четкого определения категории лиц, ранее отбывавших наказание, закрепление данной категории лиц в УК РФ в значительной степени могло бы способствовать решению проблемы. В Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 9 "О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений" даются разъяснения по этому поводу. Проанализировав данное Постановление, приходим к выводу, что лицо мужского пола, осужденное к лишению свободы при совершении преступления с различным видом рецидива должно отбывать наказание в исправительной колонии строго или особого режима независимо от того, отбывало оно лишение свободы за ранее совершенное преступление или нет. Тем не менее, Пленум ВС упускает из внимания, что в данном случае будут нарушены принципы дифференциации и индивидуализации наказания, целью которых является обеспечение оптимального соответствия наказания характеру тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. И снова на практике получается, что преступники-рецидивисты и осужденные впервые за совершение особо тяжкого преступления содержаться совместно, что составляет важную проблему, так как крайне негативно влияет на последних и в целом на процесс исправления осужденных. Цель исправления, осужденного будет достигнута в том случае, если лицо, ранее отбывшее наказание за совершение преступления больше преступление не совершит. Поэтому зачастую для определения эффективности применяемого к осужденным наказания, эффективности деятельности исправительных учреждений по исправлению преступников используют уровень рецидивной преступности. К сожалению, в настоящее время совсем не уделяется внимания пенитенциарному рецидиву при определении вида исправительного учреждения. Ввиду этого на практике возникают ситуации, когда лица, которые уже неоднократно отбывали наказание в виде лишения свободы, при совершении очередного преступления отправляются для отбывания наказания в колонии общего режима или даже в колонии-поселения, тем самым оказывая отрицательное влияние на осужденных впервые. Основываясь на исследовании отечественного законодательства, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что уголовный закон регламентирует основные начала назначения наказания, учитывает характер и степень общественной опасности при назначении уголовного наказания в действующем законодательстве существуют пробелы. А именно нет определения ни в УК РФ, ни в иных нормативно-правовых актах где, всё-таки, должны отбывать наказания лица, которые, несмотря на тяжесть очередного совершенного преступления уже отбывали наказание за совершение иных преступлений, также нет и самого определения лиц, отбывших уголовное наказание. Помимо всего этого никак не учитывается и не отражается в уголовном законодательстве пенитенциарный рецидив.Хочется заметить, что приведенные выше упущения законодателя не позволяют в полном объеме реализовать цели исполнения наказания, пренебрегают принципами гуманизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в отношении определенных категорий осужденных. Для того чтобы в полной мере были достигнуты все цели наказания, а именно восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждения совершения новых преступлений, следует устранить приведенные выше противоречия, ликвидировать недостатки закона.2.3.Направление уголовно-исполнительной политики в области назначения и исполнения наказания в виде лишения свободыКонституция Российской Федерации провозглашает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.Исходя из этого положения строится и политика нашего государства, которая направлена на построение правового государства и повышение благосостояния народа, и ставит перед собой цель создать условия, обеспечивающие достойную жизнь, свободное развитие и совершенствование человека как личности. Уголовная политика современной России определяется в Конституции РФ, в Федеральных Конституционных и иных законах, актах палат Федерального Собрания, в ежегодных посланиях Федеральному Собранию и указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства РФ по вопросам борьбы с организованной и иной преступностью и коррупцией, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по итогам обобщения судебной практики по отдельным категориям уголовных дел, а также в решениях Конституционного Суда РФ по конкретным делам. Достаточно часто уголовную политику отожествляют с пенитенциарной, то есть с уголовно-исполнительной политикой, но это не верно. Таким образом, политика государства в области назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы является частью уголовной политики государства.Основными и глобальными направлениями государственной политики в данной сфере являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предотвращение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами.Но так ли безупречно всё на практике? В полной ли мере реализуются указанные направления политики государства в области назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы, все ли цели, которые ставит законодатель, достигаются? Лишение свободы в качестве санкции за совершение преступлений применяется достаточно широко. Так оно фигурирует (как единственный или альтернативный вид) более чем в 80% санкций.Однако практика противостояния преступности в течение многих столетий показала, что ужесточение и необоснованно широкое применение наказаний, связанных с изоляцией осужденных в местах принудительного содержания, сами по себе не способны привести к снижению уровня преступности. Чрезмерная строгость наказаний и тем более их жестокость обычно дают обратный эффект, способствуют формированию в обществе жестоких нравов, приводят к еще большему отчуждению осужденных от общества. Это приводит к десоциализация личности осужденных. Как показали результаты обобщения судебной практики, осужденные все в меньшей степени, имеют перспективы после освобождения закрепиться в социуме. Согласно проведенному анализу, 52,9% нигде не работали до осуждения; в большинстве случаев лица, которым приговором суда было назначено наказание в виде лишения свободы, не состоят в браке, 73% лиц, совершивших преступление холосты и лишь 27% женаты. Стоит обратить внимание на тот факт, несмотря на то, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, зачастую этим правилом пренебрегают в силу диспропорционального наполнения исправительных учреждений. Скудное питание, жестокое обращение, отсутствие эффективной медицинской помощи определяют высокую заболеваемость и смертность в местах лишения свободы. Все это указывает на то, что уголовно-исполнительная политика в области назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы должна быть направлена на гуманизацию условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения прав и их законных интересов. К сожалению, в настоящее время уголовно-исполнительной системой совсем не уделяется внимания пенитенциарному рецидиву. Ввиду этого на практике возникают ситуации, когда лица, которые уже неоднократно отбывали наказание в виде лишения свободы, при совершении очередного преступления отправляются для отбывания наказания в колонии общего режима или даже в колонии-поселения, тем самым оказывая отрицательное влияние на осужденных впервые. В связи с эти в числе перспективных направлений уголовно- исполнительной политики – принятие решений о разработке и введении в действие общероссийской системы учета постпенициарного рецидива. Еще одним прогрессивным направлением в области уголовно-исполнительной политики является обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных. Предотвращение рецидива преступлений предполагает разработку системы мер по подготовке осужденного к освобождению из мест лишения свободы. Таким образом, в последнее время наблюдается устойчивая тенденция не только к гуманизации уголовного законодательства, но и практики назначения наказания, увеличению числа случаев применения альтернативных лишению свободы видов наказания. Вводятся системы учета пенитенциарного рецидива, небезуспешно предпринимаются попытки воздействовать на уже освободившихся из мест лишения свободы осужденных путем применения мер постпенитенциарной адаптации. Всё это способствует реализации главных направлений уголовно-исполнительной политики, а именно восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого и предупреждение совершения новых преступлений, как осуждёнными, так и другими лицами.ЗаключениеВ представленной работе были рассмотрены некоторые проблемы, возникающие у суда при назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения. Проведя исследование поставленной проблемы, мы пришли к ряду выводов и заключений. Развитие наказания в виде лишения свободы в России носит поступательный, планомерный характер. По мере «созревания» общественного сознания происходит изменение и целей наказания. От первоначального, основообразующего устрашения в Древней Руси до исправление осужденных в современном российском обществе. Стремления усовершенствовать наказание в виде лишние свободы, сделать его более эффективным обусловило деления мест заключения на виды. Также можно сделать вывод, что лишение свободы является основным видом уголовного наказания. В Российском уголовном праве наказание в виде лишения свободы подразделяется на два самостоятельных вида: срочное и бессрочное. Большое значение имеет наличие различных видов исправительных учреждений, которые призваны обеспечивать различную степень изоляции осужденных, в связи с этим наблюдается значительная дифференциация осужденных. Это является необходимым, в силу того, что в различные виды исправительных учреждений попадают лица, осужденные за разные преступления, имеющие различные психологические установки и т.д.Назначение наказания - очень сложный и ответственный этап в рассмотрении уголовного дела. Для назначения правильного, справедливого наказания законодателем разработаны общие начала назначения наказания. Общие начала назначения наказания, содержат в себе определенные рамки, границы, которых должен придерживаться суд, что способствует назначению справедливого наказания, не позволяет нарушать права и законные интересы лиц, совершивших преступления. На основе классификации происходит распределение осужденных по видам исправительных учреждений. Распределение осуществляется в строгом соответствии с законом и только судом. Изучив, что такое «наказание», определив понятие «назначения наказания» нам удалось выявить проблемы, с которыми встречается суд при назначении наказания в виде лишения свободы и определении вида исправительного учреждения. Мы выяснили, что нет определения ни в Уголовном Кодексе РФ, ни в иных нормативно-правовых актах где, всё-таки, должны отбывать наказания лица, которые, несмотря на тяжесть очередного совершенного преступления уже отбывали наказание за совершение иных преступлений, также нет и самого определения лиц, отбывших уголовное наказание. Помимо всего этого никак не учитывается и не отражается в уголовном законодательстве пенитенциарный рецидив. Пробелы, допущенные законодателем не допустимы, вопросы которых они касаются имеют большое значение и должны решаться однозначно, так как от этого зависит и назначаемое наказание, и вид исправительного учреждения, а значит и судьба лица осужденного. На это обращено внимание и уголовно-исполнительной политики. В настоящее время происходит гуманизация уголовного законодательства, в большей мере учитываются психологические и иные индивидуальные качества личности при назначении наказания. Вводятся системы учета пенитенциарного рецидива, получает свое развитие постпенетенциарная адаптация.Список использованных источниковНормативно-правовые акты1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.11.2018) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 24.12.2001. – N 52.4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63- ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.29545.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 28.05.2017) . Ст.73.6.Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 (ред. от 6.02.2018) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // СПС «КонсультантПлюс».Литература7.Викторский С.Н. История развития смертной казни в России М., 2012. С.918.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2015. С.3729.Детков М.Г. Тюрьмы России: память истории: Монография. Вологда, 2001. С. 710.Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М., 2012. С. 12.11.Маликов Б.З. Лишение свободы: правовой статус осуждённых и некоторые противоречия его отражения в законе // Следователь. 2000. №5. С. 41.12.Научно-практическое пособие по применению УК РФ под ред. М.В. Лебедева М. 2015.13.Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка СПб., 2010. С.1414.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 374.15.Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения М.,2015. С.416.Рассказов Л.П., Упоров И.В. Лишение свободы в России: истоки, развитие, перспективы Краснодар 2009. С. 23417.Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 97-10718.Соцкий Ю.Ф. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в Дореволюционной России: Дис. ...канд. юрид. наук. Рязань, 1998. С. 17.19.Уголовное право / Общая часть/ под редакцией Рарога А.И., М., 2007. Уголовное право / Общая часть/ под редакцией Рарога А.И., М., 2016.20.Упоров И.В. Пенитенциарная политика России в XVIII-XX вв.: Историко-правовой анализ тенденций развития. СПб., 2014. С. 102-10321.Флерова Т.А., Уфимцева Т.Д. СПИД: Каждый десятый носитель ВИЧ-инфекции сидит в тюрьме! [Электронный ресурс] / Т.А. Флерова, Т.Д. Уфимцева/- Режим доступа http://zagr.org/286.html22.Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка М., 2014. С.74623.Фумм А.М. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в Российской империи (конец XVIII – 70-е годы XIX века): Дис. …канд. юрид. наук. Москва, 2014. С. 43
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)
3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.11.2018) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 24.12.2001. – N 52.
4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63- ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954
5.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 28.05.2017) . Ст.73.
6.Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 (ред. от 6.02.2018) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // СПС «КонсультантПлюс».
Литература
7.Викторский С.Н. История развития смертной казни в России М., 2012. С.91
8.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2015. С.372
9.Детков М.Г. Тюрьмы России: память истории: Монография. Вологда, 2001. С. 7
10.Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М., 2012. С. 12.
11.Маликов Б.З. Лишение свободы: правовой статус осуждённых и некоторые противоречия его отражения в законе // Следователь. 2000. №5. С. 41.
12.Научно-практическое пособие по применению УК РФ под ред. М.В. Лебедева М. 2015.
13.Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка СПб., 2010. С.14
14.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 374.
15.Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения М.,2015. С.4
16.Рассказов Л.П., Упоров И.В. Лишение свободы в России: истоки, развитие, перспективы Краснодар 2009. С. 234
17.Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 97-107
18.Соцкий Ю.Ф. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в Дореволюционной России: Дис. ...канд. юрид. наук. Рязань, 1998. С. 17.
19.Уголовное право / Общая часть/ под редакцией Рарога А.И., М., 2007. Уголовное право / Общая часть/ под редакцией Рарога А.И., М., 2016.
20.Упоров И.В. Пенитенциарная политика России в XVIII-XX вв.: Историко-правовой анализ тенденций развития. СПб., 2014. С. 102-103
21.Флерова Т.А., Уфимцева Т.Д. СПИД: Каждый десятый носитель ВИЧ-инфекции сидит в тюрьме! [Электронный ресурс] / Т.А. Флерова, Т.Д. Уфимцева/- Режим доступа http://zagr.org/286.html
22.Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка М., 2014. С.746
23.Фумм А.М. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в Российской империи (конец XVIII – 70-е годы XIX века): Дис. …канд. юрид. наук. Москва, 2014. С. 43
Вопрос-ответ:
Какова юридическая природа лишения свободы как вида уголовного наказания?
Юридическая природа лишения свободы заключается в том, что это одно из основных и наиболее строгих видов уголовного наказания. Оно назначается лицам, признанным виновными в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, и влечет за собой ограничение свободы и принудительное содержание осужденных в исправительных учреждениях.
Какие особенности имеет отбывание лишения свободы в России?
Отбывание лишения свободы в России имеет свои особенности. Во-первых, в России существует система учреждений исполняющих этот вид наказания, включающая колонии строгого режима, колонии общего режима и исправительные колонии. Во-вторых, в России существует историческая традиция лишения свободы как наказания, которая проводится уже много лет. И, наконец, отбывание лишения свободы в России регулируется соответствующими нормами уголовного законодательства и включает различные правила и процедуры.
Как развивалась история лишения свободы как вида уголовного наказания в России?
История развития лишения свободы как вида уголовного наказания в России насчитывает несколько веков. Вначале, в России применялось телесное наказание и ссылка. В 18-19 веках появились первые учреждения, основной целью которых было исправление осужденных. Затем, в Советском периоде, роль лишения свободы увеличилась, и были созданы новые типы исправительных учреждений. В настоящее время, лишение свободы остается одним из основных и наиболее распространенных видов уголовного наказания в России.
Какие основные характеристики имеет лишение свободы как вид уголовного наказания?
Основные характеристики лишения свободы включают в себя ограничение свободы перемещения осужденного, отсутствие участия в общественной жизни, лишение имущества и прав, а также отсутствие связей с внешним миром.
Какова юридическая природа лишения свободы в России?
Юридическая природа лишения свободы в России заключается в том, что это вид уголовного наказания, который применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Лишение свободы является одним из наиболее серьезных и строгих видов уголовного наказания.
Какова эффективность лишения свободы как вида уголовного наказания?
Эффективность лишения свободы как вида уголовного наказания зависит от нескольких факторов, включая правильное назначение срока лишения свободы, обеспечение условий для реабилитации осужденного, его поведение и сотрудничество с исправительными учреждениями. Исследования показывают, что правильно проведенное лишение свободы может способствовать улучшению поведения и реинтеграции осужденного в общество.
Какие особенности отбывания лишения свободы существуют в России?
В России существует несколько особенностей отбывания лишения свободы. Во-первых, осужденные могут быть распределены по разным видам исправительных учреждений в зависимости от характера совершенного преступления. Во-вторых, отбывание лишения свободы может сопровождаться различными режимами, такими как усиленный или обычный режим содержания. Кроме того, осужденные могут иметь возможность получить образование, трудиться и участвовать в других формах реабилитационной работы.
Какова юридическая природа лишения свободы?
Юридическая природа лишения свободы заключается в том, что это особый вид уголовного наказания, который применяется к лицам, совершившим преступления, и предусматривает ограничение их свободы передвижения, а также отбывание наказания в определенных исправительных учреждениях.
Какие особенности отбывания лишения свободы существуют?
Отбывание лишения свободы имеет несколько особенностей. Во-первых, осужденные размещаются в специальных исправительных учреждениях, где им предоставляются определенные права и условия проживания. Во-вторых, при отбывании наказания могут быть применены различные формы воздействия, такие как трудовая деятельность, образовательные программы и т.д. В-третьих, осужденные могут подвергаться наказаниям и ограничениям в случае нарушения внутреннего режима учреждения.
Какие есть системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы?
В России существует система исправительных учреждений, которые исполняют наказание в виде лишения свободы. В состав этой системы входят следующие учреждения: колонии строгого режима, колонии-поселения, исправительные колонии, исправительно-трудовые колонии, а также приставы Федеральной службы исполнения наказаний.
Какова эффективность лишения свободы в качестве уголовного наказания?
Оценка эффективности лишения свободы в качестве уголовного наказания зависит от различных факторов. Однако можно сказать, что лишение свободы имеет целью наказание совершившего преступление, а также его ресоциализацию и предотвращение совершения новых преступлений. Кроме того, лишение свободы может служить общественному интересу в виде демонстрации неприемлемости преступного поведения. Однако эффективность этого вида наказания может быть сомнительной в случае, если осужденный не получает необходимой помощи и поддержки для реабилитации и адаптации в обществе после отбывания наказания.