Особенности познавательной деятельности при зрительной депривации
Заказать уникальный реферат- 10 10 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 22.10.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушением зрения. Причины нарушения зрения
2. Особенности познавательной деятельности при нарушении зрения
Заключение
Библиографический список
Детям со зрительной депривацией свойственна меньшая познавательная активность. В связи с этим в тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, насколько ребенку свойственны интерес и внимание к окружающим предметам, лицам, к овладению простейшими нормами социального поведения.
Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей со зрительной депривацией является определяющей в их абилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения. [1]
В последние годы в дошкольных учреждениях для детей со зрительной депривацией больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества - вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста.
Заключение
Целью нашей работы являлось изучение особенностей познавательной деятельности при зрительной депривации.
У детей при зрительной депривации совершенно особая познавательная деятельность. Основные средства познания - осязание и слух. Поэтому чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Дети с остаточным зрением имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: возникают затруднения в оценке пространственных признаков процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование у слепых детей чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты за счет усиления функций сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль играет речь. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся передвигаться самостоятельно. Достаточно высокое развитие у детей с депривацией зрения достигает память. В развитии основных процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практические занятия, во время которых дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями.
Педагогический процесс с детьми, имеющими зрительную депривацию строится с учетом их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.
Библиографический список
Григорьева Л.П. Психодиагностические исследования зрительных функций нормального видящих и слабовидящих школьников.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М., 1998
Сеченов И.М. Осязание как средство, соответствующее зрению. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947
Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000
Сорокин В.М. Краткий анализ проблемы креативности в тифлопсихологии. В кн.: Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. Ленинград, 1983.
Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1982. - С.43-56.
Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1995
11
1.Григорьева Л.П. Психодиагностические исследования зрительных функций нормального видящих и слабовидящих школьников.
2.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998
3.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М., 1998
4.Сеченов И.М. Осязание как средство, соответствующее зрению. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947
5.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000
6.Сорокин В.М. Краткий анализ проблемы креативности в тифлопсихологии. В кн.: Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. Ленинград, 1983.
7.Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1982. - С.43-56.
8.Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1995
Вопрос-ответ:
Какие особенности познавательной деятельности наблюдаются у детей с зрительной депривацией?
У детей с зрительной депривацией наблюдается меньшая познавательная активность. В связи с этим, в тифлопедагогике существует принцип отвода большего места педагогической помощи детям с нарушением зрения.
Какие особенности познавательной деятельности у детей со зрительной депривацией?
У детей со зрительной депривацией присутствует меньшая познавательная активность по сравнению с детьми с нормальным зрением. Это связано с ограниченными возможностями получения информации из внешнего мира через зрение. Такие дети должны полагаться на другие органы чувств и развивать другие способы восприятия и понимания мира.
Что такое тифлопедагогика?
Тифлопедагогика - это отрасль педагогики, которая занимается обучением и воспитанием детей с нарушением зрения. Она разрабатывает специальные методы и средства обучения для таких детей, с учетом их особенностей познавательной деятельности.
Какие причины могут привести к нарушению зрения?
Причины нарушения зрения могут быть разнообразными. Одной из самых распространенных причин является генетическое наследование или наличие врожденных аномалий. Также нарушение зрения может быть вызвано травмами, инфекционными заболеваниями или другими патологиями в развитии органов зрения.
Какую роль играет психолог в работе с детьми со зрительной депривацией?
Психолог имеет важную роль в работе с детьми со зрительной депривацией. Он должен выяснить, насколько ребенок активен в своей познавательной деятельности, и определить, какие специфические методы и подходы могут быть эффективными для его обучения. Психолог также может помочь ребенку развить компенсаторные навыки и стратегии восприятия и понимания мира.
Какие методы и средства обучения применяются в тифлопедагогике для детей со зрительной депривацией?
В тифлопедагогике используются различные методы и средства обучения для детей со зрительной депривацией. Это могут быть специальные наглядные материалы и обучающие игры, а также аудиокниги и специализированные компьютерные программы. Также применяются различные тактильные методики обучения, например, использование брайлевских шрифтов или верхних геометрических фигур.
Какие особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения?
Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. Они испытывают трудности в получении информации о мире через зрение, поэтому их познавательная деятельность ориентирована на другие органы чувств, такие как слух, осязание и обоняние. Для них важно развивать эти органы и использовать их для получения информации.
Какие причины могут привести к нарушению зрения у детей?
Причины нарушения зрения у детей могут быть различными. Одной из основных причин являются генетические нарушения, которые передаются от родителей. Также нарушение зрения может быть вызвано врожденными дефектами глаз или неправильным формированием органов зрения во время беременности. Другими причинами могут быть травмы, инфекции, опухоли и другие заболевания, которые влияют на функционирование глаз.
Какие особенности есть у познавательной деятельности детей с нарушением зрения?
При нарушении зрения дети развивают особые способы познания мира. Они активно используют другие органы чувств, например, слух, и обращают больше внимания на осязание и обоняние. Они также могут развивать сенсорные навыки более интенсивно, чтобы компенсировать недостаток зрения. Важно помогать таким детям развивать и использовать эти способы познания для получения информации о мире.