Знаки препинания в заголовках письменных и печатных текстов
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 18.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Основы изучения знаков препинания в заголовочном комплексе 9
1.1. Анализ пунктуационных словарей 9
1.2. Понятие заголовка как лингвистической проблемы 10
1.3. Обзор проблемы в лингвистической литературе 14
1.4. Особенности знаков препинания в методической литературе 15
Глава 2. Обучение знакам препинания в школе 19
2.1. Исследование отношения учителей к постановке знаков препинания в заголовках 19
2.2. Система обучения знакам препинания в заголовках 20
Заключение 24
Список литературы 25
Глава 2. Обучение знакам препинания в школе2.1. Исследование отношения учителей к постановке знаков препинания в заголовкахДля того, чтобы понять, каким образом оценивают учителя вопрос о постановке знаков препинания в классной работе был проведен опрос среди практиков. В исследовании приняло участие 60 человек, из них 25 человек – учителя средней школы, а 35 – учителя начальных классов. Для получения результатов исследования был задан вопрос «Рекомендуете ли ученикам ставить точку... (в заголовке печатного текста, письменного текста и отдельным вопросом вынести после слов «Классная работа»». Дополнительно были заданы вопросы «Почему необходимо ставить точку в конце заголовка?" / "Почему не требуется ставить точку после заголовка?» . Эксперимент продолжался 1 месяц.В ходе исследования нами были получены достаточно противоречивые данные. 47 % учителей отмечали, что необходимо ставить точку, в то время как 53 % отмечали, что точка не ставится. Визуально ответы представлены на рис. 1. Рис. 1. Ставится ли точка в конце заголовка? Спецификой ответов учителей становилось то, что в абсолютном большинстве ответивших утвердительно на данный вопрос были учители начальных классов. Именно поэтому было принято решение уточнить причину по которой ставится, либо не ставится точка. В ходе исследования были получены следующие данные. Таким образом, подход к постановке точки напрямую зависит от взгляда учителя на постановку знаков препинания, а также той цели, которая преследуется учителем. 2.2. Система обучения знакам препинания в заголовкахПервостепенной задачей, возникающей перед преподавателем, является необходимость найти способы преодоления непонимания постановки знаков препинания для максимального уровня владения русским языком. Во-первых, необходимо выявить те уровни языка, на которых фиксируется это явление. Во-вторых, выработать правильную методику для устранения и предупреждения непонимания данной ошибки В-третьих, сформировать правильные языковые навыки. При закреплении материала можно будет предлагать более легкие варианты, опираться на материал учебника. Такой подход не исключает и традиционных грамматических упражнений.Современный методист должен организовывать свою работу так, чтобы от однообразных действий типа: «запишите – объясните – подчеркните» – обращаться к различного рода анализам языковых явлений, до поиска семантических свойств, стоящих за конкретной лексемой, анализировать исторические изменения, осуществлять связь с экстралингвистическими явлениями. Объяснение постановки знаков препинания в заголовках быть представлено на обычном (рабочем) уроке, на элективном занятии (9-11 классы), на факультативном занятии, на уроке нетрадиционного типа (урок-путешествие, урок-викторина, в рамках индивидуальных занятий, заданий для групповой работы: «история слова», этимологический, культуроведческий комментарий к слову и т.д.). На первом этапе обучения учащиеся должны овладеть различными типами речевых действий, то есть речевыми образцами. Необходимо обучать умениям выполнять различные типы дискурса в ситуативных упражнениях, которые могли бы придать процессу обучения ситуативно-коммуникативный характер. Важна роль опор, с помощью которых можно развить развитие умений создания текстов. Второй и старший этапы обучения состоит в овладении учащимися различными речевыми действиями в их логической связи в виде различных текстов на основе поиска информации на основе гиперссылок - описаний, рассуждений, повествований, нацеленных на создание текстового материала, который позволяет развернуть мысль во всем ее многообразии. Если поначалу в классе речь идет о создании коротких текстов, которые становятся ответом на поставленный вопрос и функционируют в контексте реды. В дальнейшем же при работе в классе речь идет уже о самостоятельно созданных текстах, которые раскрывают мировоззрение старшеклассника. В этом случае гипертекст будет служить заданием и средством для поиска информации, а школьники создают текст на сторонних ресурсах, размещая материал на страницах. Обучение осуществляется также двумя способами - обучение сверху и обучение снизу. Первый тип включает в себя следующие задачи:- воспроизведение готового текста на слух. Для этого следует воспользоваться аутентичным материалом. Сегодня ученик обладает большим количеством информации, которые служат обучению письма. Лучше будет использовать не учебный материал, а тексты именно этого типа. Идеальным вариантом становится также и задействование комментариев под изданием;- анализ данного текста. Для этого обязательным условием становится деление его на смысловые и структурные составляющие. Результатом таких действий становится некий смысловой и лексический каркас, который позволяет сделать вывод о происходящих реалиях. Связываем гипертекст в один текст, раскрывая одну тему;- воспроизведение текста - второе прочтение текста после его осознания существенно способствует его усвоению;- написание по образцу. За образец берется аутентичный текст, который использован в учебной ситуации. Написание эссе по образцу способствует закреплению и автоматизации навыков письма для последующего применения навыков на практике.Второй тип предполагает написание после обсуждения. Гиперссылка здесь – информация для работы. Для этого реализуются следующие действия:Обсуждается тема работыПодбираются ее тематические и семантические блокиРеализуется выборка языковых средствСоставляется работаАкцентирование внимания на анализе подобных языковых явлений может создать предпосылки проблемной ситуации, вызвать интерес учащихся, побудить обратиться к словарям, справочникам, способствовать становлению компетентной языковой личности. Представленные в работе формы, приемы и виды словарной работы существенно повышают мотивационный уровень к изучению предмета, формируют мировоззрение, коммуникативную и культуроведческую компетенцию учащихся, способствуют усовершенствованию языковой личности учеников.ЗаключениеДля достижения данной цели был проведен анализ работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся вопросов устранения ошибок при работе с заголовками, проанализированы различные подходы к обучению на уроках; определены цели и задачи преодоления интерференции, проведен анализ потребностей учащихся при обучении на иностранном языке, а также предложена методика обучения на основе социокультурной компетенции и межкультурной толерантности как части данной компетенции. Как показывают современные реалии, в большинстве своем учащиеся не обладают знаниями, необходимыми для реализации общения на русском языке. В ходе анализа мы выяснили, что проблемы эти можно преодолеть, работая по двум направлениям - расширять культурологические знания и фоновые знания и обучать рефлексии и сравнению.При анализе ошибок нами были использованы как высказывания, тематически связанные с российской реальностью, так и высказывания, не касающиеся последней. Это обусловлено тем, что дополнительный объем материала позволяет сделать .некоторые наблюдения, касающиеся возможности дифференцировать типовые ошибки в речи и недочеты (отступления от нормы книжных стилей, сделанные под влиянием разговорной речи).Материал данного исследования может быть использован как студентами в ходе педагогической практики, так и преподавателями, так как он позволяет закрыть «брешь» в материалах, в которых возникают ошибки.Список литературыБалицкая О.М. Коммуникативные неудачи заголовков региональных газет/О.М. Балицкая. -Астрахань: Вопросы лингвистики и литературоведения, 2009. -С. 47-50.Вязовик Т. П. Особенности пунктуации газетных заголовков: многоточие. 2008, С. 47 - 51Клушина Н.И. Новые штампы новой журналистики/Н.И. Клушина. -Москва: Русская речь, 2010. -С. 61-64.Лазарева Э.А. Заголовок в газете/Э.А. Лазарева. -Свердловск, 1989.Михейкина С.Г. Каламбурных дел мастера. О газетных заголовках/С.Г. Михейкина. -Москва: Русская речь, 2013. -С. 79-81.Роман К. Дэвид Огилви и современная реклама/К. Роман. -М.: Эксмо, 2010. Цыбикова Н. С. Функции заголовков текстов Интернет СМИ (коммуникативно-парадигматический аспект). М., 2014
2. Вязовик Т. П. Особенности пунктуации газетных заголовков: многоточие. 2008, С. 47 - 51
3. Клушина Н.И. Новые штампы новой журналистики/Н.И. Клушина. -Москва: Русская речь, 2010. -С. 61-64.
4. Лазарева Э.А. Заголовок в газете/Э.А. Лазарева. -Свердловск, 1989.
5. Михейкина С.Г. Каламбурных дел мастера. О газетных заголовках/С.Г. Михейкина. -Москва: Русская речь, 2013. -С. 79-81.
6. Роман К. Дэвид Огилви и современная реклама/К. Роман. -М.: Эксмо, 2010.
7. Цыбикова Н. С. Функции заголовков текстов Интернет СМИ (коммуникативно-парадигматический аспект). М., 2014
Вопрос-ответ:
Зачем нужны знаки препинания в заголовках текстов?
Знаки препинания в заголовках текстов имеют важное значение, так как они помогают структурировать информацию, улучшают понимание смысла заголовка и делают чтение более удобным для читателей.
Какие словари можно использовать для анализа знаков препинания в заголовках?
Для анализа знаков препинания в заголовках можно использовать пунктуационные словари, которые содержат информацию об использовании знаков препинания в разных контекстах.
Что такое заголовок и почему он является лингвистической проблемой?
Заголовок - это текст, который ставится перед основным содержанием и предназначен для его краткого обозначения. Он является лингвистической проблемой, потому что его структура и использование знаков препинания могут влиять на понимание содержания текста.
Что говорится о знаках препинания в заголовках в лингвистической литературе?
В лингвистической литературе говорится о том, что знаки препинания в заголовках играют роль в создании смысла и структурировании информации. Изучение их использования имеет важное значение для лингвистического анализа текстов.
Какие особенности знаков препинания встречаются в методической литературе?
В методической литературе особенности использования знаков препинания в заголовках могут зависеть от их функции и жанровых особенностей текста. Они могут использоваться для выделения ключевых слов, придания динамичности заголовку и других целей, связанных с образованием эффективного заголовка.
Зачем нужны знаки препинания в заголовках текстов?
Знаки препинания в заголовках текстов нужны для того, чтобы структурировать исходный материал, а также указать на его основные идеи и смысл. Они помогают читателю быстро ориентироваться в тексте и понять его содержание.
Какие проблемы возникают при использовании знаков препинания в заголовках?
При использовании знаков препинания в заголовках текстов могут возникать различные проблемы. Например, неправильное распределение знаков препинания может привести к искажению смысла заголовка или его непониманию. Также некорректное использование знаков препинания может привести к стилистическим ошибкам и ослаблению эмоциональной окраски заголовка.
Каким образом знаки препинания влияют на структуру заголовков?
Знаки препинания играют важную роль в формировании структуры заголовков. Они помогают разделить заголовок на различные части, такие как заглавная часть, подзаголовок и т.д. Также знаки препинания могут указывать на связь между разными элементами заголовка и помогать читателю лучше понимать его структуру и содержание.
Каким образом знаки препинания используются в методической литературе?
В методической литературе знаки препинания используются для того, чтобы более точно и ясно сформулировать заголовки, сообщить читателю о содержании текста, а также структурировать информацию. Они выполняют функцию ориентировки, помогают лучше понимать и запоминать материал.
Как учителя относятся к использованию знаков препинания в заголовках текстов?
Исследования показывают, что в целом учителя положительно относятся к использованию знаков препинания в заголовках текстов. Они считают, что правильное использование знаков препинания помогает структурировать информацию и тем самым упрощает процесс чтения и понимания текста. Однако, некоторые учителя отмечают, что правила использования знаков препинания в заголовках часто игнорируются, что может приводить к неправильному пониманию текста.
Зачем нужны знаки препинания в заголовках?
Знаки препинания в заголовках необходимы для правильной структурированности и понимания текста. Они помогают отделить основные мысли и идеи, указывают на разделы и подразделы текста.
Какие особенности связаны со знаками препинания в заголовках в методической литературе?
В методической литературе знаки препинания в заголовках могут иметь свои особенности, например, использование двоеточия после глаголов нарицательного значения, использование восклицательного знака для выражения эмоций или усиления.