Особенности развития личности детей с ЗПР

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 15 15 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 22.10.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Ведение:
1.Формы и принципы задержки психического развития
2.Особенности развития личности и эмоционально волевой сферы детей с ЗПР
2.1 Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ЗПР
2.2 Особенности восприятия и понимания эмоций человека
2.3 Особенности коммуникации
2.4 Мотивационно - потребностная сфера детей с ЗПР
2.5 Влияние семьи на формирование личности ребенка с ЗПР
Вывод:
Литература:

Фрагмент для ознакомления

Это, с одной стороны, обусловливает их повышению чувствительность и ранимость в ситуации критических замерший со стороны взрослых, а с другой — в этом заключен определенный потенциал познавательного и социального развития детей данной категории.
Мотивационная сфера детей с ЗПР, так же как, впрочем, и другие стороны его психики, дисгармонична с точки зрения соотношения реального уровня развития (как правило, несколько более низкого) и потенциальных возможностей. Это проявляется расхождении между «знаемыми» и «реально действующими мотивами». Наиболее ярко это проявляется в аспекте анализа мотивационной готовности ребенка к предстоящему школьному обучению. В отличие от умственно отсталых дошкольников, которые не имеют адекватных представлений о предстоящей школьной действительности, дети с ЗПР имеют достаточно правильные представления о характере предстоящей учебной деятельности, о соотношении времени, отводимого на уроки перемены, об ожиданиях учителей и т.д. Однако эти знания не являются для них побуждающими, как это наблюдается у нормально развивающихся сверстников, наоборот, они в большинстве своем предпочитают сохранить дошкольный алгоритм жизнедеятельности.

2.5 Влияние семьи на формирование личности ребенка с ЗПР

Социальный фактор этой аномалии не исключает ее патологического характера. Известно, что неблагоприятные социальные условия, оказывающие травмирующее действие на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам, нарушениям его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального развития. В таких случаях речь идет об аномальном развитии личности. ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при гипоопеке – условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга, ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Это происходит как в детских домах, так и в семьях алкоголиков, наркоманов и пр. Не стимулируются развитие и познавательная деятельность, интеллектуальные интересы и установки. Поэтому патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде аффективной неустойчивости, импульсивности, повышенной внушаемости. У этих детей часто задержки развития сочетаются с недостаточным уровнем знаний, представлений, необходимых для усвоения школьной программы.
Также бывает, что задержки психического развития проявляются у младших детей в больших многодетных семьях, когда младшим членам семьи уделяется недостаточное внимание и тоже появляется гипоопека.Поразительно, но подтверждено научными исследованиями: задержки психического развития могут возникнуть в благополучных и даже состоятельных семьях. В том числе, когда происходит воспитание ребенка по типу кумира семьи. Это обусловлено гиперопекой – неправильным изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма присущи: эгоцентризм, эгоизм, наряду с нелюбовью к труду и настроем на постоянную опеку. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности.
Так, при гипоопеке может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости, для которой характерно неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности.
В условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду. В психотравмирующих условиях воспитания, когда в воспитании ребенка преобладают жестокость либо грубая авторитарность, нередко формируется невротическое развитие личности, при котором задержка психического развития будет проявляться в отсутствии инициативы и самостоятельности, робости, боязливости.

Вывод

Формирование личности ребенка с ЗПР отличается от формирования личности нормального ребенка. При воспитании и обучении ребенка с ЗПР следует учитывать степень и причины возникновения задержки психического развития т.к от этого во многом зависит пути и методы воспитания и обучения.
В процессе формирования личности ребенка с ЗПР необходимо учитывать разницу между формированием личности ребенка с ЗПР и нормального ребенка. Важно учитывать темперамент ребенка с ЗПР. Одно из характеристик темперамента является эмоциональность, уровень эмоционального интеллекта при ЗПР будет ниже, чем при нормальном развитии, что создает определенные трудности эффективной социализации.
Так же актуальной проблемой на сегодняшний день воспитании детей с ЗПР, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.
Мотивационная сфера детей с ЗПР, дисгармонична с точки зрения соотношения реального уровня развития и потенциальных возможностей. Это проявляется расхождении между «знаемыми» и «реально действующими мотивами».
Так же важнейшим фактором формирования черт личности ребенка с ЗПР является семья. Во многом от семьи зависит степень успеха или неуспеха формирования личности ребенка с ЗПР.

Литература

1.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гномо пресс, 1999 - 56 с. 2.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2003, - 400с.
3.Никуленко Г.Г. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс,2006. - 381с.
4.Основы специальной психологии. Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
5.Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2005. - 464с.
6.Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Академия, 2005. - 176с.
7.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. - СпБ .:Дидактика плюс,2002. - 496с.

См Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гномо пресс, 1999, с 8
См Никуленко Г.Г. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс,2006, с 251- 253
См Основы специальной психологии. Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002, с 118
См Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2005, с 184-185
См Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2003, с 256-257
См Основы специальной психологии. Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002, с 123-125
См Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2005, с 201-202
См Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Академия, 2005, с 89-90












2

Литература

1.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция
задержки психического развития у детей. - М.: Гномо пресс, 1999 - 56 с. 2.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2003, - 400с.
3.Никуленко Г.Г. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс,2006. - 381с.
4.Основы специальной психологии. Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
5.Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2005. - 464с.
6.Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Академия, 2005. - 176с.
7.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. - СпБ .:Дидактика плюс,2002. - 496с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития личности у детей с ЗПР?

Особенности развития личности детей с ЗПР включают задержку психического развития, особенности в эмоционально-волевой сфере, особенности темперамента, особенности восприятия и понимания эмоций, особенности коммуникации, особенности мотивационно-потребностной сферы и влияние семьи на формирование личности.

Что такое ЗПР?

ЗПР - это задержка психического развития, которая проявляется у детей и сопровождается различными особенностями в разных аспектах их развития.

Какие особенности темперамента у детей с ЗПР?

Особенности темперамента у детей с ЗПР могут включать сниженную активность, пассивность, неустойчивость эмоционального состояния, повышенную ранимость и другие особенности, связанные с психофизиологической основой их личности.

Какие особенности коммуникации у детей с ЗПР?

У детей с ЗПР могут быть особенности в коммуникации, такие как ограниченный словарный запас, нарушение грамматики, затруднения в понимании и использовании различных средств общения, сниженная способность к социальной взаимодействию и т. д.

Как влияет семья на формирование личности ребенка с ЗПР?

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка с ЗПР. Поддержка, забота, любовь и позитивная атмосфера в семье способствуют развитию ребенка, помогают ему преодолеть трудности, развить самооценку и уверенность в себе.

Какие особенности ведения имеет развитие личности детей с ЗПР?

Развитие личности детей с ЗПР имеет свои особенности, обусловленные задержкой психического развития. Ведение включает в себя формы и принципы работы с этими детьми, которые направлены на развитие и поддержку их эмоционально-волевой, коммуникативной и мотивационно-потребностной сфер. Также, семья играет большую роль в формировании личности ребенка с ЗПР.

Какие особенности есть в развитии личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР?

У детей с ЗПР имеются особенности в развитии их личности и эмоционально-волевой сферы. Одной из этих особенностей является особенный темперамент, который является психофизиологической основой личности. Дети с ЗПР также могут испытывать затруднения в восприятии и понимании эмоций других людей, а также в коммуникации. Важную роль в развитии личности таких детей играет их мотивационно-потребностная сфера.

Какое влияние оказывает семья на формирование личности ребенка с ЗПР?

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка с ЗПР. Как правило, она является основным источником поддержки и заботы о таком ребенке. Семейная атмосфера, взаимоотношения родителей, их отношение к детям, понимание и принятие их особенностей имеют большое значение для формирования позитивного самооценки ребенка, развития его коммуникативных и социальных навыков, а также мотивации к обучению и саморазвитию.