Духовная основа в архитектуре средневековой Японии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 31 31 страница
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 13.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Синтоизм в архитектуре 4
1.1 Сакральные основы восточной архитектуры 4
1.2 Синтоистские храмы, святилища, ландшафт 8
Глава 2. Особенности дзен-буддизма 22
2.2 Архитектура дзен-буддизма 22
2.3 Синтоистская архитектура позднего средневековья 26
Заключение 30


Фрагмент для ознакомления

Зато японцы прекрасно знали слово «сисо», что значит мышление, сознание. Так называемое сисо складывается из воззрений на религию, экономику, политику, а также – из менталитета, который у японцев имеют явные отличия от остального мира.Когда говорят про японскую философию, нужно брать во внимание весь комплекс: религиозный и психологический аспект, культуру самураев, традиции и мысли, пришедшие из-за рубежа.Религиозный аспект.Религия Древней Японии, которая начинает историю еще со времен до нашей эры, – синтоизм. В его основе лежит анимизм, вера в различных божеств, духов зла и добра, в том числе в духов усопших. Их называют «коми» и считается, что они присутствуют во всем вокруг: в растениях, камнях, ветре, дожде, животных, окружающих и их чувствах.В 6-7 столетиях к японским берегам стали прибывать буддийские монахи из Поднебесной, принося с собой дхарму. Буддизм все разрастался по островам. При этом синтоизм не противопоставлялся новому верованию, а наоборот, дополняя его, удивительным образом уживался в мировоззрении местных.Иногда говорят, что японцы появляются на свет в синто, а умирают в буддизме. А некоторые синтоисты считают буддийское учение одним из направлений синтоизма.Буддизм переняли в первую очередь школы Тэндай, Сингон. К 12-14 векам появилось несколько пробуддийских школ:дзен;дзедо;нитирэн;синею;хоккэ;дзи;син;синагон.Наибольшее значения из всех них приобрел дзен – он был интуитивно понятен японцам, без строгих доктрин, опирающийся на чувства и созерцательную природу.Еще пару веков воззрениями японцев беспрекословно правило буддийское учение, пока к 17 столетию с китайских территорий не пришло конфуцианство. Оно быстро распространялось по стране, и вскоре выделились японские направления учения Конфуция:когаку, или кокугаку – процветал в 18 веке, учение в первозданном, классическом виде с налетом японской воинственности;сюсигаку – неоконфуцианство, в основе которого лежала интерпретация учителя-китайца Чжу Си, представлял синтез буддийского и конфуцианского учения;йомей, или оэмэйгаку – существовал до 19 столетия, вобрал мысли Ван Янмина родом из Китая, соединял суждения о пробуждении и поведении в рамках этики.Наряду с конфуцианством из Поднебесной в 17-19 столетиях пришел даосизм, учение об инь-ян, основы космологии. Все эти направления объединяла мысль о том, что главное в жизни – обрести Великий путь, соблюдая определенные правила и стараясь соединиться с природой, Абсолютом. Это очень точно передавало собственные воззрения японцев, поэтому учения Конфуция, Лао Цзы, Будды прочно прижились в Японии.Параллельно на острова начало приходить христианство. Однако японцам пришлись не по душе его идеи своим об искуплении и систематизация канонов. Вместе с тем развивались направления, которые противопоставляли себя конфуцианству, а также учения о материализме.Япония – страна самураев, которые представляют собой особое военное сословие из выходцев знатных семей. Самураи формировали собственную философию, несомненно, влиявшую на взгляды всей страны, они диктовали правила в политике, мировоззрении, воспитании поколений.Самураи появились незадолго до проникновения в страну буддийского учения, поэтому одна философия накладывалась на другую, создавая третью, характерную конкретно для Страны восходящего солнца.Изначально среди самураев существовало правило саби, подразумевающее красоту в скромном, аскетичном, самодостаточном поведении – именно так старались жить представители сословия. Они практиковали боевые искусства, совершенствовали тело, ловкость, силу и, конечно же, дух.Скоро в страну пришел буддизм и его ответвление – дзен. Его цель – научить практика заглянуть внутрь себя, слиться с природой, постичь истину.Целей в дзен можно достичь путем постоянных медитаций, строгого, скромного образа жизни, тренировкой тела, духа, созерцанием внутренней и внешней природы. Такой путь как нельзя лучше отражал путь самих самураев, поэтому самурайство и дзен отлично дополняли друг друга.Самураи зачастую становились гуру дзен-буддизма.Психологический аспект/Общество в Японии исторически сложилось таким образом, чтобы жить в соответствии с указаниями, пожеланиями, советами императора. Авторитет правителя был непререкаемый, потому что тот в первую очередь трудился на благо своих подданных. Такой образ мыслей и поведения сказался и на современных привычках японцев.Японцы видят себя исключительно в коллективе – в семье, на работе, среди друзей, в деревне, в городе. При этом они чувствуют коллективную ответственность за то, что происходит вокруг. Пожалуй, этим можно объяснить чистоту на улицах, в заведениях, в домах, отсутствие воровства, хулиганства, низкий уровень преступности.Японец стремится к гармонии, что означает для него единение: с другими членами общества, а также с природой. Он черпает красоту в природе, поэтому любит проводить время в тишине, созерцая окружающий мир. Неспроста в Японии возводят специальные сады, наполняют интерьер растениями и природными мотивами, с удовольствием занимаются ландшафтным дизайном.Особенно распространены сады камней. Камень считается природным совершенством, его сравнивают с горой, в то время как гравий, выложенный вокруг – это символ воды.Жители Японии не склонны кого-то обвинять. Хотя их географическое положение диктует постоянные стихийные бедствия вроде цунами или землетрясений, они смиренно выносят все препятствия, не ругая погоду. То же самое происходит при личных неудачах – они не ищут виноватого, а делают вывод, что им нужно больше работать, трудиться.Национальные черты накладывались на общую философию. За многие годы японцы смогли вывести для себя формулу счастья, которая помогает им на жизненном пути и заставляет радоваться каждому новому дня.Известная под названием «икигай», она предлагает найти то, что объединяет:-собственные способности, навыки;-желания, нужды окружающих;-занятие по душе;-приносящую деньги работу.2.3Синтоистская архитектура позднего средневековьяСинтоистские часовниСинтоизм (буквально – путь богов) был традиционной религией Древней Японии, до того как в VI в. в страну пришел буддизм. Синтоистские службы изначально проходили в красивых и величественных местах, ограниченных каменными насыпями или другими естественными границами. Позднее природные материалы – в основном дерево для каркаса и трава для покрытия крыши – использовались при возведении простых архитектурных форм, таких как ворота, или тории, и небольшие храмы.Синтоистские храмы с приподнятым над землей полом и щипцовыми крышами (моделью для них служили сельскохозяйственные амбары), привязывала религию к японскому пейзажу, синтоизм был народной религией и не дал значительных архитектурных построек. Организация пространства, заботливое использование природных материалов для создания мест поклонения, привносили особый дух в религиозное служение. Подготовка места играла при этом не меньшую роль, чем собственно служба.Лестница, ведущая к единственному дверному проему в дощатой стене, доходит до поднятой над землей часовни. Веранды идут по периметру главного помещения. Одна свободно стоящая колонна с каждого торца поддерживает конек.Каркас храмовых строений выполнялся из японского кипариса. Колонны были вкопаны прямо в землю, в отличие от ранних храмов, где колонны устанавливали на каменные основания.Важнейшим элементом, и одной из наиболее ранних архитектурных форм синтоистского храма, являются ворота – тории. Они представляли собой два деревянных столба, обычно вкопанных прямо в землю, которые поддерживали две горизонтальные балки. Считается, что такое устройство позволяло молитве проходит сквозь ворота тории. Наиболее ранний из синтоистских храмов находится в Исэ. Храмовый комплекс Исэ-найку (внутренний храм) воздвигнут в честь богини Солнца.Храм в Исэ – прямоугольный в плане, с двускатной соломенной крышей. Над коньком крыши у торцов расходятся перекрещивающиеся стропила – тиги. Массивную крышу поддерживали кипарисовые столбы, врытые прямо в грунт.Исэ расположен на юго-востоке острова Хонсю, в месте с удивительно красивыми природными ландшафтами, которые использовались в синтоистской службе в течение столетий.Ансамбль в Исэ согласно традиции должен был полностью перестраиваться каждые двадцать лет. Все здания и ограды в точности повторяли старые. После возведения нового, старый комплекс разрушался.ТамагакиКлючевым элементом ранних синтоистских храмов является деревянная ограда – тамагаки, состоящая из горизонтальных досок, закрепленных на вертикальных столбах.ЗаключениеЯпония, загадочная страна с самобытной культурой, расположенная у самого восхода солнца. В этой стране перемешалось прошлое и будущее, футуристические небоскребы торговых центров соседствуют с тихими улочками старого Токио, после напряженного дня работы в офисе, оснащенном по последнему слову техники, служащий крупной компании переступает порог чайного домика и окунается в мир созерцательности и спокойствия чайной церемонии. В этой стране трепетно относятся к своим традициям и культурному наследию. Здесь до сих пор сохранились прекрасные старинные замки сегунов и императорский дворец, а также чайные домики, в которых гейши с замысловатыми прическами и выбеленными рисовой пудрой лицами, одетые в традиционные кимоно проведут для Вас традиционную чайную церемонию с чтением стихов древних поэтов и философскими беседами о красоте цветущей сакуры, или предложат Вам подогретый саке, а также развлекут Вас традиционным танцем «буе». Во многом Япония в сознании европейца остается недоступным и загадочным миром, с непонятной для вечно спешащего мира созерцательной философией.

1. Алпатов В. М. История и культура Японии / В. М. Алпатов – М.: Крафт+, 2002. – 288с.
2. Божко Н. В. Мировая художественная культура: Учебное пособие / Н. В. Божко, А. В. Струков; АНОО ВИВТ; РосНОУ (ВФ). – Воронеж, 2008 – 316с.
3. Виноградова Н. А. Архитектура Японии. III - XIV век / Н. А. Виноградова – М.: Изобразительное искусство, 1981. – 240с.
4. Иофан Н. А. Культура древней Японии / Н. А. Иофан – М.: Наука, 1974. – 261с.
5. Божко Н. В. Мировая художественная культура: Учебное пособие / Н. В. Божко, А. В. Струков; АНОО ВИВТ; РосНОУ (ВФ). – Воронеж, 2008 – с.287.
6. Виноградова Н. А. Скульптура Японии. III - XIV век / Н. А. Виноградова – М.: Изобразительное искусство, 1981. - с.28.
7. Васильев Л. С. История Востока / Л. С. Васильев ; Т. 1. - М.: Высш. шк.,1994. - 495 с.
8. Воробьёв М.В. Япония в III-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир / Воробьёв М.В : М.: Наука, 1980. - 344с.
9. Искендеров А. А. Свод Законов «Тайхо рицурё». 702-718 гг. / А. А. Искендеров ; Главная редакция восточной литературы. - М.: Наука, 1989. - 112 с.
10. История Востока: в 4 т. / сост.: Р.Б. Рыбаков, Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян. - М.: Вост. Лит. 2002. - Т.2. - 716 с.
11. История Японии: сб. историч. произведений / под ред. И.А. Настенко. - 4 изд. - М., 2006. - 504 с.
12. История Японии: В 2 т. / отв. ред. А. Е. Жуков. - Т. 1. С древнейших времён до 1868 г. - 2-е изд. - М.: Институт Востоковедения РАН, 1999 - 663 с.
13. Кузнецов Ю. Д. История Японии / Ю. Д. Кузнецов, Г.Б. Навлицкая, И. М. Сырицин. Москва: Высш. шк. 1998. - 432 с.

Вопрос-ответ:

Какая духовная основа присутствует в архитектуре средневековой Японии?

Духовная основа в архитектуре средневековой Японии включает в себя влияние синтоизма и буддизма, которые взаимодействуют и сочетаются в архитектуре храмов и святилищ.

Какое значение имеет синтоизм в архитектуре средневековой Японии?

Синтоизм играет важную роль в архитектуре средневековой Японии, так как является старейшей религией и культурной традицией этой страны. Влияние синтоизма можно увидеть в форме, структуре и расположении храмов и святилищ, которые служат местами поклонения духам и божествам.

Какие особенности присутствуют в восточной архитектуре, связанной с сакральными значениями?

В восточной архитектуре, основанной на сакральных ценностях, преобладает стремление к гармонии с природой и внутренним миром человека. Это проявляется в использовании естественных материалов, заимствовании элементов природы в форме и декоре зданий, а также в создании специальных ландшафтных композиций вокруг храмов и святилищ.

Какая архитектура существует в дзен буддизме?

Архитектура дзен буддизма отличается простотой и минимализмом. Она стремится создать атмосферу спокойствия и сосредоточенности, поэтому применяются простые формы и натуральные материалы. Храмы дзен буддизма также характеризуются использованием пространственных композиций и внутренними садами.

Каковы особенности синтоистской архитектуры позднего средневековья в Японии?

Синтоистская архитектура позднего средневековья в Японии сочетает в себе элементы синтоизма и буддизма. Она отличается богатой декоративностью и использованием сложных деревянных конструкций. Храмы и святилища этого периода выделяются элегантностью и изысканностью в исполнении.

Что представляет собой сакральная основа восточной архитектуры?

Сакральная основа восточной архитектуры включает в себя символический и религиозный контекст, который олицетворяет священные принципы и убеждения.

Что представляют из себя синтоистские храмы святилища ландшафт?

Синтоистские храмы святилища ландшафт представляют собой особые места, где природа и архитектура сочетаются, создавая уникальное духовное пространство. Они отражают гармонию между человеком и природой, которая является важным аспектом синтоистской веры.

Какую роль играет архитектура дзен буддизма?

Архитектура дзен буддизма играет важнейшую роль в создании атмосферы медитации и просветления. Она стремится увести человека от материального мира и помочь ему обрести внутренний покой и гармонию.

Какими особенностями обладает синтоистская архитектура позднего средневековья?

Синтоистская архитектура позднего средневековья отличается своеобразием и изяществом форм. Она характеризуется использованием традиционных материалов, таких как древесина и камень, и приверженностью к простоте и симметрии.

Что означает понятие "сисо"?

Сисо - это слово, которое обозначает комплексное мышление и сознание японцев. Оно включает в себя религиозные, экономические и политические взгляды, а также отражает менталитет и культурные особенности народа.