Духовная основа в архитектуре средневековой Японии
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 13 + 13 источников
- Добавлена 13.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Синтоизм в архитектуре 4
1.1 Сакральные основы восточной архитектуры 4
1.2 Синтоистские храмы, святилища, ландшафт 8
Глава 2. Особенности дзен-буддизма 22
2.2 Архитектура дзен-буддизма 22
2.3 Синтоистская архитектура позднего средневековья 26
Заключение 30
Зато японцы прекрасно знали слово «сисо», что значит мышление, сознание. Так называемое сисо складывается из воззрений на религию, экономику, политику, а также – из менталитета, который у японцев имеют явные отличия от остального мира.Когда говорят про японскую философию, нужно брать во внимание весь комплекс: религиозный и психологический аспект, культуру самураев, традиции и мысли, пришедшие из-за рубежа.Религиозный аспект.Религия Древней Японии, которая начинает историю еще со времен до нашей эры, – синтоизм. В его основе лежит анимизм, вера в различных божеств, духов зла и добра, в том числе в духов усопших. Их называют «коми» и считается, что они присутствуют во всем вокруг: в растениях, камнях, ветре, дожде, животных, окружающих и их чувствах.В 6-7 столетиях к японским берегам стали прибывать буддийские монахи из Поднебесной, принося с собой дхарму. Буддизм все разрастался по островам. При этом синтоизм не противопоставлялся новому верованию, а наоборот, дополняя его, удивительным образом уживался в мировоззрении местных.Иногда говорят, что японцы появляются на свет в синто, а умирают в буддизме. А некоторые синтоисты считают буддийское учение одним из направлений синтоизма.Буддизм переняли в первую очередь школы Тэндай, Сингон. К 12-14 векам появилось несколько пробуддийских школ:дзен;дзедо;нитирэн;синею;хоккэ;дзи;син;синагон.Наибольшее значения из всех них приобрел дзен – он был интуитивно понятен японцам, без строгих доктрин, опирающийся на чувства и созерцательную природу.Еще пару веков воззрениями японцев беспрекословно правило буддийское учение, пока к 17 столетию с китайских территорий не пришло конфуцианство. Оно быстро распространялось по стране, и вскоре выделились японские направления учения Конфуция:когаку, или кокугаку – процветал в 18 веке, учение в первозданном, классическом виде с налетом японской воинственности;сюсигаку – неоконфуцианство, в основе которого лежала интерпретация учителя-китайца Чжу Си, представлял синтез буддийского и конфуцианского учения;йомей, или оэмэйгаку – существовал до 19 столетия, вобрал мысли Ван Янмина родом из Китая, соединял суждения о пробуждении и поведении в рамках этики.Наряду с конфуцианством из Поднебесной в 17-19 столетиях пришел даосизм, учение об инь-ян, основы космологии. Все эти направления объединяла мысль о том, что главное в жизни – обрести Великий путь, соблюдая определенные правила и стараясь соединиться с природой, Абсолютом. Это очень точно передавало собственные воззрения японцев, поэтому учения Конфуция, Лао Цзы, Будды прочно прижились в Японии.Параллельно на острова начало приходить христианство. Однако японцам пришлись не по душе его идеи своим об искуплении и систематизация канонов. Вместе с тем развивались направления, которые противопоставляли себя конфуцианству, а также учения о материализме.Япония – страна самураев, которые представляют собой особое военное сословие из выходцев знатных семей. Самураи формировали собственную философию, несомненно, влиявшую на взгляды всей страны, они диктовали правила в политике, мировоззрении, воспитании поколений.Самураи появились незадолго до проникновения в страну буддийского учения, поэтому одна философия накладывалась на другую, создавая третью, характерную конкретно для Страны восходящего солнца.Изначально среди самураев существовало правило саби, подразумевающее красоту в скромном, аскетичном, самодостаточном поведении – именно так старались жить представители сословия. Они практиковали боевые искусства, совершенствовали тело, ловкость, силу и, конечно же, дух.Скоро в страну пришел буддизм и его ответвление – дзен. Его цель – научить практика заглянуть внутрь себя, слиться с природой, постичь истину.Целей в дзен можно достичь путем постоянных медитаций, строгого, скромного образа жизни, тренировкой тела, духа, созерцанием внутренней и внешней природы. Такой путь как нельзя лучше отражал путь самих самураев, поэтому самурайство и дзен отлично дополняли друг друга.Самураи зачастую становились гуру дзен-буддизма.Психологический аспект/Общество в Японии исторически сложилось таким образом, чтобы жить в соответствии с указаниями, пожеланиями, советами императора. Авторитет правителя был непререкаемый, потому что тот в первую очередь трудился на благо своих подданных. Такой образ мыслей и поведения сказался и на современных привычках японцев.Японцы видят себя исключительно в коллективе – в семье, на работе, среди друзей, в деревне, в городе. При этом они чувствуют коллективную ответственность за то, что происходит вокруг. Пожалуй, этим можно объяснить чистоту на улицах, в заведениях, в домах, отсутствие воровства, хулиганства, низкий уровень преступности.Японец стремится к гармонии, что означает для него единение: с другими членами общества, а также с природой. Он черпает красоту в природе, поэтому любит проводить время в тишине, созерцая окружающий мир. Неспроста в Японии возводят специальные сады, наполняют интерьер растениями и природными мотивами, с удовольствием занимаются ландшафтным дизайном.Особенно распространены сады камней. Камень считается природным совершенством, его сравнивают с горой, в то время как гравий, выложенный вокруг – это символ воды.Жители Японии не склонны кого-то обвинять. Хотя их географическое положение диктует постоянные стихийные бедствия вроде цунами или землетрясений, они смиренно выносят все препятствия, не ругая погоду. То же самое происходит при личных неудачах – они не ищут виноватого, а делают вывод, что им нужно больше работать, трудиться.Национальные черты накладывались на общую философию. За многие годы японцы смогли вывести для себя формулу счастья, которая помогает им на жизненном пути и заставляет радоваться каждому новому дня.Известная под названием «икигай», она предлагает найти то, что объединяет:-собственные способности, навыки;-желания, нужды окружающих;-занятие по душе;-приносящую деньги работу.2.3Синтоистская архитектура позднего средневековьяСинтоистские часовниСинтоизм (буквально – путь богов) был традиционной религией Древней Японии, до того как в VI в. в страну пришел буддизм. Синтоистские службы изначально проходили в красивых и величественных местах, ограниченных каменными насыпями или другими естественными границами. Позднее природные материалы – в основном дерево для каркаса и трава для покрытия крыши – использовались при возведении простых архитектурных форм, таких как ворота, или тории, и небольшие храмы.Синтоистские храмы с приподнятым над землей полом и щипцовыми крышами (моделью для них служили сельскохозяйственные амбары), привязывала религию к японскому пейзажу, синтоизм был народной религией и не дал значительных архитектурных построек. Организация пространства, заботливое использование природных материалов для создания мест поклонения, привносили особый дух в религиозное служение. Подготовка места играла при этом не меньшую роль, чем собственно служба.Лестница, ведущая к единственному дверному проему в дощатой стене, доходит до поднятой над землей часовни. Веранды идут по периметру главного помещения. Одна свободно стоящая колонна с каждого торца поддерживает конек.Каркас храмовых строений выполнялся из японского кипариса. Колонны были вкопаны прямо в землю, в отличие от ранних храмов, где колонны устанавливали на каменные основания.Важнейшим элементом, и одной из наиболее ранних архитектурных форм синтоистского храма, являются ворота – тории. Они представляли собой два деревянных столба, обычно вкопанных прямо в землю, которые поддерживали две горизонтальные балки. Считается, что такое устройство позволяло молитве проходит сквозь ворота тории. Наиболее ранний из синтоистских храмов находится в Исэ. Храмовый комплекс Исэ-найку (внутренний храм) воздвигнут в честь богини Солнца.Храм в Исэ – прямоугольный в плане, с двускатной соломенной крышей. Над коньком крыши у торцов расходятся перекрещивающиеся стропила – тиги. Массивную крышу поддерживали кипарисовые столбы, врытые прямо в грунт.Исэ расположен на юго-востоке острова Хонсю, в месте с удивительно красивыми природными ландшафтами, которые использовались в синтоистской службе в течение столетий.Ансамбль в Исэ согласно традиции должен был полностью перестраиваться каждые двадцать лет. Все здания и ограды в точности повторяли старые. После возведения нового, старый комплекс разрушался.ТамагакиКлючевым элементом ранних синтоистских храмов является деревянная ограда – тамагаки, состоящая из горизонтальных досок, закрепленных на вертикальных столбах.ЗаключениеЯпония, загадочная страна с самобытной культурой, расположенная у самого восхода солнца. В этой стране перемешалось прошлое и будущее, футуристические небоскребы торговых центров соседствуют с тихими улочками старого Токио, после напряженного дня работы в офисе, оснащенном по последнему слову техники, служащий крупной компании переступает порог чайного домика и окунается в мир созерцательности и спокойствия чайной церемонии. В этой стране трепетно относятся к своим традициям и культурному наследию. Здесь до сих пор сохранились прекрасные старинные замки сегунов и императорский дворец, а также чайные домики, в которых гейши с замысловатыми прическами и выбеленными рисовой пудрой лицами, одетые в традиционные кимоно проведут для Вас традиционную чайную церемонию с чтением стихов древних поэтов и философскими беседами о красоте цветущей сакуры, или предложат Вам подогретый саке, а также развлекут Вас традиционным танцем «буе». Во многом Япония в сознании европейца остается недоступным и загадочным миром, с непонятной для вечно спешащего мира созерцательной философией.
2. Божко Н. В. Мировая художественная культура: Учебное пособие / Н. В. Божко, А. В. Струков; АНОО ВИВТ; РосНОУ (ВФ). – Воронеж, 2008 – 316с.
3. Виноградова Н. А. Архитектура Японии. III - XIV век / Н. А. Виноградова – М.: Изобразительное искусство, 1981. – 240с.
4. Иофан Н. А. Культура древней Японии / Н. А. Иофан – М.: Наука, 1974. – 261с.
5. Божко Н. В. Мировая художественная культура: Учебное пособие / Н. В. Божко, А. В. Струков; АНОО ВИВТ; РосНОУ (ВФ). – Воронеж, 2008 – с.287.
6. Виноградова Н. А. Скульптура Японии. III - XIV век / Н. А. Виноградова – М.: Изобразительное искусство, 1981. - с.28.
7. Васильев Л. С. История Востока / Л. С. Васильев ; Т. 1. - М.: Высш. шк.,1994. - 495 с.
8. Воробьёв М.В. Япония в III-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир / Воробьёв М.В : М.: Наука, 1980. - 344с.
9. Искендеров А. А. Свод Законов «Тайхо рицурё». 702-718 гг. / А. А. Искендеров ; Главная редакция восточной литературы. - М.: Наука, 1989. - 112 с.
10. История Востока: в 4 т. / сост.: Р.Б. Рыбаков, Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян. - М.: Вост. Лит. 2002. - Т.2. - 716 с.
11. История Японии: сб. историч. произведений / под ред. И.А. Настенко. - 4 изд. - М., 2006. - 504 с.
12. История Японии: В 2 т. / отв. ред. А. Е. Жуков. - Т. 1. С древнейших времён до 1868 г. - 2-е изд. - М.: Институт Востоковедения РАН, 1999 - 663 с.
13. Кузнецов Ю. Д. История Японии / Ю. Д. Кузнецов, Г.Б. Навлицкая, И. М. Сырицин. Москва: Высш. шк. 1998. - 432 с.
Вопрос-ответ:
Какая духовная основа присутствует в архитектуре средневековой Японии?
Духовная основа в архитектуре средневековой Японии включает в себя влияние синтоизма и буддизма, которые взаимодействуют и сочетаются в архитектуре храмов и святилищ.
Какое значение имеет синтоизм в архитектуре средневековой Японии?
Синтоизм играет важную роль в архитектуре средневековой Японии, так как является старейшей религией и культурной традицией этой страны. Влияние синтоизма можно увидеть в форме, структуре и расположении храмов и святилищ, которые служат местами поклонения духам и божествам.
Какие особенности присутствуют в восточной архитектуре, связанной с сакральными значениями?
В восточной архитектуре, основанной на сакральных ценностях, преобладает стремление к гармонии с природой и внутренним миром человека. Это проявляется в использовании естественных материалов, заимствовании элементов природы в форме и декоре зданий, а также в создании специальных ландшафтных композиций вокруг храмов и святилищ.
Какая архитектура существует в дзен буддизме?
Архитектура дзен буддизма отличается простотой и минимализмом. Она стремится создать атмосферу спокойствия и сосредоточенности, поэтому применяются простые формы и натуральные материалы. Храмы дзен буддизма также характеризуются использованием пространственных композиций и внутренними садами.
Каковы особенности синтоистской архитектуры позднего средневековья в Японии?
Синтоистская архитектура позднего средневековья в Японии сочетает в себе элементы синтоизма и буддизма. Она отличается богатой декоративностью и использованием сложных деревянных конструкций. Храмы и святилища этого периода выделяются элегантностью и изысканностью в исполнении.
Что представляет собой сакральная основа восточной архитектуры?
Сакральная основа восточной архитектуры включает в себя символический и религиозный контекст, который олицетворяет священные принципы и убеждения.
Что представляют из себя синтоистские храмы святилища ландшафт?
Синтоистские храмы святилища ландшафт представляют собой особые места, где природа и архитектура сочетаются, создавая уникальное духовное пространство. Они отражают гармонию между человеком и природой, которая является важным аспектом синтоистской веры.
Какую роль играет архитектура дзен буддизма?
Архитектура дзен буддизма играет важнейшую роль в создании атмосферы медитации и просветления. Она стремится увести человека от материального мира и помочь ему обрести внутренний покой и гармонию.
Какими особенностями обладает синтоистская архитектура позднего средневековья?
Синтоистская архитектура позднего средневековья отличается своеобразием и изяществом форм. Она характеризуется использованием традиционных материалов, таких как древесина и камень, и приверженностью к простоте и симметрии.
Что означает понятие "сисо"?
Сисо - это слово, которое обозначает комплексное мышление и сознание японцев. Оно включает в себя религиозные, экономические и политические взгляды, а также отражает менталитет и культурные особенности народа.