Концепция личности А. Н. Леонтьева
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 5 + 5 источников
- Добавлена 14.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Биография Леонтьева А.Н. 5
2. Концепция личности А. Н. Леонтьева 9
3. Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву 15
Заключение 20
Литература 21
Теория личности активно разрабатывалась А. Н. Леонтьевым.Основные положения данной теории сводятся к следующему. По мнению исследователя, личность – это не только индивид, обладающий определенным жизненным опытом, это человек, чье развитие связано с формированием мотивационной сферы. Человека можно признать личностью в той мере, в какой совокупность его мотивов обусловлена потребностями социума. Качество и масштаб тех ценностей, которые усваиваются человеком и частью которых он становится, предопределяют качество и масштаб его личностных особенностей. А. Н. Леонтьевым были определены и этапы развития личности, в общем смысле отраженные в образном выражении исследователя: «личность рождается дважды».«Первое рождение» личности «Первое рождение» протекает в дошкольном возрасте, знаменуя формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение неосознанных побуждений и влечений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»). Возможно определение временных рамок «первого рождения»: оно начинается ориентировочно в возрасте 3 лет и продолжается вплоть до младшего школьного возраста. Следовательно, это не единовременный, а достаточно длительный процесс.Основным критерием прохождения данного этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социального устройства общества в качестве основополагающих мотивов поведения. Внешним проявлением данного принятия выступает, например, способность ребенка «не брать» желаемый предмет лишь потому, что это запретил делать воспитывающий взрослый. Причем необходимо, чтобы эта способность проявлялась даже тогда, когда ребенок находится наедине с данным предметом: ребенок должен понимать, что предмет нельзя брать ни при каких условиях. Когда ребенок способен на такое подчинение желаний указаниям взрослого, можно говорить, что социальная норма, которая выступала внешним регулятором деятельности ребенка (то есть родителю приходилось повторять свое требование) преобразовалась во внутреннюю форму регуляции. Отдельно необходимо описать выявленный в процессе одного из экспериментов А. Н. Леонтьевым «эффект горькой конфеты». В данном исследовании принимал участие ребенок-дошкольник. Суть эксперимента была сведена к следующему. Перед ребенком было поставлено задание: достать со стола предмет, не вставая с места, при том, что стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз за успешное выполнение задания ребенок получал конфету. В течение того времени, пока взрослый контролировал процесс, ребенок справлялся с заданием, как и необходимо – не вставая с места. На середине эксперимента взрослого якобы просили ненадолго выйти из кабинета, взрослый выходил (на самом деле он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок оставался один, чтобы достать предмет, он просто вставал с места, подходил его и брал. Взрослый, вернувшись в комнату и обнаружив предмет в руках ребенка, предложил ему конфету за правильно выполненное задание. Но ребенок сначала отказался от награды, а потом, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал. А. Н. Леонтьев предлагал следующее объяснение данному феномену. Любое действие ребенка является объективно вписанным в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок – взрослый», другим – «ребенок – предмет». А в связи с тем, что любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано лишь в формате деятельности этого субъекта, движимого конкретным мотивом, А. Н. Леонтьев указывает, что действие ребенка по-разному соотносилось с двумя значимыми для него мотивами: желание взять предмет (так как за него предполагается награда), но социально одобряемым образом его получить достаточно сложно (а ребенок в таком возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил награду за «правильно» выполненное задание, ребенок переживал конфликт мотивов, в связи с чем конфета для него была «горькой» относительно личностного смысла. Данный эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс соподчинения мотивов, при этом наиболее важными представляются именно социально значимые мотивы, отражающие следование социальной норме.«Второе рождение» личности Процесс «второго рождения» протекает в подростковом возрасте, выражаясь в оформлении умений распознавать мотивы собственной деятельности, контролировать, соподчинять их друг другу. Непосредственно перед «вторым рождением» личность обладает уже сложившейся в результате предшествовавшей деятельности достаточно устойчивой иерархией мотивов, но оказывается перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т. п. Естественно, это требует большой работы самосознания. Ключевым показателем прохождения этапа «второго рождения» личности выступает первый самостоятельный и ответственный поступок человека. Рассматривая данный показатель, выделенный А. Н. Леонтьевым, исследователи теории личности В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще больше сузить объем понятия «личность», указав, что личностью может быть назван лишь индивид, способный на такой поступок. Таким образом, после «первого рождения» еще нельзя говорить о личности, а лишь о социальном индивиде, который способен воспринимать социальную норму в качестве значимого внутреннего регулятора поведения, но не задумывается при этом о потенциально возможных иных социальных нормах. Однако социальный индивид не всегда становится личностью, так как этап «второго рождения» предполагает повышение уровня ответственности и самостоятельности личности, следствием которого может быть выявление новых проблем субъекта. Одной из таких проблем может выступить, например, обладание большей свободой деятельности, к которой субъект не привык – и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э. Фромма так и называлась – «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться, выбрав не самую удачную стратегию поведения.ЗаключениеТаким образом, процесс образования личности согласно Леонтьеву предполагает и развитие процесса образования целей, а также развития неких действий индивида. Действия, все более и более обогащаясь, словно перерастают тот круг деятельностей, которые ими реализуются, и вступают в некое противоречие со сформировавшими их мотивами, считал Леонтьев.Появление личности как системного качества согласно Леонтьеву происходит из-за того, что индивид в совместной деятельности с прочими индивидами меняет мир, и поэтому данное изменение приводит к преобразованию самого себя, превращаясь в личность. Стоит сказать, что критерий психического по Леонтьеву находится не в теле субъекта, а в пространстве вне его – в специальной структуре взаимодействия индивида с окружающим предметным миром. Именно из-за этого центральная в трактовании понятия мотива идея его положения вне индивида- как принадлежащего строго внешнему миру некого предмета потребности – направляется против замыкания деятельности психики во внутреннем пространстве субъективного опыта.ЛитератураБороздина Л.В. Личность и характер / Л.В. Бороздина // «Активизация личности в системе общественных отношений» : тезисы докл. VIIВсесоюз. съезда Общества психологов СССР. Москва, август 1988. - Москва, 2014. - С. 57-59. Бороздина Л.В. Психология характера / Л.В. Бороздина. - Москва : Изд-во МГУ, 2015.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: 2015Леонтьев А.А. Д.А. Леонтьев Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии // Национальный психологический журнал. Электроннаяверсия National Psychological Journal http://www.psy.msu.ru/science/npj/Немов Р. С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Владос, 2014. – Кн. 1: Общие основы психологии. -688 с.
1. Бороздина Л.В. Личность и характер / Л.В. Бороздина // «Активизация личности в системе общественных отношений» : тезисы докл. VII Всесоюз. съезда Общества психологов СССР. Москва, август 1988. - Москва, 2014. - С. 57-59.
2. Бороздина Л.В. Психология характера / Л.В. Бороздина. - Москва : Изд-во МГУ, 2015.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: 2015
4. Леонтьев А.А. Д.А. Леонтьев Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии // Национальный психологический журнал. Электронная версия National Psychological Journal http://www.psy.msu.ru/science/npj/
5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Владос, 2014. – Кн. 1: Общие основы психологии. -688 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные положения теории личности А.Н. Леонтьева?
Основные положения теории личности А.Н. Леонтьева заключаются в том, что личность - это не только индивид с определенным жизненным опытом, а также человек, чье развитие тесно связано с формированием мотивационной сферы.
Какие этапы формирования личности выделяются в концепции А.Н. Леонтьева?
В концепции А.Н. Леонтьева выделяются следующие этапы формирования личности: первоначальные уровни активности, преобразование эмоциональных отношений, формирование мотивов, направленность, индивидуализация и социализация.
Какое значение имеет мотивационная сфера в развитии личности?
Мотивационная сфера имеет важное значение в развитии личности. Она определяет, какие цели и задачи будут актуальны для человека, что будет вызывать его интерес, мотивацию и направлять его действия. Формирование мотивационной сферы происходит на разных этапах развития личности и влияет на ее характеристики и поведение.
Какие литературные источники могут быть полезны для ознакомления с концепцией личности А.Н. Леонтьева?
Для ознакомления с концепцией личности А.Н. Леонтьева полезно обратиться к следующим литературным источникам: "Деятельность. Сознание. Личность" (А. Н. Леонтьев), "Психология личности" (А. Н. Леонтьев), "Основы психологии личности" (А. Н. Леонтьев).
Как связаны развитие личности и формирование мотивационной сферы, согласно А.Н. Леонтьеву?
По мнению А.Н. Леонтьева, развитие личности тесно связано с формированием мотивационной сферы. Мотивы являются движущей силой поведения человека и определяют его активность и цели. В процессе развития личности формируется и меняется мотивационная сфера, что влияет на характеристики и поведение индивида.
Кто разрабатывал теорию личности?
Теорию личности разрабатывал А. Н. Леонтьев.
В чем заключаются основные положения теории личности А. Н. Леонтьева?
Основные положения теории личности А. Н. Леонтьева заключаются в том, что личность не только индивид, обладающий определенным жизненным опытом, но и человек, чье развитие связано с формированием мотивационной сферы.
Какие этапы рождения личности выделяет А. Н. Леонтьев?
А. Н. Леонтьев выделяет следующие этапы рождения личности: биологический, социальный и личностный.
Какую роль играет мотивационная сфера в формировании личности?
Мотивационная сфера играет важную роль в формировании личности. Она определяет цели, интересы, потребности и мотивы человека, влияет на его выборы, поступки и поведение в обществе.
Как можно определить личность?
Личность можно определить как индивида, который обладает определенным жизненным опытом и чье развитие связано с формированием мотивационной сферы.
Можете рассказать о биографии А.Н. Леонтьева?
Андрей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - советский психолог, философ, лауреат Ленинской премии (1968). Он родился 5 февраля 1903 года в Москве. Участвовал в революционном движении и Великой Отечественной войне. Значительное влияние на его научные исследования оказали работы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. А.Н. Леонтьев разработал концепцию личности и провел исследования в области психологии труда и психологии образования.