Любая из 7-ми предложенных
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 05.01.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Социальная философия Иосифа Волоцкого и ее практическое воплощение в укладе Иосифо – Волоцкого монастыря и в идеологии Московского государства
Заключение
Библиография
Иосиф Волоцкий утверждает экономику «дара», которая держится на личности, способной к безвозмездному дарению, готовой отдавать больше, чем брать, работать больше, чем потреблять.
Принцип «дара» распространялся Иосифом Волоцким не только на сферу производства (производить больше, чем получать), но и на сферу потребления (потреблять меньше, чем получил). Волоколамский патерик свидетельствует, что Преподобный на общей трапезе всегда оставлял часть пищи нетронутой и говорил: «Это часть Христа моего» . Подражая своему настоятелю, так поступали и многие монахи. Собранная таким образом пища еда на пропитание нищих и голодающих.
Но надо иметь в виду, что соображения экономической эффективности и материального благосостояния играют в социальном проекте Иосифа Волоцкого только подчиненную роль. «Божественное Писание о душевней ползе глаголет и учит, о телесном же покои мало вещает», – говорил он . Главное назначение монастыря – не извлечение прибыли из человеческих и природных ресурсов, а установление прямой связи земли и неба, соединение всех живых и мертвых в целокупное тело Церкви.
«Идеал Иосифа, это своего рода хождение в народ. И потребность в этом была велика в его время, – и нравственные устои в народе были не крепки, и тягота жизни скорее сверх сил. Своеобразие Иосифа в том, что и саму монашескую жизнь он рассматривал и переживал, как некое особое социальное тягло, как особую религиозно–земскую службу. <…> …Самое молитвенное делание у него изнутри подчиняется социальному служению, деланию справедливости и милосердия».
Заключение
Представления о строгой, «уставной» жизни как условии христианского спасения, проповедовавшиеся волоколамским игуменом, были близки и понятны большинству мирян, разделялись церковными иерархами и большей частью клира, поскольку опирались на уже сформировавшуюся и укоренившуюся на Руси религиозную традицию. Отсюда понятно, почему, несмотря на очевидную заинтересованность царя в получении церковных земель, нестяжатели потерпели поражение и были подвергнуты в двадцатые годы XVI–го столетия гонениям под предлогом, что они скрывают в своих скитах еретиков
Идеи Иосифа обрели общегосударственный статус, когда на Соборе 1503 Иосиф и его приверженцы добились осуждения «нестяжателей» во главе с Нилом Сорским, ратовавших за отмену монастырского землевладения. Великий князь Московский Василий III первоначально поддерживал нестяжателей, опасаясь экономического усиления церкви, но с 1526 года охладел к ним из-за того, что лидеры нестяжателей - старец Вассиан Косой (Патрикеев) и преподобный Максим Грек - резко осудили развод и вторичный брак Василия и насильственное пострижение в монахини его первой жены, Соломонии Сабуровой. Вассиан Косой и Максим Грек были обвинены в ереси и сосланы в заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь. Здесь Вассиан Косой умер (он погребен в монастыре), а Максим Грек, после 12-летнего заточения, был переведен в Тверской Отроческий монастырь. Процесс «объииосифлянения» церкви, начатый деятельностью волоцкого игумена, принял широкий размах при митрополитах Данииле и Макарии. Венцом развития теории волоцкого игумена стали воззрения Ивана Грозного. Для которого «Просветитель» Иосифа был настольной книгой.
Политическое и правовое учение преподобного Иосифа Волоцкого осталось на веки объективным выражением церковной в своих основах русской идеологии, а личность этого святого подвижника олицетворяет собой исторически зримую русскую борьбу за веру и царство.
Подводя итог, хотелось бы отметить следующие. Религия никогда не была изолирована от других форм общественного сознания, напротив, она, как сложное социально-политическое явление, всегда взаимодействовала с ними, особенно с политикой, ибо, как и политика, религия выражает устремления и индивидов, и больших социальных групп - этноса, нации, народа. Через свои социальные структуры: церковь, монастыри, соборы, богословские учебные заведения и т.д. религия воздействовала и воздействует на формирование политического сознания людей. На современном этапе развития духовности и построения гуманного общества политики нуждаются в идеологическом санкционировании, которое придало бы им некий высоконравственный характер. Необходима такая санкция и со стороны религии. Но эта санкция не должка подменять собой идеологию. Религия, скорее всего, может быть не столько движущей силой идеологических доктрин, «сколько высоко ценимым компонентом духовных благ, в потреблении которых общество так нуждается». Именно этот тип духовности получает все большее распространение, морально-этические установки религии могут быть постоянным критерием для политиков в силу как извечного их характера, так и всемирного распространения.
Библиография
Борисов Н.С.Русская церковь в политической борьбе XIV-XVвв. -М.:Наука, 1986
Булгаков Н.А. Преподобный Иосиф Волоколамский.- СПб., 1865
Древнерусские иноческие уставы.- М., 2001
Еремин И.П.Иосиф Волоцкий как писатель//Еремин И.П.Литература Древней Руси: Этюды и характеристики. - М.,-Л., 1966.
Житие Преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, епископом Крутицким. - М., 1865
Житие Преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным. -М., 1903.
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: В 2ч. Ч.1: XI - начало XX в. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1994.
Зеньковский В.В. История русской философии. Ч.1.-Л.:ЭГО, 1991
Зимин А.А. Об идеологии Иосифа Волоцкого//ТОДРЛ. Том IX.- М.-Л., 1953
Золотухина Н.М.Иосиф Волоцкий. - М.: Прогресс, 1981
Кривцов Д.Ю. Значение общежительных монастырей для формирования нравственно-этических основ великорусской нации в период образования централизованного государства (XIV–XV вв.).:Автореферат диссертации канд. ист. наук.- Нижний Новгород, 1994
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6.- М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994
Мчедлов М. Политика и религия. Исторические правовые и догматические факторы // Обозреватель.- 2003.- №3.- с.54-57
Никольский Н.М. История русской церкви. - М.: Атеист, 1930
Послания Иосифа Волоцкого,-Л: ,1959
Сахаров А.М. Церковь и образование Русского централизованного государства//Вопросы истории.- 1966.- №1..-С.34-39
Топоров В.П. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. Три века христианства на Руси (XII–XVвв.).- М., 1998.
Христианство. Словарь / Под. ред. Л.Н.Митрохина. - М.: Аспект-пресс, 1994
Шевырев С.П. История русской словесности. Ч. 4.- М., 1860
Никольский Н.М. История русской церкви. - М.: Атеист, 1930. –С.55
Топоров В.П. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. Три века христианства на Руси (XII–XVвв.).- М., 1998.-С.132
Житие Преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным. -М., 1903. С. 20.
Зимин А.А. Об идеологии Иосифа Волоцкого//ТОДРЛ. Том IX.- М.-Л., 1953
Золотухина Н.М.Иосиф Волоцкий. - М.: Прогресс, 1981 .-С.89
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: В 2ч. Ч.1: XI - начало XX в. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1994. –С.40
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: В 2ч. Ч.1: XI - начало XX в. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1994. –С.40
Там же .-С.41
Там же .-С.39
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: В 2ч. Ч.1: XI - начало XX в. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1994. –С.39
Сахаров А.М. Церковь и образование Русского централизованного государства//Вопросы истории.- 1966.- №1..-С.34-
Послания Иосифа Волоцкого,-Л: ,1959.-С.189
Булгаков Н.А. Преподобный Иосиф Волоколамский. СПб., 1865. С. 212
Там же –С.214
Золотухина И. М, Иосиф Волоцкий.- М., 1981.-С.124
Там же .-С.125
Кривцов Д.Ю. Значение общежительных монастырей для формирования нравственно-этических основ великорусской нации в период образования централизованного государства (XIV–XV вв.).:Автореферат диссертации канд. ист. наук.- Нижний Новгород, 1994.-С.37
Древнерусские иноческие уставы.- М., 2001.-С.21
Кривцов Д.Ю. Значение общежительных монастырей для формирования нравственно-этических основ великорусской нации в период образования централизованного государства (XIV–XV вв.).:Автореферат диссертации канд. ист. наук.- Нижний Новгород, 1994.-С.51
Мчедлов М. Политика и религия. Исторические правовые и догматические факторы // Обозреватель.- 2003.- №3.- с.54
2
1.Борисов Н.С.Русская церковь в политической борьбе XIV-XVвв. -М.:Наука, 1986
2.Булгаков Н.А. Преподобный Иосиф Волоколамский.- СПб., 1865
3.Древнерусские иноческие уставы.- М., 2001
4.Еремин И.П.Иосиф Волоцкий как писатель//Еремин И.П.Литература Древней Руси: Этюды и характеристики. - М.,-Л., 1966.
5.Житие Преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, епископом Крутицким. - М., 1865
6.Житие Преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным. -М., 1903.
7.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: В 2ч. Ч.1: XI - начало XX в. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1994.
8.Зеньковский В.В. История русской философии. Ч.1.-Л.:ЭГО, 1991
9.Зимин А.А. Об идеологии Иосифа Волоцкого//ТОДРЛ. Том IX.- М.-Л., 1953
10.Золотухина Н.М.Иосиф Волоцкий. - М.: Прогресс, 1981
11.Кривцов Д.Ю. Значение общежительных монастырей для формирования нравственно-этических основ великорусской нации в период образования централизованного государства (XIV–XV вв.).:Автореферат диссертации канд. ист. наук.- Нижний Новгород, 1994
12.Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6.- М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994
13.Мчедлов М. Политика и религия. Исторические правовые и догматические факторы // Обозреватель.- 2003.- №3.- с.54-57
14.Никольский Н.М. История русской церкви. - М.: Атеист, 1930
15.Послания Иосифа Волоцкого,-Л: ,1959
16.Сахаров А.М. Церковь и образование Русского централизованного государства//Вопросы истории.- 1966.- №1..-С.34-39
17.Топоров В.П. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. Три века христианства на Руси (XII–XVвв.).- М., 1998.
18.Христианство. Словарь / Под. ред. Л.Н.Митрохина. - М.: Аспект-пресс, 1994
19.Шевырев С.П. История русской словесности. Ч. 4.- М., 1860
Вопрос-ответ:
Что предлагает Иосиф Волоцкий в своей социальной философии?
Иосиф Волоцкий предлагает экономику дара, основанную на безвозмездном дарении и готовности работать и производить больше, чем потреблять.
Какие принципы включает принцип дара в социальной философии Иосифа Волоцкого?
Принцип дара не только относится к сфере производства, но и включает идею готовности отдавать больше, чем получать.
Какие результаты получаются при практическом воплощении социальной философии Иосифа Волоцкого?
Практическое воплощение социальной философии Иосифа Волоцкого проявляется в укладе Иосифо-Волоцкого монастыря и в идеологии Московского государства.
Какие идеи Иосифа Волоцкого связаны с социальной философией дара?
Идеи Иосифа Волоцкого связаны с личностью, способной к безвозмездному дарению и готовой работать и производить больше, чем потреблять.
На какие сферы жизни распространяется принцип дара в социальной философии Иосифа Волоцкого?
Принцип дара Иосифом Волоцким распространяется не только на сферу производства, но и на сферу отношений между людьми в обществе.
Что такое Социальная философия Иосифа Волоцкого?
Социальная философия Иосифа Волоцкого - это система идей и концепций, разработанных Иосифом Волоцким, русским православным богословом и философом, относительно социального устройства общества.
Какое практическое воплощение имела Социальная философия Иосифа Волоцкого?
Практическое воплощение Социальной философии Иосифа Волоцкого можно найти в укладе Иосифо-Волоцкого монастыря и в идеологии Московского государства.
Какие принципы лежат в основе экономики дара, предложенной Иосифом Волоцким?
Иосиф Волоцкий утверждал, что экономика дара должна основываться на личности, способной к безвозмездному дарению и готовой отдавать больше, чем брать. Принцип дара распространяется не только на сферу производства, но и на сферу потребления.