Протологизмы современного русского языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 25 25 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 19.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты протологизмов современного русского языка……………………………………………………………………6
1.1 Особенности новой лексики современного русского языка……….6
1.2 Понятие и особенности протологизмов……………………………10
Глава 2. Практический анализ особенностей появления протологизмов современного русского языка………………………………………………….13
2.1 Протологизмы Михаила Эпштейна с корнем «врем»: структурно-семантический анализ…………………………………………………………..13
2.2 Структурно-семантический анализ протологизмов Михаила Эпштейна………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………….24

Фрагмент для ознакомления

Единственное прилагательное, которое создано с помощью контаминации, относится к категории имен со значением «обладающий каким-нибудь качеством», ср.: время + дремучий → врему́ чий ‘накопивший в себе время, заросший, переполненный временем’. Разветвление корня «врем» происходит также за счет формаций, образованных аффиксоидным способом, который в современной русистике должен рассматриваться как самостоятельное и системное явление [13].
Аффиксоиды используются при создании протологизмов со значением лица: врем-я-ве́ д ‘специалист по времяведению’; врем-я-во́ д ‘тот, кто ведет за собой время, прокладывает пути, становится первым в какой-то области деятельности’; врем-я-но́ сец ‘человек, активно представляющий, знаменующий свое время, выразитель его понятий и ценностей’, отвлеченного понятия: вре́ м-я-пись ‘написанное временем, совокупность значимых следов и отпечатков времени’, а также со значением «обладающий каким-нибудь качеством»: врем-я-обра́ зный ‘обладающий свойствами времени’; врем-ятво́ рный ‘творящий время, создающий новую эпоху, период времени’; время-упо́ рный ‘не поддающийся действию времени, противостоящий переменам, не подверженный износу, старению’. Заполнение «пустых клеток» в словообразовательном гнезде с корнем «врем» происходит также за счет довольно большой группы глагольных новообразований, созданных префиксальным способом или путем постфиксации.
Префиксальные протологизмы выражают следующие значения:
1) «распространить действие, названное мотивирующим глаголом»: времени́ ть (протологизм) → из-времени́ ть ‘испещрить следами, знаками времени’;
2) «стать каким-нибудь»: времене́ ть (протологизм) → о-времене́ ть ‘врасти во время, стать частью времени; вступить в состояние временности, подвергнуться действию времени’;
3) «совершить действие, названное мотивирующим глаголом»: времени́ ть (протологизм) → о-времени́ ть ‘подвергнуть действию времени’; вре́ мить (протологизм) → о-вре́ мить ‘выразить, воплотить во времени’;
4) «действие, результат которого аннулируется»: овремени́ ть (протологизм) → раз-времени́ ть ‘вывести из хода времени, оградить от его воздействия, устранить состояние временности’.
Постфиксальные же образования обладают значением действия, имеющего отношение к тому, что названо мотивирующим глаголом, ср.: времени́ ть (протологизм) → времени́ ть-ся ‘действовать так, как присуще времени; развертываться, распространяться во времени’; извремени́ ть (протологизм) → извремени́ ть-ся ‘подвергнуться сильному воздействию времени, испытать все последствия временности и овременения’; овре́ мить (протологизм) → овре́ мить-ся ‘войти во время, стать частью времени’; развремени́ ть (протологизм) → развремени́ ть-ся ‘выйти из хода времени, преодолеть состояние временности, освободиться от времязависимости’. Список протологизмов, которые обогащают лексическую крону времени, дополняют четыре слова, образованных с помощью конфиксации.
Они обладают категориальным значением отвлеченного состояния, ср.: время → по-вре́ м-к-а ‘веяние времени, поветрие, тенденция, одна из составляющих временного процесса’, значением качества: время → над-вре́ мен-н-ый ‘стоящий над своим временем или над временностью вообще’; время → подвре́ мен-н-ый ‘находящийся под властью времени, подавленный, порабощенный своим временем или временностью вообще’, а также словообразовательным значением «наделить что-либо признаком, названным мотивирующим существительным»: время → о-времен-и́-ть ‘сделать нечто временным’.
Заключение

Взаимообусловленность структурных компонентов системы (или подсистемы) ведет к изменениям их качественного состояния, то есть к изменениям во времени лингвистического статуса языковых единиц. Разумеется, что возникновение нового прикреплено к определенному языковому пространству, типы которого были обозначены еще в 70-х годах прошлого века Н. З. Котеловой [10: 16].
Таким образом, речь идет, как справедливо отметила Н. З. Котелова, не столько о новизне объекта, сколько об обновлении той или иной пространственной сферы, изменении системы взаимоотношений, вхождении в другую систему.
Исходя из сказанного, в объем понятия «неологизм» следует включать новые слова, в том числе иноязычного характера, а также внутренние заимствования и актуализировавшиеся лексические единицы: понятие нового относительно, что мотивирует изменение неологического статуса слова в зависимости от языкового пространства и времени.
В заключение отметим, что производные от корня «врем», предложенные М. Эпштейном для обогащения языка, − наглядные примеры того, как можно на основе существующих словообразовательных моделей развивать в рамках индивидуального словотворчества его лексическую систему. Они, с одной стороны, являются следствием порождающей мощи корня, с другой же – результатом языковой и творческой фантазии их Автора.
Анализ словесных находок проводится сквозь призму словообразовательного гнезда, составленного нами с учетом тех различных комментариев и пояснений, которыми М. Эпштейн снабдил большинство своих «времясловий» [9]. Такой прием позволяет нам более точно определять словообразовательные связи и словообразовательную структуру новообразований, чем при изолированном их рассмотрении.
Здесь хотелось бы, однако, оговориться, что осуществление принципа иерархии, который лежит в основе строения гнезд, в случае проективных слов, только лишь предлагаемых для введения в язык, порождает немалые трудности, вследствие чего некоторые принятые нами решения носят субъективный характер. Как показывает материал, наибольшее количество «времясловий» образовано посредством суффиксации.

Список использованной литературы

Брагина А. А. Неологизмы в русском языке. М.: Просвещение, 1973. 224 с.
Булавина Н. В. Понятие «новое слово» в современной лингвистике // Вестник Костром. гос. ун-та. 2012. № 5. Т 18. С. 61-62.
Гаревой Г. Русский язык, XXI век: новые заимствованные слова. ЦМ: http://gab-garevoi.narod.ru/ inoslova_v_russkom.html
Головин Б. Н. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005. 231 с.
Григорьева Т. М., 2011, «Национальное словотворчество» В. И. Даля на рубеже ХХ−XXI веков, Язык и социальная действительность, № 2, с. 8−14.
Дар слова. Проективный лексикон Михаила Эпштейна, 2002, вып. 51 (86): Время (1), http://www.emory.edu/INTELNET/dar51.html; 2002, вып. 52 (87): Время (2), http://www.emory.edu/INTELNET/dar52.html; 2002, вып. 53 (88): Время (3), http:// www.emory.edu/INTELNET/dar53.html; 2002, вып. 54 (89): Время (4), http://www. emory.edu/INTELNET/dar54.html; 2002, вып. 55 (90): Время (5), http://www.emory. edu/INTELNET/dar55.html; 2003, вып. 56 (91): Время (6), http://www.emory.edu/ INTELNET/dar56.html; 2003, вып. 57 (92): Время (7), http://www.emory.edu/ INTELNET/dar57.html; 2003, вып. 58 (93): Время (8), http://www.emory.edu/ INTELNET/dar58.html; 2003, вып. 59 (94): Время (9), http://www.emory.edu/ INTELNET/dar59.html; дата обращения: 24.03.2013.
Изобретая слова, 2012: Изобретая слова (Беседа с Михаилом Эпштейном), [беседовал А. Генис], http://www.svoboda.org/content/transcript/24710594.html; дата обращения: 24.03.2014.
Изюмская С. С. Определение понятия «англицизм» в лингвистической науке. ЦКЬ: http://www.rusnauka
Ильясова С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ: автореф. ... дис. д-ра филол. наук. Ростов н/Д, 2002. 55 с.
Калинин А. В. Лексика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1978. 232 с.
Логош О., 2006, Михаил Эпштейн: расширить способы мышления и действия, [интервью], http://krupaspb.ru/piterbook/ot_avtora/ot_avtora_arh_epsht.html; дата обращения: 24.03.2014.
Маршалек М., 2013, Эля, перечиток и нервологизмы. О семантической дифференциации новообразований Михаила Эпштейна, Функциональная лингвистика, № 5, с. 245−248.
Петрухина Е. В., 2012, Новые явления в русском словообразовании, http://www. portal-slovo.ru/philology/45939.php; дата обращения: 24.03.2014.
Русакова О. В., 2013, Аффиксоиды в деривационной системе русского языка: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Орел.
Эпштейн М., 2006, Типы новых слов: Опыт классификации, http://www.gramma.ru/ KOL/?id=1.31; дата обращения: 24.03.2014.
Эпштейн М., 2008, Совки и другие. К истории и значению слова «совок», http://www. topos.ru/article/6455; дата обращения: 24.03.2014.
Эпштейн М., 2010, Дару – 10 лет. Юбилейный выпуск (1), http://subscribe.ru/archive/ linguistics.lexicon/201004/12100551.html; дата обращения: 24.03.2014.











25

Список использованной литературы

1. Брагина А. А. Неологизмы в русском языке. М.: Просвещение, 1973. 224 с.
2. Булавина Н. В. Понятие «новое слово» в современной лингвистике // Вестник Костром. гос. ун-та. 2012. № 5. Т 18. С. 61-62.
3. Гаревой Г. Русский язык, XXI век: новые заимствованные слова. ЦМ: http://gab-garevoi.narod.ru/ inoslova_v_russkom.html
4. Головин Б. Н. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005. 231 с.
5. Григорьева Т. М., 2011, «Национальное словотворчество» В. И. Даля на рубеже ХХ−XXI веков, Язык и социальная действительность, № 2, с. 8−14.
6. Дар слова. Проективный лексикон Михаила Эпштейна, 2002, вып. 51 (86): Время (1), http://www.emory.edu/INTELNET/dar51.html; 2002, вып. 52 (87): Время (2), http://www.emory.edu/INTELNET/dar52.html; 2002, вып. 53 (88): Время (3), http:// www.emory.edu/INTELNET/dar53.html; 2002, вып. 54 (89): Время (4), http://www. emory.edu/INTELNET/dar54.html; 2002, вып. 55 (90): Время (5), http://www.emory. edu/INTELNET/dar55.html; 2003, вып. 56 (91): Время (6), http://www.emory.edu/ INTELNET/dar56.html; 2003, вып. 57 (92): Время (7), http://www.emory.edu/ INTELNET/dar57.html; 2003, вып. 58 (93): Время (8), http://www.emory.edu/ INTELNET/dar58.html; 2003, вып. 59 (94): Время (9), http://www.emory.edu/ INTELNET/dar59.html; дата обращения: 24.03.2013.
7. Изобретая слова, 2012: Изобретая слова (Беседа с Михаилом Эпштейном), [беседовал А. Генис], http://www.svoboda.org/content/transcript/24710594.html; дата обращения: 24.03.2014.
8. Изюмская С. С. Определение понятия «англицизм» в лингвистической науке. ЦКЬ: http://www.rusnauka
9. Ильясова С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ: автореф. ... дис. д-ра филол. наук. Ростов н/Д, 2002. 55 с.
10. Калинин А. В. Лексика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1978. 232 с.
11. Логош О., 2006, Михаил Эпштейн: расширить способы мышления и действия, [интервью], http://krupaspb.ru/piterbook/ot_avtora/ot_avtora_arh_epsht.html; дата обращения: 24.03.2014.
12. Маршалек М., 2013, Эля, перечиток и нервологизмы. О семантической дифференциации новообразований Михаила Эпштейна, Функциональная лингвистика, № 5, с. 245−248.
13. Петрухина Е. В., 2012, Новые явления в русском словообразовании, http://www. portal-slovo.ru/philology/45939.php; дата обращения: 24.03.2014.
14. Русакова О. В., 2013, Аффиксоиды в деривационной системе русского языка: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Орел.
15. Эпштейн М., 2006, Типы новых слов: Опыт классификации, http://www.gramma.ru/ KOL/?id=1.31; дата обращения: 24.03.2014.
16. Эпштейн М., 2008, Совки и другие. К истории и значению слова «совок», http://www. topos.ru/article/6455; дата обращения: 24.03.2014.
17. Эпштейн М., 2010, Дару – 10 лет. Юбилейный выпуск (1), http://subscribe.ru/archive/ linguistics.lexicon/201004/12100551.html; дата обращения: 24.03.2014.

Вопрос-ответ:

Что такое протологизмы и какие они бывают?

Протологизмы - это новые слова и выражения, появляющиеся в современном русском языке. Они имеют особенности по своему происхождению и использованию. Протологизмы могут быть разных типов: лексические (новые слова), семантические (новые значения старых слов) и фразеологические (новые фразеологические единицы).

Какие особенности имеет новая лексика в современном русском языке?

Новая лексика в современном русском языке обладает такими особенностями, как активное создание новых слов и выражений, использование иноязычных элементов, образование новых значений для старых слов, появление новых фразеологизмов и аббревиатур.

Что такое протологизмы и в чем их особенности?

Протологизмы - это новые слова и выражения, которые возникают в современном русском языке. Они отличаются от старых слов и выражений своим происхождением, использованием и значение. Протологизмы могут носить лексический, семантический или фразеологический характер.

Какие особенности появления протологизмов можно отметить в современном русском языке?

Появление протологизмов в современном русском языке связано с активным созданием новых слов и выражений, использованием иноязычных элементов, изменением значения старых слов, появлением новых фразеологических единиц и образованием аббревиатур.

Какие протологизмы можно найти в творчестве Михаила Эпштейна с корнем "врем" и как можно классифицировать их?

В творчестве Михаила Эпштейна можно найти протологизмы с корнем "врем", которые можно разделить на лексические протологизмы (например, "времяблудие" - злоупотребление временем) и фразеологические протологизмы (например, "время радикалов" - эпоха политических реформ).

Что такое протологизмы современного русского языка?

Протологизмы современного русского языка - это новые слова или фразы, которые начали активно использоваться в современном русском языке и ещё не получили официального статуса.

Какие особенности есть у новой лексики современного русского языка?

Новая лексика современного русского языка отличается большей гибкостью, адаптивностью и возможностью выражения новых концепций и идей, которые стали актуальными в современном обществе.

Какие понятия и особенности характерны для протологизмов?

Протологизмы обладают неустоявшимся, незафиксированным значением и часто используются в специфических контекстах или среди определённых групп людей. Они могут иметь разные источники образования - от новообразований до заимствований. Кроме того, они активно изменяются и развиваются вместе с развитием общества и новыми технологиями.