методы и приёмы формирования у воспитанников старшего дошкольного возраста представлений о вов
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 15.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Понятие «патриотическое воспитание» в педагогической литературе 5
1.2 Цели, задачи и принципы патриотического воспитания 14
2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Социально-психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Особенности методики патриотического воспитания дошкольников 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
В отличие от младших дошкольников, старшие дети уже обобщают явления окружающей действительности не только в виде сенсомоторных копий или образов, но и в виде представлений. Ребенок в этот период возраста включён в разнообразные виды деятельности, у него появляется больше самостоятельности и это значительно увеличивает его объем внимания. По сравнению с младшими дошкольниками, старшие уже сосредоточены на особенностях применения новоизученных предметов и их назначении[27,c/101].Но, несмотря на это следует помнить, что у детей 5-6 лет объем внимания еще недостаточен для различия сложных по содержанию и малоотличимых друг от друга сигналов, например, буквы или цифры. Они часто ошибаются, могут воспринимать предметы как тождественные, одинаковые, два предмета могут сливаться. Поэтому для предупреждения таких ошибок необходима работа по формированию свойств восприятия и свойств внимания[14,c.94].Старшие дошкольники уже достаточно хорошо знают правила поведения, у них уже есть нравственные представления, преобладают познавательные и личностные мотивы общения со взрослым.Старший дошкольный возраст имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Именно в этот период жизни формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения ребенка, появляется новый деятельности – учение, обязательный, ответственный, требующий систематического организованного труда. Помимо того учение ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, предполагающую совершенно другую, чем ранее, структуру его познавательной деятельности. К 6-ти годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются и усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников. Активно развивается в этот период и самооценка – важная форма проявления самосознания. На ее основе складывается и уровень притязаний – тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам[25, c.960]. В дошкольном детстве важным становится статус в группе сверстников. Степень популярности зависит от многих причин: от особенностей поведения дошкольника, форм общения с другими детьми, его знаний, умений, умственного развития.Следовательно, поведение ребенка меняется, оно перестает быть непосредственным, естественным. Поведение опосредуется обобщенным переживанием, представлением ребенка о собственных возможностях. На основе значительного личностного роста ребенка происходит преодоление кризиса и становление позиции школьника. Появляется рост самосознания, происходит становление самооценки и освоение социальных ролей ребенком. Меняется прежний ведущий вид игровой деятельности, происходит формирование предпосылок к учебной деятельности.2.2 Особенности методики патриотического воспитания дошкольниковПатриотическое воспитание подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, составляя основу жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям[30, c.38].Воспитательный процесс необходимо начать с целеполагания, представляющего собой целостную систему, которая определяет основные направления воспитательной работы. После определения целей и задач выстраивается структура, алгоритм действий по формированию гражданской позиции детей. Это, в общем, три главных блока.Патриотическое убеждение, то есть, усвоение первоначальных знаний о собственной Родине, её истории, которые ребенок приобретает в семье и в ДОУ.Патриотическое осознание, попытка личности осознать усвоенные знания, а также выразить свое к ним отношение. Главной задачей этого этапа является научить ребенка размышлять, оценивать происходящие события прошлого и настоящего.Патриотическая деятельность, в ходе которой ребенком осознаётся его сопричастность судьбе Родины, а также готовность в своих поступках руководствоваться нормами и правилами, которые приняты в социуме. Данные составляющие должны способствовать сформированию у ребёнка ценностей, правил и норм поведения, то есть, в конечном итоге, решать главные задачи, поставленные перед патриотическим воспитанием [30, с. 39].Далее рассмотрим формы и методы воспитательной деятельности[28, c.165]. 1. Проведение работ (родительские собрания, круглые столы, размещение информации, систематическое демонстрирование продуктов деятельности и т.д.), направленных на информирование и заинтересованность родителей в патриотическом воспитании детей. 2. Создание комплексных мероприятий, направленных на стимулирование и заинтересованность всех участников образовательного процесса (проектная деятельность, музыкальная гостиница и др.). 3. Систематическое размещение информационных блоков, статей, рекомендаций в приемных групп, на стендах ДОУ, сайте ДОУ. 4. Организация для детей экскурсии в музей военной техники, посещение которой будет способствовать увеличению познавательной активности, актуализации представлений о войне. 5. Чтение художественной литературы, стихов о ВОВ, рассматривание иллюстративного материала на военную тематику в группах ДОУ. Экскурсии по историческим местам, в музей, в парк Победы, чтение познавательной литературы, занятия, изготовление и рассматривание альбомов, иллюстрации о городах, картины художников, воспевающих красоту земли Российской и ее защитников, помогают зародить в душах детей не только чувство прекрасного, но и развивают их духовный мир, уважение к защитникам Родины, воспитывают патриотические чувства.В старших группах можно строить воспитательно-патриотическую работу так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям, например[28, c.166-167]:- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов;- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;- каждый человек, любящий родину, должен проявить к труду, интерес к культуре родного народа.Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений, лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны.Важна работа детского сада с семьей. ДОУ должно опираться на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем.Данная работа предусматривает творческую деятельность с воспитанниками, педагогическим составом не только в ДОУ, но и с другими образовательными учреждениями по направлениям[24,c.17]: - кадрового взаимодействия; - диагностического сопровождения; - информационного обеспечения; - развивающего планирования; - координационного взаимодействия. В рамках системы патриотического воспитания, рассмотренные методы находят широкое применение, поскольку дают возможность воспитателю достичь правильный и нужный результат. Для достижения поставленных целей возможно использование примеров из истории, народного фольклора, народной поэзии, сказок, эпоса, фразеологии и лексики родного языка, и т.д.ЗАКЛЮЧЕНИЕСлово «патриотизм», восходящее своими корнями к греческим словам «patriotes» (соотечественник) и «patris» (Родина, Отечество) в философии определяется в качестве нравственного и политического принципа, духовного чувства, содержащего в себе любовь к своему Отечеству, лояльность, гордость его прошлым и настоящим, а также характеризующееся стремлением защищать интересы своей Родины.Особенности содержания и направленности патриотизма определяет, в первую очередь, морально-нравственный дух социума, его исторические основы. Выступая в качестве конкретно-исторического понятия, патриотизм в рамках каждой эпохи может быть по-разному интерпретирован в социальном и аксиологическом смысле. Но в роли основного принципа выступает то же, что и структура составляющих его элементов: отчий дом или родной край; место, где обитает народ; государство в целом. Отмечается тесная связь патриотизма с процессом самоидентификации, с процессом осознания себя в качестве члена определённой группы, с её принятием, с усвоением свойств этой группы, а также с осознанием чувства ответственности за неё. Педагогами и мыслителями при раскрытии роли патриотизма в личностном развитии, подчёркивается его многостороннее формирующее влияние. Патриотизм выступает в качестве важной задачи воспитания, как сильный педагогический инструмент. Патриотизм рассматривается также с точки зрения психологического и педагогического аспекта в качестве интегративного нравственное качество, обладающего сложным содержанием и структурой. Выделяются следующие цели патриотического воспитания: воспитать у детей чувство патриотизма; развивать и углублять знания о прошлом и о культуре как России в целом, так и родного края; развивать способности к осмыслению событий и феноменов действительности в тесной взаимосвязи между прошлым, настоящим и будущим; способствовать становлению многосторонне развитой личности в культурной, нравственной и физической сферах; развивать интерес и уважение к истории и культуре как своего, так и других народов. Данные цели достигаются посредством решения следующих задач: формирование осознанного отношения к Отечеству, его истории, современности и будущему, основываясь на исторических ценностях и роли России в судьбе мира; развитие гражданственности и национального самосознания у детей; развитие и углубление знаний об истории и о культуре своего родного края; формирование у детей чувства гордости за славное героическое прошлое нашей Родины; развитие физических качеств учащихся, формирование у них потребности вести здоровый образ жизни; воспитание у детей готовности защищать Отечество. Патриотическое воспитание должно руководствоваться следующими принципами: принципом научного, а также системного подхода; принципом адресного подхода; принципами активности и нацеленности. Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими, невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Научная и учебная литератураБирюченко Н. А. Педагогика и психология. – М.: Прометей, 2016. - 412 с. Венгер Л.А. Психология и педагогика. – М.: Просвещение, 2016. – 346 с. Возрастная и педагогическая психология. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В.Петровского. М., «Просвещение», 2016. – 288 с. Запорожец А.И. Развитие личности ребёнка. – М.: Просвещение, 2011. - 304 с. Клюев В.Р. С чего начинается Родина. - М.: Педагогика, 2016. – 296 с. Козлов Н А. Воспитание гражданина: Учеб.пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Академия», 2017. – 316 с. Коломинский Л.Л. Патриотизм. – Минск, 2016. - 212 с.Нуркова А.Д. Психология и педагогика. – СПб.: Речь, 2016. - 320 с. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2015. - 388 с.Люблянская А. А. Детская психология: Учеб.пособие для студ. Пед. инст-тов.- М.: Просвещение, 2014. - 430 с. Ляпунова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2011. - 388 с. Патриотизм: история и современное значение/ Под ред. Н.С. Тимофеева. – М., Академия, 2017. – 244 с. Патриотическое воспитание/Под ред. Н.Г. Гаркушина. – СПб.: Питер, 2017. – 302 с. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. — М .: НОРУС, 2016. — 280 с.Философский словарь/Под ред. Н.Ю. Бибихина. – СПб.: Речь, 2016. – 589 с. 2. Периодические изданияГабова М.В., Терентьева Н.П. Стратегии подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников//Вестник Череповецкого государственного университета. № 6. 2014. –с.98-101. Дьякова О.В., Панарина И.М. Современный подход к патриотическому воспитанию дошкольников//В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы Научно-практической конференции с международным участием. Редколлегия: ответственный редактор А.Ю. Нагорнова, А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, И.В. Руденко. 2013. С. 64-67.Елсуфьева Т.И. Система работы педагогапо гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников//Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. №1. 2009. –с.35-37.Карманова Ж.А., Манашова Г.Н. Особенности взаимодействия детского сада и семьи в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №3.2015.-с.253-257. Купчина Н.В. Роль патриотического воспитания в формировании личности ребёнка. // Начальная школа. №3. 2017. – с. 28 – 30. Куркова Т.Ю. Развитие личности ребёнка посредством патриотического воспитания. // Начальная школа. №2. 2017. – с. 29 – 32. Машина А.Н. Оформление выставок. // Начальная школа. - №2. 2018. – с. 42.Попкова А.А. Процесс реализации проектной деятельности «серпантин памяти поколений» по направлению «патриотическое воспитание в ДОУ»//Образование и наука в современных условиях. № 2 (3). 2015. - с. 118-122.Проворова Е.В., Проворов А.В. Историческое наследие патриотического воспитания детей//Социальные отношения. № 1 (8). 2014. -с. 14-28.Симонова В.В. Организационные условия формирования социально-личностной готовности детей седьмого года жизни к школьному обучению//Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно- практических конференций. -2016. -№ 4. –С.957-963.Таланова Т.Р. Всестороннее развитие личности ребёнка // Воспитатель ДОУ. – №4. 2016. – с. 26-29.Шаравина Н.Н. Что нужно знать родителям о психологической готовности ребенка к школьному обучению// Сборники конференций НИЦ социосфера. - 2014. - №3. – С.101-106.Шевченко О.И. Особенности организации патриотического воспитания в условиях ДОУ//В сборнике: XXVII Ершовские чтения сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 163-167.Энтин Н.Р. Развитие личности ребёнка через приобщение к родной культуре. // Начальная школа. - №5. 2017. – с. 23-26.Ярыгин Р.Т. Воспитание силой патриотизма // Обруч. - №9. 2016. – с. 38-403. Интернет-источникиГосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). – http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
1. Бирюченко Н. А. Педагогика и психология. – М.: Прометей, 2016. - 412 с.
2. Венгер Л.А. Психология и педагогика. – М.: Просвещение, 2016. – 346 с.
3. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В.Петровского. М., «Просвещение», 2016. – 288 с.
4. Запорожец А.И. Развитие личности ребёнка. – М.: Просвещение, 2011. - 304 с.
5. Клюев В.Р. С чего начинается Родина. - М.: Педагогика, 2016. – 296 с.
6. Козлов Н А. Воспитание гражданина: Учеб. пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Академия», 2017. – 316 с.
7. Коломинский Л.Л. Патриотизм. – Минск, 2016. - 212 с.
8. Нуркова А.Д. Психология и педагогика. – СПб.: Речь, 2016. - 320 с.
9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2015. - 388 с.
10. Люблянская А. А. Детская психология: Учеб. пособие для студ. Пед. инст-тов.- М.: Просвещение, 2014. - 430 с.
11. Ляпунова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2011. - 388 с.
12. Патриотизм: история и современное значение/ Под ред. Н.С. Тимофеева. – М., Академия, 2017. – 244 с.
13. Патриотическое воспитание/Под ред. Н.Г. Гаркушина. – СПб.: Питер, 2017. – 302 с.
14. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. — М .: НОРУС, 2016. — 280 с.
15. Философский словарь/Под ред. Н.Ю. Бибихина. – СПб.: Речь, 2016. – 589 с.
2. Периодические издания
16. Габова М.В., Терентьева Н.П. Стратегии подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников//Вестник Череповецкого государственного университета. № 6. 2014. –с.98-101.
17. Дьякова О.В., Панарина И.М. Современный подход к патриотическому воспитанию дошкольников// В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы Научно-практической конференции с международным участием. Редколлегия: ответственный редактор А.Ю. Нагорнова, А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, И.В. Руденко. 2013. С. 64-67.
18. Елсуфьева Т.И. Система работы педагога по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников//Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. №1. 2009. –с.35-37.
19. Карманова Ж.А., Манашова Г.Н. Особенности взаимодействия детского сада и семьи в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №3.2015.-с.253-257.
20. Купчина Н.В. Роль патриотического воспитания в формировании личности ребёнка. // Начальная школа. №3. 2017. – с. 28 – 30.
21. Куркова Т.Ю. Развитие личности ребёнка посредством патриотического воспитания. // Начальная школа. №2. 2017. – с. 29 – 32.
22. Машина А.Н. Оформление выставок. // Начальная школа. - №2. 2018. – с. 42.
23. Попкова А.А. Процесс реализации проектной деятельности «серпантин памяти поколений» по направлению «патриотическое воспитание в ДОУ»// Образование и наука в современных условиях. № 2 (3). 2015. - с. 118-122.
24. Проворова Е.В., Проворов А.В. Историческое наследие патриотического воспитания детей// Социальные отношения. № 1 (8). 2014. -с. 14-28.
25. Симонова В.В. Организационные условия формирования социально-личностной готовности детей седьмого года жизни к школьному обучению//Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно- практических конференций. -2016. -№ 4. –С.957-963.
26. Таланова Т.Р. Всестороннее развитие личности ребёнка // Воспитатель ДОУ. – №4. 2016. – с. 26-29.
27. Шаравина Н.Н. Что нужно знать родителям о психологической готовности ребенка к школьному обучению// Сборники конференций НИЦ социосфера. - 2014. - №3. – С.101-106.
28. Шевченко О.И. Особенности организации патриотического воспитания в условиях ДОУ// В сборнике: XXVII Ершовские чтения сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 163-167.
29. Энтин Н.Р. Развитие личности ребёнка через приобщение к родной культуре. // Начальная школа. - №5. 2017. – с. 23-26.
30. Ярыгин Р.Т. Воспитание силой патриотизма // Обруч. - №9. 2016. – с. 38-40
3. Интернет-источники
31. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). – http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml