образ Остапа Бендера в фильме
Заказать уникальный доклад- 14 14 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 19.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Основная часть 3
Список литературы: 16
Характер Остапа показан не только со стороны его «деловых» качеств. Остап привязывается к Воробьянинову и остается, если так можно выразиться верным своеобразному кодексу чести концессионеров. Он, конечно же жульничает, сдирая с Воробьянинова тридцать рублей в счет будущих доходов за выкупленный ордер на мебельный гарнитур, за который насамом деле ничего не заплачено. Что же делать, такова его жульническая сущность. Но в серьезных жизненных ситуациях незадачливый Киса на него может положиться. Остап испытывает ответственность и простую человеческую заботу о своем незадачливом партнере концессионере.«Три месяца я его кормлю, пою, воспитываю», сетует он, заставляя Воробьянинова идти просить подаяния на трех языках. Зритель видит уже не мошенника, а просто человека, который искренне раздуется, терпит поражения и разочарования. Он не лишен человечности, привязан к Кисе, насмешливо подтрунивает над ним, но и опекает. «Никогда еще Воробьянинов не протягивал руки. – Тогда протянете ноги». «Ну что, вы идете, считаю до пяти», - угрожает Кисе Остап. «Раз – Иду». Все диалоги выстраиваются артистами невероятно гармонично.Остап невозмутим. Он держится с достоинством, и вполне серьезен. Но, стем же серьезным выражением, с которым говорит о кодексе, он так же невозмутимо отпускает реплики мальчишке в ответ на «Дядь, добавить бы надо – От мертвого осла уши».Фигура комбинатора в фильме является контрастом исполненной комизма фигуре Кисы Воробьяниноваили фигуре честного дворника.«Пролетарий умственного труда», «Работник метлы», называет дворника Остап и в этом парадоксальном лингвистическом сочетании действительно точно подмечается личность «умного» дворника.Образная речь комбинатора точно попадает в цель, характеризуя людей и события. – «А ваш дворник довольно-таки большой пошляк. Разве можно так напиваться на рубль» - «М –можно».Остап обходителен, обладает прекрасными манерами, решительность и напор в которых смешаны с французской лексикой и, одновременно, с уголовным жаргоном.«Сколько раз я вам говорил, что красть грешно. У гиганта мысли, отца русской демократии и такие мелкоуголовные наклонности. Я вам передачи носить не буду. Вымне в конце концов не мать не сестра и не любовница».Остап выразителен. В каждом движении достоинство, в каждом порыве – страсть. Он мошенник с достоинством лорда. Достаточно посмотреть, как он закидывает шарф. Он остроумен.Обращение к Кисе: «Кстати, вы умеете рисовать. – Нет – Я тоже нет. Плохо. Ведь мы с вами художники». Речь его выразительна и емка: «Что вы стоите, как сосватанный, я думал, вы давно на пароходе!»Воробьянинов боится строгого комбинатора. «Давно сгорел ваш гарнитур…в печках… Спокойно, за дело берусь я», - снова видим пример влияния экспрессивной личности Бендера. Можно использовать афоризм «Пришел, увидел, победил» для характеристики Остапа. Запугать, и тут же предложить свою кандидатуру в качестве спасителя ситуации – тонкий дипломатический ход. Комичные фразы рождаются у Остапа экспромтом, говорят о его воображении, и произносятся с театральным пафосом.Разберем эпизод с Эллочкой – людоедкой. Остап разыгрывает целый спектакль. Вся сцена с танцем смотрится на одном дыхании, актеры выражают свои эмоции не словами, а пластикой и интонациями.Высокий интонационный фон и гармония движений в танце, резко перекрываются Эллочкиным «хо-хо» на предложение Остапом десяти рублей за стулья.Снова видим выстраивание сцены на противопоставлении.Остап – мягко, как тигр, идет к твердо намеченной цели – стульям, и лесть, это не единственное его орудие. Грубая лесть:«Это немексиканский тушкан, вас обманули, это шанхайский барс», перемежается с пластикой танца и напором речи. Ситечко, качающееся перед лицом Эллочки – великолепная режиссерская находка. Превратив свои руки в когти, Эллочка вожделенно протягивает их к этому ситечку. Актеры говорят на языке движений и интонаций.Скрюченные пальцы Эллочки делают ее похожей на хищного зверька или птицу. Эпизод без слов показывает сущность и Эллочки и Остапа. Он: проницательный и умный мошенник, использующий свое обаяние, и знание человеческой натуры, она –кокетка и мещанка. По эпизоду видно, насколько Остап творчески подходит к своей работе жулика, извлекая для себя наслаждение из всего происходящего, и наслаждаясь иронией и комизмом момента. Остап ведет себя, как великолепный психолог. Прочувствовав Эллочкину сущность, он использует ситечко в качестве приманки, и Эллочка похожа на сороку, стремящуюся схватить блестящее стеклышко.Прекрасно сыграна сцена с инженером Щукиным.Реплики диалога невероятно обходительны: «Да, я совершенно забыл, ведь я к вам по делу…Ваша супруга просила взять вот этот стул. - Ради бога. - Гран мерси. Благодарю». И, вообще, сам диалог исполнен искренности и любезности, между благодарным инженером и благородным Остапом.Но, комизм ситуации подчеркивается противопоставлением высоких фраз и французских словечек антуражу. Остап сидит на столе, поджав по -турецки босые ноги в засученных брюках. Инженер только что влез в штаны.Разберем эпизод с мадам Грицацуевой в коридоре дома Народов.В книге этот эпизод строится на диалогах. В фильме же эпизод погони выстроен без единой реплики. Одну лишь фразу говорит комбинатор мадам Грицацуевой в самом конце.Но, его «Прощай, любимая!» в конце стоит всех непроизнесенных реплик их этой сцены.Эпизод погони, езда на транспортере, болтание ногами вдовушке, трюки со спуском на транспоранте, все это режиссерские находки, он и очень талантливы и рисуют картину происходящего и образы героев без слов.Мошенничать надо красиво и со вкусом, и у Остапа это получается.Вот еще несколько примеров неподражаемой лексики великого комбинатора, построенной на парадоксе: «Гражданка, или вы встанете, или он сядет». «Я дам вам парабеллум – Не надо», «Гражданин не конфликтуйте. Закон надо соблюдать. Вывожу мебель».Все совершенно серьезным тоном сказанные фразы сопровождаются выразительными движениями, которые разоблачают их жульнический смысл.Вынос стула у Ляписа -Трубецкого сопровождается пинком в поддых, и прощальное брошенное хулиганское«привет», полностью идет вразрез с интеллигентной речью Остапа.В одном из заключительных эпизодов погони за стульями Остап говорит: «Знаете, Киса! Вот этот стул напоминает мне нашу жизнь. На стопят, мы выплываем. Никто нас не любит, кроме уголовного кодекса, который, впрочем, тоже нас не любит. Эх, Киса! Мы чужие на этом празднике жизни!», - эта фраза метафорично формулирует сущность жизненной позиции героев. Весь облик Остапа: Невероятные штиблеты с лакированными носами, брюки, тесноватый пиджак, прекрасно предают облик Великого комбинатора.Костюмы актеров и декорации создают картину эпохи в гротескном ее выражении.Фильм Леонида Гайдая – прекрасная экранизация произведения Ильфа и Петрова.В фильме создан психологический портрет великого комбинатора,комического и серьезного, веселого и находчивого, предприимчивого и человечного, великого авантюриста.Список литературы:«И. Ильф, Е. Петров; «Двенадцать стульев»; librebook.me; дата обращения 10.04.2109 года М.П. Одесский, Д.М. Фельдман; Легенда о великом комбинаторе, или. Почему в Шанхае ничего не случилось. Происхождение легенды;//librebook.me; дата обращения 12.04.2109 года Леонид Гайдай; Биография; 24 СМИ; //https://24smi.org/celebrity/2103-leonid-gajdaj.html; дата обращения 13.04.2019 года«12 Стульев – любимое детище Гайдая»; //интернет источник http //slavikap.livejournal.com; дата обращения 13.04.2019 годаХотянова О.Б.; «Стилистические средства создания речевого портрета Остапа Бендера»; // текст научной статьи в журнале «Вестник Московского государственного университета печати»; 2015 годК. Рылев; «Остап Бендер – демон или ангел?»; Блог перемен; //https://www.peremeny.ru; дата обращения 14.04.2019 г.24 СМИ; «Остап Бендер»; https://24smi.org/; дата обращения 11.04.2019 года
1.«И. Ильф, Е. Петров; «Двенадцать стульев»; librebook.me; дата обращения 10.04.2109 года
2.М.П. Одесский, Д.М. Фельдман; Легенда о великом комбинаторе, или. Почему в Шанхае ничего не случилось. Происхождение легенды;//librebook.me; дата обращения 12.04.2109 года
3.Леонид Гайдай; Биография; 24 СМИ; //https://24smi.org/celebrity/2103-leonid-gajdaj.html; дата обращения 13.04.2019 года
4.«12 Стульев – любимое детище Гайдая»; //интернет источник http //slavikap.livejournal.com; дата обращения 13.04.2019 года
5.Хотянова О.Б.; «Стилистические средства создания речевого портрета Остапа Бендера»; // текст научной статьи в журнале «Вестник Московского государственного университета печати»; 2015 год
6.К. Рылев; «Остап Бендер – демон или ангел?»; Блог перемен; //https://www.peremeny.ru; дата обращения 14.04.2019 г.
7.24 СМИ; «Остап Бендер»; https://24smi.org/; дата обращения 11.04.2019 года