Виды конкуренции
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность конкуренции 5
2. Характеристика видов конкуренции 10
Заключение 19
Список использованной литературы 21
В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т. д. Характер производимого олигополией продукта не имеет решающего значения, он может быть как однородным, так и диверсифицированным. Если потребители не отдают особых предпочтений какой-либо фирменной марке, а все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции являются цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза, продукция химической промышленности. Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной – по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам, так и мнимой – по фирменной марке, упаковке, рекламе), то продукция является дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков и т. д.В зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования в приложении капитала в области производства и сбыта различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции. Внутриотраслевую конкуренцию характеризует соперничество субъектов отрасли за более выгодные условия производства и сбыта товаров, а также получение наибольшей прибыли. В межотраслевой конкуренции предприниматели разных отраслей борются за выгодное вложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение такого вида конкуренции базируется на различных условиях производства, которые приводят к разной норме прибыли.В зависимости от потребности, заложенной в основу товара, выделяют горизонтальную и вертикальную конкуренцию. Горизонтальная конкуренция – это соперничество между производителями одного и того же товара, является разновидностью внутриотраслевого вида. Лидерами такого рода борьбе становятся предприятия, использующие инновации в технологии производства товара, упаковки и др. В вертикальной конкуренции между собой соперничают производители разных товаров, которые способны удовлетворить одну и ту же потребность потребителя. Ярким примером является телевизор. Телевизор удовлетворяет потребность в получении информации и досуге. Такого рода потребности также могут удовлетворить телефон, планшет, персональный компьютер, ноутбук, газета и так далее.ЗаключениеКонкуренция берёт своё происхождение с древних времён, однако как научная категория она стала впервые разрабатываться лишь только к XVIII веку. Теоретические основы конкуренции, разработанные А. Смитом, были в дальнейшем развиты многими выдающими учёными разных стран. Благодаря научным наработкам данных учёных сложились представления о конкуренции и её основных характеристиках, которыми мы пользуемся на сегодняшний день. Однако конкуренция не является перманентной категорией, она претерпевает определённые изменения. Это и является одной из причин, побудивших нас провести изучение роли конкуренции с современной точки зрения. В процессе аналитического исследования научных публикаций российских и зарубежных учёных по данному вопросу нами были получены определённые результаты. В частности, мы можем предполагать, что конкуренция не представляет собой независимую категорию. Напротив, конкуренция по своей экономической природе служит незаменимым элементом в определённой системе. Мы считаем, что данная взаимосвязанная система включает следующую взаимосвязь: конкуренция – конкурентные преимущества – конкурентные стратегии – конкурентоспособность. При этом, с нашей точки зрения, данная система имеет циклический характер, т.к. каждый её элемент подвержен влиянию различного рода факторов. Как следствие, достижение определённого уровня конкурентоспособности возможно только лишь на определённый отрезок времени, после чего потребуется в большей или меньшей степени пересмотр каждого элемента системы. В работе мы выделили следующие виды конкуренции:- в зависимости от величины развития: международная, промышленная, личная, отраслевая, национальная;- в зависимости от равного соотношения на рынке экономики: совершенная и несовершенная (недобросовестная);- в зависимости от числа хозяйственных субъектов: между отраслями, внутри отрасли;- в зависимости от спроса, заложенного в товаре: вертикальная и горизонтальная. И, как мы предполагаем, такие изменения в наибольшей степени сказываются на таких составляющих, как конкурентные преимущества и конкурентные стратегии.Таким образом, в настоящее время основным фактором роста эффективности применения экономического потенциала страны является увеличение конкурентоспособности на базе принятия решений, разрабатываемых экономистами. Список использованной литературыАзимов В.Т.. Безнощук Л.Ю. Значение конкуренции в условиях рыночной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика.-2018. - №5-1. – с. 9-12Алексанова Т.Н., Щекотихина Л.А., Гончаров А.А. Комплексный подход к организации коммерческой деятельности оптового предприятия // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – №4. – С. 70-76Амангельды А. А. Конкуренция в рыночной экономике. Пределы свободы и ограничений: монография / А. А. Амангельды [и др.]. – Электрон.текстовые данные. – М.: Юриспруденция, 2016. – 374 c.Багиев Г.Л., Тарасевич, В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.Богданов, Д. Д. Развитие конкуренции на рынке электроэнергетики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 2. — С. 91-103Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институт мировой экономики, 2008. – 690 сДанилов И.А., Волкова Е.В. Теоретические аспекты конкуренции: ретроспективный анализ и современное отечественное и зарубежное трактование // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 23. – 2010. – № 2 (183). – С. 122– 127.Дмитриева Е.В., Макрецова А.М. Основные виды рыночной конкуренции и их особенности // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2018. - № 3 (26). – с 70-73Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг / Н. В. Еремеева, С. Л. Калачев. – М.: КолосС , 2014. – 191 с.Завьялов П.С. Конкуренция – неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг. – 2007. – №5. – С. 2-14Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 993 сРобинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Экономика, 2006. – 390 сРубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. – 3-е изд. – М.: Маркет ДС, 2010. – 464 с.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2005. – 960 сСоседов Г.А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики // Вестник Тамбовского университета. – 2010. – №2 (82). – С. 15-22.Сурнина Е.С., Денеберг Ю.М. Конкуренция в предпринимательстве // Aproiri. Серия: гуманитарные науки. – 2018. - №1. – с. 4Трухачёв В.В. К вопросу о конкуренции и её преимуществах // В мире научных открытий. – 2010. – №2-4. – С. 89-92.Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 368 сФилософова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика» / Т. Г. Философова, В.А. Быков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 295 c.Цитленок В.С. О сущности и содержании категории «конкуренция в мировой экономике» // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – №3 (4). – С. 13-18
1. Азимов В.Т.. Безнощук Л.Ю. Значение конкуренции в условиях рыночной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика.-2018. - №5-1. – с. 9-12
2. Алексанова Т.Н., Щекотихина Л.А., Гончаров А.А. Комплексный подход к организации коммерческой деятельности оптового предприятия // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – №4. – С. 70-76
3. Амангельды А. А. Конкуренция в рыночной экономике. Пределы свободы и ограничений: монография / А. А. Амангельды [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М.: Юриспруденция, 2016. – 374 c.
4. Багиев Г.Л., Тарасевич, В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
5. Богданов, Д. Д. Развитие конкуренции на рынке электроэнергетики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 2. — С. 91-103
6. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институт мировой экономики, 2008. – 690 с
7. Данилов И.А., Волкова Е.В. Теоретические аспекты конкуренции: ретроспективный анализ и современное отечественное и зарубежное трактование // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 23. – 2010. – № 2 (183). – С. 122– 127.
8. Дмитриева Е.В., Макрецова А.М. Основные виды рыночной конкуренции и их особенности // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2018. - № 3 (26). – с 70-73
9. Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг / Н. В. Еремеева, С. Л. Калачев. – М.: КолосС , 2014. – 191 с.
10. Завьялов П.С. Конкуренция – неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг. – 2007. – №5. – С. 2-14
11. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 993 с
12. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Экономика, 2006. – 390 с
13. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. – 3-е изд. – М.: Маркет ДС, 2010. – 464 с.
14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с
15. Соседов Г.А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики // Вестник Тамбовского университета. – 2010. – №2 (82). – С. 15-22.
16. Сурнина Е.С., Денеберг Ю.М. Конкуренция в предпринимательстве // Aproiri. Серия: гуманитарные науки. – 2018. - №1. – с. 4
17. Трухачёв В.В. К вопросу о конкуренции и её преимуществах // В мире научных открытий. – 2010. – №2-4. – С. 89-92.
18. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с
19. Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика» / Т. Г. Философова, В.А. Быков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 295 c.
20. Цитленок В.С. О сущности и содержании категории «конкуренция в мировой экономике» // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – №3 (4). – С. 13-18
Вопрос-ответ:
Что такое конкуренция?
Конкуренция - это ситуация на рынке, когда несколько фирм или организаций стремятся получить больше клиентов или продать больше товаров или услуг. Она характеризуется зародышами конкурирующих отношений, нарушением монополии, свободой выбора потребителя, свободой деятельности продавца.
Какие виды конкуренции существуют?
Существует несколько видов конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Каждый вид имеет свои особенности и специфические характеристики.
Что такое совершенная конкуренция?
Совершенная конкуренция - это рыночная структура, при которой на рынке присутствует большое количество малых продавцов и покупателей, каждый из которых является ценополучателем. Фирмы не имеют возможности повлиять на цены и предлагаемые условия, так как предложение и спрос регулируются рыночными механизмами.
Что представляет собой олигополия?
Олигополия - это рыночная структура, при которой несколько крупных фирм контролируют рынок и взаимодействуют друг с другом. При олигополии фирмы взаимодействуют с помощью снижения или повышения цен, изменения объема производства и других маркетинговых стратегий. Каждая фирма в олигополии имеет значительное влияние на рынок и может оказывать влияние на цены и конкуренцию.
Чем отличается олигополия от совершенной конкуренции?
Отличие между олигополией и совершенной конкуренцией заключается в количестве участников рынка и их влиянии на цены и предложение. В совершенной конкуренции на рынке присутствуют множество небольших продавцов, которые не могут влиять на цены и предлагаемые условия. В олигополии же на рынке действуют несколько крупных фирм, которые имеют значительное влияние на цены и конкуренцию.
Что такое конкуренция?
Конкуренция - это соперничество между фирмами на рынке, где каждая из них стремится привлечь больше клиентов или потребителей и обеспечить свое лидерство.
Какие виды конкуренции существуют?
Существуют несколько видов конкуренции, включая совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.
Какие характеристики отличают олигополию от других видов конкуренции?
В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии, при олигополии деятельность одной фирмы вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Это обусловлено взаимозависимостью действий и поведения нескольких фирм, которые контролируют рынок.
Какие сферы конкуренции затрагивает олигополия?
Олигополия затрагивает все сферы конкуренции, включая цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельность.
Какие еще особенности есть у олигополии?
Одной из особенностей олигополии является то, что она характеризуется наличием немногочисленных фирм, которые контролируют рынок и взаимодействуют друг с другом. В этом виде конкуренции ключевую роль играют стратегии, такие как согласование цен и совместная деятельность.