Динамика формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 85 85 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 12.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения динамики формирования самостоятельности у дошкольников и младших школьников 7
1.1. Сущность и особенности самостоятельности 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика развития самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста 12
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики формирования самостоятельности у дошкольников и младших школьников 42
2.1. Методы и методики исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 43
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список литературы 67
Интерпретация результатов:
От 23 до 30 положительных ответов – 15 баллов - высокий уровень самостоятельности.
От 15 до 22 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень самостоятельности.
От 0 до 14 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень самостоятельности.
Методика «Оценка собственной самостоятельности»
Цель данной методики: определить уровень оценки собственной самостоятельности.
Проведение исследования: ученикам было предложено нарисовать пятиступенчатую лесенку, на вершине которой якобы стоит самый самостоятельный человек, а внизу самый несамостоятельный. Педагогом оговаривается, что такое самостоятельность и какого человека можно назвать самостоятельным или несамостоятельным. Затем предлагается задание «А теперь необходимо «точкой» обозначить на какой ступеньке стоишь ты». Количество набранных баллов приравнивается выбранному номеру ступеньки. Одновременно и учителю предлагается оценить проявление самостоятельности учащихся по пятибалльной шкале.
Оценка результатов: если самостоятельность проявляется в деятельности всегда, получает 5 баллов. Не всегда, но достаточно часто - 4 балла. Иногда проявляется, иногда нет - 3 балла. Проявляется редко - 2 балла. Совсем не проявляется - 1 балл.
1. Акимова, Г. Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет [Текст] / Г.Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева.- М. : СПб, 2002.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология [Текст] / Г.Е. Андреева.- СПб.:Речь, 2004.
3. Акулова, Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2009. – С. 52-58.
4. Белошистая, А.В. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома [Текст] / А.В. Белошистая, О.Г. Жукова // Детский сад от А до Я. – 2008. – С.148-158.
5. Бехтерева, Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст [Текст] / Е. Бехтерева //Дошкольное воспитание. – 2010. – С.36-45.
6. Блонский, П.П. Дошкольный возраст [Текст] / П.П. Блонский.- М., 2000.- С.89-119.
7. Борисова, О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника [Текст] / О.Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. – 2008. – С.124-132.
8. Букина, Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными [Текст] / Н. Букина // Дошкольное воспитание. – 2007. – С.28-33.
9. Буре, Р.С. Воспитатель и дети: учебн. пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская.- Изд-во «Ювета».- 2001.
10. Веракса, Н. Е. Детская психология [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Изд-во Юрайт.- 2016.
11. Волженина, Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов [Текст] / Т. Волженина // «Виноград».- 2010.- № 37.
12. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.-СПб.: Питер.- 2009.-С.240.
13. Горшенина, В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания [Текст] / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова.- Волгоград : Панорама.- 2007.
14. Гуськова, Т. В. Что такое самостоятельный ребѐнок [Текст] /Т.В. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 1988. - №11 – С.60-64.
15. Детская практическая психология [Текст]: учебник / под редакцией Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики.- 2000.
16. Дошкольная педагогика [Текст] / под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение.- 1988.- С.50.
17. Дошкольная педагогика [Текст] /под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение.- 1998.
18. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой.- М.: ГНОМ и Д.-2000.
19. Дуброва, В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации [Текст] / В.П. Дуброва.– М.: Просвещение.-1999.
20. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности [Текст] / Л.В. Жарова. – М.: Просвещение.- 1993.
21. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский .- М.: Школа- Пресс.- 2001.
22. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: кн. для старшеклассников [Текст] / В.Д. Иванов. – М.: Просвещение.-1991.-С.126
23. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника [Текст] / Р.Р.Калинина.- Санкт-Петербург: Речь.- 2002.
24. Каплан, Л.И. Первые проявления самостоятельности. Посеешь привычку - пожнѐшь характер. [Текст] / Каплан Л.И.- М.:Просвещение.- 1980.
25. Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст] / Н.В. Клюева.- Ярославль: Академия развития.- 2001.
26. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.-М.:Академия.- 2002.
27. Кон, И. С. Психология самостоятельности [Текст] / И.С. Кон .-М.- 1992.
28. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие [Текст] / О.О. Косякова.- Ростов на Дону: Феникс.-2007.
29. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: СФЕРА.- 2003.
30. Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] /А.А. Люблинская.- М.: Просвещение.- 1971.
31. Малик, О. А. Условия развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией [Текст] /О.А. Малик.-2008. – С.142 – 147.
32. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольника в семье [Текст] /Т.А. Маркова.-Спб.- 1999.
33. Микляева, Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности [Текст] /Н.В. Микляева //Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – С.17-23.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия.- 1999.
35. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов [Текст] / Л.Ф.Обухова.-М.: Академия.-2005.
36. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики [Текст] / А.К. Осницкий.- Москва-Нальчик: Эльфа.- 1996.
37. Платохина, Н. А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края [Текст] / Н.А. Платохина // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – С.108-115.
38. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / под ред. Д.Я. Райгородского.-Самара: Бахрах.- 2001.
39. Программа «Истоки». Базис развития ребенка-дошкольника [Текст] / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова.- М.: Просвещение.- 2003.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Cанкт–Петербург, 2002. – 720 с.
41. Рыбак, Е.В. Самостоятельность как вектор коммуникативного и творческого развития дошкольника / Е.В. Рыбак // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 10. – С. 18–27.
42. Смирнова, Е. О. Дошкольник в современном мире [Текст] / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа.-2006.
43. Смирнова, Е. О. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка [Текст] / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии .– 2007.-№ 2. – С.28.
44. Соколов, В. С. Ступеньки в большой мир [Текст] / В.С. Соколов // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 9. – С.122.
45. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова.-Ростов н/Д.: Феникс.-2008. – С.251.
46. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: Академия.- 2000.- С.176.
47. Толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. Д.В. Дмитриева.– М.: Астрель.-2003.
48. Целуйко, В. М. Психология современной семьи [Текст] / В.М. Целуйко.- М.: Владос.-2004.-С.280.
49. Чехонина О. И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада [Текст] / О.И. Чехонина // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 1 – С.101- 107.
50. Шапарь.Б. В. Практическая психология. Инструментарий [Текст]/ Б.В. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. – Ростов н/Д:Феникс.-2002.
51. Шептихина,Г. В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.В. Шептихина // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – С.32-39.
52. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8 – С.28-29.
53. Эльконин, Д.Б.Детская психология [Текст] /Д.Б. Эльконин.– М.: Академия.- 2004. – С.108
Вопрос-ответ:
Каковы основные характеристики самостоятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста?
Основные характеристики самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста включают в себя: развитие осознанности, умение принимать решения, самоорганизация, самоконтроль, самооценка, ответственность, независимость, инициативность, коммуникативные навыки и умение справляться с трудностями.
Какие особенности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в развитии самостоятельности?
Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста включают в себя: постепенное формирование навыков самостоятельности, развитие когнитивных функций, социальное взаимодействие с окружающими, проблемное мышление, развитие моторики и физической активности, формирование ценностных ориентаций.
Какие педагогические и психологические методы помогают развивать самостоятельность у детей дошкольного и младшего школьного возраста?
Для развития самостоятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются различные методы, такие как игровая деятельность, самостоятельные задания, постановка целей, организация свободного времени, обучение планированию и управлению временем, поощрение самостоятельности и ответственности, формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Какова роль родителей в формировании самостоятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста?
Родители играют важную роль в формировании самостоятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они должны создавать условия для самостоятельной деятельности, поощрять и поддерживать самостоятельные решения, формировать навыки планирования и организации, учить детей решать проблемы и принимать ответственность за свои действия.
Что такое самостоятельность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста?
Самостоятельность - это способность ребенка справляться с повседневными задачами без помощи взрослых. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте это включает в себя умение одеваться, кушать, заботиться о своей гигиене и выполнять другие повседневные дела.
Какие особенности самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста?
Особенности самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста заключаются в том, что они постепенно учатся все больше и больше делать без помощи взрослых. Например, в дошкольном возрасте они могут самостоятельно одеваться и кушать, а в младшем школьном возрасте они уже могут выполнять более сложные задачи, такие как готовить простые блюда и выполнять домашние работы.
Какие психолого-педагогические характеристики развития самостоятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста?
Развитие самостоятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста связано с развитием их физических, когнитивных и социальных навыков. Например, они учатся контролировать движения своего тела, понимать причинно-следственные связи, а также взаимодействовать с другими людьми. Степень самостоятельности зависит от развития этих навыков.
Почему важно изучать динамику формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста?
Изучение динамики формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста важно для понимания процесса их развития. Это позволяет определить, какие навыки и умения дети развивают на разных этапах своей жизни, а также выявить факторы, которые могут влиять на их самостоятельность. Такая информация помогает педагогам и родителям создать наиболее эффективные условия для развития самостоятельности у детей.
Какие особенности самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста?
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большую самостоятельность в сравнении с детьми младенческого и младшего дошкольного возраста. Они уже могут самостоятельно обслуживаться, одеваться, есть, пользоваться туалетом. Кроме того, они начинают проявлять самостоятельность в выполнении различных задач и действий, таких как решение простых задачек, самостоятельное выполнение домашних заданий, организация своей учебы и т.д.
Каковы особенности развития самостоятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста?
Развитие самостоятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит постепенно. В дошкольном возрасте дети начинают осознавать свои действия и принимать решения самостоятельно. Они начинают проявлять интерес к самостоятельной игре, самостоятельно выбирать игрушки и развлечения. В младшем школьном возрасте дети уже обладают определенными навыками и умениями, и они активно применяют их в повседневной жизни. Они могут самостоятельно организовывать свою учебу, выполнять домашние задания, а также принимать решения в повседневных ситуациях.
Какими методами исследовалась динамика формирования самостоятельности у дошкольников?
Для исследования динамики формирования самостоятельности у дошкольников использовались различные методы, включая наблюдение, беседы, игры, опросы и эксперименты. Были проведены длительные наблюдения за детьми в различных ситуациях, чтобы выявить их уровень самостоятельности. Также были проведены беседы с детьми, чтобы выяснить их представления о самостоятельности и их уровень самооценки. Игровые ситуации позволили выявить способность детей к самостоятельному решению задач и принятию решений. Опросы и эксперименты также были использованы для получения дополнительной информации о развитии самостоятельности у дошкольников.