Налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав, виды
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 16.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Теоритические аспекты налогового правонарушения и преступления 5
1.1. Налоговые правонарушения и преступления: понятие и причины их возникновения 5
1.2. Виды и состав налоговых правонарушений и преступлений 17
2. Правовое регулирование ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений 24
2.1. Санкции за налоговые правонарушения 24
2.2. Мероприятия по увеличению эффективности разрешения налоговых споров 27
Заключение 34
Список использованной литературы 36
5).Рисунок 5 - Обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушенияНалоговое правонарушение влечет за собой применение штрафных санкций, как для физических лиц, так и для организаций, ИП. Ответственность за совершение налоговых правонарушений зависит от обстоятельств, при которых были совершены правонарушения – смягчающие или отягчающие обстоятельства. В НК РФ также отражены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Организации, ИП и физические лица для того чтобы избежать возникновения налоговых правонарушений обязаны соблюдать правила налогового законодательства и своевременно выполнять возложенные данным законодательством требования.2.2. Мероприятия по увеличению эффективности разрешения налоговых споровУплата налогов – это неотъемлемая часть существования государства и одна из самых сложных в исполнении обязанностей перед ним лиц, признаваемых плательщиками налогов и сборов. С давних времен взаимоотношения между субъектами налоговых правоотношений основываются на началах их неравенства и субординационного характера. Отношения в сфере налогообложения в настоящее время характеризуются высокой степенью конфликтности, что связано с активным развитием налогового законодательства в Российской Федерации, сложностью национальной системы налогообложения, неоднозначностью толкования норм права, имеющимися неясностями в формальной (оформительской) стороне вопроса, а это неизбежно приводит к появлению значительного количества споров и противоречий в системе налогового права.Содержание налогового спора обладает специфическими чертами:– во-первых, налоговый спор обладает особым, свойственным именно ему составом участников. Налоговый спор представляет собой разногласие, которое возникло на основе норм законодательства о налогах и сборах. В свою очередь само разногласие в отношении норм права может появиться только между субъектами, которые взаимодействуют друг с другом, то есть между участниками правоотношения. В качестве сторон в налоговом споре могут участвовать только субъекты налогового правоотношения. Каждое правоотношение в сфере налогообложения характеризуется присутствием властного и подконтрольного субъекта. Участники отношений, которые регулируются налоговым законодательством, перечислены в статье 9 НК РФ. В роли властных субъектов выступают государство, уполномоченный орган или муниципальное образование, а подконтрольными субъектами являются налогоплательщики и налоговые агенты. Властный характер взаимоотношений между участниками налогового спора – это его важная особенность; - во-вторых, предмет спора это черта, которая характерна исключительно для спора, возникающего в сфере налогообложения. В основе каждого спора находится убежденность одного из его участников в том, что поведение другого участника не правомерно. Предметом спора будет определение законного поведения одного из участников спора. Таким образом, предмет каждого спора в сфере налогообложения – это решение вопроса о соответствии действующему законодательству ненормативно-правового акта, решения или действия (бездействия), осуществленного властным субъектом;– в-третьих, основание налогового спора, как элемент состава любого правового спора. Можно выделить следующие основания возникновения споров сфере налогообложения: материально-правовые или имущественные, процедурно-правовые и нормативно-правовые.С целью подробной характеристики термина «налоговый спор» целесообразно представить их классификацию в зависимости от различных классификационных признаков:1) специальные познания в области учета:– споры, относящиеся к неисполнению плательщиком налогов и сборов основных обязанностей;– споры, которые относятся к неисполнению факультативных обязанностей.2) зависимость от вида налогов, правильность исчисления и уплаты которых является предметом спора в сфере налогообложения:– споры, которые связаны с вопросами исчисления и уплаты косвенных налогов;– споры, относящиеся к вопросам исчисления и уплаты прямых налогов.3) фактическое содержание налоговых споров:– споры, которые связаны с разногласиями о фактическом составе;– споры, относящиеся к разногласиям в толковании норм права в сфере налогообложения.Законодательство, действующее в Российской Федерации, содержит различные противоречия и неточности из-за которых налоговые споры появляются как вследствие разногласий о фактическом составе, так и вследствие толкования норм права;4) вид обжалуемых актов:– споры об оспаривании нормативно-правовых актов, содержащих нормы, которые обязательны абсолютно для всех субъектов;– споры об оспаривании актов ненормативно-правового характера, содержащих предписания, которые адресованы конкретному лицу.5) порядок рассмотрения споров:– споры, которые рассматриваются во внесудебном порядке, то есть в вышестоящем налоговом органе;– споры, разбираемые в судебном порядке.В зарубежных государствах в досудебном порядке решается около 85 % всех споров в сфере налогообложения. К подобным значениям этого показателя в данный момент стремится и российская налоговая система, которая учитывает достоинства урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, такие как:– отсутствие необходимости уплачивать государственную пошлину и нести судебные издержки;– простота в оформлении жалобы;– рассмотрение жалобы в короткий срок;– исполнение решения по жалобе в сокращенные сроки.В тоже время существуют и проблемы в досудебномурегулировании споров в сфере налогообложения:– проблема, которая связана с недостаточной информированностью налогоплательщиков. Зачастую они обладают информацией, которая затрагивает особенности и тонкости налогового законодательства, возможности и порядок обжалования актов или действий (бездействий) налоговых органов;– проблема отсутствия веры у налогоплательщиков в объективность решения, принимаемого вышестоящим налоговым органом. В данном случае имеет значение психологическая сторона вопроса. Плательщики налогов и сборов опасаются необоснованных дополнительных санкций со стороны налоговой инспекции. Также, чтобы подать жалобу в вышестоящий налоговый орган на вынесенное решение налоговой инспекции, необходимо это сделать в самой же инспекции, где отделы налогового аудита находятся в подчинении руководства налогового органа, что в свою очередь оказывает влияние на их объективность при разборе жалоб плательщиков налогов и сборов;– наличие риска при принятии решения вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы, которое ухудшает положение плательщика налогов и сборов. Это часто сдерживает некоторых плательщиков от того, чтобы подавать жалобы. В тоже время, эта возможность, имеющаяся у вышестоящего органа, нарушает соблюдение общеюридического принципа справедливости;– проблема незакрепления статуса представителей плательщика налогов и сборов, подобного судебному представительству, а ведь возможны ситуации с необходимым привлечением квалифицированных защитников, услуги которых следует оплатить. Развивать привлечение профессионалов в досудебное урегулирование налоговых споров без возможности относить расходы на счет стороны, которая проиграла спор, затруднительно.Описанные проблемы и несовершенства порядка досудебного урегулирования споров в сфере налогообложения требуют их скорейшего разрешения. Например, возможно выделить следующие рекомендации:– сформировать государственный орган вне структуры налоговых органов. Действующий в данный момент порядок рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе, приводит к тому, что он, в большинстве случаев, поддерживает или оставляет в силе решение нижестоящей инстанции;– создать квазисудебный институт, который занимается рассмотрением споров в сфере налогообложения;– совершенствовать правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке при одновременном образовании специализированного органа в структуре Федеральной налоговой службы;– развивать налоговое консультирование, которое, несомненно, будет способствовать повышению качества функционирования урегулирования споров в досудебном порядке. В последнее время осуществлены некоторые меры для внедрения партнерской модели во взаимоотношения между участниками правоотношений в сфере налогообложения;– сформировать результативные институты взаимодействия государства и бизнеса, что окажет влияние на создание эффективной экономической политики, повышение конкурентоспособности страны, рост инвестиционной и инновационной активности, а также на развитие социальной инфраструктуры;– закрепить невозможность ухудшения положения плательщика налогов и сборов по результатам разбора материалов в вышестоящем налоговом органе;– учесть в законодательстве возможность отнести понесенные расходы на сторону, которая проиграла в споре, что будет способствовать в стимулировании привлечения представителей, имеющих соответствующую квалификацию, например, бухгалтер, налоговый консультант, юрист, аудитор;– рассмотреть развитие партнерских взаимоотношений в сфере налоговых правоотношений посредством заключения мировых соглашений, что может привести к быстрому разрешению налогового спора, уменьшению санкций и процентов, связанных с просрочкой платежа, экономии на судебных издержках, сокращению нагрузки на арбитражные суды, снижению разрыва во времени между моментом доначисления сумм налога и сроком их уплаты в бюджет.С целью увеличения доступа к данным о защите прав налогоплательщиков, представляется целесообразным:а) сформировать и реализовать принципы, обеспечивающие высокую прозрачность действий налоговых органов при рассмотрении жалоб налогоплательщиков, осуществлении разбирательств и внесудебного разрешения споров в сфере налогообложения;б) организовать на планомерной основе личный прием налогоплательщиков работниками налоговых органов, совершенствовать практику и расширить формы проведения выездных проверок налогоплательщиков для устранения оснований, которые порождают неаргументированные жалобы;в) привлечь работников государственных юридических служб к предоставлению юридической помощи малообеспеченным гражданам бесплатно и квалифицированно, а также организовать общественные правовые консультации для налогоплательщиков;г) проводить постоянный мониторинг общественного мнения по вопросам доступности услуг и информации от налоговых органов для налогоплательщиков.Обеспечение налоговых органов квалифицированными кадрами является важной приоритетной задачей, поскольку в настоящее время происходит катастрофическая текучесть кадров, приводящая к появлению просчетов в работе налоговых органов, нарушению процессуальных сроков, и, как результат, возникают споры в сфере налогообложения. Для решения данной проблемы необходимо периодически в ведущих вузах проводить мероприятия по профессиональной переподготовке и повышению квалификации работников налоговых органов, которые ответственны за работу с претензиями налогоплательщиков. Чтобы стремиться к полноценному достижению целей государственной политики в вопросах налогового контроля следует обеспечивать беспристрастное разбирательство жалоб любого налогоплательщика с предоставлением аргументированного юридического разъяснения и прогноза потенциального разрешения налогового спора в ходе судебного разбирательства.В последнее время вопросы урегулирования споров в сфере налогообложения обретают все большую актуальность, в этой связи данной проблеме посвящены работы многих исследователей, отражающие рекомендации по решению имеющихся проблем. Особое внимание уделяется развитию процедур досудебного разрешения споров в сфере налогообложения, а также распространению процедур примирения. Мероприятия по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в части разрешения споров не являются исчерпывающими. При разработке эффективного порядка урегулирования налоговых споров требуется полное и всестороннее его исследование, в рамках которого возможны к рекомендации и другие мероприятия.ЗаключениеНалоги и государство – взаимосвязанные и взаимозависимые явления. Любое государство не может благоприятно функционировать без налоговой системы, в то же время существование налогообложения без государства также является невозможным.Роль налогов в современном государстве довольно велика, так как они образуют основу доходной части государства на различных уровнях управления, что дает ему возможность осуществлять свои обязательства в полном объеме. Одной из целей благоприятного функционирования государства выступает нормативное регулирование налоговых правоотношений, в том числе обеспечение исполнения налогового законодательства.Одной из главных причин уклонения хозяйствующих субъектов от уплаты налогов является несовершенство налогового законодательства. Высокая налоговая нагрузка не позволяет субъектам рынка эффективно развиваться, не уводя свою деятельность в теневую экономику. Большую часть прибыли предприниматели вынуждены направлять в бюджет, что заставляет их идти на сознательное искажение своих доходов и уклоняться от уплаты налогов. Расходы, которые в настоящее время несут предприниматели в виде налогов и обязательных платежей во внебюджетные фонды, таковы, что их уплата приводит к банкротству.Ответственность за налоговые правонарушения заключается в применении к субъекту налогового правоотношения, совершившему налоговое правонарушение, мер правового воздействия, предусмотренных действующим законодательством в порядке, определенном законом с целью наказания и принуждения к исполнению возложенной на субъект конституционной обязанности по соблюдению норм налогового права. Ответственность за налоговые правонарушения предполагает задействование мер различных видов ответственности – налогового, административного, гражданского и уголовного, исходя из характера совершенного правонарушения и в связи с этим данный вид ответственности можно назвать комплексным межотраслевым институтом права.В настоящее время нестабильность и сложность налогового законодательства, внесение множества поправок в него, крайне низкий уровень налоговой культуры населения, а также недоверие физических и юридических лиц к налоговой системе увеличивают размеры уклонения от уплаты налогов, являются фактором развития теневой экономики, создавая при этом угрозу экономической безопасности. Уклонение от уплаты налогов получает все большее распространение из года в год, что отражается на социальной и экономической ситуации в стране. Данное явление приводит к недостаточному поступлению денежных средств в бюджеты различных уровней, а затем к недостаточному финансированию расходов на социальную сферу.Налоговые правонарушения и налоговые преступления отличаются субъектами, субъективной стороной, ответственностью. Если субъектом налоговых преступлений являются только физические лица, то субъектом налоговых правонарушений и физические и юридические лица. При совершении налоговых преступлений применяются различные виды уголовных наказаний, в том числе и лишение свободы, в то время как за совершение налоговых правонарушений допускается лишь применение налоговых санкций в виде штрафов. Налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании. При доказывании налоговых преступлений обычно сталкиваются с существенными сложностями, к примеру, трудно доказуемым является умысел подозреваемых на совершение преступлений. Налоговые правонарушения совершаются умышленно или по неосторожности. Что касается налоговых преступлений, то в уголовно-правовой литературе предполагалась возможность совершения налоговых преступлений по неосторожности. Но судебная практика определенно не допускает такого толкования. Налоговые преступления возможны только при наличии прямого умысла в целях полной или частичной их неуплаты.Список использованной литературы
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // СЗ РФ. 2001. №1. Ст. 1.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (в ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3834
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954
5. Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации): Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ //Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201506010016
6. Баранова Л.Я. Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 3. С. 1–8.
7. Гордеева О. В. Эффективное налоговое регулирование социально-экономического развития регионов. Самара, 2015. С. 9
8. Козырин А.Н. Введение в российское налоговое право: учебное пособие. М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. С. 190.
9. Логвина А. Налоговая составляющая экономической безопасности России // Российский экономический журнал. 2016. № 5. С. 17-29.
10. Пепеляев С. Налоговое право: учебник. М.: Юнити-Дана, 2015 С. 49.
11. Сабитов Р.А. Налоговые преступления: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Челябинск, 2015. С. 68.
12. Самаруха В.И. Досудебное разбирательство и урегулирование налоговых споров и их значение для предупреждения преступлений коррупционной направленности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. № 4. С. 712–723.
13. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс.
14. Фатеева Л.Д. Досудебное урегулирование налоговых споров в бизнесе: проблемы и пути их решения // Феномен человека. 2015. № 1. С. 305–308.
15. Чулкова Л.Н. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов // Налоговый вестник. 2014. № 7. С. 72–77.
16. Щепотьев А.В., Налоги и налогообложение: учеб.пособие. Тула: НОО ТИЭИ, 2015. С. 161.
17. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: http://www.nalog.ru
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих” // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1689977/#ixzz5YgKCBYJc
19. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" // СПС «КонсультантПлюс»
20. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2018 г. N 302-КГ17-16602 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71780206/#ixzz5YgKS7hA4
21. Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920 по делу N А40-63374/2015 // СПС «КонсультантПлюс»
22. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2015 г. N Ф10-4924/14 по делу N А09-5879/2014 // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/40136714/#ixzz5YgJkMn89
23. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2013 г. N Ф05-10619/13 по делу N А40-127722/2012 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/41618650/#ixzz5YgJVyeIX
Вопрос-ответ:
Что такое налоговое правонарушение?
Налоговое правонарушение - это нарушение налогового законодательства, которое совершается субъектами хозяйствования или гражданами и влечет за собой ответственность со стороны налоговых органов.
Какие признаки характеризуют налоговое правонарушение?
Признаки налогового правонарушения включают нарушение налоговых обязательств, неправильное оформление документов, уклонение от уплаты налогов и т.д.
Каковы виды налоговых правонарушений?
Существует несколько видов налоговых правонарушений, таких как неуплата налогов, непредставление отчетности, уклонение от уплаты налогов и другие.
Чем отличаются налоговые правонарушения и налоговые преступления?
Налоговые правонарушения являются административными правонарушениями, которые подлежат административной ответственности, а налоговые преступления являются уголовными правонарушениями, которые подлежат уголовной ответственности.
Какие санкции предусмотрены за налоговые правонарушения?
Санкции за налоговые правонарушения могут включать штрафные платежи, уплату задолженности, конфискацию имущества и другие меры экономической и административной ответственности.
Что такое налоговое правонарушение?
Налоговое правонарушение - это нарушение налогового законодательства, совершенное физическим или юридическим лицом, которое влечет за собой административную ответственность. Оно может быть связано с неуплатой налогов, неправильным учетом доходов или совершением других незаконных действий в области налогообложения.
Какие признаки характеризуют налоговое правонарушение?
Признаки налогового правонарушения включают наличие законодательства, которым регулируются налоги, совершение незаконных действий или бездействия, ущерб государственному бюджету или нарушение прав и интересов налогоплательщика.
Какие виды и составы налоговых правонарушений существуют?
Существует множество видов налоговых правонарушений, включая неуплату налогов, подделку документов, уклонение от уплаты налогов, неправильный учет доходов, нарушение налоговой отчетности и многое другое. Состав налогового правонарушения может включать умышленные или неосторожные действия и определяется законодательством.
Как регулируется ответственность за совершение налоговых правонарушений?
Ответственность за совершение налоговых правонарушений регулируется налоговым законодательством и может включать штрафы, конфискацию имущества, запрет на занимание определенной деятельности и другие меры. Кроме того, может применяться уголовное преследование в случаях совершения налоговых преступлений.