Культура Рима
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 16.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Периодизация древнеримской культуры 4
2. Специфика повседневной культуры Древнего Рима 9
3. Философия и искусство Древнего Рима 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Это согласуется с основным принципом стоической философии – признание фатума, как основной причины событий мира, в котором нет ничего не случайного. Человек в таком мире не более, чем объект приложения сил рока. Но, по мысли Марка Аврелия, такое зависимое и, строго говоря, незначительное положение человека отнюдь не делает его самого зависимым и незначительным. Достоинство человека в его смирении и готовности спокойно принять то, что уготовила ему его судьба. Порой отдельные элементы той или иной философской системы совмещались, так, получили распространение эклектичные взгляды Марка Туллия Цицерона и Марка ТеренцияВаррона.Как пишет Г. И. Соколов, «время Августа называют «золотым веком» римской литературы». К этому периоду относятся творения Горация, Вергилия, Тибулла, Овидия, Проперция. Следует отметить, что расцвета достигает преимущественно литература, поддерживающая идеи империи. Таким образом, литература эпохи Августа имела ярко выраженную идейную направленность: императора прославляли в поэмах и одах. Г. И. Соколов, анализируя произведение Вергилия «Энеиду», отмечает особенную её «холодность и ученость», что он определяет как «особенность литературной системы Вергилия». Эта особенность была характерна и для всего римского отношения к художественному образу, и именно она определила отличие между древнеримской и древнегреческой культурами. Другой великий поэт Гораций в своих сочинениях предпочитал описывать политические события своего времени. Если в ранних своих стихах он рассказывает об ужасах гражданской войны, то уже в более поздних своих произведениях начинает восхвалять Августа. В отличие от поэзии Вергилия, творчество Горация проникнуто в большей степени личным чувством.Любовная лирика, хотя и не отрицавшая величия императора Августа, все же и не прославляла его, поэтому император относился к ней сдержанно. Яркими представителями данного течения в литературе являлисьТибулл, Овидий и Проперций. Естественным следствием становления государства стало написаниефундаментальных исторических трудов, в которых подводились итоги успехам римлян. К числу таких трудов относятся «Римская история от основания города» Тита Ливия, «Древности» Дионисия Галикарнасского и др. С воцарением Августа развивается процесс постройки театров, храмов, мостов, триумфальных арок, дорог и акведуков. В архитектуре преобладали дороги и акведуки, однако уделялось внимание и храмам. Фундаментальный памятник архитектуры этого период – форум Августа, который имеет подчеркнуто имперский характер. Для архитектуры периода раннего принципата присущи тенденции к замкнутости пространства, поэтому кроме эллинского влияния, в ней прослеживаются типично римские черты. Имперские тенденции в архитектуре воплотились и в храме Марса Ультора, сравнивая который с храмом Венеры Родительницы, Г. И. Соколов указывает, что он «просторнее и величественнее республиканского».При постройке храмов римские архитекторы во многом равнялись на эллинистические образцы, однако дополняли их признаками, отвечавшим местным вкусам. В период правления Августа архитектура также процветает и в провинции: Галлии, в Ниме,городе Пола: для провинциальных храмов характерныбольшое число колонн, широкий фасад, богатый декор.Значительное внимание уделялось возведению триумфальных арок, которые также выполняли функцию ворот в городе. И только в эпоху зрелой империи арки становятся мемориальными памятниками. Новые принципы архитектурного решения триумфальных арок в период правления Августа воплотилисьв триумфальной арке в Сузе. Она была построена в 8 г. н. э. Сузаявлялась столицей Коция, предводителя альпийских племен, которого римляне победилипри Юлии Цезаре, а при Августе завоевали окончательнои удостоили звания префекта. На аттике в Сузесохранились следы крепления букв посвятительной надписи.Архитектура театров тоже тяготела к замкнутости пространства, что характерным образом отличало их от греческих построек данного типа. Так, в частности, интерьер театра Марцеллаоткрытбыл только сверху. Он был построен на краю цирка Фламиния, который превратился тогдав площадь. Решение театра отличалась от эллинских театров, где зрительные места выбивались в склонах холма. Здесь же скамьи, располагалась на субструкциях, специальных подпорках, а под зрительными рядами размещались служебные помещения и коридоры. По внешнему периметру театр выступал дугообразной двухэтажной аркадой и третьим ярусом стены с пилястрами.В стремлении замыкать пространство и дифференцировать целое на части для лучшего восприятия Г. И. Соколов видит «специфически римскую» систему мышления. Даже чисто технические постройки сочетали функциональное назначение с эстетическими характеристиками, как это было сделано, в частности, при постройке моста Фабриция, моста в Римини. Античной древнеримской живописи сохранилось не так много – в основном, в виде настенного декора, который получает широкое распространение в эпоху Августа. Первые годы его правления характеризуются росписями пятой фазы второго помпеянского стиля. В заключительной фазе второго стиля преобладает стремление к успокоенности пространственной динамики. В завершающей фазе второго стиля выдержана стена зала масок из дома Августа на Палатине, относящаяся к 30 г. до н. э., которая имитирует декорации театральных представлений. Для композиций второго стиля характерна слабая выраженность перспективных прорывов во внешнее пространство, а также сложность, грандиозность изображения и красочность. По мере утверждения классицизма исчезают пространственные сокращения, усиливается плоскостность, которая отражается даже в написании фигур – так, например, плоскостно решена фигура девушки, переливающей духи с фрески дома на правом берегу Тибра. Третий стиль возник около 15 г. до н. э., и имел две фазы. В первой фазе стена интерпретируется как плоское панно, которое поделено на отдельные фрагменты с помощью орнаментированных полос. Для второй фазы характерно появление в живописи архитектурных построений, выполненных с перспективными сокращениями. В живописи ранней империи появляются натюрморты и анималистический жанр. Живописный портрет часто изображал человека в моменты вдохновения или размышлений, как например, портрет «Сапфо». В портретах более позднего времени, в последние годы правления Августа, общая поэтичность сменяется вниманием к индивидуальным чертам. С. Л. Утченко, анализируя труды античных историков, выявляет три причины, которые, по мнению древних, привели к кризису римской державы – падение нравов в римском обществе, страсть к обогащению и борьба честолюбий. В период поздней империи (конец III- конец V вв.) принципат уступает место доминанту. С установлением доминанта ситуация в империи несколько стабилизируется, однако центробежные тенденции сохраняют влияние, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную и Восточную. История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими принципами. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены особенности Римской культуры и выделены ее черты, характерные для той или иной эпохи.Античная культура стала отправной точкой для всей западноевропейской культуры, став феноменом мировой культуры и одним из высочайших достижений человечества.Зачастую, характеризуя Римскую культуру, используют понятие «культура-реплика», тем самым отмечая заимствованный характер культуры Рима. Однако такое заимствование необходимо понимать, как глубокое усвоение и восприятие римлянами греческих традиций, переосмыслив которые, Древний Рим сформировал собственную уникальную культуру, отличавшуюся практической и прагматической направленностью. Кроме того, именно в рамках Римской культуры сложился такой феномен, как римское право. В своем развитии римская цивилизация прошла несколько этапов, которые накладывали определенный отпечаток на характер культурных явлений: царский период, период республики с дифференциацией на стадии ранней и поздней республик, период империи, подразделяющийся на этапы раннеимператорский и позднеимператорский. Рим заложил фундаментальные основы всего европейского права, сформировав важнейшие принципы правового общества. Уникальный облик города обусловил возникновение специфических культурно-бытовых практик. Высокого уровня в Древнем Риме достигло искусство. Характерной особенностью древнеримской философиибыла ее практическая ориентированность.Конец классической римской культуре был положен христианством. Философский разум был доступен немногим образованным слоям населения, а религиозная доктрина о спасении и загробном воздаянии охватила широкий круг народа. Сложился новый идеал спасения исвятости, обещавший вечное блаженство после смерти. Этот идеал обладал исключительной привлекательностью для римского общества, переживавшего острый социальный кризис. Список использованной литературыАсташов Д. С., Соловьева А. А. Право и закон в Древнем Риме: у истоков позитивного права / Д.С. Асташов, А.А. Соловьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2017. - № 3. – С. 71-77.Головизин С. В. Е. М. Штаерман о системе классического рабства в Древнем Риме/ С.В. Головизин // Омский научный вестник. – 2008. - № 6 (04). – С. 61-65.Грачева А. Д. Особенности архитектуры греческих и римских театров / А.Д. Грачева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. - № 8 (82). – С. 68-71.Марк Аврелий Антонин. Размышления / Марк Аврелий Антонин – Санкт-Петербург : Наука, 1985. – 244 с.Махлина С. Т. Итальянский жилой интерьер в контексте культуры / С.Т. Махлина // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2011. - № 2. – С.118-126.Петров Ю. В. Представление о культуре в эпоху античности / Ю.В. Петров // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 297. – С. 97-101Ромах Н. И. Культурогенность Древнего Рима / Н.И. Ромах // Аналитика культурологии. – 2007. - № 7. – С. 176-183.Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима / М.Е. Сергеенко – Санкт-Петербург : Издательско-торговый дом «Летний Сад», Журнал «Нева», 2000. – 368 с.Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима: Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство / Г. И. Соколов. – Москва : Просвещение, 1996. – 224 с. Утченко С. Л. Цицерон и его время / С.Л. Утченко. – Москва : Мысль, 1972. – 389 с.
1. Асташов Д. С., Соловьева А. А. Право и закон в Древнем Риме: у истоков позитивного права / Д.С. Асташов, А.А. Соловьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2017. - № 3. – С. 71-77.
2. Головизин С. В. Е. М. Штаерман о системе классического рабства в Древнем Риме / С.В. Головизин // Омский научный вестник. – 2008. - № 6 (04). – С. 61-65.
3. Грачева А. Д. Особенности архитектуры греческих и римских театров / А.Д. Грачева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. - № 8 (82). – С. 68-71.
4. Марк Аврелий Антонин. Размышления / Марк Аврелий Антонин – Санкт-Петербург : Наука, 1985. – 244 с.
5. Махлина С. Т. Итальянский жилой интерьер в контексте культуры / С.Т. Махлина // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2011. - № 2. – С. 118-126.
6. Петров Ю. В. Представление о культуре в эпоху античности / Ю.В. Петров // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 297. – С. 97-101
7. Ромах Н. И. Культурогенность Древнего Рима / Н.И. Ромах // Аналитика культурологии. – 2007. - № 7. – С. 176-183.
8. Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима / М.Е. Сергеенко – Санкт-Петербург : Издательско-торговый дом «Летний Сад», Журнал «Нева», 2000. – 368 с.
9. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима: Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство / Г. И. Соколов. – Москва : Просвещение, 1996. – 224 с.
10. Утченко С. Л. Цицерон и его время / С.Л. Утченко. – Москва : Мысль, 1972. – 389 с.
Вопрос-ответ:
Какие периоды можно выделить в древнеримской культуре?
В древнеримской культуре обычно выделяют несколько периодов: раннюю Республику, позднюю Республику, Империю и позднюю античность.
Какая специфика повседневной культуры Древнего Рима?
Повседневная культура Древнего Рима была насыщена различными проявлениями общественной жизни, включая бани, цирки, театры, гостиные и другие общественные места.
Какая связь между философией и искусством в Древнем Риме?
В Древнем Риме философия и искусство были близко связаны. Многие римские философы исследовали этические проблемы через искусство, а художники использовали философские концепции в своих произведениях.
Согласуется ли философия Марка Аврелия с принципом фатума?
Да, философия Марка Аврелия согласуется с принципом фатума. Он считал, что человек является объектом воздействия сил рока, и само положение человека в таком мире незначительно.
Какое место занимает человек в мире согласно Марку Аврелию?
По мысли Марка Аврелия, человек занимает зависимое и незначительное положение в мире, где воздействуют силы рока. Он не более чем объект приложения этих сил.
Каковы основные периоды древнеримской культуры?
Периодизация древнеримской культуры обычно делится на три основных этапа: перворимский период (VIII в. до н. э. - I в. до н. э.), позднеримский период (III в. - V в. н. э.) и христианский период (с IV в. н. э.).
Чем отличается повседневная культура Древнего Рима от других эпох?
Специфика повседневной культуры Древнего Рима проявлялась в высокой степени учета жестких римских ритуалов и обычаев, сложившейся системе морали и этикета. Большое значение придавалось соблюдению правил общения и этики в различных сферах жизни, а также демонстрации достатка и положения в обществе.
Какую роль играли философия и искусство в Древнем Риме?
Философия и искусство в Древнем Риме имели большое значение и влияние на развитие культуры. Философская мысль, особенно стоицизм, играла роль наставлений для элиты и была связана с этикой и моралью. В области искусства в Риме развивались архитектура, скульптура, живопись, литература и драматургия, при этом влияние греко-римской культуры способствовало формированию уникального стиля.