Развитие представлений о цвете у дошкольников в условиях инклюзивной группы
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 18.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования у детей дошкольного возраста представлений о цвете 5
1.2 Особенности развития представлений о цвете у дошкольников в норме и с нарушениями развития. 10
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ 18
2.1 Инклюзивная группа как форма организации образовательного процесса в ДОО 18
2.2 Формы и методы работы по развитию представлений о цвете у дошкольников в условиях инклюзивной группы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
К вышеуказанному следует добавить еще несколько пунктов, обязательных к выполнению: − необходимо многократное повторение основного материала в понятной и доступной форме; − изучение материала должно происходить постепенно, учитывая настроение, умственные возможности и психологический настрой данной группы детей; − следует постепенно усложнять материал и вследствие этого дополнять его новыми заданиями [16].Как было выделено выше, необходимо использование активных методов обучения, однако, в условиях инклюзивных групп, также необходимо учитывать доступность того или иного метода. В настоящее работе, мы акцентируем внимание на том, что необходимо целенаправленное применение игровых методов.Игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, процесс обучения не может проходить без неё [9]. Тактильные ощущения, система восприятия, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной [13].Среди форм работы, на наш взгляд, необходимо чередовать, как групповую, так и индивидуальную работу, с целью обучению навыкам взаимодействия со сверстниками с одной стороны, и уделению трудным аспектам большего времени, чем нормотипичным детям – с другой. Таким образом, наиболее оптимальным соотношением форм работы в условиях инклюзивной группы, мы считаем: - групповая – разделение детей на группы по 5 человек. Детям с низким уровнем развития сенсорного восприятия предлагаются более легкие задания, оказывается детальная помощь, особенно на начальном этапе работы; - индивидуальная – закрепление материала, изученного на групповых занятиях путем отработки и усложнения заданий, реализация индивидуального подхода к дошкольникам с ОВЗ.При проектировании работы по развитию преставлений о цвете дошкольников в условиях инклюзивной группы, мы описались на принципы авторов серии дидактических игр по развитию сенсорных эталонов у дошкольников с особыми образовательными потребностями, а именно Э.Г. Пилюгиной, Е. Никитиной:- в содержание дидактических игр будут включены сами цветовые сенсорные эталоны; - дидактические игры будут проводиться систематически; - необходимо вызывать у детей интерес к дидактической игре, желание играть; - постепенное усложнение игровой задачи [3].Начальным этапом непосредственного формирования того или иного сенсорного эталона, в данном случае, цветовых эталонов, является этап отождествления и идентификация предметов. Первоначально ребенка учат вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые – неодинаковые, контрастные). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой – не такой, одинаковый – разный. Лишь после того, как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов [21]. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование у ребенка представлений о сенсорных эталонах имеет очень важное значение для дальнейшего развития. Недостаточно научить детей точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. Ребенка нужно научить обследовать их сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных и т.д.Примеры игр представлены в приложении к настоящей работе.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам проведенного исследования, были сделаны следующие выводы, согласно поставленным задачам:1. Проблема развития сенсорных эталонов у дошкольников является достаточно разработанной в современной научной литературе. По вопросам развития непосредственно представлений о цвете, было выявлено не очень большое число работы, однако, все они акцентирует внимание на необходимость развития представлений, начиная с младшего дошкольного возраста.В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете выделяют ряд этапов. Первым этапом является отождествление и распознавание предметов. Следующий этап – обучение нахождению схожего предмета по цвету. На третьем этапе задача взрослого заключается в том, чтобы обучить ребенка соотносить цвет предмета с цветными эталонами. Четвертый этап заключается в подборе ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Пятый этап – формирование словесного обозначения цветов. Два заключительных этапа состоят в том, чтобы обучить детей обобщению, классификации предметов по признаку цвета; обучить ребенка в продуктивной деятельности свободно передавать цвет предмета. 2. Ряд исследователей обращают внимание, что существует взаимосвязь между восприятием цвета и психическими процессами, их особенностями, что подтверждено эмпирическими данными. В норме развития у детей процесс формирования представлений о цвете начинается еще с младенческого возраста. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют базовые представления о цветах и оттенках, могут их сравнивать и анализировать. Однако, при различных нарушениях развития, исследователи отмечает трудность в восприятии и отражении различных цветов. 3. В современном образовательном поле, начиная со ступени дошкольного образования, все большую популярность набирают инклюзивные группы. В инклюзивной группе одновременно обучаются дошкольники с нормотипичным развитие и различными нарушениями (обычно 1-2 человека). Педагог, работающий с инклюзивной группы, должен участвовать в решении ряда непростых задач: создание психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; обеспечение диагностики, мониторинга эффективности работы с детьми с ОВЗ; организация системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей; формирование толерантного отношения в группе сверстников; изменение общественного мнения по отношению к людям с особенностями в развитии.4. При изучении форм и методов работы по развитию представлений о цвете в условиях инклюзивных групп, необходимо акцентировать внимание на различных активных методах обучения с использованием наглядности. В особенности, нами были выделены игровые методы, так как очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Тактильные ощущения, система восприятия, мыслительные операции развиваются в детской игре.Также важно чередование групповых и индивидуальных форм работы, с целью обучению навыкам взаимодействия со сверстниками с одной стороны, и уделению трудным аспектам большего времени, чем нормотипичным детям – с другой.По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАфанасьева Г.Г. Инклюзивное образование в ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №. 3. – С 31-34.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 156 с.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2011. - 143с.Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2015. - 304 с.Горелова М.А. Сенсорное развитие детей с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №6. – С.78–79.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. – М.: Академия, 2012. - 268 с.Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие.– СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 48 с.Захарова Л. Из опыта художественно-эстетического воспитания / Л. Захарова // Воспитание школьников. – 2013. - № 2 – С. 6.;Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. А.Ю. Белогурова,. О.Е.Булановой. М.: «Федеральный институт развития образования», 2013. – 278 с.Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы и доклады конференции. – Новосибирск НГТУ, 2010. – 224 с.Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей /Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов.-М.:ВЛАДОС, 2016. – 241 с.Ипполитова О. В., Поташева Н. Г. Цветовосприятие и цветоразличение у детей с нормальным речевым развитием и с ТНР // Специальное образование. 2015. №11. – С. 13-17.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 224 с.Коломинский, Я.Л. Детская психология. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 2010. – 123 с.Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина - М.: Просвещение, 2010. – 67 с.Корепанова И. А., Львова А. Д. Особенности игры в инклюзивной группе детского сада // Образование без границ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=373Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 2014. – 96 с.Огородник С. И., Панова О. П. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Молодой ученый. — 2017. — №37. — С. 119-122. Пилюгина, Э.Г. К вопросу о ранних явлениях сенсорной сензитивности в младенческом возрасте/ Э.Г. Пилюгина // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. – М.: Просвещение, 2010. – 267 с.Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы): Пособие для воспитателей дет.сада и студентов педагогических вузов) Под редакцией Ю. А, Афонькиной. Мурманск: МГПИ, 2016- 60 с.Ростомашвили Л.Н. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития / Л.Н. Ростомашвили // Адапт. физ. культура. - 2011. - № 3 (47). - С. 8 - 11.Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности / М.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 2015. – 365 с.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов– Ярославль: Академия развития, 2012. – 237 с.Флерина Е.А. Детский рисунок / Е.А. Флерина. – М.: Новая Москва, 2014. – 80 с.Шмидт В. Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебнометодическое пособие. – М., 2016. – 122 с.ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Афанасьева Г.Г. Инклюзивное образование в ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №. 3. – С 31-34.
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 156 с.
3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2011. - 143с.
4. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2015. - 304 с.
5. Горелова М.А. Сенсорное развитие детей с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №6. – С.78–79.
6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. – М.: Академия, 2012. - 268 с.
7. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие.– СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 48 с.
8. Захарова Л. Из опыта художественно-эстетического воспитания / Л. Захарова // Воспитание школьников. – 2013. - № 2 – С. 6.;
9. Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. А.Ю. Белогурова,. О.Е. Булановой. М.: «Федеральный институт развития образования», 2013. – 278 с.
10. Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы и доклады конференции. – Новосибирск НГТУ, 2010. – 224 с.
11. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей /Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов.-М.:ВЛАДОС, 2016. – 241 с.
12. Ипполитова О. В., Поташева Н. Г. Цветовосприятие и цветоразличение у детей с нормальным речевым развитием и с ТНР // Специальное образование. 2015. №11. – С. 13-17.
13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 224 с.
14. Коломинский, Я.Л. Детская психология. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 2010. – 123 с.
15. Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина - М.: Просвещение, 2010. – 67 с.
16. Корепанова И. А., Львова А. Д. Особенности игры в инклюзивной группе детского сада // Образование без границ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=373
17. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 2014. – 96 с.
18. Огородник С. И., Панова О. П. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Молодой ученый. — 2017. — №37. — С. 119-122.
19. Пилюгина, Э.Г. К вопросу о ранних явлениях сенсорной сензитивности в младенческом возрасте/ Э.Г. Пилюгина // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. – М.: Просвещение, 2010. – 267 с.
20. Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы): Пособие для воспитателей дет.сада и студентов педагогических вузов) Под редакцией Ю. А, Афонькиной. Мурманск: МГПИ, 2016- 60 с.
21. Ростомашвили Л.Н. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития / Л.Н. Ростомашвили // Адапт. физ. культура. - 2011. - № 3 (47). - С. 8 - 11.
22. Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности / М.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 2015. – 365 с.
23. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов– Ярославль: Академия развития, 2012. – 237 с.
24. Флерина Е.А. Детский рисунок / Е.А. Флерина. – М.: Новая Москва, 2014. – 80 с.
25. Шмидт В. Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебнометодическое пособие. – М., 2016. – 122 с.
Вопрос-ответ:
Какие исследования были проведены по формированию представлений о цвете у детей дошкольного возраста?
В психолого-педагогических исследованиях было исследовано формирование представлений о цвете у дошкольников с использованием различных методов и подходов. Было выявлено, что дети воспринимают цвета в определенной последовательности и связывают их с определенными объектами и явлениями. Также были изучены особенности формирования представлений о цвете у детей с нарушениями развития.
Какие особенности развития представлений о цвете у дошкольников в норме и с нарушениями развития?
У детей дошкольного возраста в норме формируются представления о цвете последовательно и постепенно. Они начинают узнавать цвета и называть их с помощью взрослого, который показывает конкретные объекты разных цветов. У детей с нарушениями развития процесс формирования представлений о цвете может быть затруднен. Они могут испытывать трудности в различении цветов или в их названии.
Какие теоретические основы используются при организации работы по развитию представлений о цвете у дошкольников?
Для организации работы по развитию представлений о цвете у дошкольников используются различные теоретические подходы. Например, в работе с детьми используются методы сенсорного развития, которые помогают развивать восприятие и внимательность к цветам. Также используются игровые методики, которые позволяют детям активно участвовать в процессе изучения цветов.
Какие методы были использованы в исследовании развития представлений о цвете у дошкольников?
Для исследования развития представлений о цвете у дошкольников были использованы различные методы. В одном из исследований детям предлагалось раскрашивать картинки разными цветами и объяснять свой выбор. В другом исследовании детям предлагалось сортировать предметы по цветам и называть их цвета. Таким образом, было изучено как дети воспринимают и классифицируют цвета.
Какие исследования были проведены по проблеме формирования представлений о цвете у дошкольников?
В статье проведен анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме формирования представлений о цвете у детей дошкольного возраста. Исследования показали, что развитие представлений о цвете у дошкольников происходит постепенно и связано с их познавательными возможностями и опытом.
Какие особенности развития представлений о цвете у дошкольников в норме и с нарушениями развития?
Исследования показывают, что развитие представлений о цвете у дошкольников в норме происходит примерно до 5-6 лет. В то же время, у детей с нарушениями развития может наблюдаться задержка в формировании представлений о цвете. Это может быть связано с особенностями познавательных процессов или с ограниченностью восприятия цвета.
Какие теоретические основы используются при организации работы по развитию представлений о цвете у дошкольников в инклюзивной группе?
В статье описываются теоретические основы организации работы по развитию представлений о цвете у дошкольников в инклюзивной группе. Одна из основных основ - это синтез психологического и педагогического подходов. Также важными являются дифференцированный и индивидуальный подходы, учет особенностей каждого ребенка и его возможностей.
Какими факторами определяется развитие представлений о цвете у дошкольников?
Развитие представлений о цвете у дошкольников может быть определено несколькими факторами. Важную роль играет познавательная активность ребенка, его интерес к окружающему миру и возможность практического опыта с цветом. Также значимыми факторами являются взаимодействие с взрослыми, образовательная среда и игровая деятельность.
Какие возможности предоставляет инклюзивная группа для развития представлений о цвете у дошкольников?
Инклюзивная группа предоставляет ребенку с особыми образовательными потребностями возможность взаимодействия с пирровской средой и сверстниками. В такой группе проводятся разнообразные занятия и игры, которые способствуют развитию представлений о цвете у всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Какие исследования были проведены по развитию представлений о цвете у детей дошкольного возраста?
Проведено множество психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме формирования представлений о цвете у дошкольников. В ходе этих исследований изучались особенности восприятия и восприятия цвета, процессы цветового восприятия, успешность различных методов обучения и другие аспекты развития представлений о цвете у детей.
Что можно сказать об особенностях развития представлений о цвете у дошкольников с нарушениями развития?
Особенности развития представлений о цвете у дошкольников с нарушениями развития могут быть различными. Например, дети с диагнозом расстройства аутистического спектра могут иметь трудности в восприятии и названии цветов. Также дети с задержками в развитии могут нуждаться в дополнительной поддержке и специальных методиках обучения для формирования представлений о цвете.