Изучение ценностных ориентаций подростков с ОВЗ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 38 38 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 26.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
I Глава. Формирование ценностного отношения подростков как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Пути формирования жизненных ценностей в условиях модернизации образования 8
1.2. Особенности ценностных ориентаций подростков с нормальным развитием 11
1.3. Особенности ценностных ориентаций подростков с ОВЗ 15
II Глава. Подходы к формированию ценностных ориентаций подростков (на примере ценностного отношения к прекрасному) 21
2.1. Организация и содержание исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 23
2.3. Рекомендации по коррекции 29
Заключение 31
Библиография 32
Приложения 35

Фрагмент для ознакомления

Однако при этом отсутствуют идеи продуктивной деятельности – дети плохо представляют возможность превратить некрасивое в красивое своими руками.
Слово «художественный» дети ассоциировали с чем-то волшебным, сказочным, нарисованным, но четкого определения дать так и не смогли. Это дало основание для того, чтоб в своем исследовании сделать ударение на понятии художественного, раскрыть им содержание данного термина.
Слово «красивый» дети воспринимают с людьми, в частности с аккуратностью, ухоженностью, вежливостью. Это частично отражает смысл понятия красоты, однако больше отражает именно нравственный аспект, правильность. То есть, на данный момент дети приравнивают слово «красиво» к слову «правильно». Мы планируем расширить кругозор детей в этом вопросе, приводить разнообразные примеры, альтернативу скучному и привычному.
Картину дети в основном понимают как изображение, украшение и редко могут воспринять его как что-то красивое. Для них картина – не островок красоты, а способ «прикрыть дырочку в обоях» или же просто – «так надо». Лишь одна девочка сказала, что картина это красиво, что означает о закладывании фундамента представлений о прекрасном у ребенка, но дети пока не могут четко различать, возможно, такой ответ – следствие простого повторения за взрослыми. Однозначно сказать мы сможем лишь после формирующего эксперимента.
Детям трудно выразить отношение к картине, поскольку само понятие картины у них непрочно сформировано. Об отношении родителей к искусству дети также затрудняются сказать, поскольку они не могут четко дать определения данному понятию. Это необходимо принять как основу – искусство – фундамент эстетических представлений и суждений и мы учтем данный вопрос в своей работе.
Повесить дома картину дети не особо хотят, поскольку номинально она не представляет для них ценности на данный момент, они отдельно выделяют фотографии и говорят о них как об украшения или памяти, но объяснение слово украшение также дать не могут.
Тест № 2 «Да или Нет»
Таблица 1. Результаты тестирования «Да или Нет» на констатирующем этапе

Вопрос анкеты ДА НЕТ Кол-во детей % от общего числа Кол-во детей % от общего числа 1. Тебе нравится ходить в школу? 11 55 9 45 2. Ты часто замечаешь вокруг красивое?
7 35 13 65 3. Ты часто мечтаешь? 17 85 3 15 4. Ты часто рисуешь? 15 75 5 25 5. Ты бывал в музее? 2 10 18 90 6. Ты видел картины? 6 30 14 70 7. Ты что-то чувствуешь, когда смотришь на картины? 1 5 19 95 8. Тебе нравятся картины? 4 20 16 80


Рисунок 1. Диаграмма результатов теста №2 на констатирующем этапе

Как мы видим на диаграмме, дети редко связывают свою жизнь с явлениями искусства, отношения к картинам у них резко отрицательное, хотя это больше можно объяснить незнанием или непониманием, а не агрессивной настроенностью к искусству.
Тест№3
Для исследования ценностной сферы мы использовали метод ранжирования ценностей. Согласно уровням субъектности человека (по З.С. Карпенко) было выделено пять ценностей: здоровье – красота – ум – дружба – счастье.
Таблица 2. Результаты тестирования ценностей на констатирующем этапе
Ценности, в % от количества детей Я-идеальный Я-реальный 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Здоровье 10 10 10 30 40 10 10 30 40 10 Красота 10 10 10 10 60 10 20 10 10 50 Ум 10 0 10 50 30 10 10 60 10 10 Дружба 0 0 20 50 30 0 10 10 30 50 Счастье 80 20 0 0 0 40 20 20 20 0
Как мы видим, дети не считают красоту приоритетной ни в идеальном, ни в реальном Я-образах. Наиболее существенное место для них занимают ум, дружба и здоровье, наиболее понятные для них категории. Понятие счастья получило высокие баллы, но из беседы с детьми они не совсем четко представляют себе, что такое счастье, но видят его значимость. Благодаря этому тестированию мы видим задачу улучшения позиций красоты в ценностных представлениях подростков.
Тест№ 4.
Его результаты не проявили чего-то неожиданного или нежеланного. Девочки в основном использовали красные, розовые и оранжевые цвета, мальчики же предпочитали синий, серый и зеленый. Они старались изобразить все, что хотели, однако места для картин там не нашлось . У троих детей на рисунках присутствовали фотографии, но это следует связать с воспоминаниями об их реальной комнате. Также, было замечено, что цветовая гамма сильно зависит он настроения ребенка.
Таким образом, в результате констаирующего этапа эксперимента нами отслежено состояние сформированности ценностного отношения к прекрасному у продростков с ЗПР, что объективно обусловлена ​​возрастным аспектом, наличием жизненного опыта, степени подготовленности и усложнением учебного материала.
Состояние сформированности у учеников с ЗПР ценностного отношения побудил и к изучению понимания учителями важности работы по данной проблеме (знание ими инновационных педагогических методов оптимизации воспитательных функций обучения, их психолого-педагогической компетенции в формировании ценностных отношений подростков), что и стало задачей формирующего эксперимента.

2.3. Рекомендации по коррекции

Формирование системы жизненных ценностей ребенка - долговременная и кропотливая работа, планируя и осуществляя которую педагогу необходимо учитывать следующие особенности (по В. А. Сухомлинскому):
- Сознание ученика не может одновременно обработать значительный массив новой информации, поэтому новые ценности нужно подавать последовательно небольшими порциями. В процессе совершенствования ценностных ориентаций личности необходимо предусматривать регулярную переоценку ценностей, вытеснение одних другими - более высокими;
Важно обеспечить для каждого ребенка выработку собственной иерархии ценностей, которая зависит от личностных качеств, его интересов и потребностей, а также той среды, которая включает семейные ценности и ценности ближайшего;
- Усвоение ценностей, осознание их сущности необходимо обеспечивать одновременно на двух уровнях: интеллектуальном и эмоциональном,
- Эффективное формирование системы индивидуальных ценностей происходит в условиях выбора человеком ценностей из разных альтернатив, так как именно в этом случае выбор происходит в силу собственного волеизъявления [12].
Таким образом, формирование ценностей является этапом создания полноценной личности, причем ценности являются многокомпонентными, полифункциональными и формируются под влиянием окружающей воспитательно-развивающей среды, в качестве которой выступают педагоги и семья.

Заключение

Осуществив обзор современной научной и методической литературы по проблеме формирования системы ценностных ориентаций учащихся, мы пришли к выводу - понимание и использование в собственной деятельности жизненных ценностей имеет общегосударственное значение, потому что это и есть условием конструктивного решения общих проблем мировой цивилизации и сохранение экологически чистой среды и решения межнациональных и религиозных конфликтов
Ценностные ориентации подростка имеют за фундамент опыт подростка, переживания по поводу побед и поражений, восприятие его как личности ровесниками и взрослыми, принятие мнения окружающих о нем самом, понимание собственных потребностей и усилий на их выполнения.
Задержка психического развития (ЗПР) заключается в недостаточности общего объема знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, недостаточной интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой насыщаемости интеллектуальной деятельностью.
Констатирующий этап показал, что у детей недостаточно сформировано ценностное отношение к прекрасному, они не могут изложить понятие художественный и красота, они не наблюдали картин и не бывали в музеях в достаточном количестве.
Воспитательный процесс должен строиться так, чтобы в нем предусматривались случаи, в которых школьник оказывается перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Такие случаи для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть поданы или иметь вид как учебные, или контролируя, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Библиография

Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / Алексеев В.Г. // Психол. журн. - 1984. - Т.5. - № 5. - С.63-70.
Артюхова, И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 2001- №4.- С.78-80
Бежевец Д. В. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию подростков и подростков.13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дисс. на соискание ученой степени К. П. Н.- Москва, 2015- 213 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание подростков в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 458-460.
Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / Бубнова С. С. // Психол. журн. — 1999. — № 5. — С.38-44.
Винникова Е. А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития / / Дефектология. 1999. № 1. 
Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издат. Центр «Академия», 2005. - 320 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.
Гаврильчева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности [Текст] / Г. Ф. Гаврильчева // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 13 - 18.
Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с ЗПР / Г.В. Грибанова //Дефектология. -1986. - №5-С.13-20.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / авт. кол. : С. Г. Шевченко, Н. Н. Малофеев, А. О. Дробинская, М. Н. Фишман, Н. В. Бабкина и др. ; под ред. С. Г. Шевченко. М. : АРКТИ, 2001. 
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.
Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 1. 
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2003.
Князев Е.А., Микляева Н.В. Ценностно-личностный подход в системе непрерывного дошкольного и начального школьного образования LAP. Lambert Academic Publishing. Saarbrücken, Germany, 2012. – 150 с.
Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. — М.: Эксмо, 2009. — 176 с.
Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития подростков // Интеграция образования . 2007. №3-4 С.119-122.
Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 2007. – 54 с.
Матанцева Татьяна Николаевна Особенности ценностных ориентаций подростков с задержкой психического развития // Вестник ВятГУ. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostnyh-orientatsiy-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 26.04.2019). 
Матвеева Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2001. – 45 с.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208 с.
Немов Р.С. Общие основы психологии / Немов Р.С. -. М., Владос 2003.- 688 с.
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова – М., 1999. – 440 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ―М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс] ―Режим доступа. ―URL: http: // standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959, дата обращения к электронному ресурсу: (дата обращения 01.12.2012 г.)
Харский К. О системе ценностей и ее влиянии на человека. [Электронный ресурс]. / Харский К. – Режим доступа: [http://www.zubry.ru/articles/2009/05/konstantin-xarskij-o-sistemecennostej-i-ee-vliyanii-na-cheloveka.]
Чернова Э.Г. Проблемы мотивации и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии //Материалы конференции молодых ученых. / Чернова Э.Г. Арзамас, 2000. С.144-150.

Приложения

Приложение 1

Методики. Используемые для диагностики на констатирующем этапе эксперимента
Тест №1
«Незаконченные предложения»
Цель: выявление наличия или отсутствия эмпатийной ориентации и соответствующих способов поведения, меры понятийного понимания нравственных норм.
Инструкция: «Вам предлагается 12 незаконченных предложений. Завершите их.»
Ход проведения исследования:
Во время выполнения задания учащиеся должны общаться друг с другом.
Стимульный материал:
1. Лучше, что может сделать человек ...
2. Каждый ребенок должен знать…
3. Я не знаю что такое красота и причина этого…
4. Я могу сказать что является красивым при условии…
5. Когда я вижу красивый пейзаж, то у меня возникают мысли…
6. Когда я вижу что-то некрасивое мне хочется…
7.Слово художественный означает…
8. Слово красивый означает…
9. Картина это…
10. Мое отношение к картине это…
11. Мои родители относятся к искусству…
12. Я смогу повесить картину дома потому, что
Тест №2
Методика «Да и нет» (модификация известной детской игры «так и нет не говорить») определяет развитие произвольности у детей.
Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно держать в памяти условия игры и принятый ею намерен отвечать определенным образом; контролировать свои ответы, сдерживать желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ. Все это невозможно без определенного развития произвольности.
1. Тебе нравится ходить в школу?
2. Ты часто замечаешь вокруг красивое?
3. Ты часто мечтаешь?
4. Ты часто рисуешь?
5. Ты бывал в музее?
6. Ты видел картины?
7. Ты что-то чувствуешь, когда смотришь на картины?
8. Тебе нравятся картины?
Тест№3
Для исследования ценностной сферы мы использовали метод ранжирования ценностей. Согласно уровням субъектности человека (по З.С. Карпенко) было выделено пять ценностей: здоровье – красота – ум – дружба – счастье.
Процедура исследования выглядела следующим образом. Детям для рангованого выбора предлагались пять личностных ценностей. Все вместе ценности представляли определенный спектр субъектности человека. Перед проведением ранжирования ценностей проводилась небольшая беседа с целью уточнения адекватности их понимания детьми. Перед процедурой ранжирования ценностей сферы Я-желаемого давалась следующая инструкция: «Из предложенного набора ценностей выбери ту, которой ты хотел бы обладать в первую очередь, появился напротив цифру» 1 «, затем свойство, которым ты хотел бы владеть во вторую очередь, отметь цифрой «2» и т. д. до «5». Последней будет ценность, в которой ты меньше заинтересован «.
Когда ребенок выполнил первое задание, даст следующая инструкция для определения Я- реального: «Внимательно подумай и из этого набора ценностей выбери ту, которая больше всего тебе подходит, поставь напротив этой ценности цифру» 1 «. Затем выбери ту ценность, которая меньше тебе подходит, отметь цифрой «2» и т. д. до «5». цифрой «5» отметь ту ценность, которая меньше для тебя характерно «.
Работа с детьми проводится индивидуально. Сначала определяли личностные ценности Я-желаемого, а затем - Я-реального.
Тест№ 4.
Нарисуй свою идеальную комнату.
Детям предлагается нарисовать свою комнату, все, что там должно быть, что радует ребенка, приносит ему удовольствие и т.д.


Приложение 2.
Репродукции картин для занятий
И. И. Шишкин «Дубы»


А. Остроумова-Лебедева «Александровский дворец в Детском Селе»

П. Пикассо «Мальчик с собакой»

Ж.-Б.-К. Коро «Пейзаж с ветреной погодой»























29

1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / Алексеев В.Г. // Психол. журн. - 1984. - Т.5. - № 5. - С.63-70.
2. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 2001- №4.- С.78-80
3. Бежевец Д. В. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию подростков и подростков.13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дисс. на соискание ученой степени К. П. Н.- Москва, 2015- 213 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
5. Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание подростков в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 458-460.
6. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / Бубнова С. С. // Психол. журн. — 1999. — № 5. — С.38-44.
7. Винникова Е. А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития / / Дефектология. 1999. № 1.
8. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издат. Центр «Академия», 2005. - 320 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.
10. Гаврильчева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности [Текст] / Г. Ф. Гаврильчева // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 13 - 18.
11. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личнос¬ти подростков с ЗПР / Г.В. Грибанова //Дефектология. -1986. - №5-С.13-20.
12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
13. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / авт. кол. : С. Г. Шевченко, Н. Н. Малофеев, А. О. Дробинская, М. Н. Фишман, Н. В. Бабкина и др. ; под ред. С. Г. Шевченко. М. : АРКТИ, 2001.
14. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.
15. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 1.
16. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2003.
17. Князев Е.А., Микляева Н.В. Ценностно-личностный подход в системе непрерывного дошкольного и начального школьного образования LAP. Lambert Academic Publishing. Saarbrücken, Germany, 2012. – 150 с.
18. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. — М.: Эксмо, 2009. — 176 с.
19. Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития подростков // Интеграция образования . 2007. №3-4 С.119-122.
20. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 2007. – 54 с.
21. Матанцева Татьяна Николаевна Особенности ценностных ориентаций подростков с задержкой психического развития // Вестник ВятГУ. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostnyh-orientatsiy-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 26.04.2019).

22. Матвеева Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2001. – 45 с.
23. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208 с.
24. Немов Р.С. Общие основы психологии / Немов Р.С. -. М., Владос 2003.- 688 с.
25. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова – М., 1999. – 440 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ―М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс] ―Режим доступа. ―URL: http: // standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959, дата обращения к электронному ресурсу: (дата обращения 01.12.2012 г.)
27. Харский К. О системе ценностей и ее влиянии на человека. [Электронный ресурс]. / Харский К. – Режим доступа: [http://www.zubry.ru/articles/2009/05/konstantin-xarskij-o-sistemecennostej-i-ee-vliyanii-na-cheloveka.]
28. Чернова Э.Г. Проблемы мотивации и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии //Материалы конференции молодых ученых. / Чернова Э.Г. Арзамас, 2000. С.144-150.

Вопрос-ответ:

Какие пути существуют для формирования жизненных ценностей у подростков с ОВЗ в условиях модернизации образования?

В условиях модернизации образования формирование жизненных ценностей у подростков с ОВЗ может осуществляться различными путями. Одним из путей является создание специальных программ и методик обучения, которые учитывают особенности развития и потребности подростков с ОВЗ. Другим путем может быть интеграция подростков с ОВЗ в общеобразовательную среду, что позволяет им взаимодействовать с другими учащимися, развивать социальные навыки и принимать ценности и нормы общества.

Какие особенности можно выделить в ценностных ориентациях подростков с нормальным развитием?

У подростков с нормальным развитием ценностные ориентации могут быть связаны с стремлением к достижению успеха, престижа, материального благополучия. Они могут ценить особенности своей личности, внешний вид, моду и стиль жизни. Также у них могут быть ценности, связанные с дружбой, семьей, любовью и отношениями с другими людьми.

В чем особенности ценностных ориентаций подростков с ОВЗ?

У подростков с ОВЗ ценностные ориентации могут быть связаны с их потребностями и особенностями развития. Они могут ценить возможности для развития своих способностей, поддержку, адаптацию в обществе. Также у них могут быть ценности, связанные с равноправием, справедливостью и защитой своих прав.

Какие подходы можно использовать для формирования ценностного отношения к прекрасному у подростков?

Для формирования ценностного отношения к прекрасному у подростков можно использовать различные подходы. Один из подходов заключается в изучении и анализе искусства, музыки, литературы и других проявлений культуры. Другой подход включает проведение творческих занятий, на которых подростки могут самостоятельно создавать произведения искусства и осознавать их ценность. Также важным подходом является обеспечение доступа подростков к культурным мероприятиям и культурному наследию.

Почему изучение ценностных ориентаций подростков с ОВЗ является психолого-педагогической проблемой?

Изучение ценностных ориентаций подростков с особыми воспитательными потребностями является психолого-педагогической проблемой, потому что эти подростки имеют свои специфические особенности развития, что требует особого подхода при формировании их ценностных ориентаций.

Какие пути формирования жизненных ценностей существуют в условиях модернизации образования?

В условиях модернизации образования существуют различные пути формирования жизненных ценностей подростков. Один из путей - это интеграция ценностей в образовательный процесс, создание специальных программ и проектов, направленных на развитие ценностного отношения подростков. Другой путь - это работа с родителями и общественностью, создание совместных партнерских программ и мероприятий, которые помогли бы формированию ценностей у подростков.

В чем состоят особенности ценностных ориентаций подростков с нормальным развитием?

Особенности ценностных ориентаций подростков с нормальным развитием заключаются в формировании ценностного отношения к прекрасному, эстетическому и культурному, а также в развитии моральных и этических ценностей. Подростки с нормальным развитием обычно имеют возможность воспринимать и анализировать ценности, принимать решения и строить свою жизненную стратегию на основе этих ценностей.

Какие особенности ценностных ориентаций подростков с ОВЗ можно выделить?

Особенности ценностных ориентаций подростков с особыми воспитательными потребностями можно выделить следующие: ограничение восприятия прекрасного и эстетического, затруднения в понимании и осознании моральных и этических ценностей, особые потребности и интересы, которые могут сильно отличаться от нормы. Кроме того, подростки с ОВЗ могут испытывать трудности в социальной адаптации и взаимодействии с другими людьми, что также отражается на их ценностных ориентациях.