системы логопидической работы по формированию произносительной стороны речи у старших дошкольников с онр 3 уровня

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 37 37 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 23.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ
1.1. Развитие звукопроизношения ребенка в онтогенезе …………….…........ 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня 11
1.3. Особенности произношения детей с ОНР III уровня 15
2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Цель, задачи, методики констатирующего эксперимента 19
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 20
2.3. Методические рекомендации для коррекционной работы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………….... 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ……………………………………………………………….39

Фрагмент для ознакомления

Артикуляционные упражнения направлены на увеличение объема движений, выработку точных, ритмичных движений, способствуют формированию переключаемости движений.Нормализация речевого дыхания проводится с помощью дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на выработку длительного, плавного выдоха.Второй этап – выработка произносительных умений и навыков – направлен на:выработку основных артикуляционных укладов, подготовку артикуляционного аппарата к постановке звуков;развитие фонематического восприятия;постановка звуков;автоматизация звуков;дифференциация звуков.Основные артикуляционные уклады формируются на основе комплексов артикуляционных упражнений, с помощью которых отрабатываются серии последовательных движений с опорой на кинестетический, зрительный, слуховой анализатор.Работа по развитию фонематического восприятия включает в себя шесть этапов и направлена на узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса, различение слов, близких по звуковому составу, дифференциацию слогов, звуков, развитие навыков звукового анализа.Постановка звуков осуществляется по подражанию, с механической помощью, смешанным способом.Автоматизация поставленных звуков проводится с постепенным усложнением речевого материала. Сначала звук закрепляется в изолированном произношении, затем в слогах, в словах, предложениях и текстах. При этом закреплении звуков сначала проводится с опорой на образец, в отраженной речи, затем с опорой на наглядность.Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и автоматизация с постепенным усложнением речевого материала.Третий этап направлен на формирование и развитие коммуникативных умений и навыков и предполагает закрепление приобретенных навыков в свободной речи. Реализация данного направления осуществляется с помощью таких методов и приемов, как заучивание стихов, составление рассказов по картине, серии сюжетных картин, пересказ сказок и рассказов.Особенность логопедической работы с детьми с ОНР заключается в сочетании нескольких этапов работы. Подготовительный этап и этап формирования произносительных умений и навыков включают задания, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков, которые предполагают развитие всех сторон речи ребенка:- развитие слоговой структуры слова,- развитие грамматических конструкций,- развитие связной речи (диалогической и монологической).ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о речевом нарушении – общее недоразвитии речи, которое характеризуется нарушением всех сторон речи: фонетико-фонематической и лексико-грамматической.Изучение речевого развития ребенка в онтогенезе выявил его зависимость от состояния эмоционально-выразительных, коммуникативно-познавательных средств. Полноценное развитиевсех сторон речи ребенка связано со своевременным формированием доречевых и речевых этапов.Становление артикуляционной базыкамнем в онтогенезе происходит в определенной последовательности и к пяти сознательное годам достигает своего развития. Правильное звукопроизношение обусловлено развитостью артикуляционного аппарата, а также сформированностью фонематических процессов, в первую очередь слухового восприятия.Дети с ОНР имеют развитые в соответствии с возрастом психические процессы, в то время как произносительная сторона речи характеризуется определенными особенностями, которые реализуются в нарушениях артикуляционной базы и звукопроизношении. Данное исследование ставило своей целью организацию изучения произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня.Для реализации данной цели была составлена методика экспериментального исследования артикуляционной моторики и звукопроизношения, разработанная на основе методик М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, О.Е. Грибовой, Н.С. Жуковой, Г.А. Волковой и др. Выбор методики констатирующего эксперимента позволил определить ряд особенностей:- артикуляционной моторики,- произношения звуков.По результатам проведенного эксперимента было отмечено:нарушения артикуляционной моторики у детей, сложности в удержании, переключении и подъеме языка, нарушения звукопроизношения всех групп звуков, чаще отмечались замены, что связано с нарушениями фонематических процессов у детей, средне-низкий уровень сформированности звукопроизношения у детей с ОНР.Полученные экспериментальные данные позволили определить основные направления логопедической работы по формированию и развитию произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОНР. Логопедическая работа с детьми данной группы требует системного подхода и направлена на формирование артикуляционной моторики, развитие навыков звукопроизношения и фонематических процессов, а также лексико-грамматических категорий и связной речи.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВолкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. СПб: Детство-Пресс, 2007. 470 с. Городилова В.И., Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения школьников /Пособие для учителей-логопедов. – М.: 1952Ефименкова, Л.Н. Коррекция звуков речи у детей / Л.Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1990. 115с.Ефименкова, Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г.Мисаренко. М.: Просвещение, 2005. 92с.Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.:Просвещение, 2003. 211с.Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. М., 1972. 343с.Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. СПб.: Издательство «Союз», 2007 г. 192 с. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2003. 357 с.Мартыненко Т.В. Особенности сформированности связной речи старших дошкольников / Т.В. Мартыненко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № - 18. - С. 106- 109. Мартынова, Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков. В сб. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1967. 152 с. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи / С.А. Миронова. М., 2006. 56с. Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. М.: Просвещение, 2005. 321с. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000 Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 2003. 263с. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста: Пособие для учителя.Сост. И.А. Петрова. М.: Просвещение, 1990. 95 с. Правдина, О.В. Логопедия / Учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2008. 272 с. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: 1963. Рау, Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. М.: Медгиз, 2009. 312с. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. М.: Классике Стиль, 2003. 160 с.Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: / Е.А. Стребелева. М.: Просвещение, 2004.164 с.Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011 г. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.Филичева, Т.Б. Формирование произношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Просвещение, 1993. 346с. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В. Чиркина. М.; Просвещение, 1989. 223 с. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. М.: Просвещение, 1990. 184с. Флерова, Ж.М. Логопедия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 395с. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. М., 1959. 244с. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. М.: Владос, 2011. 462 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Методики обследования произносительной стороны речи I. Исследование артикуляционной моторикиМетодика №1. Исследование статической и динамической организации артикуляционных движений. Цель: выявить уровень развития статической и динамической организации артикуляционных движений. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий под счет от 1 до 5. Инструкция: 1) открыть рот и удерживать его открытым под счет от 1 до 5; 2) открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, постучать по нему губами – пя-пя-пя; затем зубами – та-та-та; 3) открыть рот, положить кончик языка на верхнюю губу, удерживать его под счет от 1 до 5; 4) открыть рот, выгнуть язык горкой, прижать кончик языка к нижним зубам, удерживать его под счет от 1 до 5. 5) поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать их вперед «трубочкой»; 6) поочередно поднимать и опускать кончик языка к верхним и нижним зубам; 7) поочередно делать язык широким и узким; 8) поочередно двигать высунутым языком вправо – влево. Каждое упражнение оценивается по следующей шкале:- высокий уровень (3 балла) – точное, свободное выполнение упражнения;- средний уровень (2 балла) – неполный объем артикуляционных движений, замедленный темп выполнения, наличие сопутствующих движений, трудности удержания или переключении артикуляционной позы;- низкий уровень (1 балл) – выраженные трудности при выполнении упражнения, многочисленные ошибки, наличие синкинезий, не возможность удержания позы, движение неточное, нарушена последовательность движений. Максимальное количество баллов за первую серию заданий – 24 балла. II. Исследование звукопроизношения (см. Приложение А).Методика №2. Исследование уровня развития звукопроизношения разных групп звуков. Цель: изучить особенности произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков и аффрикат. Процедура: ребенок воспроизводит звук:а) изолированно,б) в слогах,в) словах,г) в стихотворениях, в чистоговорках.Экспериментатор фиксирует произношение исследуемых групп звуков в отраженной и самостоятельной речи. Группы исследуемых звуков: - свистящие – [с], [с’], [з], [з’]; - шипящие – [ш], [ж]; - аффрикаты – [ц], [ч], [щ]; - соноры – [л], [л’], [р], [р’] Произношение каждой группы звуков оценивается по следующей шкале: - высокий уровень (3 балла) – звукопроизношение не нарушено,- средний уровень (2 балла) – правильное произношение звуков изолированно в отраженной речи, нарушение произношения в свободной речи;- низкий уровень (1 балл) – произношение нарушено: замещения, смешения, искажения звуков. Методика обследование звукопроизношения (по Г.В. Волковой)1. Обследование изолированного произношения звукаИнструкция: «Повтори за мной звуки». Напр.,[с] -[с'] -[з] -[з'] -[ц] -Далее обследованию предлагаются остальные звуки: [ш, э, ч, щ, л, л', р, р', г, г', к, к', х, х', j].Критерии оценки:3 балла - правильное произношение звука;2 балла – звук правильно произносится изолированно, а в речи нарушен;1 балл – неправильное произношение звука;2. Обследование произношения звука в слогах разной конструкции (прямые слоги, обратные слоги, слоги со стечением согласных)Инструкция: «Повтори за мной».Критерии оценки:3 балла - правильное произношение звука;2 балла – звук правильно произносится отраженно, а в речи нарушен;1 балл – неправильное произношение звука;3. Обследование произношения звука в словах в разных позициях (начало, середина, конец) словаИнструкция: «Повтори за мной слова» (отраженно). сад, лиса, носзуб, коза цапля, кольцо, палецшуба, каша, душжук, лыжичайник, бочка, печьщетка, ящик, плащлук, мыло, мелрак, гора, заборКритерии оценки:3 балла - правильное произношение звука;2 балла – звук правильно произносится изолированно, а в речи нарушен;1 балл – неправильное произношение звукаОбследование произношения звука в предложенииИнструкция: «Повтори за мной предложения».В саду садовник садит кусты.Зоя запускает змея.Цапля высадила птенцов.Миша нашел шапку-ушанку.Жук жужжит.Лодка плывет по волнам.Рома на рыбалке поймал рыбу.Критерии оценки:3 балла - правильное произношение звука;2 балла – звук правильно произносится изолированно, а в речи нарушен;1 балл – неправильное произношение звукаПРИЛОЖЕНИЕ 2Экран звукопроизношения Испытуемые сc'зз’цшжчщлл’рр’1сзт’c’лй2не авт.не авт.не авт.сзт'c'не авт.горл.3фвт’не авт.не авт.не авт.не авт.wйгорл.й4шне авт.жне авт.схгт'c'wне авт.-л’5м/зне авт.м/зне авт.ссзт'не авт.вне авт.-й6фвт'c'не авт.г7сзт'не авт.не авт.не авт.горлне авт.8не авт.не авт.не авт.не авт.не авт.сзне авт.не авт.лл’9не авт.не авт.не авт.не авт.не авт.не авт.не авт.г10не авт.не авт.не авт.не авт.не авт.не авт.не авт.-ПРИЛОЖЕНИЕ 3Планирование логопедической работы по коррекции звукопроизношенияЭтап работыСодержание работыИгры и упражненияПервый этап – подготовительный.Задачи:нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры;нормализация моторики артикуляционного аппарата;нормализация речевого дыхания.1. Снижение патологических двигательных проявлений (гиперкинезов, синкинезий).2. Развитие подвижности губ и мышц языка, увеличение объема артикуляционных движений, формирование координированных движений органов артикуляции.3. Формирование целенаправленной воздушной струи.1. Логопедический массаж.2. Артикуляционная гимнастика.3. Игры для развития речевого дыхания – «Ветерок», «Фокус», «Снежинки»Второй этап – выработка произносительных умений и навыков.Задачи:выработка основных артикуляционных укладов, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;развитие фонематического слуха;постановка звуков;автоматизация звуков;дифференциация звуков.1. Формирование умения точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы, удерживать их.2. Выработка точных, плавных движений органов артикуляции, формирование умения переключаться с одного движения на другое.3. Развитие речевого дыхания.4. Формирование умения узнавать и различать гласные и согласные звуки, выделять звук из ряда звуков, слогов, слов, формирование навыков звукового анализа и синтеза.5. Постановка звуков по подражанию, механическим и смешанным способом.6. Автоматизация изолированных звуков, звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.7. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ: «Улыбка», «Дудочка», «Окошко»2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Лопатка», «Иголочка» «Блинчик», «Чашечка», «Горка», «Киска сердится», «Качели», «Часики».3. Упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха: «Погреем руки», «Парашют», «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».4. Игры «Поймай звук», «Повтори ряд слогов», «Назови первый звук, первый слог», «Посчитай слоги», «Назови последний звук», «Назови звуки по порядку», «Составь слово из слогов», «Придумай слово на звук», «Измени первый звук», «Выложи схему слова».5. Игры «Повтори слоги», «Назови картинки», «Назови ласково», «1-2-5», «Скажи предложение», «Я - мы - они», «Проговори слова», «Какой? Какая? Какое?», «Придумай предложение».6. Игры «Разложи картинки», «Найди картинки на заданные звуки», «Замени звук в слове», «Перескажи текст», «Составь рассказ»Третий этап – выработка коммуникативных умений и навыков. Задачи:закрепление приобретенных навыков в свободной речи.Закрепление произношения звуков в свободной речи.Заучивание стихов, составление рассказов по картине, серии сюжетных картин, пересказ сказок и рассказов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. СПб: Детство-Пресс, 2007. 470 с.
3. Городилова В.И., Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения школьников / Пособие для учителей-логопедов. – М.: 1952
4. Ефименкова, Л.Н. Коррекция звуков речи у детей / Л.Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1990. 115 с.
5. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. М.: Просвещение, 2005. 92 с.
6. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 2003. 211 с.
7. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. М., 1972. 343 с.
8. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
9. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. СПб.: Издательство «Союз», 2007 г. 192 с.
10. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2003. 357 с.
11. Мартыненко Т.В. Особенности сформированности связной речи старших дошкольников / Т.В. Мартыненко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № - 18. - С. 106- 109.
12. Мартынова, Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков. В сб. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1967. 152 с.
13. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.
14. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи / С.А. Миронова. М., 2006. 56 с.
15. Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. М.: Просвещение, 2005. 321 с.
16. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000
17. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 2003. 263 с.
18. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста: Пособие для учителя. Сост. И.А. Петрова. М.: Просвещение, 1990. 95 с.
19. Правдина, О.В. Логопедия / Учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2008. 272 с.
20. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: 1963.
21. Рау, Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. М.: Медгиз, 2009. 312 с.
22. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. М.: Классике Стиль, 2003. 160 с.
23. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: / Е.А. Стребелева. М.: Просвещение, 2004.164 с.
24. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011 г.
25. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
26. Филичева, Т.Б. Формирование произношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Просвещение, 1993. 346 с.
27. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.; Просвещение, 1989. 223 с.
28. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. М.: Просвещение, 1990. 184 с.
29. Флерова, Ж.М. Логопедия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 395 с.
30. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. М., 1959. 244 с.
31. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. М.: Владос, 2011. 462 с.