Олимпийские боги и их взаимоотношения по поэмам Гомера

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 27 27 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 20.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Творчество Гомера в историческом контексте времени 4
1.1.Жизнь и творчество Гомера 4
1.2. Олимпийские боги 6
ГЛАВА 2. Обзорный анализ взаимоотношений олимпийских богов на примере поэмы Гомера «Илиада» 15
2.1. Поэма «Илиада» Гомера 15
2.2. Взаимоотношения богов в поэмах Гомера «Илиада» 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список источников и литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Ей негодующей сердцем ответствовал Зевс тучеводец: (30)"Злобная; старец Приам и Приамовы чада какоеЗло пред тобой сотворили, что ты непрестанно пылаешьГрад Илион истребить, благолепную смертных обитель?...Град сей тебе я предать соглашаюсь, душой несогласный.Боги Гомера бессмертны, вечно юны, лишены серьезных забот, и все предметы обихода у них золотые. И в «Илиаде», поэт развлекает свою аудиторию рассказами о богах, и нередко боги выступают в ролях, каких постыдился бы любой смертный. В «Илиаде» Гера бьет по щекам свою падчерицу Артемиду ее собственным луком (ХХI, 479 - 49б),Так лишь сказала[Гера] и руки богини [Артемиды] своею рукоюЛевой хватает, а правою, лук за плечами сорвавши, (490)Луком, с усмешкою горькою, бьет вкруг ушей Артемиду:Быстро она отвращаясь, рассыпала звонкие стрелыИ, наконец, убежала в слезах. Такова голубица,Ястреба, робкая, взвидя, в расселину камня влетает,В темную нору, когда ей не сужено быть уловленной,- (495)Так Артемида в слезах убежала и лук свой забыла.Афродита плачет, жалуясь на раны, которые нанес ей смертный Диомед (V, 370 - 380),а ее мать Диона утешает ее рассказом о том, что смертные гиганты От и Эфиальт засадили как-то в медную бочку самого бога войны Ареса, так что он едва не погиб там (V, 383 - 391).Много уже от людей, на Олимпе живущие боги,Мы пострадали, взаимно друг другу беды устрояя.Так пострадал и Арей, как его Эфиальтес и Отос, (385)Два Алоида огромные, страшною цепью сковали:Боги постоянно вздорят между собой, вредят друг другу, обманывают друг друга; одни из них почему-то стоят за троянцев, другие за греков. Не видно, чтобы Зевс имел какой-либо моральный авторитет. Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества: Гера, Деметра, Афина, Афродита, Гестия, Артемида. Возросшее ремесло потребовало для себя бога - Гефеста. Гермес из прежнего примитивного существа стал покровителем торговли, скотоводства, искусства и всякого рода человеческого мероприятия.Отношение Гомера к богам достаточно противоречивое и своеобразное. Он их признает, наполняет поэму эпизодами, в которых герои просят богов в молитвах, приносят им жертвы, устраивают в их честь чествования, верят в предсказания оракулов. Однако сам автор часто не разделяет мыслей и чувств своих персонажей, в его ремарках заметное скептически-ироничное отношение к богам и оракулам. Например, он язвительно замечает, что хотя троянец Энном и был увлечен птицами, но «от гибели черной не спасли его птицы», так же как толкователь снов Евридамант не разгадал вещих снов своих сыновей - и они оба погибли.Боги Гомера имеют те же чувства и желания, что и люди. Но если героев поэт воспевает, пытается показать с лучшей стороны, наделяет различными добродетелями, то боги в этом отношении им значительно проигрывают. Они показаны автором жестокими, несправедливыми, злыми, капризными, коварными, лживыми, неблагодарными и тому подобное. Примерами подобного их поведения изобилует поэма. Вот несколько из них: Афина обманывает Гектора - и потому он погибает. Чтобы помочь ахейцам, Гера соблазняет Зевса, и он засыпает, а она добивается своего, хоть Зевс запретил жене вмешиваться в человеческие дела. В целом она постоянно обманывает своего грозного мужа. За излишнее любопытство Зевс обещает побить Геру и напоминает, как она уже была наказана. Аполлон обманывает Ахилла: набрав вида троянца Агенором, отвлекает героя от Трои и спасает ее. Афродита изменяет Гефесту с Аресом.В этой так называемой «великой битве богов» интересна реакция Зевса, который искренне радуется, наблюдая картину драки:С гласом столкнулись они, что земля застоналаИ небо большое вверху загремело. С высот олимпийских Зевс их услышал, и радостью сердце в нем заигралоВ груди, когда он увидел, как драться боги сошлись.( «Ил.», XXI, 387-390)Зевс - верховный бог древнегреческого пантеона. Все события, описанные в «Илиаде», определяются «волей Зевса». Из всех олимпийских богов только ему открыто будущее: ему известно все, что произойдет в ходе затянувшейся на много лет осады Трои. Таким образом, он в поэме символизирует абсолютную предопределенность событий человеческой истории и выступает воплощением высшего знания, недоступного другим олимпийским богам и смертным.В стане богов происходит своего рода раскол: все небожители так или иначе проявляют личные симпатии к греческим или к троянским героям. Афина покровительствует Ахиллу, Аполлон - Гектору, Афродита - Парису. Конфликт между небожителями приводит даже к «битве богов», описанной в двадцатом и двадцать первом песнях поэмы. Один только Зевс остается беспристрастным наблюдателем осады Трои. Он ревностно следит за тем, чтобы в благодарности героям была строго соблюдена справедливость. Нет симпатий и антипатий: оказывая временную поддержку то одним, то другим, а также неуклонно выполняя обещания, данные им другим богам, Зевс воплощает в поэме идею равновесия, которое сохраняет основы миропорядка. Символом божественной справедливости Гомер делает весы, на которых Зевс взвешивает судьбы Ахилла и Гектора.Несмотря на то, что смертные находятся в полной зависимости от воли богов, которые способны погубить их или, наоборот, отвлечь от них гибель, Гомер далек от того, чтобы показать людей беспомощными игрушками в руках всесильных богов. Между миром небожителей и миром смертных немало общего. По сути, они отличаются тем, что у богов гораздо больше возможностей и знаний, недоступных людям, но и богам, как и людям, свойственны всевозможные пороки и ошибки.По мнению Гомера, основная характерная черта мира людей - невежество, которое является главной причиной безрассудных и позорных поступков. 3евс отзывается о людях с иронией: люди убеждены, говорит он, что все беды происходят от злой воли богов, как часто сами смертные «гибель судьбе вопреки на себя навлекают безумством».Характерно, что боги никогда не плачут (слезы - это судьба людей), но постоянно и неудержимо смеются, и этот смех часто переходит в хохот («гомерический смех»). Смеются они целый день во время пиров, которые очень любят, насмешливо смеются в трагические для героя моменты, смеются кого-то из себе подобных:Смехом звонким начали Всеблаженнии боги хохотать,Глядя, как по покоях Гефест суетился хромой.( «Ил.», И, 599-600)Наблюдая Афродиту и Ареса, которые лежали на кровати, пойманные сеткой ревнивого Гефеста,Благоподавци боги остановились толпой при входе:Смехом звонким начали Всеблаженнии боги смеяться,Взглянув, что змайструвать умудрился Гефест хитроумный.( «От.», VIII, 325-327)Когда Гермес признается, что даже и в этой комической ситуации он рад был бы «с золотой лечь Афродитой», то «бессмертные от хохота снова да ложились» (VIII, 343).Активные, жизнерадостные и оптимистичные герои Гомера не слишком боятся богов, их несправедливые действия или поступки вызывают критику смертных, несогласие и даже противодействие. Одиссей не желает променять короткую жизнь и земную жену на вечное бессмертное блаженство с красавицей Калипсо. Обманутый Аполлоном Ахилл обвиняет бога в том, что он отобрал у него славу:Ты обманул, дальносяжче, меня, из богов хитрый,В даль заманив от стен ...( «Ил.», XXII, 15-16)Менелай, обращаясь к Зевсу, своего покровителя, прямо говорит, что «никто из богов не вреднее тебя» ( «Ил.», III, 365). Некоторые герои просто восстают против богов, Диомед ранит Афродиту и Ареса.В олимпийских богах Гомера раскрыта вся их тысячелетняя история. Несмотря на многочисленные негативные черты, они в определенной степени уже потеряли качества, присущие дикарству и варварству, и приблизились к культуре гомеровской эпохи, стали более понятными в своих поступках. Главным художественным приемом для изображения олимпийцев, вообще всего уклада их жизни, их взаимоотношений, Гомер избрал постоянную иронию и юмор, которые часто перерастают в сарказм. Поэтому почти все сцены на Олимпе выглядят как бурлескные, когда «высокая» тема - деятельность самих богов - раскрывается в снижено-пародийном плане. Эти методы поэта - ирония, юмор, сарказм, бурлеск - не уменьшают общего трагического напряжения поэмы. Эта специфика изображения богов в поэмах Гомера уже в поздней античности вызвала критику, поскольку выглядела как непочтительность к ним. Вряд ли это справедливо. Ведь в гомеровской эпохе мифологическое представление об олимпийцах прогрессировало. Боги появляются в очищенном от архаических наслоений виде, их отношение к людям становится более заинтересованным. Кроме того, с гомеровской эпохи уже начался кризис греческой религии. Зарождение философской мысли усиливало скептическое отношение к самому понятию божества, а тем более - к благости и справедливости его замыслов.Возможно также, что Гомер наделил олимпийских богов всеми указанными негативными чертами в связи со своим отношением к родовой аристократии. Оно было отрицательным - это можно проследить по тем сокрушительными оценкам, которые дают персонажи «Одиссеи» женихам - представителям высших аристократических семей Итаки. Поскольку, по мифам, общество самых олимпийцев - этой элиты, высшей знати среди богов - построенное по принципу человеческого, то Гомер на них перенес и отрицательные качества родовой аристократии.Таким образом, традиции эпической поэзии древних греков утвердились задолго до Гомера. Они закрепляют присущие эпосу определенные художественные и стилистические приемы, которые Гомер широко использует в «Илиаде». Но, отражая идеологию общинно-родового строя, он уже воспринимает все то новое, что появляется в обществе в связи с распадом этого устройства, появлением новых социальных отношений. Поэтому эпический художник отражает и сложность отношений отдельных лиц в обществе, и политические страсти, начинают сотрясать общество на примере богов. Это уже не аэд, который лишь наблюдает и с объективным равнодушием фиксирует или констатирует события, не высказывая своего отношения к ним и не комментируя их.Внешне создается впечатление, что человеческие волнения и заботы чужие и Гомеру, поэт как бы растворяется в грандиозных событиях и великих делах мощных богов и героев. Однако это впечатление обманчиво, а покой автора является только кажущимся. Подробный и объективный анализ его произведения показывает, что эта проблема неоднозначна и гораздо сложнее.Веяния нового времени, начало кризиса олимпийской религии приводят к изменениям в отношении поэта к традиционным представлениям о социальной или моральной, и религиозной сферах. Гомер часто теряет эпический покой и устами своих героев выражает отношение к изображаемым событиям, поступкам богов и героев. Он критически подходит к политике родовой аристократии, позиции олимпийцев. Гомера называют певцом героики, но вместе с тем в его поэмах случается много эпизодов, где звучат антивоенные мотивы, осуждаются войны, которым противопоставляется мирная жизнь, прославляются мирные профессии людей. Взяв все лучшее, что было произведено до него народными певцами, Гомер в их творения внес много своего, обогатил их тонкостями неповторимого мастерства.ЗАКЛЮЧЕНИЕВоздействие Гомера на мировую культуру огромно. Он был авторитетом для античных философов и остается источником для изучения мировоззрения древних греков. По его текстам изучается историками «гомеровская Греция», т.е. быт и нравы, социальная организация и материальная культура доклассической Эллады.Показанные отношения олимпийских богов подтверждают наличие юмористического в поэмах Гомера. Гомеровская юмористика отнюдь не отодвигается на последнее место, но иной раз даже слишком сильно выдвигается вперед. Это происходит потому, что эпический стиль Гомера, несмотря на его глубокие трагические и лирические стороны, все же несомненно полон всякого рода юмористики.Таким образом, гомеровское творчество, впервые рождает в Греции элементы вообще исторического сознания. Такая характеристика свободного эпического стиля у Гомера предполагает переходную эпоху между двумя общественно-историческими формациями, в течение которой и развивалось творчество Гомера. Противоречивость в гомеровском стиле как раз и говорит о становлении эпохи, о ее бурном развитии, о борьбе ее движущих сил, словом, обо всем том, что мы и считаем жизненным характером и эпохи и литературы.Спор о личности Гомера, его биографии, времени жизни, авторстве, то есть проблемы, составляющие суть «гомеровского вопроса», способствовали чрезвычайно глубокому изучению наследия поэта. Ученые разных стран приложили огромные усилия, чтобы досканально проанализировать поэмы, провели колоссальные подсчеты эпитетов, героев, географических названий, использование различных материалов греками, в частности металлов и особенно железа. Это помогло уточнить время жизни поэта и доказать, что «Одиссея» была составлена ​​на 30-40 лет позже «Илиады».Список источников и литературы

.

Вопрос-ответ:

Кто такие олимпийские боги и какие у них взаимоотношения?

Олимпийские боги - это древнегреческие боги и богини, правящие на Олимпе. У них сложные взаимоотношения, которые описываются в поэмах Гомера.

Какие поэмы Гомера описывают взаимоотношения олимпийских богов?

Олимпийские боги и их конфликты между собой описываются в поэмах Гомера, таких как "Илиада" и, возможно, "Одиссея".

Что такое поэма "Илиада" Гомера?

"Илиада" - это эпическая поэма, написанная Гомером, которая рассказывает о последних месяцах троицкой войны и событиях перед падением Трои.

Какие взаимоотношения богов описываются в поэме "Илиада"?

В поэме "Илиада" описываются конфликты и союзы богов, их вмешательства в дела людей и влияние на ход событий.

Какова роль Зевса, главного олимпийского бога, в взаимоотношениях других богов?

Зевс играет важную роль в взаимоотношениях олимпийских богов. Он решает споры и конфликты между богами, и его решения могут иметь значительное влияние на ход событий.

Кто является автором поэмы о олимпийских богах?

Автором поэмы о олимпийских богах является Гомер.

Какие поэмы Гомера рассказывают о взаимоотношениях олимпийских богов?

О взаимоотношениях олимпийских богов рассказывают поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея".

Какие примеры взаимоотношений богов можно найти в поэме "Илиада"?

В поэме "Илиада" можно найти примеры взаимоотношений богов, такие как помощь и поддержка, боги вмешиваются в дела людей, советуют им и влияют на ход событий.

Какое место в историческом контексте времени занимает творчество Гомера?

Творчество Гомера занимает важное место в историческом контексте времени, оно относится к периоду древнегреческой культуры и мифологии.

Какой бог отвечает негодующей сердцем Зевсу тучеводцу?

Негодующей сердцем Зевсу тучеводцу отвечает богиня злоя старец Приам и Приамовы чада, вызывая его гнев.

Какие боги упоминаются в поэмах Гомера?

В поэмах Гомера упоминаются различные боги олимпийского пантеона, включая Зевса, Геру, Афину, Аполлона, Ареса, Гепа, Посейдона и др.