Допуск и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 20.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты допуска и доступа к сведениям, составляющим государственную тайну 5
1.1. Конфиденциальная и секретная информация как объект правового регулирования 5
1.2. Государственная тайна и доступ к ней 10
2. Особенности допуска и доступа к сведениям, составляющим государственную тайну 13
2.1. Допуск специальных субъектов к сведениям, составляющим государственную тайну 13
2.2. Ответственность за утечку сведений, составляющих государственную тайну 22
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Защищать государственные секреты - это не просто юридические,технические и культурные вопросы. Решение зависит от уровня информационной культуры вобществе. Неотъемлемой частью этой культуры является признание законности иэффективности установления правовой нормы для информации с ограниченным доступом,включая государственную тайну и функцию государственного секретного агентства.Государственная тайна - это информация о внешней политике, экономике,разведке, расследованиях и деятельности Российской Федерации в военной сфере.Доступ к государственной тайне означает регистрацию доступа к информации.Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 определяет три формы допуска кгосударственной тайне:- Форма допуска 1 в государственную тайну - особо важные данные, например,плановые документы.- Форма допуска 2 в государственную тайну - информация является полностьюконфиденциальной и может означать ввод личных данных секретного оперативногоперсонала лично.- Форма допуска 3 - Секретная информация, как правило, доступ к документам,помеченным для официального использования. Каждый определяет уровеньконфиденциальности информации, используемой сотрудниками, и обязанности, которые они выполняют.Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне предусматривает:- принятие на себя обязательств перед страной по нераспространению доверенной иминформации, составляющей национальные секреты.- Часть прав, согласие на временное ограничение.- Согласительная форма на проведение проверочных мероприятий на органах власти.- определение вида, размера и порядка предоставления льгот, предусмотренныхзаконодательством.Что касается методов защиты информации, то методы технической защиты информации,используемые в сочетании с организационными методами, играют важную роль вобеспечении защиты информации при ее хранении, накоплении и обработке сиспользованием средств автоматизации. Технические методы необходимы для эффективногоиспользования средств защиты информации в распоряжении предприятия на основе новыхинформационных технологий. Среди перечисленных выше методов защиты информациивыделяются организационные методы, специализирующиеся на решении следующих задач:- Реализация принципа личной ответственности руководителей подразделений иперсонала компании за защиту конфиденциальной информации.- Определение перечня информации, относящейся к компании по различнымкатегориям (типам) конфиденциальной информации.- Ограничить количество людей, которые имеют право на доступ к различным видаминформации в соответствии с секретностью.- Отбор и расследование лиц, назначенных в качестве должностных лиц, связанных сконфиденциальной информацией, обучением и обучением корпоративных сотрудников,разрешенных к конфиденциальной информации.- Организация и управление конфиденциальной документацией.Систематически следить за соблюдением установленных требований по защитеинформации. Таким образом, государственная тайна - это очень важные документы потому,что они представляют собой особую информацию, относящуюся к определенномугосударству.Допуск-это официальное разрешение руководителя предприятия на право выполнениязакрытых работ, в связи с правом ознакомления и приобретения секретных работ идокументов.Персональные данные должны быть защищены очень хорошо. Защита этих данныхназывается комплексом мер, принимаемых оператором для решения проблемынесанкционированного использования персональных данных, включая организационные,административные и технические меры защиты.Гостайна — защищаемые государством сведения в области его военной,внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых можетнанести ущерб безопасности Российской Федерации.Уголовную ответственность за разглашение сведений в вышеописанномописанном определении устанавливает статья 283 действующего УК РФ.Наказание будет правомерно в том случае, если данное нарушение содержалоследующие условия:1) придание сведений разглашению путем осуществления определенныхдействий, либо, наоборот, намеренному проявлению бездействия;2) наступление соответствующих последствий, т. е. сведения стали известны совершенно посторонним лицами, у которых не имеется полномочий навладение подобной информацией.При этом сам способ совершения данного запрещенного деяния будет различаться. Чаще всего разглашение секретной информации и гостайны осуществляется в устной форме, но бывают случаи и письменного предоставленияинформации, и ее публикация в определенных документах, к которым общественность имеет свободный доступ. В любом случае это действие по приданию тайны огласке будет считаться правонарушением. Окончанием преступления будет являться тот момент, в который наступили негативные последствия,то есть когда охраняемая тайна стала доступна гражданам.За неправомерное оглашение гостайныв отношении виновного лица устанавливается уголовная ответственность. При этом в расчет принимаются различные дополнительные факторы, например, наличие либо отсутствие отягчающих обстоятельств, определенные аспекты преступления, мотивы виновногои т. д. Устанавливается также и уровень серьезности наступивших последствий,включая материальный ущерб, причиненный государству.Могут быть выявлены и так называемые тяжкие последствия совершенногонарушения. К ним относятся:1) попадание сведений, составляющих государственную тайну, в руки разведывательных иностранных организаций;2) срыв важнейших запланированных государственных операций, осуществление которых стало невозможным по причине утечки и разглашения информации;3) прерывание действующих разработок и государственных учений;4) срыв иных операций, включая военные, который стал результатом неправомерных действий лица, придавшего тайну огласке.Все вышеперечисленные последствия будут приравнены к особым отягчающим обстоятельствам и, следовательно, повлияют на тяжесть установленногонаказания.Разглашение гостайны может повлечь за собой следующие виды наказания:1) предварительный арест виновного лица на срок, не более 6 месяцев с момента его задержания;2) тюремное заключение, максимальная продолжительность которого может составлять 4 года. При этом комментарий действующих уголовных нормгласит, что в редких случаях период лишения свободы продлевается до 7 лет.В качестве дополнительных мер ответственности нередко применяетсяи отстранение от должности на конкретный срок, либо установление запретана осуществление определенной деятельности виновным лицом.Все вышеперечисленные меры и их курсовая направленность должны способствовать дальнейшему недопущению разглашения секретной государственной информации и тайны уполномоченными лицами.Существуют и особенности назначения наказания за разглашение гостайны.Назначение соответствующего наказания за разглашение тайны и государственной информации осуществляется исключительно в судебном порядке.Существующая судебная практика показывает, что прежде всего выясняютсявсе необходимые подробности случившегося, а именно:1) наличие предварительного сговора и подготовки преступления;2) подтверждение факта намеренного осуществления противоправных действий;3) вмешательство в преступление иных лиц, которые оказывали требуемоесодействие;4) установление мотивов, которыми руководствовалось виновное лицо;5) выяснение иных важных обстоятельств преступления.Осужденные на максимальный срок лица, как правило, теряют возможность дальнейшего трудоустройства в государственных органах, вне зависимости от направления деятельности, а также иных аспектов работы.Любой человек, осуществляющийобработку государственной тайны, должен осознавать степень ответственности, с которой происходит его работа. Утечка даже незначительных, по мнению работника, данных может повлечь за собой очень серьезные последствия,которые коснутся как самого нарушителя, так и города, в котором произошлонарушение, а может, и целого государства.ЗаключениеОтношения по поводу информации, и конфиденциальной информации, регламентируются нормами права. Вместе с тем, информация в целом и конфиденциальная информация являются предметом регулирования различных отраслей права и разноотраслевых нормативных правовых источников, центральное место среди которых занимает Основной Закон РФ. Наша страна – субъект международных правовых отношений в анализируемой сфере.В законе «О государственной тайне» говорится, что «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, раcпространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». В 2012 году в УК РФ были внесены поправки, направленные на совершенствование законодательства в сфере защиты государственной тайны от преступных посягательств. Режим государственной тайны представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию, включающую различные составляющие, в рамках которых компетентными органами осуществляется комплекс мероприятий по решению вопросов, в частности, связанных с соблюдением режима секретности и допуском лиц к сведениям, составляющим государственную тайну. Структура данного правового режима, как и любого другого, содержит в себе такие элементы, как целевое предназначение, объект, субъект, правовые средства и др.Совершенствование системы допуска специальных субъектов к государственной тайне должно осуществляться посредством:- правовых средств, создающих условия для воспрепятствования незаконного доступа к сведениям, содержащим государственную тайну;- организационных, оперативных и иных мер, направленных на противодействие незаконному доступу «нежелательных лиц» к секретной информации.При этом совершенствование системы допуска лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, должно осуществляться по таким направлениям, как:- приведение нормативных правовых актов, регулирующих порядок допуска специальных субъектов к государственной тайне с учетом требований, предъявляемых современной ситуацией в стране и за рубежом;- оперативное реагирование компетентных органов на негативные проявления иностранных государств с целью «ограждения» граждан таких государств и иных специальных субъектов от получения информации, составляющей государственную тайну.Нормативные правовые акты в сфере защиты государственной тайны должны формироваться с учетом:- анализа имеющихся нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения с участием специальных субъектов в области охраны государственной тайны;- анализа угроз национальной безопасности;- состояния международных договоров РФ по вопросам допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, обмена секретной информацией и других факторов.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 06.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6724Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями от 31.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3451Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями от 18.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 19. Ст. 3422.Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями от 18.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 18. Ст. 1532.Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями от 28.07.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с изменениями и дополнениями о 27.12.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2901Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (с изменениями и дополнениями от 09.07.1997) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 3354.Газизов А.Р. Организационное правовое обеспечение информационной безопасности: учеб. Пособие; Донской гос.техн. ун-т Ростов-на-Дону: ДГТУ,2017. 156 с.Дацковская Д.А., Саблин Д.А. Государственная тайна как категория конституционного права // В сборнике: Свобода и право. Сборник статей XIX Международной научной конференции. 2017. С. 31.Демьянец М. В., Елин В. М., Жарова А. К. Предпринимательская деятельность в сети нтернет: монография. М., 2014.Иванов Д.В. Конфиденциальная информация в трудовых отношениях: учебно-практическое пособие. М.: Норма, 2014. С. 77.Исаев И.А. Государственный интерес и государственная тайна // История государства и права. 2017. № 15. С. 5.Мартышин М. Ю. Государственная тайна как объект конституционно-правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 10.Скоробогатов А.А. Проблемы правого регулирования обращения и защиты государственной тайны //Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2015. № 1. С. 11-14.Постановление КС РФ от 4 октября 2016 г. № 18-П.Определение КС РФ от 25 февраля 2016 г. № 245-О.Определение КС РФ от 8 декабря 2011 г. № 1676-О-О.Определение КС РФ от 10 ноября 2002 г. № 314-О.Определение ВС РФ от 14 сентября 2016 г. № 301-КГ16-5720 по делу № А82-3568/2015
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 06.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6724
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями от 31.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3451
6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями от 18.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448
7. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 19. Ст. 3422.
8. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями от 18.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 18. Ст. 1532.
9. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями от 28.07.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480
10. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с изменениями и дополнениями о 27.12.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300
11. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2901
12. Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (с изменениями и дополнениями от 09.07.1997) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 3354.
13. Газизов А.Р. Организационное правовое обеспечение информационной безопасности: учеб. Пособие; Донской гос.техн. ун-т Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2017. 156 с.
14. Дацковская Д.А., Саблин Д.А. Государственная тайна как категория конституционного права // В сборнике: Свобода и право. Сборник статей XIX Международной научной конференции. 2017. С. 31.
15. Демьянец М. В., Елин В. М., Жарова А. К. Предпринимательская деятельность в сети нтернет: монография. М., 2014.
16. Иванов Д.В. Конфиденциальная информация в трудовых отношениях: учебно-практическое пособие. М.: Норма, 2014. С. 77.
17. Исаев И.А. Государственный интерес и государственная тайна // История государства и права. 2017. № 15. С. 5.
18. Мартышин М. Ю. Государственная тайна как объект конституционно-правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 10.
19. Скоробогатов А.А. Проблемы правого регулирования обращения и защиты государственной тайны //Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2015. № 1. С. 11-14.
20. Постановление КС РФ от 4 октября 2016 г. № 18-П.
21. Определение КС РФ от 25 февраля 2016 г. № 245-О.
22. Определение КС РФ от 8 декабря 2011 г. № 1676-О-О.
23. Определение КС РФ от 10 ноября 2002 г. № 314-О.
24. Определение ВС РФ от 14 сентября 2016 г. № 301-КГ16-5720 по делу № А82-3568/2015
Вопрос-ответ:
Какие аспекты регулирует законодательство в отношении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну?
Законодательство регулирует правила и процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Оно определяет категории субъектов, которым может быть предоставлен доступ к таким сведениям, а также устанавливает требования к прохождению процедуры допуска.
Что является объектом правового регулирования в случае конфиденциальной и секретной информации?
Конфиденциальная и секретная информация являются объектом правового регулирования. Государство устанавливает правила сохранения и защиты такой информации, а также определяет категории субъектов, которым может быть предоставлен доступ к ней.
Что такое государственная тайна и как осуществляется доступ к ней?
Государственная тайна - это сведения, составляющие государственную тайну. Доступ к таким сведениям осуществляется посредством процедуры допуска, которая включает в себя проверку личности и надежности субъекта, а также подписание специального соглашения о неразглашении.
Какие особенности существуют в отношении допуска и доступа к сведениям, составляющим государственную тайну?
Одной из особенностей является требование к допуску специальных субъектов к таким сведениям. Такие субъекты должны проходить специальную процедуру допуска, включающую в себя проверку личности и надежности, а также получение специального разрешения на доступ к государственной тайне.
Какая ответственность может быть за утечку сведений, составляющих государственную тайну?
За утечку сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрена уголовная и дисциплинарная ответственность. Лицо, допущенное к таким сведениям, должно соблюдать строгие правила и обязанности по их сохранению и неразглашению, в противном случае оно может быть привлечено к уголовной или дисциплинарной ответственности.
Какие аспекты регулируют доступ к государственной тайне?
Доступ к государственной тайне регулируется различными аспектами. Во-первых, существует деление на конфиденциальную и секретную информацию, которые являются объектом правового регулирования. Во-вторых, существует процедура допуска к государственной тайне, включающая различные проверки и установленные критерии. Также, следует отметить, что доступ к государственной тайне может быть ограничен в зависимости от вида информации и уровня допуска.
Что такое государственная тайна и как можно получить доступ к ней?
Государственная тайна - это информация, которая является государственной или военной тайной и требует особой защиты от неправомерного доступа. Доступ к государственной тайне можно получить только после прохождения процедуры допуска. Для этого необходимо подать соответствующую заявку, пройти проверки, предоставить ряд документов и получить специальное разрешение. Допуск к государственной тайне дается только определенным категориям лиц, которые имеют необходимые полномочия и требуемую квалификацию.
Какие особенности есть в процедуре допуска и доступа к государственной тайне?
В процедуре допуска и доступа к государственной тайне есть несколько особенностей. Во-первых, допуск к государственной тайне может быть предоставлен только определенным специалистам, которые имеют необходимую квалификацию и полномочия. Во-вторых, процедура допуска включает обязательные проверки личности и проверку наличия сведений, которые могут угрожать безопасности государства. Также, важно отметить, что доступ к государственной тайне может быть ограничен в зависимости от вида информации и уровня допуска.
Какая ответственность предусмотрена за утечку государственной тайны?
За утечку государственной тайны предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством. Лица, которые несут ответственность за утечку государственной тайны, могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности. В зависимости от характера утечки и степени ущерба, могут применяться различные меры наказания, от штрафов до лишения свободы. Также, утечка государственной тайны может привести к увольнению, потере лицензий или запрету на занимаемые должности.