Ребёнок и мир в детских пьесах Надежды Колтышевой
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 13.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ 5
1.1 История развития детской драматургии 5
1.2 Важнейшие особенности детской драматургии и специфика детского театра 5
ГЛАВА 2. ДРАМАТУРГИЯ НАДЕЖДЫ КОЛТЫШЕВОЙ 6
2.1 Особенности творчества Надежды Колтышевой 6
2.2 Анализ пьесы Надежды Колтышевой «Игорек в табакерке» 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8
, – когда они попадают в сферу литературы для детей.
Влияние сказки на жанровую систему приводит к появлению различных жанровых модификаций:
- повесть-сказка,
- новелла-сказка,
- поэма-сказка и т.д.
Произведения имеют двуплановое значение, «детский» и «взрослый» планы перекликаются, образуя диалогическое единство внутри текста.
В современной детской драматургии затрагиваются различные важнейшие проблемы:
• тоска по «настоящему» и кризис живого общения в техногенном мире в «фантастической» пьесе В. Ольшанского «Училка XXI века» (второе название «Железяка», 1986). Преломление традиций святочного, новогоднего рассказа в пьесах:
- В. Ольшанского «Оловянный, Деревянный, Стеклянный» (2000),
- М. Садовского «Мальчишка-Новый год»;
• «дети» и «деды» как сквозная тема в современной драматургии для детей (В. Ольшанский «Маленькая бабушка. Чудо на один день», А. Богачёва «Бабушка напрокат», К. Малинина «Лодка. Дирижабль. Я», Н. Воронов «Лёлька», А. Чичканова «Кукушонок» и другие);
• жажда обретения родовых, национальных корней у юного постсоветского поколения как предмет рефлексии в современной драматургии для подростков:
- пьесы В. Друненкова, Ю. Алесина «На деревню к бабушке»,
- Л. Ансельм «Мать и дочь» и другие;
• тема «сиротства» и социальной запущенности, одиночества ребёнка-подростка в семье в современной драматургии:
- «На втором этаже» А. Сеплярского,
- «Песенка песенок» О. Юрьева,
- «Колесо фортуны» Е. Греминой,
- «Кукушонок» А.Чичкановой,
- «Выглядки» В. Ливанова;
• взаимоотношения матерей и детей в «десятиминутных пьесах» эмигрантки четвёртой волны Л. Ансельм.
Трансформация внутрисемейных отношений в современном обществе и также оптимистический пафос финалов пьес занимает особое место в современной детской драматургии. Способность действующих лиц-детей принять сложившиеся условия существования – в эмиграции, без отца, без социально-культурной поддержки («Почему нас никто не любит», 2009), в нетрадиционной (однополой) семье («Портрет к празднику День матери»).
«Именно пьеса – прозрачная, динамичная, свободно впитывающая самые неожиданные решения своего воплощения – наиболее точно и ясно отвечает и обучающим задачам взрослого:
- развить самостоятельность,
- создать условия для исследовательской деятельности,
- насытить учебный процесс интерактивными, игровыми формами, и психологическим потребностям школьника.
Тем самым обеспечивается продуктивная деятельность, которая выходит «за рамки школьной программы», сочетание индивидуальной и коллективной форм работы, результативность».
Таким образом, пьесы для детей направлены на детское восприятие, часто они выстраивают диалог с воображаемым юным зрителем с учетом различия уровней этического и эстетического восприятия ребенка.
Гребенкин, А. Театральная педагогика вчера и сегодня / А. Гребенкин [Электронный ресурс] // Театр «111» им. П. М. Ершова. – URL: http:// theater111.ru/science03.php (дата обращения : 18.04.2019).
Крук. Д.С. История развития детского театра в России / Д.С. Крук [Электронный ресурс] // Киберденинка. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-detskogo-teatra-v-rossii (дата обращения : 18.04.2019).
Драматический кружок школьников : [сборник статей] / сост. В. Г. Ширяева ; Институт художественного воспитания Академии педагогических наук. – М. : Учпедгиз, 1955. – 80 с.
Добросолец, И.И. Драматургия для детей: поиски современного театра / И.И. Добросолец // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Под редакцией С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. 2016. – С. 487-488.
Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд., пе- рераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 20-33.
Шапауов, А.К. Детская драматургия / А.К. Шапауов [Электронный ресурс] // rusnauka.com. – URL : http://www.rusnauka.com/30_PERNR_2014/Philologia/1_177749.doc.htm (дата обращения : 14.04.2019).
Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд., пе- рераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 20-33.
Добросолец, И.И. Драматургия для детей: поиски современного театра / И.И. Добросолец // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Под редакцией С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. 2016. – С. 488-489.
Драматургия для детей есть? [Электронный ресурс] / livejournal. – URL: http://asya-katina.livejournal.com/187555.html (дата обращения : 15.04.2019).
1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд., пе- рераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
2. Бахтин, Н.Н. Театр и его роль в воспитании / Н.Н. Бахтин // В помощь семье и школе : Детские сады. Игрушки. Детский театр. Педагогические музеи. Волшебный фонарь / сост. Н. Н. Бахтин, Е. С. Дедюлина, М. В. Новорусский [и др.]. – Москва : «Польза» В. Антик и К°, 1911. – 240 с. : ил. – (Педагогическая академия в очерках и монографиях. (Воспитание в семье и школе) / под общ. ред. проф. А. П. Нечаева ; [Т. 6]).
3. Гребенкин, А. Театральная педагогика вчера и сегодня / А. Гребенкин [Электронный ресурс] // Театр «111» им. П. М. Ершова. – URL: http:// theater111.ru/science03.php (дата обращения : 18.04.2019).
4. Добросолец, И.И. Драматургия для детей: поиски современного театра / И.И. Добросолец // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Под редакцией С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. 2016. – С. 486-490.
5. Драматический кружок школьников : [сборник статей] / сост. В. Г. Ширяева ; Институт художественного воспитания Академии педагогических наук. – М. : Учпедгиз, 1955. – 80 с.
6. Драматургия для детей [Электронный ресурс] / Всезнайка – все для школы. – URL : http://www.vse-znayka.ru/dramaturgiya-dlya-detej.html (дата обращения : 18.04.2019).
7. Драматургия для детей есть? [Электронный ресурс] / livejournal. – URL: http://asya-katina.livejournal.com/187555.html (дата обращения : 15.04.2019).
8. Колтышева Надежда Вячеславовна [Электронный ресурс] / Год литературы в Екатеринбурге. – URL : http://литература.екатеринбург.рф/писатели/к/колтышева (дата обращения : 15.04.2019).
9. Колтышева, Н. Игорек в табакерке [Электронный ресурс] / Драматешка. – URL : http://dramateshka.ru/index.php/k/5278-koltihsheva-n-igorek-v-tabakerke (дата обращения : 16.04.2019).
10. Колтышева Н. Игорек в табакерке [Электронный ресурс] / Записки суфлера. – URL : http://sufler.su/katalog/k/колтышева-н/колтышева-н-игорек-в-табакерке/ (дата обращения : 18.04.2019).
11. Крук. Д.С. История развития детского театра в России / Д.С. Крук [Электронный ресурс] // Киберденинка. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-detskogo-teatra-v-rossii (дата обращения : 18.04.2019).
12. Машевская, С.М. Детский театр а.т. болотова - яркая страница истории детской театральной деятельности / С.М. Машевская // Научный поиск. – 2015. № 1. – С. 49-57.
13. Надежда Колтышева. Муфта, полботинка и моховая борода [Электронный ресурс] / Драматешка. – URL : http://dramateshka.ru/index.php/k/2955-nadezhda-koltihsheva-mufta-polbotinka-i-mokhovaya-boroda (дата обращения : 18.04.2019).
14. Тиманова, О.И., Шарафадина, К.И. Отечественная «сказочная» книжность XIX века в иносфере познавательного чтения : семантика и прагматика // Мир лингвистики и коммуникации. – 2010. – № 2 (19) [Электронный ресурс]. – URL : http://tverlingua.ru (дата обращения : 18.04.2019).
15. Шапауов, А.К. Детская драматургия / А.К. Шапауов [Электронный ресурс] // rusnauka.com. – URL : http://www.rusnauka.com/30_PERNR_2014/Philologia/1_177749.doc.htm (дата обращения : 14.04.2019).
16. Хабибьянова, Э.И. Художественное своеобразие драматической сказки Н. Колтышевой «Игорек в табакерке» / Э.И. Хабибьянова // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. – 2013. – № 5. – С. 251-258.
Вопрос-ответ:
Какие особенности детской драматургии описывает статья?
Статья описывает историю развития детской драматургии и важнейшие особенности этого жанра, а также специфику детского театра.
Какие особенности творчества Надежды Колтышевой указывает статья?
Статья указывает, что особенности творчества Надежды Колтышевой включают использование сказочных мотивов и героев, создание ярких и запоминающихся пьес, а также активное использование инсценировок в ее работе.
Какую пьесу Надежды Колтышевой анализирует статья?
Статья анализирует пьесу Надежды Колтышевой "Игорек в табакерке".
Какое влияние оказывает сказка на жанровую систему детской драматургии, согласно статье?
Согласно статье, сказка оказывает значительное влияние на жанровую систему детской драматургии, предоставляя авторам возможность использовать сказочные мотивы и персонажей, а также создавать яркие и увлекательные истории.
Какую информацию о детской драматургии дает статья?
Статья предоставляет информацию об истории развития детской драматургии, важнейших особенностях этого жанра и специфике детского театра.
Какие специфические особенности есть в детской драматургии?
Детская драматургия имеет свои уникальные особенности. Она направлена на развитие и воспитание детей, поэтому в ней часто присутствуют моральные поучения и яркие образы. Также детские пьесы могут быть более простыми по сюжету и языку, чтобы быть понятными и доступными для ребят разного возраста.
Как развивалась детская драматургия в истории?
История развития детской драматургии началась в древности. В театрах Древней Греции и Рима уже были спектакли, созданные специально для детей. В дальнейшем, с появлением литературы для детей, детская драматургия стала развиваться вместе с ней. Этот жанр и по сей день остается популярным и актуальным, помогая детям расширять свой кругозор и развивать творческие способности.
Какие особенности творчества Надежды Колтышевой?
Творчество Надежды Колтышевой отличается яркими образами, языковой доступностью и разнообразием тем. Она часто использует сказочные мотивы и персонажей, чтобы привлечь внимание маленьких зрителей. Также в ее пьесах присутствуют моральные поучения, которые помогают детям учиться и развиваться.
Что можно узнать из анализа пьесы Надежды Колтышевой "Игорек в табакерке"?
Анализ пьесы Надежды Колтышевой "Игорек в табакерке" позволяет увидеть, как автор создает яркие образы и интересные сюжеты, которые привлекают внимание детей. Эта пьеса также повествует о непростой судьбе мальчика, что позволяет детям задуматься над темами справедливости и дружбы.