Инвестиционная деятельность государства в условиях современной России
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 23.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Институциональные преобразования на финансовом рынке связаны с изменением государственных органов регулирования и механизмом финансирования рыночных структур экономики. Появление финансовых институтов, способных привлекать, накапливать, трансформировать свободные денежные капиталы и финансовые ресурсы в инвестиционные средства государства, необходимы на современном этапе для дальнейшего развития экономических рыночных структур. Рыночные институты предназначены для связи между государственными органами экономики и населением, способствуют повышению социальной и финансовой значимости рыночного механизма. Экономическая эффективность институциональных финансовых посредников возрастает, если происходит перераспределение денежных ресурсов общества в организованную инвестиционную структуру и повышается сберегательная активность населения государства.
Экономический эффект от стимулирования сберегательной и инвестиционной активности населения может быть ощутим как в ближайшие годы, так и в перспективе макроэкономического развития. Чтобы вовлечь потенциальные ресурсы населения в реальные инвестиции и обеспечить повышение уровня жизни, выработаны этапы реализации механизма инвестиционной стратегии сбережений, позволяющие оценить возможности финансового рынка и принять оптимальное решение о размещении накопленных активов .
Макроэкономический уровень инвестиционного процесса характеризует способность превращения сбережений населения, юридических лиц и части доходов государства в инвестиционные средства, в результате чего и происходит расширенное воспроизводство экономики. Производственный рост в экономическом процессе увеличивает возможности для сберегательного процесса, который, в свою очередь, направлен на развитие инвестиций в разных сферах и отраслях. Сбережения превращаются в инвестиции и ведут к расширению производства, таким образом, совершается кругооборот средств .
Объектом работы является инвестиционная деятельность государства.
Предметом исследования выступают общественные отношения, возникающие в ходе реализации инвестиционной деятельности государства.
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть инвестиционную деятельность государства в условиях современной России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание и необходимость инвестиционной деятельности государства;
2. Охарактеризовать современную инвестиционную деятельность Российской Федерации.
Методологической основой исследования в данной курсовой работе послужил диалектический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, прогнозирования.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
С учетом сектора нефтепереработкиэтот сегмент экономики обеспечил свыше70% от итогового роста промышленного производства в 2018 году. Великазависимость бюджетастраны от нефтегазовых доходов. К концу2018 года они составляли уже 40% от совокупных доходов.Таким образом, в постсоветский период экономика РФпретерпела существенные трансформации:произошла примитивизация ее структуры иухудшились количественные характеристики экономического роста. Сохраняется высокая зависимость российской экономики отэнергосырьевого сектора.Рассмотренные тенденции свидетельствуют о том, что потенциал сырьевой модели российской экономики исчерпан. Необходимы другие источники роста. Российская экономика становится всеболее уязвимой перед внешними угрозамиэкономической безопасности, которые, какизвестно, активизируются при ослаблениироли государства в системе мирового экономического пространства.Экономическую безопасность сраны вомногом обеспечивает промышленный сектор. Однако по итогам 2016 года в промышленном производстве уровень 1991 года достигнут только сектором промежуточногоспроса (101,8%), а это в основном добыча полезных ископаемых. Сектор конечного потребления и отрасли инвестиционного спроса обеспечили лишь 87,7 и 64,7% от уровня1991 года.Важнейшей отраслью инвестиционногоспроса, драйвером экономического развитияи главным фактором конкурентоспособности экономики выступает машиностроение.Однако в общем объеме промышленной продукции доля машинной индустрии остаетсястабильно низкой: удельный вес сектора запериод с 2008 по 2016 год не достигал 15%. Этот сектор российской промышленности не выполняет своюфундаментальную функцию. Слабое развитие отечественного машиностроения не позволяет экономике осуществить технологический рывок и перейти на инновационныерельсы. Дальнейшее технологическое отставание становится наиболее явной угрозойэкономической безопасности страны.Решить задачу выхода России в мировыелидеры возможно за счет модернизации производств и внедрения инноваций. Высокотехнологичное оборудование вРоссии почти не производится, а в условиях санкций отечественныепредприятия испытывают существенныетрудности по его закупке в других странах.Кроме того, хозяйствующие субъекты неимеют достаточных средств для обновленияосновных производственных фондов. Большая часть предприятий имеет средства только на поддержание текущего уровня производства. Каждыйдесятыйруководитель отмечает недостаток ресурсовдаже на эти цели. В результате износ основных фондов в Российской Федерации превысил в среднем 47%. По данным Росстата,«лидерами» по этому показателю выступаютпромышленность, здравоохранение, транспорт и связь: в этих отраслях степень износаосновных фондов превышает 50%.Отставание России в модернизации производств и внедрении инноваций, длящаясяс 2009 года стагнация российской экономики, снижение ее доли в мировом ВВП являются следствием слабой инвестиционнойактивности. Так, удельный вес России в мировых инвестициях за период с 1990 по 2015год уменьшился с 6,7 до 1,5%. В итоге вклад вмировую экономику снизился с 3,2 до 4,14%. Низкой остается норма накопления капитала: всего 17% ВВП. Поэтомупоказателю Россия уступает и развитым, и развивающимся странам.При этом в обрабатывающие производствавкладывается около 15% совокупной величины инвестиций, или 2% ВВП. Чтобы обеспечить ежегодные темпы экономического роста в пределах 4–6%,необходимо поднять долю инвестиций восновной капитал в ВВП до 25–35%, т. е. в 2раза.Главной причиной, сдерживающей инвестиционную деятельность промышленных предприятий, руководители называютжесткие условия банковского кредитования: высокая стоимость заемных средств икороткие сроки предоставления кредита.Кроме того, при недостатке инвестиций вотечественную экономику Россия выступает донором других государств, в том числепреуспевающих. По расчетам сотрудниковФГБУН ВолНЦ РАН, в 2007–2014 гг. в офшоры направлялось в среднем 80% капитала.Таким образом, сложившаяся в экономикеРоссии модель инвестиционной деятельности, которой органически присущи постоянные миграции частного капитала к зарубежным центрам аккумулирования прибыли,значительный удельный вес в структуре национального накопления государственныхвложений, а также острая нехватка адекватных существующим потребностям внутренних источников дешевых «длинных» денег,в принципе не способна демонстрироватьминимально приемлемые темпы расширения производственных возможностей.Угрозу экономической безопасности страны также создает несбалансированность национальной бюджетной системы. Сложившаяся модель распределения налоговыхдоходов между уровнями бюджетов закрепляет принцип фискального приоритетафедерации с подчиненным положением еесубъектов. По разным оценкам, от 65 до 70%собранных на территориях налогов передается на федеральный уровень. Результатомтакой политики стали устойчивые негативные тенденции в бюджетной сфере: дефицити дотационность бюджетов субъектов федерации, рост их долговых обязательств и др.Так, в 2018 году в десяти регионах страны, вчисле которых Костромская область, Забайкальский край, Республика Карелия, Алтайский край, Удмуртия, Волгоградская область,Ставропольский край, Пензенская область,Омская область, Республика Чечня, дефицит бюджета превышал 3 млрд рублей.Практически все регионы являются дотационными. В 2019 году дотирование получат72 региона из 85. Что касается муниципальных образований, то финансово-экономическая самостоятельность большинства изних является весьма низкой. Большую частьдоходов местных бюджетов по-прежнемусоставляют безвозмездные поступления извышестоящих бюджетов. Размер собственных средств бюджетов большинства муниципальных районов составлял менее 50%.В сельских поселениях эта проблема стоитеще более остро. Проведенный в 2017 годуопрос глав муниципальных образованийобласти показал, что 80% руководителейсельских поселений характеризуют обеспеченность муниципалитета собственнымидоходами как «низкую» и «крайне низкую».Одной из актуальных проблем современной России является высокийуровень территориальной дифференциации. Так, по итогам 2017 года разрыв субъектов федерации по ключевому показателюсоциально-экономического развития – ВРП врасчете на душу населения – достиг 34 раз. Нарастает уровень и внутрирегиональной дифференциации. Экономическоепространство Российской Федерации становится крайне неоднородным. Как и в целомв мире, экономическая активность все больше концентрируется в агломерациях, которые стягивают финансовыеи трудовые ресурсы прилегающих территорий. В результате социально-экономическиепроблемы территорий, не входящих в агломерации, усугубляются. Усиление территориальной дифференциации является ещеодной угрозой экономической безопасностистраны.Правительством РФ принимаются мерыпо снижению влияния угроз, и прежде всего, в рамках экономической политики. Однако этого явно недостаточно. Необходимасущественная корректировка проводимойполитики.Во-первых, требуется переход к новой модели развития, основанной на структурно-технологической модернизации, развитииреального сектора экономики, инвестиционной и инновационной активности, обеспечивающей новое качество и высокие темпыроста экономики. Решению этой задачибудет способствовать «разработка и реализация государственной стратегии новой индустриализации, нацеленной на преодолениеярко выраженной тенденции деиндустриализации и примитивизации структурыэкономики и обеспечение восстановленияотраслей промышленности традиционныхукладов на новой технологической основе».Во-вторых, важнейшим стратегическимнаправлением обеспечения экономическойбезопасности страны следует рассматриватьсохранение, поддержание, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала. В этих целях необходимопредусмотреть государственную поддержкутех сфер, где имеются достаточные преимущества перед другими странами, активизировать поиск и внедрение новых перспективных технологий, способных обеспечитьтехнологический прорыв и вывести экономику на инновационную модель развития.Развитие фундаментальной науки необходимо рассматривать в числе важных стратегических задач, требующих от государствапроведения соответствующей политики поее поддержке и финансированию.В-третьих, принципиально важное значение имеет совершенствование управления промышленным комплексом – базовымсектором экономики. Добиться этого возможно в рамках промышленной политики,направленной на повышение национальной конкурентоспособности. Более всегоэтому соответствует концепция новой индустриализации. При этом приоритет следуетотдавать отраслям промышленности, выпускающим высокотехнологичную продукцию высоких переделов, способствующимсохранению, развитию и более полному использованию научно-технического потенциала. В числе первоочередных задач можно назвать следующие:– диверсификация и структурная трансформация промышленности;– развитие производственной инфраструктуры, необходимой для реализацииструктурных преобразований;– поддержка эффективных и конкурентных производств;– расширение рынка наукоемкой продукции;– повышение эффективности использования экономического ресурсов;– развитие и диверсификация экспортного потенциала, стимулирование импортозамещения и др.В-четвертых, требуется корректировкаденежно-кредитной и финансовой политики России. Важное значение имеют усиление государственной поддержкиинвестиционной и инновационной активности; принятие мер по стимулированиюработы банковской системы в интересахреальной экономики, облегчение доступапредприятий к долгосрочным кредитам нафинансирование капитальных вложений;предотвращение вывоза крупным бизнесомкапитала из страны; существенное увеличение нормы накопления капитала.В целях повышения бюджетной обеспеченности территорий следует реализоватькомплекс мер по изменению межбюджетных отношений, направленных на достижение сбалансированности и устойчивоститерриториальных бюджетов, повышениефинансовой самостоятельности регионов имуниципалитетов.В-пятых, необходимость достиженияустойчивого и сбалансированного пространственного развития, обеспечивающего развитие человеческого капитала, сокращениемежрегиональных различий в уровне и качестве жизни россиян, актуализирует проблему совершенствования методов управлениясоциально-экономическими процессами наоснове развития и повышения эффективности использования потенциала территорий.Решение этой проблемы видится в доработке и принятии к реализации стратегии пространственного развития страны.Экономическая безопасность государства создается усилиями всех входящих в его составсубъектов. В этом случае логичнойявляется задача региональных и местныхорганов власти по повышению национальной экономической безопасности, котораядолжна решаться в рамках проводимой соответствующими территориями социально-экономической политики. Территориальным органам власти следует организоватьмониторинг основных показателей, характеризующих экономическую безопасность,и оценку ее уровня. Это позволит приниматьсвоевременные меры по предотвращениюрисков возникновения угроз, смягчению ихпоследствий и повышению безопасностиэкономики.Таким образом, главными угрозами страны в области экономики являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития ивысокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры; отставание в разработке и внедрении перспективных технологий,низкая конкурентоспособность; несбалансированность национальной бюджетнойсистемы; продолжающийся вывоз капитала;сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции; неравномерное социально-экономическое развитиетерриторий. Длительный период их негативного влияния существенно снижает рольРоссийской Федерации в мировом пространстве, делает российскую экономику все более уязвимой перед внешними вызовами.Поэтому принятие мер по устранению этихугроз является приоритетной задачей органов власти на всех уровнях.ЗаключениеПроведенный анализ инвестиций в основной капитал в России в период 2000-2018 гг. показал, что, несмотря на рост большинства показателей в абсолютном выражении, имеется ряд факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность предприятий. К числу таких факторов можно отнести:1) нестабильность экономической ситуации в стране;2) высокие проценты коммерческих кредитов и сложный механизм получения кредитных ресурсов для осуществления инвестиционных проектов;3) отсутствие потребительского спроса на выпускаемую продукцию;4) общие инвестиционные риски, связанные с осуществлением инвестиционных проектов;5) несовершенство нормативной и правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность организаций и др.На данный момент, в условиях сильнейшей зависимости национальной экономики от внешних условий, обострилась крайняя необходимость поиска и развития внутренних стабильных факторов роста экономики, а также стимулирования платежеспособного спроса.Сложившаясяв экономике России модель инвестиционной деятельности, которой органически присущи постоянные миграции частного капитала к зарубежным центрам аккумулирования прибыли, значительный удельный вес в структуре национального накопления государственных вложений, а также острая нехватка адекватных существующим потребностям внутренних источников дешевых «длинных» денег, в принципе не способна демонстрировать минимально приемлемые темпы расширения производственных возможностей.Главнымиугрозами страны в области экономики являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры; отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, низкая конкурентоспособность; несбалансированность национальной бюджетной системы; продолжающийся вывоз капитала; сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции; неравномерное социально-экономическое развитие территорий. Длительный период их негативного влияния существенно снижает роль Российской Федерации в мировом пространстве, делает российскую экономику все более уязвимой перед внешними вызовами. Поэтому принятие мер по устранению этих угроз является приоритетной задачей органов власти на всех уровнях.
Вопрос-ответ:
Какая роль инвестиционной деятельности государства в современной России?
Инвестиционная деятельность государства имеет важное значение для развития экономики страны. Она позволяет привлекать инвестиции в различные секторы экономики, создавать новые рабочие места, развивать инфраструктуру и повышать конкурентоспособность отечественных предприятий.
Какая роль институциональной структуры финансового рынка в развитии экономики?
Институциональная структура финансового рынка определяет эффективность функционирования отечественной экономики. Через финансовый рынок осуществляется привлечение средств для инвестиций, распределение капитала и регулирование циклических колебаний экономики.
Какие инструменты финансового рынка используются в современном обществе?
На финансовом рынке используются различные инструменты, такие как акции, облигации, деривативы, валютные операции, паи инвестиционных фондов и другие. Они позволяют инвесторам распределить и управлять своими средствами, а также получать доход от инвестиций.
Как инвестиции могут помочь в регулировании циклических колебаний экономики?
Инвестиции играют важную роль в регулировании циклических колебаний экономики. При низком уровне экономической активности государство может привлекать инвестиции в различные отрасли, стимулируя тем самым рост экономики. В периоды перегрева экономики инвестиции могут быть ограничены, чтобы предотвратить возможное развитие пузыря и последующий кризис.
Какие сферы жизни общества зависят от инструментов финансового рынка?
Инструменты финансового рынка используются во многих сферах жизни общества. Например, финансовые услуги позволяют гражданам привлекать и управлять средствами, получать кредиты и страховку. Также финансовые инструменты используются в сфере международной торговли, инфраструктурных проектах, строительстве и других отраслях экономики.
Какая роль инвестиционной деятельности государства в современной России?
Инвестиционная деятельность государства играет важную роль в развитии экономики страны. Государство инвестирует средства в различные отрасли и проекты, что способствует их развитию и повышению эффективности функционирования отечественной экономики.
Какие инструменты финансового рынка используются в рамках инвестиционной деятельности государства?
Государство использует различные инструменты финансового рынка, такие как государственные облигации, акции государственных компаний, специальные фонды и инвестиционные фонды. Эти инструменты позволяют государству привлекать инвестиции и распределять средства для финансирования различных проектов.
Как инвестиционная деятельность государства влияет на стабильность экономики?
Инвестиционная деятельность государства способствует стабильности экономики. За счет инвестиций в различные отрасли и проекты, создаются новые рабочие места, повышается производительность труда, растет уровень жизни населения. Кроме того, инвестиции способствуют развитию инфраструктуры и снижению рисков экономических колебаний.