Использование проектного метода в формировании у дошкольников, среднего возраста, здорового образа жизни.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 97 97 страниц
  • 76 + 76 источников
  • Добавлена 03.06.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности процесса внедрения здоровьесберегающих технологий средствами проектной деятельности в ДОО 6
1.1. Здоровый образ жизни и его основные особенности 6
1.2. Понятие здоровьесберегающих технологий и их реализация в дошкольном учреждении 10
1.3. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология 22
Глава 2. Подходы к реализации здоровьесберегающих технологий с опорой на проектную деятельность 28
2.1. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента 28
2.2. Методика проведения констатирующего эксперимента 30
2.3. Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента 38
2.4. Организация проектной деятельности в условиях ДОО для формирования у дошкольников среднего возраста здорового образа жизни…. 42
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 72

Фрагмент для ознакомления

В первом задании второй серии дети не продемонстрировали четкого осознания своих ежедневных здоровьесберегающих действий. Они, в основном, аргументировали это тем, что «так надо». Дети различали эмоции и могли их связать с ситуацией. Кроме того, дети проявили себя эмоциональными в показе пантомимы, но, при этом, многие из детей были стеснительны и не решились на подобное. Эмоции для детей близкие и привычные, хорошие результаты (достаточны и средний уровни) показали больше половины детей. Следует отметить, что дети с высоким уровнем здесь также отсутствуют.в третьей серии появляются дети с высоким уровнем. Это может быть объяснено тем, что данная серия содержит очень интересные и познавательные задания, которые заинтересовали детей (особенно, первое).Итак, результаты показали, что в основном дети средне знают о здоровье, не считают его слишком важным и не имеют достаточно сформированных представлений о том, как его беречь.Нами был разработан проект Приобщение детей 4-5 лет к здоровому образу жизни средствами физической культуры. Рассмотрим этапы реализации проекта1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАПДЕВИЗ: «Можно все сделать, если захотеть».ЦЕЛЬ: определение задачи, содержания и формы деятельности, направленных на реализацию проекта. 2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП ДЕВИЗ: «Спортом заниматься - с болезнями не знаться». ЦЕЛЬ: формирование системы знаний, двигательных умений и навыков, которые необходимы для реализации проекта. 3.РЕПРОДУКТИВНИЙ ЭТАП ДЕВИЗ: «Практика - критерий истины». ЦЕЛЬ: предоставление дошкольникам возможности практически применять полученные на информационном этапе знания, двигательные умения и навыки. 4. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП ДЕВИЗ: «Здоровье - основа всего на свете». ЦЕЛЬ: обобщение и систематизация знаний, двигательных навыков и умений дошкольников, полученных в течение предыдущих этапов. Выяснить изменения в физическом развитии детей, по сравнению с диагностикой в мотивационном. 5. ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП ДЕВИЗ: «Здоровому все здорово». ЦЕЛЬ: обобщение и систематизация знаний, двигательных навыков и умений дошкольников, полученных в течение предыдущих этапов. Выяснить изменения в физическом развитии детей, по сравнению с диагностикой в мотивационном этапе. 6. РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП ДЕВИЗ: «Нет счастья без здоровья». ЦЕЛЬ: оценка результатов работы над проектом. Осознание приобретенного за предыдущие пять этапов опыта. Итак, проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий мир ребенка, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес». Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Список использованной литературы

1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобранауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
2. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Декабрь. – № 12 (75). – С. 2–4
3. Алямовская ВТ. Как воспитать здорового ребенка/ ВТ. Алямовская. —М: Аркти,1993-132с.
4. Андрющенко Т.К. Обеспечение педагогического процесса дошкольного ученого заведения относительно формирования у детей представлений о здоровом образе жизни // Гуманітарний вісник Переяслав-Хмельницького державного педагогічного університету ім. Григорія Сковороди: Наук.-теор. часопис. – Переяслав-Хмельницький, 2003. – С. 172–177.
5. Андрющенко Т.К. Формирование у дошкольников знания о здоровье через личностно ориентированный подход // Актуальні проблеми гуманітарної освіти: Зб. наук. пр. / Под общ. ред. Г.В. Оникович, А.М. Ломаковича. – К. – Кременець: РВЦ КОГПІ ім. Тараса Шевченка. – 2004. – С. 129–131.
6. Афанасьева В.В., Мишанина В.И. Проектная деятельность как средство формирования представлений о малой родине у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3.
7. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №9. С. 33-40.
8. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112 с.
9. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Веракса Н. Е., Веракса А. Н. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
10. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
11. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 108 с.
12. Воспитание и обучение младших дошкольников [Текст] / Под ред. Т.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 2007. - 146 с.
13. Говорушина Т. К. Особенности формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: спец. 13.00.01 - Великий Новгород, 2005. – 26 с.
14. Грошева, И.Л. Содержание и организация деятельности дошкольного образовательного учреждения как открытой оздоровительно-образовательной системы: Автореф. дис.канд.пед.наук Текст. / И.Л.Грошева. Ставрополь, 2003.
15. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебное-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования. 2013. 144 с.
16. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник статей Междунар. науч.–практ. конф. 29 апреля 2014 г. / Гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294с.
17. Жильгильдина А.А., Левшина Н.И. Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.
18. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009. 202 с.
19. Здоровый дошкольник: Социально – оздоровительная технология XXI века. / авторы – составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2001.
20. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения./ Составитель Н.И.Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.
21. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю.Ф. Змановский. — М.: Просвещение, 2002. -154с
22. Золотухина И. П. Здоровьесберегающее пространство как феномен взаимодействия детского сада и начальной школы. Кандидат педагогических наук 13.00.01 Специальность: Общая педагогика, история педагогики и образования - Москва, 2006. – 201 с.
23. Карасева Т.В. Современные аспекты реализа¬ции здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
24. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /Т.Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с. Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3-7 лет: методическое пособие/ Ю.В.Карпова. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 440с.
25. Кирпиченков А. А. Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Ученые записки уиверситета имени П. Ф. Лесгафта. -№ 1 (71). - 2011. - С. 51-54.
26. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2010;
27. Кисленко О. В. Создание здоровьесберегающей среды в детском саду. X Международная научно-практическая конференция «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2011 г.)
28. Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста. М., 1999.
29. Колидзей, Э.А. Двигательная деятельность ребенка в пространстве его отношений с действительностью / Э.А. Колидзей ; Балашовский гос. пед. университет. – Балашов : Изд-во БГПИ, 2001. – 140 с.
30. Кондрашова, Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н.В.Кондрашова // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.
31. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. М.: Мозаика–Синтез, 2010. 31 с.
32. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие[Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез. 2013. - 226 с.
33. Куксова Н. И. Создание здоровьесберегающеи системы в дошкольном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования/Современноеобразованне Витебщины. № 1(7). 2015
34. Купецкова Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития [Текст] / Е.Ф. Купецкова // Управление ДОУ. – 2013. – № 4. – С. 18–24.
35. Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. – 2004. – № 26. – С. 53-61.
36. Лохвицкая Л.В., Андрющенко Т.К. О здоровье нужно знать, о здоровье нужно заботиться// Дошкільне виховання. – 2002. – № 12. – С. 10–13.
37. Любимская С.В. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. ,ж. «Управление ДОУ» № 1-2011г.
38. Матяш Н. В., Афонин И. А. Проектная деятельность школьников в системе профильного обучения // Вестник БГУ. 2013. №1.
39. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 88 с.
40. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
41. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
42. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
43. Морозова Т. Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада / Ю. Т. Морозова, И. Ю. Лебеденко // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 5. - С. 4-5.
44. Никулина С. А. Проектная деятельность в ДОО : [опыт работы детского сада № 14 г. Ейска] // Упр. дошк. образоват. учреждением. - 2016. - № 8. - С. 111-116.
45. Овчинникова Т.С. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ Т.С.Овчинникова - М.:Сфера, 2007.-157с.
46. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно – правовые документы, рекомендации / Автор – составитель М.С. Горбатова. Волгоград: Учитель,2008.
47. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
48. Педагогический энциклопедический словарь / Под. ред. Л.С. Глебовой, О.Д. Грекуловой. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2008. 528 с.
49. Педагогический энциклопедический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под. Ред. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005. 176 с.
50. Петленко В.П., Веселова Н.Г. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 112 с.
51. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
52. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
53. Полякова М.Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды: Методические рекомендации для дошкольных работников. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
54. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07 (№ 157);
55. Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель Л.А. Пасекова. – СПб. : Астерион, 2012. – 24 с
56. Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265)
57. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Авторы сост.: Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина. М.:Просвещение, 2011.
58. Проектная деятельность в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Сборник методических материалов. Выпуск 3. - Нальчик, 2016 г. - 94 с.
59. Радуга здоровья. Книга для чтeния детям дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост. Л.В. Лохвицкая, Т.К. Андрющенко. – Черкассы: Відлуння-плюс, 2005. – 300 с.
60. Ромашкина А.И. Опыт использования метода образовательных проектов в практике дошкольного образовательного учреждения // Методист. 2007. №8. С. 66-68.
61. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007. - 111 с.
62. Соловьева И.В. Управленческий аспект здоровьесберегающей деятельности. ж. «Управление ДОУ» № 1-2011г.
63. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
64. Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ // Управление ДОУ. 2011. №3. С. 22-26.
65. Тимошенко А.И. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности. // Дошкольное воспитание. 2014. № 12. С. 99-103.
66. Условия воспитания культуры здоровья дошкольников [Текст] / А. С. Семерез [и др.] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 96-99
67. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 128 с.
68. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 373.
69. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 373.
70. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. С изменениями 2015 года;
71. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят от 21 декабря 2012 г. М.: Проспект, 2013. 160 с.
72. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избр. тр. в 2 т. Текст. / Д.И.Фельдштейн // Т.1. М., 2005.
Юдин, Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность Текст. / Б.Г.Юдин // Мир психологии, 2000. №1 (21). - С.54-68.
73. Халикова Г.В. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении форум молодых ученых №4(8)
74. Цырульникова Н. А. Проект Формирование культуры здоровья семьи URL: http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/2792.pdf
75. Чередниченко С. Ю., Давкуш Н. В. Актуальность проектной деятельности в работе дошкольных образовательных учреждений // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 55–61.
76. Яблокова Л. В. Проектный метод в деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Теория и практика дошкольного образования, – 2013. – № 2. – С. 149

Вопрос-ответ:

Каким образом проектный метод помогает формировать здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста?

Проектный метод позволяет детям активно участвовать в планировании и реализации проектов, связанных с здоровым образом жизни. Они учатся принимать решения, самостоятельно искать информацию, сотрудничать с другими и творчески применять полученные знания. В результате, дети осознают важность правильного питания, физической активности, гигиены и других аспектов здорового образа жизни.

Какие основные особенности здорового образа жизни детей дошкольного возраста?

Одной из основных особенностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста является регулярная физическая активность. Дети должны иметь возможность двигаться, играть на свежем воздухе и заниматься спортом. Кроме того, важно обеспечить правильное питание, полноценный сон и гигиенические навыки, такие как мытье рук и зубов.

Что такое здоровьесберегающие технологии и как их можно реализовать в дошкольном учреждении?

Здоровьесберегающие технологии - это комплекс мер и методик, направленных на формирование здорового образа жизни у детей. Они включают в себя организацию правильного питания, проведение физических занятий, обучение гигиеническим навыкам и другие аспекты здоровья. В дошкольном учреждении здоровьесберегающие технологии можно реализовать через проведение специальных занятий и проектов, организацию здорового питания, создание условий для физической активности и обеспечение правильной гигиены.

Какие основные особенности здорового образа жизни у детей среднего возраста?

Основные особенности здорового образа жизни у детей среднего возраста включают правильное питание, регулярную физическую активность, полноценный сон, соблюдение гигиенических норм, отсутствие вредных привычек, умение справляться с эмоциональными стрессами и правильное отношение к своему здоровью.

Что такое здоровьесберегающие технологии и как их можно реализовать в дошкольном учреждении?

Здоровьесберегающие технологии - это набор методов и приемов, направленных на формирование здорового образа жизни у детей. Их реализация в дошкольном учреждении может быть осуществлена через проведение специализированных занятий по физической культуре, организацию правильного питания, обучение гигиене и здоровому образу жизни, формирование положительного эмоционального климата и др.

Как проектная деятельность может быть использована в формировании здорового образа жизни у дошкольников?

Проектная деятельность позволяет организовать детей в рамках конкретного проекта, направленного на формирование и развитие здорового образа жизни. В процессе проектной деятельности дети совместно с воспитателями определяют цели и задачи проекта, исследуют тему, планируют и проводят различные мероприятия, анализируют результаты и делают выводы. Такой подход позволяет детям активно участвовать в процессе формирования своего здоровья и осознанно влиять на свои здоровьесберегающие привычки.

Какие подходы можно использовать для реализации здоровьесберегающих технологий?

Для реализации здоровьесберегающих технологий можно использовать различные подходы, включая индивидуальный подход к каждому ребенку, принципы наглядности и доступности материала, формирование позитивного восприятия здорового образа жизни и др. Также важно создание условий для регулярной физической активности, организация правильного питания и соблюдение гигиенических норм.

Почему использование проектного метода в формировании здорового образа жизни у дошкольников является эффективным?

Использование проектного метода позволяет детям активно участвовать в процессе обучения и формирования здоровьесберегающих навыков. Они могут самостоятельно планировать, организовывать и выполнять проекты, что способствует развитию их творческого и самостоятельного мышления. Также проектная деятельность позволяет связать теоретические знания с практической деятельностью и создать реальную ситуацию, где дети могут применить свои знания и навыки в реальной жизни.

Какие особенности процесса внедрения здоровьесберегающих технологий средствами проектной деятельности в дошкольном учреждении?

Процесс внедрения здоровьесберегающих технологий через проектную деятельность в дошкольном учреждении имеет несколько особенностей. Во-первых, необходимо провести анализ состояния здоровья детей и определить основные проблемы, которые нужно решать. Затем нужно разработать проекты с учетом этих проблем и возможностей реализации. В процессе внедрения таких проектов важно учитывать возрастные особенности детей и выбирать подходящие методы и формы работы.

Что такое здоровьесберегающие технологии и как они реализуются в дошкольном учреждении?

Здоровьесберегающие технологии - это комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей здорового образа жизни. Они включают в себя физическую активность, правильное питание, гигиену и профилактику заболеваний. Реализация таких технологий в дошкольном учреждении может происходить через организацию специальных занятий, игр и мероприятий, посвященных здоровью. Также можно проводить консультации и тренинги для родителей, чтобы они могли поддерживать здоровый образ жизни своих детей дома.

Какие основные особенности здорового образа жизни у дошкольников?

Основные особенности здорового образа жизни у дошкольников включают регулярное физическое движение, умеренное питание, полноценный сон, соблюдение гигиены, общение с ровесниками и взрослыми, а также проведение времени на свежем воздухе.