Национальные интересы Франции в странах Магриба в XXI веке

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 30 30 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 21.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 1
Глава 1. Место и роль Магриба во внешней политике Франции в XIX-XX вв 4
Глава 2. Магрибский вектор внешней политики Франции в XXI веке 20
Глава 3. Дальнейшие перспективы развитие французско-магрибских отношений 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Фрагмент для ознакомления

Ситуация с мигрантами - современная французская катастрофа. Проблема заключается в том, что выходцы из бывших африканских колоний, в том числе из стран Магриба, нередко служат резервом для исламистских террористических организаций и образовывают “взрывоопасную массу”. Вероятно, корень проблем кроется в том, что представители данных государств, массово приезжающие на постоянное жительство во Францию, принадлежат в основном к наименее образованным и наименее обеспеченным слоям общества, они чрезвычайно маргинализированы. Многие из них не имеют профессии и постоянной работы. Вопреки тому обстоятельству, что многие из магрибских арабских иммигрантов родились во Франции, половина из них до настоящего момента не имеет французского гражданства. Кроме того, данной категории населения крайне трудно интегрироваться во французское сообщество, поскольку ее представители сохраняют приверженность своей религии - исламу, своим корням и, вероятно, не стремятся полностью перенять французский образ жизни. В то же время важно подчеркнуть, что большинство из них не настроены радикально. В рамках данного исследования не представляется возможным детально описать ливийский кризис, который разразился в стране в 2011 г. и стал самой трагичной страницей в ливийской истории. Однако необходимо уделить внимание позиции Франции относительного данного вопроса. Французская военная операция в Ливии нередко подвергается критике. Вероятно, на принятие решения об участии французской стороны в данном конфликте повлияло не только желание французского народа “даровать” ливийскому демократию и избавить его от тирании Каддафи (1942-2011), но также и многолетнее франко-ливийское противостояние в Чаде, неоднократные попытки Триполи вмешаться во франкофонские страны Африки - сферу национальных интересов Французской Республики. Если рассматривать обстановку непосредственно во Франции, в частности, в Париже, то важно отметить, что мусульманские беспорядки здесь уже давно стали привычным явлением. Эскалация конфликта произошла 7 января 2015 г., когда была совершена атака на редакцию сатирического журнала «Charlie Hebdo». Незадолго до этого издание опубликовало карикатуры на пророка Мухаммеда, что задело религиозные чувства мусульман по всему миру, в частности, в бывших колониях и стало сигналом радикальным группировкам для начала крупномасштабной террористической кампании. Данный случай стал беспрецедентным, сигнализирующим французским властям, что ситуация обострена до предела и требует особого внимания. После наплыва беженцев с Ближнего Востока в 2015 г. французы столкнулись с новой ужасающей трагедией. В ночь с 13 на 14 ноября 2015 г. террористы атаковали концертный зал «Батаклан», стадион «Стад де Франс», ресторан и другие общественные места столичного округа. 14 июля 2016 г. в День взятия Бастилии во Франции произошел очередной крупный теракт, который стал десятым по счету за прошедшие полтора года. Сегодня Франция становится одним из крупнейших оплотов проникновения террористов в Европу.Кроме того, население Франции, которое в течение продолжительного периода времени проживало в рамках государства-нации, испытывает некоторый дискомфорт из-за появления на ее территории людей, принадлежащих к другой культуре, религии, являющихся представителями иной, порой чуждой цивилизации. Однако современная реальность такова, что обойтись без использования труда мигрантов французская экономика не может. Вероятно, вопреки желаниям французов республике придется на какое-то время стать мультиконфессиональным государством и направить все свои усилия на разрешение возникшего кризиса.Кроме того, неоднозначной является оценка официального Парижа колониального периода своей истории. В частности, на данной почве в 2005 г. вспыхнул конфликт между Францией и Алжиром. Население арабской страны остро отреагировало на французский закон от 23 февраля 2005 г., в котором указывалось, что колонизация “носила положительный характер” и “способствовала развитию колоний”. Следствием принятия данного закона стала отсрочка на неопределенный срок по требованию алжирской стороны подписания договора о дружбе и сотрудничестве в рамках двусторонних отношений. Данный законопроект предполагал упрощении визового режима между государствами, а также “углубление работы над исторической памятью”.На современном этапе Франция крайне заинтересована в каждой из стран Магриба: в использовании аграрных потенциалов Туниса и Марокко, потреблении алжирского газа, ливийской нефти и рыбных богатств Мавритании. Для Франции данные регион представляет особый интерес, поскольку страны Магриба имеют крайне удачное географическое положение. Кроме того, Франция и другие страны ЕС рассматривают Северную Африку как форпост НАТО и его передовую линию обороны. Однако важно подчеркнуть, что, несмотря на желание максимально реализовать свои национальные интересы в Магрибе, Французская Республика сегодня не готова выполнять роль “надсмотрщика” в североафриканском регионе.Глава 3. Дальнейшие перспективы развития французско-магрибских отношенийСтроить какие-либо прогнозы относительно перспектив развития французско-магрибских отношений крайне затруднительно. Вероятно, это связано с чрезвычайно нестабильной, ежедневно меняющейся ситуацией в регионе и мире, в целом. Однако представляется возможным описать некоторые тренды, которые вероятно будут наблюдаться в будущем, в каждой из стран региона. Очевидно, что для Франции страны Магрибы в ближайшем будущем останутся наиболее приоритетным направлением внешнеполитической стратегии, направленной на поддержание статуса «средней державы с мировой ответственностью». Особое внимание Французская Республика будет уделять ведущим игрокам региона и своим традиционным арабским партнерам – Алжиру, Тунису и Марокко – в рамках политических, экономических и культурных проектов. Особое значение несомненно будут иметь наиболее актуальные в настоящее время проблемы французского общества - нелегальная миграция и терроризм. Говоря о Тунисе, необходимо отметить, что с 1992 г. ведущую роль в сотрудничестве между Французской Республикой и Тунисом играет Французское агентство развития. Это продиктовано его обширным мандатом, а также оказанием поддержки крупным социально-экономическим реформам. На данный момент Тунис занимает второе место среди государств по общему объему помощи ФАР и первое место по объему помощи на душу населения. Перспективы сотрудничества Франции и Туниса в данном направлении заключаются в том, что, по данным агентства, до 2020 г. французская сторона планирует инвестировать в данную арабскую страну порядка 1,2 млрд евро для реализации различных социальных и экономических проектов, в частности, в сфере производственной промышленности, ориентированной на экспорт.Марокко также является крупнейшим бенефициаром ФАР, объем инвестиций которого составляет около 2,5 млрд евро. Деятельность ФАР в данной стране сосредоточена главным образом на перспективных проектах в области водных ресурсов, окружающей среды и социально-экономической инфраструктуры. При посредничестве ФАР французское руководство стремится оказывать поддержку частному сектору, в частности, содействуя модернизации предприятий малого и среднего бизнеса.Кроме того, Франция активно участвует в различных инфраструктурных проектах в Северной Африке. Например, ряд французских компаний выступает инвесторами реконструкции контейнерного терминала TangerMed II в Марокко, окончательный ввод в эксплуатацию которого запланирован на 2019 г.Сегодня Франция является крупнейшим инвестором (за исключением сферы углеводородов) и главным иностранным работодателем в Алжире. После событий "Арабской весны" экономическое сотрудничество между двумя странами вышло на новый уровень в рамках реализации ряда структурных проектов (промышленных комплексов Renault в Оране, Alstom в Аннабе, Sanofi в Сиди Абдалла и других). Однако необходимо отметить, что вероятность построить точные прогнозы относительно успешности реализации данных проектов в рамках двусторонних отношений крайне мала. Кроме того, практика современных алжиро-французских отношений свидетельствует о зависимости эволюции объема ПИИ Франции в Алжир от способности алжирского руководства найти решение внутренних противоречий в дальнейшем развитии страны. Страны Магриба для современной Франции являются не только важными экономическими партнером. Французская Республика строит глобальные планы относительно сотрудничества с ними в военной сфере. Так, заседания совместной комиссии по вопросам сотрудничества в сфере обороны ежегодно проводятся поочередно во Франции и Алжире. Перспективные проекты стран в данной сфере на данный момент сосредоточены на таких вопросах как активизация обмена аналитической информацией, расширение обмена опытом, усиление оперативной координации в рамках борьбы с терроризмом в субрегионе Сахеля и ликвидации источников финансирования террористических группировок.Однако необходимо заметить, что в будущем Франции придется все чаще сталкиваться с проблемой нарастающего внимания других развитых и развивающихся государств мира к магрибскому региону. Уже сегодня конкуренцию Французской Республике в Магрибе составляют США, Китай, Италия, Испания, Германия. Вероятно, в этих условиях французским политикам придется приложить максимум усилий для более глобального развития двусторонних связей с североафриканскими странами. ЗаключениеПо результатам исследования можно сделать следующие выводы:Особое место во внешней политики Франции занимают отношения со странами Магриба. Данная тенденция обуславливается наличием у Французской Республики обширных экономических и геополитических интересов в странах региона. В настоящий момент Франция, бывшая некогда метрополией большинства государств Магриба, всеми доступными способами стремится сохранить свое влияние в Северной Африке, подорванное по ряду причин, среди которых можно выделить ошибки в реализации французской и европейской политики в регионе в XX-XXI вв., а также появлением конкуренции со стороны ведущих геополитических игроков мира - Китая и США.Французская и магрибская стороны продолжают тесное торгово-экономическое сотрудничество, осуществляют взаимодействие в сфере безопасности и миграционной политики. Ограниченность финансовых ресурсов, которые Французская Республика готова инвестировать в государства Магриба, побудила власти привлечь коллег по ЕС к проблемам Северной Африки и организовать новый раунд переговоров, посвященных Евро-средиземноморскому партнерству.Наиболее острой проблемой во французско-магрибских отношениях по-прежнему остается миграционный вопрос и проблема адаптации мигрантов из стран Северной Африки. Толерантная политика французского руководства по отношению к иммигрантам из бывших колоний обернулась наплывом мусульман, адаптация которых в европейских странах затруднена в силу ряда религиозных и идеологических причин. В связи с этим сегодня Франция считается одной из основных европейских площадок исламизма. Данная тенденция представляет серьезную угрозу не только для французского, но и всего европейского сообщества. Серия крупных терактов во Франции в 2015-2016 гг. - явное тому подтверждение. Внешняя Франции в отношении стран Магриба достаточно сложна и противоречива. С одной стороны, подобные взаимоотношения представляются взаимовыгодными, способствующими укреплению сотрудничества и кооперации. С другой стороны, в настоящее время явно проявляется тенденция, характерными чертами которой являются попытки североафриканских государств поскорее откреститься от своего колониального прошлого и вычеркнуть из своей культуры упоминания о французском влиянии.Таким образом, французско-магрибские отношения являются важным и чрезвычайно актуальным объектом для исследования. Они занимают ключевое позицию во внешнеполитической стратегии Французской Республики, являются сложными, во многом неоднозначными и оставляют множество вопросов, на которые у современных исследователей пока нет четких ответов. В связи с этим данная тематика, несомненно, требует дальнейшего изучения. Список использованной литературыГордон А. В. Колониальное наследие Франции: от воспоминаний к истории. (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2008. №2. - С. 42-59.Деминцева Е. Быть «арабом» во Франции. М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 182 с. Зуева К.П. Франция и страны Южного Средиземноморья // Французский ежегодник 2017: Франция и Средиземноморье в Новое и Новейшее время. - М. - C. 251-274.Ильин А.В. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза информирование региональной политической системы // Европа. – Тюмень, 2013. – С. 51-59.Международные конфликты современности /Под. ред. Аваков В.Л., Арбатова Н.К., Барановский В.Г., Богдасарова Т.С., и др. - М.: Наука, 1983. - 407 c.Носков А.Ю. Состояние, перспективы развития и влияние на региональную интеграцию портовой инфраструктуры стран Северной Африки // ТДР. 2016. №6. Орлова С. Ю. Геополитические и экономические интересы Франции в странах Магриба // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2016. №8. - С. 60-66.Подгорнова Н.П. Политика Франции в странах северо-западной. — М.: Институт Ближнего Востока, 2015. — 112 с.Подцероб А.Б. Франция – Магриб: два берега одной реки // Институт Ближнего Востока. Дата обращения: 21.04.2019. – URL: http://www.iimes.ru/?p=6029Тарле Е.В. Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец ХV- начало ХIХ вв.). —М.: Наука, 1965. — 435 с.Федоров В. Учения ВМС Средиземноморских стран «Феникс экспресс-08» // Зарубежное военное обозрение. – М., 2008. – № 7. – С. 64-65.Франция. В поисках новых путей / Под ред. Ю.И. Рубинский. - М.: Весь Мир, 2007. - 624 с.Эррашиди И. Взаимодействие Марокко и Франции в двустороннем и многостороннем форматах (вторая половина XX - начало XXI В. ) // Вестник ТГУ. 2014. №11 (139). Roy J.-L. Mondialisation, développement et culture: la médiation francорhone. Montreal, 1995.

1. Гордон А. В. Колониальное наследие Франции: от воспоминаний к истории. (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2008. №2. - С. 42-59.
2. Деминцева Е. Быть «арабом» во Франции. М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 182 с.
3. Зуева К.П. Франция и страны Южного Средиземноморья // Французский ежегодник 2017: Франция и Средиземноморье в Новое и Новейшее время. - М. - C. 251-274.
4. Ильин А.В. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза информирование региональной политической системы // Европа. – Тюмень, 2013. – С. 51-59.
5. Международные конфликты современности /Под. ред. Аваков В.Л., Арбатова Н.К., Барановский В.Г., Богдасарова Т.С., и др. - М.: Наука, 1983. - 407 c.
6. Носков А.Ю. Состояние, перспективы развития и влияние на региональную интеграцию портовой инфраструктуры стран Северной Африки // ТДР. 2016. №6.
7. Орлова С. Ю. Геополитические и экономические интересы Франции в странах Магриба // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2016. №8. - С. 60-66.
8. Подгорнова Н.П. Политика Франции в странах северо-западной. — М.: Институт Ближнего Востока, 2015. — 112 с.
9. Подцероб А.Б. Франция – Магриб: два берега одной реки // Институт Ближнего Востока. Дата обращения: 21.04.2019. – URL: http://www.iimes.ru/?p=6029
10. Тарле Е.В. Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец ХV- начало ХIХ вв.). —М.: Наука, 1965. — 435 с.
11. Федоров В. Учения ВМС Средиземноморских стран «Феникс экспресс-08» // Зарубежное военное обозрение. – М., 2008. – № 7. – С. 64-65.
12. Франция. В поисках новых путей / Под ред. Ю.И. Рубинский. - М.: Весь Мир, 2007. - 624 с.
13. Эррашиди И. Взаимодействие Марокко и Франции в двустороннем и многостороннем форматах (вторая половина XX - начало XXI В. ) // Вестник ТГУ. 2014. №11 (139).
14. Roy J.-L. Mondialisation, développement et culture: la médiation francорhone. Montreal, 1995.

Вопрос-ответ:

Какая роль Магриба играла во внешней политике Франции в XIX и XX веке?

Магриб занимал важное место во внешней политике Франции в XIX и XX веке. Франция стремилась поддерживать свои интересы в этом регионе, в частности, контролировать северную часть Африки, укреплять свое присутствие в Алжире, Марокко и Тунисе. Магрибская область также имела большое значение для Франции в контексте колониальной экспансии и конкуренции с другими европейскими державами.

Каков магрибский вектор внешней политики Франции в XXI веке?

В XXI веке магрибский вектор внешней политики Франции продолжает играть важную роль. Франция стремится поддерживать свои интересы и влияние в странах Магриба, в частности, в Алжире, Марокко и Тунисе. Французские компании активно инвестируют в эти страны, а Франция оказывает политическую поддержку и экономическую помощь. Однако, ситуация также сложна из-за проблем с миграцией и ростом исламистского экстремизма в регионе.

Какие перспективы развития франко-магрибских отношений?

Перспективы развития французско-магрибских отношений остаются неоднозначными. С одной стороны, Франция намерена укреплять свое присутствие и сотрудничество с Магрибскими странами, продолжая инвестировать в экономику и развивать политические связи. Однако, проблемы с миграцией и ростом исламистского экстремизма создают напряженную обстановку и вызывают сомнения в будущем развитии отношений.

В чем состоит проблема с мигрантами из стран Магриба для Франции?

Проблема с мигрантами из стран Магриба для Франции заключается в том, что они часто становятся резервом для исламистских террористических группировок. Это создает серьезные безопасностные риски для Франции и вызывает общественное недовольство. Кроме того, приток мигрантов из Магриба вызывает экономические и социальные проблемы, такие как высокая безработица и обострение конкуренции на рынке труда.

Какую роль играл Магриб во внешней политике Франции в XIX-XX веках?

Магриб занимал важное место во внешней политике Франции в XIX-XX веках. Франция стремилась поддерживать свои национальные интересы в регионе, осуществляя политическое и экономическое влияние на Магрибские страны, такие как Алжир, Тунис и Марокко. Французская колонизация и экспансия в Магрибе имели стратегическое значение для Франции, обеспечивая ей контроль над важными торговыми путями и ресурсами в регионе.

Каковы перспективы развития французско-магрибских отношений в будущем?

Перспективы развития французско-магрибских отношений в будущем неоднозначны. С одной стороны, Франция продолжает стремиться к укреплению своих политических, экономических и культурных связей с Магрибом. Однако, с другой стороны, возникли ряд проблем, таких как миграционный кризис и террористическая угроза, которые могут негативно влиять на отношения между Францией и Магрибскими странами в будущем.

Почему мигранты из стран Магриба стали резервом для исламистских террористических организаций?

Одной из причин, по которой выходцы из стран Магриба стали резервом для исламистских террористических организаций, является отчуждение их от общества и интеграционные проблемы, с которыми они сталкиваются в странах-приемниках, включая Францию. Это создает благоприятную почву для радикализации и привлечения молодых людей к террористической идеологии. Кроме того, социальные и экономические неравенства также могут способствовать привлечению молодежи к исламистскому экстремизму.

Какое место и роль играет Магриб во внешней политике Франции в XIX-XX веках?

Во внешней политике Франции в XIX-XX веках Магриб занимал важное место и играл значительную роль. Франция имела колонии в Магрибе (Алжир, Тунис, Марокко) и использовала их для укрепления своей экономической и политической позиции. Французские колонии в Магрибе были источником сырья, рабочей силы и рынков сбыта для Франции. Кроме того, Франция стремилась культурно и политически влиять на население Магриба, вводя французский язык и образовательную систему. Магрибские страны также играли важную роль в геополитическом плане, так как контроль над этим регионом давал Франции доступ к Средиземному морю и прибрежным территориям Африки.