Дисграфия в начальной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 44 44 страницы
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 17.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………. 2
Глава 1 Теоретические основы проблемы преодоления дисграфии у младших школьников 6
1.1 Психофизиологические особенности процесса письма 6
1.2 Дисграфия, причины и формы проявления в младшем школьном возрасте 9
1.3 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 13
Глава 2 Методические основы организации логопедической помощи младшим школьникам 18
2.1 Характеристика диагностики выявления дисграфии у обучающихся 18
2.2 Содержание логопедической работы 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 41
Приложение 2 42




Фрагмент для ознакомления
Список использованной литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учёб. пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР, 1955, вып.70. - С.104-148.
3. Анисимова, Г.И. Дидактические игры и упражнения по логоритмике [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.И, Анисимова, В.А. Жарова. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2004. -165 c.
4. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. [Текст]: практическое пособие / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - Москва, Ось – 89, 2009. - 224 с.
5. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. - М., 197 9, Т.1. - 304с. Т.2. – 399 с.
7. Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции //Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 15, - С. 167-191.
8. Вахрушева, Т.В. Сборник упражнений по русскому языку [Текст]: учебное пособие для начальной школы / Т.В. Вахрушева, Е.В. Попова. – Москва: АСТ – ПРЕСС, 1998. - 190 с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебник / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. –Москва: Владос Страниц, 2002. – 680с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
11. Гизатуллина, Д.Х. Русский язык в играх, или когда учится трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе [Текст]: книга/ Д.Х. Гизатуллина. - Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2000. -125 с.
12. Гопиченко Е.М. Дефекты письма у учащихся младших классов вспомогательной школы // Вопросы дефектологии, - 1972. - Вып. 8. - С. 80 -85.
13. Грибова О.Е. Особенности формирования грамматического строя речи (в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи): Дис... канд. пед. наук. - М., 1990. - 217 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
15. Зубарева, Л.В. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы [Текст]: практические и тренировочные задания и упражнения / Л.В. Зубарева. Волгоград: Учитель, 2011. – 67 с.
16. Иншакова О.Б., Русецкая М.Н., Чиркина Г.В. Дислексия: от исследований к практике. Отчет о 6-й Международной конференции Британской ассоциации дислексии. // Дефектология, - 2004, - № 4, - с. 81-85
17. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы [Текст]: / В.А. Ковшиков. – Москва, КАРО, 2006. - 71 с.
18. Колповская И.К., Влияние недоразвития речи на усвоение письма. – Сборник: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 72
19. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Просвещение, 1982. -160 с.
20. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст]: / А.Н. Корнев – Санкт-Петербург: -Гиппократ,1995. – 224с.
21. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев – Санкт-Петербург: – МиМ,1995. – 275с.
22. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – Ростов –на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
23. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст]: пособие / Р.Е. Левина. – Москва: Просвещение,1967 г.- 367 с.
24. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 208 с.
25. Лыков, В.М. Дисграфия [Текст] / В.М. Лыков, //Начальная школа. - 1974. - № 4. – с. 74-78.
26. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 80 с.
27. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: Международная педагогическая академия. 1994. - 150 с.
28. Мещерякова, Н.П. Коррекция письменной речи в начальной школе [Текст]: разработки занятий 1-4 классы / Н.П. Мещерякова, Е. В. Зубович, С. В. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 235 с.
29. Мисаренко, Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями [Текст] / Г.Г. Мисаренко. - Москва: Академия, 2004. - 336 с.
30. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2006. – 120 с.
31. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006.285 с.
32. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников[Текст]: / И.Н. Садовникова. –Москва: ВЛАДОС,
33. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
34. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003. — 160 с.
35. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма //Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1965. - С. 33-46.
36. Токарева, О.А. Расстройства письма и чтения [Текст]: / О.А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. - 80с.
37. Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / А.П. Тонких, Т.П. Кравцова, Е.А. Лысенко. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
38. Фомина, И.В. Русский язык. 1 – 4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы: конспекты уроков, упражнения, занимательные задания. [Текст]: пособие / И.В.Фомина. - Волгоград: Учитель, 2009. -167 с.
39. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.: Учпедгиз, 1959. - 476 с.
40. Цветкова Л.С, Глозман Ж.М. Аграмматизм при афазии. - М.: Изд-во МГУ, 1978. -151 с.
41. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М.: ИНТОР, 1998. -112 с.
42. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 1988. -16 с.
43. Ястребова, А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма [Текст]: пособие / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – Москва: Аркти, 2007. -360 с.
44. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984
45. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. – М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000






Вопрос-ответ:

Какие психофизиологические особенности связаны с процессом письма у младших школьников?

У младших школьников процесс письма связан с развитием моторики и координации движений. В этом возрасте дети только начинают формировать навыки письма, поэтому у них еще не полностью сформированы мелкая моторика и точность движений руки. Некоторые дети могут испытывать трудности с управлением карандашом и контролем над движениями руки. Также важными факторами являются внимание и концентрация, которые влияют на качество написания букв и слов.

Какие причины и формы проявления дисграфии могут возникать у младших школьников?

Причинами дисграфии у младших школьников могут быть различные факторы, включая генетическую предрасположенность, недостаточное развитие мелкой моторики, несформированное визуальное восприятие букв и звуков, а также нарушения связанные с негативным психоэмоциональным состоянием ребенка. Формы проявления дисграфии могут быть разнообразными: от трудностей с написанием отдельных букв и слов до невозможности читаемо писать тексты.

Как можно охарактеризовать младших школьников с дисграфией с психолого-педагогической точки зрения?

Младшие школьники с дисграфией могут испытывать трудности не только в процессе письма, но и в процессе обучения в целом. Они могут быть неуверенными в своих способностях и чувствовать себя отстраненными от сверстников. Такие дети могут испытывать стресс и низкую самооценку. Они могут нуждаться в дополнительной поддержке и помощи со стороны педагогов и логопедов для преодоления трудностей и развития навыков письма.

Какие методические основы организации логопедической помощи младшим школьникам с дисграфией?

Организация логопедической помощи младшим школьникам с дисграфией основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Логопеды используют различные методики и упражнения, направленные на развитие моторики руки, коррекцию письма, развитие внимания и концентрации. Они также работают над улучшением восприятия букв и звуков, а также над развитием навыков чтения и письма.

Какие психофизиологические особенности процесса письма у младших школьников?

У младших школьников в процессе письма наблюдаются особенности в сфере физиологии и психологии. Физиологически, дети в этом возрасте не имеют развитой мелкой моторики и могут испытывать трудности с контролем движений руки и пальцев. Психологически, у них могут быть проблемы с концентрацией внимания, памятью и моторной координацией. Все это влияет на качество и читаемость их письма.

Какие причины и формы проявления дисграфии у младших школьников?

Дисграфия у младших школьников может проявляться по разным причинам. Одной из основных причин является недостаточное развитие мелкой моторики и психомоторных навыков. Это может быть связано с нарушениями физического развития, плохой координацией движений и недостаточным развитием мозга. Формы проявления дисграфии могут быть разными: неразборчивое и неправильное написание букв, ошибки в постановке ударений, нарушение пунктуации и другие ошибки, которые затрудняют понимание текста.

Какова психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дисграфией?

Младшие школьники с дисграфией имеют определенные психолого-педагогические особенности. Они могут испытывать трудности в обучении чтению и письму, иметь плохую память, быть неуверенными и неспособными сосредоточиться. Они также могут испытывать чувства тревоги и низкой самооценки из-за своих трудностей. Поэтому важно предоставить им специальную логопедическую помощь, направленную на преодоление дисграфии и поддержку их психологического благополучия.

Какие психофизиологические особенности процесса письма у младших школьников?

У младших школьников процесс письма связан с развитием моторики и координации движений. Они еще только учатся контролировать свою руку и точно передвигать карандаш по бумаге. Кроме того, у них формируется навык правильной постановки руки и пальцев. Это процесс требует времени и практики.

Что такое дисграфия и какие у нее формы проявления у младшего школьного возраста?

Дисграфия - это расстройство письма, которое проявляется трудностями в освоении навыков письма. У младших школьников дисграфия может проявляться разными способами. Некоторые дети имеют проблемы с формированием букв, они пишут их нечетко или неразборчиво. Другие дети могут иметь проблемы с направлением и последовательностью письма, пишут буквы в неправильном порядке или пропускают некоторые буквы. Еще одной формой дисграфии является дисграфический диссоциационный синдром, когда у ребенка наблюдаются трудности не только в письме, но и в чтении и связном речевом выражении.

Какими психолого-педагогическими характеристиками обладают младшие школьники?

Младшие школьники имеют свои особенности в психолого-педагогическом развитии. Они находятся на стадии начального формирования познавательных процессов, развития речи и мышления. У них еще не сформирована полная система навыков письма, они только начинают осваивать алфавит и правила грамматики. Ребенки в этом возрасте часто имеют ограниченную концентрацию внимания и затруднения в контроле своих эмоций. Они нуждаются в поддержке и правильном подходе со стороны педагогов и родителей для успешного преодоления дисграфии.

Какие психофизиологические особенности процесса письма могут быть у младших школьников?

Младшим школьникам свойственны различные психофизиологические особенности в процессе письма, такие как неустойчивость техники письма, нарушение пространственного расположения букв и слов, неуверенное приведение руки в движение, слабая развитость мелкой моторики.