Готовность к обучению грамоте у старших дошкольников с ЗПР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 60 60 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 21.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Научно-теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте у дошкольников………………………………………….6
1.1. Функциональный базис готовности детей к обучению грамоте……….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР……………….9
1.3. Коррекционно-педагогическая работа по формирования готовности к обучению грамоте с использованием дидактических игр и упражнений…..16
Выводы по Главе 1. …………………………………………………………….28
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования готовности к обучению грамоте у дошкольников……………………………………….…..29
2.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования……………...29
2.2. Изучение уровня сформированности готовности к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР……………………………………………………………44
Выводы по Главе 2. …………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………………...56
Список использованной литературы………………………………………….60
Приложение……………………………………………………………………..63
Фрагмент для ознакомления

Общая итоговая оценка по методике – низкая.Результаты обследования по методике «Графический диктант» у Леонова Вовы.Мальчик с интересом принялся за работу, но в процессе методики интерес прошел, и Вове стало неинтересно. Мальчик плохо справлялся с заданием. Педагог помогал ему, подробно объяснял, что означает значение и насколько верно мальчик все выполняет. Общая итоговая оценка по методике – низкая.Результаты обследования по методике «Графический диктант» у Самсонова Даниила.Мальчик начал выполнять задание педагога, внимательно прислушивался к педагогу, усердно принимался за работу, но совершал ошибки. Педагог внимательно следил за деятельностью ребенка, выжидал время, необходимое для выполнения задания. Педагогу приходилось по несколько раз повторять задания графического диктанта. Общая итоговая оценка по методике – ниже среднего.Таким образом, можно прийти к заключению, что графический диктант был сложен для детей с ЗПР, практически все ребята совершали большое количество ошибок и неточностей, каждый принимался с энтузиазмом, но был расстроен своим результатом. К основным выводам по методикам обследования готовности детей с ЗПР к обучению грамоте являются:Дети с ЗПР легко уязвимы. Их динамика настроения и общего психологического состояния колеблется постоянно, являясь неустойчивыми факторами развития личности.Дети с ЗПР склонны к ожесточению и напряженности.Ребята с ЗПР не усидчивы, менее любопытны и активны, чем дети при нормальном развитии.Для работы с детьми с диагнозом ЗПР необходим постоянный контроль и внимание со стороны взрослых (педагогов).Ребятам с ЗПР необходимо уделять больше времени на расшифровку заданий и смысла упражнений, а также периодически предлагать свою помощь в выполнении какого-либо задания.В результате проведенного эксперимента, в ходе которого было обследовано 5 детей с ЗПР старшей группы ДОУ (3 девочки и 2 мальчика), мы пришли к следующим основным выводам.Во-первых, в ходе экспериментальной части работы с детьми от 6 до 7 лет развитие речевой деятельности мальчиков с диагнозом ЗПР намного выше, чем у девочек той же возрастной категории, с тем же диагнозом. Это можно проследить по качеству ответов и знаниям обследуемых детей.Можно прийти к заключению, что уровень сформированности словаря существительных у мальчиков, в частности использование слов существительных по наглядно-иллюстративному материалу, намного выше, чем у девочек. Также можно отметить тот факт, что мальчики отнеслись к заданиям логопеда с интересом, отвечали на вопросы охотно и в большинстве случаев самостоятельно, то есть не дожидались подсказок и помощи со стороны педагога. Что касается девочек, то они напротив, были пассивны и зачастую отвечали на вопросы лишь тогда, когда педагог подводил к наводящей мысли. Большинство девочек использовали в процессе диагностики именно те слова, которые слышали от педагога в момент подсказки.Во-вторых, в результате проведенного исследования у обследуемых ребят были выявлены наиболее встречаемые ошибки по использованию существительных:1. Многие из детей неправильно произносили звуки: либо путали их, либо смешивали с другими.2. Многие из ребят часто повторяли одни и те же слова, то есть их словарный запас существительных сводился к ограниченному кругу (к примеру, Ева при рассказе довольно часто употребляла слово«девочка», слово «мальчик...»; в большинстве случаев она не знала, какими словами можно заменить эти слова).3. Большинство из ребят неправильно проговаривают сами существительные («девочка» - «деичка» / «дечка» (Ева) / «деська» / «дейка» (Даша)/ «девоська»; «мальчик» - «масик», «мачик», «мацик»(Даниил)).4. Встречались также ошибки в произнесении окончаний тех или иных слов существительных (к примеру, Даниил произносил слово «птичкой» исключительно, как «птичкай»).5. В высказываниях ребят часто встречались аграмматизмы (к примеру, Даша К. произносила некоторые слова совершенно неправильно – «снежоки» вместо «снежки», «галаву» через звук [а], «главу»вместослово«голову»; также девочка строила свои высказывания, употребляя набор простых слов, зачастую даже не склоняя их и не изменяя их формы).6. К примеру, Вова Л. произносил слова, смягчая их на конце слова – вместо твердого варианта «вода», он произносил мягко «водя». Многие слова он произносил совсем неправильно, что для логопеда было затруднительным в плане его понимания – «денька» вместо «девочка».Таким образом, можно сделать вывод, что дети с ЗПРгораздо менее активны на подобных занятиях, они, как правило, стесняются рассказывать и общаться открыто с педагогом. Конечно, следует учитывать и тот факт, что многие из них (особенно девочки) стесняются. Выводы по Главе 2.В практической части настоящего исследования мы привели ряд методик, которые применили в экспериментальной диагностике. Участники обследование в общем составе из 5 человек с диагнозом ЗПР показали результаты, характерные для ребят с отклонениями в психическом развитии.Использованные нами методики в экспериментальной части исследования отличались грамотностью и специфической направленностью для детей с диагнозом ЗПР. Каждая из выбранных нами методик, соответствует обследованию и выявлению у ребят уровня готовности обучения к грамоте. К основным выводам по методикам обследования готовности детей с ЗПР к обучению грамоте являются:Дети с ЗПР легко уязвимы. Их динамика настроения и общего психологического состояния колеблется постоянно, являясь неустойчивыми факторами развития личности.Дети с ЗПР склонны к ожесточению и напряженности.Ребята с ЗПР не усидчивы, менее любопытны и активны, чем дети при нормальном развитии.Для работы с детьми с диагнозом ЗПР необходим постоянный контроль и внимание со стороны взрослых (педагогов).Ребятам с ЗПР необходимо уделять больше времени на расшифровку заданий и смысла упражнений, а также периодически предлагать свою помощь в выполнении какого-либо задания.ЗаключениеДошкольники с диагнозом ЗПР также страдают от нарушений в процессе воспроизведения звуков – многие звуки они не могут произнести, либо произносят неправильно. Все это, в свою очередь, ведет к дальнейшим проблемам для освоения грамматики русского языка.Современная дошкольная педагогика предлагает бороться с этими возможными последствиями уже на раннем этапе выявления диагноза ЗПР. В связи с этим очень важным является условие своевременного выявления диагноза, индивидуальное изучение каждого ребенка с проведением диагностических обследований, разработка коррекционной программы в связи с полученными результатами обследования и наблюдение за детьми. Также мы привели основные рекомендации в направлении работы с детьми с ЗПР как дома, так и в специальных учреждениях. Для родителей таких ребят нами был разработан свод рекомендаций для развивающего обучения и воспитания ребят, а также целая картотека дидактических игр, способствующих развитию памяти, мышления, воображения, развитию лексической и грамматической стороны речи.В практической части настоящего исследования мы привели ряд методик, которые применили в экспериментальной диагностике. Участники обследование в общем составе из 5 человек с диагнозом ЗПР показали результаты, характерные для ребят с отклонениями в психическом развитии.Использованные нами методики в экспериментальной части исследования отличались грамотностью и специфической направленностью для детей с диагнозом ЗПР. Каждая из выбранных нами методик, соответствует обследованию и выявлению у ребят уровня готовности обучения к грамоте. Основные методики, по которым проводилась экспериментальная работа:Методика «Домик» (Н.И. Гуткина).Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина).Также в программу обследования мы включили пакет диагностик изучения состояния словаря существительных у детей с ЗПР, который позволяет судить о готовности ребят с данным диагнозом обучения к грамоте.Общие результаты методики Н.И. Гуткиной показали, что ребята могут заниматься самостоятельно под контролем педагога упражнениями на срисовывание и перерисовывание картины, не усложненной замысловатым сюжетом. Деятельность ребят с ЗПР отличается от работы детей при норме в психологическом развитии. Дети с ЗПР склонны к проявлению разных видов эмоционально-психологических всплесков, которые характеризуются неосознанным видом деятельности. Все обследуемые ребята склонны к частой смене настроения и проявлению агрессии, тревожности и невроза.К основным выводам по методикам обследования готовности детей с ЗПР к обучению грамоте являются:Дети с ЗПР легко уязвимы. Их динамика настроения и общего психологического состояния колеблется постоянно, являясь неустойчивыми факторами развития личности.Дети с ЗПР склонны к ожесточению и напряженности.Ребята с ЗПР не усидчивы, менее любопытны и активны, чем дети при нормальном развитии.Для работы с детьми с диагнозом ЗПР необходим постоянный контроль и внимание со стороны взрослых (педагогов).Ребятам с ЗПР необходимо уделять больше времени на расшифровку заданий и смысла упражнений, а также периодически предлагать свою помощь в выполнении какого-либо задания.Графический диктант был сложен для детей с ЗПР, практически все ребята совершали большое количество ошибок и неточностей, каждый принимался с энтузиазмом, но был расстроен своим результатом. В результате проведенного эксперимента, в ходе которого было обследовано 5 детей с ЗПР старшей группы ДОУ (3 девочки и 2 мальчика), мы пришли к следующим основным выводам.Во-первых, в ходе экспериментальной части работы с детьми от 6 до 7 лет развитие речевой деятельности мальчиков с диагнозом ЗПР намного выше, чем у девочек той же возрастной категории, с тем же диагнозом. Это можно проследить по качеству ответов и знаниям обследуемых детей.Можно прийти к заключению, что уровень сформированности словаря существительных у мальчиков, в частности использование слов существительных по наглядно-иллюстративному материалу, намного выше, чем у девочек. Также можно отметить тот факт, что мальчики отнеслись к заданиям логопеда с интересом, отвечали на вопросы охотно и в большинстве случаев самостоятельно, то есть не дожидались подсказок и помощи со стороны педагога. Что касается девочек, то они напротив, были пассивны и зачастую отвечали на вопросы лишь тогда, когда педагог подводил к наводящей мысли. Большинство девочек использовали в процессе диагностики именно те слова, которые слышали от педагога в момент подсказки.Таким образом, можно сделать вывод, что дети с ЗПРгораздо менее активны на подобных занятиях, они, как правило, стесняются рассказывать и общаться открыто с педагогом. Конечно, следует учитывать и тот факт, что многие из них (особенно девочки) стесняются. Список использованной литературы:Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О.К. Агавелян, Р. О. Агавелян; Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Новосибирск: НИП-КиПРО, 2004. – 412 с.Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Часть II: Словарный запас и грамматический строй. – М.: АРКТИ, 1997. – 64 с.Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников // Логопед в детском саду, №3, 2006. – 190 с. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕСТСВО-ПРЕСС, 2005. – 144 с.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 307 с.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / сост. Кондратенко И.Ю. – М.: «Айрис-пресс», 2005. – 200 с.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии, 1992. – 320 с.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко и др.; под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 224 с.Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие / З. М. Дунаева; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва: Советский спорт, 2006. - 144 с. Мамайчук И.И.Психо-коррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / И.И. Мамайчук. - СПб: Речь, 2006. – 400 с.Марковская И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И. Ф. Марковская. // Дефектология. - 2006. - N 3. - С. 28-34.Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 576 с.Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-социальный ин-т. - Москва: Флинта: МПСИ, 2008. - 376 с.Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - Москва: Владос, 2004. - 126 с. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; под ред. Б. П. Пузанова. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 272 с. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие для вузов по пед. специальностям: рек. УМО вузов РФ / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимо-ва, Т. Ф. Пушкина. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 304 с. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция // под ред. У. В. Ульенковой. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 304 с. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О. В.Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 432 с. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия: учебноепосо-бие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / сост. О. В.Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 432 с. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР: учебное пособие / С. Г. Рыбакова. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 144 с.Приложение 1.Приложение 2.Приложение 3.Основные результаты и характеристики выполнения методики Д.Б. Эльконина «Графический диктант»Таблица 1.Имя обследуемого ребенкаХарактер выполнения заданияКоличество балловКалмыкова ЕваДевочка с азартом принялась за работу, но в процессе методики азарт прошел, и девочке стало скучно, так как она практически не справлялась с заданием. Педагог помогал девочке, подробно объяснял Еве, что означает значение и насколько верно девочка все выполняет. Общая итоговая оценка по методике - низкая.2 баллаКолачева ДашаДевочка начала спокойно выполнять задание педагога, внимательно прислушивалась к фразам педагога, усердно принималась за работу, однако было совершено значительное количество ошибок и недочетов. Педагог внимательно следил за деятельностью девочки, выжидал время, необходимое для выполнения задания. Педагогу приходилось по несколько раз повторять задания графического диктанта. Общая итоговая оценка по методике – ниже среднего.4 баллаЕвлеева КаринаДевочка выполняла задание, совершая многократно ошибки, и педагог остановил выполнение заданий, так как Карина заплакала и расстроилась. Общая итоговая оценка по методике – низкая.1 баллЛеонов ВоваМальчик с интересом принялся за работу, но в процессе методики интерес прошел, и Вове стало неинтересно. Мальчик плохо справлялся с заданием. Педагог помогал ему, подробно объяснял, что означает значение и насколько верно мальчик все выполняет. Общая итоговая оценка по методике – низкая.2 баллаСамсонов ДаниилМальчик начал выполнять задание педагога, внимательно прислушивался к педагогу, усердно принимался за работу, но совершал ошибки. Педагог внимательно следил за деятельностью ребенка, выжидал время, необходимое для выполнения задания. Педагогу приходилось по несколько раз повторять задания графического диктанта. Общая итоговая оценка по методике – ниже среднего.3 баллаПриложение 4.Методика практической работы с Калмыковой Евой Время ответа: 9 м. 54 с.Запись с диктофона:- Как тебя зовут?- Евацка- Сегодня мы будем с тобой озвучивать два мультика.Текст 1Комментарий: Разложила перед ребенком картинки первой истории «зима».- Сейчас я перед тобой разложу картинки, тебе нужно их разложить в правильном порядке. Как в мультике, какой-то слайд первый, какой-то второй и какой-то третий. Посмотри внимательно, а потом ты расскажешь.Комментарий. Ребенок вслух описал действия на картинке, после чего начал их перекладывать. Ребенок не сразу в правильной последовательности разложил картинки. Перепутал первую и последнюю.- Молодец, правильно положила.- Девочку будут звать Маша, куклу Наташа, а мальчика Петя.- Теперь расскажи историю.- Сначала... (подсказала начало «однажды зимой»). Зимой девочка МасаОдажды (имя подсказала) она плинесла куклу Натасу, и она стояла на дологе, и они сепилисиговика. Катили-катили и задели, и лепили Маса задела куклу. (А у Пети) А у Пети ничего нету. (Комок какой у Пети?) Больсой, а у нее следний. И кукла Натаса оказалась в сиговичке. (Посмотри на Петю, что он делает?) Я не знаю, как она оказалась там? (ребенок додумал слова Пети). (А что делает Маша?) мм... (затрудняется ответить. Подсказка: А Маша засмеялась и …?, (лотикзаклылаладоскай). А Маша засмеялась (повторила).- Хорошо, какое время года изображено? - Зима- Как ты догадалась?- Потому сто здесь снег.- Снег, а еще как можно догадаться?- Они в теплой одежде.Результат: 2 баллаТекст 2Комментарий. Раскладываю в неправильном порядке перед ребенком картинки второй истории.- Сейчас мы посмотрим вторую историю.- Посмотри внимательно что же произошло и постарайся разложить правильно. Что было сначала, а что было потом.- Сначала он уснул (Подсказка посмотри внимательно на мальчика) Сначала он уснул.- Нет, он не уснул, видишь у него щечки красные - это ему стыдно.- Аааа.- Сначала..., сначала..., сначала ему стыдно было.Комментарий. Ребенок не понял, как нужно разложить картинки.- Нет, это не сначала давай посмотрим внимательно на мальчика, что он делает? С куколкой что происходит?- Он завязал и улетела кукла.- Да, что он делает дальше? (перебивает)- Почему у нее чуть-чуть красненькое?- Она старается догнать, так старалась, что покраснела.- Давай подумаем какая картинка будет первой?- Посмотри внимательно, с чего все началось? Все-таки не сразу кукла полетела на шарике.- Потом она спаслась сто ли, вот.- Кто спас, посмотри внимательно. Кто это?- Птичка.- Птички просто так помогают девочкам?- Нет.- Нужно что сделать?- Попросить.- Попросить и покормить, видишь здесь девочка кормит птичек.- Значит с чего все началось?- Сначала она птичек кормила.- Значит карточку положим какой?- Первой. А потом он завязал куклу, и она улетела.- Что произошло дальше?- А потом он попросил.- Точно? Может быть птички помогли?- Птички помогли.сначала помогли, а потом он покраснел.- Расскажи всю историю. Мальчика зовут Петя, девочку Маса, а куклу Натаса.- Сначала... сначала она кормила птичек. (Подсказка: где сидела Маша? на столике.Нет на скамейке.)Маса сидела на скамейке и кормила птичек. А он завязал и улетела она. Но птички ей помогли, и он покраснел.- Как бы ты назвала этот рассказ?- Про Петю, Масу и про куклу.- В этой истории какое время года?- Лето (неуверенно)- Да как ты догадалась? - Птички прилетели. Она в платье и он в футболке. Они не в теплой одежде. И она в босонозках, а он в кроссовках. Они запускают сарик, а зимой сарик не может летать.- Молодец.Результат: 1 балл - ответил на несколько вопросов (менее 30%), поняла текст преимущественно с наводящей помощью.Приложение 5.Методика практической работы с Колачевой Дарьей Время ответа: 12 м. 53 с.- Как тебя зовут? (Даша)Текст 1- Сегодня мы с тобой будем озвучивать мультик.- А ты знаешь с помощью чего делают мультики? (с помощью снеговика)- Нет, с помощью картинок.- Нам нужно разложить картинки в правильном порядке (как произошла вся история), а потом рассказать.- Как правильно нужно положить?- Какая первая картинка, какая вторая, а какая последняя (вот последняя)Комментарий: перепутала вторую и третью картинку местами.Подсказка:- Посмотри внимательно на куколку.- Здесь куколка что делает? (сидит)- А здесь что делает? (Прилип в снежоке)- Упала и попала в снежок.- А тут где куколка? (Он на снегове)- Она в снеговике уже.Комментарий: разложили картинки только с моей помощью до последнего путала 2ую и 3ю картинки.- Девочку будут звать Маша, мальчика Петя, а куклу Наташа.- Расскажи всю историю (я не знаю)- Смотри что делают ребята? (Снеговика делаю)- С чего они начали? (с снегов)- Снежки лепили большие.Петя главу, а Наташа главу. А куколка просто сидела и попала в снеговика (А потом?), а потом она была снеговика. (Кто катал снежок?) Маша катала снежоки кукла упала в на ее снежок. У Пети она не попала. Петя лепил галавубольшую. А в конце она появилась у Маши голова. (В конце они...) построили снеговика. (Где оказалась кукла?) на снегу или на галаву. Петя сказал маше «Ты чего снеговика что ли лепила чтобы попала кукла в него, а зачем ты остава куклу на снегу?» (А Маша?) А маша не знала. (Маша засмеялась, потому что увидела куклу) А Маша вот так сделала, засмеялась.- Какое время года? (зима)Как ты догадалась? (Потому что все знаю лето, зима, осень.)- Как одеты ребята? (В шапке, в куртке, перчатках, а еще на ботинках)2 баллаТекст 2Раскладываю карточки второй истории (ребенок посчитал: один, два, три, четыре)- Разложи карточки, что произошло сначала.-Теперь посмотрим внимательно.- Что происходит на этой картинке? (Кукла упала)- Нет кукла улетела, а Петя, что делает (смеется).- А здесь что происходит? (Здесь Маша вот так сделала.)- Кормит птичек. (А он пытается спрятать Машину куклу. А потом шарик уп. -Он хочет привязать куклу.- Тогда что было сначала? Кукла улетела или куклу привязали к шарику (Привязали к шарику)- А потом что произошло? Кукла улетела, а она смеется.а птички смотрят, и кукла на нее смотрит.Комментарий:Ребенок перепутал последовательность 3-х картинок.Что тут происходит? (Маша улыбается, птички ей отдали шарик, а Дима был расстроен, а Маша веселая.Последнюю картинку объяснила сразу: здесь Петя покраснел, потому что ему было стыдно, а Маша подарила ему шарик.- Расскажи всю историю.Маша птичек кормит. А он согнул Дима и хотел спрятать куклу. А он смеется перед Машей потому что она уронила свой шарик. Птички догнали Машин вот этот шарик. (Что произошло дальше?) Потом Диме было стыдно. Стыдно было потому что он все делала неправильно. Она подарила ему шарик, а он краснел у него щеки красного цвета, потому что ему было стыдно.- Как бы ты назвала эту историю (глупый и хороший)- Какое время года? (они дома)- Нет они не дома, трава вокруг. (осень)- У них платице, футболка, жарко очень. (зима, осень)- Время года ле.. (лето)1 балл - ответил на несколько вопросов (менее 30%), понял текст преимущественно с наводящей помощью.Приложение 6.Методика практической работы с Евлеевой ЗлатойВремя ответа: 12 м., 48 с.Текст 1Как тебя зовут? (Злата)Сегодня мы с тобой будем озвучивать мультики. Ты знаешь, из чего состоят мультики (нет). Они состоят из картинок. Нам нужно сначала расположить картинки в правильном порядке. Разложи. Злата раскладывает картинки. Молодец, все правильно.А как ты догадалась что картинки нужно положить именно так?( вот так вот догадалась). Девочку зовут Маша, мальчика Петя, а куклу Наташа. Расскажи историю по картинкам. Что произошло сначала? (Маша и Петя лепили снеговика.).А кукла?(а кукла сидела на снегу, потом Маша).Что делала?(катала снежок и потом закатала куклу в снег, а Петя скатал большой круг.)А потом?(потом слепили большого снеговика).А где кукла?(кукла оказалась в снегу, в снеговике.)Посмотри что произошло с Петей(изображает удивление).Да, удивляется, а что с Машей?( а Маша засмеялась).Почему Маша засмеялась (потому что кукла с снеговике). Какое время года изображено на картинке(зима). Как ты догадалась(потому что снег лежит).3 баллаРаскладываю картинки второй истории. Разложи в правильном порядке картинки.(раскладывает, перепутала последнюю и предпоследнюю картинки).Подумала и поменяла их местами с наводящей подсказкой. Что Петя делает на этой картинке?(привязал кукле шарик, а потом она улетела, а Петя засмеялся).А в конце? (в конце Пете было стыдно). Давай расскажем всю историю сначала .( Маша кормила птиц, а Петя взял и привязал куклу к шарику, кукла полетела, а Маша она побежала, а Петя смеялся. Птички прилетели за шариком и принесли куклу, а Маша пошла и взяла куклу. Петя загрустила, а Пете стал стыдно, Маша подарил Пете шарики.) Какое время года?(осень). Когда мы ходим в коротких платьях, когда тепло(летом).Да, правильно.4 баллаПриложение 7.Методика практической работы с Самсоновым ДанииломВремя ответа: 6м. 19 с.Текст 1- Как тебя зовут? (Даня) - Посмотри, что лежит перед тобой?- Картинка, где мальчик и девочка лепят снеговика.- Мы с тобой сегодня будем озвучивать мультик с помощью этих картинок.- Как ты думаешь, как можно расположить картинки?- Их можно расположить, что эта картинка как они лепили снеговика. А эта как они его уже долепливают.- Посмотри какая картинка будет первая, можешь перекладывать.- Посмотри внимательно на куклу, где кукла в начале, а где в конце?- Правильно разложил (разложил с одной подсказкой)- Девочку зовут Маша, мальчика Петя, а куклу Наташа.- Давай озвучим наш мультик.- Маша и Петя лепили снеговика. Маша посадила куклу, чтобы она доподождала, когда они слепят снеговика. Потом они случайно кукла в снежок попала (У кого?) у Маши. (Что в это время делал Петя?) Петя лепил туловище. Они слепили снеговика и удивились, как туда кукла попала.- Когда произошла история? (зимой)- Как ты догадался? (зимой лепим снеговика)6 баллов Текст 2- А теперь я покажу тебе второй мультик.- Как нужно положить эти картинки?- Можно расположить... (держит в руке картинку)- У нас тоже девочка Маша, мальчик Петя и кукла Наташа.- Что произошло посмотри внимательно. Как можно положить картинки?- Петя хотел украсть её куклу.- Нет Петя не хотел украсть, он хотел подшутить над Машей рассмотри внимательно.Рассказал сам, что изображено на каждой картинке«Как она подарила ему шарик, и он пораскраснелся» картинка 4 и т.п.Комментарий. Запутался в последовательности из-за птичек.- Какая картинка будет последняя?-Там, где птички помогают ей отпускать шарик.- Посмотри, а где уже на следующей картинке стоит кукла?- На лавочкеКакая картинка будет последняя.- Правильно, молодец.- Расскажи историю.- Девочка Маша кормила птичек, а Петя подкрался к ней и взял ее куклу, и привязал. Он начал смеяться и птички ей помогли опустить куклу. Маша улыбнулась, а птички ей помогли опустить шарик. Она подарила ему шарик и он пораскраснелся.- В какое время года произошла история? (летом) - Как ты догадался? (трава и дети в летней одежде.В футболке и в платье) 5 баллов - ответил на большинство вопросов, но понял смысл отчасти самостоятельно (с помощью наводящих вопросов).Приложение 8.Методика практической работы с ЛеоновымВладимиромВремя ответа 13 м. 14 с.Как тебя зовут? (Вова)Текст 1-Сегодня мы будем создавать наш маленький мультик. -Ты же знаешь, как делаются мультики. Из слайдов. Сначала мы посмотрим их и разложим в правильном порядке, а потом озвучим наш мультик. Первый наш мультик будет коротким, в нем будет 3 слайда. Это история про девочку Машу и куклу Наташу и мальчика Петю.-Какая картинка ты думаешь должна быть первой? Подсказка: «Ну вот смотри, что они делают, что происходит». (Как они лепят шарика, лежит два шарика, как они лепят еще один шарика)-Какая картинка будет первая, как ты думаешь? Что было сначала? (вот эта...)-А какая следующая? (Она упаля). И оказалась где? (в шарике). -Значит, какая картинка будет следующая. Молодец.-Давай расскажем теперь всю нашу историю. Что же произошло. (она сначала положила вот это. А они нууу.....-Как их зовут? Маша, Петя и Наташа (Маша, Петя и Наташа)-Давай расскажем нашу историю, что же произошло однажды. (произошло однажды вот это и они хотели мммм).-Что ребята делали? (лепили шарики раз и два, а потом они как какмммм, как они сделали шарик, кукла Наташа упала и она наверху в шарик, они поставили.)-Смотри,а у Маши какой шарик получился (маленький)-А у Пети? (большой)-Что еще есть у Пети? (ветки)-Для чего они ему нужны? (что бы поставить их вот сюда, прямо к снегу)-Что произошло с ребятами, когда они увидели куклу Наташу (случилось, они посмотрели, что Маша и Петя потому что они слепили два шарика, а кукла Наташа оказалась между маленьким кругам и они там на круге были вот эти палочки и круг и кукла Наташа там была.-Ребята наверно удивились, искали куклу Наташу (Они не искали, а потом где она они подумали, что они хотели найти куклу Наташу, и они нашли что она была на круге, на маликем, в снеговичку.-Какой было время года? (ааа зима)-Как ты догадался (это как новый год наступает и дед мороз приходит и подарки дают)-А как ты догадался по картиночкам что зима? (Я догадался потому что вот, он слепил какого-то снеговика. Петя большое, она сделала ммм.)-Рассказываю ребенку что можно догадаться потому что на улице лежит снег и ребята в теплой одежде.-В чем ребята? (он в синей шапке и в синем и там пуговички черные, курточка, а это черные штанишки, а черные это кроссовки).Мы можем догадаться потому что ребята в теплой одежде, да? (да)1 баллТекст 2Раскладываю картинки другой истории.Разложи картинки в правильном порядке что было сначала. Ребенок сразу начинает рассказывать (там была мальчик.)Маша, Петя и кукла Наташа. (Петя, Маша и кукла Наташа)Ребенок сразу начинает рассказывать не расположив картинки в правильном порядке. Останавливаю его и прошу расположить.Ребенок затрудняется, поэтому мы с ним рассматриваем каждую картинку и он мне рассказывает что на ней изображено. Поясняю почему у Пети красные щечки, потому что он покраснел и ему стыдно. Ребенок описывает картинку.(у него такие красненькие щечки, красненький носик и он закрыл глазки.Посмотри на картинки, как же мы их положим. (Как шарик улетел, как птицы улетели , а здесь Петя смеялся, а Маша шарик улетел, кукла Наташа а птицы поймали, как Петя хотел помочь, на кукле Петя сделал шарик, Маша дала птичкам хлебушка, она посыпала, а они клюле). Подсказка: Маша отвлеклась на птичек, а что в это время делал Петя?(зазвезать).С помощью моей подсказки мы разложили карточки. А теперь расскажи историю. (Петя хотел завязать куклу, а Маша хотел птичек кормить.Петязасеялся кукла Наташа улетел, шарик улетел, а птицы помогли. А как он был обидно Петя, птицы помогли шарика завязать куклу Наташу.А Петя как нашел подарил шарик а Маша, а вот кукла Наташа, они поста. стояли на столе. Щечки его закраснели и носик закраснел.глазки закрылись и он закраснел.вот так вот вот так. Потому что он обрадовался, а потом обиделся). Ребенок начинает рассказывать предыдущие картинки. Подсказываю что Пете стало стыдно. Когда это произошло (ммм осень). Навожу на ответ лето: Когда много птичек бывает? (они бывают летом).0 баллов

Список использованной литературы:


1. Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О.К. Агавелян, Р. О. Агавелян; Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Новосибирск: НИП-КиПРО, 2004. – 412 с.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Часть II: Словарный запас и грамматический строй. – М.: АРКТИ, 1997. – 64 с.
3. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников // Логопед в детском саду, №3, 2006. – 190 с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕСТСВО-ПРЕСС, 2005. – 144 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 307 с.
6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / сост. Кондратенко И.Ю. – М.: «Айрис-пресс», 2005. – 200 с.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
8. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992. – 320 с.
9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко и др.; под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 224 с.
10. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие / З. М. Дунаева; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва: Советский спорт, 2006. - 144 с.
11. Мамайчук И.И. Психо-коррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / И.И. Мамайчук. - СПб: Речь, 2006. – 400 с.
12. Марковская И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И. Ф. Марковская. // Дефектология. - 2006. - N 3. - С. 28-34.
13. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 576 с.
14. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-социальный ин-т. - Москва: Флинта: МПСИ, 2008. - 376 с.
15. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - Москва: Владос, 2004. - 126 с.
16. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; под ред. Б. П. Пузанова. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 272 с.
17. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие для вузов по пед. специальностям: рек. УМО вузов РФ / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимо-ва, Т. Ф. Пушкина. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 304 с.
18. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция // под ред. У. В. Ульенковой. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 304 с.
19. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 432 с.
20. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия: учебное посо-бие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / сост. О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 432 с.
21. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР: учебное пособие / С. Г. Рыбакова. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 144 с.

Вопрос-ответ:

Какие основы формирования готовности к обучению грамоте у дошкольников рассматриваются в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи рассматриваются научно-теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте у дошкольников.

Что такое функциональный базис готовности детей к обучению грамоте?

Функциональный базис готовности детей к обучению грамоте - это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешного овладения грамотой.

Какая психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР рассматривается в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Какая коррекционно-педагогическая работа используется для формирования готовности к обучению грамоте?

Для формирования готовности к обучению грамоте используется коррекционно-педагогическая работа, основанная на использовании дидактических игр и упражнений.

Каковы выводы, сделанные в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи делаются выводы о формировании готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Какие основы формирования готовности к обучению грамоте у старших дошкольников описаны в главе 1?

В главе 1 описываются научно-теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте у старших дошкольников. Рассматривается функциональный базис готовности детей к обучению грамоте и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Также описывается коррекционно-педагогическая работа по формированию готовности к обучению грамоте с использованием дидактических игр и упражнений.

Какие показатели готовности к обучению грамоте рассматриваются в функциональном базисе?

В функциональном базисе рассматриваются следующие показатели готовности к обучению грамоте: уровень развития речи и коммуникативных умений, владение понятийной значимостью слов, сенсорные и моторные аспекты письма, графомоторные навыки, знание алфавита и умение дифференцировать звуки речи, умение анализировать слова и предложения, умение слышать звуки в словах и др.

Какая коррекционно-педагогическая работа используется для формирования готовности к обучению грамоте?

Для формирования готовности к обучению грамоте используется коррекционно-педагогическая работа, которая включает в себя использование дидактических игр и упражнений. Такие игры и упражнения направлены на развитие речи, умение анализировать слова и предложения, знание алфавита, графомоторные навыки и другие навыки, необходимые для обучения грамоте.