Наблюдение на прогулках как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о зависимостях растений и животных с условиями существования
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 48 + 48 источников
- Добавлена 22.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о природе в процессе наблюдения 5
1.1. Цели и направленность экологического образования дошкольников 5
1.2. Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе 9
Глава 2. Организация наблюдений на прогулках в целях формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о взаимосвязи организмов и окружающей среды 16
2.1. Чувственное общение с живой природой как один из важнейших аспектов экологического воспитания дошкольников 16
2.2. Принципы организации наблюдений в процессе формирования представлений о взаимосвязи организмов и среды 18
2.3. Организация наблюдений на прогулках 22
2.4. Организация экологических троп для прогулок 33
Заключение 39
Литература 41
2.4. Организация экологических троп для прогулокТ.А. Серебряковавсю совокупность эколого-развивающей среды дошкольного учреждения объединяет понятием «экологический ландшафт», где выделяет семь основных компонентов: групповые уголки природы, зимний сад, комната природы, живой уголок, экологическая тропа, экологическая лаборатория и озелененные пространства на территории участка[36]. С точки зрения дошкольника, даже такие небольшие по объему компоненты эколого-развивающей средымогут восприниматься в масштабе ландшафта, как целый мир.В практической деятельности по экологическому воспитанию дошкольников особенно эффективной формой для работы с детьми старшего дошкольного возраста являются прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа – учебный, специально организованный маршрут в природу, основная цель которого – экологическое образование детей. Экологическая тропа помогает ребенку наглядно познакомиться со многими процессами, протекающими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические процессы[40].Экологические тропы позволяют оставлять окружающую природу в действенной неприкосновенности и любоваться ее нетронутыми красотами. Экологические тропы для проведения целевых прогулок, экскурсий, эко-квестов могут быть организованы как на территории ДОУ, так и на территории близлежащих парков, скверов и др. уголков природы [28, 39]. Объектами для проведения экскурсионных прогулок могут быть, например, - памятники природы, - места произрастания культурных, редких, уникальных, лекарственныхрастений;- отдельные экосистемы (опушка леса, пень, лужа, ручей); - места, где можно увидеть влияние животных на растения (повреждения растений, следы, остатки пищи и т. д.) и их роль в природе (грызунов, бабочек, дождевых червей);- антропогенно измененные участки ландшафта, на которых можно увидеть влияние человеческой деятельности на почву, растения и животных; - следы небрежного отношения к природе (пластиковый мусор, кострище и др.)[6].Наблюдая за растениями, следует не только учитывать внешний вид, части растения, их назначение, но и обращать внимание на интересную информацию, связанную с названием этого растения, а также показывать место в системе классификации (дерево, кустарник , травы), раскрыть признаки, характеризующие его как живое существо, подчеркивают условия, необходимые для роста и развития растения. Дети должны понять, что растения, в свою очередь, являются средой обитания других организмов, источником корма для животных, познакомиться с методами размножения растений, распространения семян, значимости растений в жизни человека, способами ухода за ними.Наблюдение за животными также сопровождаться интересной информацией, связанной с названием животных, классификацией (насекомые, амфибии, птицы, млекопитающие), прояснением понятий живое/неживое, знакомством с методами передвижения животных и в связи с этим – особенностями их конечностей, изучением способов и приспособлений для получения пищи, изучением среды обитания и приспособленностью животного к окружающей среде. Особенно ценным в работе педагога является использование загадок, пословиц, легенд, экологических фактов в процессе наблюдения[41].Такие прогулки способствуютформированию интеллектуальной активности, направленной на обобщение исистематизацию знаний, готовность к их применению в повседневнойжизни. Для проведения тематических прогулок составляется план, проводится предварительная подготовка, желательно с привлечением родителей. Например, зимняя темаэкологической тропы: «Белая книга природы» предполагает развивать у детей поисковую и исследовательскую деятельность. Они учатся искать оставленные на снегу следы разных животных (которые можно нанести с помощью трафарета), определять, какое животное его оставило, развивают умения ориентироваться на местности, определять местонахождение объектов с помощью карт и схем (тематика игр: «Найди и расскажи», «Кто, гдеспрятался», «Определи по стволу», «Следопыты»). Заранее дети знакомятся с тем, как можно читать следы (чтение художественной литературы: Д. Горлов,И. Акимушкин «По следам»), изучают рисунки следов животных). На экологической тропе организуются места с кормушками для птиц, что дает возможность наблюдать, какие птицы какой корм предпочитают, как это зависит от формы клюва, почему некоторые птицы не прилетают на кормушку, как устанавливаются отношения в группе птиц (очередность клева, конфликты и др.). Умение устанавливать причинно-следственные связи формируется в результате установления взаимосвязи, например, между посещением кормушек птицами и видом предложенного корма.С помощью тематических вопросов и заданий во время прогулок по экологической пробуждается творческая активность детей, они учатся рассуждать о прочитанном и увиденном, делать выводы. Например, после изучения информации о грибахдети делают вывод о том, что существует связь между местом произрастания грибов и видовым составом насаждений[8].В течение теплого времени года дети могут наблюдать, как «обживают» трухлявый пенек или лужицу растения, грибы, беспозвоночные и насекомые, как на небольшом пространстве они создают свой уникальный мирок, в котором каждый находит свое место. Маршрут экологической тропинки на территории ДОУ включает различные природные объекты, на примере которых педагоги объясняют детям законы природы.Во время прогулок дошкольники разного возраста знакомятся с многообразием растений и животных, с их взаимосвязями. Маршрут или план экологической тропинки изготавливают заранее и обычно закрепляют у ее начала. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с его названием. Информация на табличках краткая и выразительная, с использованием символов, рисунков. Выходя с детьми на экологическую тропинку, педагоги берут таблички тех объектов, которые намереваются посетить с детьми[25]. Основной идеей создания экологической тропы служит необходимость показать детямто, что удивительное можно встретить рядом, стоит только хорошо присмотреться и понаблюдать.Экологическая тропинка создается не территории ДОУ, исходя из особенностей планировки и наличия ресурсов. Примерный план экотропы представлен на рис. 2.Рис. 2. Карта-схема экологической тропинки не территории ДОУ [22]На каждой из станций с детьми проводятсязанятия согласно их интересам и познавательнойпотребности в новых знаниях. Основная формазанятий построена на сочетании индивидуальной, фронтальной и групповой деятельности вкомплексе, в зависимости от целей, задач, этапов деятельности [22]. Интересным элементом экологической тропы может быть альпийская горка, привлекающая детей своей необычностью и красочностью. Здесь дети могут получить представления об особенностях строения растений других природных зон [16]. Выводы по главе 2.Сущность наблюдения за природой как метода формирования у детей основ экологической культуры заключается, прежде всего, в осмыслении сенсорного восприятия различных природных предметов и явлений, в познании их детьми посредством органов чувств. С помощью сенсорного восприятия дети научаются выделять разнообразные виды природных объектов, выделять их основные признаки и взаимосвязи.Организация наблюдений за животными и растениями в условиях их естественной среды обитания помогает сформировать у дошкольников представления о тесной взаимосвязи живых организмов с условиями внешней среды. Данные наблюдения могут проводиться как во время типовых, так и целевых прогулок, по специально продуманному маршруту, который может быть намечен в ближайших к ДОУ природных уголках либо организован на территории самого ДОУ. Во время движения по экологической тропе учащиеся получаютинформацию об экологических системах, природных объектах, процессах иявлениях. На экологической тропе дети могут наблюдать за многообразными живыми организмами в их естественной среде обитания и в антропогенно измененной среде, отмечать приспособленность растений и животных к конкретным условиям. Регулярное посещение экологической тропы позволяет наблюдать длительно происходящие в природе процессы, видеть, как изменяются живые организмы вслед за неживой природой. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых инаслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятияинформации усиливается мощным зарядом положительных эмоцийЗаключениеНа основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:1. Под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры. Воспитание экологической культуры дошкольников включает в себя: знание детьми основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими в своей деятельности; бережное и ответственно отношение к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты, способствует гармоничному формированию личности ребенка.2. Дети старшего дошкольного возраста уже могут систематизировать свои знания о природе, строить причинно-следственные связи, формировать представления о взаимосвязи растений и животных с условиями внешней среды. При организации образовательного процесса следует опираться на уже имеющиеся у детей естественнонаучных представлений и учитывать их возрастные психофизиологические особенности: недостаточную сформированность, учебно-ориентированной системы, нестабильность внимания, преобладание наглядно-образного мышления, любознательность. Для успешного освоения материала и стимулирования познавательной деятельности старших дошкольников материал для наблюдения должен быть доступным и понятным детям; подаваться в преимущественно игровой форме; 3. Экологическое образование дошкольников возможно лишь в тесном общении с природой, в процессе которого могут быть задействованы все органы чувств ребенка. С помощью сенсорного восприятия дети учатся воспринимать целостность окружающего мира, и в то же время научаются выделять разнообразные виды природных объектов, выделять их основные признаки и взаимосвязи.Сущность наблюдения за природой как метода формирования у детей основ экологической культуры заключается, прежде всего, в осмыслении сен-сорного восприятия различных природных предметов и явлений, в познании их детьми посредством органов чувств.4. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение в формировании экологической культуры. Организация наблюдений за животными и растениями в условиях их естественной среды обитания помогает сформировать у дошкольников представления о тесной взаимосвязи живых организмов с условиями внешней среды. Данные наблюдения могут проводиться как во время типовых, так и целевых прогулок, по специально продуманному маршруту, который может быть намечен в ближайших к ДОУ природных уголках либо организован на территории самого ДОУ. Прогулки доставляют детям положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению полученных знаний, развивают эмпатию к животным и растениям, воспитывают и любовь к родной природе.5. Организация экологической тропы позволяет доступным и эффективным образом решить целый ряд задач экологического образования. Во время движения по экологической тропе учащиеся получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. На экологической тропе дети могут наблюдать за многообразными живыми организмами в их естественной среде обитания и в антропогенно измененной среде, отмечать приспособленность растений и животных к конкретным условиям. Регулярное посещение экологической тропы позволяет наблюдать длительно происходящие в природе процессы, видеть, как изменяются живые организмы вслед за неживой природой. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным за-рядом положительных эмоцийЛитератураАнтонова, М.Ю. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе / М.ЮАнтонова.// Актуальные проблемы дошкольного и начального образования : Мат. науч.-практ._конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2015») - 2015. - С. 153-156.Артемьева, С.Н. Этноэкологическое образование детей через организацию познавательных прогулок по территории дошкольного учреждения / С.Н. Артемьева, О.Н. Афанасьева // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/465577 (дата обращения: 19.04.2019)Белинова, Н.В Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста / Белинова Н.В., Бичева И.Б., Ханова Т.Г. // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 114-121.Вербенец, А.М. Формы и направления поддержки художественной деятельности старших дошкольников в летний период [Текст] / А.М. Вербенец // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 5. – С. 86-97.Володина, Л.М. Наблюдение как основной метод экологического воспитания / Л.М. Володина // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 63-64— URL https://moluch.ru/archive/148/41525/ (дата обращения: 19.04.2019)Глазырина, Н.Л. Организация учебной экологической тропы / Н.Л.Глазырина // Вестник ЧГПУ. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchebnoy-ekologicheskoy-tropy (дата обращения: 19.04.2019).Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : Курс лекций / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 сЕфименко, Л.И. Формирование ключевых компетентностей в практике экологического образования старших дошкольников / Л.И. Ефименко, И.В. Казакова, С.В. Еркина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 33-36. – ISSN 2410-8642.Зебзеева, В.А. Организация игровых эколого-субкультурных практик как условие экологического развития детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – №3-4. – С.102-105.Знаменщикова, Н.В, Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Знаменщикова, Н.А. Шинкарёва // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23) – С. 239-243.Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений / А. И. Иванова. —М.: ТЦ Сфера, 2012. —125 с.Иванова, Г. М. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. М. Иванова, В. Д. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7. - С. 10-12.Касьянова, Л. Г. Возможности эколого-оздоровительных прогулок с детьми дошкольного возраста в ДОО / Л.Г. Касьянова // Вестник ШГПУ. - 2017. - №3 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ekologo-ozdorovitelnyh-progulok-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-doo (дата обращения: 19.04.2019).Кириллов, А.В. Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания / А.В.Кириллов, М.А.Иконникова, А.В.Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. Т. 10. № 4. С. 102-110.Кондратьева, Н.Н. «МЫ». Программа экологического образования детей / Кондратьева Н. Н. и др.. СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 240 с.Кондратьева, Т.Н.. Организация развивающей экологической среды в дошкольном учреждении / Т.Н. Кондратьева, И.Д. Данейкина // Проблемы формирования экологического мышления в современном обществе материалы Междунар. науч.–практ.интернет-конф. - 2014. - С. 66-68.Косова, Е.В. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Е.В. Косова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы XII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 168-170.Лаптева, Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет [Текст] : прогр. для дет. сада и не только / Г.В. Лаптева. – М. : Сфера, 2010. – 127 сЛучич, М.В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М.В. Лучич. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с.Мещерякова, С.О. Прогулка как средство познавательного экологического развития дошкольника / С.О. Мещерякова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф. 31 июля 2018 г. – Ч. 1. – Тамбов, 2018. – С. 67.Мустафаева, З. И. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок /З. И. Мустафаева, М. И. Антонюк // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 638-640. — URL https://moluch.ru/archive/148/41525/ (дата обращения: 20.04.2019)Несговорова, Н.П. Работа на экологической тропе как технология организации совместной деятельности педагога и детей / Н.П.Несговорова // Вестник Курганского государственного университета. 2018. №1 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-na-ekologicheskoy-trope-kak-tehnologiya-organizatsii-sovmestnoy-deyatelnosti-pedagoga-i-detey (дата обращения: 19.04.2019).Николаева, С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в старшей группе детского сада : [5-6 лет] / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2016. – 187 с.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание детей в свете «Стандарта дошкольного образования» / С.Н. Николаева // Образовательная политика. – 2014. – № 2 (64). – С. 125-128.Никомарова, Е.Ю Прогулка по экологической тропе детского сада как средство формирования у дошкольников представлений об окружающей среде / Е.Ю. Никомарова // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения / Сост. и отв. ред. М.С. Смирнова. - 2016. - С. 26-33.Никулина, А.А. Организация целевой прогулки в ДОО / А.А.Никулина // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015007949">https://scienceforum.ru/2015/article/2015007949 (дата обращения: 19.04.2019 )От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа до-школьного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 325 с.Пиянзина О. П. Эко-квест для дошкольников в зимний период / О.П.Пиянзина, Т.В. Мискевич, Т.Б. Семёнова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 142-144. – ISSN 2410-8642.Плотникова, В.С. Формы проведения экскурсий / В.С.Плотникова // : Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом Материалы V Междунар. науч.-практ. интернет-конф. - 2018. - С. 271-276.Рачева, Е.А. Лесной уголок / Е.А. Рачёва // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : Материалы Всероссийск.науч.-практ. конф.— Томск : Дельтаплан, 2017. — 277 с. С.53-54.Реммер, О.А. Как влияет тепло на жизнь растений / О.А.Реммер // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : Материалы Всероссийской науч.-практ. конф.. — Томск : Дельтаплан, 2017. — 277 с. С. 76-77.Римашевская, Л. С. Приобщение детей к природе в опыте педагогического института дошкольного образования: от истории к современности / Л.С. Римашевская, Т.А. Ивченко // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. - 2018. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-detey-k-prirode-v-opyte-pedagogicheskogo-instituta-doshkolnogo-obrazovaniya-ot-istorii-k-sovremennosti (дата обращения: 19.04.2019).Рыжова, Н.А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду» : лекции 5-8 / Н.А. Рыжова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. - 92 с.Рыжова, Н.А. Наш дом-природа : программа по экологическому образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. - Москва : Линка-Пресс, 2017. - 223 сСадовская, А.В. Значение экологической сказки в познавательном развитии дошкольника / А.В. Садовская // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : Матер. Всероссийск. науч.-практ. конф.. — Томск : Дельтаплан, 2017. — 277 с. С. 31-32.Серебрякова, Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебник длястуд. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 224 сСиразетдинова Д.Р Целевые прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста / Сиразетдинова Д.Р // Студент и наука (гуманитарный цикл) 2017 Матер. Междунар. студенч. науч.-практ. конф.- 2017. - С. 660-664.Слепко, Ю. Н. Психологическая система учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте / Ю.Н.Слепко // Ярославский педагогический вестник. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sistema-uchebnoy-deyatelnosti-v-starshem-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 19.04.2019).Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду : старшая группа : [для занятий с детьми 5-6 лет] / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 110,СоломенниковаТеории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / сост. Е.А. Сидякина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. – 79 с.Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста : монография / Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова, Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников, С.Д. Кириенко. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – 221 с.Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / С.Н. Теплюк . – М. : ВЛАДОС, 2003. – 160 с.Тимофеева, Н.Г. Значение прогулок в экологическом воспитании дошкольников / Н.Г.Тимофеева, Ф.М.Сулейманова // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: Сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. 30 апреля 2015 г. – Ч. V. - М.: «АР-Консалт», 2015 г. – С. 34-36.Шанц, Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А.Шанц // Концепт. — 2016. — Спецвыпуск № 02. —URL: http://e-koncept.ru/2016/76027.htm.Шепилова Н.А. Педагогические рекомендации по развитию ценности «Природа» у детей младшего дошкольного возраста / Н.А. Шепилова, Р.С. Хидиятова // Актуальные проблемы педагогики и психологии : сб. статей Международной научно-практической конференции. Уфа : РИЦ БашГУ., 2014. С. 318-321.Шепилова, Н. А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста : [самоучитель] / Н. А. Шепилова ; Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. - Магнитогорск : МГТУ, 2018.Шинкарева, Л.В. Обоснование модели педагогического обеспечения экологического образования детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Шинкарева, К.Е. Панасенко // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 278Эколого-оздоровительные прогулки [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. дошк. образоват. учреждений / Шадр. гос. пед. ин-т ; под ред. Г.М. Киселевой, О.В. Крежевских, Л.Г. Касьяновой. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2011. – 206 с.
2. Артемьева, С.Н. Этноэкологическое образование детей через организацию познавательных прогулок по территории дошкольного учреждения / С.Н. Артемьева, О.Н. Афанасьева // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/465577 (дата обращения: 19.04.2019)
3. Белинова, Н.В Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста / Белинова Н.В., Бичева И.Б., Ханова Т.Г. // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 114-121.
4. Вербенец, А.М. Формы и направления поддержки художественной деятельности старших дошкольников в летний период [Текст] / А.М. Вербенец // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 5. – С. 86-97.
5. Володина, Л.М. Наблюдение как основной метод экологического воспитания / Л.М. Володина // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 63-64 — URL https://moluch.ru/archive/148/41525/ (дата обращения: 19.04.2019)
6. Глазырина, Н.Л. Организация учебной экологической тропы / Н.Л.Глазырина // Вестник ЧГПУ. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchebnoy-ekologicheskoy-tropy (дата обращения: 19.04.2019).
7. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : Курс лекций / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с
8. Ефименко, Л.И. Формирование ключевых компетентностей в практике экологического образования старших дошкольников / Л.И. Ефименко, И.В. Казакова, С.В. Еркина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 33-36. – ISSN 2410-8642.
9. Зебзеева, В.А. Организация игровых эколого-субкультурных практик как условие экологического развития детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – №3-4. – С.102-105.
10. Знаменщикова, Н.В, Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Знаменщикова, Н.А. Шинкарёва // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23) – С. 239-243.
11. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений / А. И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 125 с.
12. Иванова, Г. М. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. М. Иванова, В. Д. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7. - С. 10-12.
13. Касьянова, Л. Г. Возможности эколого-оздоровительных прогулок с детьми дошкольного возраста в ДОО / Л.Г. Касьянова // Вестник ШГПУ. - 2017. - №3 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ekologo-ozdorovitelnyh-progulok-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-doo (дата обращения: 19.04.2019).
14. Кириллов, А.В. Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания / А.В. Кириллов, М.А. Иконникова, А.В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. Т. 10. № 4. С. 102-110.
15. Кондратьева, Н.Н. «МЫ». Программа экологического образования детей / Кондратьева Н. Н. и др.. СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 240 с.
16. Кондратьева, Т.Н.. Организация развивающей экологической среды в дошкольном учреждении / Т.Н. Кондратьева, И.Д. Данейкина // Проблемы формирования экологического мышления в современном обществе материалы Междунар. науч.–практ.интернет-конф. - 2014. - С. 66-68.
17. Косова, Е.В. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Е.В. Косова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы XII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 168-170.
18. Лаптева, Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет [Текст] : прогр. для дет. сада и не только / Г.В. Лаптева. – М. : Сфера, 2010. – 127 с
19. Лучич, М.В. Детям о природе : кн. для воспитателя дет. сада / М.В. Лучич. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с.
20. Мещерякова, С.О. Прогулка как средство познавательного экологического развития дошкольника / С.О. Мещерякова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф. 31 июля 2018 г. – Ч. 1. – Тамбов, 2018. – С. 67.
21. Мустафаева, З. И. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок / З. И. Мустафаева, М. И. Антонюк // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 638-640. — URL https://moluch.ru/archive/148/41525/ (дата обращения: 20.04.2019)
22. Несговорова, Н.П. Работа на экологической тропе как технология организации совместной деятельности педагога и детей / Н.П.Несговорова // Вестник Курганского государственного университета. 2018. №1 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-na-ekologicheskoy-trope-kak-tehnologiya-organizatsii-sovmestnoy-deyatelnosti-pedagoga-i-detey (дата обращения: 19.04.2019).
23. Николаева, С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в старшей группе детского сада : [5-6 лет] / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2016. – 187 с.
24. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание детей в свете «Стандарта дошкольного образования» / С.Н. Николаева // Образовательная политика. – 2014. – № 2 (64). – С. 125-128.
25. Никомарова, Е.Ю Прогулка по экологической тропе детского сада как средство формирования у дошкольников представлений об окружающей среде / Е.Ю. Никомарова // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения / Сост. и отв. ред. М.С. Смирнова. - 2016. - С. 26-33.
26. Никулина, А.А. Организация целевой прогулки в ДОО / А.А.Никулина // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015007949">https://scienceforum.ru/2015/article/2015007949 (дата обращения: 19.04.2019 )
27. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа до-школьного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 325 с.
28. Пиянзина О. П. Эко-квест для дошкольников в зимний период / О.П.Пиянзина, Т.В. Мискевич, Т.Б. Семёнова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 142-144. – ISSN 2410-8642.
29. Плотникова, В.С. Формы проведения экскурсий / В.С.Плотникова // : Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом Материалы V Междунар. науч.-практ. интернет-конф. - 2018. - С. 271-276.
30. Рачева, Е.А. Лесной уголок / Е.А. Рачёва // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : Материалы Всероссийск. науч.-практ. конф.— Томск : Дельтаплан, 2017. — 277 с. С.53-54.
31. Реммер, О.А. Как влияет тепло на жизнь растений / О.А.Реммер // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : Материалы Всероссийской науч.-практ. конф.. — Томск : Дельтаплан, 2017. — 277 с. С. 76-77.
32. Римашевская, Л. С. Приобщение детей к природе в опыте педагогического института дошкольного образования: от истории к современности / Л.С. Римашевская, Т.А. Ивченко // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. - 2018. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-detey-k-prirode-v-opyte-pedagogicheskogo-instituta-doshkolnogo-obrazovaniya-ot-istorii-k-sovremennosti (дата обращения: 19.04.2019).
33. Рыжова, Н.А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду» : лекции 5-8 / Н.А. Рыжова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. - 92 с.
34. Рыжова, Н.А. Наш дом-природа : программа по экологическому образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. - Москва : Линка-Пресс, 2017. - 223 с
35. Садовская, А.В. Значение экологической сказки в познавательном развитии дошкольника / А.В. Садовская // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : Матер. Всероссийск. науч.-практ. конф.. — Томск : Дельтаплан, 2017. — 277 с. С. 31-32.
36. Серебрякова, Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 224 с
37. Сиразетдинова Д.Р Целевые прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста / Сиразетдинова Д.Р // Студент и наука (гуманитарный цикл) 2017 Матер. Междунар. студенч. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 660-664.
38. Слепко, Ю. Н. Психологическая система учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте / Ю.Н.Слепко // Ярославский педагогический вестник. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sistema-uchebnoy-deyatelnosti-v-starshem-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 19.04.2019).
39. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду : старшая группа : [для занятий с детьми 5-6 лет] / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 110,Соломенникова
40. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / сост. Е.А. Сидякина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. – 79 с.
41. Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста : монография / Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова, Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников, С.Д. Кириенко. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – 221 с.
42. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / С.Н. Теплюк . – М. : ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
43. Тимофеева, Н.Г. Значение прогулок в экологическом воспитании дошкольников / Н.Г.Тимофеева, Ф.М.Сулейманова // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: Сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. 30 апреля 2015 г. – Ч. V. - М.: «АР-Консалт», 2015 г. – С. 34-36.
44. Шанц, Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А.Шанц // Концепт. — 2016. — Спецвыпуск № 02. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76027.htm.
45. Шепилова Н.А. Педагогические рекомендации по развитию ценности «Природа» у детей младшего дошкольного возраста / Н.А. Шепилова, Р.С. Хидиятова // Актуальные проблемы педагогики и психологии : сб. статей Международной научно-практической конференции. Уфа : РИЦ БашГУ., 2014. С. 318-321.
46. Шепилова, Н. А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста : [самоучитель] / Н. А. Шепилова ; Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. - Магнитогорск : МГТУ, 2018.
47. Шинкарева, Л.В. Обоснование модели педагогического обеспечения экологического образования детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Шинкарева, К.Е. Панасенко // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 278
48. Эколого-оздоровительные прогулки [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. дошк. образоват. учреждений / Шадр. гос. пед. ин-т ; под ред. Г.М. Киселевой, О.В. Крежевских, Л.Г. Касьяновой. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2011. – 206 с.
Вопрос-ответ:
Какие цели и направленность имеет экологическое образование детей старшего дошкольного возраста?
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста направлено на формирование у них представлений о природе и зависимостях между растениями и животными. Цели такого образования - развитие экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде, формирование умений наблюдать и изучать природу, а также развитие познавательных и аналитических способностей у детей.
Как учитываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе?
В образовательном процессе учитываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. При планировании наблюдений на прогулках используются методы, адекватные их возрасту. Также учитывается их способность концентрировать внимание, интересы и особенности мышления, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования представлений о зависимостях растений и животных с условиями существования.
Какие теоретические основы лежат в основе формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста?
Формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста основывается на теоретических основах экологического образования. В процессе наблюдений на прогулках используются принципы экологии, такие как взаимосвязь и взаимозависимость между живыми организмами и средой обитания. Также важными аспектами являются практическое знакомство с природой, использование различных наблюдений и систематизация полученных знаний.
Как организуются наблюдения на прогулках в рамках экологического образования детей старшего дошкольного возраста?
Наблюдения на прогулках организуются с целью формирования представлений о зависимостях растений и животных с условиями существования. Детям предоставляется возможность наблюдать и изучать различные виды животных и растений в их естественной среде обитания. Педагоги помогают детям разобраться в наблюдаемых объектах, задавая вопросы и давая пояснения. Таким образом, дети получают практические знания о природе и развивают свои наблюдательность и познавательные способности.
Какой метод использовался в исследовании?
В исследовании использовался метод наблюдения на прогулках.
Какие цели преследует экологическое образование дошкольников?
Целями экологического образования дошкольников являются формирование представлений о природе, развитие экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде.
Какие возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста учитываются в образовательном процессе?
В образовательном процессе учитываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, такие как активность наблюдения, интерес к природным явлениям, познавательное любопытство и возможность восприятия абстрактных понятий.
Каковы теоретические основы формирования представлений о природе через наблюдения на прогулках?
Теоретическими основами формирования представлений о природе через наблюдения на прогулках являются конструктивизм, биодидактика и гуманистический подход. Эти подходы акцентируют внимание на активном участии ребенка в процессе обучения и его самостоятельном поиске знаний о природе.