СТРАХИ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 37 37 страниц
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 21.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Возрастно-психологические особенности детей младшего дошкольного возраста 5
1.2. Сущность понятия страха в психолого-педагогической литературе 10
1.3. Понятие, причины и особенности проявления детских страхов 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Методы коррекции страхов у детей младшего дошкольного возраста 20
2.2. Сказкотерапия как метод коррекции детских страхов и тревог у младших старших дошкольников и особенности его применения 23
2.3. Роль домашнего (семейного) чтения в преодолении страхов у детей младшего и старшего дошкольного возраста 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Фрагмент для ознакомления

Сказка-терапия представляет собой одно из направлений арт-терапии, которое заключается в психотерапевтической работе, основным инструментом которой является сказка. Как направление арт-терапии сказкотерапия выделилась в начале 20-го века и связана с именами К.Юнга, М.Л. фон Франц и др. история отечественной сказкотерапии насчитывает немногим более 20 лет и связана с такими учеными, как Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков, А. В. Гнездилов и др. Современная сказкотерапия реализуется в двух направлениях: исследовательском и психотерапевтическом. Спектр применения сказкотерапии в психотерапии очень широк. В рамках нашего исследования особую важность представляет возможность использования сказкотерапии в профилактики и коррекции эмоциональных нарушений дошкольников, в частности – тревожности и страхов.Страх в психологии науке зачастую принято рассматривать в рамках одного из ответвлений общей психологии, которая носит название психологии эмоций. Ведь страх является эмоцией, которая может возникнуть вследствие какой-либо угрозы биологического или социального существования индивида и направлена на действительную или воображаемую ситуацию [14, c. 24].В раннем возрасте ребенок всячески желает самостоятельности и очень требователен к тому, чтобы родители оказывали ему остаточно внимания и заботы. Не стоит забывать о том, что родители должны заботиться о cвоеv ребенке [2, с.75]. Страхи не могут появиться из ниоткуда. Они могут быть объяснены различными причинами: конкретный случай — случай, который мог вызвать испуг (например, ребенок потерялся). Далеко не все дети смогут отчетливо представлять причину своего страха, однако, в дальнейшем, это может перерасти в определенную фобию чего-либо. Стоит помнить о том, что большую роль в этом процессе играет характер ребенка. Подобные страхи достаточно част поддаются корректировке. Зачастую большинство страхов происходит от родителей, это проявляется в процессе воспитания, когда родители невольно внушают детям страхи к тому, чего они в принципе не боялись.Подобные страхи могут задержаться в психике на всю жизнь. Виной тому может также послужить детская фантазия, с помощью которой ребенок самостоятельно закрепляет в себе страхи, фантазируя на данную тему. Зачастую подобная проблема характерна для детей с сильным воображением [15, c. 79].По мнению И. В. Вачкова, сказкотерапия является мощной базой, с помощью которой ребенок может самостоятельно решить свои психологические проблемы и приобрести новые эмоциональные навыки и опыт переживаний каких-либо эмоций. Все это становится доступно ребенку. Если он поставит себя на место определенного сказочного героя. [7]С другой стороны, сказка является определенным выходом из сложившейся сложной психологической ситуации. Все вышеописанное имеет положительное влияние на эмоциональное состояние дошкольников в целом и на их страхи. Большинство ученых неоднократно отмечали тот факт, что сказка помогает ребенку справиться с накопившимся стрессом.Наряду с рациональными страхами, которые не только не мешают, но и в какой-то мере защищают ребенка (страх переходить улицу на красный свет, страх электричества, горячего чайника), имеются страхи влияющие на психическое состояние ребенка. Эти страхи являются одним из факторов нервозности, напряжения, агрессивности и нередко заболеваемости детей. Большинство из таких страхов внушены средствами массовой информации, а также родителями либо другими родственниками. Это страхи Бабы Яги, гусей-лебедей, собак, пауков и т.д.. Эти страхи снимаются у детей легче, чем подсознательные страхи – страхи одиночества, боли, темноты, смерти. Терапевтический эффект сказкотерапии заключается в изменении состояния зависимости от конкретного страха у ребенка, снижении тревожности.Наиболее распространенным страхом у дошкольников, по мнению Т.Л. Воронина, является страх темноты. Некоторые взрослые люди тоже испытывают подобное страху темноты. Темнота содержит в себе что-то загадочное, пугающее. Для детей, у которых коллективное бессознательное проявляется острее, испытывают к темноте панический ужас. [9]Для того, чтобы помочь ребенку легче перенести возникшие страхи, следует предложить ему преодолеть внутренние психологические страхи. Помочь ему в этом в значительной степени может сказкотерапия.Сказкотерапия по профилактике детских страхов состоит из сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции, терапии.В данный момент времени большинство психологов и различных специалистов-врачей занимаются исследованиями в области воздействия сказок на подсознание ребенка. Основная специфика сказки заключается в том, что сказкой принято называть фантазию, которая зачастую имеет волшебный сюжет, имеющий счастливый финал. С помощью сказки следует переносить не только опыт, но и различные навыки и умения детям. Сказка таким образом, является некой поучительной моделью, с помощью которой можно легко отличить добро от зла. Не малое место в любой сказке отводится так называемой аллегории, а также различным описаниями реальной или фантазийной жизни, в которой дети угадывают черты реального мира и иносказание. Основное средство психологического воздействия любой сказки − это метафора, которая является мощнейшим средством для развития фантазии и для глубинного понимания и осмысления смысла всей истории в целом. [19, с 27]Точное определение метафоры в соответствии с общей идеей сказки способствует скорейшему разрешению психологической проблемы ребенка и специфику всех последующих коррекционных методов, которые специалист использует в своей профессиональной работе. Описанный нами метод психокоррекции базируется на том, что вся фантазийная история имеет определенный смысл разрешения большинства проблем.2.3. Роль домашнего (семейного) чтения в преодолении страхов у детей младшего и старшего дошкольного возрастаНа Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно в семье происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того, именно семья является колыбелью величайших чувств: любви, взаимопонимания и ответственности. [5, c. 86]Традиционно одним из наиболее почитаемых досуговых мероприятий, которые проводились в семье, было чтение. Воспитательное воздействие книги на развивающуюся личность ребенка неоспоримо. Именно в детском возрасте происходят формирование мировоззрения, поиски идеала, своего места в жизни. Посредством приобщения к чтению, путем обсуждения поступков, взглядов и мнений героев книг родители формируют у детей систему нравственных ценностей, дают им основы этических и эстетических знаний. Домашнее чтение – одно из наиболее эффективных средств всестороннего воспитания детей: нравственного, умственного, эстетического, трудового.Домашнее чтение значимо и потому, что оно позволяет развивать правильную речь, дает основы грамотности. Психология учит: чем чаще дети будут слышать слово, тем прочнее они его запомнят. Именно родители должны стать первыми учителями ребенка, которые собственной заинтересованностью и личным опытом докажут ребенку важность чтения как средства саморазвития человека.Сегодня исследователи не дают однозначного ответа на вопрос, с какого момента начинается общение родителя с ребенком. Одни считают, что с момента рождения (В. Штерн), другие, в частности М. И. Лисина, выделяют четыре формы общения с ребенком:-от 2-х до 6-ти месяцев жизни ребенка;-от 6-ти месяцев до 3-х лет;-от 3-х лет до 5-ти лет;-от 5-ти до 7-ми лет.Некоторые же исследователи вовсе считают, что общение с ребенком начинается еще с внутриутробного периода развития.Домашнее (семейное) чтение - это особое общение ребенка с родителями. По мнению О. И. Русилко, сила и полнота идейно-эмоционального воздействия книги зависит от правильной организации детского чтения в семье. Оно может осуществляться в следующих формах:Совместное домашнее чтение книг. Оно не должно исчерпываться только тем периодом, когда дети не умеют читать. Чтение взрослых, как правило, более выразительное, эмоциональное, оно является образцом для детей. Необходимо чередовать чтение взрослого, ребенка, самостоятельное чтение. При такой организации работы можно контролировать осмысленность чтения, обращать внимание детей на наиболее важные в воспитательном отношении моменты. [17, c. 53]Обсуждение прочитанных книг в семье, беседы. При этом особое значение приобретает жизненный опыт родителей, который делает книгу для ребенка более понятной и близкой.Ведение детьми индивидуального и общего семейного читательского дневника. Это дает возможность обмена самыми сокровенными мыслями о книге, помогает правильно оценивать ее смысл.Организация домашних литературных вечеров, викторин.Заучивание стихов наизусть. Выученное в детстве стихотворение не только тренирует память, но и становится частью эстетического мира личности. Возвращаясь к заученному, человек все более осмысливает его содержание, и воспитательное влияние продолжается многие годы.•посещение с детьми литературных музеев, вечеров поэзии и т.д.;•стимуляция собственного литературного творчества детей;•широкое использование детской периодики.Умело комплектуя семейную библиотеку для детей, постоянно контролируя детское чтении, активизируя нравственное воздействие литературы при помощи названных форм работы с книгой родители смогут вырастить своих детей психологически здоровыми, эмоционально отзывчивыми и интеллектуально развитыми людьми.Особое значение в развитии детей имеют адекватные возрасту и уровню интеллекта сказки, повести, рассказы. В произведениях, в которых действуют контрастные персонажи, наделенные положительными или отрицательными качествами, где добро побеждает зло, вносят неоценимый вклад в развитие детской психики, помогают плавной адаптации ребенка к реальной жизни. Так, например, герои народных сказок поступают определенным образом, имеют стабильную нравственную характеристику и демонстрируют устойчивые модели поведения и поступков. Ребенок идентифицирует себя с тем или иным персонажем. При этом его переживания и чувства становятся своеобразным толчком к развитию у него индивидуальных мыслительных способностей и формированию морально-нравственных качеств. Особенно остро реагируют на сказки мягкосердечные, задушевные дети, у которых переживания отчетливо отражаются на лице, в мимике. Особая чувствительность натуры таких детей ведет к тому, что душевные потрясения оказывают на них болезненно глубокое воздействие и вызывают реактивную депрессию. Сказки и повести же, рассчитанные на определенный возраст почти всегда предвосхищают ту или иную реакцию детской психики и направляют ее в нужное русло. Благодаря этому даже самый робкий ребенок набирается смелости и становится более уверенным в своих силах.Несмотря на то, что лучшие детские книги и сказки практически всегда построены таким образом, чтобы быть понятными детям, родителям все-таки следует беседовать с детьми по поводу прочитанного, поскольку ребенок не всегда может понять тот или иной смысл, скрытый в произведении. А непонимание может привести к неправильной интерпретации. Внимательный родитель никогда не упустит возможности лишний раз пообщаться со своим ребенком по поводу прочитанной книги и разобраться в тех чувствах и эмоциях, которые это чтение вызвало. [12, c. 43]Помимо большой пользы от самого чтения сам процесс, в котором участвуют и дети и их родители, объединяет и успокаивает. Это замечательное психокоррекционное воздействие, основанное на ласки, любви, внимании и заботе. Чтение позволяет не только детям окунуться в мир прекрасного, но и родителям отвлечься от насущных проблем, перенестись в другой мир, а значит отдохнуть, набраться сил и восстановить свое психологическое здоровье.Многочисленные исследования доказали, что дети, воспитывающиеся в семьях, где домашнее чтение стало доброй традицией, крайне редко испытывают тревожность. И, напротив, в тех семьях, где родители не читают своим детям книг, или делают это чисто машинально, дети бывают более тревожными, раздражительными, капризными. У них практически отсутствует эмоциональное общение со взрослыми членами семьи, а ребенок, лишенный общения со своими родителями не может чувствовать себя защищенным. Следовательно, любое благоприятное общение со взрослым, протекающее в спокойной обстановке, идет на пользу ребенку, особенно, если такое общение эмоционально насыщенно, духовно богато и радует, как родителей, так и детей.Таким образом в рамках данной главы нами были выделены основные методы коррекции детских страхов и тревог, а также рассмотрены особенности применения сказкотерапии, как одного из самых эффективных методов в данной работе.Далее будут представлены результаты практического изучения данного метода в работе с младшими дошкольниками.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Детские страхи являются неотъемлемой часть возрастного периода, и если к ним правильно относиться, то постепенно они исчезают.Страхи бывают реальные, воображаемые, острые и хронические. Реальный и острый страх вызваны определенной ситуацией, воображаемый и хронический страх определяются свойствами личности. Различают обычный, естественный или возрастной и патологический уровни. Обычный страх кратковременен, обратим, и исчезает с возрастом, не влияет на ценностные ориентации людей, не влияет на его характер поведение и взаимоотношения с другими людьми. Исследователи отмечают, что проявление различных страхов зависит от возраста и уровня развития детей.Существует множество методов коррекции страхов в младшем школьном возрасте. В настоящем исследовании мы более подробно рассмотрели такие из них, как сказкотерапия и семейное чтение.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлан, Дж. Ландшафт детской души / Дж.Алан. - М.: ПЕР СЭ, 2016. - 272 с.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2011. – 248 с.Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2016. - 336 с.Бердникова, Ю. Мир ребенка / Ю.Бердникова. – М.: Наука и техника, 2017. – 288 с.Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М.Бетенски. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 256 с.Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2015. 144 с. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А.Л.Венгер. – М.: Генезис, 2013. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с. Вечканова, С.В. Коррекция страхов у детей дошкольного возраста через рисунок. //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс], - http://festival.1september.ruВоронина, Т.Л. Сказкотерапия в коррекции детских страхов. //Центр психологической поддержки детей, подростков, взрослых [Электронный ресурс], - http://vashpsiholog-ptz.ruВоропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. / И.П.Воропаева. - М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2016. — 56 с.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2016. – 668 сВыготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6 т.- М.: Наука, 2012. – 295 с. Гайворонская Т. А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб., 2013.- 25 с. Гребенщикова Т. В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук.- Новокузнецк, 2011.- 209 с. Дженнингс, С., Менге, А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии /Пер.с англ. И.Динерштейн. –М.: Эксмо, 2013. -384с.Диагностика эмоционально-нравственного развития / Под ред. И.Б. Дермановой. – СПб.: Речь, 2012. – 112 с.Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация /Д.Делио. – М.: Эксмо-пресс, 2017. – 272 с.Захаров, А.И.Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка» / А.И.Захаров. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2016. - 448 с. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.- СПб., Речь, 2016. - 208 с.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: «Златоуст», 2008. - 352 с.Изард, К.Э. Психология эмоций. пер. с англ / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии.- 2015.- № 1. -С. 65 – 77.Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика.- М.: Академия, 2014. -288 с. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин.- СПб.: Питер, 2016. - 752 с. Исурина, Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г.Л.Исурина // Групповая психотерапия. - 1990. №7 С.89-120.Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В.Киселева. - М.: Речь, 2017. — 336 с. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. [Текст] / М.В.Киселева. - СПб.: Речь, 2016. - 160 с .Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С.Комарова. – М.: Мнемозина, 2007. – 157 с.Комарова, Т.С. Савенков А.И. Детское коллективное творчество [Текст] / Т.С.Комарова, А.И.Савенков. – М.: 2015. – 128 с. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии /А.И.Копытин. - СПб.: Питер, 2009. - 368с. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 2013.- 176 с. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. [Текст] / В.А.Крутецкий. - М.: Просвещение, 2016.-352 с.Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2016.- 208с. Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказки / И.Е.Кулинцова.- М.: ТЦ Сфера, 2008. -165с.Лаптева Ю. А., Морозова И. С. К проблеме изучения особенностей эмоционального развития современных дошкольников // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Нефтекамск: Наука и образование.- 2015.-№7.- С. 56 – 59. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д.Кулинцова. - СПб.: Речь, 2013. - 256 с. Ломакина, Г.Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем /Г.Р.Ломакина. – М.: Центрополиграф, 2016.- 81с.Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений /Г.Л.Лэндрет. – М.: Международная пед. академия, 2006. – 356 с.Мухина, В. С. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 2008.-272 с.Мухина, В. С. Возрастная психолоrия. Феноменология развития. [Текст] / В. с. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 608 с.Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. В 3 кн. — 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 688 с. Оклендер, В. Окна в мир ребенка руководство по детской психотерапии /В.Оклендер. – М.: Издательство: Независимая фирма «Класс», 2015.- 336с.Осипова, А.А. Общая психокоррекция. [Текст] / А.А.Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 512 сОстер, Дж., Гоулд, П.. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия» / Дж.Остер, П.Гоулд. - М.: Информационный центр психологической культуры, 2001.- 184 с.Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н.Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015.- 288 с.Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2009.- 224с.Психология детства /Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2009. – 368 с. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович.- М., 2016.- 176 с. Разенкова Н. Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности // Сибирский педагогический журнал.- 2016.- № 6.- С. 296 – 304. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия / Д.Соколов. -М.: ЭКСМО, 2008.- 60с.Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С.Спиваковская.- М.: Изд-во МГУ, 1988. - 200с.Сусанина, И. Введение в арт-терапию /И.Сусанина. - М.: Когито-центр, 2017. -95с. Тащѐва, А. И. Психологическая профилактика и коррекция страхов детей / А.И.Тащева. Часть 2. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009.- 65 с. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем /Р.М.Ткач. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.Торшилова, Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова. – М.: РОСМЭН, 2007. – 141 с. Тренинг по сказкотерапии / под ред.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб: Речь, 2006.- 176с.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой /Л.Б. Фесюкова.- М.: АСТ, 2009. -41с.Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры /С.А.Черняева. — СПб.: Речь, 2009. —168 с.Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс /О.А. Шаграева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 368 с. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства /В.Д.Шадриков. - М.: Логос, 2008. - 156 с.Шишова, Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно /Т.Л.Шишова. – СПб.: Речь, 2017. – 104с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алан, Дж. Ландшафт детской души / Дж.Алан. - М.: ПЕР СЭ, 2016. - 272 с.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2011. – 248 с.
3. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2016. - 336 с.
4. Бердникова, Ю. Мир ребенка / Ю.Бердникова. – М.: Наука и техника, 2017. – 288 с.
5. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М.Бетенски. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 256 с.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2015. 144 с.
7. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.
8. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А.Л.Венгер. – М.: Генезис, 2013. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с.
9. Вечканова, С.В. Коррекция страхов у детей дошкольного возраста через рисунок. //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс], - http://festival.1september.ru
10. Воронина, Т.Л. Сказкотерапия в коррекции детских страхов. //Центр психологической поддержки детей, подростков, взрослых [Электронный ресурс], - http://vashpsiholog-ptz.ru
11. Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. / И.П.Воропаева. - М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2016. — 56 с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2016. – 668 с
13. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6 т.- М.: Наука, 2012. – 295 с.
14. Гайворонская Т. А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб., 2013.- 25 с.
15. Гребенщикова Т. В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук.- Новокузнецк, 2011.- 209 с.
16. Дженнингс, С., Менге, А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии /Пер.с англ. И.Динерштейн. –М.: Эксмо, 2013. -384с.
17. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Под ред. И.Б. Дермановой. – СПб.: Речь, 2012. – 112 с.
18. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация /Д.Делио. – М.: Эксмо-пресс, 2017. – 272 с.
19. Захаров, А.И.Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка» / А.И.Захаров. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2016. - 448 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.- СПб., Речь, 2016. - 208 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: «Златоуст», 2008. - 352 с.
22. Изард, К.Э. Психология эмоций. пер. с англ / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
23. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии.- 2015.- № 1. -С. 65 – 77.
24. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика.- М.: Академия, 2014. -288 с.
25. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин.- СПб.: Питер, 2016. - 752 с.
26. Исурина, Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г.Л.Исурина // Групповая психотерапия. - 1990. №7 С.89-120.
27. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В.Киселева. - М.: Речь, 2017. — 336 с.
28. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. [Текст] / М.В.Киселева. - СПб.: Речь, 2016. - 160 с .
29. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С.Комарова. – М.: Мнемозина, 2007. – 157 с.
30. Комарова, Т.С. Савенков А.И. Детское коллективное творчество [Текст] / Т.С.Комарова, А.И.Савенков. – М.: 2015. – 128 с.
31. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии /А.И.Копытин. - СПб.: Питер, 2009. - 368с.
32. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 2013.- 176 с.
33. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. [Текст] / В.А.Крутецкий. - М.: Просвещение, 2016.-352 с.
34. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2016.- 208с.
35. Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказки / И.Е.Кулинцова.- М.: ТЦ Сфера, 2008. -165с.
36. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. К проблеме изучения особенностей эмоционального развития современных дошкольников // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Нефтекамск: Наука и образование.- 2015.-№7.- С. 56 – 59.
37. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д.Кулинцова. - СПб.: Речь, 2013. - 256 с.
38. Ломакина, Г.Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем /Г.Р.Ломакина. – М.: Центрополиграф, 2016.- 81с.
39. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений /Г.Л.Лэндрет. – М.: Международная пед. академия, 2006. – 356 с.
40. Мухина, В. С. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 2008.-272 с.
41. Мухина, В. С. Возрастная психолоrия. Феноменология развития. [Текст] / В. с. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 608 с.
42. Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. В 3 кн. — 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 688 с.
43. Оклендер, В. Окна в мир ребенка руководство по детской психотерапии /В.Оклендер. – М.: Издательство: Независимая фирма «Класс», 2015.- 336с.
44. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. [Текст] / А.А.Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 512 с
45. Остер, Дж., Гоулд, П.. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия» / Дж.Остер, П.Гоулд. - М.: Информационный центр психологической культуры, 2001.- 184 с.
46. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н.Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015.- 288 с.
47. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2009.- 224с.
48. Психология детства /Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2009. – 368 с.
49. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович.- М., 2016.- 176 с.
50. Разенкова Н. Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности // Сибирский педагогический журнал.- 2016.- № 6.- С. 296 – 304.
51. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия / Д.Соколов. -М.: ЭКСМО, 2008.- 60с.
52. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С.Спиваковская.- М.: Изд-во МГУ, 1988. - 200с.
53. Сусанина, И. Введение в арт-терапию /И.Сусанина. - М.: Когито-центр, 2017. -95с.
54. Тащѐва, А. И. Психологическая профилактика и коррекция страхов детей / А.И.Тащева. Часть 2. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009.- 65 с.
55. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем /Р.М.Ткач. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
56. Торшилова, Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова. – М.: РОСМЭН, 2007. – 141 с.
57. Тренинг по сказкотерапии / под ред.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб: Речь, 2006.- 176с.
58. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой /Л.Б. Фесюкова.- М.: АСТ, 2009. -41с.
59. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры /С.А.Черняева. — СПб.: Речь, 2009. —168 с.
60. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс /О.А. Шаграева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 368 с.
61. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства /В.Д.Шадриков. - М.: Логос, 2008. - 156 с.
Шишова, Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно /Т.Л.Шишова. – СПб.: Речь, 2017. – 104с.

Вопрос-ответ:

Какие возрастно-психологические особенности есть у детей младшего дошкольного возраста?

Дети младшего дошкольного возраста характеризуются особенностями развития, такими как формирование личности, активное развитие речи, освоение социальных навыков, игровая деятельность и повышенная любознательность.

Что понимается под понятием "страх" в психолого-педагогической литературе?

Страх - это эмоциональное состояние, характеризующееся чувством тревоги и беспокойства перед реальным или предполагаемым угрозами, опасностями или неприятностями.

Какие причины могут вызывать и особенности проявления детских страхов?

Причинами детских страхов могут быть наследственность, воспитание, негативные жизненные события и отсутствие достаточной поддержки. Проявлениями страхов могут быть ночные кошмары, боязнь темноты, высоты или определенных животных.

Какие методы коррекции страхов используются у детей младшего дошкольного возраста?

Методы коррекции страхов у детей младшего дошкольного возраста включают игровую терапию, погружение в ситуации, связанные со страхом, работу с родителями и создание безопасной и поддерживающей обстановки.

Какие методические особенности существуют при коррекции страхов детей младшего дошкольного возраста?

При коррекции страхов детей младшего дошкольного возраста важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать игровые методики, создавать позитивный опыт, учить ребенка осознавать и управлять своими страхами.

В чем заключаются возрастно-психологические особенности детей младшего дошкольного возраста?

Возрастно-психологические особенности детей младшего дошкольного возраста включают быстрый рост и развитие мозга, недостаточную саморегуляцию и концентрацию внимания, более высокую эмоциональность и зависимость от взрослых, а также ограниченную способность анализировать и решать проблемы.

Какова сущность понятия страха в психолого-педагогической литературе?

Сущность понятия страха в психолого-педагогической литературе заключается в том, что страх - это эмоциональное состояние, вызванное ощущением реальной или воображаемой угрозы, которое приводит к уклонению или стремлению защититься от этой угрозы.

Что такое причина и особенности проявления детских страхов?

Причины и особенности проявления детских страхов включают в себя различные факторы, такие как наследственность, негативный опыт, несформированная система ценностей, индивидуальные особенности ребенка. Проявление страхов у детей может происходить в виде плача, капризов, отказа идти в определенные места или делать определенные действия, а также физиологических проявлений, таких как повышенное сердцебиение, потливость, дрожь.

Какие методы коррекции страхов у детей младшего дошкольного возраста существуют?

Методы коррекции страхов у детей младшего дошкольного возраста включают игровую терапию, профессиональную психологическую поддержку, консультацию родителей, использование техник расслабления и позитивной мотивации, психологические тренинги и другие методы, направленные на уменьшение страха и повышение самоуверенности у ребенка.

Какие методики можно использовать для коррекции страхов детей младшего дошкольного возраста?

Для коррекции страхов детей младшего дошкольного возраста можно использовать такие методики, как ролевая игра, детская психотерапия, музыкальная терапия, методика сказкотерапии, изобразительная деятельность, а также методы релаксации и дыхательных упражнений.

Какие особенности младшего дошкольного возраста влияют на формирование страхов у детей?

Дети младшего дошкольного возраста находятся на стадии активного формирования своей личности. Они только начинают осознавать себя и свои эмоции. Параллельно с этим, у них развивается воображение, но они еще не могут отличить между реальностью и вымыслом. Это может стать причиной возникновения страхов у детей в этом возрасте.

Что понимается под причиной и особенностями проявления детских страхов?

Причина страха в детском возрасте обычно связана с определенными ситуациями или объектами, которые вызывают беспокойство у ребенка. Например, страх темноты, животных или разлуки с родителями. Особенностью проявления детских страхов является их индивидуальность и временность. У каждого ребенка могут быть свои уникальные страхи, и они могут появляться и исчезать с определенной периодичностью.