школа пения А.Варламова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 34 34 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 30.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 2
1 Педагогические принципы и новаторство А.Е. Варламова 4
1.1Вокальное и композиторское искусство композитора 4
1. 2 «Полная школа пения» 12
Глава 2 Вокализы, как средства воспитания музыкального вкуса 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28


Фрагмент для ознакомления

Как проблему вокальной педагогики Варламов выделяет еще одну, когда учитель основывается «на точном знании дыхательного и голосового и дыхательного механизма и почерпать основные правила из физиологии органов». Данная мысль позволяет гармонично сочетается с основным принципом музыканта - естественности исполнения.
Прогрессивны взгляды Варламова на обучение пению детей, так как считал, что вокальные занятия в детском возрасте приносят пользу и способствуют развитию голоса, а также общей музыкальности.
Варламов предостерегал, что занятия с детьми требуют осторожного подхода учителя и его опытного знания предмета.
Композитор Варламов подтверждал данные парадигмы результатом своей успешной практической работы учителем малолетних певчих в капелле. Второй части «Школы пения» содержатся сорок семь упражнений для голоса, которые расположены по степени трудности и раскрывают методические положения теоретической части.
В данной части изучаются различные певческие приемы гаммы, упражнения на интервалы, стаккато, легато. В третьей части «Школы пения» композитор Варламов размещает десять вокализов, в которых использует отдельные приемы, разграниченные во второй части.



Вокализы - это «песни без слов», где отражается яркое мелодическое дарование автора и его индивидуальный почерк. Методические задачи вокализа подчинены художественной форме и ясно ощутим строй интонаций русской народной песни и бытового романса.
В вокализах заметны интонационные связи с варламовскими романсами. Композитор вводит в школу распространенные циклы из двух контрастных мелодий - медленной и быстрой. Например, первая тема шестого вокализа, напоминает вторую часть седьмой симфонии Бетховена и звучит как скорбное Lamento.


Вторая часть контрастирует быстрым темпом и русским народно-песенным складом.



В приложении к «Школе пения» Варламов опубликовал свои обработки двух подлинных народных мелодий «Не одна во поле дороженька» и «Не будите меня, молоду», которые образуют характерный для русской вокальной музыки цикл. Обработки сделаны для трех голосов и рассматриваются как упражнение для ансамблевого пения.
Варламов использует распространенные жанры бытового романса: баркаролы (№5), полонеза (№9), и жанр тарантеллы (№4). Седьмой вокализ близок театральным песням Александра Варламова, где присутствует драматизированная вокальная мелодия с элементами речитатива.
В некоторых вокализах автор применяет крупную форму и приемы концертного, виртуозного стиля (№9, №10), где фортепианное сопровождение близко аккомпанементу варламовских романсов.
Вокализы отражают черты камерной вокальной музыки того времени (характерные интонации, жанры, приемы) и индивидуальные особенности творчества Варламова.
В 1840 году Глинка опубликовал цикл романсов «Прощение с Петербургом», где ярко воплотились черты стиля Глинки. Цикл получил народное название энциклопедия русского романса глинкинской поры. Аналогичным явлением в более скромных масштабах и более узком жанре педагогической литературы считаются вокализы «Школы пения»
Вывод к первой главе. Таким образом, прогрессивная работа А.Е. Варламова не потеряла практического значения и в наши дни, о чем свидетельствует переиздание «Школы» Музгизом в 1953 году.
Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что работу Варламова отличает системность изложения, строгое следование порядку обучения от простого к сложному. Стройность композиции школы позволяет говорить о ней как о законченном, целостном труде.
Это качество выделяет труд Варламова среди других явлений русской вокальной педагогики того времени, по большей части основанной на эмпирических принципах.
Варламов типологизировал особенности строения голосового аппарата, выстроил принципы методики работы с певцами, отделил практическую и теоретическую части и сформировал удобную для начинающего вокалиста последовательность выработки певческих навыков.
«Полная школа пения» по праву считается ценнейшим явлением в русской вокальной педагогике, прогрессивным методическим трудом 19 века и базисной основой русской школы пения.
Вокально-методический труд Варламова, весьма прогрессивный для своего времени, не потерял значения и в наши дни, о чём свидетельствует современная вокально-педагогическая практика.
Творческие предметы направлены на развитие воображения и индивидуальных способностей человека, заложенных самой природой, в качестве цели, а не побочного результата. Радостно, что авторитетные музыкальные лидеры, стали выступать на защиту, музыкального образования, так как, только в творчестве дети, начиная уже с дошкольного возраста, бывают способны к полноценному творчеству
Эстетическая деятельность закладывается, как основа художественной культуры современного человека, а эстетическое воспитание является важнейшим фактором становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. Только занятия музыкой являются основной формой приобщения индивида к мировым культурным ценностям.
Современное состояние преподавания искусств в общеобразовательной школе характеризуется обновлением содержания образования и отношение самого учителя к своим обязанностям и мировосприятию своего предмета. Педагог должен быть сам творческой личностью и находить новые методы работы со школьниками, для развития их творческих и интеллектуальных способностей. Современный педагог музыкант - это новатор, креативные идеи которого «на лету» подхватываются и развиваются учениками в индивидуальном порядке.
На сегодняшний день общее музыкальное образование школьников включает в себя воспитательный и образовательный потенциалы литературы, театра, кино, музеев, средств массовой информации. Для многих учеников остаются недоступны целые пласты российской и зарубежной культуры прошлого и настоящего, ввиду отсутствия четкой градации социальных слоев и изначально, с детского сада, приучения ребенка к «азам классической музыкальной и художественной культуры».
Пролетариат, придя к власти в 1917 году, захотел воссоздать первоначальный облик дореволюционного образования и заложить основу нового «социалистического» без дополнительных вложений, как духовных, так и материальных подорвал своим непрофессиональным подходом отношение к творческому началу в образовании. Уже давно «канули в лету» и первые социалистические прокламации о близости культуры и народа, к власти пришли другие деятели, а положение с развитием творческого образования остается на «первобытном уровне».
В некоторых школах педагогические данного направления либо отстают от педагогических новаций в этой области, либо вообще, отсутствуют или заменяются предметниками гуманитариями.
Кроме, того эффективному развитию системы художественного образования и эстетического воспитания детей выделяется недостаточное количество учебных часов. По концепции для двенадцатилетнего обучения преподавание музыки в школе предполагается с первого по десятый классы , а учителю музыки возможность по своему усмотрению выбирать учебную программу или работать по авторской программе, так как музыка не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта и окружающей его действительности.
Благодаря такому творческому подходу в процессе занятий ученики смогут оценить красоту музыки; научится сопереживать музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства, научится постигать закономерность искусства. Интерес к музыке поможет развитию музыкально - образного мышления и привить навыки восприятия музыки. Только способность размышлять о музыке и видеть ее связь с жизнью и с другими видами искусств помогут развивать творческие музыкальные способности, заложенные изначально в природе человека.
Ученики должны получить практические умения и навыки в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки (импровизации), пластического интонирования, музыкально - ритмического движения. Примером, данного направления, которое практикуется с недавнего времени, может быть, слушание музыки в исполнении оркестра народных инструментов или в зале филармонии симфонического оркестра. Для лучшего восприятия учениками «живого» звучания музыкальных произведений, организаторы концертов используют музыкальный материал популярных детских песенок из мультфильмов или кинофильмов, например, «Розовая пантера» или, рассказывая на тематической программе о стране Норвегии, упоминают главного «гнома» страны композитора Эдварда Грига и его знаменитую «Пещеру горного короля».
Реакция детей, сидящих в зале обычно очень позитивная, и даже возникает восторг от того, что они слышат рождение музыкальных звуков и мощь оркестровой аранжировки. Такие встречи с музыкой способствуют становлению музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.
Необходимо активизировать разнообразную, и особенно исполнительскую, музыкальную деятельность младших школьников. Сегодня популярно направление, когда на уроках музыки дети сами могут сочинять музыку вместе с учителем благодаря наличию синтезаторов и дополнительной музыкальной аппаратуры, что чрезвычайно важно, в этом возрасте, как и на последующих этапах. Примером такой работы с детьми может стать сочинение аккомпонимента, для ансамбля русских народных инструментов, средствами ложек, трещоток, дуды и даже пустых молочных бутылок. Кроме того, важно прививать навыки хорового пения, так как, только развитие навыков грамотного, выразительного и эмоционального хорового пения, содержащего в себе среди прочих многих достоинств возможность достижения гармонии в коллективном взаимодействии участников хора, во время которого дети обращаются к опыту голосового, инструментального, пластического интонирования.
Очень важно проводить активные занятия, связанные с движением детей под музыку, с созданием художественных образов через движение, с попытками вокальных и инструментальных импровизаций, с организацией оркестра детских музыкальных инструментов. Примером такого занятия, может быть импровизация театрально - музыкального фрагмента поставки известного детского стихотворения, выполненного музыкально с использованием различных темпоритмов и форм подачи. Исполнительские музыкальные навыки способствуют яркому творческому самовыражению ребенка, чувству сопереживания, соучастия, соединения.
Только через постижение лучших образцов классической, народной, духовной и современной музыки, знаний, раскрывающих, прежде всего интонационную, жанровую, стилевую природу музыкального искусства и музыкального творчества, способно сыграть свою эстетическую, образовательную и воспитательную роль лишь в том случае, если услышанная музыка глубоко переживается и осмысливается детьми. Очень полезно устраивать для детей игровые викторины или интерактивные программы, музыкальное лото, где они смогут не только показать свою знания в области музыкального искусства, но и удовлетворят потребность детей данного возраста в самоутверждении лидерских качеств, среди сверстников.
Все формы и виды музыкальных занятий должны быть направлены на то, чтобы дать возможность каждому ребенку испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как притягательное, обладающее особой эмоциональной силой искусство.
Не секрет, что сегодня многие дети вопреки родительской воле и пассивности, сами приходят даже в детские школы искусств изъявляя желание заниматься, что еще раз подтверждает гипотезу о изначальной потребности человека к занятиям музыкой.


Список использованной литературы

1.Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики/ В.А. Багадуров - Москва: Музгиз, -1956.- 267 с.
2.Варламов Н.А. Полная школа пения / Н.А. Варламов, - Москва: Музыка, - 1953. - 98 с.
3.Глумов А. Музыка в русском драматическом театре/А. Глумов - Москва: Музгиз, - 1955.- 74с.
4.Дмитриев Л. Основы вокальной методики/ Л. Дмитриев - Москва: Планета музыки, - 2000. – 87с.
5.Дюпре Ж. Искусство пения/ Ж. Дюпре - Москва: Музыка, - 1955. – 98 с.
6.Ламперти Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам/ Ф. Ламперти - Санкт-Петербург: Планета музыки, - 2010 – 78с.
7.Назаренко И. Искусство пения/ И. Назаренко - Москва: Музыка, - 1968 – 87с.
8.Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники/ В.П. Морозов - Москва, - 2002 - 496с.
9.Яковлева А.С. Русская вокальная школа: исторический очерк от истоков до середины XIX столетия/ А.С. Яковлева - Москва, - 1999 – 49с.
10.Агикян М. Недостатки голоса и пути их преодоления: перспективы развития вокального образования/ М. Агикян - Москва, 1986. - 40-46 с.
11.Вербов А. Техника постановки голоса/А. Вербов - Москва: Музгиз, -1962 -40с.
12.Голубев П. Советы молодым педагогам-вокалистам/П. Голубев - Москва: Музгиз, - 1963 – 45с.
13.Дмитриев Л. Голосообразование у певцов/ Л. Дмитриев - Москва, - 1962 - 65 с.
14.Герсамия И. К проблеме психологии творчества певца/ И. Герсамия- Тбилиси, -1985-87 с.
15.Зданович А. Некоторые вопросы вокальной методики/А. Зданович - Москва: Музыка, - 1965- 157с.
16.Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца/В. Луканин - Ленинград: Планета музыки.-1977- 74с.
17.Станиславский К.С. Работа актера над собой/К.С. Станиславский - Москва: Изд-во ЛКИ. - 2011. – 520с.
18. Келдыш Ю. История русской музыки/ Ю. Келдыш- Москва: Музгиз, - 1948 – 104с.
19.Панаева-Головачева А.Я. Воспоминания/ А.Я. Панаева - Головачева - Москва: ГИХЛ. - 1956 – 34с.

Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики - Москва: Музгиз, 1956.- 267 с.
Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - Москва, 2002. - 496 с., ил.
Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - Москва, 2002. - 496 с., ил.
Ламперти, Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2010.
Ламперти, Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2010.
Ламперти, Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2010.
Ламперти, Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2010.
Листова Н.А. Варламов - Москва: Музыка, 1968.- С. 265.
Листова Н.А. Варламов - Москва: Музыка, 1968.- С. 265.
Варламов А. Полная школа пения - Москва, 1953
Варламов А. Полная школа пения - Москва, 1953.
Варламов А. Полная школа пения - Москва, 1953.
Ярошевский, М.Г. Логика развития науки и научная школа / М.Г. Ярошевский // Школы в науке. - М., 2014. - С.45.
Ярошевский, М.Г. Логика развития науки и научная школа / М.Г. Ярошевский // Школы в науке. - М., 2014. - С.45.
Ярошевский, М.Г. Логика развития науки и научная школа / М.Г. Ярошевский // Школы в науке. - М., 2014. - С.45.









34

Список использованной литературы

1.Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики/ В.А. Багадуров - Москва: Музгиз, -1956.- 267 с.
2.Варламов Н.А. Полная школа пения / Н.А. Варламов, - Москва: Музыка, - 1953. - 98 с.
3.Глумов А. Музыка в русском драматическом театре/А. Глумов - Москва: Музгиз, - 1955.- 74с.
4.Дмитриев Л. Основы вокальной методики/ Л. Дмитриев - Москва: Планета музыки, - 2000. – 87с.
5.Дюпре Ж. Искусство пения/ Ж. Дюпре - Москва: Музыка, - 1955. – 98 с.
6.Ламперти Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам/ Ф. Ламперти - Санкт-Петербург: Планета музыки, - 2010 – 78с.
7.Назаренко И. Искусство пения/ И. Назаренко - Москва: Музыка, - 1968 – 87с.
8.Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники/ В.П. Морозов - Москва, - 2002 - 496с.
9.Яковлева А.С. Русская вокальная школа: исторический очерк от истоков до середины XIX столетия/ А.С. Яковлева - Москва, - 1999 – 49с.
10.Агикян М. Недостатки голоса и пути их преодоления: перспективы развития вокального образования/ М. Агикян - Москва, 1986. - 40-46 с.
11.Вербов А. Техника постановки голоса/А. Вербов - Москва: Музгиз, -1962 -40с.
12.Голубев П. Советы молодым педагогам-вокалистам/П. Голубев - Москва: Музгиз, - 1963 – 45с.
13.Дмитриев Л. Голосообразование у певцов/ Л. Дмитриев - Москва, - 1962 - 65 с.
14.Герсамия И. К проблеме психологии творчества певца/ И. Герсамия- Тбилиси, -1985-87 с.
15.Зданович А. Некоторые вопросы вокальной методики/А. Зданович - Москва: Музыка, - 1965- 157с.
16.Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца/В. Луканин - Ленинград: Планета музыки.-1977- 74с.
17.Станиславский К.С. Работа актера над собой/К.С. Станиславский - Москва: Изд-во ЛКИ. - 2011. – 520с.
18. Келдыш Ю. История русской музыки/ Ю. Келдыш- Москва: Музгиз, - 1948 – 104с.
19.Панаева-Головачева А.Я. Воспоминания/ А.Я. Панаева - Головачева - Москва: ГИХЛ. - 1956 – 34с.