Организация досуговой деятельности в библиотеке

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 30 30 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 23.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ ДОСУГОВЫХ УСЛУГ 6
1.1. Культурно-досуговая сфера: сущность и содержание понятий 6
1.2. Организация и предоставление досуговых услуг населению в г. Нефтеюганске. 7
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИБЛИОТЕКИ 14
2.1. Оценка возможностей организации досуга населения в библиотеках г. Нефтеюганск 14
2.2 Проект «Самопознание через творчество» как способ реализации проектно-гуманитарных технологий в практику работы современной библиотеки 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28

Фрагмент для ознакомления

Этапы реализации проекта и его содержаниеПроект «Самопознание через творчество» представляет собой групповые занятия по раскрытию личностного потенциала. Библиотеки в данном случае выступают площадками для проведения встреч, а также источником литературы как неотъемлемого элемента любой области творчества.Для проведения занятий в творческих группах планируется привлечение студентов последних курсов государственного института искусств, студенты Гуманитарного института, Института педагогики, психологии и социологии. В рамках внутренней проектной деятельности библиотеченой системы их работа может быть зачтена как производственная практика. Также будут привлечены различные артисты и мастера декоративно- прикладного творчества в г. Нефтеюганске, чья работа в случае грантовой поддержки проекта может быть оплачена.1.Подготовительный этап Включает в себя:–создание организационного комитета проекта;–выработку единой концепции проекта;–установление партнерских отношений и заключениедоговоров с Нефтеюганским институтоми университетом о предоставлении студентов старших курсов в качестве руководителей курсов в проекте;–установление партнерских отношений с известными людьми и кумирами молодежи для участия в проекте в качестве приглашенных гостей (актеры театров, телевидения, молодежные активисты, поэты и писатели, художники и т.д.);–определение каналов коммуникации и привлечения к участию в проекте целевой аудитории;–разработку сметы и получение необходимого финансирования.В случае отказа от сотрудничества предполагается написание проектной заявки на грант в краевую грантовую программу «Социальное партнерство во имя развития». Выделенные средства будут использоваться для оплаты труда специалистов социально-культурной сферы и актеров, приглашенных в качестве преподавателей различных курсов в данном проекте.В подготовительный этап войдет подготовка библиографического списка, куда будет включена вся необходимая для проведения проекта литература — учебные пособия, психологическая и образовательная литература по самоменеджменту, имиджелогии, различным видам творчества, а также художественная литература как база для саморазвития и раскрытия собственного потенциала личности.2.Реализация проектаНа приглашения молодых людей к участию в проекте мы отводим месяц—сентябрь 2019 года, когда будут проводиться организационные встречи.Содержательная часть проекта заключается в еженедельных встречах участников в Центральной городской библиотеке. В первую очередь проект направлен на реализацию именно в ней, однако другие библиотеки Нефтеюганска будут задействованы посредством проведения в них некоторых выездных форм мероприятий. Даты и время занятий должны быть оговорены с группой для наибольшего удобства всех участников проекта.Основной формой работы проекта станет творческая мастерская, то есть форма социально-педагогической и культурно-просветительской деятельности, направленная на формирование и развитие художественных и эстетических способностей молодежи через совместное творчество, а так же приобщение их к художественной литературе посредствам творчества.Занятия предполагается разделить по различным видам творческой активности: сюда относятся освоение театрального искусства, создание литературных продуктов, художественное и декоративно-прикладное творчество. Каждое направление занимается самостоятельно; в целях распределения нагрузки и удобного графика работы будут задействованы несколько крупнейших библиотек города.Каждое занятие будет сопровождаться выставкой тематической литературы и включением литературных источников в творческий процесс: чтение, создание театральных постановок, картин и других продуктов творчества по мотивам литературных произведений. Кроме того, будет представляться подборка, и производиться книговыдача образовательной литературы по выбранному направлению творческой деятельности.В занятия будут включены такие популярные среди молодежи формы, как квесты, решение кейсов и проведение деловых игр. Данные формы работы могут быть реализованы на различных библиотечных и городских площадках, т.е. могут быть выездными. Целью данных мероприятий станет включение коммуникативной активности, умения работать командой, расширение кругозора и создание различных моделей социального взаимодействия.В цикл мероприятий проекта планируется включение встреч с успешными и талантливыми молодыми людьми — актерами театров, теле- и радио-ведущими в г. Нефтеюганске, спортсменами, художниками, активистами молодежных движений и т.д. В рамках данных встреч и бесед с участниками проекта приглашенные гости смогут поделиться своей историей успеха, рассказать, каким образом они открыли в себе стремления и таланты, как побороли внутренние комплексы и смогли реализовать себя в обществе. Могут быть включены виртуальные формы работы — онлайн конференции и т.д., что позволит включить в область деятельности проекта другие города.Мастер-классы по созданию продуктов художественного и декоративно- прикладного творчества будут проводиться с участием красноярских мастериц, студентов соответствующих специальностей, а также при помощи обучающих видеоматериалов.Будут включены занятия по автоматическому письму, так называемому фрирайтингу, а также автоматическому или медитативному рисованию. Данные занятия будут проводиться под руководством студентов-психологов; направлены на снятие стресса и психологических зажимов, творческое раскрепощение и познание самого себя.Театральное мастерство предполагает упражнения на раскрепощение, постановку речи, отработку движений и мимики перед публикой, подготовку к публичным чтениям, репетиции постановок различных литературных произведений, что будет реализовано под руководством студентов-актеров.Также на встречах участникам будут проведены лекции по тайм- менеджменту и имиджелогии, где студенты гуманитарного института расскажут о методиках управления личным временем и технологиях создания правильного впечатления, что является необходимым элементом как в профессиональной деятельности, так и в личных отношениях.Формами отчетной работы и демонстрации творческих достижений участников станут конкурсы и концерты, представляющие различные виды творчества (художественная декламация литературных произведений, музыкально-поэтическая постановка, театрализованное представление, выставка картин и декоративных работ и т.д.).В ходе реализации проекта, на встречах участников будут проводиться анкетирования и опросы для понимания организаторами мнения участников, выявлению и своевременному решению возникающих проблем.3.Заключительный этапПо завершению занятий участники проекта презентуют собственные творческие продукты на общем заключительном концерте. Местом его проведения может быть один из актовых залов Института искусств. Участники получат сертификаты о прохождении обучения театральному и сценическому мастерству и символические подарки.По окончании проекта подводятся итоги по определенным нами критериям эффективности, и делается вывод о результатах проекта в целом.Ресурсная база проекта:Материально-техническое обеспечение:–библиотечный фонд –помещения и мебель: конференц-зал в Центральной городской библиотеке; читальные залы районных библиотек,–проекционное оборудование, имеющееся в наличии в Центральной городской библиотеке Кадровый ресурс:–сотрудники библиотек ЦБС;–студенты вузов, привлеченных к сотрудничеству;–приглашенные для проведения встреч и мастер-классов художники, поэты, мастера декоративно-прикладного творчества и т.д.Финансовые средства, необходимые для оплаты труда приглашенных специалистов (в случае отказа от партнерства), планируется получить через участие в грантовых программах.Вывод. Проект «Самопознание через творчество» реализуется посредством применения проектно-гуманитарных технологий. Проектная составляющая, что проявляется в его форме и прозрачности — цели и формы понятны целевой аудитории; гуманитарная составляющая обращается к настоящим потребностям молодежи. Симбиоз данных компонентов диктует нам использование современных и актуальных форм работы с молодежью, а такженаполнение их активно сменяющимися видами деятельности, направленной на достижение цели.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, по итогам настоящей работы, представляется возможным можно сформулировать некоторые выводы. 1. Понятие «культурно-досуговая деятельность» вошло в научный оборот сравнительно недавно, с начала 80-х гг. прошлого века. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности.Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической.Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.2. Одной из значимой проблем развития культурно-досуговой деятельности и повышения ее общей эффективности для формирования нового качества жизни населения столичного мегаполиса, является проблема реализации ее информационного обеспечения. Это предполагает активизацию существующих каналов распространения информации о текущей и планируемой деятельности профильных культурно-досуговых учреждений, а также создание и разработку новых каналов и инструментов. 3. При условии адекватного и качественного информационного обеспечения оказания культурно-досуговых услуг населению столичного региона, возможно говорить о повышении общего уровня жизни и социально-экономического развития Нефтеюганска. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: Ориентиры культурной политики, 2004. – 25с.Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова.Арнольдов, А. И. Культурная политика: от идеи к практике // Наука о культуре. Итоги и перспективы. Научно-информационный сборник / А. И. Арнольдов – Москва : Информкультура, 2002. – № 2. – С. 3-47.Баутин, В. М. Роль научного наследия Н. И. Вавилова в подготовке кадров / В. М. Баутин // Вестник Орел ГАУ. – 2007. – №6. – С. 17– 24.Баяхунова, Л. Б. Современная жизнь Российских филармоний / Л. Б. Баяхунова // Обсерватория культуры. – 2005. – № 5. – С. 30– 73.Баяхунова, Л. Б. Современная жизнь Российских филармоний / Л. Б. Баяхунова // Обсерватория культуры. – 2005. – № 6. – С. 33– 37.Белова, О. А. Наша работа никогда не станет бизнесом (беседа с А. Гриневич) / О. А. Белова // Культура. – 2003. – № 2. – С. 3– 8.Бетехтин, А. В. Современная концертная организация./ А. В. Бетехтин // Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. –№6. – С. 31-82.Бондаренко, Л. А. Развитие сельских территорий России: оценки, мнения, ожидания / Л. А. Бондаренко // Социологические исследования. – 2016. – №3. – С.76-82.Бондаренко, Л. В. Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы: Никоновские чтения / А. А. Никонова // Энциклопедия российских деревень. – 2000. – № 3. – С. 35Бурилов, В. И. Высокая нота филармонии / В. И. Бурилов // Культура. – 2001. – №4 – С.5.Бюллетень информационно-ресурсного центра: сб. статей. – МоскваКанавина Г.А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия. - №15. – 2015. – С. 33-39.Куликова Л.В. Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ (в помощь руководителям библиотек). [Электронный ресурс] URL: http://www.library.ru/1/kb/books/adm_reform/kulikova.php (дата обращения: 5.06.2017).Левина Е.О. Культурно-досуговая деятельность общедоступных библиотек в едином социокультурном пространстве Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс] URL: http://fulltext.pl.spb.ru/unor/metod/Levina%20E.O.%20Kulturno-docugovaay_2008.pdf (дата обращения: 5.06.2017).Мирошниченко Е.В., Белецкая Е.А. Деятельность библиотеки по организации досуга населения: терминологический аспект. // Библиосфера. – 2012. - №2. – С. 62-67.Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция. // Российская библиотечная ассоциация. [Электронный ресурс] URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/mod_publ.php (Дата обращения: 5.06.2017).Морозова Е.А. К здоровью с книгой. // Продвижение книги и чтения в общедоступных библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа / Ханты-Мансийск: ИРЦ БУ «Гос. б-ка Югры», 2014. – С. 37-40.Москва : Аспект Пресс, 2006. – 236 с.Планирование библиотечной деятельности / Сост. А.А. Герасимова; Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова МУК ЦБС города Ярославля – Ярославль, 2012. - 15 с.Развитие библиотек как информационных центров местного сообщества. / В.А. Кондрашова, Т.В. Нездоймина, Э.И. Старовойтенко; отв. за вып.: Е.М. Колесникова. – Ростов-на-Дону: ДГПБ, 2008. – 64 с.Смирнова И.В. Летние чтения в детской библиотеке: новые формы организации досуга и стимулирования чтения детей. // Современные формы организации досуговой деятельности в библиотеке как способ продвижения книги и чтения: материалы областного семинара. – Вологда, 2014. – С. 16-33.Федеральный закон от 26.06.2007 г. «О библиотечном деле».Шебалкова С.О. Современные формы и методы организации досугового чтения пятиклассников. // Знание. Понимание. Умение. – 2013. - №3. – С. 281-285.

1. : Ориентиры культурной политики, 2004. – 25с.
2. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова.
3. Арнольдов, А. И. Культурная политика: от идеи к практике // Наука о культуре. Итоги и перспективы. Научно-информационный сборник / А. И. Арнольдов – Москва : Информкультура, 2002. – № 2. – С. 3-47.
4. Баутин, В. М. Роль научного наследия Н. И. Вавилова в подготовке кадров / В. М. Баутин // Вестник Орел ГАУ. – 2007. – №6. – С. 17– 24.
5. Баяхунова, Л. Б. Современная жизнь Российских филармоний / Л. Б. Баяхунова // Обсерватория культуры. – 2005. – № 5. – С. 30– 73.
6. Баяхунова, Л. Б. Современная жизнь Российских филармоний / Л. Б. Баяхунова // Обсерватория культуры. – 2005. – № 6. – С. 33– 37.
7. Белова, О. А. Наша работа никогда не станет бизнесом (беседа с А. Гриневич) / О. А. Белова // Культура. – 2003. – № 2. – С. 3– 8.
8. Бетехтин, А. В. Современная концертная организация./ А. В. Бетехтин // Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. –№6. – С. 31-82.
9. Бондаренко, Л. А. Развитие сельских территорий России: оценки, мнения, ожидания / Л. А. Бондаренко // Социологические исследования. – 2016. – №3. – С.76-82.
10. Бондаренко, Л. В. Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы: Никоновские чтения / А. А. Никонова // Энциклопедия российских деревень. – 2000. – № 3. – С. 35
11. Бурилов, В. И. Высокая нота филармонии / В. И. Бурилов // Культура. – 2001. – №4 – С.5.
12. Бюллетень информационно-ресурсного центра: сб. статей. – Москва
13. Канавина Г.А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия. - №15. – 2015. – С. 33-39.
14. Куликова Л.В. Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ (в помощь руководителям библиотек). [Электронный ресурс] URL: http://www.library.ru/1/kb/books/adm_reform/kulikova.php (дата обращения: 5.06.2017).
15. Левина Е.О. Культурно-досуговая деятельность общедоступных библиотек в едином социокультурном пространстве Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс] URL: http://fulltext.pl.spb.ru/unor/metod/Levina%20E.O.%20Kulturno-docugovaay_2008.pdf (дата обращения: 5.06.2017).
16. Мирошниченко Е.В., Белецкая Е.А. Деятельность библиотеки по организации досуга населения: терминологический аспект. // Библиосфера. – 2012. - №2. – С. 62-67.
17. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция. // Российская библиотечная ассоциация. [Электронный ресурс] URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/mod_publ.php (Дата обращения: 5.06.2017).
18. Морозова Е.А. К здоровью с книгой. // Продвижение книги и чтения в общедоступных библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа / Ханты-Мансийск: ИРЦ БУ «Гос. б-ка Югры», 2014. – С. 37-40.
19. Москва : Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
20. Планирование библиотечной деятельности / Сост. А.А. Герасимова; Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова МУК ЦБС города Ярославля – Ярославль, 2012. - 15 с.
21. Развитие библиотек как информационных центров местного сообщества. / В.А. Кондрашова, Т.В. Нездоймина, Э.И. Старовойтенко; отв. за вып.: Е.М. Колесникова. – Ростов-на-Дону: ДГПБ, 2008. – 64 с.
22. Смирнова И.В. Летние чтения в детской библиотеке: новые формы организации досуга и стимулирования чтения детей. // Современные формы организации досуговой деятельности в библиотеке как способ продвижения книги и чтения: материалы областного семинара. – Вологда, 2014. – С. 16-33.
23. Федеральный закон от 26.06.2007 г. «О библиотечном деле».
24. Шебалкова С.О. Современные формы и методы организации досугового чтения пятиклассников. // Знание. Понимание. Умение. – 2013. - №3. – С. 281-285.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты организации досуговой деятельности рассматриваются в третьей главе статьи?

В третьей главе статьи рассматриваются теоретико-методологические аспекты организации сферы досуговых услуг. Особое внимание уделяется сущности и содержанию понятий культурно-досуговой сферы, а также организации и предоставлению досуговых услуг населению в городе Нефтеюганске.

Что такое культурно-досуговая сфера?

Культурно-досуговая сфера - это область деятельности, связанная с организацией и предоставлением различных видов досуговых услуг населению. Она включает в себя мероприятия, которые способствуют удовлетворению различных интересов и потребностей людей в сфере культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений.

Как организуется досуг населения в библиотеках города Нефтеюганска?

В городе Нефтеюганске организация досуга населения осуществляется через библиотеки. Они предоставляют различные услуги и мероприятия, направленные на развитие творческих и интеллектуальных способностей людей. Это могут быть лекции, мастер-классы, творческие встречи, культурные мероприятия и т.д.

Какие возможности для организации досуга населения существуют в библиотеках города Нефтеюганска?

В библиотеках города Нефтеюганска существуют различные возможности для организации досуга населения. Библиотеки предлагают доступ к книжным фондам, проводят литературные вечера, организуют клубы чтения и дискуссии, творческие конкурсы, выставки и прочие мероприятия, способствующие развитию культуры и духовности людей.

Какой проект предлагается в статье в качестве способа реализации досуговой деятельности?

В статье предлагается проект "Самопознание через творчество" как способ реализации досуговой деятельности. Он направлен на развитие творческого потенциала участников через проведение различных творческих мастер-классов, выставок и конкурсов, позволяющих выразить свои идеи и эмоции.

Какие аспекты организации досуговой деятельности рассматривает глава 1 статьи?

Глава 1 статьи "Организация досуговой деятельности в библиотеке" рассматривает теоретико-методологические аспекты организации сферы досуговых услуг. Она охватывает следующие темы: сущность и содержание понятий культурно-досуговой сферы, организация и предоставление досуговых услуг населению г. Нефтеюганска.

Какие практические аспекты реализации досуговой деятельности рассматривает глава 2 статьи?

Глава 2 статьи "Организация досуговой деятельности в библиотеке" рассматривает практические аспекты реализации досуговой деятельности в библиотеках. В ней оцениваются возможности организации досуга населения в библиотеках г. Нефтеюганска и представляется проект "Самопознание через творчество" в качестве способа реализации досуговой деятельности.

Какова суть понятий культурно-досуговой сферы, рассматриваемых в главе 1?

Понятия культурно-досуговой сферы, которые рассматриваются в главе 1, относятся к теоретико-методологическим аспектам организации досуговых услуг. Суть этих понятий заключается в определении содержания и сущности культурно-досуговой сферы, то есть области, где осуществляется деятельность по организации и предоставлению досуговых услуг населению.

Какие возможности организации досуга населения оцениваются в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи "Организация досуговой деятельности в библиотеке" оцениваются возможности организации досуга населения в библиотеках г. Нефтеюганска. Авторы исследования анализируют ресурсы и условия, доступные библиотекам, и предлагают проект "Самопознание через творчество" в качестве конкретного способа реализации досуговой деятельности.

Какая сфера деятельности рассматривается в статье?

В статье рассматривается организация досуговой деятельности в библиотеке.