Тенденции развития таможенного администратирования в РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 06.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение. 2
1. Таможенное администрирование на современном этапе в РФ. 5
1.1. Проблемы таможенного администрирования в России. 5
1.2. Основные направления совершенствования в сфере таможенного законодательства РФ. 9
2. Реализация изменений в таможенном администрировании РФ. 13
2.1. Инструменты реализации изменений. 13
2.2. Последовательность реализации изменений. 19
2.3. Ожидаемые результаты и возможные последствия. 21
Заключение. 24
Библиографический список. 27
В совокупности предлагаемые мероприятия позволят повысить эффективность контроля экспортно-импортных операций и собираемостьтаможенных платежей с одновременным упрощением, ускорением иудешевлением административных процедур. Улучшения проявятся всущественном сокращении времени, необходимом для подготовки документов и сведений, их представления в таможенные и иные государственные органы, в снижении затрат на оформление таких документови сведений, на хранение товаров. Также ожидается уменьшение расходов, связанных с простоем транспортных средств, не вызванных коммерческими логистическими потребностями. Следствием повышенияэффективности госконтроля станет сокращение доли теневого секторана рынках, где представлены импортные товары, снижение затрат наосуществление фискального и иных видов контроля со стороны государства, рост собираемости таможенных пошлин и налогов, достоверностьстатистики по внешней торговле.Ключевые направления совершенствования таможенного администрирования,планируемые ФТС, — это дальнейшая автоматизация процессов декларирования, риск-ориентированный подход к осуществлению таможенного контроля посубъектному принципу (с использованием получаемых раз в квартал данных ФНСРоссии), развитие контроля после выпуска товаров в отношении участников ВЭДс низким уровнем риска нарушений. При этом все недостатки базовых механизмовтаможенного администрирования сохраняются, а облегчение процедур контроляпроизводится лишь для части участников ВЭД, выделенных ФТС в категорию с низким уровнем риска на основе субъективных критериев категорирования.Предлагаемый подход к изменению таможенного администрирования хотя и является более радикальным и характеризуется более высокой сложностью имплементации, чем планы ФТС, но носит более системный характер. Изменения позволятучитывать весь объем информации о поставщике и ввозимой партии товара прианализе рисков и устранить три основных недостатка действующих таможенныхпроцессов для всех участников ВЭД, а не только для определенной части.Реализация предлагаемого комплекса изменений будет иметь различныепоследствия для разных групп лиц, интересы которых он затрагивает.Для государственных органов, с одной стороны, предполагаемый эффектвыразится в росте собираемости таможенных и налоговых платежей, нос другой — описанные мероприятия потребуют обучения кадров, могутпривести к сокращению численности персонала, изменят привычныетехнологии совершения контрольных (проверочных) мероприятий.Для производственных компаний, использующих импортные материалы, сырье и компоненты, эффекты от внедрения предлагаемых изменений будут заключаться в сокращении издержек за счет снижения затрат,во-первых, на выполнение погранично-таможенных формальностей,во-вторых, на обеспечение материально-производственных запасов(поставки «точно в срок» позволят сократить сроки и объемы запасовимпортного сырья до минимума — вплоть до его использования в производстве сразу после разгрузки). Однако упрощение и ускорение таможенных формальностей может потребовать от предприятий вложений изменения внутренней системы учета.Многочисленные посредники при осуществлении внешнеторговыхопераций, в том числе так называемые технические компании, задействованные для заключения фиктивных сделок, могут оказаться невостребованными. Это связано с объективным увеличением стоимости ихуслуг (потребуются расходы на финансовые гарантии, организацию ивнедрение систем учета), а также с усилением контроля за их деятельностью (при выдаче банковской гарантии банк осуществляет проверку платежеспособности).Владельцы складов временного хранения будут вынуждены изменить свой бизнесиз-за потери монопольных прав на хранение грузов, находящихся под таможенным контролем.Изменения затронут и владельцев контейнерных терминалов, грузовых терминалов в морских портах и аэропортах, мест общего пользования железнодорожногосообщения и иных мест, которые имеют статус зон таможенного контроля и осуществляют хранение грузов до их выдачи получателю, выполняя функции агентовперевозчика. У таких предпринимателей сократятся доходы от хранения товаров,но в то же время возрастут возможности для увеличения грузооборота за счет увеличения скорости обработки и выдачи грузов в транспортных комплексах.При этом предполагается, что положительные эффекты от снижения постоянных издержек на таможенное администрирование будут выше, чем отрицательные. Последние выражаются в разовых затратах на организацию системы учета и настройку процессов в соответствии с новыми технологиями контроля, а также в затратах на получение банковских гарантий или привлечение поручителей длякомплексных финансовых гарантий.Заключение.Внешнеэкономическая стратегия современной России опирается на мировые торгово-экономические тренды, среди которых — усиление вовлеченности стран в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, развитие территорийза счет использования возможностей и преимуществ внешней торговли и транзита. При этом регулирующая и фискальная роль таможенной пошлины постепенноуменьшается — из-за снижения ставок в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.С другой стороны, расширяется применение режимасвободной торговли между Россией, странами — членами СНГ, Сербией и Вьетнамом. Прорабатываются вопросы создания зон свободной торговли с Египтом, Израилем, Индией, Ираном и Сингапуром.Принятые программные документы, направленные на дальнейшее развитие таможенной службы России, предусматривают повышение эффективности таможенного администрирования за счет улучшения действующих технологий, что в целомбудет способствовать постепенному снижению остроты части из описанных вышепроблем в сфере внешнеторговой деятельности. В основном речь идет о развитииэлектронных технологий (электронного декларирования, электронного взаимодействия между таможенными и иными государственными контролирующими органами (в том числе налоговой службой), внедрению механизмов прослеживаемостидвижения товаров при ввозе в страну), оптимизации подхода к категорированиюучастников ВЭД и других. В Комплексной программе развития ФТС России до 2020года, одобренной решением коллегии ФТС России 25 мая 2017 года, определены направления развития таможенных органов. К числу основных относятся «внедрениелучших мировых практик таможенного администрирования (электронная таможня, механизм единого окна и др.), инструментов и рекомендаций ВТамО в областиуправления рисками, организации таможенного контроля после выпуска товаров».Однако перечисленные направления не учитывают конкретные задачи программы и ее целевые показатели. Таким образом, программные документы хотя и задают направление постепенныхулучшений таможенного администрирования России, тем не менее сохраняют в неизменном виде базовые технологии и бизнес-процессы организации таможенного дела, а значит, иосновные проблемы администрирования. При этом облегчение процедур контроляпроизводится в основном лишь для части участников ВЭД, выделенных ФТС в группу «добросовестных» (с низким уровнем риска) на основе субъективных критериев(например, «специализация по номенклатуре товара», «экспортная ориентированность», «соотношение стоимостного объема товаров, выпущенных со статистической стоимостью за 1 кг веса нетто товаров ниже аналогичного среднего показателя по ФТС России, к общей стоимости товаров, по которым принято решениео выпуске» и другие).Из-за обособленности таможенного регулирования от фискального и иных видовконтроля на территории страны, высокие административные барьеры на таможневынужденно выталкивают из российской юрисдикции компании, чей бизнес особочувствителен к скорости трансграничных перемещений. Это характерно, в частности, для экспортно ориентированных инновационных компаний, задействованныхв глобальных производственных цепочках. Также сложившаяся ситуация препятствует широкому применению имеющихся инструментов таможенного регулирования, призванных стимулировать инвестиции в экспортно ориентированныепроизводства и наращивание экспорта, — в частности, таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны и свободногосклада.Помимо административных барьеров, дополнительные издержки для компанийсоздает институт складов временного хранения.Фактически данный институт давно нуждается в изменениях. Непрозрачные процедуры наделения владельцев складских комплексов привилегиямихранить импортные товары до их выпуска и получать монопольные доходы от предоставления услуг, навязанных перевозчикам и владельцам товаров, искусственноудлиняют сроки совершения таможенных формальностей, соответствующим образом увеличивая издержки. При этом сохраняющиеся требования бесплатно размещать таможенные органы на площадях СВХ порождают коррупционные связи.Таким образом, современное таможенное администрирование в России по сравнениюс лучшими мировыми практиками обеспечивает недостаточную эффективность как для государства, так и для участников внешнеэкономической деятельности. Уровень недостоверного декларирования со стороныбизнеса или ввоза в страну товаров в обход установленных правил остается высоким. Это приводит к таким негативным последствиям, как недобросовестная конкуренция, уклонение от уплаты внутренних налогов,эскалация теневого оборота. Дискреционные полномочия таможенныхорганов и их должностных лиц при действующих технологиях контроля (многочисленность контрольных органов и отсутствие необходимоговзаимодействия между ними) создают условия административного давления на бизнес, способствующего коррупции.Библиографический список."Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 1 января 2018 года [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 289-ФЗ. – М.: Проспект, 2019. – 512 с. Воронцова, Н.А. Международное таможенное право: документы и комментарии[Текст] / Н.А. Воронцова. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 179 с.Баландина, Г.В., Пономарев, Ю.Ю. Таможенное администрирование в России: что делать? [Текст] / Г.В. Баландина, Ю.Ю. Пономарев и др. // Экономическое развитие: центр стратегических разработок. –М., 2018. – 73 с. Гузова, Е.А., Кофман, К.В. Применение инновационных технологий управления в таможенном администрировании: таможенный контролинг [Текст] / Е.А. Гузова, К.В. Кофман // Современные технологии эффективного управления: сборник научных трудов. – 2018. – С. 91-92.Кудашкина, А.В., Петрушина, О.М. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов [Текст] / А.В. Кудашкина, О.М. Петрушина // Современное научное знание: приоритеты и тенденции:сборник статей Международной научно-практической конференции.– 2018.– С. 216-222. Кураченко, Е.П. К вопросу о проблеме совершенствования методологических положений по таможенному администрированию при оказании таможенных услуг [Текст] / Е.П. Кураченко // Экономика, политология и право. – 2017. – № 1. – С. 9-14. Лазарев, Д.Ю. Определение содержания понятий «таможенное администрирование» и «администрирование таможенных доходов» [Текст] / Д.Ю. Лазарев // Вестник Российской таможенной академии. – 2018. – № 2. – С. 111-115.Лесниченко,Л.Г.Оценка показателей экономической деятельности южного таможенного управления по администрированию таможенных платежей [Текст] / Л.Г. Лесниченко // Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции.– 2018.– С. 147-151.Немирова, Г.И., Лазарев, Д.Ю. Институционный подход к таможенному администрированию в России и Европейском союзе [Текст] / Г.И. Немирова, Д.Ю. Лазарев // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях материалы научно-практической конференции: в 2 частях. Российская таможенная академия, Ростовский филиал.–2015.– С. 99-105.Пилипчук, Г.Д. Таможенное право: учебное пособие [Текст] / Г.Д. Пилипчук. – М.: Проспект, 2017. – 426 с. Таможенное право: учебное пособие [Текст] / В.Г. Свинухов, С.В. Сенотрусова. – М.: Магистр, 2018. – 368 с.Щерба,М.Ю., Шевчук,П.С.Новые подходы к таможенному администрированию в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы [Текст] /М.Ю. Щерба, П.С. Шевчук // Управление инвестициями и инновациями.– 2016.– № 2.– С. 111-116.Чернявский, А.Г. Таможенное право: учебник[Текст] / А.Г. Чернявский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮСТИЦИЯ, 2016.– 697 с.
1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 1 января 2018 года [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 289-ФЗ. – М.: Проспект, 2019. – 512 с.
3. Воронцова, Н.А. Международное таможенное право: документы и комментарии[Текст] / Н.А. Воронцова. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 179 с.
4. Баландина, Г.В., Пономарев, Ю.Ю. Таможенное администрирование в России: что делать? [Текст] / Г.В. Баландина, Ю.Ю. Пономарев и др. // Экономическое развитие: центр стратегических разработок. –М., 2018. – 73 с.
5. Гузова, Е.А., Кофман, К.В. Применение инновационных технологий управления в таможенном администрировании: таможенный контролинг [Текст] / Е.А. Гузова, К.В. Кофман // Современные технологии эффективного управления: сборник научных трудов. – 2018. – С. 91-92.
6. Кудашкина, А.В., Петрушина, О.М. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов [Текст] / А.В. Кудашкина, О.М. Петрушина // Современное научное знание: приоритеты и тенденции:сборник статей Международной научно-практической конференции.– 2018.– С. 216-222.
7. Кураченко, Е.П. К вопросу о проблеме совершенствования методологических положений по таможенному администрированию при оказании таможенных услуг [Текст] / Е.П. Кураченко // Экономика, политология и право. – 2017. – № 1. – С. 9-14.
8. Лазарев, Д.Ю. Определение содержания понятий «таможенное администрирование» и «администрирование таможенных доходов» [Текст] / Д.Ю. Лазарев // Вестник Российской таможенной академии. – 2018. – № 2. – С. 111-115.
9. Лесниченко,Л.Г.Оценка показателей экономической деятельности южного таможенного управления по администрированию таможенных платежей [Текст] / Л.Г. Лесниченко // Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции.– 2018.– С. 147-151.
10. Немирова, Г.И., Лазарев, Д.Ю. Институционный подход к таможенному администрированию в России и Европейском союзе [Текст] / Г.И. Немирова, Д.Ю. Лазарев // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях материалы научно-практической конференции: в 2 частях. Российская таможенная академия, Ростовский филиал.–2015.– С. 99-105.
11. Пилипчук, Г.Д. Таможенное право: учебное пособие [Текст] / Г.Д. Пилипчук. – М.: Проспект, 2017. – 426 с.
12. Таможенное право: учебное пособие [Текст] / В.Г. Свинухов, С.В. Сенотрусова. – М.: Магистр, 2018. – 368 с.
13. Щерба,М.Ю., Шевчук,П.С.Новые подходы к таможенному администрированию в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы [Текст] /М.Ю. Щерба, П.С. Шевчук // Управление инвестициями и инновациями.– 2016.– № 2.– С. 111-116.
14. Чернявский, А.Г. Таможенное право: учебник[Текст] / А.Г. Чернявский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮСТИЦИЯ, 2016.– 697 с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы существуют в таможенном администрировании в России?
В таможенном администрировании в России существуют различные проблемы, такие как коррупция, неэффективность процессов, высокие ставки и налоги, сложность бюрократических процедур, недостаток автоматизации и отсутствие прозрачности.
Какие основные направления совершенствования предлагаются в сфере таможенного законодательства РФ?
В сфере таможенного законодательства РФ предлагается совершенствование в следующих направлениях: упрощение процедур, снижение бюрократии, повышение эффективности использования информационных технологий, установление прозрачной системы контроля и учета товаров, сокращение времени прохождения границы.
Какие инструменты используются для реализации изменений в таможенном администрировании РФ?
Для реализации изменений в таможенном администрировании РФ используются различные инструменты, такие как изменение законодательства, внедрение новых информационных систем, обучение персонала, сотрудничество с международными организациями и привлечение инвестиций.
Какая последовательность реализации изменений в таможенном администрировании РФ?
Реализация изменений в таможенном администрировании РФ происходит по следующей последовательности: анализ текущего состояния, разработка стратегии и плана действий, внедрение изменений, оценка результатов и корректировка, если необходимо.
Какие ожидаемые результаты и возможные последствия изменений в таможенном администрировании РФ?
Ожидаемыми результатами изменений в таможенном администрировании РФ являются повышение эффективности и прозрачности процессов, улучшение условий для бизнеса, снижение затрат и времени на таможенные процедуры. Возможными последствиями могут быть улучшение инвестиционного климата, увеличение объемов торговли и укрепление позиций России на международном уровне.
Что такое таможенное администрирование?
Таможенное администрирование — это система органов, правил и процедур, устанавливаемых государством для осуществления контроля за перемещением товаров через границу и внутри страны, а также для сбора и защиты таможенных пошлин и налогов.
Какие проблемы существуют в таможенном администрировании в России?
В России существует ряд проблем в сфере таможенного администрирования, таких как коррупция среди таможенных служащих, перегруженность таможенных постов, отсутствие эффективных механизмов контроля и борьбы с контрабандой, а также сложная и неоднозначная таможенная процедура.
Какие изменения планируется внести в таможенное администрирование РФ?
Запланировано совершенствование таможенного законодательства, внедрение современных информационных технологий для автоматизации процессов таможенного контроля, укрепление правовой базы для борьбы с коррупцией и контрабандой, а также повышение эффективности работы таможенных органов.