Ершалаимские главы как Евангелие от Сатаны

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 24.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ЕРШАЛАИМСКИЕ ГЛАВЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» 5
1.1 Религиозные взгляды М.А. Булгакова 5
1.2 История создания Ершалаимских глав 7
ГЛАВА 2. ЕРШАЛАИМСКИЕ ГЛАВЫ КАК ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ВОЛАНДА 17
2.1 Кто автор Ершалаимских глав 17
2.2 Булгаковский взгляд на Ершалаимские главы 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29





Фрагмент для ознакомления

На мировоззрение Булгакова огромное значение оказала философия Ф. Ницше и его слова: «Бог убит нами!». В художественной картине мира М. Булгакова люди гордятся тем, что они атеисты, поэтому правит зло. В романе М.А. Булгакова отражена ориентация на современность: проблематичный индивид, несчастное самосознание. Гармоничный мир невозможен. Известно, что произведение В.Я. Брюсова «Огненный ангел» оказало влияние на создание романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».М. Булгаков так же, как и В. Брюсов подробно изучал демонологию. Однако в своем произведении главному герою он дает имя Воланд, которого нет в иерархии демонов. Предполагается, что прототипом Воланда послужил демон Астарот. Он так же проверял людей на жажду тщеславия и наживы, похоть и разврат, соблазняя их самыми различными грехами.В Буглаковской энциклопедии сказано, что Воланд у Булгакова ориентирован на «Фауста» и оперу Гуно. Нельзя сказать, что Воланд и его свита – традиционные носители зла. Во-первых, они обаятельны, во-вторых, в романе свита Воланда вершит правосудие, испытывает людей грехами и наказывает их за грехи. Внешне они не отличаются от людей, как будто созданы по их образу и подобию. Носителями зла, греха в романе являются люди, которые зачеркнули Бога в своей душе и погрязли в жажде наживы, предательстве, разгуле, чванстве, за что и наказаны. Мастеру и Маргарите Воланд и свита помогают. Однако зло не всесильно. Это доказывает диспут Воланда и Левия Матвея. Не существует одной стороны. Всегда есть скрытая сторона явления. И даже когда нам кажется, что зло торжествует, рядом находится добро. Не случаен эпиграф к роману, взятый из трагедии «Фауст»: «… так кто ж ты, наконец?  – Я – часть той силы, что всегда хочет зла и вечно совершает благо». Воланд говорит Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей…». Добро в отсутствии зла невозможно. Свет и тьма стоят на одной ступени. Силы добра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. Их борьба вечна, потому что нет на земле безгрешного человека или человека, способного сделать добро. Мир – своеобразные весы добра и зла. Пока равновесие сохраняется, мир существует.Примечательно, что Воланд выполняет просьбу Бога, которую передает Левий Матвей о даровании покоя Мастеру и Маргарите, что показывает – добро и зло взаимосвязаны. Это доказывает анализ природы в романе. Природа показана символично. В романе постоянно упоминается тьма: «Тьма закрыла Ершалаим».«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… Да, тьма…».Наиболее частотное явление природы в тексте М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – гроза. Гроза представляет враждебное стихийное начало, символизирующее опасность и смерть, страх и исчезновение. Метафора воды актуализирует миф о конце света и всемирном потопе. В романе М.А. Булгакова вода всюду пузырится, обрушивается страшно, встает сплошной пеленой, ревет, представляет водяную пыль. Гроза, молния и дождь возникают как в Советской Москве, так и в Ершалаиме, следовательно, пространство и время не играет роли, важно поведение людей. Но люди не учатся на собственных ошибках, они так же грешат: предают и обманывают, поэтому зло правит миром. У М.А. Булгакова небу даются положительные, но чаще негативные оценки. Небо у него лопается, темнеет, содрогается, представляет дымное варево, что указывает – небеса негодуют, но есть в романе и упоминание радуги. Радуга – ветхозаветный символ, знак договора Бога с людьми о том, что беда – всемирный потоп больше не повторится. Очевидно, что Бог по мысли М.А. Булгакова помнит о своем обещании, раз, несмотря на многочисленные людские прегрешения, не устраивает всемирного потопа. Дождь, град, молния и гроза в тексте М.А. Булгакова конечны, они повторяются с определенной цикличностью, но всегда прекращаются, что указывает на противостояние зла и добра. Гроза, молния, град, ураган выступают в тексте Булгакова как одушевленные персонажи, это своеобразная свита Воланда, но Воланд не всесилен, поэтому он правит не единолично, а вместе с Богом – добром. Зло в романе М.А. Булгакова наказуемо. Однако правосудие вершит не Бог, а сам дьявол. Воланд – Князь тьмы, который явился в мир, отказавшийся от веры и любви, напоминает людям о добре, милосердии и Боге, поскольку если люди забудут о Боге, они забудут и о дьяволе. Представители света – Левий Матвей, Иешуа находятся как бы в стороне, в тени, но они неизменно, незримо присутствуют в романе. За дождем всегда наступает радуга, а за тьмой проступает свет.Следует заметить, что, несмотря на то, что Воланд вершит правосудие и обладает притягательной силой, нельзя рассматривать этот образ как положительный. Воланд – самый настоящий обманщик, который обманывает людей, чтобы подорвать авторитет Бога и показать свою власть. Таким образом, советские читатели воспринимали этот роман как сатиру на сталинскую власть, смех помогал бороться со страхом. Кроме того, в 1920-х годах был распространен слух, что у Сталина, как у дьявола, сросшиеся пальцы на ногах. А Булгаков пишет роман о дьяволе. Роман был актуальным и современным, поскольку в 1930-х годах люди ждали очередного конца света, а роман Булгакова говорит о всемирном потопе.Автору удалось правдиво показать атеистическую Москву и показать то зло, на которое способны люди, зачеркнувшие Бога. Самые главные грехи человека – трусость и предательство, к сожалению, во время создания романа они были очень распространены среди советских людей.Следует заметить, что один из вариантов прочтения «Мастера и Маргариты» заключается в том, что явление Мастера в Москве это неузнанное Второе Пришествие. Именно поэтому в эпилоге возникает поразительное ощущение пустоты в Городе, в котором происходит Пасха без Воскресения.Выводы по 2 главе:Произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» является антиевангелием или евангелием от Сатаны, поскольку в тексте автора Иешуа (Иисус) представлен простым бродягой, человеком, а не сыном Бога. Булгаков описал свои собственные взгляды по этому поводу или свои сомнения и заблуждения на этот счет. В тексте книги не раз подчеркивается, что при создании евангельских глав Мастером руководил сам Воланд. На это указывают многие детали. Интересно, что Воланд приезжает в Москву со своей свитой накануне пасхи. Пасха наступает, а воскресения в романе нет. В романе зло выглядит очень обаятельными привлекательным, но зло остается злом. Зло в романе М.А. Булгакова наказуемо. Однако правосудие вершит не Бог, а сам дьявол. Воланд – Князь тьмы, который явился в мир, отказавшийся от веры и любви, напоминает людям о добре, милосердии и Боге, поскольку если люди забудут о Боге, они забудут и о дьяволе. Представители света – Левий Матвей, Иешуа находятся как бы в стороне, в тени, но они неизменно, незримо присутствуют в романе. За дождем всегда наступает радуга, а за тьмой проступает свет.Следует заметить, что несмотря на то, что Воланд вершит правосудие и обладает притягательной силой, нельзя рассматривать этот образ как положительный. Воланд – самый настоящий обманщик, который обманывает людей, чтобы подорвать авторитет Бога и показать свою власть.Иногда кажется, что зло в романе выглядит сильнее добра. В какой-то момент кажется, что зло уравнивает добро. В любом случае, автор делает вывод, что добро и зло находятся в каждом человеке. Они ведут борьбу между собой, и что победит зависит только от человека, а не от Бога или сатаны. ЗАКЛЮЧЕНИЕЦельюисследования было изучение Ершалаимских глав как Евангелие от Воланда. Для достижения нами были решены следующие задачи: 1. Изучены религиозные взгляды Михаила Булгакова;2. изучена история создания ершалаимских глав в романе «Мастер и Маргарита»;3. Выяснено, кто автор ершалаимских глав;4. Проанализирован Булгаковский взляд на ершалаимские главы.Полученные результаты исследования позволяют прийти к следующим выводам. На первый взгляд, в романе торжествует зло, ведь и само произведение о дьяволе. Дьявол всемогущ, он вершит правосудие, наказывает людей, смеется над ними. Однако же, добро и представители света незримо, но все-таки присутствуют в романе. Они всегда рядом, но находятся в тени, поодаль. Это доказывает то, что страшный дождь всегда заканчивается радугой (символом прощения), а Воланд не может остаться в расхристанной Москве в день Пасхи. Свет и тень, добро и зло – они постоянно вместе, но это стороны одной медали. Они создают равновесие мира. Невозможно представить, чтобы в мире было только одно добро или только одно зло. Не случайно Воланд сначала радуется, что встречает в Москве атеистов, а потом рьяно доказывает существование Бога, поскольку если нет Бога, невозможно доказать и существование дьявола. Думаем, эта позиция созвучна и Булгакову. Он пишет Евангелие от сатаны, но не принимает антирелигиозных мотивов и атеистической пропаганды. По всей видимости, автором книги Мастера является сам дьявол, это он руководит работой автора. Мастер создает кощунственную книгу, в которой говорит о том, что Иисус (Иешуа) не сын бога. Другие герои книги Мастера также не в полной мере совпадают со своими реальными прототипами. Однако М.А. Булгаков имел право на свою авторскую концепцию евангельских событий, поскольку тщательно работал с материалом, изучая библию, апокрифы, философские трактаты, мифы, исторические документы и т.д. М.А. Булгаков приходит к выводу, что в этом мире нет ничего положительно прекрасного и доброго или сугубо злого. В каждом человеке также присутствует и добро, и зло, а что победит зависит от самого человека. Считаем крайне важным, чтобы книгу М.А. Булгакова правильно трактовали педагоги и исследователи, и на нее не ссылались безбожники, наподобие А. Невзорова, не понимающего всю глубину поставленных Булгаковым вопросов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБоборыкин, В. Г. Михаил Булгаков / В. Боборыкин. – М.: Просвещение,1991. – 223 с. Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита / М. Булгаков. – Томск: Томское книжное издательство, 1989. – 640 с. Булгаковская энциклопедия // ред. Б. Соколов. – М.: Локид, 1997. – 350 с. Варламов, А.Н. Булгаков. Жизнь замечательных людей / А.Н. Варламов. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 848 с.Вулис, А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / А. Вулис. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. Журавлева, О. Н. Гроза в свите Воланда / О.Н. Журавлева // Политическая лингвистика. Вып. 20. – Екатеринбург, 2006. – С. 190 – 198. Журавлева, О.Н. Луна как действующий персонаж в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (О метафоризации деятельности) // О.Н. Журавлева / Лингвокультурология, 2007. – № 1. – С. 115-131. Колодин, А. Б. Свет и во тьме светит / А.Б. Колодин //Литература в школе. —1994. – №1. – С. 50-54. Кураев, А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=oo83EOkmGms (дата обращения 01.06.16)Лескис, Г. А. Триптих М. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита» / Г.А. Лескис. – М.: ОГИ, 1999. – 430 с.Лесскис Г. и др. Путеводитель по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Г. Лесскис, К. Атарова. – М.: Радуга, 2007. – 420 с.Невзоров, А. Как уберечь детей от изучения ОПК? URL: https://scisne.net/a-178 (дата обращения: 01.04.19)Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия / Б.В. Соколов. – М.: Локид, Миф, 1996. – 586 с.Соколов, Б. В. Три жизни Михаила Булгакова / Б.В. Соколов. – М.: Эллис Лак, 1997. – 432 с.Соколов, Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты» / Б. Соколов. – М.: б.и, 2018. 31 с.Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 3. – СПб.: Наука, 1995. – 368 с. Ужанков, А. Н. Прелестный роман «Мастер и Маргарита». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=bHajGPergFk (дата обращения: 01.06.16)Чудакова, М. Новые работы 2003-2006 / М. Чудакова. – М.: б.и. – 86 с. Яблоков, Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова / Е.А. Яблоков. – М., 1997. Яновская, Л. М. Треугольник Воланда / Л.М. Яновская //Октябрь. – 1991. – №5. С. 14-19.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Боборыкин, В. Г. Михаил Булгаков / В. Боборыкин. – М.: Просвещение,1991. – 223 с.
2. Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита / М. Булгаков. – Томск: Томское книжное издательство, 1989. – 640 с.
3. Булгаковская энциклопедия // ред. Б. Соколов. – М.: Локид, 1997. – 350 с.
4. Варламов, А.Н. Булгаков. Жизнь замечательных людей / А.Н. Варламов. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 848 с.
5. Вулис, А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / А. Вулис. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
6. Журавлева, О. Н. Гроза в свите Воланда / О.Н. Журавлева // Политическая лингвистика. Вып. 20. – Екатеринбург, 2006. – С. 190 – 198.
7. Журавлева, О.Н. Луна как действующий персонаж в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (О метафоризации деятельности) // О.Н. Журавлева / Лингвокультурология, 2007. – № 1. – С. 115-131.
8. Колодин, А. Б. Свет и во тьме светит / А.Б. Колодин //Литература в школе. —1994. – №1. – С. 50-54.
9. Кураев, А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.youtu be.com/watch?v=oo83EOkmGms (дата обращения 01.06.16)
10. Лескис, Г. А. Триптих М. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита» / Г.А. Лескис. – М.: ОГИ, 1999. – 430 с.
11. Лесскис Г. и др. Путеводитель по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Г. Лесскис, К. Атарова. – М.: Радуга, 2007. – 420 с.
12. Невзоров, А. Как уберечь детей от изучения ОПК? URL: https://scisne.net/a-178 (дата обращения: 01.04.19)
13. Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия / Б.В. Соколов. – М.: Локид, Миф, 1996. – 586 с.
14. Соколов, Б. В. Три жизни Михаила Булгакова / Б.В. Соколов. – М.: Эллис Лак, 1997. – 432 с.
15. Соколов, Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты» / Б. Соколов. – М.: б.и, 2018. ¬ 31 с.
16. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 3. – СПб.: Наука, 1995. – 368 с.
17. Ужанков, А. Н. Прелестный роман «Мастер и Маргарита». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=bHajGPergFk (дата обращения: 01.06.16)
18. Чудакова, М. Новые работы 2003-2006 / М. Чудакова. – М.: б.и. – 86 с.
19. Яблоков, Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова / Е.А. Яблоков. – М., 1997.
20. Яновская, Л. М. Треугольник Воланда / Л.М. Яновская //Октябрь. – 1991. – №5. С. 14-19.

Вопрос-ответ:

Каким образом Ершалаимские главы связаны с романом "Мастер и Маргарита"?

Ершалаимские главы являются важной частью романа "Мастер и Маргарита". Они представляют собой мистическое произведение, которое пронизывает сюжет главного романа и раскрывает его глубинные темы и идеи.

Какие религиозные взгляды имел М.А. Булгаков?

М.А. Булгаков был теологически образованным человеком и имел сложное отношение к религии. Он лично исповедовал православие, однако в своих произведениях задавался вопросами о смысле веры, проблемой зла и искушения, а также исследовал религиозные мотивы и символику.

Какова история создания Ершалаимских глав?

Ершалаимские главы были созданы М.А. Булгаковым в разные периоды его творчества. Некоторые части были написаны в 1920-х годах, но большая часть была доработана и завершена в 1930-х годах. Однако из-за цензурных ограничений роман "Мастер и Маргарита" был опубликован только после смерти писателя в 1966 году.

Кто является автором Ершалаимских глав?

Авторство Ершалаимских глав приписывается Воланду, одному из главных персонажей романа "Мастер и Маргарита". Воланд представляется как дьявол и претендует на свою версию евангелия, которую он воплощает в Ершалаимских главах.

Каков булгаковский взгляд на Ершалаимские главы?

Ершалаимские главы имеют особое значение для М.А. Булгакова, так как они позволяют ему выразить свои философские и религиозные идеи. Булгаков использует Ершалаимские главы как средство критики современного общества и религиозной догмы, а также для размышления о человеческой натуре, вере и духовности.

Какие религиозные взгляды имел М.А. Булгаков?

М.А. Булгаков был религиозным человеком и исповедовал православие. В его произведениях можно увидеть влияние христианской этики и мотивы.

Какова история создания Ершалаимских глав?

История создания Ершалаимских глав начинается в 1920-х годах, когда Булгаков начинает работать над романом "Мастер и Маргарита". Этот роман был его главным произведением и идеей его было создание сатирической и загадочной части, которая и стала Ершалаимскими главами.

Кто является автором Ершалаимских глав?

Авторство за Ершалаимскими главами приписывается Воланду - одному из главных персонажей романа "Мастер и Маргарита". Воланд является дьяволом в этом произведении и его речи о Ершалаимских главах как об "Евангелии от Сатаны" позволяют считать его автором этой части.

Какой взгляд на Ершалаимские главы имел М.А. Булгаков?

М.А. Булгаков относился к Ершалаимским главам как к важной части своего романа "Мастер и Маргарита", однако есть широко известное утверждение, что он считал их как "садистскими потусторонними эпизодами". Тем не менее, их роль в сюжете романа и их значение как "Евангелия от Сатаны" не могло быть преуменьшено.

Какую философию оказало влияние на мировоззрение Булгакова?

На мировоззрение Булгакова огромное влияние оказала философия Фридриха Ницше. Фраза "Бог убит нами" Ницше стала важным мотивом в произведении Булгакова "Мастер и Маргарита" и влияла на его основные идеи и темы.

Какую роль играют Ершалаимские главы в романе "Мастер и Маргарита"?

Ершалаимские главы имеют важное значение в романе "Мастер и Маргарита". Они являются своего рода пародией на Евангелие и содержат религиозные и философские мотивы. Эти главы отражают мир волшебства, сатанизма и мистики, которые являются существенными элементами сюжета.