Полномочия Президента и Правительства Российской Федерации в сфере исполнительной власти
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 23.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 5
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 12
3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочии федеральной исполнительной власти на территории Российской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов Российской Федерации в системе исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации.
Положения о федеральных органах исполнительной власти, кроме подведомственных Президенту Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Максимальная численность и фонд оплаты труда сотрудников центрального аппарата и территориальных учреждений федеральных органов исполнительной власти должны утверждаться Правительством России.
Федеральный министр должен назначаться на должность и освобождаться от нее главой государства согласно предложению Председателя рассматриваемого органа власти.
Заместители федеральных министров, руководители федеральных учреждений исполнительной власти, которые не являются федеральными министрами, и их заместители, руководители учреждений и организаций при Правительстве, члены коллегий федеральных министерств и прочих федеральных учреждений исполнительной власти должны назначаться на должность и освобождаться от нее Правительством России.
Руководители федеральных учреждений исполнительной власти, которые являются подведомственными главе государства, должны назначаться на должность и освобождаться от должности в специально утвержденном порядке.
Рассматриваемый орган власти может создавать в целях реализации собственных полномочий свои территориальные учреждения и назначать определенных должностных лиц. Правительство утверждает порядок формирования и деятельности территориальных учреждений федеральных органов исполнительной власти, утверждает объем ассигнований на содержание их аппаратов в рамках средств, предусматриваемых на данные цели в федеральном бюджете.
Правительство России имеет право учреждать организации, формировать координационные, совещательные учреждения, а также, органы при Правительстве России.
Правительство имеет право отменить акты федеральных органов исполнительной власти либо приостановить действие данных актов.
Правительство России в рамках собственных полномочий и в целях обеспечения сочетания интересов России и ее субъектов относительно предметов совместного ведения в области исполнительной власти координирует работу органов исполнительной власти субъектов РФ. Правительство в срок не больше одного месяца должно рассматривать внесенные в определенном порядке предложения субъектов России относительно предметов ведения Федерации и относительно предметов их совместного ведения и сообщить им об итогах рассмотрения вносимых предложений. Правительство Российском Федерации направляет субъектам Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения. При принятии соответствующих решении Правительством предложения субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению.
Правительство России должно осуществлять контроль за работой федеральных органов исполнительной власти, а относительно вопросов, относимых к ведению России и совместному ведению Федерации и ее субъектов, также за работой органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Правительство России должно обеспечивать соблюдение федеральными учреждениями исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, способствовать их взаимодействию.
Правительство России в рамках собственной компетенции разрешает споры и ликвидирует разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. В целях разрешения споров и ликвидации разногласий формируются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.
Правительство России вносит предложения главе государства о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам
В Конституции России не устанавливается срок полномочий Правительства, однако оно в обязательном порядке формируется в силу избрания или переизбрания Президента и слагает собственные полномочия перед избранным вновь Президентом. Главная формула, таким образом, такова: новый Президент — новое Правительство, чем косвенно устанавливается предельно возможный срок его полномочий после президентских выборов 2012 года — шесть лет.
Положения Конституции России (ст. 116) о том, что рассматриваемый орган власти должен сложить свои полномочия перед избранным вновь главой государства, не говорят о том, что происходит это в момент объявления об итогах выборов главы государства, или что оно незамедлительно прекращает собственную работу. Президент имеет право принимать отставку Правительства лишь после собственного вступления в должность, при этом поручая Председателю и управляемому им органу осуществлять свою деятельность вплоть до момента формирования нового Правительства.
Подведем итоги данной главы. Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий.
Формирование рассматриваемого органа власти начинается с назначения Председателя, который в качестве ведущей фигуры утверждает важнейшие направления работы Правительства и организует всю его деятельность.
После назначения Председателя формирование рассматриваемого органа власти реализуется с вышеуказанной процедурой. В Конституции России не устанавливается срок полномочий Правительства, однако оно в обязательном порядке формируется в силу избрания или переизбрания Президента и слагает собственные полномочия перед избранным вновь Президентом.
Следует отметить, что недобровольная отставка рассматриваемого органа — согласно инициативе ли Председателя либо главы государства, а также по причине недоверия со стороны Государственной Думы согласно Конституции России является возможной. Но во всех рассмотренных выше случаях Правительство России согласно поручению главы государства продолжает функционировать вплоть до сформирования нового Правительства. Этим закреплена объективная необходимость непрерывности его деятельности при всех сложившихся обстоятельствах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти являются одними из важнейших в государственно- правовой жизни российского общества и государства. Именно от их решения во многом зависит реальное и эффективное функционирование социально- экономической, политической систем, всего механизма государственной власти в целом.
На сегодняшний день административное законодательство регламентирует организацию и функционирование исполнительной власти в целом, и значительный круг вопросов, посвященных главе российского государства. В РФ орган исполнительной власти – правительство, деятельность которого регулируется конституцией и ФКЗ «О правительстве РФ».
Президентом назначается председатель в этот госорган с согласия Госдумы. В случае если предложенные кандидаты будут отклонены трижды, он может распустить палату, провести новые выборы и самостоятельно назначить председателя. Кроме того, по предложению последнего президент утверждает на должность его заместителей и федеральных министров. Глава государства может председательствовать на проводимых в правительстве заседаниях и, таким образом, непосредственно руководить этим исполнительным органом.
В полномочия президента входит руководство деятельностью федеральных исполнительных госорганов, ведающих вопросами безопасности и обороны; предотвращения чрезвычайных ситуаций; иностранных и внутренних дел; а также назначение их руководителей. К таким органам относятся следующие: МИД, МВД, МинЮст, ФСБ и другие.
Президент наделен надзорными полномочиями по отношению к исполнительным органам, он имеет право отменить распоряжения и постановления правительства при их противоречии конституции, ФЗ, а также его указам.
Высшим органов исполнительной власти признается Правительство РФ, которое является органом власти федерального значения и принимает участие в разрешении основных государственных задач и проблем.
Правительство РФ наделяется законодателем многими полномочиями в исполнительной сфере. При этом каждая из указанных полномочий относится к различным сферам деятельности общества и поэтому регулируются различными правовыми актами, относящимися к разным отраслям права.
Такое многообразие полномочий приводит к тому, что осуществлять полное нормативное регулирование всех видов деятельности не всегда получается. Кроме того, многообразие норм права создает проблемы, касающиеся конкретики применения той или иной нормы. Поэтому необходимо совершенствование законодательства РФ с целью устранения расплывчатых и общих положений, которые не только не приносят пользы, но и мешают правоприменительному процессу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
Федеральный Закон "О выборах Президента Российской Федерации" № 19-ФЗ от 10.01.2003 (ред. от 11.12.2018) // СПС Консультант Плюс
Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. "О внесении дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2242.
Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2008. № 1. – С. 12-19
Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. – С. 31-36
Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. - М., 2010.
Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. 2010. № 2. С. 28-35
Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ //М., Юрайт, 2009.
Керимов А. Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2014. № 9, 10. - С. 77-87.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2010.
Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации / А.В. Крысанов // Конституционное и муниципальное право. – 2013. ( № 5. ( С. 44-48.
Миронов А.Н. Административное право : учебник / А.Н. Миронов. – М. : Форум: Инфра–М, 2015.
Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 41-47.
Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации : учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. – М. : Проспект, 2014..
Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. Т. 1. - М.: Норма, 2012.
Чернова Э.Р. Правовое регулирование организации органов исполнительной власти субъектов РФ / Э.Р. Чернова // Инновационная наука. – 2015. ( № 10-2. – С. 200-210.
Чесноков А.С. Президент и правительство: модель взаимодействия при осуществлении государственной власти в Российской Федерации. М.: РГТЭУ, 2005.
Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. – С. 34
Керимов А. Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2014. № 9, 10. - С. 77.
Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. - М., 2010. – С. 77
Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. Т. 1. - М.: Норма, 2012. – С. 160
Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. 2010. № 2. С. 30
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2010. – С. 268
Чесноков А.С. Президент и правительство: модель взаимодействия при осуществлении государственной власти в Российской Федерации. М.: РГТЭУ, 2005. С. 143.
Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2008. № 1. – С. 17
Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ //М., Юрайт, 2009. – С. 222
Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 43.
Миронов А.Н. Административное право : учебник / А.Н. Миронов. – М. : Форум: Инфра–М, 2015. – С. 223.
Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации / А.В. Крысанов // Конституционное и муниципальное право. – 2013. ( № 5. ( С. 46.
Чернова Э.Р. Правовое регулирование организации органов исполнительной власти субъектов РФ / Э.Р. Чернова // Инновационная наука. – 2015. ( № 10-2. – С. 202.
Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации : учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. – М. : Проспект, 2014. – С. 209.
27
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
3. Федеральный Закон "О выборах Президента Российской Федерации" № 19-ФЗ от 10.01.2003 (ред. от 11.12.2018) // СПС Консультант Плюс
4. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. "О внесении дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2242.
5. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2008. № 1. – С. 12-19
6. Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. – С. 31-36
7. Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. - М., 2010.
8. Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. 2010. № 2. С. 28-35
9. Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ //М., Юрайт, 2009.
10. Керимов А. Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2014. № 9, 10. - С. 77-87.
11. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2010.
12. Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации / А.В. Крысанов // Конституционное и муниципальное право. – 2013. № 5. С. 44-48.
13. Миронов А.Н. Административное право : учебник / А.Н. Миронов. – М. : Форум: Инфра–М, 2015.
14. Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 41-47.
15. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации : учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. – М. : Проспект, 2014..
16. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. Т. 1. - М.: Норма, 2012.
17. Чернова Э.Р. Правовое регулирование организации органов исполнительной власти субъектов РФ / Э.Р. Чернова // Инновационная наука. – 2015. № 10-2. – С. 200-210.
18. Чесноков А.С. Президент и правительство: модель взаимодействия при осуществлении государственной власти в Российской Федерации. М.: РГТЭУ, 2005.
Вопрос-ответ:
Какие органы исполнительной власти классифицируются в Российской Федерации?
В Российской Федерации органы исполнительной власти классифицируются на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Какие полномочия имеет Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти?
Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти обладает такими полномочиями, как назначение Председателя Правительства Российской Федерации, определение основных направлений деятельности Правительства, назначение и отзыв полномочных представителей Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, решение вопросов гражданства, ведение внешней политики, и другие.
Какие полномочия имеет Правительство Российской Федерации в сфере исполнительной власти?
Правительство Российской Федерации в сфере исполнительной власти имеет полномочия по обеспечению политической, экономической, социальной, культурной и национальной безопасности Российской Федерации, разработке и реализации государственной политики, осуществлению бюджетной политики, и другим важным сферам.
Какие основные полномочия Правительства Российской Федерации в сфере исполнительной власти?
Основные полномочия Правительства Российской Федерации в сфере исполнительной власти включают разработку и реализацию государственной политики, управление федеральным бюджетом, осуществление контроля за исполнением законов, регулирование экономической деятельности, обеспечение государственной безопасности и другие задачи.
Какие функции выполняет Правительство Российской Федерации в сфере исполнительной власти?
Правительство Российской Федерации выполняет такие функции в сфере исполнительной власти, как разработка и реализация программ социально-экономического развития, управление государственным сектором экономики, осуществление контроля за законностью и эффективностью использования бюджетных средств, представление интересов Российской Федерации в международных организациях и другие.
Какие органы исполнительной власти существуют в России?
В России существуют органы исполнительной власти различных уровней: федеральные, региональные (субъектов федерации) и муниципальные.
Какие полномочия имеет Президент России в сфере исполнительной власти?
Президент России имеет разнообразные полномочия в сфере исполнительной власти, которые включают назначение и отставку высших должностных лиц, управление военными силами, проведение внешнеполитической деятельности и т.д.
Какое влияние на исполнительную власть оказывает Правительство России?
Правительство России имеет значительное влияние на исполнительную власть, так как оно осуществляет руководство ею и контролирует деятельность исполнительных органов власти на федеральном уровне.
В чем заключается компетенция Правительства России в сфере исполнительной власти?
Правительство России в пределах своей компетенции обеспечивает осуществление полномочий федерального уровня в сфере исполнительной власти, включая реализацию государственной политики, управление федеральным бюджетом, разработку и внедрение экономических программ и т.д.