Эмпирические методы научного исследования

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 19 19 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 23.05.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление

Введение 3
1. Сущность исследовательской деятельности 4
2. Построение, организация и процедура исследования 9
3. Эмпирические методы исследования психологических процессов 13
Заключение 18
Библиографический список 19




Фрагмент для ознакомления

По форме выделяются следующие группы тестов:1) индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты характеризуются взаимодействием исследователя и испытуемого с глазу на глаз. Преимущества индивидуального тестирования: возможность наблюдать за испытуемым (за непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и т.д.. Также, психолог, по мере подготовленности испытуемого, может в процессе исследования заменить один тест на другой. Групповые тесты позволяют одновременно проводить исследования большой группы людей. Преимущества групповых тестов: массовость испытаний, простые инструкции и процедура проведения и не требуют от психолога большого профессионализма. Недостатки группового тестирования: малое число возможностей добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их и заручиться их согласием на сотрудничество; болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, поддаются с трудом в групповом тестировании. 2) устные и письменные тесты. 3) бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. 4) вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. В невербальных тестах материал представлен в наглядно-образной форме (картинки, чертежи, графические изображения и т.д.) [5]. 2. Опросники. В данном виде психодиагностических методик, задания представлены в виде вопросов и утверждений, которые предназначаются для получения данных со слов, обследуемого. Опросники бывают следующиз видов:1) опросники личности – это стандартизированные самоотчеты. По форме такие опросники могут быть письменными, бланковыми, компьютерными, групповыми и индивидуальными. По характеру ответов на поставленные вопросы они могут быть закрытыми (с предписанными ответами) и открытые (со свободными ответами). По содержанию: опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок;2) опросники-анкеты используются в целях получения некой информации о личности, не связанной непосредственно с его его психологическими особенностями, например, в качестве получения биографических данных). Данные опросники характеризуются строго фиксированным порядком, содержаним и формой вопросов, а также ясным указанием формы ответов. Опросы могут проводиться как заочно, так и в присутствии исследователя. Анкеты бывают открытыми, закрытыми и полузакрытыми, которые часто комбинируются между собой.3. Проективная техника не направлена на выявления отдельных черт личности, а характеризуется глобальным подходом к ее оцениванию. Как правило, в таких методиках используются неопределенные стимулы, которые человек самостоятельно дополняет, интерпретирует, развивает. К тому в таких методиках цель скрыта от испытуемого, что позволяет получить точные данные о нем.4. Психофизиологические методики направлены на определение биологических свойств нервной системы человека. Такие методики лишены заключительных оценочных суждений о человеке.К малоформализованным методикам относятся:1. Наблюдение. Данный метод основывается на нескольких принципах:1) фиксирование объективных внешних проявлений;2) наблюдение за непрерывным процессом, а не за отдельными моментами;3) избирательность регистрации, т.е. исследователя интересуют только те процессы, которые имеют значение для поставленной задачи.2. Опрос это метод направленный на сбор первичных данных. Данный метод позволяет получить информацию о прошлом и настоящем личности, об специфических склонностях, мотивах действий и о субъективных состояниях. Опрос может проводиться в устной и письменной форме, индивидуальной и групповой форме, единственный раз или множества раз. Вопросы формулируются как в прямой форме, так и косвенной. Кроме того вопросы характеризуются открытостью и закрытостью. 3. Интервью или беседа. Интервью – это метод, предполагающий прямой контакт интервьюера с респондентом. Формы интервью: свободное, стандартизованное и частично стандартизованная. Интервью имеет следующую структуру:1) введение (настройка на беседу);2) свободное мыслеизлияние респондента;3) общие вопросы;4) подробное исследование;5) снятие напряженности, появившейся во время беседы и слова признательности за участие в интервью.В зависимости от поставленной цели интервью подразделяют:1) диагностическое - метод получения данных о личностных свойствах, которое используется на первых этапах психотерапии. Данный метод бывает управляемым и неуправляемым;2) клиническое – метод проведения психотерапевтической беседы, с целью помочь личности осознать свои душевные затруднения, конфликты и скрытые мотивы поступков.4. Контент-анализ (анализ продуктов деятельности) – это количественный и качественный анализ документальных источников (письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на аудио- и кинопленке, произведения искусства, материалы средств СМИ), который позволяет исследовать продукты деятельности личности. Контент-анализ обычно используется в качестве вспомогательного средства при проведении психодиагностики [1]. ЗаключениеПроанализировав сущность исследовательской деятельности, можно констатировать, что исследовательская деятельность - это творческий процесс с целью поиска решения неизвестного, следствием чего является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.Рассмотрев этапы исследовательской деятельности, можно сказать, что организация и процедура проведения психологического исследования состоит из нескольких этапов: 1) оформления договора; 2) формирование авторского коллектива; 3) разработка программы обследования объекта и предмета; 4) подготовка к сбору данных; 5) сбор первичных данных; 6) обработки и анализа полученных данных; 7) анализа и обобщения данных.Эмпирические методы исследования положения коллектива в обществе подразделяются на две группы: формализованные и малоформализованные. К формализованным относятся тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики. К малоформализованным относятся наблюдение, опрос, интервью, контент-анализ.Следовательно, цель достигнута, а задачи решены. Библиографический списокАнцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В. М., Тимченко Г. Н., Харитонов А. Н. Проблемы психологического исследования. – М.: Этника, 2007. – 223 с.Бандасарьян Н.Г., Горохов В.Г., Назаретян А.П. История, философия и методология науки и техники. – М.: Юрайт, 2016. – 384 с. Еремеев Б.А. Основные понятия психологического исследования. // Методология и история психологии. Том 2. - № 3, 2007. - С.29-42.Канке В.А. История, философия и методология естественных наук. – М.: Юрайт, 2015. – 512 с. Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П. Философия и методология науки. – М.: Юрайт, 2015. – 464 с. Философия науки. // Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2010. - 736 с.

Библиографический список

1. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В. М., Тимченко Г. Н., Харитонов А. Н. Проблемы психологического исследования. – М.: Этника, 2007. – 223 с.
2. Бандасарьян Н.Г., Горохов В.Г., Назаретян А.П. История, философия и методология науки и техники. – М.: Юрайт, 2016. – 384 с.
3. Еремеев Б.А. Основные понятия психологического исследования. // Методология и история психологии. Том 2. - № 3, 2007. - С.29-42.
4. Канке В.А. История, философия и методология естественных наук. – М.: Юрайт, 2015. – 512 с.
5. Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П. Философия и методология науки. – М.: Юрайт, 2015. – 464 с.
6. Философия науки. // Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2010. - 736 с.

Вопрос-ответ:

Какие методы используются в эмпирическом исследовании психологических процессов?

В эмпирическом исследовании психологических процессов используются различные методы, такие как наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервью, анализ документов и другие.

Какие преимущества имеет индивидуальное тестирование?

Индивидуальное тестирование имеет следующие преимущества: возможность более глубокого взаимодействия исследователя и испытуемого, более точные результаты благодаря индивидуальному подходу, возможность регулирования условий проведения тестирования.

Какие методы входят в группу коллективных тестов?

К группе коллективных тестов относятся методы, которые проводятся с участием нескольких испытуемых одновременно. К таким методам относятся, например, групповое тестирование, когда все испытуемые проходят тест одновременно, и дальнейший анализ основывается на полученных данных.

Сколько групп тестов выделяют по форме проведения?

По форме проведения тесты выделяют в две группы: индивидуальные тесты и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты проводятся исследователем и испытуемым в прямом взаимодействии, в то время как групповые тесты проводятся с участием нескольких испытуемых одновременно.

Какие методы эмпирического исследования психологических процессов существуют?

Методы эмпирического исследования психологических процессов включают в себя наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервью, анализ документов и другие. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей исследования.

Какие методы используются в эмпирических исследованиях?

В эмпирических исследованиях используются различные методы, такие как наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервью и др.

В чем заключается сущность исследовательской деятельности?

Сущность исследовательской деятельности заключается в постановке целей и задач исследования, выборе методов и средств исследования, получении, анализе и интерпретации данных, а также формулировке выводов и рекомендаций на основе полученных результатов.

Каковы преимущества индивидуального тестирования?

Преимущества индивидуального тестирования включают возможность непосредственного взаимодействия исследователя и испытуемого, более глубокое и детальное изучение индивидуальных особенностей и психологических процессов, а также большую точность и достоверность получаемых данных.

Какие методы использовались в исследовании психологических процессов?

В исследовании психологических процессов были использованы различные методы, такие как наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие. Эти методы позволили получить данные о поведении, мышлении, эмоциях и других психологических процессах испытуемых.

Какие группы тестов выделены по форме?

По форме выделяются две группы тестов: индивидуальные тесты и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты предполагают взаимодействие исследователя и испытуемого один на один, а групповые тесты проводятся с участием нескольких испытуемых одновременно.