Анализ показателей использования парка ВС авиакомпании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Анализ хозяйственной деятельности
  • 74 74 страницы
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 24.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
1. Анализ показателей использования парка ВС авиакомпании 5
1.1. Исходные данные 5
1.2. Расчет показателей парка ВС 5
1.3. Динамика показателей парка ВС 8
1.4. Горизонтальный сравнительный анализ показателей 8
1.5. Вертикальный сравнительный анализ показателей 14
1.6. Детерминированная структурно-логическая факторная модель тоннокилометража 16
1.7. Факторный анализ 16
1.8. Выявление резервов улучшения использования парка ВС 23
2. Анализ финансовых результатов деятельности авиакомпании 24
2.1. Исходные данные 24
2.2. Составление аналитической таблицы 25
2.3. Расчет показателей уровня рентабельности 28
2.4. Графическое отображение динамики абсолютных и относительных показателей 28
2.5. Вертикальный сравнительный анализ 30
2.6. Факторный анализ прибыли 30
2.7. Факторный анализ рентабельности 33
2.8. Стохастическая структурно-логическая факторная модель финансового результата 35
2.9. Анализ резервов роста прибыли и рентабельности авиакомпании на транспортной работе 37
3. Анализ финансовой устойчивости авиапредприятия 38
3.1. Исходные данные 38
3.2. Вертикальный и горизонтальный анализ оборотных и внеоборотных активов, собственного и заемного капитала 39
3.3. Расчет и анализ системы показателей для оценки степени финансовой устойчивости и финансового риска 44
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложения…………………………………………………………………….54






Фрагмент для ознакомления

Общая стоимость имущества за период увеличилась на 11 968 тыс.руб. или на 7,1%. В целом рост валюты баланса расценивается как позитивная тенденция, свидетельствующая об увеличении платежеспособности предприятия.
Рост активов был обусловлен, прежде всего, увеличением оборотных активов (возросли на 34 378 тыс.руб. или на 49,9%). Внеоборотные активы сократились по сравнению с началом года на 22 410 тыс.руб. или на 22,3%. Основными причинами снижения внеоборотных активов стало уменьшение основных средств (на 15 553 тыс.руб. или на 17,0%), а также незавершенного строительства (на 7 631 тыс.руб. или на 6,9%). При этом увеличилась только величина доходных вложений в материальные ценности (на 826 тыс.руб. или в 2,6 раз). Сокращение величины незавершенного строительства характеризует завершение этапа строительства и перевода завершенных капитальных вложений на баланс организации. Сокращение при этом основных средств говорит о возможной реализации части основных фондов, средства от которых могли пойти на увеличение оборотных активов.
В соответствии с произошедшими изменениями, изменилась и структура внеоборотных активов. Значительно сократилась доля основных средств (с 53,9% до 41,8%), а также доля незавершенного строительства (с 4,8% до 0,3%).
Доля оборотных активов в структуре баланса возросла на 16,3%, рост произошел по всем статьям данного раздела. Наибольший рост отмечается по дебиторской задолженности (13 271 тыс.руб. или 28,0%), краткосрочным финансовым вложениям (8 800 тыс.руб.) и денежным средствам (7 161 тыс.руб или в 6 раз). Увеличение абсолютной величины дебиторской задолженности необходимо сопоставить с темпами роста выручки, поскольку рост дебиторской задолженности может характеризовать нарушение работы с дебиторами. Доля данной статьи в общей валюте баланса увеличилась с 28,0% до 33,4%.
Имущество компании финансируется за счет как собственных, так и заемных (краткосрочных и долгосрочных) источников финансирования. За рассматриваемый год произошло значительное увеличение краткосрочных заемных средств (на 11 968 тыс.руб. или на 63,8%), при этом долгосрочные обязательства снизились на 11 500 тыс.руб (или на 25,8%), собственный капитал также снизился на 19 260 тыс.руб (или на 33,2%).
Снижение собственного капитала произошло в результате сокращения добавочного капитала на 14 181 тыс.руб. (на 73,6%), нераспределенной прибыли на 5 079 тыс.руб (на 27,1%), что может быть следствием использования накопленных фондов или убыточности деятельности организации. Доля собственного капитала в источниках финансирования снизилась с 34,2% до 21,4%, что позволяет сделать вывод о снижении финансовой устойчивости авиакомпании.
Доля долгосрочных обязательств сократилась с 26,3% до 18,2%, что может быть следствием погашения (или реструктуризации) долгосрочных кредитов. Необходимо отметить целесообразность привлечения именно долгосрочных источников для финансирования инвестиционных проектов.
Доля краткосрочных обязательств увеличилась с 39,5% до 60,5% вследствие роста краткосрочных заемных средств (на 5 360 тыс.руб. или на 30,0%) и кредиторской задолженности (на 27 734 тыс.руб. или на 56,6%). Это может быть следствием нарушения платежной дисциплины на предприятии и неисполнением обязательств перед кредиторами. Деятельность предприятия финансируется преимущественно за счет краткосрочных источников. Такая динамика краткосрочных заемных средств при более медленных темпах роста оборотных активов может свидетельствовать о нарушении ликвидности баланса и неспособности компании погасить свои обязательства в установленные сроки.
Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности за период возросло с 1,04 до 1,27, что также характеризует нарушение финансовой устойчивости компании и вынуждает ее привлекать дополнительные заемные источники для погашения кредиторской задолженности.
По результатам анализа можно предложить следующие направления совершенствования деятельности авиакомпании (без учета финансовой устойчивости, которая будет подробнее рассмотрена далее). В оборотных активах необходимо проанализировать целесообразность роста запасов и платежную дисциплину покупателей, в результате чего может произойти перераспределение активов из неликвидных запасов и просроченной дебиторской задолженности в денежные средства – тем самым улучшится ликвидность баланса. Во внеоборотных активах рекомендуется проанализировать целесообразность вложений в материальные ценности и их доходность (поскольку данный фактор оказывает прямое влияние на чистую прибыль).

3.3. Расчет и анализ системы показателей для оценки степени финансовой устойчивости и финансового риска

Финансовая устойчивость является характеристикой способности предприятия функционировать и развиваться, сохраняя такое равновесие своих активов и пассивов в условиях изменений внутренней и внешней среде, которое гарантирует его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность при допустимом уровне риска.
Устойчивость финансового состояния достигается при условиях достаточного собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности с учетом операционного и финансового рисков, достаточной ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств.
Финансовая устойчивость определяется оптимальностью структуры источников финансирования капитала, оптимальностью структуры активов и, в первую очередь, от соотношения основного и оборотного капитала, уравновешенности активов и пассивов предприятия по функциональному признаку.
Экспресс-оценка финансовой устойчивости и финансового риска авиакомпании проводится по комплексу показателей, результаты расчета которых приведены в таблице 3.3
Таблица 3.3
Показатели финансовой устойчивости и финансового риска
Показатель Норматив Формула расчета На начало года На конец года Изменение (+/-) Коэффициент общей платежеспособности (Коп) ≥2 Активы / Обязательства 1,520 1,271 -0,249 Коэффициент финансовой независимости (Кфн) ≥0,5 Собственный капитал / Валюта баланса 0,342 0,214 -0,129 Коэффициент финансового левериджа (Кфл) <1 Заемный капитал / Собственный капитал 1,922 3,684 1,762 Коэффициент покрытия (Кп) >1 (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) / (Внеоборотные активы - Запасы) 1,273 1,350 0,077 Собственный оборотный капитал - Собственный капитал + Долгосрочные обязательства - Внеоборотные активы 1 968 -6 382 -8 350 Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом (Косок) >0,1 Собственный оборотный капитал / Оборотные активы 0,029 -0,062 -0,090 Коэффициент маневренности (Км) 0,5 Собственный оборотный капитал / Собственный капитал 0,034 -0,165 -0,199
Графическое сопоставление данных показателей представлено на рисунке 3.1.

Рис.3.1. Гистограмма показателей финансовой устойчивости

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. Почти все показатели (кроме коэффициента покрытия) не соответствуют нормативным значениям, за рассматриваемый год ситуация ухудшилась.
Коэффициент общей платежеспособности (Коп), характеризующий наличие у компании активов, достаточных для погашения обязательств, снизился с 1,520 до 1,271. Это свидетельствует об общем ухудшении способности предприятия погасить свои обязательства.
Коэффициент финансовой независимости показывает долю собственных средств предприятия в общей сумме источников финансирования. Значение данного показателя меньше норматива (и снизилось с 0,342 до 0,214), что говорит об очень низкой доле собственного капитала и высокой зависимости от внешних источников финансирования и высокого риска неплатежеспособности.
Коэффициент покрытия увеличился с 1,273 о 1,350, что связано со снижением внеоборотных активов при одновременном росте запасов. Таким образом, лишь внеоборотные активы финансируются за счет собственных и долгосрочных заемных средств, коэффициент выше нормативного значения.
Собственный оборотный капитал принял отрицательное значение на конец периода – это говорит о финанисировании части внеоборотных активов и всех оборотных активов за счет краткосрочных заемных средств и неблагополучном финансовом состоянии предприятия. Причиной этого является снижение доли собственных и долгосрочных заемных средств, а также увеличение долгосрочных финансовых вложений и отложенных налоговых активов.
Вследствие отрицательной величины собственного оборотного капитала, коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом также стал ниже 0 на конец года. Оборотные активы полностью финансируются за счет краткосрочных заемных источников. Также собственный оборотный капитал оказал влияние на величину коэффициента маневренности – текущая деятельность предприятия также финансируется за счет краткосрочной задолженности.
Подробнее рассмотрим коэффициент финансового левериджа, который представляет собой соотношение заемного и собственного капитала. Значение данного показателя превышает норматив в несколько раз, причем отмечается увеличение на 1,762 в течение года. Можно сделать вывод о высоком значении показателя и высоком уровне финансового риска.
Коэффициент финансового левериджа зависит от следующих показателей: доля заемного капитала в общей сумме активов, доля основного капитала в общей сумме активов, соотношение оборотного и основного капитала, доля собственного оборотного капитала в формировании текущих активов, коэффициент маневренности. Отсюда, факторный анализ коэффициента финансового левериджа будет основан на следующей математической модели:
,
где ЗК – заемный капитал;
СК – собственный капитал;
А – сумма активов;
ОК – основной капитал;
СОбК – оборотные активы;
ОбА – собственный оборотный капитал.
Влияние представленных факторов на коэффициент финансового левериджа проведем методом цепных подстановок. Исходные данные для анализа представлены в таблице
Таблица 3.4
Исходные данные для факторного анализа финансового левериджа
Показатель Усл.обозн На начало года На конец года Коэффициент финансового левериджа Y 1,922 3,684 Доля заемного капитала в активах a 0,658 0,786 Доля основного капитала в общей сумме активов b 0,593 0,431 Сумма оборотного капитала на рубль основного капитала c 0,685 1,322 Доля собственного капитала в формировании оборотных активов d 0,029 -0,062 Коэффициент маневренности собственного капитала m 0,034 -0,165
Результаты расчета факторного анализа приведены в таблице 3.5.
Таблица 3.5
Факторный анализ финансового левериджа
Условие Факторы, влияющие на величину Кфл Кфл Влияние факторов на изменение Кфл Уд.вес в общем изменении, % a b c d m Начало года 0,658 0,593 0,685 0,029 0,034 1,922 -   Условие 1 0,786 0,593 0,685 0,029 0,034 2,298 0,376 21,4% Условие 2 0,786 0,431 0,685 0,029 0,034 3,166 0,868 49,3% Условие 3 0,786 0,431 1,322 0,029 0,034 1,641 -1,525 -86,5% Условие 4 0,786 0,431 1,322 -0,062 0,034 -0,759 -2,400 -136,2% Конец года 0,786 0,431 1,322 -0,062 -0,165 3,684 4,442 252,1% Объект анализа: 3,684 - 1,922 = 1,762 Проверка: 1,762 100,0%
В результате факторного анализа можно сделать следующие выводы.
На увеличение коэффициента финансового левериджа наибольшее влияние оказало снижение коэффициента маневренности собственного капитала m (из-за отрицательной величины собственногооборотного капитала) – вследствие этого финансовый леверидж увеличился на 4,442 пункта. Также увеличению показателя способствовало снижение основного капитала в общей сумме активов (b) – в результате финансовый леверидж увеличился на 0,868 пунктов. Увеличение доли заемного капитала в активах (а) также повлияло на рост финансового левериджа, но не так значительно – на 0,376 пунктов.
Негативное влияние рассмотренных факторов смягчилось влиянием следующих показателей. Снижение доли собственного капитала в оборотных активах (d) снизило финансовый леверидж на 2,400 пункта, но это произошло из-за отрицательной величины собственного оборотного капитала. Также снижению финансового левериджа на 1,525 пунктов способствовало увеличение оборотного капитала на рубль основного капитала.
В целом отмечается неустойчивое финансовое состояние предприятия, высокая зависимость от внешних (причем краткосрочных) источников финансирования, за счет которых в основном финансируется текущая деятельность.
В качестве основных направлений повышения финансовой устойчивости предприятия могут быть предложены: увеличение доли собственного капитала в структуре источников финансирования; увеличение собственного оборотного капитала; изменение структуры заемных источников финансирования (сокращение доли краткосрочных заемных средств).
Увеличить собственный капитал можно путем эмиссии акций, за счет дополнительных взносов учредителей в уставный капитал, а также за счет прибыли. Увеличению собственного капитала будет способствовать накопление нераспределенной прибыли для основной деятельности при одновременном сокращении ее использования в непроизводственных целях (например, путем формирования резервных фондов).
Увеличения прибыли можно достичь с помощью следующих мероприятий, направленных на основные источники увеличения прибыли:
повышение эффективности сбытовой деятельности компании;
улучшение качества оказываемых услуг, что приведет к росту конкурентоспособности и заинтересованности выбора клиентами имено этой компании;
оптимизация и жесткий контроль расходов.
Важнейшим элементом антикризисного управления компанией является управление дебиторской и кредиторской задолженностью, которые должны учитывать следующие направления:
контроль расчетов с дебиторами по отсроченной, а также просроченной задолженности;
уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов, взыскание их в судебном порядке;
постоянный контроль соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей;
рассмотрение факторинга (продажи дебиторской задолженности);
создание принципов расчета компании с контрагентами в будущем;
рассмотреть возможность реструктуризации краткосрочных займов.
Увеличению собственного оборотного капитала будут способствовать следующие мероприятия. Увеличение собственного капитала (рассмотрено ранее) за счет чистой прибыли, увеличения уставного капитала, формирования резервных фондов. Увеличение долгосрочных источников финансирования. Обоснованное снижение внеоборотных активов за счет анализа обоснованности такого резкого роста долгосрочных финансовых вложений, а также реализации устаревших или неиспользуемых основных средств.
Заключение

В данной курсовой работе был проведен комплексный анализ хозяйственной деятельности авиапредприятия, в результате которого получены следующие выводы.
В первом разделе были рассмотрены основные показатели использования парка ВС авиакомпании. В целом по авиакомпании отмечается недовыполнение плановых показателей по тоннокилометражу в 1 и 2 годы рассматриваемого периода, в 3 год план был перевыполнен. В целом за 3 года фактический тоннокилометраж увеличился на 48%. Наибольшие базисные темпы роста отмечаются по SSJ-100, А330 и А321.
Фактический производственный налет был ниже плановых величин в 1 и 2 годах, в 3 году факт превысил план. В целом за период производственный налет часов увеличился на 41,2%, в том числе благодаря высоким темпам роста по типам ВС: SSJ-100, А330 и А321.
Более высокие показатели выполнения плана по производственному налету часов частично компенсировали недовыполнение плана по средней часовой производительности ВС, что может быть следствием недостаточного уровня загрузки ВС, либо неоптимальной расстановкой типов ВС по воздушным линиям компании.
Снижение тоннокилометража произошло в значительной степени было связано с сокращением часовой производительности по следующим типам ВС: А320, А321, В777. Данное снижение сопровождалось ростом тоннокилометража из-за увеличения производственного налета. В наибольшей мере росту тоннокилометража способствовало увеличение количества налета часов на 1 ВС.
Во втором разделе были проанализированы финансовые результаты деятельности авиакомпании. В анализируемом периоде был перевыполнен план как по доходам, так и по расходам. На рост доходов по сравнению с плановой величиной значительно повлияли доходы за нерегулярные авиаперевозки пассажиров, багажа и доходов от аренды и лизинга СВАД и ЛПС.
В анализируемом периоде деятельность компании была прибыльной, тогда как в прошлом периоде компания получила убыток. Однако, запланированных показателей прибыли достичь не удалось; отчетные показатели рентабельности в анализируемом периоде также оказались меньше запланированных.
Рост прибыли по сравнению с предыдущим годом в наибольшей степени обусловлен приростом доходов, основной причиной такого прироста стали доходы за нерегулярные авиаперевозки пассажиров и багажа, также отмечается увеличение доходов от аренды и лизинга СВАД и ЛПС. Также на рост прибыли по сравнению с предыдущим годом оказал влияние сравнительно небольшой рост расходов.
В третьей главе был проведен анализ финансовой устойчивости авиапредприятия. В целом отмечается неустойчивое финансовое состояние предприятия, высокая зависимость от внешних (причем краткосрочных) источников финансирования.
В качестве основных направлений повышения финансовой устойчивости предприятия были предложены следующие: увеличение доли собственного капитала в структуре источников финансирования; увеличение собственного оборотного капитала; изменение структуры заемных источников финансирования (сокращение доли краткосрочных заемных средств). В оборотных активах необходимо проанализировать целесообразность роста запасов и платежную дисциплину покупателей, в результате чего может произойти перераспределение активов из неликвидных запасов и просроченной дебиторской задолженности в денежные средства – тем самым улучшится ликвидность баланса. Во внеоборотных активах рекомендуется проанализировать целесообразность долгосрочных финансовых вложений, их доходность (поскольку данный фактор оказывает прямое влияние на чистую прибыль).
Список использованной литературы

Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 575 с.
Пронина Е.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий ГА. Часть I: учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2012.
Пронина Е.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий ГА. Часть II: учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2014.
Пронина Е.В. Анализ ПХД авиапредприятий: пособие по выполнению курсовой работы «Применение методов и приемов анализа ПХД авиапредприятий». – М.: МГТУ ГА, 2015. – 40 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1


Рис.1. Динамика изменения показателей по парку Ил-96





Рис. 2. Динамика изменения показателей по парку В777




Рис.3. Динамика изменения показателей по парку В767


Рис.4. Динамика изменения показателей по парку А330



Рис.5. Динамика изменения показателей по парку А321



Рис. 6. Динамика изменения показателей по парку А320




Рис.7. Динамика изменения показателей по парку В737




Рис. 8. Динамика изменения показателей по парку А319




Рис.9. Динамика изменения показателей по парку SSJ-100




Рис.10. Динамика изменения показателей по парку авиакомпании

Приложение 2




Рис.1. Горизонтальный анализ общего километража



Рис.2. Горизонтальный анализ производственного налета часов




Рис.3. Горизонтальный анализ среднего числа ВС

Приложение 3




Рис.1. Структура тоннокилометража



Рис.2. Структура производственного налета часов



Рис.3. Структура среднего числа ВС
Приложение 4


Рис.1. Структура доходов в предыдущем периоде

Рис.2. Структура доходов в анализируемом периоде

Рис.3. Структура расходов в предыдущем периоде


Рис.4. Структура расходов в анализируемом периоде

Приложение 5


Рис.1. Динамика активов

Рис.3.2. Динамика пассивов


Рис.3. Структура активов по разделам баланса



Рис. 4. Структура активов по статьям на начало года


Рис.5. Структура активов по статьям на конец года

Рис.6. Структура пассивов по разделам баланса


Рис.7. Структура пассивов по статьям на начало года

Рис.8. Структура пассивов по статьям на конец года








17

Список использованной литературы

1. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 575 с.
2. Пронина Е.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий ГА. Часть I: учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2012.
3. Пронина Е.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий ГА. Часть II: учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2014.
4. Пронина Е.В. Анализ ПХД авиапредприятий: пособие по выполнению курсовой работы «Применение методов и приемов анализа ПХД авиапредприятий». – М.: МГТУ ГА, 2015. – 40 с.



Вопрос-ответ:

Какие исходные данные использовались для анализа показателей использования парка ВС авиакомпании?

Для анализа были использованы следующие исходные данные: (описание данных).

Какие показатели были рассчитаны для парка ВС авиакомпании?

Для парка ВС авиакомпании были рассчитаны следующие показатели: (перечисление показателей).

Как менялись показатели парка ВС со временем?

Показатели парка ВС менялись следующим образом: (описание динамики показателей).

Какие методы были использованы для сравнительного анализа показателей парка ВС?

Для сравнительного анализа показателей парка ВС были использованы горизонтальный и вертикальный методы: (описание методов).

Какая модель была использована для анализа тоннокилометража ВС?

Для анализа тоннокилометража ВС была использована детерминированная структурно-логическая факторная модель: (описание модели).

Какие данные использовались для анализа показателей использования парка ВС авиакомпании?

Для анализа использовались исходные данные, которые включали в себя информацию о количестве и типе ВС в парке авиакомпании, а также о различных показателях их использования.

Какие показатели парка ВС были проанализированы?

Были проанализированы различные показатели использования парка ВС, включая объем тоннокилометража, количество выполненных полетов, продолжительность полетов и т.д.

Какова динамика показателей парка ВС?

Динамика показателей парка ВС была проанализирована и показала изменение этих показателей в течение определенного периода времени. Были выявлены как положительные, так и отрицательные тенденции в использовании ВС.

Как проводился горизонтальный сравнительный анализ показателей парка ВС?

Горизонтальный сравнительный анализ показателей парка ВС осуществлялся путем сопоставления показателей в разные периоды времени. Были выявлены изменения в использовании ВС, которые могут свидетельствовать о проблемах или успехах авиакомпании.

Какой был результат вертикального сравнительного анализа показателей парка ВС?

Результат вертикального сравнительного анализа показателей парка ВС показал, какая доля каждого показателя вносит вклад в общую картину использования парка ВС. Были выявлены приоритетные направления для улучшения использования ВС.