Понятие административного права как отрасли права
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 24.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Общая характеристика административного права как отрасли права 5
1.1.Понятие и предмет административного права 5
1.2.Методы административного права 9
Глава 2.Система и принципы административного права 12
2.1.Система административного права 12
2.2.Принципы административного права 16
2.3.Место административного права в правовой системе РФ 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
Административное право, учитывая характерные черты управленческой деятельности государства как юридической формы практической реализации исполнительной власти, охватывает собственным регулятивным воздействием довольно большой круг управленческих отношений в обществе. Тем самым довольно отчетливо отражается разнообразие административно-правового регулирования. К примеру, финансовое право призвано регулировать строго ограниченные пределами его предмета отношения в обществе в области финансовой деятельности. Административное право подобными строгими границами не обладает. Соответственно тяжело найти определенный специальный вопрос, который можно было бы охарактеризовать как чисто административно-правовой, то есть не затрагивающий интересы других отраслей права. По факту нас со всех сторон «окружают» нормы, в первую очередь, административного права. Область управления государства не изолирована от действий положений иных правовых отраслей, которыми регулируются образующиеся в ней отношения в обществе, которые не охватываются предметом административного права. Таким образом, возникает взаимодействие разных отраслей права.Наибольшее взаимодействие проявляется во взаимосвязи административного с конституционным правом. Выступая в качестве ведущей правовой отрасли в РФ, конституционное право устанавливает базовые принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в механизме государства, нормативные основы их создания, взаимоотношений с субъектами иных ветвей единой власти государства; комплекс прав и свобод человека и гражданина, существенная доля которых на практике подлежит реализации в области управления государства.Гражданское и административное право зачастую с внешней стороны регулируют схожие имущественные отношения в обществе, ориентируясь на преобладающее значение тех либо других элементов метода нормативного регулирования (на основе договора либо предписания административного характера). Аналогично решается вопрос при соотношении административного и трудового права. Трудовые правоотношения – это базовые предмет трудового права – образуются, обычно, на основании административных актов одностороннего характера, которым предшествуют соглашения, в т. ч. и по поводу будущих условий работы. Нормативный акт уполномоченного должностного лица необходим и для прекращения трудовых правоотношений, для правового оформления субъективных прав, которые связаны с деятельностью в сфере труда (к примеру, выход на пенсию, отпуск и др.). Особенно тесно проявляется взаимодействие положений трудового и административного права во время регулирования отношений на государственной службе.Наиболее сложным является разграничение административного и финансового, а также земельного права. Структура их соотношения такова, что по факту существенная доля правоотношений, которые относятся к предмету вышеназванных отраслей, подлежат регулированию положениями административного права и характерными ему юридическими средствами.Так, к примеру, финансовое право широко использует метод запретов, который присущ для административно-правового регулирования. Положения, которые регулируют правовой статус финансовых органов, выступают одновременно в качестве положений финансового и административного права. Организация деятельности соответствующих финансовых органов устанавливается административных правом, которое по большей части призвано регулировать отношения управленческого характера в сфере финансов, тогда как финансовое право – сами финансовые правоотношения, которые являются особым видом отношений в экономической сфере. Довольно глубока взаимосвязь административного права с новой отраслью права – таможенным правом. Правовой статус, организация деятельности таможенных органов, ответственность за правонарушения, которые посягают на стабильную деятельность органов таможенной службы, - эти и иные аспекты, которые связаны с таможенной деятельностью, которые регулируются административно-правовыми нормами. Аналогичная взаимосвязь проявляется между административным и таможенным правом.Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что отчетливо отражается многогранная и глубокая связь административного права с большинство отраслей отечественного права. Данная взаимосвязь и переплетение положений разных отраслей права – закономерные явления, которые отражают сложную процедуру образования и функционирования правовой системы РФ, правовых отраслей знаний, в т. ч. и административного права, в новых политических, экономических и социальных условиях.ЗаключениеПереход к рыночным отношениям в экономике повлиял и на сущность административного права. Возникновение многообразия форм собственности потребовало и равной защиты со стороны государства всех ее видов, государственного регулирования новых экономических процессов.Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения (администрация – управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности, и занимается административное право.Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других, прежде всего, по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной властиПредметом административного права являются отношения, возникающие в процессе образования и деятельности органов исполнительной власти, а также отношения между нею и иными субъектами административного права.Главными признаками метода административного правового регулирования являются:а) определение юридического положения сторон;б) определение оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений;в) определение прав и обязанностей субъектов административных правоотношений;г) способы защиты субъектов правоотношений.Еще одной особенностью метода административно-правового регулирования в последнее время становится внедрение в систему администрирования демократических начал. Субъекты и объекты административных правоотношений имеют строго определенные права и обязанности: властвующий не имеет возможности делать все, что ему захочется, ссылаясь при этом на государственное благо; подчиненному в свою очередь не требуется – в силу имеющихся у него прав – беспрекословно подчиняться любому приказу начальника.Исходя из всего ранее сказанного, можно сделать вывод о том, что понимание предмета и метода административного права дает нам представление о сущности и месте административного права в системе юридических отраслей знаний, отражая тенденции его развития в современных российских условиях.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2019)// Российская газета, N 256, 31.12.2001Научная и учебная литература:1. Административное право Российской Федерации (для бакалавров), Учебник : учебник / А.М. Борисов. — Москва : Юстиция, 2019. — 436 с.2. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 -е изд., пересмотр. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. — 576 с.3. Административное право : учебник / М.Б. Смоленский, Э.В. Дригола. — Москва :КноРус, 2017. — 320 с.4. Андреева Л. А., Богданов А. Г. Основные проблемы определения принципов административного права и процесса // Журнал «Вопросы современной юриспруденции». – 2016. -№ 58. – С. 8-95. Воронов А. М., Гоголев А.М. К предмету административного права современной России // Журнал «Финансы: Теория и Практика». – 2017. – С. 166. Макарейко, Н. В. Административное право : учеб.пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 259 с.7. Петрова А. А. Соотношение административного права с другими отраслями права // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 498. Петрыкина Н. И. О некоторых аспектах развития российского административного права на современном этапе // Журнал «Право и управление. XXI век». -2017.-№2. – С. 459. Саидов З. А. О понимании методов административно-правового регулирования экономики // Научный журнал «Закон и право». – 2015. – С. 17210. Севрюгин В.Е., Козлова Л.С., Плесовских В.Д. Административное право Российской Федерации (особенная часть). ТюмГУ, 2016. -420с.11. Сидорова С. А., Буравлев Ю. М. К вопросу о системе административного права // Журнал «Юридическая наука». - № 1. – 2016. – С. 12012. Стахов, А. И. Административное право : учебник и практикум для СПО / А. И. Стахов, П. И. Кононов, Е. В. Гвоздева. — Москва : Издательство Юрайт.- 2018. — 302 с.13. Стащенко С. П. К вопросу о развитии науки административного права // Журнал «Вестник экономической безопасности». – 2017. – С. 6214. Юсупов В. А. О системе административного права // Журнал «Юридическая наука». – 2016. – С. 47
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
Научная и учебная литература:
1. Административное право Российской Федерации (для бакалавров), Учебник : учебник / А.М. Борисов. — Москва : Юстиция, 2019. — 436 с.
2. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 -е изд., пересмотр. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. — 576 с.
3. Административное право : учебник / М.Б. Смоленский, Э.В. Дригола. — Москва : КноРус, 2017. — 320 с.
4. Андреева Л. А., Богданов А. Г. Основные проблемы определения принципов административного права и процесса // Журнал «Вопросы современной юриспруденции». – 2016. -№ 58. – С. 8-9
5. Воронов А. М., Гоголев А.М. К предмету административного права современной России // Журнал «Финансы: Теория и Практика». – 2017. – С. 16
6. Макарейко, Н. В. Административное право : учеб. пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 259 с.
7. Петрова А. А. Соотношение административного права с другими отраслями права // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 49
8. Петрыкина Н. И. О некоторых аспектах развития российского административного права на современном этапе // Журнал «Право и управление. XXI век». -2017.-№2. – С. 45
9. Саидов З. А. О понимании методов административно-правового регулирования экономики // Научный журнал «Закон и право». – 2015. – С. 172
10. Севрюгин В.Е., Козлова Л.С., Плесовских В.Д. Административное право Российской Федерации (особенная часть). ТюмГУ, 2016. -420с.
11. Сидорова С. А., Буравлев Ю. М. К вопросу о системе административного права // Журнал «Юридическая наука». - № 1. – 2016. – С. 120
12. Стахов, А. И. Административное право : учебник и практикум для СПО / А. И. Стахов, П. И. Кононов, Е. В. Гвоздева. — Москва : Издательство Юрайт.- 2018. — 302 с.
13. Стащенко С. П. К вопросу о развитии науки административного права // Журнал «Вестник экономической безопасности». – 2017. – С. 62
14. Юсупов В. А. О системе административного права // Журнал «Юридическая наука». – 2016. – С. 47
Вопрос-ответ:
Что такое административное право?
Административное право - это отрасль права, которая регулирует отношения, связанные с организацией и деятельностью органов государственной власти, а также с правовым статусом должностных лиц, участвующих в указанных отношениях. Оно определяет права и обязанности государственных органов, их компетенцию и порядок принятия решений.
Что является предметом административного права?
Предметом административного права являются конкретные отношения, возникающие в сфере государственной власти и управления. Это может быть, например, отношения, связанные с выдачей и отзывом лицензий, административными наказаниями, а также отношения, возникающие в процессе проведения административных процедур.
Какие методы применяет административное право?
В административном праве применяются различные методы, включая административно-правовые, административно-организационные, информационные, методы контроля и санкций, методы участия граждан. Административно-правовые методы используются для регулирования правоотношений и установления прав и обязанностей сторон в административных делах. Административно-организационные методы направлены на организацию деятельности государственных органов и должностных лиц. Методы контроля и санкций используются для наказания лиц, нарушивших административные правила, а методы участия граждан позволяют обеспечить их активное участие в процессе принятия административных решений.
Какова система административного права?
Система административного права включает в себя несколько подотраслей, таких как административное процессуальное право, административное правонарушение и др. Каждая подотрасль имеет свои особенности и регулирует определенные виды административных отношений. Все эти подотрасли составляют единую систему, которая обеспечивает реализацию административного права в целом.
Что такое административное право?
Административное право - это отрасль права, которая регулирует отношения, возникающие в сфере деятельности государственных органов, их служащих и граждан. Оно определяет правила, которые гарантируют функционирование государственного аппарата и защищают интересы граждан.
Какие методы применяет административное право?
Административное право использует такие методы, как административные меры воздействия, административные наказания, административные процедуры и административные приказы. Эти методы применяются государственными органами для установления порядка и обеспечения соблюдения законов и правил в области административных отношений.
Какова система административного права?
Система административного права включает в себя нормативные акты, которые устанавливают правила и процедуры деятельности органов государственной власти. Кроме того, она включает в себя источники права, такие как Конституция РФ, федеральные законы, указы и постановления президента, нормативные акты министерств и других государственных органов.
Каковы основные принципы административного права?
Основными принципами административного права являются принцип законности, принцип разумности, принцип верховенства права, принцип гласности и принцип справедливости. Эти принципы гарантируют соблюдение прав и свобод граждан, обеспечивают эффективность и гарантируют ответственность государственных органов в исполнении своих функций.