- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Подходы к рассмотрению структуры личности 5
Глава 2. Темперамент как психическое свойство личности 12
2.1. Понятие темперамента 12
2.2. Типы темперамента 13
2.3. Свойства нервной системы, оказывающие влияние на темперамент 15
Глава 3. Характер как психическое свойство личности 20
3.1. Понятие характера 20
3.2. Типологии характера 22
3.3. Формирование характера 23
3.4. Исследования взаимосвязи характера и темперамента 26
Заключение 32
Библиографический список 33
Фрагмент для ознакомления
Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться и видоизменятся. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которое вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающихся их решение, преодолевающие все стоящие на своем пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль над выполнением намеченного. Поэтому, мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируются в деятельности.жении всей его жизнедеятельности. Особое внимание в этом уделяется первичным контактам ребенка с новыми для себя социальными группами в кризисные периоды.Таким образом, характер рассматривается как вся совокупность свойств и характеристик личности, которые определяют его отношение к окружающей действительности. Характер начинает формироваться через взаимодействие с людьми, именно поэтому большое влияние здесь уделяется детскому саду и начальным классам в школе. Именно в этот период ребенок начинает взаимодействовать с окружающими и проявлять свое отношение к ним. во многом заставляет человека поступать определенным образом. При этом она показывает отношение человека абсолютно ко всем объектам окружающей действительности.3.4. Исследования взаимосвязи характера и темпераментаО том, как взаимосвязаны характер и темперамент спорили многие авторы. Если обобщить их опыт и попытаться систематизировать их высказывания, то можно выделить 4 группы суждений:1. Характер и темперамент тождественны (сюда относится теория Кречмера).Так, Кречмер рассматривает темперамент и характер как одинаковые структуры. Его типология характера равна типологии темперамента. Как было рассмотрено ранее характер человека зависит от его строения тела, соотношения конечностей и т.д. В дальнейшем Кречмер выделил семь темпераментов, соотнесенных с тремя основными группами[6]:1. Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный);2. Шизотимический, на основе лептомсомной конституции (а: гиперестетический, б: собственно шизотимический, в: анестетический);3. Вязкий темперамент, на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям.В качестве основных свойств темперамента Кречмер рассматривал чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности, психомоторику, индивидуальные особенности которых в конечном счете обусловлены химизмом крови.Сейчас же характер рассматривается как продукт общественных отношений, которые формируют человека на протяжении всей его жизнедеятельности. Особое внимание в этом уделяется первичным контактам ребенка с новыми для себя социальными группами в кризисные периоды.2. Характер противопоставлен темпераменту (П. Викторов). Согласно взгляду Викторова темперамент врожден и является первичной реакцией человека, характер же основывается на опыте и по отношению к темпераменту вторичен. Так как вторичные реакции являются наиболее подходящими и востребованными в жизни индивида, они подавляют проявления первичных, тем самым характер и темперамент противопоставляются друг другу.По мнению авторов рассматриваемого подхода, темперамент основывается на генетических, врожденных задатках, которые можно проследить в первичных реакциях человека на воздействие из окружающей среды. Характер в данном случае рассматривается как производная всех социальных воздействий на индивида в процессе социализации как приобретенные реакции на общество. Причем, между этими двумя реакциями происходит противостояние и борьба за свою большую роль в данном действии. В большинстве случаев именно характер тормозит темперамент. Так как человек в первую очередь является общественным существом, которое должно жить по законам социума и отходить от врожденных мотивов и реакций. Все развитие и индивидуализацию личности можно рассмотреть как постоянную борьбу характера и темперамента. Так, в человеке постоянно борются животные мотивы и социальные. Личность человека зачастую выглядит раздвоенной, так как в той или иной ситуации может победить любое из проявлений. Именно поэтому часто о человеке начинают говорить как о совершенно незнакомым, когда у него побеждает темперамент. Темперамент связывается с сочетанием свойств характера, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт[3].3.Темперамент как составная часть характера (М. Рубинштейн). Рубинштейн понимал темперамент как неизменную часть постоянно трансформирующегося характера. Далее рассмотрим теорию черт, которая напрямую показывает темперамент как совокупность характерных особенностей[21].Так как характер и темперамент в своей взаимосвязи определяет поведение личности, то здесь следует рассмотреть то, как именно проявляется характер и темперамент в поведении. Для этого многими учеными разрабатывается теория черт, которая и рассматривает проявления темперамент и характера в повседневной деятельности. Теоретики единогласны в том, что человеческое поведение и личность могут быть ориентированы иерархически. Айзенк предполагает, что на низшем и простейшем уровне поведение может рассматриваться как набор специфических реакций. При всем при этом некоторые из этих реакций тесно связаны друг с другом и формируют более общие привычки. Какие-либо из привычек могут проявляться совместно, формируя черты. Например, индивиды, которые предпочитают общаться с людьми, нежели читать книги, обычно получают удовольствие от пребывания в оживленной компании, а так же, данные привычки группируются вместе в рамках такой черты, как общительность.На более высоком уровне организации различные черты сами могут сочетаться друг с другом и формировать то, что Айзенк обозначил как вторичные факторы - факторы более высокого порядка, или супер факторы.Все существующие на данный момент теории черт доносят нам то, что человеку свойственны обобщенные предрасположенности реагировать определенным образом и об том, что личность человека есть иерархическая организация.Г. Олпорт и Р. Кэттэл по праву могут считаться одними из самых представительных теоретиков в области психологии черт. В то же время они сами значительно отличаются друг от друга своими подходами к исследованиям и своими взглядами в данной области вопроса.4. Темперамент – основа характера (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.). Выготский проявлениями темперамента считал наследственные реакции, телосложение, инстинкты, эмоции. А характер, согласно его теории, является результатом воспитания.Рубинштейн же подчеркивал динамические характеристики темперамента: импульсивность, темп, сила, устойчивость, на основе которых, формируются те или иные черты характера.В отечественной психологии сложилось мнение о том, что темперамент и характер очень близки, поскольку особенности темперамента в той или иной форме отражаются на характере человека. Это связанно с тем, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Поэтому большинство известных исследователей придерживаются мнения, что характер развивается на основе темперамента.Зачастую, общаясь с людьми, можно услышать такие фразы как «У него сложныйСейчас же характер рассматривается как продукт общественных отношений, которые формируют человека на протяжении всей его жизнедеятельности. Особое внимание в этом уделяется первичным контактам ребенка с новыми для себя социальными группами в кризисные периоды.Следует заметить, что и характер, и темперамент во многом зависят от некоторых биологических составляющих. Но здесь имеются некоторые отличительные особенности. Так, темперамент имеет непосредственную зависимость от свойств нервной системы и задается ребенку уже при рождении. А характер в свою очередь формируется и преобразуется всю жизнь человека. Так, например, некоторые черты характера могут с большей развиться только у человека с определенным типом темперамента, но это не значит что при правильном воздействии обучения и воспитания невозможно сделать ключевыми те характеристики, которые совсем не свойственны данному типу темперамента[12]. Таким образом, темперамент не предопределяет характер, а выступает как динамическое представление характера, которая показывает эмоциональность и скорость протекания психических процессов у индивида. Интересным является еще и тот факт, что характер в свою очередь тоже оказывает влияние на темперамент. Так частое пребывание в подавленном состоянии может сильную нервную систему сделать слабой и наоборот.Зачастую, общаясь с людьми, можно услышать такие фразы как «У него сложныйТаким образом, и темперамент, и характер (в разной степени) претерпевают изменения на протяжении всей жизни. И один и тот же тип темперамента способен привести к отличным чертам характера. Так, «меланхолик» может обладать сильным характером, а «сангвиник» оказаться слабохарактерным и нерешительным.Характер и темперамент органически взаимосвязаны друг с другом и оказывают взаимное влияние, выражаясь в неповторимости каждого человека. Следует четко понимать, что темперамент не синоним характера. Он не определяет предел возможностей человека, не влияет на его мировоззрение, убеждения, взгляды, ценности, но относится к динамической стороне деятельности. С содержательной же стороной личности связан характер[22].Зачастую, общаясь с людьми, можно услышать такие фразы как «У него сложныйВ отечественной психологии сложилось мнение о том, что темперамент и характер очень близки, поскольку особенности темперамента в той или иной форме отражаются на характере человека. Это связанно с тем, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Поэтому большинство известных исследователей придерживаются мнения, что характер развивается на основе темперамента.Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакций и т.д. вместе с тем необходимо отдавать себе отчет в том что темперамент не предопределяет характер человека. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Каждый человек формируется под воздействием множества факторов, которые даже у близнецов проявляются по-разному именно поэтому зачастую отнесение человека к той или иной классификации достаточно условно. Очень часто человек действует абсолютно по-разному в зависимости от ситуации и соответственно проявление тех или иных качеств будет различаться. Очень часто качественно.Итак, характер и темперамент могут находиться в разных позициях по отношению друг к другу. Для некоторых авторов эти категории выступают синонимичными, для других наоборот определяют совершенно противоположные проявления человека. Но при этом всем разнообразии и темперамент и характер рассматривается в неразрывной зависимости друг от друга.Вывод:Большинство ученых рассматривает взаимосвязь темперамента и характера. Так, некоторые считают эти слова синонимами, другие как характеристики и т.д. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: характер и темперамент взаимосвязаны.ЗаключениеКаждый человек имеет свои особенности, которые проявляются у него при взаимодействии с другими людьми, предметами окружающего мира или самим собой. Так, по мнению ученых, на поведение человека в обществе огромное влияние оказывает его характер и темперамент, которые формируются в процессе жизнедеятельности.Между многими учеными столетиями идет спор о том, как именно формируется характер, какие факторы и в каком соотношении на него влияют. Так были разработаны различные теории, которые были призваны облегчить или упростить процесс анализа личности. Но так как невозможно разделить личность на множество характеристик, которые объективно позволили бы максимально изучить всю личность.Древние ученые рассматривали характер и темперамент как обусловленные биологическими, наследственными факторами. Социальное здесь абсолютно не рассматривается, так как невозможно социуму повлиять на нервную систему, строение тела и т.д.Сейчас же характер рассматривается как продукт общественных отношений, которые формируют человека на протяжении всей его жизнедеятельности. Особое внимание в этом уделяется первичным контактам ребенка с новыми для себя социальными группами в кризисные периоды.Во многих работа темперамент и характер соотносятся руг с другом как синонимы, определяющие одно и тоже проявление человека. В других работах темперамент выступает как изменяющаяся, динамичная сторона характера. Но при этом большинство авторов указывает на темперамент как врожденное свойства, а характер как социальное явление.Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены.Библиографический список1.Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990. - с. 3632.Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий : от темперамента – к характеру и типологии личности – Москва : Владос, 2001. – 336 с.3.Белоус, В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие– Пятигорск, 1990. – 119 с.4.Бодалев Н. Д. Психология характера. – М, 1969. – С. 11-245.Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998 – 300 с.6.Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. – Москва, 1982. – С. 219–2477.Крылова А. А. Психология. – Москва, 1989.8.Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 232 с9.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. – Т. 1. – 385 с.10.Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения: В 3 т. – Т. I. – М., 1985. – 387 с.11.Макиаков А. Г. Общая психология. – Санкт - Петербург, 2005. – 592 с.12.Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990. – С. 3-26.13.Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. Ä.Ä. Бодалева. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.14.Небылицин В. Д. Проблемы психологии индивидуальности. - Москва – Воронеж, 2000. – 688 с.15.Немов Р. С. Психология. – Москва, 2003.16.Норакидзе В. Г. Методы исследования характера. – Тбилиси,1989. – 243 с.17.Обозов Н. Н. Типы личности, темперамент и характер. – СБб., 1995. – 37 с.18.Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – Москва, 1984. – 176 с.19.Рогов Е. И. Общая психология. – Москва, 1995. – 448 с.20.Романова В. Я., Гиппенрейдера Ю. Б. Психология индивидуальных различий. Тексты. – Москва. Издательство МГУ, 1982. – 459 с.21.Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2Т-Т2-М., 198922.Самарин Ю. А. К вопросу о соотношении темперамента и характера. Вопросы психологии личности. // Под редакцией Е. И. Игнатьевой. – Москва, 1960.23.Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. –Москва, 1984.24.Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии. - Москва, 2000.25.Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 26.Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции. — Москва : Наука, 1991. — 455 с.
Библиографический список
1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990. - с. 363
2. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий : от темперамента – к характеру и типологии личности – Москва : Владос, 2001. – 336 с.
3. Белоус, В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие– Пятигорск, 1990. – 119 с.
4. Бодалев Н. Д. Психология характера. – М, 1969. – С. 11-24
5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998 – 300 с.
6. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. – Москва, 1982. – С. 219–247
7. Крылова А. А. Психология. – Москва, 1989.
8. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 232 с
9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. – Т. 1. – 385 с.
10. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения: В 3 т. – Т. I. – М., 1985. – 387 с.
11. Макиаков А. Г. Общая психология. – Санкт - Петербург, 2005. – 592 с.
12. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990. – С. 3-26.
13. Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. Ä.Ä. Бодалева. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.
14. Небылицин В. Д. Проблемы психологии индивидуальности. - Москва – Воронеж, 2000. – 688 с.
15. Немов Р. С. Психология. – Москва, 2003.
16. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера. – Тбилиси,1989. – 243 с.
17. Обозов Н. Н. Типы личности, темперамент и характер. – СБб., 1995. – 37 с.
18. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – Москва, 1984. – 176 с.
19. Рогов Е. И. Общая психология. – Москва, 1995. – 448 с.
20. Романова В. Я., Гиппенрейдера Ю. Б. Психология индивидуальных различий. Тексты. – Москва. Издательство МГУ, 1982. – 459 с.
21. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2Т-Т2-М., 1989
22. Самарин Ю. А. К вопросу о соотношении темперамента и характера. Вопросы психологии личности. // Под редакцией Е. И. Игнатьевой. – Москва, 1960.
23. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. –Москва, 1984.
24. Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии. - Москва, 2000.
25. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
26. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции. — Москва : Наука, 1991. — 455 с.
Вопрос-ответ:
Какова взаимосвязь между темпераментом и характером у человека?
Темперамент и характер у человека имеют глубокую взаимосвязь. Темперамент представляет собой особенности нервной системы, которые влияют на эмоциональную и физическую реакцию человека на окружающую среду. Характер, с другой стороны, формируется через опыт и включает в себя набор ценностей, привычек и поведенческих моделей. Таким образом, темперамент обуславливает тенденции, склонности и предрасположенности, а характер определяет конкретное поведение человека.
Что такое темперамент?
Темперамент - это психическое свойство личности, которое определяет особенности реакции на внешние стимулы. Он связан с функционированием нервной системы и включает в себя такие аспекты как эмоциональная возбудимость, активность, ритмичность и устойчивость. Темперамент представляет собой биологическую основу психической деятельности, которая влияет на поведение и взаимодействие с окружающим миром.
Какие типы темперамента существуют?
Существуют различные типы темперамента, такие как сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Сангвиник характеризуется высокой эмоциональной возбудимостью, активностью и общительностью. Холерики имеют высокую активность, но низкую эмоциональную возбудимость, они энергичны и решительны. Меланхолики склонны к интроверсии, чувствительны и тревожны. Флегматики характеризуются низкой активностью и эмоциональной возбудимостью, они спокойны и сдержанны.
Что такое характер и как он формируется?
Характер - это психическое свойство личности, которое включает в себя определенные ценности, привычки и поведенческие модели. Он формируется через опыт и взаимодействие с окружающей средой. Важную роль в формировании характера играют воспитание, образование, общение и жизненные ситуации. Характер представляет собой набор стабильных характеристик личности, которые определяют ее поведение и взаимоотношения с другими людьми.
Какова взаимосвязь между темпераментом и характером у человека?
Взаимосвязь между темпераментом и характером у человека заключается в том, что темперамент определяет базовые черты личности, такие как эмоциональная реактивность, активность и уравновешенность, а характер формируется под влиянием воспитания, обучения и опыта, и отражает индивидуальные особенности моральных и нравственных качеств человека.
Какие подходы к рассмотрению структуры личности существуют?
Существует несколько подходов к рассмотрению структуры личности, включая теорию психической структуры З.Фрейда, теорию типологий личности К.Йунга, а также теории личностных факторов и трехфакторную модель темперамента.
Что такое темперамент?
Темперамент - это психическое свойство личности, определяющее особенности эмоциональной реактивности, активности и уравновешенности человека. Он обусловлен свойствами нервной системы и наследственностью, и отражает индивидуальные особенности восприятия и обработки информации.
Какие существуют типы темперамента?
Существуют различные типологии темперамента, одна из наиболее известных - это типология Гиппократа, включающая холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов, каждый из которых характеризуется определенными чертами темперамента, такими как активность, эмоциональность и уравновешенность.
Как формируется характер?
Характер формируется под влиянием воспитания, обучения и опыта. В процессе взаимодействия с окружающей средой, человек развивает свои моральные и нравственные убеждения, приобретает определенные навыки и образцы поведения, которые становятся основой его характера.
Какую роль играет темперамент в формировании характера у человека?
Темперамент является одним из фундаментальных элементов личности, который оказывает влияние на формирование характера у человека. Он определяет индивидуальную реакцию на окружающую среду, включая эмоциональные, мотивационные и поведенческие аспекты. Таким образом, темперамент создает основу, на которой строится характер.
Какие типы темперамента выделяются?
Существуют различные подходы к классификации типов темперамента, но наиболее известной является классификация Гиппократа. Он выделял четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Сангвиники отличаются активностью, общительностью и оптимизмом, флегматики - спокойствием, уравновешенностью и инертностью, холерики - энергичностью, решительностью и легкой возбудимостью, а меланхолики - погруженностью в себя, чувствительностью и склонностью к меланхолии.