Дидакт-е игры как средство развития правильного звукопроизн. у детей среднего дошк. возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 29 29 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 25.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическое обоснование использование дидактических игр как средство развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста 6
1.1. Развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста 6
1.1.1. Понятие звукопроизношения 6
1.1.2. Возрастные особенности звукопроизношения 9
1.1.3. Основные трудности в развитии правильного звукопроизношения 12
1.1.4. Основные средства развития правильного звукопроизношения 15
1.2. Использования дидактических игр как средство развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста 15
1.2.1. Понятие о дидактических играх 17
1.2.2. Роль использования дидактических игр как средство развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста 23
1.2.3. Содержание и методы работы дидактических игр, направленные на развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста 24
1.3. Условия эффективного использования дидактических игр как средство развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Фрагмент для ознакомления

Разнообразие игровых ситуаций и действий дает возможность неоднократного закрепления определенного речевого навыка. В предлагаемых играх и упражнениях лишь закрепляются навыки словоизменения и словообразования. Именно в игре могут быть допустимы не принятые в русском языке некоторые грамматические формы отдельных слов, что способствует не только развитию чувства юмора, но и «чувства языка» у дошкольников. Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. Необходимым условием для формирования звучащей речи являются ее составные компоненты: речевой слух и речевое дыхание. Решая задачи воспитания звуковой культуры речи, как никогда часто следует обращаться к многократным повторениям. Именно поэтому для педагога важно владеть достаточным количеством приемов, способных максимально разнообразить эти повторения. Среди задач воспитания звуковой культуры речи выделяются такие, как формирование правильного произношения звуков, выработка дикции, работа над фонетическим ударением, выработка орфографически правильной речи, формирование темпа речи и качеств голоса и др.В качестве условий, оказывающих положительное влияние на процесс формирования социально-личностной готовности к школьному обучению детей седьмого года жизни, следующие:- компетентность педагогического персонала в вопросах образовательного процесса, направленного на формирование социально-личностной готовности к школьному обучению, позволяющую осуществить выбор наиболее подходящих форм и методов работы; -создание в соответствии с ФГОС ДО благоприятных условий для воспитания, развития и обучения детей в подготовительных к школе группах; - учет индивидуальных и возрастных особенностей детей с целью определения наиболее эффективных методов воспитательно-образовательного воздействия, направленного на формирование социально-личностной готовности к школьному обучению детей седьмого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данной курсовой работы было изучение дидактических игр как средства развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста. Средний дошкольный возраст является основным периодом, когда ребенок активно усваивает разговорный язык, у него происходит становление и развитие всех сторон речи.Потребность общения человека с окружающими его людьми является важной причиной развития речи детей. Для того что бы речь была внятна, понятна и интересна другим нужно проводить разнообразные дидактические игры, чтобы ребята были заинтересованы в игровой деятельности.В игровой деятельности происходит достаточно хорошее развитие речи ребенка. Различные дидактические игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, значимые нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, обогащая тем самым эмоциональную сферу дошкольника. В играх дети учатся правильно общаться со сверстниками, узнают новые слова, учатся правильно строить предложения.Таким образом, игровая деятельность является неотъемлемой частью жизни детей. Поэтому главным в этом является участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать им. Необходимо учитывать, что игра является ведущим видом деятельности ребят дошкольного возраста. Учитывая данный факт, воспитатели, деятельность которых заключается не в развлечении детей, а в их развитии, обучении и воспитании, должны применять игровые формы в педагогических целях, в частности для развития интеллектуальных и познавательных способностей детей, позволяющих им гармонично продолжить обучение на дальнейших ступенях образования.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлдошина Е.В., Цапина О.В. Работа воспитателя по развитию грамматически правильной речи у дошкольников//В сборнике: Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития Материалы III Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Долгова.- 2017. -С. 12-14.Аймуханова А.Р.Средства развития речи детей дошкольного возраста//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -№ 21-2.-2011. -С. 28-33.Баранова Г.А., Куприянова О.В. Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста//Педагогический калейдоскоп. -№2.-2018. –С.159-163.Блинская Е.М., Фалунина Е.В. Роль дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников// Сборник научных трудов I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под. общ. ред. Т.И. Никифоровой., Т.И. Гризик., Л.А. Григорович – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс., 2015. – С.86-89.Булякова Т. , Акпынар Л.Э. «Дидактическая игра» -основа фантазии и воображения//Новая наука: Опыт, традиции, инновации. -Т. 2. № 4.-2017. -С. 11-14.Видонова А.С., Артемьева Т.П. Закономерности формирования звукопроизношения у детей с нормой//В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. -2014.- С. 189-191.Выготский, Л. С. Экспериментальное исследование воспитания новых речевых рефлексов по способу связывания с комплексами (логической памяти) / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 119-125.Гребцова О.В. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников//В сборнике: Развитие современного образования: от теории к практике Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции.- 2018. -С. 79-80.Джегистаева Л.И. Роль дидактических игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения//Известия Чеченского государственного педагогического университета.- №1. 2018. –С.176-180.Дуракова В.В. Роль дидактических в развитии дошкольника//В сборнике: Слагаемые педагогической практики Материалы III Международной научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. -2017.- С. 87-89.Жажева Д.Д., Жажева С.А. Формирование лингвистической компетенции на основе использования дидактической игры//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -№ 4 (129). -2013. -С. 99-108.Забродоцкая О.Д. Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста//Актуальные вопросы современной науки. -№ 12.-2010.- С. 180-193.Иванова В.А., Карих В.В. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей среднего дошкольного возраста//Научные исследования: от теории к практике. -№ 2-1 (8). -2016.-С. 173-175.Казгунова А.С. Развитие речи дошкольников//Ученые записки.-№3.-2017. –С.188-191.Керейтова Ю.Д., Пирожкова Т.А. Роль дидактических игр в развитии дошкольника//Развитие современного образования: теория, методика и практика. -№ 4 (6). -2015. -С. 267-268.Козлова Ю.Г. Закономерности развития звукопроизношения в норме//Современные тенденции развития науки и технологий. -№ 4-11.-2016.- С. 54-56.Кулипанова М.В., Гамова Е.Н., Радюкова И.А. Роль дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста//Современные тенденции развития науки и технологий.-№ 8-10.-2015.- С. 71-74.Левина Л.Э. Обучение и воспитание дошкольников посредством дидактической игры//Теоретические и прикладные аспекты современной науки. -№ 9-5. -2015.- С. 73-76.Мелюханова Е.Е. Рекомендации родителям по коррекции неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста//Международный научный журнал «Инновационная наука».- №9.- 2017. –С.60-62.Мещерякова Е.Н. Роль дидактических игр в речевом развитии дошкольников//В сборнике: Образовательный потенциал. Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития. -2017. - С. 162-164.Никулина М.И., Доценко Л.И. Роль дидактических игр в развитииумственных способностей дошкольников// В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2018.- С. 76-79.Петрова Т.В., Суслова Л.В. Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении и активизации словаря дошкольников//В сборнике: В мире научных открытий Материалы XIX Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Центр научной мысли. -2016.- С. 76-79.Подхалюзина Л.И. Об особенностях становления звукопроизношения у детей дошкольного возраста//Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. .- № 3. - 2017С. -445-452.Привадо А.Н. Дидактические игры как методы словарной работы в дошкольном возрасте//В сборнике: В мире научных открытий Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли, научный редактор И.А. Рудакова.- 2014.- С. 86-89.Саввонова О.А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников//Приоритетные научные направления: от теории к практике. -№ 25-1. -2016.- С. 39-43.Сафина С.Р. Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений//В сборнике: В сборнике: Педагогический практикум материалы IV Международной учебно-методической конференции. 2017. С. 278-280. Сегидина О.Ю. Сформированный фонематический слух-залог правильного звукопроизношения//В сборнике: Педагогический практикум материалы IV Международной учебно-методической конференции. -2017.- С. 278-280.Склярова И.В., Диль-Илларионова Т.В. К вопросу о формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников// Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова.- 2017.- С.158-161.Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. — М .: НОРУС, 2016. — 280 с.Тигунцева Т.С. Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста//Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития.- № 2 (9).- 2016.- С. 77-79. Тимохина Т.Ю. Развитие произношения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством педагогической поддержки//Проблемы современной науки и образования. 2018. № 8 (128). С. 79-81.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки от 17октября 2013г. №1155. [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/6261. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. – М.: Учпедгиз, 1960. – 327 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алдошина Е.В., Цапина О.В. Работа воспитателя по развитию грамматически правильной речи у дошкольников// В сборнике: Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития Материалы III Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Долгова.- 2017. -С. 12-14.
2. Аймуханова А.Р.Средства развития речи детей дошкольного возраста// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -№ 21-2.- 2011. -С. 28-33.
3. Баранова Г.А., Куприянова О.В. Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста//Педагогический калейдоскоп. -№2.-2018. –С.159-163.
4. Блинская Е.М., Фалунина Е.В. Роль дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников// Сборник научных трудов I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под. общ. ред. Т.И. Никифоровой., Т.И. Гризик., Л.А. Григорович – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс., 2015. – С.86-89.
5. Булякова Т. , Акпынар Л.Э. «Дидактическая игра» -основа фантазии и воображения//Новая наука: Опыт, традиции, инновации. -Т. 2. № 4.- 2017. -С. 11-14.
6. Видонова А.С., Артемьева Т.П. Закономерности формирования звукопроизношения у детей с нормой// В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. -2014.- С. 189-191.
7. Выготский, Л. С. Экспериментальное исследование воспитания новых речевых рефлексов по способу связывания с комплексами (логической памяти) / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 119-125.
8. Гребцова О.В. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников// В сборнике: Развитие современного образования: от теории к практике Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции.- 2018. -С. 79-80.
9. Джегистаева Л.И. Роль дидактических игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения//Известия Чеченского государственного педагогического университета.- №1. 2018. –С.176-180.
10. Дуракова В.В. Роль дидактических в развитии дошкольника// В сборнике: Слагаемые педагогической практики Материалы III Международной научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. -2017.- С. 87-89.
11. Жажева Д.Д., Жажева С.А. Формирование лингвистической компетенции на основе использования дидактической игры// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -№ 4 (129). -2013. -С. 99-108.
12. Забродоцкая О.Д. Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста// Актуальные вопросы современной науки. -№ 12.- 2010.- С. 180-193.
13. Иванова В.А., Карих В.В. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей среднего дошкольного возраста// Научные исследования: от теории к практике. -№ 2-1 (8). -2016. -С. 173-175.
14. Казгунова А.С. Развитие речи дошкольников//Ученые записки.-№3.-2017. –С.188-191.
15. Керейтова Ю.Д., Пирожкова Т.А. Роль дидактических игр в развитии дошкольника// Развитие современного образования: теория, методика и практика. -№ 4 (6). -2015. -С. 267-268.
16. Козлова Ю.Г. Закономерности развития звукопроизношения в норме// Современные тенденции развития науки и технологий. -№ 4-11.- 2016.- С. 54-56.
17. Кулипанова М.В., Гамова Е.Н., Радюкова И.А. Роль дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста// Современные тенденции развития науки и технологий.- № 8-10.- 2015.- С. 71-74.
18. Левина Л.Э. Обучение и воспитание дошкольников посредством дидактической игры// Теоретические и прикладные аспекты современной науки. -№ 9-5. -2015.- С. 73-76.
19. Мелюханова Е.Е. Рекомендации родителям по коррекции неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста//Международный научный журнал «Инновационная наука».- №9.- 2017. –С.60-62.
20. Мещерякова Е.Н. Роль дидактических игр в речевом развитии дошкольников// В сборнике: Образовательный потенциал. Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития. -2017. - С. 162-164.
21. Никулина М.И., Доценко Л.И. Роль дидактических игр в развитии умственных способностей дошкольников// В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2018.- С. 76-79.
22. Петрова Т.В., Суслова Л.В. Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении и активизации словаря дошкольников// В сборнике: В мире научных открытий Материалы XIX Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Центр научной мысли. -2016.- С. 76-79.
23. Подхалюзина Л.И. Об особенностях становления звукопроизношения у детей дошкольного возраста// Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. .- № 3. - 2017С. -445-452.
24. Привадо А.Н. Дидактические игры как методы словарной работы в дошкольном возрасте// В сборнике: В мире научных открытий Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли, научный редактор И.А. Рудакова.- 2014.- С. 86-89.
25. Саввонова О.А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников// Приоритетные научные направления: от теории к практике. -№ 25-1. -2016.- С. 39-43.
26. Сафина С.Р. Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений// В сборнике: В сборнике: Педагогический практикум материалы IV Международной учебно-методической конференции. 2017. С. 278-280.
27. Сегидина О.Ю. Сформированный фонематический слух-залог правильного звукопроизношения// В сборнике: Педагогический практикум материалы IV Международной учебно-методической конференции. -2017.- С. 278-280.
28. Склярова И.В., Диль-Илларионова Т.В. К вопросу о формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников// Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова.- 2017.- С.158-161.
29. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. — М .: НОРУС, 2016. — 280 с.
30. Тигунцева Т.С. Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития.- № 2 (9).- 2016.- С. 77-79.
31. Тимохина Т.Ю. Развитие произношения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством педагогической поддержки// Проблемы современной науки и образования. 2018. № 8 (128). С. 79-81.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки от 17октября 2013г. №1155. [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/6261.
33. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. – М.: Учпедгиз, 1960. – 327 с.

Вопрос-ответ:

Какие игры можно использовать для развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста?

Для развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста можно использовать различные игры. Например, игры-загадки, где ребенку предлагается угадать слово, начинающееся на определенный звук. Также можно проводить игры-тренировки, в которых ребенок повторяет и тренирует произношение отдельных звуков и слов. Еще один вариант - игры-повторения, в которых ребенок слушает и повторяет слова с правильным произношением.

Какие возрастные особенности в звукопроизношении у детей среднего дошкольного возраста?

У детей среднего дошкольного возраста есть свои особенности в звукопроизношении. Например, в этом возрасте дети могут испытывать трудности с произношением некоторых звуков, таких как "р", "л", "ш", "ч". Также дети могут путать звуки, например, произносить "т" вместо "к" и наоборот. Эти особенности связаны с развитием артикуляционного аппарата и моторики речи у детей этого возраста.

Какие игры помогают преодолевать основные трудности в развитии правильного звукопроизношения?

Для преодоления основных трудностей в развитии правильного звукопроизношения у детей можно использовать различные игры. Например, игры, направленные на тренировку артикуляционного аппарата, такие как шептание, дуновение, напускание шариков и т.д. Также полезно проводить игры, в которых ребенку предлагается правильно повторять и произносить звуки и слова с трудностями.

В чем заключается понятие звукопроизношения?

Понятие звукопроизношения означает способность правильно произносить звуки и слова. Это важный аспект развития речи у детей. Чтобы иметь хорошее звукопроизношение, необходимо правильно использовать артикуляционные органы (язык, губы, зубы и т.д.) и уметь сформировать нужный звук.

Как развивать правильное звукопроизношение у детей среднего дошкольного возраста?

Для развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста можно использовать различные дидактические игры. Они помогают детям улучшить артикуляцию звуков и правильно произносить слова. Например, можно играть в игру "Угадай звук", где ребенок должен угадать звук по описанию или по картинке. Также полезно использование игр, направленных на развитие слухового восприятия и слухового анализа, таких как "Слушай и повторяй".

Какие возрастные особенности звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста?

Возрастные особенности звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста включают неразвитость артикуляционного аппарата, недостаточную владение артикуляционным аппаратом, недостаточное контрольное воздействие на артикуляцию, а также ограниченный запас звукового материала. Они могут проявляться в неправильном произношении звуков и замене одних звуков другими.

Какие трудности возникают при развитии правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста?

Основными трудностями при развитии правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста являются неразвитость органов артикуляции, недостаточная владение артикуляционным аппаратом, недостаточный слуховой анализ и неконтролируемость артикуляционных движений. Это может приводить к неправильному произношению звуков, замене звуков или искажению звуковых образов.

Какие дидактические игры могут помочь развитию правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста?

Для развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста можно использовать различные дидактические игры, такие как "Угадай звук", "Слушай и повторяй", "Составь слова", "Найди слова с заданным звуком" и другие. Эти игры помогают детям улучшить артикуляцию звуков и правильно произносить слова.

Какую роль игры играют в развитии правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста?

Игры являются дидактическим средством развития правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста. Они способствуют формированию навыков правильного произношения звуков, развитию артикуляционной и слуховой активности ребенка. Через игру дети учатся различать и воспроизводить звуки, практикуются в произношении сложных звукосочетаний, осваивают основы фонетической стороны речи.

Какие возрастные особенности звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста?

У детей среднего дошкольного возраста происходит активное развитие физиологических и психологических процессов, связанных с формированием звукопроизношения. В этом возрасте у детей еще могут сохраняться некоторые дефекты звукопроизношения, свойственные раннему возрасту. Например, они могут допускать замены, искажения или опускать некоторые звуки. Однако большинство детей находятся на этапе активного формирования звукопроизношения и способны корректировать неправильное произношение под воздействием специальных дидактических игр.

Какие основные трудности могут возникать в развитии правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста?

У детей среднего дошкольного возраста может возникать ряд трудностей в развитии правильного звукопроизношения. Некоторые из них связаны с физиологическими особенностями развития речевого аппарата, например, недостаточной развитостью артикуляционных органов. Другие трудности могут быть связаны с недостаточным контролем над своим произношением, неправильными привычками при речи или отсутствием достаточной практики и повторений. Дидактические игры помогают преодолеть эти трудности и сформировать правильное звукопроизношение.

Какие проблемы могут возникать в развитии правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста?

Основные трудности в развитии правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста могут включать замещение звуков, искажение звуков и пропуск звуков в словах. Также возможны проблемы с артикуляцией и дикцией.