Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста при помощи техники оригами

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 65 65 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 23.06.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты оригами как средства развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 5
1.1.Понятие мелкой моторики и графо-моторных навыков 5
1.2.Причины нарушения мелкой моторики у детей дошкольного возраста 16
1.3.Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 20
Глава 2. Экспериментальное исследование использования оригами как средства развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 34
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 34
2.2. Методика констатирующего эксперимента 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 42
2.2. Теоретическое и методическое обоснование Программы использования оригами в процессе развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 42
3.2. Занятия оригами в экспериментальной группе дошкольников 49
3.3. Определение эффективности коррекционной работы 52
ВыводЫ по 3 главе 58
Заключение 60
Список литературы 61
Приложение 65

Фрагмент для ознакомления

Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.Следует начать с того, что менталитет советского человек весьма специфический. Люди долгие годы жили в режиме плановой экономики. Человеку мало что фактически приходилось решать самостоятельно в плане организации финансов. Окончил школу, отучился в ВУЗе, устроился на работу, а как же иначе – в противном случае ты бездельник, а их не любили, так еще и наказывали. Так вот устроился человек на работу и честно трудится на благо отечества. А уж ощущения этого блага в людях поддерживали на должном уровне. Для этого существовала целая система организаций от пионерии до комсомола и партии. Так что чувство единения со своим народом и родиной советскому человеку было обеспечено с малых лет.Если говорить о финансовой стороне жизни советского человека, то самыми важными денежными вопросами, которые он решал, были вставать или не вставать в очередь на покупку автомобиля, а у хозяек как рационально распределить семейный бюджет.3.3. Определение эффективности коррекционной работыНа формирующем этапе исследования с детьми были проведены занятия направленные на формирование мелкой моторики. Далее было проведено повторное исследование детей контрольной и экспериментальной группы. Представим результаты, полученные на третьем этапе исследования в контрольной и экспериментальной группах.Таблица 4 - Результаты развития мелкой моторики у детей экспериментальной группы на третьем этапе исследования1234512121 2221212312221421122522222612212722121821221912221101111211112121222221131222214222211511112161211117221111822222191112220 12112Ср.зн1,51,61,61,551,6Рисунок 4 - Развитие мелкой моторики у детей экспериментальной группы на третьем этапе исследованияИтак, по всем методикам в экспериментальной группе получены высокие и средние значения. Дети выполняют задания самостоятельно под речевое сопровождение взрослого, движения ритмичные. Застегивание и расстегивание пуговиц происходит уверено, графо-моторные навыки также развиты хорошо, они умеют проводить горизонтальные и вертикальные линии, выполнять штриховку изображения.Рассмотрим результаты исследования в контрольной группе.Таблица 5 - Результаты развития мелкой моторики у детей контрольной группы на третьем этапе исследования12345112112221001321211412111511110610101710211802212911010101110111211211210112130221114111121510021161111117211101801011190112120 21111Ср.зн1,051111,05Рисунок 5 - Развитие мелкой моторики у детей контрольной группы на третьем этапе исследованияИзучая результаты данной группы, можно сказать, что у детей улучшилась мелкая моторика, в основном для детей характерен средний уровень развития мелкой моторики, дети затрудняются в самостоятельном выполнении, но справляются с заданием по показу взрослого. Графо-моторные навыки также недостаточно развиты, линии разной длины, не четкие, не достаточно ровные, штриховка неполная.Теперь с помощью T-критерия Стьюдента проверим полученные результаты. Таблица 6 - Сводный протокол развития мелкой моторикиЭкспериментальнаягруппаКонтрольная группаT-СтьюдентарМетодика «Прятки»1,51,052,40,05Методика «Помоги ежику донести яблоки»1,613,30,01Методика «Дорожки»1,613,20,01Методика «Спрячь мышку»1,5513,90,01Методика «Солнышко и  дождик»1,61,053,20,01Рисунок 6 - Развитие мелкой моторики в контрольной и экспериментальной группыПолученные значения находятся в зоне значимости, что говорит о том, что существует достоверная разница в результатах исследования между контрольной и экспериментальной группой.Таким образом, стоит отметить, что для детей экспериментальной группы характерны высокие значения по выбранным методикам, что говорит о развитых навыках мелкой моторики и графо-моторных навыков.Можно отметить, что цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза- подтверждена.ВыводЫ по 3 главеПроведенное исследование было направлено на развитие мелкой моторики у младших дошкольников, с помощью оригами. На первом этапе исследования по всем методикам получены низкие и средние значения, только 30 % детей демонстрирует относительно высокий уровень развития мелкой моторики. В основном дети затрудняются выполнять движения самостоятельно, не попадают в ритм речевого сопровождения, движения детей либо слишком быстрые, либо слишком замедленные. Кроме этого, при выполнении задания на рисовании линий, можно отметить, что ребенок также затрудняется с заданием, шрифовка изображения неверна, ребенок не демонстрирует выносливость и желание выполнять задание.Стоит отметить, что для детей как контрольной, так и экспериментальной группы характерны достаточно низкие значения по выбранным методикам, что говорит о недостаточно развитой связной речи, невысоком уровне формирования навыков пересказа.На формирующем этапе исследования с детьми с ЗПР были проведены занятия направленные на формирование мелкой моторики. Далее было проведено повторное исследование детей контрольной и экспериментальной группы. По всем методикам в экспериментальной группе получены высокие и средние значения. Дети выполняют задания самостоятельно под речевое сопровождение взрослого, движения ритмичные. Застегивание и расстегивание пуговиц происходит уверено, графо-моторные навыки также развиты хорошо, они умеют проводить горизонтальные и вертикальные линии, выполнять штриховку изображения. Вконтрольной группы, можно сказать, что у детей улучшилась мелкая моторика, в основном для детей характерен средний уровень развития мелкой моторики, дети затрудняются в самостоятельном выполнении, но справляются с заданием по показу взрослого. Графо-моторные навыки также недостаточно развиты, линии разной длины, не четкие, не достаточно ровные, штриховка неполная.Таким образом, стоит отметить, что для детей экспериментальной группы характерны высокие значения по выбранным методикам, что говорит о развитых навыках мелкой моторики и графо-моторных навыков.ЗаключениеИзучив и обобщив данные психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Всё больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики у детей.Целью проведенного нами эмпирического исследования было повысить уровень развития мелкой моторики у детей посредством оригами.Опираясь на эти результаты, можно сделать вывод о том, что обучение с использованием предложенной системы занятий на основе использования оригами достаточно эффективно обеспечивает развитие мелкой моторики рук. Проведенный в рамках настоящего исследования контрольный эксперимент показал значительное преимущество обучения с использованием разработанной системы занятий по сравнению с традиционными методиками обучения. Он подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что развитие мелкой моторики будет осуществляться эффективно на основе использования оригами.Повторно проведенная диагностика показала положительные результаты. У детей наблюдается полная амплитуда движения в соответствии с нормой данного возраста. Дети стали меньше утомляться, пальцы рук у них сгибаются и разгибаются поочередно, а не все вместе, движения пальцев более дифференцированы.Исходя из поставленной в начале исследования цели, мы решили следующие задачи:Изучили и проанализировали психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования;Определили значение мелкой моторики для развития ребенка;Выявили педагогические условия развития мелкой моторики у детей Проанализировали полученные эмпирические данные, делать выводы.Список литературыБолотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М.: Академия, 2012. – с. 240. Богатеева З. А. Занятия лепкой в детском саду / З.А. Богатеева. − М.: Просвещение, 2013. – 224 с. Бельтюкова Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В.Кард. −М.: Академия , 2012. – с. 224. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 246 с. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активно-сти/Н.А.Бернштейн. − М.: НАУКА, 2013. – 349 с. Васина Н. Соленое тесто/ Н. Васина − М.: Айрис-Пресс, 2012. – 66 с. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику/ Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2014. – с. 144. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г.Григорьева − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 344 с. Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись)/ И. Гусева. – СПб.: Литера, 2013. – 155 с. Давыдова Г. Н. Детский дизайн/ Г. Н.Давыдова − М.: Скрипторий, 2012. – 122 с. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок/ Н. В. Дубровская. – М.: АСТ, 2014. – 644 с. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Н.В. Зимина. − М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2012. – 192 с. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпич-никова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 76 – 78. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − М.: Академия, 2012. – 416 с. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д. Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с. Кружецкий В.А. Психология/ В.А. Кружецкий. − М.: Просвещение, 2013. . – 455 с. . Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада/ Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 212 с. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ре-бенка»/ М. М.Кольцова. − М.: Педагогика, 2013. – 341 с. Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли: кн. для педагогов / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2013. – 125с. Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки: кн. для педагогов дошколь-ного образования / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2014. – 134с. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем/ И.А. Лыкова. − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 132 с. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста/ И.А. Лыкова. - − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 98 с. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребё-нок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 24 – 28. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. − М.: Педагогика, 2012. – 320 с. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие/ Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2015. // Сб. ст. по исследованиям психиче-ских явлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php Орен Р. Секреты пластилина / Р. Орен. − М.: Просвещение, 2014. – 224 с. 27. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность/ Н.И. Озерецкий. − М.: Академия, 2014.- 414 с. Пицык А. А. Игрушки из соленого теста/ А. А. Пицык. – М.: Ниола-Пресс, 2013. – 162 с. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/ Л. П. Савина. – М.: Издательство «Родничок», 2014. – 184 с. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга //Избранные произведения/ И.М. Сеченов. − М.: «Издательство АСТ», 2014. – 509 с. Скребцова Т. О. Соленое тесто: Лепим поделки и сувениры/ Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 166 с. 32. Селетреникова Т. А. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения / Т. А.Селетреникова, В. Л. Лернер, Е. В. Глухова / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Т. 15, № 1, 2016, С. 50. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 182 с. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 244 с. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина/ О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. − М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 179 с. Узорова О. Н. Пальчиковые игры/ О. Н. Узорова. − М.: Эксмо, 2012. – 214 с. Фирсова, А.И. Чудеса из солёного теста: кн. для педагогов образовательных учреждений /А.И. Фирсова. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2013. – 243 с. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В. Пантюхина. − М.: Просвещение, 2014. – 218 с. Хананова И. Соленое тесто / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс - Книга, 2015. – 104 с. Хоменко, В.А. Солёное тесто, шаг за шагом: В.А. Хоменко. – Харьков.: Клуб Семейного Досуга, 2015. – 64 с. 41. Чаянова Г. Н. Соленое тесто/ Г. Н. Чаянова. – М.: Дрофа - Плюс, 2014. – 188 с. Шанина С. А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка/ С. А. Шанина − М.: Дом XXI век РИПОЛ КЛАССИК, 2014. – 235 с. Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. – М.: Карапуз, 2012. – 264 с. Янушко Е. А.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е. А. Янушко. − М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 156 с. ПриложениеКонспект НОД по конструированию из бумаги (оригами) с элементами аппликации «Рыбки в аквариуме» (коллективная композиция) в подготовительной группе.Задачи: - продолжать формировать умение конструировать поделки из бумаги способом оригами по инструкции и показу педагога;- отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали и по горизонтали пополам;- обучить детей выполнению базовой формы «двойной треугольник» в технике оригами;- упражнять в знакомых способах вырезывания, соблюдать правила безопасности в работе с ножницами; - совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;- развивать навыки коллективной работы при составлении композиции из готовых форм;- воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач, умение оценивать свою работу критически.Предшествующая работа: - рассматривание иллюстративного материала с изображением различных рыб;- беседа о рыбах (где живут речные, морские, аквариумные рыбы);- чтение рассказов Н. Носова «Карасик», С. Баруздина «Почему рыбы молчат», В. Бианки «Рыбий дом», Е. Пермяка «Первая рыбка».Материалы и оборудование: - квадратные листы различной цветной бумаги;- ножницы;- клей-карандаш;- салфетки;- полоски цветной бумаги для украшения поделок;- большой лист бумаги (аквариум) с заранее нарисованным на нем подводным пейзажем.Ход:1. Мотивация к деятельности - сюрпризный момент «Письмо от подводных жителей».- Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам подводные жители-семейка Рыбкиных. Как вы знаете, уже наступила осень. А скоро и зима придёт. Наше царство затянет толстый слой льда, у нас наступит очень грустное и скучное время. Нам бы очень хотелось побывать у вас в гостях в детском саду. Может быть вы пригласите нас к себе в гости?2. Постановка проблемы:- Что же нам придумать, ребята? Как сделать так, чтобы рыбки побывали у нас в гостях?Загадка-подсказка:«Посмотрите дом стоит,До краёв водой налит.Без окошек, но не мрачный,И со всех сторон прозрачный.В этом домике жильцы-Все умелые пловцы». (показ макета аквариума)Подвести детей к выводу о том, что нужно сделать рыбок и заселить их в аквариум.3. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» (на ковре):Рыбки в озере живут, (Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к другу (рыбка))Вверх и вниз они снуют. (Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз)По команде «Раз, два, три» выпускают пузыри. (Указательный и большой пальцы сложить колечком (пузырь).Обеими руками показывать, как пузыри медленно перемещаются снизу вверх).И кружатся, и шалят, (Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе.)И хвостами шевелят. (Пошевелить кончиками пальцев.)4. Поэтапное выполнение работы воспитателем с объяснением, одновременное дублирование детьми (Приложение 2):- Посмотрите, я возьму квадрат и покажу вам, как он превратится в аквариумную рыбку.- Кладём перед собой квадрат и сгибаем его по диагонали, совмещая углы. Стараемся совмещать ровно, проглаживаем хорошо линию сгиба.- Разворачиваем его, и сгибаем квадрат, совмещая по диагонали два других угла, так же проглаживая линию сгиба.- Разворачиваем, переворачиваем на другую сторону и сгибаем квадрат, совмещая стороны, проглаживаем линию сгиба.- Теперь разворачиваем квадрат и вгибаем боковые стороны по линии сгиба вовнутрь так, чтобы получился двойной треугольник. И хорошо проглаживаем все линии сгиба.- Теперь берём боковой угол верхнего треугольника и сгибаем его к середине так, чтобы уголок оказался чуть ниже стороны треугольника, хорошо проглаживаем линию сгиба.- Также поступаем и с другим боковым углом верхнего треугольника.- Посмотрите, что у нас получилось! Рыбка!По мере необходимости оказывать индивидуальную помощь, указания, напоминания.5. Украшение детьми рыбок аппликацией.- Ребята, а теперь нужно украсить наших рыбок. (Дети украшают рыбок, используя для аппликации знакомые способы вырезывания. Напомнить о безопасной работе ножницами. Поощрять творческие проявления при украшении рыбок. По мере необходимости оказывать индивидуальную помощь.)- Теперь можно поместить ваших рыбок в наш красивый аквариум.- Возьмите клей, намажьте тщательно обратную сторону рыбки и приклеивайте каждый свою рыбку в любое место аквариума (Приложение 3).6. Анализ детских работ (самоанализ).- Ребята, сколько разных красивых рыбок у нас получилось! - Что вы можете сказать каждый о своей рыбке? - Что бы вы сделали в следующий раз по-другому?- Вы молодцы! Все очень старались! Предложить детям вечером придумать небольшие рассказы о своих рыбках.


1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М.: Академия, 2012. – с. 240.
2. Богатеева З. А. Занятия лепкой в детском саду / З.А. Богатеева. − М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
3. Бельтюкова Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В.Кард. −М.: Академия , 2012. – с. 224.
4. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 246 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активно-сти/Н.А.Бернштейн. − М.: НАУКА, 2013. – 349 с.
6. Васина Н. Соленое тесто/ Н. Васина − М.: Айрис-Пресс, 2012. – 66 с.
7. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику/ Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2014. – с. 144.
8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г.Григорьева − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 344 с.
9. Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись)/ И. Гусева. – СПб.: Литера, 2013. – 155 с.
10. Давыдова Г. Н. Детский дизайн/ Г. Н.Давыдова − М.: Скрипторий, 2012. – 122 с.
11. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок/ Н. В. Дубровская. – М.: АСТ, 2014. – 644 с.
12. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Н.В. Зимина. − М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2012. – 192 с.
13. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпич-никова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 76 – 78.
14. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − М.: Академия, 2012. – 416 с.
15. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д. Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.
16. Кружецкий В.А. Психология/ В.А. Кружецкий. − М.: Просвещение, 2013. . – 455 с.
17. . Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада/ Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 212 с.
18. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ре-бенка»/ М. М.Кольцова. − М.: Педагогика, 2013. – 341 с.
19. Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли: кн. для педагогов / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2013. – 125с.
20. Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки: кн. для педагогов дошколь-ного образования / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2014. – 134с.
21. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем/ И.А. Лыкова. − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 132 с.
22. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста/ И.А. Лыкова. - − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 98 с.
23. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребё-нок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 24 – 28.
24. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. − М.: Педагогика, 2012. – 320 с.
25. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие/ Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2015. // Сб. ст. по исследованиям психиче-ских явлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php
26. Орен Р. Секреты пластилина / Р. Орен. − М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
27. 27. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность/ Н.И. Озерецкий. − М.: Академия, 2014.- 414 с.
28. Пицык А. А. Игрушки из соленого теста/ А. А. Пицык. – М.: Ниола-Пресс, 2013. – 162 с.
29. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/ Л. П. Савина. – М.: Издательство «Родничок», 2014. – 184 с.
30. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга //Избранные произведения/ И.М. Сеченов. − М.: «Издательство АСТ», 2014. – 509 с.
31. Скребцова Т. О. Соленое тесто: Лепим поделки и сувениры/ Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 166 с.
32. 32. Селетреникова Т. А. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения / Т. А.Селетреникова, В. Л. Лернер, Е. В. Глухова / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Т. 15, № 1, 2016, С. 50.
33. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 182 с.
34. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 244 с.
35. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина/ О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. − М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 179 с.
36. Узорова О. Н. Пальчиковые игры/ О. Н. Узорова. − М.: Эксмо, 2012. – 214 с.
37. Фирсова, А.И. Чудеса из солёного теста: кн. для педагогов образовательных учреждений /А.И. Фирсова. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2013. – 243 с.
38. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В. Пантюхина. − М.: Просвещение, 2014. – 218 с.
39. Хананова И. Соленое тесто / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс - Книга, 2015. – 104 с.
40. Хоменко, В.А. Солёное тесто, шаг за шагом: В.А. Хоменко. – Харьков.: Клуб Семейного Досуга, 2015. – 64 с.
41. 41. Чаянова Г. Н. Соленое тесто/ Г. Н. Чаянова. – М.: Дрофа - Плюс, 2014. – 188 с.
42. Шанина С. А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка/ С. А. Шанина − М.: Дом XXI век РИПОЛ КЛАССИК, 2014. – 235 с.
43. Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. – М.: Карапуз, 2012. – 264 с.
44. Янушко Е. А.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е. А. Янушко. − М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 156 с.


Вопрос-ответ:

Какая связь есть между оригами и развитием мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста?

Оригами - это техника изготовления различных фигур из бумаги. При выполнении оригами, дети используют свои пальцы и руки для складывания и формирования сложных структур. Такие движения требуют точности и координации, что способствует развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Что такое мелкая моторика и графо-моторные навыки?

Мелкая моторика - это способность выполнять точные движения с конечностями, особенно пальцами рук. Графо-моторные навыки - это подкатегория мелкой моторики, которая относится к координации движений рук и глаз при письме, рисовании и других графических заданиях.

Какие причины могут привести к нарушению мелкой моторики у детей дошкольного возраста?

Нарушение мелкой моторики у детей дошкольного возраста может быть вызвано различными факторами. Например, недостаток практики и упражнений, недостаток разнообразных игр, которые требуют точных движений пальцев, нарушения в нервной системе или мускулатуре. Также, некоторые дети могут иметь особенности развития, которые могут влиять на их мелкую моторику.

Какие методы можно использовать для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста?

Существует множество методов, которые можно использовать для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Например, можно использовать игры с мелкими предметами, конструирование, рисование, лепку, выкладывание пазлов и, конечно, технику оригами. Все эти активности помогают развивать точность и координацию движений пальцев и рук.

Как проводилось экспериментальное исследование использования оригами для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста?

В экспериментальном исследовании использования оригами для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста была проведена серия занятий, во время которых детям предлагали складывать различные фигуры из бумаги. Результаты исследования показали, что использование оригами способствовало значительному улучшению мелкой моторики у детей.

Какая связь есть между оригами и развитием мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста?

Оригами является отличным средством для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. При изготовлении оригами дети должны следовать определенной последовательности действий, что способствует развитию и контролю своих мелких движений.

Что такое мелкая моторика и графо-моторные навыки?

Мелкая моторика - это способность координировать движения небольших мышц рук, пальцев и суставов. Графо-моторные навыки относятся к письму и рисованию и развиваются вместе с мелкой моторикой.

Какие могут быть причины нарушения мелкой моторики у детей дошкольного возраста?

Существует несколько возможных причин нарушения мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Одна из них - недостаточная физическая активность, другая - отсутствие опыта использования мелких мышц рук и пальцев. Также, причиной может быть наличие каких-либо ограничений или патологий, влияющих на моторику.

Какими методами можно развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста?

Существует множество методов, которые можно использовать для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Один из них - использование оригами. Также, можно проводить упражнения с мелкими предметами, рисование, лепку, аппликации, игры с конструкторами и т.д.

Как проводилось экспериментальное исследование использования оригами для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста?

Для экспериментального исследования использования оригами для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста была выбрана группа детей, которым предлагалось изготовление различных оригами. Была проведена оценка уровня развития мелкой моторики у этих детей до и после проведения занятий. Результаты показали положительную динамику развития мелкой моторики в группе, занимающейся оригами.

Что такое мелкая моторика и графо-моторные навыки у детей дошкольного возраста?

Мелкая моторика относится к координации движений малых мышц, таких как пальцы рук и ручья. Графо-моторные навыки включают в себя умение контролировать движения пальцев и руки для выполнения графических задач, таких как рисование и письмо.

Какие причины могут привести к нарушению мелкой моторики у детей дошкольного возраста?

Нарушение мелкой моторики у детей дошкольного возраста может быть вызвано разными факторами, включая генетические предрасположенности, недостаток моторной активности, недостаток игровых и манипуляционных навыков, недостаток практики и обучения мелкой моторике, и различные патологические состояния.