Система упражнений по культуре речи при подготовке к ЕГЭ
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 27.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения раздела «Культура речи» 5
1. Раздел «Культура речи»: основные понятия и особенности наполнения 5
2. Отражение раздела «Культура речи» в Федеральном государственном образовательном стандарте 12
3. Характеристика наполнения раздела «Культура речи» в современных контрольно-измерительных материалах 15
Глава 2. Характеристика системы упражнений в рамках раздела «Культура речи» 17
1. Система упражнений раздела «Культура речи» в современных учебных комплексах 17
2. Система упражнений раздела «Культура речи» в современных пособиях для подготовки к ЕГЭ и контрольно-измерительных материалах 25
Заключение 30
Список литературы 32
Данное пособие адресовано школьникам, которые готовятся к Единому государственному экзамену. В нем последовательно раскрываются характеристики типов и стилей речи, всех значимых моментов подготовки устных выступлений.Задания ЕГЭ по культуре речи занимают 8,1% в тестах контрольно-измерительных материалов. Проанализируем наличие темы «Культура речи» в контрольно-измерительных материалах 2018 и 2019 года. Для примера возьмем по одному тесту и обратимся к заданиям А1, А2, А3, А4, А5, А6, А29. Как уже отмечалось в § 3 главы 1, эти задания направлены на проверку усвоения обучающимися норм «Культуры речи». Данные отразим в таблице 5. Таблица 5.Отражение в контрольно-измерительных материалах вопросов, касающихся культуры речиЗаданиеСборник заданий под ред. И.П. Цыбулько (2018)Сборник заданий по русскому языку 2019А1Прочитайте текст и укажите 2 предложения, в которых верно отражена основная мысль текстаОпределить главную мысль текстаА2Какое из приведенных ниже слов должно стоять на месте пропуска в тексте, выпишите это слово (словосочетание).Употребление средств связи предложений в текстеА3Прочитайте фрагмент статьи, в котором употреблено слово «широкий». Из указанных значений выберете то, которое подходит по смыслу.Определение лексического значения словаА4Выпишите слово, в котором неверно выделен ударный гласный звук.Правильная постановка ударения А5В одном из предложений неверно употреблено слово. Исправьте предложение, подобрав правильный пароним.Проверка употребления паронимов в текстеА6Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они совершены.Проверка лексических нормА26Нет задания А26. Остальные задания посвящены расстановке знаков препинания и анализу текста.Употребление языковых средств выразительности.Таким образом, тематика заданий в контрольно-измерительных материалах полностью совпадает. Задания А1 – А6 проверяют умения постановки ударения, лексической сочетаемости, значений лексем, др. Постараемся систематизировать выбранные типы упражнений. Если говорить об уровне самостоятельности видов заданий, то формат ЕГЭ предполагает выполнение письменных заданий по предварительной инструкции с четким выполнением заданных правил. По характеру мыслительных операций задания по культуре речи направлены на выполнение группировки единиц, их преобразования, подбор примеров. Далее упражнения нацелены на развитие связной речи. В них анализируются, абстрагируются, обобщаются, подбираются синонимы и антонимы к выбранному тексту. Интерес представляют упражнения, способствующие совершенствованию, переработке, исправлению текста или его обновленных частей. В некоторых тестах ЕГЭ необходимо составить тезисный план, проверить отражение в нем основной мысли рассказа или плана, оценки и рецензии.Авторы контрольно-измерительных материалов выделяют обязательные стадии, необходимые для совершенствования работ по развитию речи:необходимость анализа позитивной работы;анализ и исправление текста с многочисленными грамматическими ошибками;самостоятельное создание текста.В рамках решения пособий для подготовки к ЕГЭ обучающиеся следующим действиям:анализировать тексты, составлять планы, рецензии, отзывы;перерабатывать готовый текст, совершенствование его новых и обновленных частей;абстрагироваться и обобщать ряд речевых действий, подбирая тему и основную мысль выполненного текста;создание нового текста на основе уже имеющегося.Обучающимся необходимо уметь работать с текстами позитивного и негативного образца. Второй тип текста подразумевает исправление многочисленных ошибок. Таким образом, задания, представленные в виде тестовых открытых и закрытых упражнений, направлены на совершенствование речевых и языковых способностей говорящих, на возможность улучшения качества разговорной речи. Эти умения необходимо формировать на протяжении всей учебы в школе. К сожалению, в Федеральном государственном образовательном стандарте в средней и старшей школе на изучение данной темы отводится 12 уроков. ЗаключениеНам удалось проанализировать наполнение раздела «Культура речи» на всех уровнях школьной практики.Мы начали с того, что обратили внимание на отражение тематик, посвященных совершенствованию связной речи обучающихся, в Федеральном государственном образовательном стандарте. Традиционно на изучение темы «Культура речи» на всем протяжении школьного обучения, т.е. с 5 по 11 класс рассчитано 12 уроков. Это очень небольшое количество времени, поскольку грамотная устная речь позволяет свободно общаться с другими людьми, выступать перед публикой и т.д. Далее мы обратились к трем известным учебным комплексам и проанализировали наполнение раздела «Культура речи». Хочется отметить, что не в каждом комплексе есть отдельный раздел, в большинстве учебников есть только упражнения, направленные на совершенствование устной речи. Мы выделили упражнения, представленные в учебном комплексе Л.М. Рыбченковой. В данных изданиях представлено много творческих заданий, таких как: сгруппируйте слова, заполните таблицу, найдите, обоснуйте, исправьте, нарисуйте и проч. Данные типы заданий интересны школьникам, поэтому больше возможности заинтересовать обучающихся предметом «Культура речи».В 10-11 классе в большинстве учебных пособий выделяется соответствующий раздел. Изучив его, можно намного больше знать о специфике раздела и основных понятий и норм.В контрольно-измерительных материалах тематике «Культура речи» посвящены задания А1, А2, А3, А4, А5, А6, А26. В них подробно анализируется текст, выписываются слова, раскрываются лексические значения слов, сопоставляются слова и их лексические значения и др. Нам удалось проанализировать все этапы изучения раздела «Культура речи» обучающимися в школьной системе. Мы выявили особенности и наполнение заданий данного типа.Хотелось бы отметить целесообразность введения элективного курса «Культура речи» в систему занятий обучающихся. Школьникам необходимо развивать устную речь, учиться представлять аудитории свои научные доклады. В качестве предложения хотелось бы отметить обязательное изучение раздела «Культура речи» с возможностью введения элективного курса.Говоря о перспективах данной работы, хочется отметить сопоставления наполнения различных школьных курсов, например, «Лексика» и «Культура речи». Это можно проследить на всех этапах развития, сопоставить основные моменты и провести интересные статистические здания. Также эта работа может быть представлена студентам в рамках изучения курса «Русский язык и культура речи». Таким образом, нам удалось достичь цели нашего исследования и проанализировать наполнение раздела «Культура речи» на всех этапах его изучения.Список литературыСловарная и справочная литератураПавлова Н.И. Руководство по выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку: учебное пособие / ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2012. – 300 с.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1989. – 352 с. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: языковое пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. 10 класс / Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион. 2013. – 232 с.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2018. – 384 с.Учебники и учебные пособияБелошапкова В.А. Современный русский язык: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1977. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009. – 287 с.Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын: Рос.акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012. – 337 с.Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова: науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич: Рос.акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009. – 269 с.Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова: науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2011. – 216 с.Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич: Рос.акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.– 800 с. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / Д.Э. Розенталь. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: Русское слово. – 448 с. ЛитератураАрхипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // РЯШ. 2005. – №5. – С. 3-11.Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1998. – 576 с.Винокур Г.О. Проблемы культуры речи // Русский язык в советской школе. – 1929. № 5. – С. 82-92.Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1988. – с. 17-18.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – С. 56.Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М.: Гнозис, 2004. – С. 8.Крайник О.М. Культура речи и речевая культура учащихся: к проблеме понимания с позиции текстологии // Вестник ТГПУ, 2009. – Выпуск 10 (88). – С. 76-80.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5.Практическая стилистика русского языка: функциональные стили /под ред. В.А. Алексеева и К.А. Роговой. М.: Высшая школа, 1982. – 402 с.Прияткина А.Ф. Русский язык и культура речи. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2005. – 164 с. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. – М.: Флинта. Наука, 2016. – с. 45.Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М: Просвещение, 1995. – 192 с.Стернин И.А. Коммуникативное поведение: кол.монография. – Вып. 32. – Академическое общение. – Воронеж: Истоки, 2010. – 194 с.Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // KommunikativfunktionaleSprach-betrachtung. – Halle, 1989. – P. 279.Интернет-ресурсыРабочая программа по русскому языку 10-11 класс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school72.tgl.ru/sp/pic/File/rabochie_programmi_3_stupen/rabochaya_programma_10-11_rus_baza.pdf Дата обращения: 21.04.2019. Рабочие программы ООП ФГОС ООО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-russkogo-yazyka-i-literatury/ Дата обращения: 21.04.2019.Сборник заданий по русскому языку 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bingoschool.ru/ege/russian/tasks/ Дата обращения: 21.04.2019.
Словарная и справочная литература
1. Павлова Н.И. Руководство по выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку: учебное пособие / ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2012. – 300 с.
2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1989. – 352 с.
3. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: языковое пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. 10 класс / Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион. 2013. – 232 с.
4. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2018. – 384 с.
Учебники и учебные пособия
5. Белошапкова В.А. Современный русский язык: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1977. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
6. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
7. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
8. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012. – 337 с.
9. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова: науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.
10. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
11. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009. – 269 с.
12. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова: науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2011. – 216 с.
13. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
14. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.
15. – 800 с.
16. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / Д.Э. Розенталь. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.
17. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: Русское слово. – 448 с.
Литература
18. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // РЯШ. 2005. – №5. – С. 3-11.
19. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1998. – 576 с.
20. Винокур Г.О. Проблемы культуры речи // Русский язык в советской школе. – 1929. № 5. – С. 82-92.
21. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1988. – с. 17-18.
22. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – С. 56.
23. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М.: Гнозис, 2004. – С. 8.
24. Крайник О.М. Культура речи и речевая культура учащихся: к проблеме понимания с позиции текстологии // Вестник ТГПУ, 2009. – Выпуск 10 (88). – С. 76-80.
25. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5.
26. Практическая стилистика русского языка: функциональные стили /под ред. В.А. Алексеева и К.А. Роговой. М.: Высшая школа, 1982. – 402 с.
27. Прияткина А.Ф. Русский язык и культура речи. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2005. – 164 с.
28. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. – М.: Флинта. Наука, 2016. – с. 45.
29. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М: Просвещение, 1995. – 192 с.
30. Стернин И.А. Коммуникативное поведение: кол. монография. – Вып. 32. – Академическое общение. – Воронеж: Истоки, 2010. – 194 с.
31. Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativfunktionale Sprach-betrachtung. – Halle, 1989. – P. 279.
Интернет-ресурсы
32. Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school72.tgl.ru/sp/pic/File/rabochie_programmi_3_stupen/rabochaya_programma_10-11_rus_baza.pdf Дата обращения: 21.04.2019.
33. Рабочие программы ООП ФГОС ООО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-russkogo-yazyka-i-literatury/ Дата обращения: 21.04.2019.
34. Сборник заданий по русскому языку 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bingoschool.ru/ege/russian/tasks/ Дата обращения: 21.04.2019.
Вопрос-ответ:
Что такое раздел "Культура речи" и какие понятия и особенности он включает?
Раздел "Культура речи" включает в себя основные понятия и особенности, связанные с управлением речевыми процессами, а также формированием и развитием нормативного речевого поведения. В нем рассматриваются такие аспекты, как речевая культура, нормы и правила общения, орфоэпия, лексика, грамматика, стилистическое разнообразие речи и другие.
Какие основные идеи и задачи раздела "Культура речи" отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте?
Федеральный государственный образовательный стандарт отражает идею формирования у учащихся умения адекватно и эффективно использовать речевой инструментарий в различных ситуациях коммуникации. Основной задачей раздела является развитие речевой культуры и овладение навыками правильного и эмоционально окрашенного высказывания.
Как система упражнений в рамках раздела "Культура речи" характеризуется в официальных контрольно-измерительных материалах?
В современных контрольно-измерительных материалах система упражнений по культуре речи представлена различными типами заданий, направленными на проверку и развитие коммуникативных компетенций. Это могут быть задания на исправление ошибок в речи, на определение правильного ударения или интонационного выделения, на анализ и интерпретацию лингвистических явлений и т.д.
Что такое лексика и какое значение она имеет в разделе "Культура речи"?
Лексика - это система слов и словосочетаний, используемых в языке. В разделе "Культура речи" лексика играет важнейшую роль, так как она определяет наше способность точно и культурно выражать свои мысли и эмоции. Правильное использование лексических единиц помогает нам строить качественное и грамотное высказывание.
Зачем нужна система упражнений по культуре речи?
Система упражнений по культуре речи помогает развить у студентов навыки связного изложения и аргументации, формированию литературного стиля речи и умения грамотного общения.
Какие основные понятия и особенности наполнения раздела Культура речи?
Основными понятиями и особенностями раздела Культура речи являются грамотность, четкость и аргументированность речи, умение правильно строить высказывания и использовать разнообразные средства языка для достижения коммуникативных целей.
Каким образом раздел Культура речи отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте?
Раздел Культура речи отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте через определение ключевых компетенций, связанных с развитием навыков общения и усовершенствования языковой культуры.
Какие изменения можно наблюдать в наполнении раздела Культура речи в современных контрольно-измерительных материалах?
В современных контрольно-измерительных материалах можно наблюдать больше заданий, направленных на развитие навыков устной и письменной речи, а также заданий, требующих анализировать различные стилистические приемы и позиционироваться по определенным вопросам.
Что входит в систему упражнений по культуре речи?
Система упражнений по культуре речи включает в себя различные типы заданий, направленных на развитие навыков общения, литературного стиля речи и умения грамотного изложения мыслей. Это могут быть задания на анализ текстов, составление высказываний или эссе, обсуждение различных тем и другие.
Что такое раздел "Культура речи"?
Раздел "Культура речи" является одним из разделов ЕГЭ по русскому языку. Он включает в себя основные понятия и особенности культуры речи, а также требования к ее оформлению и восприятию.
Какие особенности раздел "Культура речи" отражает в Федеральном государственном образовательном стандарте?
В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны основные понятия и особенности культуры речи, а также требования к уровню ее сформированности у выпускников школ.