Образование как инструмент
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 07.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. «Мягкая сила» российского высшего образования: содержание и практика реализации 5
1.1. Официальные структуры РФ и организации, осуществляющие политику «мягкой силы» в сфере образования России 5
1.2. Программы РФ в сфере образования 10
1.3. Университеты как проводники политики «мягкой силы» 14
Глава 2 Влияние образования как инструмента мягкой силы на создание позитивного имиджа государства 21
2.1. Потенциал российского образования как инструмента «мягкой силы» в контексте формирования позитивного образа страны 21
2.2. Оценка эффективности «мягкой силы» российского образования и перспективы развития 30
Заключение 42
Список использованной литературы 44
В программе необходимо представитьпринципы и методы работы с иностраннымиобучающимися в РФ, а также унифицированнуюсистему создания благоприятных условий дляих обучения и пребывания. Для привлечения иностранных обучающихся, можно выделить политические,институциональные, экономические, информационные, маркетинговые, организационно-педагогические.На федеральном уровне целесообразно создать комплекс регламентирующих документовпо обучению и пребыванию иностранных обучающихся в российских вузах.На региональном уровне должны реализовываться комплексы мероприятий по созданию благоприятной среды, основанные наобъединении усилий органов государственнойвласти, образовательных, общественных, некоммерческих организаций, бизнес-сообществ,расположенных на территории регионов.На университетском уровне предполагаетсясоздание единой системы обучения и пребывания иностранных студентов в образовательной организации высшего образования,включающей предвузовский, адаптационный,интеграционный периоды, а также периодпребывания и обучения в вузе.В качестве базовой основы реализации концепции по совершенствованию университетского обучения иностранных студентов в Российской Федерации следует применять политику «мягкой силы».Реализация политических и экономическихмероприятий, осуществляемых органами власти Российской Федерации в сфере расширенияэкспорта образовательных услуг, должна бытьнаправлена на усиление роли нашей страныкак одного из крупнейших образовательныхцентров в соответствии с геополитическимии социально-экономическими интересами.Потребность в формировании механизмоввзаимодействия субъектов управления университетским обучением, представителей бизнес-сообществ и иных заинтересованных структурдля продвижения образовательных услуг навнешнем рынке на основе приоритетов внешнеэкономического и геополитического развития обусловлена следующими причинами:1) реализация модели развития сравнительных преимуществ образовательных организаций;2) приведение показателей системы оценкидеятельности образовательных организацийРоссийской Федерации в соответствие с критериями рейтинговой оценки высших учебных заведений, принятой в развитых странах;3) диверсификация подготовки кадров дляакадемической мобильности в рамках развитиянаукоемкого производства;4) реализация геополитических интересов, усиление влияния на развитие событийв зарубежных регионах и странах за счет экспорта национальных ценностей и идеологии.В соответствии с основными направлениямиКонцепции государственной миграционнойполитики Российской Федерации на период до2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, приоритетногопроекта «Развитие экспортного потенциалароссийской системы образования», дорожной картыпо совершенствованию российской нормативно-правовой базы в части экспорта российскогообразования, постановлением ПравительстваРФ от 16.03.2013 № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетовРоссийской Федерации в целях повышенияих конкурентоспособности среди ведущихмировых научно-образовательных центров» указывается обязательное условие дляпривлечения в Россию иностранных студентови преподавателей — формирование благоприятной социально-экономической среды.Для федерального уровня управления системой университетского обучения в рамкахреализации политики «мягкой силы» целесообразно выделить следующие рекомендации:- совершенствование миграционного законодательства в части упрощения миграционного учета, механизма продления срокавременного пребывания при переходе обучения от уровня бакалавриата к уровню магистратуры, от момента защиты кандидатскойдиссертации для закончивших аспирантуру;- совершенствование нормативно-правовой и методической базы по вопросам налогообложения образовательной деятельностив рамках международного сотрудничества;-цифровизация единой системы мониторинга показателей спроса и анализа предложения образовательных услуг, а также оценкипотребностей мировых, региональных и национальных рынков труда;- совершенствование единой информационной системы в сети Интернетдля привлечения наобучение иностранных граждан и обеспечения их удобными средствами навигации пороссийским образовательным организациями научным центрам; возможность обучения в этнических группах; создание условий социально-психологическойподдержки для адаптации иностранных обучающихся; уточнение наименований областей образования в соответствии с международными классификаторами и т. п.;- создание международного центра поддержки иностранных обучающихся;- внесение поправок в нормативно-правовые документы в части регулирования оплаты труда научно-педагогических работников путем введения надбавок за повышениеуровня владения иностранными языками;- участие в программах академической мобильности;- формирование международной системыинформационно-консультационных центров по образовательнымуслугам отечественных вузов в зарубежныхстранах, специализирующихся на продвижении достижений российской системы образования или наиболее востребованных зарубежом программ всех уровней подготовки;- формирование реестра наиболее эффективных образовательных организаций с учетом их результативности и накопленногоопыта работы с иностранными учащимисяс целью аккумулирования данных и использования их в деятельности других российскихобразовательных учреждений;- формирование единой системы оценки уровня спроса и предложения образовательных услуг, потребностей мировых, региональных и национальных рынков трудаи системы распределения по регионам в зависимости от предпочтений иностранныхабитуриентов и максимального соответствияпо основным сравнительным параметрамобразовательных организаций.Для регионального уровня управления системой университетского обучения целесообразно выделить следующие рекомендации:- продвижение бренда региональных вузов как части системы региональных институтов развития в зарубежных городах-побратимах, городах-партнерах в процессереализации совместных образовательных,социально-экономических, инновационныхи иных проектов;- установление и развитие контактовс Всемирной ассоциацией выпускников высших учебных заведений, ассоциациями иностранных выпускников российских вузов в целях лоббированияинтересов российских региональных вузовв странах проживания выпускников;- разработка информационных сборников о преимуществах обучения в региональных образовательных организациях для иностранных абитуриентов;- организация региональной «горячейлинии» по вопросам оказания помощи иностранным студентам в адаптации в российских вузах и решению социально-психологических и других проблем.В качестве рекомендаций образовательныморганизациям на университетском уровне необходимо реализовать следующие мероприятия:- формирование системы академическоймотивации иностранных обучающихся напродолжение карьеры в России;- устранение дидактических и лингвистических барьеров между обучающимися и преподавателями;- внедрение инновационных технологийи методов образовательной деятельности,соответствующих ожиданиям иностранныхобучающихся;- формирование инновационных предложений и форм образовательных услуг, конкурентоспособных и востребованных на рынкемеждународного образования;- развитие программ повышения квалификации в области языковой подготовки длянаучно-педагогических работников технических направлений;- развитие инновационных форм совместных образовательных программ и программна английском языке, в том числе развитиеонлайн-образования для иностранцев;- развитие образовательных и социально-культурных туристических маршрутов, сезонных программ обучения для иностранцеви др.Выбор образовательной организацией целевой модели реализации экспортаобразовательных услуг зависит от ряда системных факторов, среди которых можно выделитьорганизационно-методические, экономические,социально-психологические, инфраструктурные, нормативно-правовые, информационно-коммуникативные.К основным критериям оценки иностранными обучающимися привлекательностиконкретного вуза можно отнести: стоимостьобучения и проживания, качество образования, репутацию, имидж вуза. Стоимость обучения зависит от многих факторов: страны,ценовой политики самого учебного заведения, типа программы и продолжительностиобучения.Также необходимо усилитьформы работы с зарубежными вузами-партнерами по следующим направлениям:1. Учебно-методическая работа в рамкахразработки учебных планов образовательныхпрограмм бакалавриата и магистратуры, содержания учебных дисциплин, системы оценивания текущей и промежуточной успеваемости и пр. с учетом требований организациимеждународной деятельности.2. Совершенствование образовательныхорганизаций в части содержания компетенцийвыпускников и их соответствия международным профессиональным стандартам.3. Организация совместных научных исследований по наиболее актуальным направлениям фундаментальных наук на основе информационной системы поиска зарубежныхколлективов со схожей тематикой.4. Организация совместной деятельностипо разработке систем формирования комплексного организационно-методическогои программно-информационного обеспеченияосновных образовательных программ, программ дополнительного профессиональногообразования, разрабатываемых на основе выявления потребностей иностранных граждан.5. Маркетинговая деятельность по участиюроссийских вузов в тематических выставкахи профориентационных мероприятиях в зарубежных странах.Необходимо разработать стратегию продвижения бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, сеть Интернет;организовать консолидированное представление отечественных вузов на международныхвыставках; повышать привлекательность образовательных программ подготовки, переподготовки на иностранных языках для их последующегопродвижения в мире.Еще одним важным направлением поддержки экспорта образовательных услуг в рамкахреализации приоритетного проекта «Развитиеэкспортного потенциала российской системыобразования» может стать опыт проектногоуправления, накопленный в других отрасляхнародного хозяйства. Таким образом, решение концептуальныхзадач государственной политики на мировомрынке образовательных услуг на любом уровне управления университетским обучениемнаправлено на формирование и реализациюстратегии продвижения национальной системыобразования, а также брендов отдельных российских вузов с целью повышения эффективности их позиционирования и создания для нихблагоприятных условий развития на мировыхрынках образовательных услуг. При этом правительство может поддерживать университетынапрямую, через систему международных многосторонних соглашений, предоставления квотна обучение иностранным гражданам за счетбюджетных средств. Оно также может оказыватькосвенную поддержку в виде рекомендательнойрегламентации их связей с бизнес-сообществом, общественностью и так называемого мягкого стимулирования выхода на мировой рынок.ЗаключениеНациональная система государственного и частного образования, а также различные международные образовательные проекты под курированием политических, финансовых и культурных элит отдельной страны, являются лишь одним из основных инструментов «мягкой силы». Несмотря на стагнацию в сфере развития и модернизации национальной системы образования, нельзя однозначно негативно или критично высказаться о состоянии «мягкой силы» России. Это обусловлено как проблематичностью измерения самого фактора «эффективности мягкой силы», так и тем, что отечественные стратегические программы далеки от своего завершения – промежуточная качественная и количественная оценка результатов будет возможна не ранее 2020 года.Россия использует «мягкую силу» для присутствия в регионе. Углубление сотрудничества в области образования не только хороший потенциал для развития сотрудничества собственно в области образования и науки между университетами, но и для улучшения отношений между государствами в целом.За последние десятилетия системы высшего образования вынуждены адаптироваться к изменениям, вызванные глобализацией, сменой социально-общественных приоритетов, обстановкой на международной арене. Так, например, в ряде государств снижается уровень финансового обеспечения образовательных организаций, что заставляет их становится активными участниками рынка и капитализировать свою деятельность за счет поиска дополнительных средств на реализацию своих ключевых задач.Наша страна имеет перспективы развития экспортного потенциала образования, однако, как показывает практика, реализация программных проектов в данной области началась без комплексной подготовки. Российские образовательные организации не имеют достаточной материально-технической базы для приема постоянно растущего количества иностранных студентов. Российский рынок образовательных услуг не капитализируется в достаточно мере, что в результате может сказаться на уровне конкурентоспособности российского образования на международном рынке, а значит и экспортный потенциал реализован не будет. Приведенные направления оптимизации качества экспортируемых образовательных услуг во многом требуют инвестиций, исходя из чего, требуется пересмотр Программы «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», в частности, в финансовом контексте.Решение концептуальных задач государственной политики на мировом рынке образовательных услуг на любом уровне управления университетским обучением направлено на формирование и реализацию стратегии продвижения национальной системы образования, а также брендов отдельных российских вузов с целью повышения эффективности их позиционирования и создания для них благоприятных условий развития на мировых рынках образовательных услуг. При этом правительство может поддерживать университеты напрямую, через систему международных многосторонних соглашений, предоставления квот на обучение иностранным гражданам за счет бюджетных средств. Оно также может оказывать косвенную поддержку в виде рекомендательной регламентации их связей с бизнес-сообществом, общественностью и так называемого мягкого стимулирования выхода на мировой рынок.Список использованной литературыУказ Президента РФ от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // «Российская газета». 09.05.2012. № 102.Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062/Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013) // КонсультантПлюс.Агеева В. Д. Роль инструментов «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации в контексте глобализации :дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04. СПб., 2016. 279 с.Аналитический обзор ключевых проблем экспорта отечественного образования на русском языке. Тверь: Тверской государственный университет «Тверской Инноцентр». 2017. С. 3.Асмятуллин Р.Р. Российские университеты на мировом рынке образовательных услуг: тактика и стратегия // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2016. №2. С. 99-106.Вашурина Е. В., Вершинина О. А., Газиева Ч. Ф., Евдокимова Я. Ш., Крылов А. А., Мухамедиева С. А., Павлова О. В., Хайдаров Ф. А. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство. Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; 2016. С. 23Винокурова О.С. Перспективы высшего образования в условиях третьей волны развития общества // Человеческий капитал. 2018. №9 (117). С. 27-36.Волкова Г. Профессии будущего: кто нужен новому рынку труда. М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2018. С. 5.Галямова Э. Ф., Кудимана Г. О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг. // Вестник Удмуртского университета. 2017. №27(3). С. 21–26.Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И.В. Абанкина, А.А. Беликов, О.С. Гапонова, Ф.Ф. Дудырев, Ю.Н. Корешникова, И.А. Коршунов, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, А.К. Нисская, Д.П. Платонова, П.С. Сорокин, Б.М. Таловская, И.Д. Фрумин. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. С. 57.Гусарова А. «Мягкая сила» России в Казахстане и Центральной Азии: как выполняет свои цели Россотрудничество? [Электронный ресурс]. URL: http://caa-network.org/archives/9305Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей Школы Экономики. М.: НИУ ВШЭ. 2018. С. 106.ДжанинГрегерсен-Херманс. Организационные возможности университетов как слабое звено в развитии межкультурных компетенций. // Международное высшее образование. 2015. №78. С. 14–16.Долинский А. В. Образовательные обмены в публичной дипломатии: российский и зарубежный опыт // Вестник МГИМО (У). 2014. № 2 (35). С. 56–62.Жариков Е.П. Новые возможности и реалии развития экономики Дальневосточного региона // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. 2015. № 1 (34). С. 9–23.Караганов С.А., Макаров И.А. Поворот на Восток: итоги и задачи // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 8. № Supplement. С. 6–10Краснова Г. А. Интернационализация образования в России и в мире. // Аккредитация в образовании. 2016. №92. С. 68–70.Куприянова-Ашина В. Интернационализация высшего образования: российские подходы // Международные процессы. 2016. Т. 11, № 2 (33). С. 87–88.Лебедева М. М. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО (У). 2015. № 6. С. 200–205.Макарова М.Н. Соломенников В.С. Болонский процесс: мнения и ожидания // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 106-109.Наумов А. «Мягкая сила» и «умная сила». Внешнеполитический опыт США // Стратегия России. № 1. 2016. С. 57–64.Павлюткин И.В. Университеты, рейтинги и рынок: институциональные эффекты ранжирований в поле высшего образования // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 25-41.Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб./Росстат. M., 2017. С. 145Тарасюк А. Россия и Китай: межрегиональное и приграничное сотрудничество. Проблемы, приоритеты, перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 8. С. 95–99.Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО. 2015. №4 С. 85-93Треблей К. Интернационализация: формирование стратегий в национальном контексте // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т.5. №3. С. 110-168.Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты. Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. С. 93.Тубеков М. О., Касымбеков А. С. Автоматизированная информационная система «Университет» // Молодой ученый. 2017. №11. С.47-51Фоминых А. «Мягкая мощь» обменных программ // Международные процессы. Цикл расхождений в мировой системе. 2014. Т. 6, № 1 (16). С. 76–80.Фоминых А.Е. Российские университеты на образовательных рынках центральной Азии: публичная дипломатия, сотрудничество и конкуренция // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 6 (32). С. 28-31.«Мягкая сила» пока применяется Россией в мире не в тех объемах, которые необходимы URL: https://http://tass.ru/politika/5184987В Узбекистане появятся филиалы пяти российских ВУЗов // Новостное агентство Sputnik – Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sputniknews-uz.com/society/20180224/7585875/v-uzbekistanepoyavatsa-filiali-pati-rossiyskih-institutov.htmlВасильева предложила поддержать только шесть вузов из программы «5-100» [Электронный ресурс] // ТАСС: информ. агентство 2017. 4 окт. Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4616824Гацко М.Ф. Мягкая сила: тактические и стратегические угрозы, пути противодействия [электронный ресурс]//Ногинский филиал РАНХиГС. 27.02.2017. Режим доступа: http://nog.ranepa.ru/sveden/posobia/27.02.2017%20gacko.pdfЖидков А.А. - помощник ректора ГУ ВШЭ. Октябрь 2018 г. презентация; код доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FUMO/200000/Meeting 04102018 l.pdfИнтеграционный барометр ЕАБР-2017 // Евразийский банк развития [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/upload/iblock/0dc/EDB-Centre_2017_Report-46_EDB-Integration-Barometer_RUS_1.pdfКитай принимает больше всего иностранных студентов. – 04.04.2018 // WorldNews. – URL: https://dknews.kz/silk-road/68581-kitaj-prinimaet-bolshe-vsego-inostrannykh-studentov.htmlКосачев К.И. Межпарламентский союз и Россия: история сквозь века // Официальный сайт Комитета Государственной Думы по международным делам. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: http://interkomitet.ru/press-centr/publikacii-i-doklady/statya-konstantina-kosacheva-mezhparlamentskij-soyuz-i-rossiya-istoriya-skvoz-veka/Линдт М. «Пять из ста» [Электронный ресурс] // «Эксперт Online»: информ.-аналит. агентство. М., 2017. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2016/08/pyat-iz-sta/Нарышкин: создание сетевого университета ЕАЭС может оказать содействие решению ряда задач // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/obschestvo/3196525Новые крепостные. 8 июля миллионы мигрантов и студентов-иностранцев в России разом лишатся права на свободное передвижение: что происходит? – 06.07.2018 // Новая газета. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/06/77057-velikoe-perevselenienarodovОфициальный сайт для отбора иностранных граждан для обучения в России [Электронный ресурс]. URL: https://russia.study/ruПаспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» URL: https:// https://minec.astrobl.ru/ru/document/pasportprioritetnogo-proekta-razvitie-eksportnogo-potencialarossiiskoi-sistemyРасинский П. «Потемкинская деревня номер 5–100» [Электронный ресурс] // «Красная весна»: информ. агентство. М., 2016. Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/article/potemkinskaya-derevnya-nomer-5-100/Ректор РУДН ожидает весомого роста доходов от проекта "Экспорт образования". – 22.05.2018 // РИА-Новости. URL: https://ria.ru/abitura_rus/20180522/1521078066.html.Российское образование мирового класса! [Электронный ресурс] // «Проект 5-100»: информ. портал Минобрнауки РФ, М., 2017. Режим доступа: https://5top100.ru/about/more-about/Россия занимает 7-е место по количеству иностранных студентов среди стран мира. – 05.06.2018 // Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/6/5/analitycs/3527-rossiya_zanimaet_7_e_mesto_po_kolichestvu_inostrannyh_studentov_sredi_stran_miraСетевой университет СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ido.rudn.ru/su_sng/Универсал или узкий специалист // Фармацевтический вестник. 2018. №40 (953) // https://pharmvestnik.ru/articles/Universal-ili-uzkii-specialist.htmlУниверситет Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://uni-sco.ru/news/65/2018_03_02.htmlУтверждён паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». – 08.06.2017 // Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/news/28013/.
1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // «Российская газета». 09.05.2012. № 102.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062/
3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013) // КонсультантПлюс.
4. Агеева В. Д. Роль инструментов «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации в контексте глобализации : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04. СПб., 2016. 279 с.
5. Аналитический обзор ключевых проблем экспорта отечественного образования на русском языке. Тверь: Тверской государственный университет «Тверской Инноцентр». 2017. С. 3.
6. Асмятуллин Р.Р. Российские университеты на мировом рынке образовательных услуг: тактика и стратегия // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2016. №2. С. 99-106.
7. Вашурина Е. В., Вершинина О. А., Газиева Ч. Ф., Евдокимова Я. Ш., Крылов А. А., Мухамедиева С. А., Павлова О. В., Хайдаров Ф. А. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство. Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; 2016. С. 23
8. Винокурова О.С. Перспективы высшего образования в условиях третьей волны развития общества // Человеческий капитал. 2018. №9 (117). С. 27-36.
9. Волкова Г. Профессии будущего: кто нужен новому рынку труда. М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2018. С. 5.
10. Галямова Э. Ф., Кудимана Г. О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг. // Вестник Удмуртского университета. 2017. №27(3). С. 21–26.
11. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И.В. Абанкина, А.А. Беликов, О.С. Гапонова, Ф.Ф. Дудырев, Ю.Н. Корешникова, И.А. Коршунов, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, А.К. Нисская, Д.П. Платонова, П.С. Сорокин, Б.М. Таловская, И.Д. Фрумин. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. С. 57.
12. Гусарова А. «Мягкая сила» России в Казахстане и Центральной Азии: как выполняет свои цели Россотрудничество? [Электронный ресурс]. URL: http://caa-network.org/archives/9305
13. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей Школы Экономики. М.: НИУ ВШЭ. 2018. С. 106.
14. Джанин Грегерсен-Херманс. Организационные возможности университетов как слабое звено в развитии межкультурных компетенций. // Международное высшее образование. 2015. №78. С. 14–16.
15. Долинский А. В. Образовательные обмены в публичной дипломатии: российский и зарубежный опыт // Вестник МГИМО (У). 2014. № 2 (35). С. 56–62.
16. Жариков Е.П. Новые возможности и реалии развития экономики Дальневосточного региона // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. 2015. № 1 (34). С. 9–23.
17. Караганов С.А., Макаров И.А. Поворот на Восток: итоги и задачи // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 8. № Supplement. С. 6–10
18. Краснова Г. А. Интернационализация образования в России и в мире. // Аккредитация в образовании. 2016. №92. С. 68–70.
19. Куприянова-Ашина В. Интернационализация высшего образования: российские подходы // Международные процессы. 2016. Т. 11, № 2 (33). С. 87–88.
20. Лебедева М. М. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО (У). 2015. № 6. С. 200–205.
21. Макарова М.Н. Соломенников В.С. Болонский процесс: мнения и ожидания // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 106-109.
22. Наумов А. «Мягкая сила» и «умная сила». Внешнеполитический опыт США // Стратегия России. № 1. 2016. С. 57–64.
23. Павлюткин И.В. Университеты, рейтинги и рынок: институциональные эффекты ранжирований в поле высшего образования // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 25-41.
24. Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб./Росстат. M., 2017. С. 145
25. Тарасюк А. Россия и Китай: межрегиональное и приграничное сотрудничество. Проблемы, приоритеты, перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 8. С. 95–99.
26. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО. 2015. №4 С. 85-93
27. Треблей К. Интернационализация: формирование стратегий в национальном контексте // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т.5. №3. С. 110-168.
28. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты. Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. С. 93.
29. Тубеков М. О., Касымбеков А. С. Автоматизированная информационная система «Университет» // Молодой ученый. 2017. №11. С.47-51
30. Фоминых А. «Мягкая мощь» обменных программ // Международные процессы. Цикл расхождений в мировой системе. 2014. Т. 6, № 1 (16). С. 76–80.
31. Фоминых А.Е. Российские университеты на образовательных рынках центральной Азии: публичная дипломатия, сотрудничество и конкуренция // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 6 (32). С. 28-31.
32. «Мягкая сила» пока применяется Россией в мире не в тех объемах, которые необходимы URL: https://http://tass.ru/politika/5184987
33. В Узбекистане появятся филиалы пяти российских ВУЗов // Новостное агентство Sputnik – Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sputniknews-uz.com/society/20180224/7585875/v-uzbekistanepoyavatsa-filiali-pati-rossiyskih-institutov.html
34. Васильева предложила поддержать только шесть вузов из программы «5-100» [Электронный ресурс] // ТАСС: информ. агентство 2017. 4 окт. Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4616824
35. Гацко М.Ф. Мягкая сила: тактические и стратегические угрозы, пути противодействия [электронный ресурс]//Ногинский филиал РАНХиГС. 27.02.2017. Режим доступа: http://nog.ranepa.ru/sveden/posobia/27.02.2017%20gacko.pdf
36. Жидков А.А. - помощник ректора ГУ ВШЭ. Октябрь 2018 г. презентация; код доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FUMO/200000/Meeting 04102018 l.pdf
37. Интеграционный барометр ЕАБР-2017 // Евразийский банк развития [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/upload/iblock/0dc/EDB-Centre_2017_Report-46_EDB-Integration-Barometer_RUS_1.pdf
38. Китай принимает больше всего иностранных студентов. – 04.04.2018 // World News. – URL: https://dknews.kz/silk-road/68581-kitaj-prinimaet-bolshe-vsego-inostrannykh-studentov.html
39. Косачев К.И. Межпарламентский союз и Россия: история сквозь века // Официальный сайт Комитета Государственной Думы по международным делам. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: http://interkomitet.ru/press-centr/publikacii-i-doklady/statya-konstantina-kosacheva-mezhparlamentskij-soyuz-i-rossiya-istoriya-skvoz-veka/
40. Линдт М. «Пять из ста» [Электронный ресурс] // «Эксперт Online»: информ.-аналит. агентство. М., 2017. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2016/08/pyat-iz-sta/
41. Нарышкин: создание сетевого университета ЕАЭС может оказать содействие решению ряда задач // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/obschestvo/3196525
42. Новые крепостные. 8 июля миллионы мигрантов и студентов-иностранцев в России разом лишатся права на свободное передвижение: что происходит? – 06.07.2018 // Новая газета. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/06/77057-velikoe-perevselenienarodov
43. Официальный сайт для отбора иностранных граждан для обучения в России [Электронный ресурс]. URL: https://russia.study/ru
44. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» URL: https:// https://minec.astrobl.ru/ru/document/pasportprioritetnogo-proekta-razvitie-eksportnogo-potencialarossiiskoi-sistemy
45. Расинский П. «Потемкинская деревня номер 5–100» [Электронный ресурс] // «Красная весна»: информ. агентство. М., 2016. Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/article/potemkinskaya-derevnya-nomer-5-100/
46. Ректор РУДН ожидает весомого роста доходов от проекта "Экспорт образования". – 22.05.2018 // РИА-Новости. URL: https://ria.ru/abitura_rus/20180522/1521078066.html.
47. Российское образование мирового класса! [Электронный ресурс] // «Проект 5-100»: информ. портал Минобрнауки РФ, М., 2017. Режим доступа: https://5top100.ru/about/more-about/
48. Россия занимает 7-е место по количеству иностранных студентов среди стран мира. – 05.06.2018 // Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/6/5/analitycs/3527-rossiya_zanimaet_7_e_mesto_po_kolichestvu_inostrannyh_studentov_sredi_stran_mira
49. Сетевой университет СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ido.rudn.ru/su_sng/
50. Универсал или узкий специалист // Фармацевтический вестник. 2018. №40 (953) // https://pharmvestnik.ru/articles/Universal-ili-uzkii-specialist.html
51. Университет Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://uni-sco.ru/news/65/2018_03_02.html
52. Утверждён паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». – 08.06.2017 // Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/news/28013/.
Вопрос-ответ:
Какие официальные структуры РФ и организации осуществляют политику мягкой силы в сфере образования России?
Официальные структуры и организации, осуществляющие политику мягкой силы в сфере образования России, включают Министерство науки и высшего образования, Россотрудничество, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и другие организации, такие как Российская академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований и Российская академическая наука.
Какие программы РФ существуют в сфере образования?
В сфере образования России существуют различные программы, включая программу "Россия - страна возможностей", которая направлена на привлечение иностранных студентов для обучения в российских университетах. Также есть программы для поддержки российских студентов за рубежом, программы академической мобильности, программы сотрудничества с зарубежными университетами и множество других программ, способствующих развитию образования в России и укреплению международных связей в этой сфере.
Какие российские университеты являются проводниками политики мягкой силы?
В качестве проводников политики мягкой силы выступают различные российские университеты. Некоторые из них входят в список ведущих университетов России, таких как МГУ имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" и другие. Они активно привлекают иностранных студентов, проводят совместные исследования с зарубежными вузами, организуют международные конференции и обучающие программы, что способствует укреплению связей с другими странами и созданию положительного имиджа России в области образования.
Что такое мягкая сила в контексте образования?
Мягкая сила в контексте образования – это способ использования образовательных ресурсов, программ и университетов для достижения политических и внешнеполитических целей государства. Она позволяет формировать позитивное восприятие страны за рубежом и укреплять её геополитическую позицию.
Какие организации в России осуществляют политику мягкой силы в сфере образования?
В России политику мягкой силы в сфере образования осуществляют различные организации и структуры, включая Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Россотрудничество, Российский союз молодежи и другие. Они разрабатывают программы обмена студентами, организуют проведение конкурсов, форумов и мероприятий, направленных на привлечение международных студентов и распространение российской культуры.
Каков потенциал российского образования как инструмента мягкой силы?
Потенциал российского образования как инструмента мягкой силы огромен. Россия обладает множеством учебных заведений высшего образования, которые предлагают широкий спектр образовательных программ на различных языках. Кроме того, страна имеет потенциал в области научных исследований, инноваций и технологий, что делает её образовательную систему привлекательной для иностранных студентов и ученых.
Как образование влияет на создание позитивного имиджа государства?
Образование является одним из ключевых факторов в формировании позитивного имиджа государства. Высокое качество образования и наличие университетов с хорошей репутацией способствуют привлечению иностранных студентов, ученых и исследователей, что улучшает международное восприятие страны. Кроме того, образование может быть использовано как инструмент дипломатии и культурного обмена, что способствует укреплению внешних связей и созданию позитивного образа.
Какие организации осуществляют политику мягкой силы в сфере образования России?
В России политику мягкой силы в сфере образования осуществляют различные организации, включая Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Россотрудничество, а также российские университеты и научные центры.
Какие программы в сфере образования имеются в России?
В России существуют различные программы в сфере образования, направленные на развитие мягкой силы государства. Некоторые из них включают программы обмена студентами, культурные и образовательные проекты, гранты на исследования и участие в конференциях, поддержку российских университетов и другие.
Каким образом университеты могут быть проводниками политики мягкой силы?
Университеты могут быть проводниками политики мягкой силы путем развития международного сотрудничества, привлечения иностранных студентов и преподавателей, организации обменных программ, участия в международных конференциях и проектах, а также развития культурных и научных связей с другими странами.
Как образование может влиять на создание позитивного имиджа государства?
Образование, как инструмент мягкой силы, может способствовать созданию позитивного имиджа государства путем привлечения иностранных студентов, преподавателей и исследователей, развития образовательных программ высокого качества, участия в международных образовательных проектах и распространения российских достижений в области образования.
В чем заключается потенциал российского образования как инструмента мягкой силы?
Потенциал российского образования как инструмента мягкой силы заключается в высоком уровне образования, научных достижениях, развитии культуры и искусства, а также в возможности привлечения иностранных студентов и ученых. Российские университеты и научные центры могут служить мостами в установлении диалога и сотрудничества между странами.