Потребление молодежи в сфере культуры и отдыха: социологический анализ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 114 114 страниц
  • 67 + 67 источников
  • Добавлена 25.06.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА В СОЦИОЛОГИИ 8
1.1 Потребление молодежи в сфере культуры и отдыха как социологическая категория 8
1.2 Современные социологические исследования потребления молодежи в сфере культуры и отдыха 20
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА 36
2.1 Анализ современного состояния потребления молодежи в сфере культуры и отдыха 36
2.2 Интерпретация результатов социологического исследования потребления молодежи в сфере культуры и отдыха 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87

Фрагмент для ознакомления

присутствует у современной молодёжи города Казань также упадок массовой культуры, вызванный расширением применения практик манипуляции сознанием молодёжи через средства СМИ, рекламы и т.д. Так, 44,9% - опрошенных респондентов посещают учреждения культуры только за компанию с родственниками и друзьями, а 41,9% опрошенных респондентов - отметили, что посещают учреждения культуры для того, чтобы весело провести время и только 11,6% - рассматривают посещение учреждений культуры как способ провести время в сфере культуры и искусства. Всего 46,0% опрошенных респондентов интересуются содержательным досугом, который могут предложить учреждения культуры и при ответе на вопрос: «Какую цель Вы преследуете, отправляясь в культурное заведение?» в качестве мотивов указали - стремление узнать что-то новое, расширить свой кругозор.Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления культуры и отдыха может привести молодёжь города Казань к необдуманным решениям, и при формировании грамотности потребления молодежи в сфере культуры и отдыха необходимо установить непосредственную связь между получаемыми знаниями и их применением на практике, учитывать культурные потребности молодых людей и их материальные возможности, приучать к ответственности за решения потребления в области культуры и отдыха.Вложения в повышение грамотности потребления молодежи в области культуры и отдыха принесут наибольшую отдачу в стратегическом плане, так как это наиболее восприимчивый к обучению слой населения. Повышение грамотности потребления молодежи в сфере культуры и отдыха молодых людей будет иметь наиболее долгосрочный эффект – ведь у них впереди целая жизнь, то есть основы знаний, представлений и навыков закладываются сразу у целого нового поколения. Именно в раннем возрасте возможно заложить не только основы культуры потребления, но в том числе и стимулы к самообразованию на протяжении всей жизни, в данном случае, в сфере культуры и отдыха.Таким образом, необходимо создание целостной системы повышения грамотности потребления молодежив сфере культуры и отдыха, что будет своеобразным ключом для культурной модернизации экономики России, и возможностью к существенным изменениям в ресурсах развития молодежи, в способах обращения с этими ресурсами, социальных рисках и в факторах, которые их определяют.Важным выводом в исследовании стало положение о том, что потребительское поведение молодежи в сфере культуры и отдыха, в высокой степени ограниченно потребительскими ресурсами, и его определяют интересы и практики семьи и воздействие внесемейных факторов, что в значительной степени характерно для городских студентов. Глобальное информационное поле с таким мощным агентом формирования массового сознания и поведения, как реклама, становится пространством, во многом неконтролируемым со стороны взрослых и активно воздействующим на потребительские установки и ценности молодежи, следовательно органом муниципальной власти города Казань, необходимо учитывать этот факторпри создании целостной системы повышения грамотности потребления молодежив сфере культуры и отдыха.Спасибо за внимание. Доклад окончен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азархин А. В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. — К.: Наукова думка, 1990. — С. 33.
2. Аленькова Ю.В., Данилевич С.А. Культурология. — Могилев: МГУ им. Кулешова, 2012. — 256 с.
3. Артемьев А.И. Социология личности. – М. Академия - 2017. 136 с.
4. Багдасарьян Н.Г. Культурология — М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. — 495 с.
5. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.
6. Боброва Г.В. Экономика социально-культурной сферы: учебнометодическое пособие по специальности «Социально-культурная деятельность». Ч.1. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2007. – 55 с.
7. Васьков М.А., Воденко К.В., Самыгин С.И., Чернобровкина Н.И., Черных С.С., Шевченко О.М. Экономическая социология. М., 2016. 252 с.
8. Викулов А.К. Социально-политические ориентации российской молодёжи: особенности формирования и развития в обществе потребления. М., 2016. С. 102.
9. Вишневский Ю.Р. Социология молодежи / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург, 2011. – 216 с.
10. Воденко К.В. Социология молодёжи / Воденко К.В., Черных С.С., Самыгин С.И., Самыгин П.С. - М., 2017. С. 31.
11. Галкина Д.В. Социализация российской молодежи в контексте теории пространственно-временной динамики социализационного процесса // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. №1. с.248-252.
12. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л. М. - М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
13. Голова А.Г. Управление потребительским поведением молодежи в условиях мегаполиса: автореф. дис. …канд социол. наук / А.Г. Голова. – М., 2010. – 22 с.
14. Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / отв. ред. Горшков М.К., Петухов В.В. М., 2015. 432 с.
15. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). В 2 т. Т. 2. М., 2016. 496 с.
16. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Прогресс 2016. - 152 с.
17. Гуськов И.А., Хунагов Р.Д., Баранов А.А., Волков Ю.Ю. Экономическая социология. Ростов н/Д., 2015. 203 с.
18. Дементьева И.Ф. Социально-экономическое положение семьи и проблемы социализации детей // Модернизация социальной структуры российского общества / отв. ред. 3. Т. Голенкова. — М.: ИС РАН, 2008.
19. Дробышева Т.В. Экономическая социализация личности: ценностный подход. М., 2013. 320 с.
20. Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность в контексте современных цивилизационных процессов // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: М., МГУКИ, 2012. – Вып.12. С. 27–28.
21. Зубок Ю.А. Культура в жизни молодёжи: потребность, интерес, ценность // Ю.А. Зубок, В.И. Чупров Весник социологии. № 4 Том 1. 2018. - 546 с.
22. Ильин А.Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление. Омск, 2014. 208 с.
23. Ильин В.И. Быт и бытие молодёжи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. [Текст] / Ильин В. И СПб.: Интерсоцис, 2016. 388 с.
24. Ильин В.И. Потребление как дискурс: учеб. пособие / В.И. Ильин. – СПб.: Интерсоцис, 2018. – 446 с.
25. Ильин В.И. социальная структурация повседневности общества потребления. [Текст] / Ильин В. И. СПб.: Интерсоцис, 2016. 388 с.
26. Козырева П.М., Низамова А.Э., Смирнов А.И. Потребление и досуг молодёжи в России // Россия и Китай: молодёжь XXI века. М., 2014. С. 149–169.
27. Лопанова Е.В. Демонстративное поведение молодежи города Краснодар (на примере потребительских предпочтений) // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3. – С. 53.
28. Мищенко Я.П. Экономическое поведение российской молодёжи в условиях перехода к рынку // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 3. С. 148–154
29. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социокультурной сферы. - СПб: из-во Михайлова, 2016. – 324 с.
30. Мухина, З. З. Культурология / З.З. Мухина. - М.: ТНТ, 2012. - 440 c.
31. Омельченко Е. Культурные практики и стили жизни российской молодёжи в конце ХХ века 2014 // Рубеж, № 25, С. 142-161.
32. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5.
33. Сергеева Н.И. Формирование социальной компетентности российской молодежи Санкт-Петербурга: Дис. … к-та соц. наук. – Санкт-Петербург, 2013.
34. Солонин, Ю. Н. Культурология: учебник для вузов / Ю. Н. Солонин; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 566 с.
35. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ: учеб. пособие / Ред. В.А. Ядов. - М.: Флинта; М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. - 583 с.
36. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М.: МГУКИ, 2016.-224 с.
37. Сушко А.В. Особенности социализации российской молодежи в современном российском обществе // Человек, общество, культура. Под редакцией Е.В. Панченко. Из-во: Центр научного знания «Логос», Ставрополь, 2014с. 53-72.
38. Тульчинский Г.Л. Total branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. СПб., 2013. 279 с.
39. Тумайкин И.В. Идеология потребления как результат интериоризации идеологем западной культуры // Гуманитарий Юга России. 2012. № 2. С. 72–80
40. Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России. Риски современной России // Вестник Института социологии. 2013. - №7. – С. 60.
41. Чарная И.В. Введение в экономику культуры. – М.: МГУКИ, 2016. – 126 с.
42. Чижикова Л.Н. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / Под ред. В.М. - М.: МГУК, 2012. - 188 с.
43. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодёжи. М., 2011. С. 45.
44. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии. М., 2009. 176 с.
45. Шадрина С.В. Потребительское поведение российской молодежи: основные факторы влияния // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. №2. Стр.53 - 91
46. Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М., 2013. 93 с.
Интернет-ресурсы:
47. Аналитический обзор рынка российского современного искусства [Электронный ресурс] // InArt. База данных и аналитика российского современного искусства. Режим доступа: https://in-art.ru/analytical-review/2018/ (дата обращения: 26.03.2019)
48. Атлас рынка легальных видеосервисов России 2015–2021 гг. Итоги 2017 года [Электронный ресурс] // JSON.TV. 2018. Март. Режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/atlas-rynka-legalnyh-videoservisov-rossii-2015-2021-gg-itogi2017-goda-20180328050726 (дата обращения: 26.03.2019)
49. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2017–2021 годы [Электронный ресурс] // PwC в России. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/assets/media-outlook-2017-rus.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
50. Голова А.Г. Потребительское поведение как индикатор социальных трансформаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knu.znate.ru/docs/index-482392.html (дата обращения: 20.04.2019)
51. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 2018. Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017/bookmarket/main/custom/0/0/file.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
52. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_expression.shtml (дата обращения: 26.03.2019)
53. Молодёжь и молодёжная политика в России в контексте глобальных тенденций [Электронный ресурс] Режим доступа: доклад о положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в российской федерации. – Режим доступа: https://fadm.gov.ru/docs?page=1. (Дата обращения: 16.04.2019)
54. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2018 году [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id8180 (дата обращения: 26.03.2019)
55. Радиовещание в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017/teleradio/main/custom/00/00/file.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
56. Рунет подвел итоги года [Электронный ресурс] // Российская ассоциация электронных коммуникаций. Режим доступа: https://raec.ru/live/raec-news/10766/ (дата обращения: 26.03.2019)
57. Рынок платного ТВ – предварительные итоги 2018 года [Электронный ресурс] // ТМТ Консалтинг. Режим доступа: http://tmt-consulting.ru/wp-content/uploads/2019/02/ТМТ-обзор-Pay-TV-2018-предв.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
58. Рынок проектных работ: перезагрузка [Электронный ресурс] // Маркетинговое агентство Simple Analytics. Режим доступа: http://simple-analytics.com/simple-fresh/rynok-proektnyh-rabot/ (дата обращения: 26.03.2019)
59. Рынок ШПД B2C – 2018 [Электронный ресурс] // ТМТ Консалтинг. Режим доступа: http://tmt-consulting.ru/wp-content/uploads/2018/02/ТМТ-обзор-ШПД-2017.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
60. Статистические данные по видам учреждений культуры, искусства и образования за 2018 год [Электронный ресурс] // Сервер отраслевой статистики Минкультуры России. Режим доступа: https://stat.mkrf.ru/indicators/ (дата обращения: 26.03.2019)
61. Статистические данные по РФ [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/ (дата обращения: 26.03.2019)
62. Телевидение в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017/teleradio/main/custom/00/0/file.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
63. Экономика Рунета 2018 [Электронный ресурс] // Российская ассоциация электронных коммуникаций. Режим доступа: http://raec.ru/upload/files/de-itogi_booklet.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
64. 2018 Global Games Market Report [Электронный ресурс] // Scribd. Режим доступа: https://ru.scribd.com/document/382257009/Newzoo-2018 (дата обращения: 26.03.2019)
65. Creative Industries [Электронный ресурс] // UNESCO. Режим доступа: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/creativity/creative-industries/ (дата обращения: 26.03.2019)
66. The Economy of Culture in Europe [Электронный ресурс] // European Commission. 2006. Октябрь. Режим доступа: http://ec.europa.eu/assets/eac/culture/library/studies/cultural-economy_en.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
67. UNESCO и Цели устойчивого развития [Электронный ресурс] // UNESCO. Режим доступа: https://ru.unesco.org/sdgs (дата обращения: 26.03.2019)

Вопрос-ответ:

Что изучает данная статья?

Данная статья изучает потребление молодежи в сфере культуры и отдыха и проводит социологический анализ этого явления.

Каковы теоретические основы изучения потребления молодежи в сфере культуры и отдыха?

Теоретические основы изучения потребления молодежи включают в себя рассмотрение потребления как социологической категории и анализ современных исследований в этой области.

Какие современные социологические исследования существуют на тему потребления молодежи в сфере культуры и отдыха?

Существует множество современных социологических исследований, которые изучают потребление молодежи в сфере культуры и отдыха. Они исследуют, например, предпочтения в музыке, фильмах, театре, спорте и других формах культурного и отдыхового потребления.

Что такое специфика потребления молодежи в сфере культуры и отдыха?

Специфика потребления молодежи в сфере культуры и отдыха отличается от потребления других возрастных групп. Молодежь обладает своими особыми предпочтениями и интересами, которые влияют на их выбор культурных и отдыховых форм.

Каково современное состояние потребления молодежи в сфере культуры и отдыха?

Современное состояние потребления молодежи в сфере культуры и отдыха подразумевает широкий спектр интересов и выбора. Молодежь предпочитает различные формы культурного и отдыхового потребления, такие как походы в кино, на концерты, посещение спортивных мероприятий, активный отдых на природе и другие.

Что такое потребление молодежи в сфере культуры и отдыха?

Потребление молодежи в сфере культуры и отдыха - это процесс, в ходе которого молодые люди удовлетворяют свои потребности и желания в различных культурных и развлекательных мероприятиях. Это может быть посещение концертов, кино, театра, участие в спортивных мероприятиях, путешествия и многое другое.

Какие исследования проводятся в области потребления молодежи в сфере культуры и отдыха?

На сегодняшний день проводится множество исследований, посвященных анализу потребления молодежи в сфере культуры и отдыха. Они позволяют выявить предпочтения и интересы молодежи, понять, что влияет на их выбор в сфере культуры и отдыха, изучить особенности потребления в различных социокультурных контекстах и т.д.

Какова специфика потребления молодежи в сфере культуры и отдыха?

Потребление молодежи в сфере культуры и отдыха имеет свои особенности. Одна из них - это высокая динамичность и изменчивость предпочтений и интересов молодых людей. Они быстро переходят от одного вида развлечений к другому, и их выбор может быть сильно зависим от модных тенденций и социальной принадлежности.

Какой анализ проводится современного состояния потребления молодежи в сфере культуры и отдыха?

Современный анализ состояния потребления молодежи в сфере культуры и отдыха включает изучение различных аспектов, таких как предпочтения и интересы молодых людей в различных сферах культуры и отдыха, факторы, влияющие на их выбор, социокультурные контексты, в которых происходит потребление и т.д. Такой анализ позволяет лучше понять потребности молодежи и разработать эффективные стратегии развития культурно-развлекательной индустрии.

Какие теоретические основы изучения потребления молодежи в сфере культуры и отдыха существуют?

Изучение потребления молодежи в сфере культуры и отдыха имеет теоретические основы в социологии. Одна из основных теорий - это теория потребления, которая исследует мотивы и механизмы, которые стимулируют молодежь к потреблению различных культурных товаров и услуг. Также важными теоретическими основами изучения потребления молодежи являются теории социализации, социокультурные подходы и теория культурного капитала.

Какие исследования по потреблению молодежи в сфере культуры и отдыха существуют?

Существует множество исследований, посвященных потреблению молодежи в сфере культуры и отдыха. Некоторые из них исследуют предпочтения и интересы молодежи в различных областях культуры, таких как кино, музыка, литература и театр. Другие исследования анализируют влияние социально-экономических факторов на потребление молодежи в сфере культуры и отдыха. Также существуют исследования, которые оценивают влияние новых технологий на сферу культуры и отдыха молодежи.

Какова специфика потребления молодежи в сфере культуры и отдыха?

Потребление молодежи в сфере культуры и отдыха имеет свою специфику. Молодежь обладает своими предпочтениями и интересами, которые могут отличаться от других возрастных групп. Они часто ориентируются на новейшие тренды в различных областях культуры и отдыха. Молодежные потребители также проявляют большую гибкость и склонность к экспериментам в выборе культурных товаров и услуг. Они активно используют новые технологии и социальные медиа в своем потреблении, что создает дополнительные возможности и вызовы.