Правовое регулирование отношений на розничном рынке электрической энергии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Гражданское право
  • 79 79 страниц
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 30.06.2010
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава 1. Развитие розничного рынка электрической энергии в РФ
1.1. Этапы, реформы развития розничного рынка электрической энергии в РФ
1.2. Современная модель розничного рынка электрической энергии

Глава 2. Система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения на розничном рынке электрической энергии

Глава 3. Правоотношения с участием субъектов на розничном рынке электрической энергии
3.1. Абонентские отношения на розничном рынке электрической энергии
3.2. Субабонентские отношения на розничном рынке электрической энергии

Заключение
Список используемой литературы и источников
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Фрагмент для ознакомления

Гражданский кодекс РФ урегулировал отношения между абонентом и субабонентом по иному принципу, а именно согласно статье 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Следовательно, законодатель сформулировал право, а не обязанность абонента вступать в отношения с субабонентами, что на практике создает массу проблем. Столь диспозитивный характер данной нормы дает право абоненту отказываться от заключения договора. Тем более что в противном случае абонент будет нести дополнительное бремя расходов на обслуживание сетей и оборудования с учетом необходимости передачи энергии субабонентам.
Отказ абонентов вступать в договорные отношения с субабонентами имеет также и достаточное правовое обоснование. Этим правовым обоснованием является тот факт, что закон не устанавливает правовую форму отношений между абонентами и субабонентами. Абонент выполняет лишь функцию передачи энергии, тогда как ГК РФ в отношении энергоснабжающей организации использует терминологию: "энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту энергию". Следовательно, договор между абонентом и субабонентом, в отличие от отношений между абонентом и энергоснабжающей организацией, не носит публичного характера, и абонент передачу энергии в качестве своей основной деятельности не имеет. Судебная практика по делам о понуждении заключения договора энергоснабжения различна.
ООО "Управляющая компания жилищного фонда "Реванш" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к ОАО "Хакасская генерирующая компания" о понуждении к заключению договора теплоснабжения. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие "Абаканские тепловые сети".
Решением суда первой инстанции от 22 ноября 2006 г. в удовлетворении иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 22 января 2007 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Управляющая компания жилищного фонда "Реванш" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой.
Как полагал заявитель кассационной жалобы, абонент имеет право выбора энергоснабжающей организации. Наличие договорных отношений с МП "Абаканские тепловые сети" не препятствует обращению к ОАО "Хакасская генерирующая компания" к заключению публичного договора. Кроме того, собственником присоединенных сетей являлось муниципальное образование "Город Абакан". Таким образом, МП "Абаканские тепловые сети" вообще не вправе заключать подобные договоры, поскольку не является сетевой организацией, в ведении которой находятся сети. Оно не вправе выдавать технические условия на подключение и отключение абонентов.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
В Арбитражный суд Краснодарского края обратилось ОАО "Очистные со оружения канализации" с иском к ОАО "Кубаньэнергосбыт" в лице Усть-Лабинского филиала "Кубаньэнергосбыт" об обязании заключить договор энергоснабжения. Ответчиком в адрес истца был направлен проект договора энергоснабжения, составленный на основании Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. (далее - Правила). Истец подписал договор энергоснабжения с протоколом разногласий и направил его ответчику. Письмом ответчик направил истцу протокол согласования разногласий по договору энергоснабжения от 01.11.2006, в котором частично пункты согласился изложить в редакции истца, с остальными оспариваемыми пунктами договора ответчик не согласился. Таким образом, при заключении договора энергоснабжения между сторонами возник спор по содержанию условий заключаемого договора. Истец, воспользовавшись правом, предоставленным ч. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, передал разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
При определении условий договора энергоснабжения подлежат применению положения Постановления Правительства РФ от 31.08.06 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования" (далее - Правила), вынесенного в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Руководствуясь ст. ст. 167, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд исковые требования ОАО "Очистные сооружения канализации", г. Усть-Лабинск, удовлетворил.
Таким образом, возникает необходимость в определении правовой квалификации обозначенных отношений. Суть данных договорных отношений сводится к тому, что субабонент пользуется энергосетями абонента и принимает энергию от энергоснабжающей организации через его же сети. Таким образом, мы можем говорить, что между абонентом и субабонентом отсутствуют отношения по купле-продаже энергии. Некоторые авторы придерживаются мнения о том, что отношения между абонентом и субабонентом вообще не урегулированы и лишь обозначены в ГК РФ. При этом не понятно, какой же позиции должны придерживаться суды, решая споры и защищая интересы субъектов данных отношений.
В дореформенный период развития электроэнергетики особенности субабонентских отношений предопределялись применявшейся ранее структурой договорных связей. Основной договорной конструкцией на розничном рынке являлся договор энергоснабжения. Квалифицирующий признак данного договора (снабжение электроэнергией через присоединенную сеть) во многом обусловливал применение субабонентских договоров, поскольку не все субабоненты имели возможность получать электроэнергию от энергоснабжающих организаций через присоединенную сеть. Данный признак также определял характер субабонентских договоров, поэтому абонент в этих договорах выполнял роль энергоснабжающей организации в отношении субабонентов.
Очевидно, что субабонентские отношения будут оставаться широко распространенными и в рамках целевой модели розничного рынка. Однако большинству договорных конструкций, применяемых на розничных рынках, не свойствен признак снабжения через присоединенную сеть. Вместе с тем нельзя не учитывать общие требования нового законодательства, предъявляемые к отношениям, связанным с реализацией и передачей электроэнергии. Поскольку для отношений потребителей с субабонентами законом не устанавливается специальных правил, представляется, что на них распространяется общий запрет на совмещение монопольных и конкурентных видов деятельности. В связи с этим в новых условиях субабонентские отношения не смогут строиться по модели договора энергоснабжения.
В соответствии с п. 75 проекта Правил функционирования розничных рынков потребителям, которые осуществляют электроснабжение субабонентов, предлагается провести организационное обособление видов деятельности по передаче и реализации электроэнергии либо передать сетевой организации право оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих данным лицам объектов электросетевого хозяйства. Представляется, что структура договорных связей по электроснабжению субабонентов будет строиться в зависимости от выбора основным потребителем одного из следующих вариантов действий.
1. Основной потребитель имеет возможность продолжать осуществлять электроснабжение субабонентов при проведении организационного обособления видов деятельности по передаче и реализации им электроэнергии. В данном случае ему будет необходимо провести реорганизацию в виде выделения своих энергосбытовых отделов, которые будут функционировать как самостоятельные организации. При этом сам потребитель сохранит возможность осуществлять передачу электроэнергии по своим сетям другим абонентам, т.е. получит статус территориальной распределительной сетевой организации.
2. Основной потребитель может осуществлять перепродажу приобретаемой электроэнергии субабонентам при прекращении осуществления деятельности по передаче электроэнергии. В этом случае основной потребитель будет выступать в роли энергосбытовой организации (энерготрейдера) по отношению к другим потребителям (субабонентам). Для этого потребителю необходимо передать магистральной сетевой компании право оказания услуг по передаче электроэнергии другим потребителям в порядке ст. ст. 7, 8 ФЗ "Об электроэнергетике" либо образовать в порядке реструктуризации самостоятельную территориальную распределительную сетевую организацию.
Указанные два варианта являются приемлемыми в основном для оптовых потребителей - перепродавцов.
3. Основной потребитель оказывает субабоненту только услуги по передаче электроэнергии. Принимая во внимание основной признак субабонентского договора - передачу абонентом электроэнергии через присоединенную сеть субабонентам (ст. 545 ГК РФ), заключение между ними договора транспортировки электроэнергии становится самым простым решением.
Рассмотренные варианты построения структуры договорных связей свидетельствуют об изменении роли и природы субабонентских договоров в новых условиях. Теперь содержание субабонентских отношений будет сводиться к оказанию абонентом услуг субабонентам по передаче электроэнергии по принадлежащим абоненту сетям, а субабонентский договор по существу представляет собой договор оказания услуг по передаче электроэнергии.
Между тем нельзя не заметить, что субабонентские договоры обладают определенной спецификой по сравнению с иными договорами оказания услуг по передаче электроэнергии, предусматриваемыми законодательством, и что данная специфика, как правило, не принимается во внимание большинством современных исследователей.
Прежде всего, специфика субабонентских договоров связана с их субъектным составом, поскольку основной абонент не обладает статусом сетевой организации. Вместе с тем в литературе высказываются пожелания о распространении на основного потребителя норм, регулирующих деятельность территориальных сетевых организаций. С таким предложением невозможно согласиться. Потребитель может оказывать услуги по передаче электроэнергии субабонентам, сети которых имеют технологическое присоединение к сетям потребителя. Однако это не означает, что оказание подобного рода услуг ограниченному количеству лиц станет для потребителя основным видом деятельности (в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии сетевые организации - это коммерческие организации, основными видами деятельности которых являются оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, а также осуществление мероприятий по технологическому присоединению). Тем более далеко не всегда потребитель будет являться коммерческой организацией. Реализация данного предложения приведет к необходимости признания в качестве территориальной сетевой организации огромного количества потребителей, что представляется недопустимым, поскольку в значительной степени осложнит их положение. Потребители при оказании услуг субабонентам будут осуществлять деятельность по эксплуатации принадлежащих им электросетей. Поэтому при заключении договора с субабонентом для потребителя становится необходимым получение лицензии, поскольку данный вид деятельности в соответствии с законодательством подлежит лицензированию.
В целях избежания получения лицензии в литературе предлагается применение в регулировании отношений потребителей и субабонентов конструкции договора аренды.
Принципиальное отличие правового положения потребителей и сетевых организаций заключается в том, что заключение договоров оказания услуг по передаче электроэнергии является обязательным для сетевых организаций (п. 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии), тогда как в отношении потребителей действующее законодательство не устанавливает подобной обязанности. Это обстоятельство является еще одной характерной особенностью субабонентских договоров.
Таким образом, в механизме функционирования целевой модели розничных рынков становится невозможным не только существование, но даже исполнение обязанности потребителей заключать с субабонентами договоры, по своей конструкции аналогичные договору энергоснабжения.
Однако представляется, что даже норма об обязательности заключения субабонентских договоров о передаче электроэнергии отсутствует в действующем законодательстве не случайно. В новых условиях потребитель имеет возможность заключить договор реализации электроэнергии с любой энергосбытовой организацией, а не только с энергоснабжающей организацией, к электросетям которой присоединены его энергоустановки. Для передачи приобретаемой электроэнергии потребитель может заключить договор оказания услуг с различными сетевыми организациями (магистральными и распределительными).
Таким образом, подводя итог настоящему разделу следует отметить, что в дореформенный период развития электроэнергетики субабонентские отношения предопределялись тем, что договор энергоснабжения мог заключаться только при снабжении электроэнергией через присоединенную сеть, поэтому роль энергоснабжающей организации в отношении субабонента могла выполняться только абонентом. В новых условиях признак снабжения через присоединенную сеть перестает являться квалифицирующим для большинства договорных конструкций на розничном рынке, и потребители имеют возможность заключать договоры о реализации электроэнергии с любыми энергосбытовыми организациями вне зависимости от наличия присоединенной сети. При этом изменяется значение и правовая природа субабонентского договора. Учитывая положения нового законодательства, субабонентский договор представляет собой не договор энергоснабжения, а договор оказания услуг по передаче электроэнергии, который может заключаться лишь при наличии у абонента технологической возможности оказывать данные услуги и отсутствии у субабонента возможности заключить такой договор с сетевой организацией. Изменившаяся правовая природа данного договора должна найти отражение в ст. 545 ГК РФ.

Заключение



До принятия Федерального закона отношения по передаче электрической энергии через присоединенную сеть (комплекс технических устройств, посредством которых потребляется электроэнергия) регламентировались в основном нормами ГК РФ и заключаемыми на их основе договорами энергоснабжения, сторонами которых выступали коммерческие организации, именуемые энергоснабжающими, и абоненты (потребители энергии). Передача электроэнергии от энергоснабжающей организации абоненту (потребителю) производилась, как правило, электросетевой организацией в соответствии с договорами энергоснабжения или договорами возмездного оказания услуг, заключаемыми данной организацией с энергоснабжающей организацией либо абонентом (потребителем). Существовала также практика заключения трехсторонних соглашений, отвечающих признакам смешанных договоров, в которых роль электросетевых организаций сводилась к посреднической деятельности по передаче энергии от энергоснабжающей организации абоненту (потребителю). В целом же следует отметить, что стороны могли строить свои взаимоотношения по передаче энергии в рамках наиболее приемлемых для себя договорных конструкций.
В ходе реформирования в нашей стране электроэнергетики существовавшая система хозяйственных отношений в этой отрасли существенно трансформировалась: созданы новые инфраструктурные субъекты, коренным образом пересмотрены договорные связи на электроэнергетическом рынке. Одновременно с принятием Федерального закона от "Об электроэнергетике" установившего правовые основы указанных преобразований, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" нормам Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре снабжения электрической энергии был придан субсидиарный по отношению к специальному законодательству характер. В результате этого существенные изменения претерпела иерархия правовых актов, регулирующих договорные отношения по снабжению электрической энергией. Наивысшей юридической силой стали обладать нормы Федерального закона и иных законов, принимаемых в рассматриваемой сфере. Затем следуют положения подзаконных правовых актов, и, наконец, нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения применяются к отношениям по снабжению электрической энергией, "если законом или иными правовыми актами не установлено иное" (п. 4 ст. 539 ГК РФ). Кроме того, в 2003 г. путем выделения услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, услуг по передаче электрической энергии и услуг по передаче тепловой энергии были установлены новые границы действия правового режима регулирования естественных монополий в электроэнергетической отрасли (ст. 4 ФЗ РФ "О естественных монополиях"). Важно и то, что выделение услуг по передаче электрической энергии как естественной монополии, позволило гарантировать равный доступ продавцов и покупателей на рынок электроэнергии, осуществлять эффективное регулирование тарифов на передачу электроэнергии.
В настоящее время нормами Федерального закона «Об электроэнергетике» четко разграничивается оборот энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Определены субъекты данных рынков, а также складывающиеся между ними договорные связи.
В соответствии со статьей 21 ФЗ РФ "Об электроэнергетике" Правительством РФ Постановлением от 31 августа 2006 г. N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Внедряемая в результате реформирования электроэнергетики конкурентная модель розничных рынков электроэнергии определяет особый статус энергосбытовых компаний, которые становятся центральной фигурой во взаимоотношениях между потребителями электроэнергии с одной стороны и сетевыми организациями, поставщиками электроэнергии и инфраструктурными организациями оптового рынка с другой стороны. В соответствии с целевой моделью рынка электроэнергии на электросбытовые компании возложены функции по покупке электроэнергии (мощности) с конкурентного оптового рынка и ее продаже на розничных рынках. При этом, предусмотрены механизмы конкуренции, как при покупке электрической энергии и мощности с оптового рынка, так и при поставках электрической энергии потребителям на розничных рынках.
По замыслу реформаторов к 2014 г. должна исчезнуть прежняя монопольная структура электроэнергетики, и соответственно, перечень регулируемых тарифов на энергию значительно сузится, в частности, планируется, что цены на электрическую энергию будут свободными. Удастся ли реализовать эти замыслы на практике, покажет время.
Однако уже сегодня виден ряд упущений реформаторов, так, например, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни федеральные законы, регулирующие отношения по реформированию электроэнергетики, не решают вопрос о субабоненте. В Гражданском кодексе Российской Федерации субабоненту посвящена всего одна статья (ст. 545), в соответствии с которой абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Абонент нередко отказывается передавать энергию субабонентам, мотивируя это тем, что данная деятельность не является его основной деятельностью и не носит публичного характера. В Гражданском кодексе Российской Федерации передача энергии в данной статье по сетям абонента субабоненту сформулирована как право, а не как обязанность абонента. Отсутствует в Гражданском кодексе и других нормативных актах и определение субабонента. Как представляется, в Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии необходимо восполнить этот пробел, а также предусмотреть в законодательном порядке обязанность передачи абонентом энергии субабонентам по сетям абонента на возмездной договорной основе.
В соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается при наличии у потребителя энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.
Гражданский кодекс Российской Федерации не решает вопрос о технологическом присоединении энергетических установок потребителей к электрическим сетям.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" такое присоединение должно осуществляться на основе договора. Процедура присоединения энергетических установок потребителей к электрическим сетям, существенные условия договора, требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения должны быть разработаны Правительством Российской Федерации.
Закон устанавливает право любых юридических и физических лиц на технологическое присоединение своих энергетических устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении установленных правил такого присоединения. Отказ в технологическом присоединении при соблюдении указанных условий не допускается. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности и правила технологического присоединения к электрическим сетям определяет Правительство Российской Федерации.
Условия договоров об осуществлении технологического присоединения, за исключением индивидуальных технических условий, являются одинаковыми для всех юридических и физических лиц.
Можно считать, что договор о технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям является необходимым организационно-правовым основанием заключения договора энергоснабжения.
Таким образом, реформирование электроэнергетики не изменило сущность и природу договора энергоснабжения, хотя правила о данном договоре нуждаются в существенном совершенствовании. Изменения и дополнения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральным законом N 37-ФЗ, являются незначительными и не учитывают в полной мере происходящей реформы в сфере электроэнергетики.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит правила о договоре энергоснабжения, рассчитанные на снабжение потребителей энергией. Квалифицирующими признаками данного договора были и остаются специальный субъектный состав, наличие у потребителя присоединенной сети и другого необходимого оборудования и особый объект - энергия.
Однако, не смотря на все замыслы реформаторов, а также принятые входе реформ нормативно-правовые акты, сфера энергетики в целом и ее раздел о розничных рынках в частности, в настоящее время является наиболее разбросанной отраслью российского права. Зачастую, прежде чем разобраться в своих правах приходится изучить немалое количество нормативной базы, сложности создает и неоднозначная, зачастую очень противоречивая судебная практика. В связи с чем, полагаю законодательство РФ об «электроэнергетике» должно подлежать кодификации наряду с гражданским, налоговым и прочими отраслями российского права.
Список используемой литературы и источников
Нормативно-правовые источники



Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ - 17.04.1995- №16 - ст. 1316.
ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 2001 - N 33 (ч. 1).
Федеральный закон РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 23.11.2009) // Собрание законодательства РФ. - 31.03.2003 - №13 - ст. 1177.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" // Парламентская газета - № 58 - 29.03.2003.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации // Парламентская газета - №58 - 29.03.2003.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // Российская газета- № 292 - 31.12.2004.
Федеральный закон от 4 ноября 2007г. №250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России" // Собрание законодательства РФ - 05.11.2007 - № 45 - ст. 5427.
Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 220 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ – 1995 - № 10.
Указ Президента РФ от 28.04.1997г. Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий // Собрание законодательства РФ. 1997. N 18. Ст. 2132.
Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ - 16.07.2001 - №29 - ст. 3032.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 №109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (вместе с "Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации") // Собрание законодательства РФ - 01.03.2004 - ст. 791.
Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики // Собрание законодательства РФ - 11.09.2006 - № 37 - ст. 3876.
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" // Собрание законодательства РФ - 21.07.2008 - № 29 (ч. 2) - ст. 351.
Правила учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996). Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 N 1182. // Российские вести - № 215 - 14.11.1996.
Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12809/07 // СПС «КонсультантПлюс»
Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12948/07 // «КонсультантПлюс»
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 ноября 2007 г. N 14425/07 // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2003 N А58-5245/02-Ф02-3918/03-С2 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2007 N А74-2707/06-Ф02-2185/07 по делу N А74-2707/06 // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2008 N Ф08-3326/2008 по делу N А32-1394/2008-6/31 // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 N Ф04-1269/2008(1259-А70-28) по делу N А70-2650/9-2007 // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2009 N Ф04-1739/2009(3134-А75-23) по делу N А75-3583/2008 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 23.04.2010 по делу N А75-6019/2009 // СПС «КонсультантПлюс».



Специальная литература:
Абакшин А.Н., Пустовалова Е.Ю. Система гарантий надежного снабжения электроэнергией // Право и экономика – 2005 - №12 – С.17-21
Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М.: Статут, РАП, 2008. 368 с.
Андреева Л.В. Энергоснабжению - четкое правовое регулирование // Российская юстиция – 2001 - № 8 - С.37-39
Антощишен Р.А. Правовое положение субъектов розничного рынка электроэнергии в Российской Федерации // Право и экономика – 2008 - №12 – С.41-50
Архипченко А.Ю. Организационная структура электроэнергетики России: итоги реформирования // Энергетическое право – 2009 - №1 – С.13 – 18
Баев С., Иванюк Е. Правовые проблемы реформирования электроэнергетической отрасли // Энергорынок – 2006 - №11 – С.18-24
Вавилин Е.В. Осуществление прав и обязанностей по договору энергоснабжения. Саратов, 2007. С. 21
Вавилин Е.В. Организация договорных связей в отношениях по энергоснабжению // Предпринимательское право – 2009 - №1 – С. 21-23
Витрянский В.В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. N 3. С. 43
Гельман М.М. Антигосударственный переворот в РАО "ЕЭС России". Как его ликвидировать? // Промышленные ведомости – 2004 - № 14, С. 3-6.
Головщиков В.О. Пути решения некоторых проблем энергосбытовой деятельности // Экономика и финансы электроэнергетики. 2004. N 9. С. 161
Гончарова Е.В. Договор энергоснабжения в системе гражданско-правовых договоров // Право и политика – 2009 - № 3 – С.5-7
Гордеев О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 34
Договоры в предпринимательской деятельности (отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М.: Статут – 2008 – 250с.
Елизарова Н.В. Проблемы заключения договоров энергоснабжения с отдельными категориями // Юрист – 2008 - №1 – С.15-18
Жанэ А.Д. Договор энергоснабжения в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика – 2005 - № 8 – С.56-65
Захаров Ю.Ю. Правовые формы оборота электроэнергии в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика – 2005 - №7 – С. 23-27
Казенова Т.М. Развитие правового регулирования электроэнергетической отрасли в РФ // Энергетическое право – 2006 - №2 – С.7-11
Казусы реформы электроэнергетики // Право и экономика - 2009 -№1 – С.23-28
Колойда А.С. Правовая квалификация субабонентских отношений // Общество и право – 2009 - №2 – С.52-59
Кузовкин А. Фиктивный рынок электроэнергии и его обитатели // Промышленные ведомости – 2003 - № 17 - 18 (72 - 73) – С.3-6
Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада // Избр. труды. 300с.
Мальцева А. Модели энергоснабжения // ЭЖ-Юрист – 2008 - №10 – С.24-29
Матиящук С.В. Плата за жилье: механизм правового регулирования. М.: Юстицинформ, 2009 - 104с.
Мельников Н. Договор с субабонентом // ЭЖ-Юрист – 2003 - Нояб. - N 45 – С.17-19
Осипчук Е. Новая структура договорных отношений на энергетическом рынке России // Законность - № 8 – 2003 – С. 48 - 57
Осипчук Е.Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Дис. ... канд. юрид. Наук, 2005 - С.180
Правовое положение субъектов розничного рынка электроэнергии в Российской Федерации // Право и экономика – 2008 - № 12 – С.17-19
Реформа российской электроэнергетики: быть или не быть? Сценарии развития и отступления // Вести в электроэнергетике. – 2004 - № 6. С. 27-31
Рецлов С. Применение договора энергоснабжения в электроэнергетике и его правовое регулирование // Юрист – 2008 - № 9 – С. 3-12
Рецлов С.О. Проблемы оказания услуг по передаче электрической энергии в договоре энергоснабжения // Налоги (газета) – 2008 - №24 – С.3
Сафрыгина О. Предъявление прокурорами исков в арбитражный суд в защиту потребителей электроэнергии // Законность – 2010 - №1 - С. 22 – 23
Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006 - 253 с.
Свирков С.А. Субабонентский договор в целевой модели розничных рынков электроэнергии // Энергетическое право – 2006 - №1 – С. 2-4
Сенек А. Тариф на свет // ЭЖ-Юрист – 2005 - №33 – С.8-10
Черментеева Ю.П. Недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг, их урегулирование в законодательстве Российской Федерации, порядок и возможности решения разногласий между сетевыми организациями и потребителями услуг // Энергетическое право – 2006 - №2 – С.14-16
Приложение №1
Современная модель
розничного рынка электрической энергии


Приложение №2
Права, обязанности и ответственность
Гарантирующего поставщика

Субъект розничного рынка - гарантирующий поставщик Права Обязанности Ответственность Заключает договоры энергоснабжения.
Заключает договоры купли-продажи электроэнергии. Осуществляет поставку электроэнергии в зоне своей деятельности.
Представляет интересы своих покупателей перед третьими лицами.
Отказывается от заключения договора, если:
- отсутствует технологическое присоединение;
- точки присоединения потребителя находятся вне зоны его деятельности Осуществлять продажу электроэнергии.
Оказывать услуги по передаче электроэнергии.
Оказывать иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией.
Заключать со всеми субъектами одинаковые договоры.
Урегулировать отношения с системным оператором в отношении точек присоединения покупателей.
Заключить договоры на передачу электроэнергии с сетевыми компаниями. Должен представить сведения сетевым компаниям о наименовании и месте нахождения покупателя и о заключении, изменении и расторжении договора.
Подать документы на получение статуса субъекта оптового рынка.
Выполнять все требования, предъявляемые к субъекту оптового рынка.
Заключить договор купли-продажи электроэнергии с предыдущим гарантирующим поставщиком.
Обеспечивать покупателей электроэнергией.
Не допускать ухудшения своего финансового положения.
Не допускать снижения собственного капитала более чем на 20%, не ухудшать качество банковской гарантии или страховки риска.
Осуществлять информационное взаимодействие с АТС и системным оператором
Не допускать просрочки платежей поставщикам электроэнергии на оптовом рынке.
Не совмещать деятельность по купле-продаже электроэнергии с иными видами деятельности в области электроэнергетики. Оплатить расходы на проведение конкурса в случае отказа от исполнения функций гарантирующего поставщика Имущественная ответственность перед электросетевыми компаниями:
за непредставление сведений об обслуживаемых потребителях (покупателях);
за непредставление информации о прекращенных или расторгнутых договорах энергоснабжения с потребителями
Приложение №3
Права, обязанности, ответственность
Энергосбытовой организации

Субъект розничного рынка - энергосбытовая организация Права Обязанности Ответственность Заключает договоры энергоснабжения.
Заключает договоры купли-продажи электроэнергии. Приобретает электроэнергию на:
оптовом рынке;
у иной энергосбытовой компании на розничном рынке;
у производителя на розничном рынке Должен обладать правом на распоряжение электроэнергией.
Должен компенсировать потерю энергии в сетях электросетевой компании(электроснабжающей)
Должен представлять сведения электросетевой компании (энергоснабжающей) о потребителях, подключенных к ее сетям.
Должен представлять информацию об изменении, прекращении или расторжении договора энергоснабжения или договора купли-продажи с потребителем Имущественная ответственность перед электросетевыми компаниями:
за непредставление сведений об обслуживаемых потребителях (покупателях);
за непредставление информации о прекращенных или расторгнутых договорах энергоснабжения с потребителями
Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 16.07.2001, N 29, ст. 3032
Кузовкин А. Фиктивный рынок электроэнергии и его обитатели // Промышленные ведомости – 2003 - N 17 - 18 (72 - 73) – С.3-6; Гельман М.М. Антигосударственный переворот в РАО "ЕЭС России". Как его ликвидировать? // Промышленные ведомости. – 2004 - N 14 – С.3-6
Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 220 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ – 1995 - № 10
Указ Президента РФ от 28.04.1997г. Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий // Собрание законодательства РФ. – 1997 - №18 - Ст. 2132
Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ - 16.07.2001 - № 29 - ст. 3032
Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 (ред. от 01.02.2005) «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 16.07.2001 - № 29 - ст. 3032
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ // Российская газета. 29.03.2003. N 59.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 39-ФЗ // Российская газета. 29.03.2003. N 59
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 38-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 13
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ (в ред. от 04.11.2007) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 13.
Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 42-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 14
Осипчук Е.Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии: Дис. канд. юрид. наук. М., 2004.
Федеральный закон от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" // Собрание законодательства РФ. – 2007 - № 45 - Ст. 5427
Абз. 10 гл. I Постановления Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 // СПС «Консультант Плюс»
Гончарова Е.В. Договор энергоснабжения в системе гражданско-правовых договоров // Право и политика – 2009 - № 3 – С.5-7
Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" // Собрание законодательства РФ. - 11.09.2006 - N 37 - ст. 3876.
Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006 С. 156
Там же. С. 156
Жанэ А.Д. Договор энергоснабжения в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика.- 2005 - № 8 - С.56-65
Антощишен Р.А. Правовое положение субъектов розничного рынка электроэнергии в Российской Федерации // Право и экономика – 2008 - №12 – С.41-50
Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада // Избр. труды. С. 262.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 01.03.2004 - ст. 791.
Реформа российской электроэнергетики: быть или не быть? Сценарии развития и отступления // Вести в электроэнергетике. – 2004 - № 6 - С. 27-31
Свирков С.А. Указ. соч. С.162
Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 23.04.2010 по делу N А75-6019/2009 // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2009 N Ф04-1739/2009(3134-А75-23) по делу N А75-3583/2008 // СПС «КонсультантПлюс»
Чикунов А.В. Создание ТГК - серьезный шаг к межрегиональной интеграции // Энергорынок. 2004. N 11. С. 8
Рецлов С. Применение договора энергоснабжения в электроэнергетике и его правовое регулирование // Юрист – 2008 - № 9 - С. 3-12
Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12809/07
Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12948/07
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 ноября 2007 г. N 14425/07.
Российская газета. 2007. N 4512
Свирков С.А. Указ. Соч. С. 16.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 N Ф04-1269/2008(1259-А70-28) по делу N А70-2650/9-2007 // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 (ред. от 01.02.2005) "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс»
П.1 Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" // СПС КонсультантПлюс
Собрание законодательства РФ. - 17.04.1995 - N16 - ст. 1316
Утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996 // Российские вести - N 215 - 14.11.1996
Приказ Минэнерго СССР от 06.12.1981 N 310 "Об утверждении Правил пользования электрической и тепловой энергией // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2003 N А58-5245/02-Ф02-3918/03-С2
Колойда А.С. Правовая квалификация субабонентских отношений // Общество и право – 2009- N 2 – С.52-59.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2007 N А74-2707/06-Ф02-2185/07 по делу N А74-2707/06 // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2008 N Ф08-3326/2008 по делу N А32-1394/2008-6/31 // СПС «КонсультантПлюс»
Колойда А.С. Правовая квалификация субабонентских отношений // Общество и право – 2009 - N 2 – С.52-59
Жанэ А.Д. Субъектный состав договора энергоснабжения // ЭЖ-Юрист – 2003 - Янв. - N 2 – С.56-65
Мельников Н. Договор с субабонентом // ЭЖ-Юрист – 2003 - Нояб. - N 45 – С.17-19
п. 1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 2001 - N 33 (ч. 1).
Андреева Л.В. Энергоснабжению - четкое правовое регулирование // Российская юстиция – 2001 - N 8 - С. 37 - 39












81

Список используемой литературы и источников
Нормативно-правовые источники



1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2.Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ - 17.04.1995- №16 - ст. 1316.
3.ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 2001 - N 33 (ч. 1).
4.Федеральный закон РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 23.11.2009) // Собрание законодательства РФ. - 31.03.2003 - №13 - ст. 1177.
5.Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" // Парламентская газета - № 58 - 29.03.2003.
6.Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации // Парламентская газета - №58 - 29.03.2003.
7.Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // Российская газета- № 292 - 31.12.2004.
8.Федеральный закон от 4 ноября 2007г. №250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России" // Собрание законодательства РФ - 05.11.2007 - № 45 - ст. 5427.
9.Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 220 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ – 1995 - № 10.
10.Указ Президента РФ от 28.04.1997г. Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий // Собрание законодательства РФ. 1997. N 18. Ст. 2132.
11.Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ - 16.07.2001 - №29 - ст. 3032.
12.Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 №109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (вместе с "Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации") // Собрание законодательства РФ - 01.03.2004 - ст. 791.
13.Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики // Собрание законодательства РФ - 11.09.2006 - № 37 - ст. 3876.
14.Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" // Собрание законодательства РФ - 21.07.2008 - № 29 (ч. 2) - ст. 351.
15.Правила учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996). Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 N 1182. // Российские вести - № 215 - 14.11.1996.
16.Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12809/07 // СПС «КонсультантПлюс»
17.Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12948/07 // «КонсультантПлюс»
18.Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 ноября 2007 г. N 14425/07 // СПС «КонсультантПлюс»
19.Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2003 N А58-5245/02-Ф02-3918/03-С2 // СПС «КонсультантПлюс».
20.Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2007 N А74-2707/06-Ф02-2185/07 по делу N А74-2707/06 // СПС «КонсультантПлюс»
21.Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2008 N Ф08-3326/2008 по делу N А32-1394/2008-6/31 // СПС «КонсультантПлюс»
22.Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 N Ф04-1269/2008(1259-А70-28) по делу N А70-2650/9-2007 // СПС «КонсультантПлюс»
23.Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2009 N Ф04-1739/2009(3134-А75-23) по делу N А75-3583/2008 // СПС «КонсультантПлюс».
24.Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 23.04.2010 по делу N А75-6019/2009 // СПС «КонсультантПлюс».



Специальная литература:
1.Абакшин А.Н., Пустовалова Е.Ю. Система гарантий надежного снабжения электроэнергией // Право и экономика – 2005 - №12 – С.17-21
2.Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М.: Статут, РАП, 2008. 368 с.
3.Андреева Л.В. Энергоснабжению - четкое правовое регулирование // Российская юстиция – 2001 - № 8 - С.37-39
4.Антощишен Р.А. Правовое положение субъектов розничного рынка электроэнергии в Российской Федерации // Право и экономика – 2008 - №12 – С.41-50
5.Архипченко А.Ю. Организационная структура электроэнергетики России: итоги реформирования // Энергетическое право – 2009 - №1 – С.13 – 18
6.Баев С., Иванюк Е. Правовые проблемы реформирования электроэнергетической отрасли // Энергорынок – 2006 - №11 – С.18-24
7.Вавилин Е.В. Осуществление прав и обязанностей по договору энергоснабжения. Саратов, 2007. С. 21
8.Вавилин Е.В. Организация договорных связей в отношениях по энергоснабжению // Предпринимательское право – 2009 - №1 – С. 21-23
9.Витрянский В.В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. N 3. С. 43
10.Гельман М.М. Антигосударственный переворот в РАО "ЕЭС России". Как его ликвидировать? // Промышленные ведомости – 2004 - № 14, С. 3-6.
11.Головщиков В.О. Пути решения некоторых проблем энергосбытовой деятельности // Экономика и финансы электроэнергетики. 2004. N 9. С. 161
12.Гончарова Е.В. Договор энергоснабжения в системе гражданско-правовых договоров // Право и политика – 2009 - № 3 – С.5-7
13.Гордеев О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 34
14.Договоры в предпринимательской деятельности (отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М.: Статут – 2008 – 250с.
15.Елизарова Н.В. Проблемы заключения договоров энергоснабжения с отдельными категориями // Юрист – 2008 - №1 – С.15-18
16.Жанэ А.Д. Договор энергоснабжения в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика – 2005 - № 8 – С.56-65
17.Захаров Ю.Ю. Правовые формы оборота электроэнергии в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика – 2005 - №7 – С. 23-27
18.Казенова Т.М. Развитие правового регулирования электроэнергетической отрасли в РФ // Энергетическое право – 2006 - №2 – С.7-11
19.Казусы реформы электроэнергетики // Право и экономика - 2009 -№1 – С.23-28
20.Колойда А.С. Правовая квалификация субабонентских отношений // Общество и право – 2009 - №2 – С.52-59
21.Кузовкин А. Фиктивный рынок электроэнергии и его обитатели // Промышленные ведомости – 2003 - № 17 - 18 (72 - 73) – С.3-6
22.Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада // Избр. труды. 300с.
23.Мальцева А. Модели энергоснабжения // ЭЖ-Юрист – 2008 - №10 – С.24-29
24.Матиящук С.В. Плата за жилье: механизм правового регулирования. М.: Юстицинформ, 2009 - 104с.
25.Мельников Н. Договор с субабонентом // ЭЖ-Юрист – 2003 - Нояб. - N 45 – С.17-19
26.Осипчук Е. Новая структура договорных отношений на энергетическом рынке России // Законность - № 8 – 2003 – С. 48 - 57
27.Осипчук Е.Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Дис. ... канд. юрид. Наук, 2005 - С.180
28.Правовое положение субъектов розничного рынка электроэнергии в Российской Федерации // Право и экономика – 2008 - № 12 – С.17-19
29.Реформа российской электроэнергетики: быть или не быть? Сценарии развития и отступления // Вести в электроэнергетике. – 2004 - № 6. С. 27-31
30.Рецлов С. Применение договора энергоснабжения в электроэнергетике и его правовое регулирование // Юрист – 2008 - № 9 – С. 3-12
31.Рецлов С.О. Проблемы оказания услуг по передаче электрической энергии в договоре энергоснабжения // Налоги (газета) – 2008 - №24 – С.3
32.Сафрыгина О. Предъявление прокурорами исков в арбитражный суд в защиту потребителей электроэнергии // Законность – 2010 - №1 - С. 22 – 23
33.Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006 - 253 с.
34.Свирков С.А. Субабонентский договор в целевой модели розничных рынков электроэнергии // Энергетическое право – 2006 - №1 – С. 2-4
35.Сенек А. Тариф на свет // ЭЖ-Юрист – 2005 - №33 – С.8-10
36.Черментеева Ю.П. Недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг, их урегулирование в законодательстве Российской Федерации, порядок и возможности решения разногласий между сетевыми организациями и потребителями услуг // Энергетическое право – 2006 - №2 – С.14-16

Вопрос-ответ:

Какие этапы реформы прошел розничный рынок электрической энергии в РФ?

Розничный рынок электрической энергии в РФ прошел несколько этапов реформы. На первом этапе (в конце 1990-х - начале 2000-х годов) была проведена приватизация энергетических предприятий и разделение их на производственные и сетевые компании. На втором этапе (с 2003 года) была создана система международной энергетической торговли, а также введены договорные отношения между производителями и розничными продавцами электроэнергии. На третьем этапе (с 2008 года) был запущен механизм формирования и функционирования розничного рынка электрической энергии.

Какова современная модель розничного рынка электрической энергии в РФ?

Современная модель розничного рынка электрической энергии в РФ строится на принципах свободы выбора поставщика электроэнергии и конкуренции. Заказчикам (потребителям электроэнергии) предоставляется возможность выбора поставщика электроэнергии и заключения договоров на поставку электроэнергии по конкурентоспособным ценам. Регулирование розничного рынка электрической энергии осуществляется государственными органами и регуляторами.

Какие нормативно-правовые акты регулируют отношения на розничном рынке электрической энергии?

Система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения на розничном рынке электрической энергии, включает такие документы, как Федеральный закон "Об электроэнергетике", Правила оказания розничных услуг по передаче электрической энергии и тарифы на электроэнергию, а также нормы и правила, устанавливающие правила продажи и закупки электроэнергии.

Как развивался розничный рынок электрической энергии в России?

Розничный рынок электрической энергии в России прошел несколько этапов развития. Сначала он был полностью государственным и монопольным, затем вступила в силу реформа, выдвигавшая целью улучшение конкуренции на рынке и привлечение инвестиций в отрасль. Сейчас мы имеем современную модель розничного рынка, которая основана на конкурентной торговле электрической энергией.

Какие нормативно-правовые акты регулируют отношения на розничном рынке электрической энергии в России?

Отношения на розничном рынке электрической энергии в России регулируются целым рядом нормативно-правовых актов. Главный из них - Федеральный закон "Об электроэнергетике", а также нормативные акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой, Росстандартом, Федеральной службой по надзору в сфере охраны прав потребителей и благополучия человека, а также региональными и муниципальными законодательствами.

Каковы особенности абонентских отношений на розничном рынке электрической энергии?

Абонентские отношения на розничном рынке электрической энергии предполагают взаимодействие между энергоснабжающими организациями и потребителями электроэнергии. Они регулируются договорами по поставке электроэнергии, в которых определены права и обязанности сторон, порядок оплаты и тарифы. Также, в случае возникновения споров, абоненты имеют право обратиться в соответствующие органы защиты прав потребителей.

Какова основная цель реформирования розничного рынка электрической энергии в России?

Основная цель реформирования розничного рынка электрической энергии в России - это создание условий для конкурентной торговли электроэнергией и привлечение инвестиций в отрасль. Реформа была направлена на снижение государственного влияния на рынок, установление прозрачных и справедливых тарифов, а также на повышение качества предоставляемых услуг энергоснабжения.

Как развивался розничный рынок электрической энергии в России?

Развитие розничного рынка электрической энергии в России было осуществлено в несколько этапов. Этапы реформы развития розничного рынка электрической энергии включают в себя: создание конкурентной среды на розничном рынке, разработку системы нормативно-правовых актов, формирование энергосбытовых компаний и лицензирование их деятельности.

Какова современная модель розничного рынка электрической энергии в России?

Современная модель розничного рынка электрической энергии в России основана на принципе свободного выбора поставщика электроэнергии для потребителей. Потребители имеют право выбирать энергосбытовую компанию, с которой они хотят заключить договор на поставку электроэнергии. Рынок электроэнергии открыт для различных участников, и их деятельность регулируется нормативно-правовыми актами.