Прохождение христианского подвига по учению преподобного Стефана Филейского

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Богословие
  • 60 60 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 18.06.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы


Введение 4
Глава I. Учение о прохождении христианского подвига преподобного Стефана Филейского в историческом и нравственно-аскетическом контексте 10
1.1. Преподобный Стефан Филейский: жизнь, эпоха и письменные труды 10
1.2. Богословско-аскетический контекст учения о прохождении христианского подвига по учению преподобного Стефана Филейского 12
Глава 2 Содержание духовного учения о прохождении христианского подвига по учению преподобного Стефана Филейского 22
2.1. Вступление на поприще духовного подвига 22
2.1.1. Пространный и узкий путь: важность прохождения христианского подвига для спасения души 22
2.1.2. Отречение от мира и житейских попечений (молва мира сего и безмолвие, начало премудрости) 25
2.1.3. Примирение с Богом 28
2.2. О борьбе со страстями и приобретении добродетелей 32
2.2.1. Общие советы о борьбе с душевредными желаниями и усовершенствовании души в добродетелях 34
2.2.2. О борьбе со страстью чревоугодия, пьянства и курения 35
2.2.3. О борьбе с гневом и приобретении мирного устроения духа 38
2.2.4. О хранении ума и уст от суеверий и божбы 40
2.2.5. О любостяжании и благотворительности 41
2.2.6. О борьбе со страстью блуда и стяжании целомудрия 42
2.2.7. Стяжание добродетели терпения как необходимое условие прохождения христианского подвига 43
2.3. О совершенствовании в молитве и участии в Таинстве Евхаристии 45
2.3.1. Молитва как важнейший аспект духовного делания в прохождении христианского подвига (понятие о молитве, важность молитвы, сила молитвы и т.д.) 45
2.3.2. Псалмопение и Молитва Господня 46
2.3.3. Об участии христианина в общественном богослужении 47
2.3.4. Евхаристия 48
2.3.5. Благодатное действие молитвы 49
2.3.6. Слушание слова Божия 50
2.3.7. Молитвенное созерцание дел Господних 51
2.4. О духовной брани в духовном делании христианина 52
2.4.1. Козни духа сопротивного: Богохульные мысли, прелесть 52
2.4.2. Постигшая участь самолюбца и страдальца. Помощь в случае падения 53
2.4.3. Как сохранить себя от преткновения 54
Заключение 57
Список литературы 59

Фрагмент для ознакомления

Постараемся освободиться от долгов искренним примирением со всеми, с кем нарушается мир и появляется вражда, воздавая всем должное, одному прощение его долгов, а другому, принося свое смирение и покаяние. 2.3. О совершенствовании в молитве и участии в Таинстве Евхаристии2.3.1. Молитва как важнейший аспект духовного делания в прохождении христианского подвига (понятие о молитве, важность молитвы, сила молитвы и т.д.)Говоря о воспитании добродетели, преподобный Стефан (Куртеев) пишет: «Благоговейная молитва отстраняет душу от всего земного, делает человека выше страстей сего мира, врага ли увидит он после молитвы, уже и не смотрит на него как на врага, красивую ли женщину, не соблазняется при виде ее. Пламень, зажженный молитвою, не допускает до сердца никакую греховную мысль. Напротив, всякая добродетель без молитвы ослабевает. Уменьшается вера, в душе водворяется попечение о земном и уничтожается всякое попечение о Боге, – духовная жизнь в человеке прекращается». Поэтому Святой Иоанн Златоуст и говорит: «Не может быть, чтоб без молитвы могла быть жизнь добродетельною. Молитва же приводит. 50 97 человека в состояние, выше всякого земного состояния и творит его равным ангелам». Исследуя творчество преподобного Стефана (Куртеева), нельзя не отметить то, что писал он о необходимости постоянной молитвы для христианина.«Да исправится молитва моя пред лицом Твоим» (Пс.140.2), – взывал пред Богом пророк Давид. Многие христиане не разумеют того, что угодно Богу, но знают одно человеческое, – заботятся о земном и просят Бога не для блага, а для употребления своих вожделений. Таким говорит Господь: «Когда умножите моление, не услышу вас; когда прострете руки ко Мне, отвернусь от вас» (Ис.1.15). Таким образом, все эти поклонники лицемеры и неразумные, вменяются ни за что перед Богом, который ищет тех, которые поклоняются Ему в духе и истине, и имеют дух сокрушённый и умоляют от чистого сердца. Ведь сказано христианам: «Смиритесь пред Господом, – сокрушайтесь, плачьте и рыдайте» (Иак.4.8,10). 2.3.2. Псалмопение и Молитва ГосподняВо время произношения великой ектении, Церковь Христова молится о всём мире, благосостоянии всех людей, Никто не забыт Ею, всех Она объемлет материнскою любовью. Преподобный Стефан (Куртеев), наставляя современных христиан, пишет в своих трудах: «Пойми же, христианская душа, какое право дано тебе от Бога: тебе поручено молиться за всю Вселенную, за весь род человеческий. Усердно ты молишься? – тем помогаешь ты спасению миллионам душ. Нерадиво,– только мешаешь изливаться благоволению Божиему на тебя и на прочих; через тебя не достигают спасения и другие»128. После прошений поётся благодарная песнь, отворяются царские врата и совершается вход с Евангелием. В середине херувимской песни пение прерывается совершающимся великим входом с Дарами, знаменующим собою вход Иисуса Христа в Иерусалим на вольное страдание, при этом встречали Его, как царя. После прошений мира всему миру, единомыслия всем верующим, поётся символ веры. Наступает время важнейшего священнодействия – время действия Самого Святого Духа и возгласом: «Станем добре!», призываемся быть внимательными к делам Господним, стоять с благоговением и страхом. Поясняя происходящее, отец Стефан писал: «Блажен, кто избавлен от лукавого духа, и действительно имеет ум и сердце, устремлённые к одному Господу. А кто не таков, тот должен подумать, не безопасно лукавить пред земным царем: тем более пред сердцеведцем Господом». Таким образом, Господь воздав хвалу на Своей Тайной Вечери и подавая хлеб, который благословил, сказал ученикам: «Сие есть тело Мое». «Благодарим Господа!» – взывает священник и, вознося Дары к Богу, призывает на них действие Святого Духа, Который претворяет хлеб и вино в Тело, и Кровь Христову. Раздается звон, чтобы те, кто не мог быть на службе в храме Божием, с благоговением подумали о делах Господних. Вот это Святейшее таинство, подающее нам жизнь вечную, совершается на литургии, выниманием из середины просфоры части, называемой Агнцем. В это время в храме читаются третий и шестой часы, в которых Давидовы псалмы ясно пророчествуют о суде и страдании Христа, совершившихся в третий и шестой час дня. 2.3.3. Об участии христианина в общественном богослуженииПреподобный Стефан (Куртеев) писал: «Богослужение у нас бывает вечернее, утреннее и пред полуднем. Вечер, когда дневные труды, истощая силы человека, побуждают его озираться на свои дела, доведшие его до изнеможения, и пристально поглядеть на Божии дела во вселенной, есть лучшее время славословия Творца» . При этом и вечерняя заря в конце дня – это новое явление Божией силы. В нём удаляющее от нас солнце, зажигая на прощание небосклон, невольно заставляет славословить Того, Кто при свете солнечных лучей остаётся, как бы в ризе, скрыт от взоров наших. Не только вечером, но и утром христианин славословит Творца, Который сказал однажды: « Да будет свет!». И свет каждое утро снова является по одному Его повелению. Кроме этого, после ночного покоя человек встаёт с новыми силами, за что и должен благодарит Бога и просить помощи при выходе – на делание своё до вечера. Так же и полдень, когда деятельность человека восходит на самый верх, – это есть одно из лучших для богослужения время, указывающее христианину на великое дело милосердия Божия – дело нашего спасения. В полдень Спаситель мира был пригвождён к кресту, и воспоминание этого страшного события составляет важнейшую часть богослужения, которая называется литургией. В этом богослужении христиане не только прославляют величие Божие и благодарят Бога, но приносят жертву за грехи, имеющую ту спасительную силу, какую имела смерть Спасителя. 2.3.4. ЕвхаристияПервую литургию совершил Сам Господь наш Иисус Христос накануне Своей смерти, при этом и сказал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание». И вот, исполняя это повеление, мы совершаем воспоминание Его жизни, страдания и смерти в священнодействиях. Христиане приносят Богу дары – хлеб и вино, из которых Господь на Своей тайной вечери сотворил Тело и Кровь Свою, данные ученикам в пищу, чтобы получать через это оставление грехов и жизнь вечную. Не только для одних апостолов совершил Господь таинство, когда, подавая им, хлеб и вино сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Пейте все, сия есть Кровь Моя Нового Завета»(Мф.26.26,27). Но по слову Своему: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,20). Господь для всех верующих во все времена присутствует Духом и Телом, подавая им в таинстве под видом хлеба и вина, Тело и Кровь Свою. Вот это Святейшее таинство, подающее нам жизнь вечную, совершается на литургии, выниманием из середины просфоры части, называемой Агнцем. В это время в храме читаются третий и шестой часы, в которых Давидовы псалмы ясно пророчествуют о суде и страдании Христа, совершившихся в третий и шестой час дня. Эта первая часть литургии знаменует земную жизнь Иисуса Христа от Его рождения до крещения. При этом, как писал отец Стефан: «Безрассудно поступают те люди, которые не стараются присутствовать при этой части литургии, считая её не важной и спешат к обедне, когда услышат звон уже «во – вся»»Со звоном во все колокола начинается вторая часть литургии словами священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа». Благословенно то-малое стадо, которому благословил Отец Небесный дать Свое царство, бесконечно блаженную жизнь. «Благословен Господь наш и люди Его, взятые в удел Его, коих извёл Он из тьмы в чудный Свой свет»(1 Пет.2.9). 2.3.5. Благодатное действие молитвыФарисей самодовольный восхвалял Бога, но был осужден; тогда как мытарь смирял себя и просил только милости у Бога, и за смирение свое был услышан. Необходимо быть достойными милости Божией, когда будем беседовать с Богом со смирением и страхом. «Господь волю только боящихся Его творит и молитву их слышит» (Пс.146.19); потому и христиане должны, начиная молитву, подумать, с Кем смеем говорить В своих трудах отец Стефан призывает современных христиан: «Будьте рассудительны, и бодрствуйте в молитвах; в молитвах терпите; непрестанно молитесь». И в том состоит воля Божия, чтобы за все благодарить Бога, что не должны христиане ни о чем заботиться, но молитвою всегда соблюдать свои помышления во Христе Иисусе. Так как только одни помышления духовные приносят жизнь и мир душе; тогда как помышления земные суть смерть духа, живущего в христианине. Итак, что же нужно более всего христианину для беседы с Богом? По мнению отца Стефана: «Отстранение ума от всего видимого и желание небесных благ, а этому много помогает уединение, или удаление от внешних впечатлений. Когда не видишь и не слышишь ничего, что занимало бы ум и развлекало сердце; тогда сильным бывает внутренний человек, возносящий более чистую молитву». Не напрасно и Господь, Сын Бога Живого, сказал человеку, верующему во имя Его: «Помолись Отцу твоему, который в тайне; и Отец твой, видя тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6.6). Как пища, сокрытая в чреве, питает и укрепляет тело, так и молитва тайно действует и подает душе невещественную силу. Поэтому и ощущает человек спокойствие и веселие в сердце своем. И в этом сила молитвенного правила для нас, современных христиан. Итак, если христианин желает быть служителем Божиим, покорным Его воле, то должен знать, что никто не может служить двум господам, которые требуют (просят) от человека диаметрально противоположного. Так как одного будем любить, а второго ненавидеть, одному усердствовать, а о другом не радеть. И трудно войти богатому в царство Божие, как корабельному канату сквозь игольные уши. 2.3.6. Слушание слова БожияВо время произношения великой ектении, Церковь Христова молится о всём мире, благосостоянии всех людей, Никто не забыт Ею, всех Она объемлет материнскою любовью. Преподобный Стефан (Куртеев), наставляя современных христиан, пишет в своих трудах: «Пойми же, христианская душа, какое право дано тебе от Бога: тебе поручено молиться за всю Вселенную, за весь род человеческий. Усердно ты молишься? – тем помогаешь ты спасению миллионам душ. Нерадиво,– только мешаешь изливаться благоволению Божиему на тебя и на прочих; через тебя не достигают спасения и другие». После прошений поётся благодарная песнь, отворяются царские врата и совершается вход с Евангелием. Последующее чтение апостола напоминает то, что Господь, будучи на земле, послал апостолов проповедовать по городам и селениям, куда Сам хотел идти на проповедь. Чтением же Евангелия вспоминается проповедь Самого Христа, слова Которого мы и слушаем при чтении. Воззванием «оглашенные изыдите» заканчивается вторая часть литургии, и затем начинается воспоминание о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа.2.3.7. Молитвенное созерцание дел ГосподнихГосподь сказал нам: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17.21). Ведь это не что иное как покорность воле Божией, преданность Богу своего ума и сердца и происходящее от него: «Любовь, радость, мир, долготерпение, кротость и воздержание» (Гал.5.22). Этих свойств должны быть исполнены все те, которые именуют себя христианами, как говорит Писание: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и дух Божий живет в вас» (Кор.3,16). Исследуя тему жизни христианина в современном мире в трудах преподобного Стефана (Куртеева), можно обнаружить в них один ответ на вопрос о пути в Царство Небесное. И это подтверждает то, что духовные произведения подвижника остались актуальны и сегодня. Как пишет отец Стефан: «Люби держать себя вдали от суетных дел мира сего, годных лишь на малое время, особенно люби избегать всех злых бесед с людьми мира сего, которые говорят только о суетном, и своими словами развращают умы простых людей и разрушают обычаи их благие. Люби удаляться и избегать таких людей и всяких с ними дел, и найдешь тот собранный ум, которым наслаждались святые, созерцая вечные красоты». А для этого необходимо более всего читать или слушать слово Божие и непрестанно о нем помышлять, возлюбить воздержанную и нестяжательную жизнь. Не приобретать для себя ничего лишнего, быть довольным тем, что Бог даёт при малом труде нашем. Примером такой совершенной нестяжательной жизни для христианина служит преподобный Серафим Саровский, который, не принимая пищи несколько дней, с плачем и рыданием жаловался на притеснение, как бы заимодавца злого своего голодного желудка. И когда были даны ему деньги, то он отдавал их на устроение обители. 2.4. О духовной брани в духовном делании христианина2.4.1. Козни духа сопротивного: Богохульные мысли, прелестьГосподь не велит христианам гоняться за временными благами, а заповедует искать вечных благ. «Ищите прежде царствия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф.6.33) и все необходимое для временной жизни будет дано вам от Бога, и притом при малом труде, если только будем всеми силами искать царствия Божия. Господь сказал нам: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17.21). Ведь это не что иное как покорность воле Божией, преданность Богу своего ума и сердца и происходящее от него: «Любовь, радость, мир, долготерпение, кротость и воздержание» (Гал.5.22). Значит, небезопасным должен считать себя и тот, кто может подобно Давиду, говорить пред Богом: «По слову уст Твоих, я охранял себя от притеснителя» (Пс.16.4). И поэтому христианин должен усердно просить: «Сохрани мя Господи, яко зеницу ока; соверши стопы моя во стезях Твоих, да не колеблются стопы мои» (Пс.16.7,8,9). Удаляйся от беззаконников: «Ибо Господь ненавидит всех, делающих беззаконие» (Пс.5.6). И потому, удаляясь от них, мы можем незаметно оказаться на узком пути, ведущем в жизнь вечную. Все мы, современные христиане, желаем себе благоденствия и мирного жития, и вот для того все стараемся снискать себе благ мира сего. Но все видимое временно, невидимое же, Богом обетованное блаженство вечно, непроходимо и неизменно. И поэтому Господь не велит христианам гоняться за временными благами, а заповедует искать вечных благ. «Ищите прежде царствия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф.6.33) и все необходимое для временной жизни будет дано вам от Бога, и притом при малом труде, если только будем всеми силами искать царствия Божия. 2.4.2. Постигшая участь самолюбца и страдальца. Помощь в случае паденияХристианам нужно думать не о настоящем, а о будущем. Если кто отнимет у тебя имущество, гонит из отечества или творит другое злодеяние, то этим делает не что иное, как только освобождает наши души от забот и тревог, и множества других грехов, которые неизбежны всякому, кто связывает себя с веществом земных благ. Потому, хотя и велик труд в этой добродетели, зато он делает бренного человека подобным Сидящему на херувимах, так как Он, Господь господствующих, был поруган и оплеван, был всячески обижен, но все терпел, не мстил, а молился за своих распинателей и нам велел подражать Ему. Таким образом, ничто не делает столь славным и великим того человека, которого обидят, как кроткое и смиренное обращение с обидящим. Также ничто не дает душе спокойствия, ничто не делает ее столь мирною и безмятежною, как кротость и смирение. Преподобный Стефан (Куртеев) научает нас, современных христиан: «Кто постарается быть кротким и незлобивым, тому, никто не сможет сделать никакого зла. Даже самые сильные враги и те доставят ему пользу, и дьявол не повредит душе, но еще предоставит удобный случай к получению небесных венцов, как показывает пример Иова». Таким образом, преподобный обращает наше внимание на выгоду и духовную пользу, какую христиане могут получить от кротости и смирения, от незлобивого перенесения обид, притеснений и всякого рода бед. И отвечая на свой вопрос, учит, современных христиан, как учит Господь наш, который говорит нам: «Продавайте имения ваши, и давайте милостыню. Приготовляйте себе сокровище, неоскудевающее на небесах (Лк.12.33)». Слыша это из уст Самого Господа, не дадим погибнуть нашему имению в клетке, откуда прежде смерти, все могут похитить воры, съесть моль и истребить огонь. Потому христианам нужно послушать, кого Господь назовет благословенным и скажет на суде: «Придите, наследуйте уготованное вам Царство». Быть теми, которые не допускают поедать моли одежду и мышам хлеб свой, но предпочитают им Христа обнаженного и изнуренного голодом. Иные могут спросить: «Где же мы видим Христа Царя Бессмертного в таком виде, достойном всякого сожаления?» «А вот Он, при нас, пред вашими глазами», – пишет в своих трудах отец Стефан. Он стоит, как нищий, дрожащий и просящий куска хлеба. И блаженны те, которые хотя не видят Его, но веруют, что Он Самый есть ныне алчущий и жаждущий, также чужестранный и нагой, и больной, и заключенный в темнице, которому необходимо помочь и помогают. Потому и скажет Господь, таким милосердным христианам на праведном суде Своем: «Придите благословенные, наследуйте царство Отца Моего, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, был в темнице, и вы пришли ко Мне (Мф.25.34,36,36)». Таким образом, все зависит от доброты сердца и от правой веры словам Спасителя. Потому пусть никто и не говорит, что у него нет денег, чтобы помочь в нужде ближнему. 2.4.3. Как сохранить себя от преткновенияДуховное творчество отца Стефана оказалось востребованным его современниками. Это было время проявления активности духа «века сего», о котором много говорится в Священном Писании. О его действии на человека писал еще апостол Павел, отвечая на вопрос, почему ум многих людей закрыт от восприятия истин христианства: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор.4.3,4). Человек, ум которого ослеплен, превращается в «совопросника века сего» и живет «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2.1) Во время жизни преподобного, всеми ощущалось начало какого-то важного сдвига в общественном сознании, разворачивание процессов и вовлечение в них широких народных слоев, колебание нравственных устоев общества, нарастающая тревога за будущее России и Церкви. Как предрекал современник отца Стефана, святой праведный Иоанн Кроншдатский: «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов. И отец Стефан также чувствовал дух времени: «Как будто какая зараза, многозаботливая суета житейская разлилась по всему миру, – и нет от нее пощады ни дряхлому старику, ни малому ребенку; все ищут только временных благ». Он ощущал оскудение духовной жизни, снижение планки в понимании ее смысла. Но он также глубоко верил, что человек как образ Божий способен откликнуться всей душой на слово Божие, если оно коснется его сердца. Таким образом, и мы, современные христиане, должны внимать словам преподобного, чтобы Господь просветил светильник душевный каждого из нас, чтобы открыл наш ум понимать писания, как открыл ученикам Своим. «Да не спим, возлюбленные мои, да не спим, как прочие, которые живут чуждыми упования жизни вечной; мы же да бодрствуем и трезвимся (1 Сол.5.6)». Преподобный Стефан (Куртеев) писал: «Так как телом человек предается сну, ничего уже не делает, и не видит, и не слышит, и ничего не смыслит; так точно, и когда спит душевно, никаких дел полезных для души не делает, и знать их, и даже помыслить о них сам собою не может. Нужно непременно бодрствовать душою, – кто хочет Богу угодить и получить от Него вечную жизнь». Определяя значимость нравственного богословия для современных христиан в духовных трудах отца Стефана, отметим, что преподобный в своих трудах научает нас добровольно исполнять нравственные законы, так как от этого зависит личное или внешнее достоинство человека. Так как сказано Господом: «Если любите меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14.15), и еще «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин.12.26). Это означает, что в основу наших отношений в современном мире и всего, что нас окружает, надо положить заповеди Христовы о любви к Богу и ближним. В этом случае все, что способствует этой любви, соединяет нас с Богом и ближними – принимать, и наоборот, стараться избегать всего того, что нас с ними разлучает. Выводы по второй главеОтец Стефан в своих трудах предлагает нам посмотреть на избранных сынов Царствия Божия, которые прилепились всею душою к Господу Богу, исполнились верою словам Его и о них думают постоянно. Они только одни, и славу, и приобретение, и спокойствие свое, вменяют в ничто, подвизаются всегда добрым подвигом, усердно сохраняя веру словам Христовым, и постоянно ожидают великой милости, от Бога Спасителя своего. У них нет печали о земном: но одно у них попечение о том, как возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением своим. Нет видимых средств – помоги советом, духовным вразумлением и это гораздо важнее, а иногда и нужнее материальной помощи. Господь ценит подаяние не по величине его, а по усердию подающего, потому и обещает награду и за чашу воды, поданной ради Его. ЗаключениеВ ходе исследования нами был выделен круг богословских работ преподобного Стефана Филейского, посвященный теме – «христианин в современном мире». Проанализировав его духовные произведения, мы пришли к следующим выводам. В своих трудах отец Стефана указывает вехи на пути жизни своим современникам. Это те вопросы и ответы на них, которые должны помочь христианам жить в современном мире. Вот эти вехи: два пути спасения, познание добра и зла, как сберечь свою душу от вредных желаний и дел, как слышать слово Божие, о Боговидении, как нам надо искать Царствия Божия, как молиться Богу и каяться в своих грехах. Преподобный Стефан (Куртеев) призывает людей молиться Богу, каяться, выйти из темной, мертвой ямы – плотской жизни, оживить душу словом Божиим, пробудить жажду к богопознанию и, значит, своему спасению. Он простым, доступным для каждого человека языком пишет о тех проблемах, которые мы решаем и сегодня в своей духовной жизни. На страницах своих трудов, преподобный как пастырь добрый учит современников жить по заповедям Господним. Буквально за руку, как слепцов, ведет нас из плена наших грехов, указывая на пути спасения, через покаяние, постоянную молитву и пост, посещение церкви, совершение дел милосердия, а самое главное – это соединение с Господом через принятие Святых христовых тайн. Слово отца Стефана полно любви и отеческой заботы. Он не учительствует формально, а ведет беседу и поддерживает нас. Его богословие исходило из самого сердца, которое было очищено аскетическими подвигами, исполнено смиренномудрия и целомудрия. Разговор с читателем в сочинениях преподобного настолько естественен, что благодаря этому содержание глубоко проникает в сознание человека, вопросы, задаваемые отцом Стефаном для себя, это действительно те самые вопросы, которые постоянно возникают в ходе живых разговоров с простыми людьми о Боге, о пути спасения. Потому и ответ воспринимается как данный тебе лично. Поэтому, нетрудно так же заметить, что отец Стефан отвечает словами Священного Писания, часто цитируя или пересказывая их. Но эти цитаты звучат как мысль, возникшая в ходе живого разговора. Таким образом, преподобный вовлекает своего читателя в диалог не с собой, а со словом Божиим, приучая его обращать свои вопросы Богу и всегда быть услышанным Им. Подводя итог, можно отметить, что творчество преподобного Стефана (Куртеева) относится к числу тех, которые составляют сокровищницу святоотеческой мысли.Список литературы1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета – М.: Издво Московской патриархии,1983. – 1346 с. 2. Беседа Его Преосвященства, Преосвященнейшего Аполлоса, епископа Вятского и Слободского к пастырям Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости 1878. – №15(отд. духовн. – литер.). – С.389 – 398. 3. Записка по обозрению Вятской епархии Его Преосвященством, Преосвященным Аполлосом, епископом Вятским и Слободским в 1874 году // Вятские епархиальные ведомости. – 1874.– № 22 – 24(отд. духовн.– литер.). – С.512 – 652. 4. Собрание Преосвященных архиереев Поволжья, Приуралья и Урала // Вятские губернские ведомости 1886. – №42. (часть неофиц.) – С.3. 5. Игнатьев А., свящ. Александро-Невский мужской монастырь // Вятские епархиальные ведомости. – 1915. – №27 – 28.(отд. духовн.– литер.).– С.899 – 903; №29.– С.930 – 935; №30. – С.955 – 962; №31. – С. 905 – 910. 6. Иоанн Сергеев, прот. Моя жизнь во Христе. – М.: «Диоптра», 2001. – 573с. 7. Ключарев А. прот. Христианский взгляд на современность // Вятские епархиальные ведомости 1869. (отд. неофиц.) – № 1.– 22 с. 8. Котельнический календарь-альманах на 1912 год.– 160 с. 9. Оленев М. Жизнеописание строителя и основателя общежительного Александро-Невского мужского монастыря иеромонаха отца Стефана (Куртеева). – Саратов, 1996. – 80 с. 10. Открытие нового монастыря // Вятские епархиальные ведомости. 1890. – №19(отд. духовн.– литер.). – С.503–511. 11. Паломничество в Александро-Невский монастырь // Вятские епархиальные ведомости. 1909. – №21(отд. духовн.– литер.). – С.523–535. 12. Предложения Его Преосвященства, Преосвящейнешего Аполлоса, епископа Вятского и Слободского, духовенству Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости.– 1876. – №3(отд. офиц.).– С.66 – 88; Извлечение из дневника Главного миссионера // Вятские епархиальные ведомости. – 1876.– № 21(отд. духов.– литер.). – С.582 – 604. 13. Предложение Его Преосвященства, Преосвященйщего Аполлоса, епископа Вятского и Слободского, Вятской Духовной Консистории // Вятские епархиальные ведомости 1880. – №5(отд. офиц.). – С.90. 14. Предложения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Аполлоса, епископа Вятского и Слободского, духовенству Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости. – 1881. – № 10.(отд. офиц.)15. Сказание о жизни и подвигах благоговейной памяти старца, иеромонаха отца Стефана (Куртеева). – Вятка, 1994.– 60 с. 16. Стефан (Куртеев), иером. Беседы о служении Богу в праздничные дни//Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): Буквица, 2007. – 992 с. 17. Стефан (Куртеев), иером. Важность молитвы // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с. 18. Стефан (Куртеев), иером. Два пути //Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с. 19. Стефан (Куртеев), иером. Как удобнее войти в царство Божие // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с. 20. Стефан (Куртеев), иером. Молва мира сего и безмолвие // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица»,2007. – 992 с. 83 21. Стефан (Куртеев), иером. Начало премудрости // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с. 22. Стефан (Куртеев), иером. Не враги ли мы Богу // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с. 23. Стефан (Куртеев), иером. О Божием слове // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с. 24. Стефан (Куртеев), иером. О Божьем мире // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с. 25. Стефан (Куртеев), иером. О милости, мире и мудрости духовной // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.26. Стефан (Куртеев), иером. О пьянстве // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992с. 27. Стефан (Куртеев), иером. Познание добра и зла, или учение, как усовершенствоваться и отстать от душевредных желаний и дел // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с. 28. Стефан (Куртеев), иером. Помощь в случае падения // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с. 29. Стефан (Куртеев), иером. Средство примирения с Богом // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992с. 30. Стефан (Куртеев), иером. Три слова // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007.– 992 с. 31. Стефан (Куртеев), иером. Утешение сетующих об умершем // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица»,2007.–992 с. 32. Шерстенников М. Приходская школа и доброе влияние ее на приход // Вятские епархиальные ведомости. – 1875.– №15(отд. духовн.– литер.). – С.470 – 494; А. О враждующей против Церкви области зла, или о духовных врагах наших // Вятские епархиальные ведомости. – 1875. – № 21(отд. духовн.– литер.). – С.622–646. ЛИТЕРАТУРА 1. Баёва Л. В., Мосунова Л. А. Православная книга Вятки. – Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2016. – 546 с. 2. Белоногова Ю.И. Приходское духовенство и крестьянский мир в начале XX века. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,2010. – 176 с. 3. Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2000. – 408 с. 4. Гомаюнов Сергий, прот., Маркелов А.В. Живые иконы. Святые и праведники Вятской земли. – Киров: «Триада»,1999. – 160 с. 5. Гомаюнов Сергий, прот. История школы и школа истории. – Киров: «Буквица»,2009. – 227 с. 6. Гомаюнов Сергий, прот., Гомаюнов И.С. Предисловие // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с. 7. Житие и подвиги преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского и Всея Руси.– Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1904.– 85


1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета – М.: Издво Московской патриархии,1983. – 1346 с.
2. Беседа Его Преосвященства, Преосвященнейшего Аполлоса, епископа Вятского и Слободского к пастырям Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости 1878. – №15(отд. духовн. – литер.). – С.389 – 398.
3. Записка по обозрению Вятской епархии Его Преосвященством, Преосвященным Аполлосом, епископом Вятским и Слободским в 1874 году // Вятские епархиальные ведомости. – 1874.– № 22 – 24(отд. духовн.– литер.). – С.512 – 652.
4. Собрание Преосвященных архиереев Поволжья, Приуралья и Урала // Вятские губернские ведомости 1886. – №42. (часть неофиц.) – С.3.
5. Игнатьев А., свящ. Александро-Невский мужской монастырь // Вятские епархиальные ведомости. – 1915. – №27 – 28.(отд. духовн.– литер.).– С.899 – 903; №29.– С.930 – 935; №30. – С.955 – 962; №31. – С. 905 – 910.
6. Иоанн Сергеев, прот. Моя жизнь во Христе. – М.: «Диоптра», 2001. – 573с.
7. Ключарев А. прот. Христианский взгляд на современность // Вятские епархиальные ведомости 1869. (отд. неофиц.) – № 1.– 22 с.
8. Котельнический календарь-альманах на 1912 год.– 160 с.
9. Оленев М. Жизнеописание строителя и основателя общежительного Александро-Невского мужского монастыря иеромонаха отца Стефана (Куртеева). – Саратов, 1996. – 80 с.
10. Открытие нового монастыря // Вятские епархиальные ведомости. 1890. – №19(отд. духовн.– литер.). – С.503–511.
11. Паломничество в Александро-Невский монастырь // Вятские епархиальные ведомости. 1909. – №21(отд. духовн.– литер.). – С.523–535.
12. Предложения Его Преосвященства, Преосвящейнешего Аполлоса, епископа Вятского и Слободского, духовенству Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости.– 1876. – №3(отд. офиц.).– С.66 – 88; Извлечение из дневника Главного миссионера // Вятские епархиальные ведомости. – 1876.– № 21(отд. духов.– литер.). – С.582 – 604.
13. Предложение Его Преосвященства, Преосвященйщего Аполлоса, епископа Вятского и Слободского, Вятской Духовной Консистории // Вятские епархиальные ведомости 1880. – №5(отд. офиц.). – С.90.
14. Предложения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Аполлоса, епископа Вятского и Слободского, духовенству Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости. – 1881. – № 10.(отд. офиц.)
15. Сказание о жизни и подвигах благоговейной памяти старца, иеромонаха отца Стефана (Куртеева). – Вятка, 1994.– 60 с.
16. Стефан (Куртеев), иером. Беседы о служении Богу в праздничные дни//Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): Буквица, 2007. – 992 с.
17. Стефан (Куртеев), иером. Важность молитвы // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.
18. Стефан (Куртеев), иером. Два пути //Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.
19. Стефан (Куртеев), иером. Как удобнее войти в царство Божие // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.
20. Стефан (Куртеев), иером. Молва мира сего и безмолвие // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица»,2007. – 992 с. 83
21. Стефан (Куртеев), иером. Начало премудрости // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.
22. Стефан (Куртеев), иером. Не враги ли мы Богу // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.
23. Стефан (Куртеев), иером. О Божием слове // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.
24. Стефан (Куртеев), иером. О Божьем мире // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.
25. Стефан (Куртеев), иером. О милости, мире и мудрости духовной // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.
26. Стефан (Куртеев), иером. О пьянстве // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992с.
27. Стефан (Куртеев), иером. Познание добра и зла, или учение, как усовершенствоваться и отстать от душевредных желаний и дел // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.
28. Стефан (Куртеев), иером. Помощь в случае падения // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.
29. Стефан (Куртеев), иером. Средство примирения с Богом // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992с.
30. Стефан (Куртеев), иером. Три слова // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица», 2007.– 992 с.
31. Стефан (Куртеев), иером. Утешение сетующих об умершем // Сборник собраний сочинений преподобного Стефана Филейского. Киров (Вятка): «Буквица»,2007.–992 с.
32. Шерстенников М. Приходская школа и доброе влияние ее на приход // Вятские епархиальные ведомости. – 1875.– №15(отд. духовн.– литер.). – С.470 – 494; А. О враждующей против Церкви области зла, или о духовных врагах наших // Вятские епархиальные ведомости. – 1875. – № 21(отд. духовн.– литер.). – С.622–646.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баёва Л. В., Мосунова Л. А. Православная книга Вятки. – Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2016. – 546 с.
2. Белоногова Ю.И. Приходское духовенство и крестьянский мир в начале XX века. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,2010. – 176 с.
3. Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2000. – 408 с.
4. Гомаюнов Сергий, прот., Маркелов А.В. Живые иконы. Святые и праведники Вятской земли. – Киров: «Триада»,1999. – 160 с.
5. Гомаюнов Сергий, прот. История школы и школа истории. – Киров: «Буквица»,2009. – 227 с.
6. Гомаюнов Сергий, прот., Гомаюнов И.С. Предисловие // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Киров (Вятка): «Буквица», 2007. – 992 с.
7. Житие и подвиги преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского и Всея Руси.– Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1904.– 85

Вопрос-ответ:

Кто был преподобный Стефан Филейский?

Преподобный Стефан Филейский был христианским святцем, жившим во второй половине XIX века. Он был известен своим аскетическим образом жизни и писал о прохождении христианского подвига.

Какая эпоха связана с жизнью преподобного Стефана Филейского?

Преподобный Стефан Филейский жил в XIX веке, в эпоху, которая характеризовалась религиозным пробуждением и поиском духовных ценностей. Эта эпоха была влиятельной на его духовное развитие и учение о прохождении христианского подвига.

Какое значение имеют письменные труды преподобного Стефана Филейского?

Письменные труды преподобного Стефана Филейского имеют большое значение для понимания его учения о прохождении христианского подвига. В этих трудах он описывает свой личный опыт и дает руководство тем, кто стремится к духовному развитию и совершенствованию.

Какое значение имеет богословско-аскетический контекст в учении преподобного Стефана Филейского?

Богословско-аскетический контекст играет важную роль в учении преподобного Стефана Филейского. Он связывает свои учение о прохождении христианского подвига с богословскими и аскетическими принципами веры и самоотверженности. Этот контекст помогает понять глубину его учения и его значение для христианской духовной практики.

Что такое прохождение христианского подвига по учению преподобного Стефана Филейского?

Прохождение христианского подвига по учению преподобного Стефана Филейского означает стремление к духовному совершенствованию через отречение и самоотверженность. Это путь, который ведет к объединению с Богом и достижению высшей стадии духовного развития. Учение преподобного Стефана Филейского даёт руководство и направление тем, кто выбирает этот путь.

Кто был преподобный Стефан Филейский?

Преподобный Стефан Филейский был русским православным старцем, жившим в XIX веке. Он был известен своими письменными трудами и духовным наставничеством. Его учение о прохождении христианского подвига имеет важное значение для практикующих христиан.

Какова жизнь и эпоха преподобного Стефана Филейского?

Преподобный Стефан Филейский жил в XIX веке в России. Он провел большую часть своей жизни в монастыре, посвятив себя духовному пути и служению Господу. В то время в России происходили значительные изменения социального и политического характера, но преподобный Стефан Филейский был сосредоточен на духовном истине, а не на мирских делах.

В чем состоит богословско-аскетический контекст учения о прохождении христианского подвига по учению преподобного Стефана Филейского?

Богословско-аскетический контекст учения о прохождении христианского подвига преподобного Стефана Филейского заключается в том, что он видел подвиг как способ приближения к Богу и освящения души. Он учил, что человек должен отрешиться от материальных привязанностей и стремиться к духовному росту через молитву, пост и труд. Таким образом, он объединял богословские и аскетические аспекты веры и практики.