Задачи обучения родному языку детей дошкольного возраста
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 31.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Сущность дошкольного детства 3
2. Задачи и принципы обучения родному языку в системе дошкольного воспитания 8
3. Формы работы по обучению родному языку 14
Заключение 18
Литература 19
Важное значение в воспитании ребенка играет пример окружающих взрослых, систематическое приучение к правилам поведения и полезной деятельности. Ян Амос вопросы обучения и воспитания рассматривал в тесной взаимосвязи. Дидактика по-Коменскому включает теорию обучения и образования, теория воспитания. Педагог пропагандировал предоставлять возможность получения широкого универсального образования. Он считал необходимым всю систему образования связать с обучением родному языку.Обучение детей родному языку на занятиях — планомерный процесс формирования определенных речевых умений и развития мышления ребенка.Занятия дают воспитателю возможность видеть достижения и недочеты в усвоении умений каждым ребенком, наблюдать каждого ребенка.Занятие строится на определенном программном материале так, чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.Все части программы в той или иной степени проходятся на занятиях: ознакомление с окружающим, обогащение словаря детей, обучение разговорной речи или рассказыванию, формирование грамматической правильности речи, воспитание звуковой культуры речи детей, чтение книг и заучивание стихов.Для каждой возрастной группы определено количество недельных занятий по родному языку, ознакомление с окружающим и художественной литературой. В младшей группе в неделю проводится два занятия, в средней и старшей группах — по четыре занятия. В подготовительной группе — пять занятий в неделю. На занятиях дети приобретают навыки организованной речевой деятельности, необходимые знания и умение излагать свои мысли.Руководство развитием речи детей в повседневной жизниУспех развития речи зависит от упражнений, от речевой практики. Между тем удельный вес собственной речи каждого ребенка на занятиях не так уж велик, большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и товарищей. Следовательно, необходимо всячески способствовать тому, чтобы дети имели возможность развивать речь вне занятий. Воспитатель, широко используя детскую инициативу, организует игры и разговоры на интересные детям темы. Перед ним стоят задачи: разумно развивать детскую речевую активность, исправлять ошибки в речи детей (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слово в тех случаях, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребенка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.Успешность руководства развитием речи детей в повседневной жизни, как и результативность обучения на занятиях, зависит от того, сумел ли воспитатель установить контакт с каждым ребенком, завоевать его доверие. Видеть всех и каждого, понимать каждое проявление детской мысли и чувства, любить маленького человека — необходимая предпосылка для успешного воздействия на речь, на личность ребенка в целом.Как утверждал Сухомлинский, интерес к учению обнаруживается там, где есть вдохновение, рождаемое успехом. Вызвать в школьниках это вдохновения, пробудить тягу к знаниям можно при помощи яркого и необычного дидактического материала, а также через использование нестандартных заданий, которые вызывают интерес самой формой работы. К. Д. Ушинский сформулировал требования к упражнениям по языку: разнообразие форм и взаимосвязанность по уровням языка и по характеру формируемых учебных умений, важнейшими из которых считал умение понимать (при чтении) и правильно писать (с орфографической точки зрения). Орфографические умения и навыки, считал ученый, должны закладываться на самых ранних этапах обучения. В правописании он высоко ставил роль правил, одновременно отдавая должное и формированию общей языковой культуры.К. Д. Ушинский ввел новый способ обучения грамоте — звуковой, при сочетании аналитической и синтетической работы по овладению учащимися первоначальным чтением и письмом. Своеобразие методики К. Д. Ушинского заключалось в том, что умение читать приобреталось вслед за умением написать букву. Звуковой метод обучения грамоте поначалу не нашел своих продолжателей, однако основания метода не были забыты и в XX в. благодаря развитию науки о языке вновь возникли и легли в основу продуктивного звукового аналитико-синтетического метода, который в настоящее время применяется при обучении грамоте первоклассников.Для формирования читательского навыка К. Д. Ушинский ввел метод пояснительного чтения, для чего тщательно отбирал классические произведения в качестве дидактического материала, рекомендовал составлять специальные тексты для выработки умения анализировать содержание и языковые средства прочитанного. В учебнике «Родное слово» современный методист находит полноценную систему логико-стилистических упражнений, среди которых предпочтение отдается приему сравнения, который помогает ученикам оформлять собственные высказывания и создавать целые рассказы.Неоценим научный труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология», который внес важный вклад в теорию методики преподавания русского языка. Ученый создает антропологическое описание человека, исходя из конкретной задачи: построить такое знание о человеке, которым мог бы пользоваться педагог-практик. Отсюда практически все выводы об «устройстве» человека рассматриваются через призму конкретных педагогических ситуаций; на основе психологических знаний даются основания педагогических действий, а иногда и прямые методические рекомендации.ЗаключениеУшинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870) – основоположник методики первоначального обучения родному языку. В педагогической системе К. Д. Ушинского подробно разработаны следующие вопросы: -роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности; -цели преподавания родному языку; -дидактические принципы; -средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи. Свои взгляды на обучение Ушинский претворил в жизнь, издав классические учебные пособия «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). В основу своей педагогической системы К. Д. Ушинский положил принцип народности, являющийся ключом к пониманию его взглядов. Центральное место в этой системе занимает учение о родном языке, в котором К. Д. Ушинский видел величайшего народного наставника. Он доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке, утверждая, что родной язык должен быть главным предметом первоначального обучения. Преподавание отечественного языка должно, по Ушинскому, преследовать три цели: -развитие дара слова; -усвоение форм языка; -усвоение грамматики. Для решения каждой цели Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности, сознательности. Заслуга К. Д. Ушинского состоит в том, что он изменил содержание и методы первоначального обучения родному языку, разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. ЛитератураАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 400 с.Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2015. – 250 с.Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для учащихся / К.Д. Ушин-ский // Избранные педагогические произведения. – М. : Просвещение, 2015. – С. 89-151Бородич М., "Методика развития речи детей", М., 2013 г.-120с
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 400 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2015. – 250 с.
3. Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для учащихся / К.Д. Ушин-ский // Избранные педагогические произведения. – М. : Просвещение, 2015. – С. 89-151
4. Бородич М., "Методика развития речи детей", М., 2013 г.-120с
Вопрос-ответ:
Какова сущность дошкольного детства?
Сущность дошкольного детства заключается в том, что это период развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, когда он активно осваивает мир и формирует свою личность. В этом возрасте особое внимание уделяется развитию речи, социально-эмоционального развития, когнитивных навыков и общественной адаптации.
Какие задачи стоят перед обучением родному языку в дошкольном возрасте?
Задачи обучения родному языку в дошкольном возрасте включают развитие речи, обогащение словарного запаса, формирование навыков чтения и письма, развитие коммуникативных навыков и способности к общению, развитие творческого мышления и воображения, формирование речевой культуры и правильной произносительной навыков.
Какие принципы обучения родному языку используются в дошкольном воспитании?
В дошкольном воспитании применяются следующие принципы обучения родному языку: игровой принцип, индивидуальный подход к каждому ребенку, связь с реальной жизнью и окружающей средой, систематичность, преемственность и дифференциация по возрастным группам.
Какие формы работы используются при обучении родному языку в дошкольном возрасте?
При обучении родному языку в дошкольном возрасте используются различные формы работы, такие как игровые занятия, чтение художественной литературы, коммуникативные упражнения, занятия по развитию речи и т.д. Важно создавать разнообразные ситуации для использования языка и стимулировать ребенка к активному общению.
Какое важное значение имеют окружающие взрослые в обучении родному языку?
Окружающие взрослые имеют важное значение в обучении родному языку, так как они являются примером для ребенка. Ребенок наблюдает за речью и действиями взрослых и постепенно осваивает язык, подражая им. Взрослые также могут активно участвовать в развитии речи ребенка, общаться с ним, задавать вопросы и привлекать его к разнообразным языковым играм и упражнениям.
Какая сущность имеет дошкольное детство?
Дошкольное детство имеет свою собственную сущность, которая заключается в процессе формирования личности ребенка, его развитии и подготовке к школе. В этом возрасте особенно важны игра и общение, а также начальное обучение родному языку.
Какие задачи и принципы обучения родному языку в системе дошкольного воспитания?
Задачи обучения родному языку в дошкольном возрасте включают развитие речи, обогащение словарного запаса, формирование навыков чтения и письма. Принципы обучения родному языку включают принцип естественности и достаточности речи, принцип активности и самостоятельного творчества ребенка.
Какие формы работы применяются при обучении родному языку в дошкольном возрасте?
При обучении родному языку в дошкольном возрасте применяются различные формы работы, такие как игры со словами, чтение художественной литературы, проведение бесед и диспутов, различные практические задания по развитию речи и знакомству с буквами.